Правовые нормативно технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Реферат: Организационные и правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон государства, где установлено, что в РФ охраняется труд и здоровье людей; каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
В состав этих основ входит: экологическая безопасность, охрана труда и чрезвычайные ситуации.
1. Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона 1992 г. «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия.
Закон содержит свод правил охраны окружающей среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами этого законодательства являются: охрана природной среды, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
К нормативам относятся ПДК (химического, физического, биологического происхождения). Экологические требования предъявляются всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности и подчиненности.
2. Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основные направления государственной политики в области охраны труда: 1) признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий; 2) установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности; 3) защита интересов работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и другие.
3. Чрезвычайные ситуации. С 1998 г. действует Федеральный закон «О гражданской обороне». Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Основные задачи ГО: 1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; 5) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения и т. п.
Управление безопасностью жизнедеятельности в техносфере — это целенаправленная деятельность государственных, отраслевых органов и ведомств, а также отдельных объединений, организаций, коллективов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности людей, их защите от любых опасностей и вредных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидации их последствий.
Основой управления является решение , которое определяет порядок и способы принимаемых действий и мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности в техносфере. Можно сказать, что обеспечение безопасности жизнедеятельности в техносфере в конечном счете определяется правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений, оформляемых в нормативно-правовые акты.
Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Законодательство РФ об основывается на и состоит из федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Среди них можно выделить федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” . Для реализации этих законов приняты Постановления Правительства РФ “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда” и др.
Управление охраной труда осуществляет блок федеральных органов исполнительной власти, руководимый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития). Оно осуществляет функции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, социального страхования, условий и охраны труда и т. д.
Функции по контролю и надзору, которые ранее осуществлялись Санэпиднадзором Минздрава России, переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет функции по надзору и контролю в сфере труда, а также государственный надзор и контроль за соблюдением, в частности, трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) организует деятельность по установлению связи заболевания с профессией, государственной службы медико-социальной экспертизы и др.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком организации осуществления медико-социальной экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; организует деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий составляет закон Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994), который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В федеральном законе “О пожарной безопасности” (1994) определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России , дается регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, крестьянскими хозяйствами и иными юридическими лицами независимо от форм собственности. Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации последствий аварий.
Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” (1995) характеризует правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Федеральный закон “О гражданской обороне” (1998) отражает задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления , полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления организаций независимо от форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (). В Москве принят закон города Москвы “О защите населения и территорий города от и ”, а также постановления, среди которых важнейшими являются: “Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды”, “О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории Москвы”, “О ходе работ по созданию автоматизированной системы экомониторинга”, “О мерах по обеспечению взрывобезопасности на промышленных объектах Москвы”.
Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области. Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующими органами управления Московской городской системы чрезвычайных ситуаций МГСЧС являются:- на городском уровне — Главное управление МЧС России по Москве;
- на уровне административных округов города Москвы — структурные подразделения Главного управления МЧС России по Москвы, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административных округов города Москвы;
- на уровне районов города Москвы — структурные подразделения управ районов, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на объектовом уровне — структурные подразделения или работники, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления МГСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления МГСЧС определяются соответствующими положениями о них и другими документами указанных органов управления.
Органами повседневного управления силами и средствами МГСЧС являются:- Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Москве, Центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Москве и специальное структурное подразделение Управления гражданской защиты Москвы для оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, объединяемые в Единый дежурно-диспетчерский центр реагирования на чрезвычайные ситуации города Москвы;
- дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы.
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Размещение органов повседневного управления МГСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его повседневное поведение строго соответствовало правовым нормам.
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и в техносфере, является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере являются:
- федеральные законы;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;
- правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):
- приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).
Правовой основой обеспечения безопасности в техносфере является целый ряд федеральных законов:
- «О безопасности гидротехнических сооружений»;
- «О безопасности дорожного движения»;
- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- «О газоснабжении в Российской Федерации»;
- «О пожарной безопасности»;
- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- «О радиационной безопасности населения»;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
- «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации. а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положений и правил.
Основные постановления Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере:
- «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
- «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
- «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»;
- «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
- «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».
Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это прежде всего нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование). Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.
Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».
Законы и подзаконные акты
Правовую основу обеспечения БЖД составляют соответствующие законы и постановления, принятые правительственными органами РФ и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на это органами.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР “О санитарно-эпидемическом благополучии населения” (1991г.) в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
В области охраны труда на предприятиях и учреждениях основными законодательными актами являются Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ), Гражданский кодекс РФ и Основы законодательства РФ об охране труда (Основы).
Понятие охраны труда приведенное в основах, раскрывает главные направления обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
Правовую основу организации работ в ЧС и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994г.), “О пожарной безопасности” (1994г.), “О использовании атомной энергии” (1995г.). среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995г.).
2. Нормативно-техническая документация (НТД).
Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов “Охрана природы”, документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).
В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Система стандартов “Охрана природы” - составная часть государственной системы стандартизации (ГСС). Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов - совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.
Нормативно-техническая документация по охране труда включает в себя:
1. Стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ):
государственные стандарты - ГОСТ;
отраслевые стандарты - ОСТ;
стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других общественных объединений) - СТП;
стандарты научно-технических обществ (союзов, ассоциаций и др. общественных объединений) - СТО.
2. Санитарные правила и нормы:
санитарные нормы - СН;
санитарные правила - СП;
гигиенические нормативы - ГН;
санитарные правила и нормы - САНПиН.
- 3. Правила по охране труда - ПОТ (межотраслевые и отраслевые).
- 4. Правила устройства и безопасной эксплуатации - ПУБЭ.
- 5. Правила безопасности - ПБ (пожарной, взрыво-, электро-, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической).
- 6. Правила защиты - ПЗ (например, правила защиты от статического электричества).
- 7. Строительные нормы и правила - СНиП.
- 8. Инструкции по охране труда:
типовая отраслевая инструкция по охране труда для работников - ТОИ;
инструкция по охране труда для работников ИОТР.
9. Организационно-методические документы (межотраслевые и отраслевые):
положения - П;
Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов “Безопасность в чрезвычайных ситуациях” (БЧС).
Реферат на тему :
ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
Предмет:
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
1. Экологическая безопасность
2. Охрана труда
3. Чрезвычайные ситуации
Список литературы
Введение
Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
Экологическая безопасность
Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. федерального закона «Об охране окружающей природной cpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.
Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через три группы норм: - нормативы качества окружающей среды,
Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,
Механизм исполнения этих требований.
К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.
Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в охране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.
Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.
Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.
Организационную основу службы экологического контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на местах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитратами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.
Основные положения производственного экологического контроля были введены постановлением правительства СССР 1968 года « О мeрax по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление предусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоятельность в определении структуры и финансирования своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.
Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размещение проекта, совместно с органами власти принимать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к ответственности за экологические правонарушения.
Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антропогенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей.
Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружающей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обязательных методов и правил охраны природы. Стандарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентирует основные положения экологического паспорта предприятия.
Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, например, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - охраны растительности.
Федеральный закон «Об охране окружающей при родной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопасности» . В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.
Проблема охраны окружающей среды имеет глобальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972) сформулированы 26 принципов, положенных в основу международного экологического сотрудничества. Декларация провозгласила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений.
Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.
Российской Федерацией приняты к исполнению, в частности:
Протокол 1985 года о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, Протокол 1988 года об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.
Россия стала членом многосторонних конвенций, таких как конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992г.), об охране морской среды Балтийского моря (1992г.), конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий и др.
Охрана труда
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней.
Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.
Основные направления государственной политики в области охраны труда :
Признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;
Установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
Государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов об охране труда;
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда, осуществляемый через профессиональные союзы и иные представительные органы;
Защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной. и индивидуальной защиты;
Применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда.
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
На рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
На возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
На обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контакту) с работодателем. Условия трудового договора (контакта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.
В 1994г. была создана межведомственная комиссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности министерств и ведомств РФ, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.
На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:
Государственные стандарты (ГОСТы) РФ;
Система стандартов безопасности труда (ССБТ);
Отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;
Санитарные правила СП;
Гигиенические нормативы ГН;
Правила безопасности ПБ;
Инструкция по безопасности ив;
Правила по охране труда отраслевые ПОТО;
Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.
Органы государственной власти субъектов РФ на основе государственных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.
Предприятия, учреждения и организации разрабaтывают и утверждают стандарты предприятия. системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных, правовых актов.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.
ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:
Требования безопасности к производственному оборудованию;
Требования безопасности к производственным процессам;
Требования к средствам защиты работающих. Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные_ техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.
Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов должно достигаться при ведением их в соответствие с требованием ССБТ.
Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стандарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.
Инструкция по охране труда (ИОТ) является нормативным документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях и в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работающих отдельных профессий, так и для отдельных видов работ. Инструкции должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.
Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации используемых технических средств, а так же с учетом конкретных условий работы.
Требования ИОТ являются обязательными для работающих. Невыполнение их рассматривается как нарушение производственной дисциплины.
Для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.
Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности работодателя входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности, организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процесс е работы.
Оценка фактического состояния условий труда производится на основании данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в карте условий труда на рабочем месте.
Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда.
Государственное управление ОТ, надзор и контроль осуществляет государственный орган, полномочия которого определяются Президентом РФ и по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила ОТ, утверждаемые этим государственным органом управления ОТ, обязательны для исполнения на территории рф предприятиями всех форм собственности.
Правовые нормы в области защиты населения всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей при родной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительство устанавливает
Чрезвычайные ситуации
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного» характера (1994 г.) определяет общие для Российской Федерации правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и Социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, Снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
Единая государственная Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.
Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительство устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных Органов государственной власти по их ликвидации.
Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.
Для осуществления Государственного управления и Координации органов исполнительной власти создан федеральный орган - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и Ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), который Создает подведомственные ему территориальные Органы. Эти органы в свою очередь, организуют работу в "области защиты населения и территории от ЧС в своей сфере Деятельности и порученных им отраслях экономики.
Федеральные органы исполнительной власти:
Разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в ЧС;
Утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от ЧС;
Обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственно. го и социального назначения;
Финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных,ситуациях;
По отношению к другим организациям осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно федеральными органами Исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления. Постановлением от 24 июля 1995 года. О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС. Определены основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подготовка населения осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного Изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
В целях проверки подготовленности населения в области защиты от ЧС регулярно проводятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки. Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с формированиями предприятий один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на предприятиях и в учреждениях, имеющих численность работников более 300 человек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.
Тренировки с учащимися и студентами должны проводиться ежегодно. Подготовка осуществляется в учебное время. по общеобразовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Подготовка руководителей федеральных органов исполнительной власти субъектов федерации осуществляется на ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых начальником гражданской обороны Российской Федерации - Председателем Правительства РФ.
Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу. Непосредственное руководство ГО в городах, поселках, селах осуществляется руководителями органов исполнительной власти. Ответственность за организацию и состояние обороны на объекте экономики несет его руководитель, он является начальником ГО на объекте. При начальнике ГО объекта создается штаб ГО - орган управления начальника ГО, организатор всей практической деятельности на объекте по вопросам ГО. Он комплектуется в зависимости от величины и важности объекта штатными работниками ГО и из должностных лиц, не освобожденных от основных обязанностей. Начальник штаба ГО является первым заместителем начальника ГО объекта. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать· приказы и распоряжения по вопросам ГО на объекте.
На объектах экономики создаются также службы ГО: оповещения и связи, медицинская, противопожарная, аварийно-техническая, противорадиационной и противохимической защиты, убежищ и укрытий, энергоснабжения, светомаскировки, охраны общественного порядка, транспортная, материально-технического снабжения. На объектах сельскохозяйственного производства создаются, кроме того, служба защиты сельскохозяйственных животных и растений.
Предназначение служб - подготовка необходимых сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и руководство этими силами при выполнении ими указанных работ. Службы возглавляются руководителями соответствующих отделов, цехов, бригад и других подразделений объектов, на базе которых они создаются.
Силами ГО объектов обычно являются невоенизированные формирования ГО. На большинстве объектов комплектуются спасательные отряды, команды или группы, состоящие соответственно из команд, групп и звеньев, а также санитарных дружин. На эти формирования возлагаются розыск пострадавших, извлечение их из-под завалов, из разрушенных зданий и заваленных защитных сооружений, вынос пораженных и оказание им первой медицинской помощи. Формирования оснащаются необходимой техникой.
Сводные отряды (команды, группы) - наиболее мобильные и хорошо оснащенные формирования предприятий. Они предназначены для решения задач, как в военное, так и в мирное время и всегда должны находиться в готовности к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и к ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Кроме формирований общего назначения на объектах создаются формирования служб: разведывательные группы (звенья), посты радиационного и химического наблюдения, группы связи, отряды санитарных дружин и санитарные посты, противопожарные команды, аварийно-технические команды, команды противорадиационной и противохимической защиты, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, группы охраны общественного порядка, подразделения общественного питания и торговли.
Силы гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 3 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 100 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
В 1971году Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет ВОЗ по оказанию медицинской помощи при Стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его Составе постоянно функционирует сектор здравоохранения в ЧС и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям.
В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. МККК занимается организацией и осуществлением экстренной помощи при антропогенных катастрофах, включая вооруженные конфликты.
В 1975 году в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 30 государств. Задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.
Руководство России принимает меры по объединению усилии всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий.
ЛИТЕРАТУРА
1. П.Г. Белов, АФ. Козьяков, С.В. Белов, Г.П. Павлихина, Д.М. Якубович, Б.Г. Давыдов, БА. Еременко. Безопасность жизнедеятельности, ч. 2. - М.: 1995.
2. Ю.Д. Жилов,·Г.Н. Куценко. Справочник по медицине труда и Экологии. - М.: ВШ, 1995.
3. Энциклопедия по безопасности и Гигиене труда (в 4 т.). Пер. с англ. - М.: 1985.
4. Ю.Н. Богоявленский, Т.Н. Улиссова и др. Биология. - М.: 1982.
5. ЕА. Воробьева и др. Анатомия и физиология человека. - М.: 1975.
6. Основы законодательства РФ об охране труда. Человек и труд, 1994, № 5.
7. З.А. Нечаев, М.Н. Фаршатов. Военная медицина и катастрофы мирного времени. М., 1994.
Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические основы управления.
11.1 Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности
11.2 Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях
11.3 Правовые и организационные аспекты обеспечения защиты окружающей среды
Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности
Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объединениях, предприятиях и в организациях.
Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы.
Этими направлениями являются (рисунок 15.1.1):
· обеспечение охраны труда;
· обеспечение охраны окружающей среды;
· прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.
Во всех этих случаях соответствующее законодательство включает в себя одни и те же виды нормативно-правовых актов. Это Федеральные законы, которые принимаются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Так для обеспечения требований законов в области обязательного страхования от рисков для здоровья граждан РФ необходимы разработка и принятие документов, определяющих размер страховых платежей и методики их определения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления БЖД, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.
Для осуществления практической деятельности в области обеспечения БЖД необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Минздравом России, Госстандартом России, Госстроем России, Госгортехнадзором России и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.
Введение Законом о техническом регулировании принципа добровольности выполнения стандартов не распространяется на те из них, которые напрямую направлены на обеспечение безопасности человека и охрану окружающей среды (до разработки соответствующих технических регламентов).
Документация Минздрава включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), санитарные нормы и правила (СанПиН), Госстандарта − Государственные стандарты (ГОСТ), Госстроя строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, Правила и т. д. Законы и подзаконные акты вместе взятые объединяются понятием нормативных правовых актов рисунок 15.1.2).
Законодательство о труде и охране труда является основой управления охраной труда / 12/.
Оно заключает в себя целый ряд законов, главными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовой кодекс РФ (Кодекс).
В Основах зафиксированы права каждого гражданина Российской Федерации по охране труда, в частности:
· на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
· на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
· на получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных травмоопасных производственных факторов;
· на отказ без каких −либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
· на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.
В Кодексе вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».
В первом из этих разделов констатируется, что каждый работник имеет право:
· на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
· на отдых;
· на обязательное социальное страхование;
· на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
· на судебную защиту своих трудовых прав и ряд других.
В главе «Коллективный договор»раздела 2 говорится об обязанности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работников, касающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков.
В этом же разделе отмечается право работников на участие в разработке и принятии коллективного договора (гл. «Участие работников в управлении организацией»).
В разделе «Трудовой договор работодателя»зафиксирована обязанность работодателя обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором, соглашениями и иными нормативными актами.
В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие последней включает в себя выполнение работниками требований Кодекса (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговоров вплоть до увольнения с работы.
В разделе «Охрана труда»отмечается, что обеспечение безопасных условий и охраны труда возложено на работодателя. В ней подробно рассмотрены соответствующие обязанности последних.
В главе «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18лет» рассмотрены льготы и ограничения, связанные с охраной труда, которые для них предусмотрены.
Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.
Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и, кроме того, подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.
Законодательством Российской Федерации может быть установлен более высокий возраст для прохождения ежегодных обязательных медицинских осмотров.
Медицинские осмотры лиц моложе 18 лет осуществляются за счет средств работодателя.
Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.
Запрещен прием на работу лиц до 15 лет.
Исключение составляют обучающиеся в общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования, привлекаемые для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное от него время.
Они могут быть взяты на работу по достижении ими 14 лет, но только с согласия родителей (гл. «Заключение трудового договора»).
В условиях рыночных отношений большую роль для обеспечения охраны труда играет принятый в 1998 г. закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком.
Величина страховых тарифов согласно Федеральному закону « О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год» обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может разниться более чем в 40 раз.
Нормативные правовые акты по охране труда включают в себя:
· гигиенические нормативы (ГН);
· санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздрава России;
· правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России;
· документацию Госэнергонадзора России, основными нормативными документами которого являются правила устройства электроустановок (ПУЭ);
· Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок;
· систему строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России,
· межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ) Минтруда России.
Перечень нормативных подзаконных актов, содержащих государственные требования по охране труда приведен на рисунке 15.1.3.
|
Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта России.
ССБТ − одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС).
Шифр (номер) этой системы в ГСС−12.
Врамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно −технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.
ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.
ССБТ является нормативно − технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике.
Эта система позволила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление.
ССБТ включает в себя несколько подсистем (таблица 15.1.1).:
Таблица 15.1.1
Шифр подсистемы | Подсистемы ССБТ |
Организационно − методические подходы | |
Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов | |
Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию | |
Стандарты требований безопасности к средствам защиты | |
Стандарты требований безопасности к производственным процессам | |
Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям |
Стандарты подсистемы «О» устанавливают:
· цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ;
· терминологию в области охраны труда;
· классификацию опасных производственных факторов;
· принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.
Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП) и отраслевые стандарты (ОСТы).
Стандарты подсистемы «1» устанавливают:
· требования по видам травмоопасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров;
· методы и средства защиты работающих от их воздействия;
· методы контроля уровня указанных факторов.
Стандарты подсистемы «2» устанавливают:
· общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования;
· методы контроля выполнения этих требований.
Стандарты подсистемы «3» устанавливают:
· общие требования безопасности к производственным процессам, отдельным группам технологических процессов;
· методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты подсистемы «4» устанавливают требования безопасности к средствам защиты.