Виды государственной власти. Государственная власть: понятие и виды
О́рганы госуда́рственной вла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.
В Российской Федерации принято разделять органы власти на федеральные и региональные (органы власти субъектов федерации).
К основным федеральным органам власти относятся:
§ Глава государства - Президент Российской Федерации;
§ Федеральный законодательный орган - Федеральное собрание России;
§ Правительство - Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
§ Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентстваРоссии, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России
§ Судебные органы - Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.
На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.
Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС - парламент РФ - является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.
В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.
17. Конституционные основы политической системы России. Многопартийность и политический плюрализм
Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами. Необходимо отметить, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп.
Полное преобразование одной системы в другую называется трансформацией, а процесс реформирования охваченной кризисом системы с целью приспособления к новой политической ситуации называется системным изменением.
В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы.
В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы, которые еще называют подсистемами , обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля за их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим. Некоторые исследователи (Р.Т.Мухаев) выделяют его в качестве функциональной подсистемы или структуры.
В качестве основных функций политической системы Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделили следующие:
функция политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;
функция адаптации к внешней и внутренней среде;
функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;
экстракционная функция, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды;
дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;
регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.
Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция , которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в п. 3 ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.
Теория гражданского общество дополнена теорией политического плюрализма. Плюрализм – множественность. Политический плюрализм – один из принципов политического устройства общества, по которому политическая жизнь должна представлять собой сосуществование множества различных взаимосвязанных и одновременно автономных политических групп, партий, организаций. Каждый гражданин может придерживаться любых взглядов, заниматься их пропагандой, но он должен уважать такое же других и терпеливо относиться к любым проявлениям многомыслия. Плюрализм базируется на признании противоречий, источниках социального и политического развития. Он утверждает неизбежность политических конфликтов, аппозиции, конкуренции политических сил. Отвергает любую монополию на власть, любые тоталитарные и авторитарные режимы. Властные структуры должны избираться народом. Предполагается принцип разделения властей. Государство воспринимается не как аппарат общественного принуждения, в котором исчезла бы и индивидуальность, а как общество свободных личностей, объединяющихся на солидарной основе.
18. Конституционные основы социальной политики в России.
Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.
Внутренняя политика государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычно называется этнической политикой, или политикой в отношении этнических меньшинств. Национальная политика - это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализации.
Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонацио-нальных особенностей в жизни общества должен осуществляться в границах соблюдения прав человека.
В разное время и в различных странах национальная политика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнонациональной, конфессиональной и иной принадлежности в другую (соответствующую) принадлежность) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.
Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации».
После распада СССР начался новый этап в развитии нашего государства на основе традиций российской государственности, принципов федерализма и гражданского общества.
Для нашей многонациональной страны значима продуманная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:
Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
Развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
Обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
Поддержка соотечественников, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.
Основные принципы национальной политики в России
Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.
Содействие развитию национальных культур и языков народов России.
Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
19. Понятие, сущность и принципы российского гражданства. Приобретение и прекращение российского гражданства
Гражда́нство - устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархическихстранах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.
Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.
Гражданство или подданство удостоверяется установленным в государстве способом. Однако среди различных государств практика сильно различается: от права не иметь вообще никаких документов в Великобритании до обязательных ID-карточек в странахЕвропейского союза или даже внутреннего многостраничного паспорта в некоторых странах, входивших в Советский Союз.
Приобретение гражданства
Приобрести гражданство возможно несколькими способами:
§ Филиация-(по рождению) - приобретение гражданства по факту рождения. Выделяется три формы филиации:
§ По праву крови (лат. jus sanguinis ) или получение гражданства через брак родителей - ребёнок приобретает гражданство в случае, если его родители (или один родитель) имеет гражданство данного государства.
§ По праву почвы (земли) (лат. jus soli ) - ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. Отказ от гражданства и лишение гражданства невозможны или затруднены, и наоборот гражданство может быть легко восстановлено (Россия, США, Испания, Литва, Финляндия и др.) [источник не указан 413 дней ]
§ По наследству - редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы. Так лица, бывшие гражданами Латвийской Республики до 17 июня 1940 года, передают свои права на гражданство потомкам. Отличие от «права крови» можно проследить в ситуации, если родители ребенка, граждане Латвийской Республики, юридически умерли до его рождения. Гражданский статус новорожденного при этом зависит от статуса его предков в день 17 июня 1940 года.
§ Натурализация (укоренение) - вступление в гражданство лица по желанию. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (naturalization) исторически означает приобретение прав природных (natural) граждан (или подданных). В рамках натурализации иногда выделяют:
§ Регистрацию - приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом).
§ Дарование гражданства - обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).
§ Оптация - выбор лицом гражданства при изменении государственных границ государств. Процедура оптации регулируется международными договорами таких государств.
§ Трансферт - переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.
Восстановление гражданства
§ Реинтеграция - восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл реинтеграции чаще всего состоит в процедуре, которая в этих случаях применяется. Может предусматриваться в специальных законах и в обычном законодательстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации.
§ Репатриация (от латинского слова repatriate) - возвращение на родину. Термин обычно употребляется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая.
Прекращение гражданства
Законодательство большинства стран предусматривает возможность прекращения (выхода из)гражданства:
§ отказ от гражданства - прекращение гражданства по инициативе гражданина. (С введением в действие Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства подтверждающие приобретение им другого гражданства.)
§ лишение гражданства - прекращение гражданства по инициативе государства. (В соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г. гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства.)
§ смена гражданства - переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды.)
§ Экспатриация (от лат. ex - из и patria - родина, отечество) - временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.
20. Права и свободы человека и гражданина и их закрепление в Конституции России.
Российская Федерация является,согласно Конституции демократическимфедеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Ситуация с правами человека в России является одной из злободневных и крайне политизированных тем современной России.
Права человека в Конституции России
Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина».Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Российской конституцией гарантированы следующие права человека:
1. Личные (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью человека к государству):
§ право на жизнь (ст. 20)
§ право на достоинство (ст. 21, ч. 1)
§ право на безопасность (ст. 21, ч. 2)
§ право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
§ право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)
§ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)
§ право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы (ст. 24, ч. 2)
§ право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
§ право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26)
§ право на пользование родным языком (ст. 26, ч. 2)
§ право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)
§ право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)
§ свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
§ свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1)
§ право на информацию (ст. 29, ч. 4)
2. Политические (возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц):
§ право на участие в управлении делами государства (ст. 32)
§ право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30)
§ право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)
§ право избирать и быть избранным (ст. 32)
§ право обращений в государственные органы (ст. 32)
§ право на информацию (ст. 29)
3. Экономические
§ право на частную собственность (ст. 35, 36)
§ свобода предпринимательской деятельности (ст. 34)
§ свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37)
§ право наследования (ст. 35)
§ право на защиту от безработицы (ст. 37)
4. Социальные (в числе социально экономических):
§ право на отдых (ст. 37)
§ право на социальное обеспечение (ст. 39)
§ право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
§ право на образование (ст. 43)
§ право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
§ право на материнство, детство и отцовство (ст. 38)
5. Культурные:
§ свобода творчества и преподавания (ст. 44)
§ право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями (ст. 44)
§ доступ к культурным ценностям (ст. 44)
6. Экологические (выделяются из числа социально-экономических, но классификация признаётся не всеми исследователями):
§ право на благоприятную окружающую среду
§ право на достоверную информацию о её состоянии
Все права и свободы человека защищаются равным образом, в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод.
Права связаны с обязанностями. Обязанности гражданина Российской Федерации:
§ Соблюдение законов (п. 2 ст. 15)
§ не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод (п. 3 ст. 17)
§ заботиться о своих детях, их воспитании (п. 2 ст. 38)
§ по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (п. 3 ст. 38)
§ Основное общее образование обязательно (п. 4 ст. 43)
§ Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (п. 4 ст. 43)
§ Охрана исторических и культурных памятников (п. 3 ст. 44)
§ Уплата налогов (ст. 57)
§ Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)
§ Защита Отечества (п. 1 ст. 59)
Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.
Основные признаки государственной власти:- публичный характер;
- суверенитет государственной власти;
- легитимность;
- единство;
- разделение властей;
- основана на законах.
К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
- установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
- установление ;
- внешняя политика и международные отношения России;
- оборона и безопасность страны;
- судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.
Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К ним, например, относятся:- обеспечение законности и правопорядка;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
- разграничение государственной собственности;
- вопросы природопользования;
- , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.
Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.
Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.
Органы государственной власти
Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.
Отличительные признаки государственных органов:- органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
- каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
- финансируется из федерального бюджета;
- в своей деятельности отражают задачи и .
- принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
- принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
- принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
- принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).
Виды органов государства:
Основные виды органов власти:- глава государства (монарх или президент);
- законодательные (представительные) органы государственной власти;
- исполнительные органы гос.власти;
- судебные органы гос.власти.
Глава государства
Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.
Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.
Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.
Федеральное собрание
Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.
Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).
Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.
Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.
Процедура принятия федеральных законовПроект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).
Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.
Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.
Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.
Правительство Российской Федерации
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.
Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.
По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Судебная власть
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .
Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).
Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.
Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.
Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.
Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.
Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.
Система субъектов государственной власти РФ
Система и структура государственных органов построена на основании норм, предусмотренных ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ, который предусматривает особую систему органов государственной власти, выраженных в следующих категориях органов;
- Представительных (законодательных).
- Исполнительных.
- Судебных.
Конституция (устав) субъекта РФ может также установить должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Замечание 1
Орган государственной власти выступает в качестве части государственного аппарата, который наделен спектром государственно-властных полномочий и имеет самостоятельную компетенцию, предоставленную государством.
Государство делегирует свои полномочия государственным органам, в результате чего формируется их компетенция.
Субъекты власти формируются с учетом территориальной организации государства, власть осуществляется государственными и местными органами. При этом государственные органы делятся на федеральные органы и органы субъектов РФ.
Принципы деятельности органов государственной власти
Деятельность органов государственной власти базируется на следующих принципах:
- учет государственной и территориальной целостности РФ;
- суверенитет распространяется на всю территорию РФ;
- Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ;
- государственная власть едина;
- имеет место разделение государственных властей на исполнительную, законодательную, судебную, все ветви власти при этом независимы друг от друга;
- федеральные органы власти и муниципальные органы управления независимы друг от друга.
Государственная власть имеет особое оформление, что отражается на системе и структуре органов, ее представляющих. В качестве субъектов государственной власти могут выступать отдельные субъекты, которые занимаются исполнением политических решений, организацией их исполнения. Субъекты власти - это не только государственные органы, они могут быть выражены в социальных и национальных общностях, классах, народе в целом, то есть представлять их интересы, в данный момент государство осуществляет данную функцию в форме компетентных органов и организаций.
Определение 1
Таким образом, объект государственной власти – это подвластные, то есть те, в отношении которых осуществляется государственная власть.
Властные субъекты имеют свою самостоятельную классификацию по следующим основаниям:
- Индивидуальные и коллективные субъекты. Они выступают в качестве участников политического процесса. В качестве коллективных субъектов выступают различного рода образования, в качестве индивидуальных - конкретное лицо.
- Отношение к политике. Здесь выделяют активно политических и пассивно политических субъектов. Первая категории активно участвует в политической жизни страны, вторая каким-либо образом реагирует на властные решения.
- Степень организованности. Здесь выделяют организованные, частично организованный и неорганизованный субъекты. Так, в качестве неорганизованных субъектов можно рассматривать электорат, толпу, конфессии и иные субъекты. В качестве организованных можно назвать политические партии, профсоюзы, корпорации и так далее.
- Характер деятельности . Здесь выделяют институциональные и неинституциональные субъекты.
Замечание 2
В качестве характерной особенности субъектов можно назвать тот фактор, что субъекты и объекты зачастую не совпадают. Те, кто реализует власть, как правило не является теми, в отношении которых власть реализуется, здесь чаще всего идет четкое подразделение. Граждане являются не только субъектами подчинения власти, но и выступают в качестве членов демократического общества, а, соответственно, имеют право реализовывать власть через соответствующую систему органов. Данные положения вытекает из норм Конституции РФ, которая определяет граждан в качестве индивидуальных носителей и источников власти.
Сам термин «функция», произошедший от латинского слова functio - исполнение, осуществление, имеет несколько смысловых значений. С одной стороны, функция рассматривается как социальная роль, предназначение, назначение объекта, с другой - функция есть сама деятельность, работа, обязанность данного объекта.
Под функцией государственной власти понимается обычно её предназначение, которое в соответствии с направлениями деятельности государства воплощается в конкретных видах этой деятельности.
Сущность и свойства государственной власти находятся в органической связи с ее функциями. Функции государственной власти нельзя отождествлять с функциями государства. Взаимоотношение этих категорий может быть определено как соотношение формы и содержания.
Функции государственной власти подразделяются на:
1. Регулятивная функция, то есть направляющая, вносящая порядок, планомерность в общественную жизнь. Регулирование и регламентирование общественных отношений, деятельности организаций и поведение людей в обществе находит своё проявление в правотворческой деятельности государства и его органов.
Правотворческая деятельность в социальном плане - это согласование волевых устремлений различных субъектов социума путем снятия противоречия, выработки компромиссного варианта поведения. На данном этапе закладываются основная легитимация государственной власти, то есть такое состояние, которое выражает правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Правотворческой деятельностью занимаются все органы государственной власти. Вместе с тем необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 94) определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его законодательным органом. Только Федеральное Собрание правомочно издавать федеральные законы, которые обладают высшей юридической силой на территории Российской Федерации.
2. Организаторская функция, то есть практическая организация исполнения, претворения в жизнь государственной политики, что находит своё выражение в исполнительно-распорядительной деятельности государства и его органов.
Правоисполнительная деятельность представляет собой разновидность подзаконной деятельности. Государственные органы и должностные лица реализуют предписания правовых норм в конкретных случаях путем издания акта применения права. Правоприменение представляет собой творческий процесс, когда властвующий субъект, установив фактические обстоятельства дела, находит соответствующее правило поведения, предложенное законодателем, и после окончательной проверки реализует его. Правоисполнительная деятельность - прерогатива органов исполнительной власти, которые наделены определенной частью государственно-властных полномочий, необходимых для практической реализации в общегосударственном масштабе.
3. Охранительная функция, то есть охрана общественного и государственного строя, прав и интересов граждан от всяких посягательств, норм права от нарушений. Эта функция многосложна и объединяет рад конкретных охранительных функций, различающихся по объектам, на охрану которых направлены эти функции, а также по методам и средствам их осуществления.
Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных органов по охране конституционных прав и свобод граждан, общественных объединений, государственных учреждений и организаций путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Общесоциальная важность правоохранительной деятельности, ее многоплановость проявляются в широком диапазоне социальных функций, которые предопределяют основные направления данного вида деятельности: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
Органами, на которые возложена реализация правоохранительной функции, являются суд, прокуратура, следственные подразделения, органы дознания, субъекты оперативно-розыскной деятельности, органы внутренних дел, служба безопасности, федеральные органы налоговой полиции, адвокатура, нотариат и другие. Организационно-правовые формы реализации функций государственной власти принято подразделять на экономические, политические, идеологические и собственно организационные. Эти формы находятся в логическом взаимодействии с правовыми и не могут быть противопоставлены друг другу. В их основе лежат экономические, политические, нравственные законы, но это ни в коей мере не исключает их правовое опосредование.
Поскольку государственная власть представляет собой государственное руководство обществом, то её функции указывают на то, в чём это руководство состоит и как оно осуществляется: оно состоит в регулировании, организации и охране соответствующих общественных отношений и вместе с тем оно осуществляется путём регулирования, организаций и охраны этих общественных отношений. Конечно же, реализация всех функций государственно власти на практике возможна только по средствам воплощения их в конкретной деятельности государства. В этом смысле функции государственной власти выступают и как функции государства.
Однако деятельность государства имеет не только такую властнофункциональную характеристику, но и конкретное предметное содержание. Она проявляется в регулировании, организаций и охране отношений во всех сферах общественной жизни: политической, хозяйственной, идеологической, чем и определяются основные направления деятельности государства. В соответствии с ними функции государственной власти воплощаются в конкретных видах деятельности государства, которыми являются нормотворческая, исполнительно-распорядительная и охранительная деятельность. Это означает, что в любой из сфер общественной жизни (политической, хозяйственной, идеологической) проявляются все три функции государственной власти и соответственно все три вида государственной деятельности: нормотворческая, исполнительно-распорядительная, охранительная. В этом заключается связь функций государственной власти с функциями и конкретной деятельностью государства.
Сказанное ранее свидетельствует о том, что функции государственной власти несколько отличаются от функций государства, поскольку они на практике преломляются в конкретных видах государственной деятельности в соответствии с определёнными направлениями этой деятельности. Поэтому функции государства, будучи производными от функций государственной власти, отличаются от них своим предметным содержанием, определяемым направлениями государственной деятельности, соответствующими конкретным сферам общественной жизни.
Итак, государственная власть имеет регулятивную, организаторскую и охранительную функции, соответствующие её предназначению. Они преобразуются в функции государства, представляющего собой организацию осуществления государственной власти, и проявляются практически в конкретных видах государственной деятельности - нормотворческой, исполнительно-распорядительной и охранительной, которые осуществляются на каждом из основных направлений государственной деятельности в важнейших сферах общественной жизни: политической, экономической и идеологической.
О́рганы госуда́рственной вла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.
В Российской Федерации принято разделять органы власти на федеральные и региональные (органы власти субъектов федерации).
К основным федеральным органам власти относятся:
§ Глава государства - Президент Российской Федерации;
§ Федеральный законодательный орган - Федеральное собрание России;
§ Правительство - Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
§ Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные службы и федеральные агентстваРоссии, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России
§ Судебные органы - Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.
На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.
Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС - парламент РФ - является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.
В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.
17. Конституционные основы политической системы России. Многопартийность и политический плюрализм
Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами. Необходимо отметить, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп.
Полное преобразование одной системы в другую называется трансформацией, а процесс реформирования охваченной кризисом системы с целью приспособления к новой политической ситуации называется системным изменением.
В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы.
В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы, которые еще называют подсистемами , обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля за их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим. Некоторые исследователи (Р.Т.Мухаев) выделяют его в качестве функциональной подсистемы или структуры.
В качестве основных функций политической системы Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделили следующие:
функция политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;
функция адаптации к внешней и внутренней среде;
функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;
экстракционная функция, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды;
дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;
регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.
Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция , которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в п. 3 ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.
Теория гражданского общество дополнена теорией политического плюрализма. Плюрализм – множественность. Политический плюрализм – один из принципов политического устройства общества, по которому политическая жизнь должна представлять собой сосуществование множества различных взаимосвязанных и одновременно автономных политических групп, партий, организаций. Каждый гражданин может придерживаться любых взглядов, заниматься их пропагандой, но он должен уважать такое же других и терпеливо относиться к любым проявлениям многомыслия. Плюрализм базируется на признании противоречий, источниках социального и политического развития. Он утверждает неизбежность политических конфликтов, аппозиции, конкуренции политических сил. Отвергает любую монополию на власть, любые тоталитарные и авторитарные режимы. Властные структуры должны избираться народом. Предполагается принцип разделения властей. Государство воспринимается не как аппарат общественного принуждения, в котором исчезла бы и индивидуальность, а как общество свободных личностей, объединяющихся на солидарной основе.
18. Конституционные основы социальной политики в России.
Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.
Внутренняя политика государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычно называется этнической политикой, или политикой в отношении этнических меньшинств. Национальная политика - это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализации.
Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонацио-нальных особенностей в жизни общества должен осуществляться в границах соблюдения прав человека.
В разное время и в различных странах национальная политика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнонациональной, конфессиональной и иной принадлежности в другую (соответствующую) принадлежность) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.
Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации».
После распада СССР начался новый этап в развитии нашего государства на основе традиций российской государственности, принципов федерализма и гражданского общества.
Для нашей многонациональной страны значима продуманная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:
Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
Развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
Обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
Поддержка соотечественников, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.
Основные принципы национальной политики в России
Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.
Содействие развитию национальных культур и языков народов России.
Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
19. Понятие, сущность и принципы российского гражданства. Приобретение и прекращение российского гражданства
Гражда́нство - устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархическихстранах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.
Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.
Гражданство или подданство удостоверяется установленным в государстве способом. Однако среди различных государств практика сильно различается: от права не иметь вообще никаких документов в Великобритании до обязательных ID-карточек в странахЕвропейского союза или даже внутреннего многостраничного паспорта в некоторых странах, входивших в Советский Союз.
Приобретение гражданства
Приобрести гражданство возможно несколькими способами:
§ Филиация-(по рождению) - приобретение гражданства по факту рождения. Выделяется три формы филиации:
§ По праву крови (лат. jus sanguinis ) или получение гражданства через брак родителей - ребёнок приобретает гражданство в случае, если его родители (или один родитель) имеет гражданство данного государства.
§ По праву почвы (земли) (лат. jus soli ) - ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. Отказ от гражданства и лишение гражданства невозможны или затруднены, и наоборот гражданство может быть легко восстановлено (Россия, США, Испания, Литва, Финляндия и др.) [источник не указан 413 дней ]
§ По наследству - редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы. Так лица, бывшие гражданами Латвийской Республики до 17 июня 1940 года, передают свои права на гражданство потомкам. Отличие от «права крови» можно проследить в ситуации, если родители ребенка, граждане Латвийской Республики, юридически умерли до его рождения. Гражданский статус новорожденного при этом зависит от статуса его предков в день 17 июня 1940 года.
§ Натурализация (укоренение) - вступление в гражданство лица по желанию. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (naturalization) исторически означает приобретение прав природных (natural) граждан (или подданных). В рамках натурализации иногда выделяют:
§ Регистрацию - приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом).
§ Дарование гражданства - обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).
§ Оптация - выбор лицом гражданства при изменении государственных границ государств. Процедура оптации регулируется международными договорами таких государств.
§ Трансферт - переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.
Восстановление гражданства
§ Реинтеграция - восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл реинтеграции чаще всего состоит в процедуре, которая в этих случаях применяется. Может предусматриваться в специальных законах и в обычном законодательстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации.
§ Репатриация (от латинского слова repatriate) - возвращение на родину. Термин обычно употребляется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая.
Прекращение гражданства
Законодательство большинства стран предусматривает возможность прекращения (выхода из)гражданства:
§ отказ от гражданства - прекращение гражданства по инициативе гражданина. (С введением в действие Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства подтверждающие приобретение им другого гражданства.)
§ лишение гражданства - прекращение гражданства по инициативе государства. (В соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г. гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства.)
§ смена гражданства - переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды.)
§ Экспатриация (от лат. ex - из и patria - родина, отечество) - временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.
20. Права и свободы человека и гражданина и их закрепление в Конституции России.
Российская Федерация является,согласно Конституции демократическимфедеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Ситуация с правами человека в России является одной из злободневных и крайне политизированных тем современной России.
Права человека в Конституции России
Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина».Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Российской конституцией гарантированы следующие права человека:
1. Личные (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью человека к государству):
§ право на жизнь (ст. 20)
§ право на достоинство (ст. 21, ч. 1)
§ право на безопасность (ст. 21, ч. 2)
§ право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
§ право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)
§ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)
§ право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы (ст. 24, ч. 2)
§ право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
§ право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26)
§ право на пользование родным языком (ст. 26, ч. 2)
§ право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)
§ право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)
§ свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
§ свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1)
§ право на информацию (ст. 29, ч. 4)
2. Политические (возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц):
§ право на участие в управлении делами государства (ст. 32)
§ право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30)
§ право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)
§ право избирать и быть избранным (ст. 32)
§ право обращений в государственные органы (ст. 32)
§ право на информацию (ст. 29)
3. Экономические
§ право на частную собственность (ст. 35, 36)
§ свобода предпринимательской деятельности (ст. 34)
§ свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37)
§ право наследования (ст. 35)
§ право на защиту от безработицы (ст. 37)
4. Социальные (в числе социально экономических):
§ право на отдых (ст. 37)
§ право на социальное обеспечение (ст. 39)
§ право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
§ право на образование (ст. 43)
§ право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
§ право на материнство, детство и отцовство (ст. 38)
5. Культурные:
§ свобода творчества и преподавания (ст. 44)
§ право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями (ст. 44)
§ доступ к культурным ценностям (ст. 44)
6. Экологические (выделяются из числа социально-экономических, но классификация признаётся не всеми исследователями):
§ право на благоприятную окружающую среду
§ право на достоверную информацию о её состоянии
Все права и свободы человека защищаются равным образом, в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод.
Права связаны с обязанностями. Обязанности гражданина Российской Федерации:
§ Соблюдение законов (п. 2 ст. 15)
§ не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод (п. 3 ст. 17)
§ заботиться о своих детях, их воспитании (п. 2 ст. 38)
§ по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (п. 3 ст. 38)
§ Основное общее образование обязательно (п. 4 ст. 43)
§ Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (п. 4 ст. 43)
§ Охрана исторических и культурных памятников (п. 3 ст. 44)
§ Уплата налогов (ст. 57)
§ Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)
§ Защита Отечества (п. 1 ст. 59)
Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.