Досрочный возврат обеспечения договора по 223 фз. Обеспечение заявки на участие в тендере
Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.
Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта. Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств. Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.
Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.
При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.
С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.
Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.
Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.
Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.
Виды обеспечения заявки
От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.
В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства , внесенные на счет, или банковская гарантия . Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки. Между этими вариантами существует несколько различий.
Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.
Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита. Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита. Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.
В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией . Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку. При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени. После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.
Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут. Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий. Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).
Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.
Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.
Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.
Конкретные требования к содержанию банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.
Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.
Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ. Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню. Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.
Размеры обеспечения заявки
Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.
По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК .
Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК .
В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов .
Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта. И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются. Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.
Сроки возврата обеспечения заявки
Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.
Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.
Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:
— для участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;
— для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;
— отмена торгов;
— направление заявки после окончания срока подачи заявок;
Стоит отметить, что возврат обеспечения при проведении торгов в форме конкурса и закрытого аукциона производится организатором торгов, поскольку именно на его счет участник перечисляет обеспечение.
В случае проведения электронного аукциона обязанность по возврату обеспечения заявки возложена на оператора торговой площадки. За неисполнение данной обязанности он несет административную ответственность, так же как и организатор торгов при проведении конкурса и закрытого аукциона.
Однако со стороны участника будет благоразумно не ждать от Заказчика или оператора автоматического возврата обеспечения, а обеспокоиться этим вопросом самостоятельно. Для этого стоит направить Заказчику или оператору письмо на возврат обеспечения заявки. Тем самым вы напомните им о необходимости исполнения обязанности, установленной Законом о контрактной системе, и сможете вовремя получить свои деньги обратно.
Срок возврата обеспечения заявки по 44-ФЗ по электронным аукционам установлен в пределах 1 рабочего дня со дня возникновения определенного случая. Эти случаи следующие:
— опубликование итогового протокола;
— отмена торгов;
— подача одним участником двух и более заявок на один аукцион, если они отозваны до этого не были;
— получение заявки после истечения срока для подачи;
— истечение срока аккредитации;
— отзыв документа на участие в торгах участником;
— отзыв документа на участие в торгах участником закупки после подведения итогов аукциона;
— отстранение участника от торгов;
— участник не явился на процедуру торгов по аукциону;
— заявка не соответствует требования документации и Закона;
— отказ от подписания контракта;
— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).
Но и без наступления вышеуказанного, участник имеет право вернуть деньги, находящиеся на счете оператора торговой площадки, при условии, что эти средства не заблокированы оператором и не подлежат перечислению Заказчику. Для возврата участник должен направить оператору соответствующее требование о возврате, которое оператор торговой площадки обязан исполнить в течение трех рабочих дней.
В каких случаях обеспечение заявки не возвращается участнику?
Выше мы рассмотрели случаи, при наступлении которых обеспечение заявки, предоставленное участником в виде перечисления денежных средств на счет Заказчика или оператора, возвращается участнику. Но также существуют случаи, которые позволяют Заказчику или оператору не возвращать данные денежные средства. Тем самым компенсируются возможные потери Заказчика от недобросовестных действий участника. К таким условиям относятся:
— уклонение участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— отказ участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— непредоставления обеспечения исполнения контракта;
— подтверждение контракта не соответствует требованиям законодательства и документации.
Стоит отметить, что некоторые эти случаи порой не зависят от воли участника. Поэтому участнику закупки стоит обратить пристальное внимание на соблюдение всех требований законодательства, особенно в части требований к форме и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.
Обеспечение заявки по 223-ФЗ
В отличие от единых требований для государственных и муниципальных Заказчиков установленных Законом о контрактной системе, подтверждение заявки по 223-ФЗ носит строго индивидуальный характер для каждого Заказчика, поскольку сам закон не устанавливает никаких положений относительно обеспечения заявки. Соответственно каждый Заказчик в своем положении самостоятельно устанавливает размер обеспечения документа на участие в торгах, условия и порядок его предоставления, его виды, а также определяет возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ.
Поэтому если в государственных закупках участники привыкают к одним и тем же «правилам игры», то в случае корпоративных закупок следует проявить особенную внимательность и осторожность. Прежде чем принять решение об участии в закупке стоит досконально ознакомиться с Положением о закупке конкретного Заказчика, изучить все условия и тщательно их придерживаться, чтобы избежать наступления неблагоприятных последствий.
На практике некоторые Заказчики не изобретают велосипед, и используют положения Закона о контрактной системе по аналогии, иногда изменяя только незначительные детали. Но так же встречаются и такие Заказчики, которые внедряют абсолютно неизвестные контрактному закону механизмы и институты. Наиболее распространённым видом обеспечения документа на участие в торгах по 223-ФЗ является денежный залог, который подлежит перечислению на банковский счет Заказчика, осуществляющего закупку. Возврат этих средств также осуществляется по правилам, установленным положением конкретного Заказчика.
Закон № 223-ФЗ регулирует закупочную деятельность госкорпораций, естественных монополий и организаций, занимающихся регламентированными видами деятельности.
Способ размещения заказа.
Закупка по 223-ФЗ может быть проведена в виде:
- Торгов: аукциона или конкурса;
- Без организации таковых.
Если поставщик определяется посредством проведения аукциона, то побеждает предложение, которое имеет наименьшую цену контракта. При проведении конкурса заказчик самостоятельно выбирает победителя, основываясь на установленных параметрах оценки.
Аукцион.
Использование тендерного кредита сегодня является самым распространённым способом обеспечить обязательства участника аукциона по 223-ФЗ. Получение кредитных средств позволяет компании не изымать денежных средств из своего оборота, а также участвовать параллельно в нескольких процедурах, даже если суммы обеспечения заявок на участие достаточно высокие. При этом победа в аукционе и заключение контракта позволяет поставщику получить ещё один стабильный источник прибыли.
Конкурс.
Участники конкурсов по 223-ФЗ чаще сего используют банковскую гарантию, чтобы обеспечить исполнение своих обязательств. Этот вариант также позволяет сохранить собственные средства в обороте компании, при этом гарантом исполнения обязанностей конкурсанта является банк, выдавший гарантию. И именно он будет обязан уплатить заказчику сумму обеспечения заявки в том случае, если участник будет объявлен победителем, но откажется от заключения контракта. Однако следует помнить, что согласно ГК РФ, гарант имеет право требовать возмещения уплаченных заказчику денежных средств в порядке регресса с принципала.
Размер обеспечения конкурсного предложения составляет от 1% до 5% от НМЦК, но не менее 5%, если заявка обеспечивается банковской гарантией.
Возврат средств, обеспечивающих участие в закупке.
Обеспечение возвращается участнику, если:
- Его предложение отклонено;
- Закупка завершена без объявления победителя;
- Поставщик не стал победителем;
- Победитель заключил контракт с соблюдением всех законодательных норм.
Заказчик удерживает денежные средства или сумму по БГ в том случае, если победитель уклоняется от заключения контракта, не предоставляет обеспечение исполнения контракта или предоставляет его, но без соблюдения требований действующего законодательства.
Если Ваша организация планирует участвовать в закупках, обратитесь в «РосТендер»! Опытные специалисты помогут получить тендерный кредит по привлекательным тарифам, а также оформить банковскую гарантию в кратчайшие сроки. Помимо этого, Вы сможете получить профессиональную консультационную поддержку на всех этапах государственного или коммерческого тендера. Наши сотрудники всегда помогут Вам разобраться в тонкостях и нюансах действующего законодательства, регулирующего закупочную деятельность в нашей стране.
Дата: 25.07.2016
Осуществляя закупку по 44-ФЗ, заказчик обязан устанавливать требование к обеспечению заявки, если закупка осуществляется через конкурс или аукцион 1 . Такое требование должно повышать ответственность участника закупки за выполнение тех обязательств, которые он берет на себя, подавая заявку: в частности, в случае своей победы - за обязательство подписать контракт на условиях, установленных заказчиком в документации о закупке, и условиях своей заявки.
Форма обеспечения (внесение участником закупки депозита денежных средств или предоставление банковской гарантии) зависит от способа закупки - если проводится электронный аукцион, вносятся денежные средства, если проводится конкурс или закрытый аукцион, то участник закупки сам выбирает тот вариант, который ему удобнее.
При проведении конкурса или закрытого аукциона денежные средства могут быть внесены участником торгов на специальный счет, указанный заказчиком в документации о закупке.
Участнику электронного аукциона необходимо разместить денежные средства на лицевом счете участника, открытом оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах (при подаче заявки на участие в аукционе оператор блокирует денежные средства на этом счете в размере обеспечения заявки).
Конечно, по сравнению с банковской гарантией внесение денежных средств может быть для участника закупки менее привлекательным, так как для использования этого варианта ему необходимо иметь свободные денежные средства, которые он может временно вывести из своего оборота.
Напомним, что в зависимости от решения заказчика и условий конкретной закупки размер обеспечения заявки может достигать 5 % от начальной (максимальной) цены контракта и не может быть менее 0,5 % 2 . Поэтому на практике внесение денежных средств чаще всего применяется участниками закупок только в том случае, где этого нельзя избежать, а именно при участии в электронном аукционе. И именно поэтому вопрос о получении обратно внесенных в качестве обеспечения заявки денежных средств является актуальным как для тех участников, которые становятся победителями торгов, так и для тех, кто проигрывает торги.
В законодательстве по этому поводу установлены определенные «правила игры» 3 . Рассмотрим их с учетом особенностей применяемого способа закупки.
Способы, процедуры, сроки и случаи возврата обеспечения заявки
Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, осуществляется путем их перечисления заказчиком на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона, а при проведении электронного аукциона - путем прекращения их блокирования оператором электронной торговой площадки на лицевом счете, открытом площадкой для участника закупки.
В первом случае сведения о счете, на который заказчик должен перечислить деньги, содержатся в платежном поручении (его копии), которое участник конкурса или закрытого аукциона обязан предоставить в составе своей заявки 4 . После наступления того или иного основания для возврата обеспечения (см. ниже) каких-либо отдельных действий от участника закупки в принципе не требуется, хотя направить заказчику письмо с просьбой вернуть обеспечение заявки, наверное, все-таки не помешает 5 .
Во втором случае участник закупки после разблокировки средств на своем лицевом счете может либо оставить эти средства у оператора для их использования при участии в других закупках, либо получить их на свой банковский счет в соответствии с регламентом конкретной площадки.
Например, соответствующий регламент площадки «Сбербанк-АСТ» 6 устанавливает, что вывод (возврат) денежных средств производится на основании поручения (заявления) участника, оформленного в личном кабинете на электронной площадке. При этом оператор отклоняет заявление на вывод (возврат) денежных средств, если указанный размер средств превышает остаток свободных средств на лицевом счете участника - такое может, в частности, произойти, если после разблокировки средств участник подал новую заявку на участие в новом электронном аукционе. Перечисление денежных средств производится по реквизитам, указанным в поручении (заявлении), а при отсутствии таковых - по реквизитам, указанным участником при аккредитации на электронной площадке. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней со дня получения оператором соответствующего поручения (заявления) от участника. Отметим, что данный срок не придуман электронной площадкой, а обусловлен соответствующей нормой законодательства 7 .
Возврат денег на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона должен быть осуществлен в течение 5 рабочих дней , а прекращение блокирования средств на счете при проведении электронного аукциона - в течение 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев 8:
- Подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона или протокола закрытого аукциона. Но это положение касается только тех участников закупки, которые проиграли торги. Если торги состоялись или в соответствии с подписанным протоколом контракт заключается с единственным их участником, то в отношении победителя (единственного участника) действуют другие случаи (см. ниже пункты 2 и 7). Данный протокол должен быть размещен в ЕИС при открытых способах закупки, либо сведения об этом решении должны быть адресно сообщены участникам закупки при закрытых способах.
- Заключение контракта с победителем торгов (единственным участником торгов). Это положение касается только победителя (единственного участника торгов), ведь функция обеспечения заявки как раз и заключается в том, чтобы мотивировать его к заключению контракта по итогам торгов. Отметим, что заключение контракта может состояться не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола с итогами торгов 9 .
- Отмена заказчиком торгов. В этом случае возврат обеспечения осуществляется в отношении всех участников. Отметим, что решение об отмене торгов должно быть размещено в ЕИС в день принятия этого решения (при открытых способах закупки), а также быть незамедлительно доведено до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками); торги считаются отмененными с момента размещения решения об их отмене в ЕИС 10 . При закрытых способах закупки происходит только адресное уведомление участников закупки о принятом решении.
- Отклонение заявки участника торгов. В этом случае возврат обеспечения осуществляется именно в отношении данного участника. Отметим, что решение об отклонении заявки должно быть зафиксировано заказчиком в протоколе, который размещается в ЕИС (при открытых способах закупки) не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола при проведении открытого конкурса 11 , или не позднее даты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 12 . При закрытых способах закупки соответствующий протокол в ЕИС не размещается, а происходит только адресное уведомление участников о принятом решении. К этому же случаю приравнивается ситуация, когда участник отстраняется от участия в торгах или заказчик отказывается заключать с ним договор в любой момент до заключения контракта по причине того, что заказчик выявил, что участник торгов предоставил в своей заявке недостоверную информацию в отношении своего соответствия установленным требованиям или нарушил правила поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 13 . Также укажем, что в законодательстве определен особый случай, когда отклонение заявки участника электронного аукциона может наоборот являться основанием для отказа в возврате ему обеспечения заявки (см. ниже).
- Отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок. Для этого участник закупки должен направить заказчику или оператору электронной площадки соответствующее уведомление, а датой отзыва будет считаться дата получения адресатом данного уведомления 14 . Отметим, что если получение адресатом уведомления произойдет после установленного срока подачи заявок, то такое уведомление будет считаться недействительным, и поэтому участник закупки не сможет рассчитывать на быстрый возврат обеспечения своей заявки - оно будет происходить по другим основаниям и, следовательно, в другие сроки. В уведомлении об отзыве заявки рекомендуется отдельно обратить внимание адресата на необходимость осуществить возврат обеспечения заявки (см. для примера образец уведомления об отзыве заявки на участие в открытом конкурсе в СПС «Консультант Плюс» (Путеводитель по контрактной системе)).
- Получение заявки на участие в торгах после окончания срока подачи заявок. Следует отметить, что тут могут быть сложности с определением даты поступления такой заявки при использовании неэлектронных способов закупки, так как законодательство требует здесь от заказчика регистрации поступления тех заявок, которые он получает только до наступления указанного срока 15 . Поэтому участнику закупки рекомендуется направлять свою заявку таким образом (например, заказным письмом с уведомлением), чтобы срок поступления заявки мог быть зафиксирован документально независимо от того, когда она поступит заказчику.
- Получение заказчиком решения органа, уполномоченного на проведение контроля в сфере закупок, об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, а в случае проведения электронного аукциона - получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения. Напомним, что для заключения контракта с единственным участником торгов как с единственным поставщиком (за исключением отдельных случаев) заказчику необходимо получить согласование от ФАС или органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления), уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок 16 . Если такого согласования не будет, то контракт по итогам закупки не заключается, а участнику закупки, с которым заказчик собирался заключать контракт как с единственным участником, возвращается обеспечение заявки. Отметим, что случай проведения электронного аукциона как раз сейчас попадает в исключения из этого правила - по его итогам согласования в заключении контракта с единственным поставщиком не требуется.
Кроме того, оператор электронной площадки обязан прекратить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, который не принял участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в нем в течение 1 рабочего дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона 17 .
Обратим также внимание на то, что оператор электронной площадки должен возвращать участнику электронного аукциона не только сумму самого обеспечения, но и доходы, полученные им от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке 18 .
Такие доходы могут представлять собой депозитные проценты, если оператор площадки использует для операций со средствами обеспечения заявок счет, открытый в банке по договору банковского вклада. Однако на практике данное положение, как правило, не работает - чаще всего операторы, не видя для себя каких-то выгод в использовании депозитного счета (ведь проценты все равно должны быть отданы участнику закупки), используют для данных операций простой банковский счет, где на размещенные средства банк не начисляет никакие проценты. Тем не менее, участникам закупки рекомендуется все-таки выяснить у оператора электронной площадки, какой счет он использует для операций со средствами обеспечения заявок. Если это все же счет банковского вклада, а никаких дополнительных сумм оператор участнику не перечисляет, то необходимо потребовать от оператора перечисления соответствующих сумм, а если он на это не идет, то обратиться по этому поводу в суд 19 .
Однако отметим, что в соответствии с положениями федерального законодательства о контрактной системе рассмотренное требование о выплате участникам электронного аукциона доходов, полученных оператором электронной площадки, не распространяется на те электронные площадки, которые прошли отбор еще до вступления в силу 44-ФЗ 20 . К числу этих площадок относятся: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru), ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» (www.ets-micex.ru), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (www.zakazrf.ru), ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов» (www.sberbank-ast.ru), ООО «Индексное агентство РТС» (www.rts-tender.ru) 22 .
Ответственность заказчика и оператора электронной площадки за возврат обеспечения заявки
В случае просрочки исполнения заказчиком или оператором электронной площадки предусмотренных своих обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе победивший в закупке, вправе потребовать уплаты пеней 23 . Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьей срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ 24 от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено. И такие прецеденты, когда участники закупок взыскивают с заказчиков проценты за неправомерное пользование своими денежными средствами, уже есть 25 .
Также здесь предусмотрена и административная ответственность. В частности, нарушение сроков возврата (разблокирования) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, влечет наложение на заказчика или оператора электронной площадки административных штрафов от 5 до 90 тыс. руб. 26
Кроме того, нужно отметить, что в случае проведения электронных аукционов солидарную ответственность вместе с оператором электронной площадки за соблюдение срока возврата денежных средств обеспечения заявки несет и банк, который обслуживает счет оператора 27 .
Случаи, когда денежные средства обеспечения заявки не возвращаются участнику закупки
Участник закупки не может рассчитывать на возврат обеспечения заявки в следующих случаях 28:
- Участник закупки, признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), отказался или уклонился от заключения контракта. Отметим, что здесь идет речь о единственном участнике торгов или победителе торгов. Если контракт не подписывает участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер, то это не считается уклонением от заключения контракта 29 . Что же касается электронного аукциона, то ситуация с формально-правовой точки зрения здесь не очень ясная: с одной стороны, в законодательстве здесь нет такой же нормы, как в отношении конкурса (см. выше), а с другой - порядок и сроки заключения контракта по итогам электронного аукциона и установленные сроки возврата обеспечения заявки допускают возможность того, что к моменту, когда «первый номер» будет признан уклонившимся от заключения контракта, «второму номеру» обеспечение заявки будет уже возвращено и в случае, если и он тоже уклонится от заключения контракта, «не возвращать» ему будет нечего. Однако с учетом того, что законодательство позволяет «второму номеру» отказаться от заключения контракта 30 , вопрос о невозврате ему обеспечения заявки обычно в практике не поднимается.
- Участник закупки, признанный победителем закупки, не предоставил заказчику или предоставил с нарушением установленных условий обеспечение исполнения контракта 31 .
Особое внимание следует обратить на то, что в законодательстве определен особый случай, когда при проведении электронного аукциона оператор электронной площадки не возвращает обеспечение заявки участнику закупки, заявка которого на участие в аукционе отклонена 32 . Это происходит, если на одной электронной площадке в отношении одного участника закупки 3 раза в течение одного квартала аукционные комиссии (одного или нескольких заказчиков) принимают решение о несоответствии вторых частей его заявок требованиям аукционной документации 33 - в этом случае участнику не возвращается обеспечение последней из этих 3 заявок.
Говоря простым языком, эта норма призвана наказывать тех участников закупки, которые недобросовестно и небрежно подходят к составлению заявок и причем делают это систематически. Однако у участника закупки, который попадает под такую санкцию, имеется возможность обжаловать ее применение - в течение 30 дней после последнего отклонения заявки обеспечение заявки остается заблокированным на счете оператора электронной площадки и только по истечении этого срока перечисляется заказчику. Это время как раз и дается участнику закупки, чтобы обжаловать решение аукционной комиссии. Отметим, что практика решения споров в ФАС и судебная практика по этому поводу весьма любопытны.
Пример
Во Владимирской области в мае 2014 г. участник закупки (асфальтобетонный завод) подал в один день 28 заявок на участие в электронных аукционах, проводимых областной администрацией. Все эти заявки были отклонены заказчиком по причине того, что в них отсутствовали документы, требуемые аукционной документацией. На основании этого оператором электронной площадки была продолжена блокировка денежных средств в отношении средств обеспечения каждой третьей заявки участника закупки (удержанная сумма составила 750 тыс. руб.). Завод обратился в суд, считая, что в его действиях не было признака систематичности, так как его заявки подавались одномоментно и все они имели одинаковые нарушения, ставшие причиной их отклонения. Хотя денежные средства уже были перечислены оператором электронной площадки заказчику, судебная тяжба в судах различных инстанций по этому делу не закончена до сих пор и имеет богатую историю 34 .
Также неоднозначно трактуется понятие «квартал». По мнению Минэкономразвития РФ квартал начинается с даты принятия аукционной комиссией решения о несоответствии первой заявки, поданной таким участником 35 , то есть, например, аукционные заявки, поданные в декабре и январе, считаются поданными в течение одного квартала. Но в соответствии с гражданским законодательством квартал считается равным 3 месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года 36 . Хотя логически, наверное, все-таки более обоснована первая интерпретация - ведь если участник закупки подал 2 «кривые» аукционные заявки в конце одного календарного квартала, а еще 2 такие же заявки в начале следующего календарного квартала, то в трактовке гражданского законодательства ни под какие санкции он не подпадет. Отметим, что и в судебной практике встречается трактовка понятия «квартал», не совпадающая с трактовкой гражданского законодательства - суд рассматривает аукционы, произошедшие в марте и апреле, как состоявшиеся в течение одного квартала 37 . В административных же регламентах электронных площадок понятие «квартал», как правило, тоже никак не уточняется.
1 Ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2 Ч. 14-15 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3 Ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
4 П. 5 ч. 2 ст. 51 и п. 4 ч. 2 ст. 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
7 Ч. 28 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
8 Ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
9 Ч. 2 ст. 54 и ч. 9 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
10 Ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
11 Ч. 12 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
12 Ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
13 Чч. 9-10 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
14 Ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
15 Ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
16 П. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
17 Ч. 23 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
18 Ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
20 Ч. 10 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
21 Письмо Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».
22 Письмо Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».
23 Ч. 29 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
24 С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).
25 См., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2015 N Ф08-4824/2015 по делу N А18-525/2014
26 См. ст. 7.31.1 КоАП.
27 Ч. 11 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
28 Ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
29 Ч. 6 ст. 54 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
30 Ч. 14 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
31 Обеспечение исполнения контракта должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
32 Ч. 27 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
33 . 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ФЗ 223 характер обеспечения не указан. Если Вы ищете возможность предоставить как условие исполнения контракта или для подтверждения своего участия в конкурсе, то читайте внимательно Положение о закупке, представленное Заказчиком по 223 закону на специальном сайте. Текст 223 фз особое внимание уделяет информационному обеспечению конкурсных заявок и любых договоров.
223 ФЗ об информационном обеспечении
223 закон обязывает Заказчиков позаботиться об обеспечении закупок в информационном плане. Это значит, что сделки по №223 закона, совершенные без открытого информирования о них на государственном общероссийском сайте, собственных ресурсах - являются нарушением правил этого фз. Получается, что все сведения о подготовке и совершении сделки находятся в общей доступности для участников мероприятия. В том числе и финансовое обеспечение заявки или договора по 223-ФЗ должно быть озвучено Заказчиком посредством интернет. Это поможет участнику заявки или претенденту на договор сориентироваться – оформлять ему гарантии банка или .
Информационное обеспечение по 223 фз – все открыто
План закупок по 223 фз и его обеспечение выносится на официальный сайт или собственный ресурс ежегодно, либо с учетом срока поставок, а это может быть период от 3 до 7 лет в зависимости от продукции. По правилам закона №223 плановые закупки нужно обеспечить информацией следующего порядка, это:
- извещение,
- документация,
- проект,
- изменения в извещении или документации, если есть,
- разъяснения документации,
- протоколы,
- данные из Положения.
Обеспечение заявки по 223 ФЗ в Положении о закупке
Положение о закупке обеспечивает деятельность Поставщика и Заказчика. В этом документе содержатся:
- требования к закупке,
- все процедуры по закупкам (порядок, способы, условия осуществления),
- заключение - пошагово и исполнение договора,
- требование к обеспечению по 223 фз в качестве задатка .
Цена обеспечения по 223 ФЗ
Часто участники торгов и претенденты на важный договор сталкиваются с тем, что по вопросу размера обеспечения в 223 ФЗ нет ясности. Закон 223 не дает определения формы обеспечения и явного указания на цену.
Ограничений по обеспечению заявок и ценных договоров в таком случае нет. Однако Заказчик в конкретном извещении о мероприятии прописывает свои условия. Что это будет – определенная сумма денег, бг или залог – нужно исходить из правил по сделке, официально описанных в интернете.
Какие обязательства обеспечиваются по 223 фз?
Итак, организатор торгов по 223 ФЗ по своему усмотрению назначает обеспечение , о чем говорится в закупочной документации. Обязательства, рассматриваемые по фз с денежным обеспечением или по гарантии, это:
- участив в аукционе или других торгах,
- согласие на то, что на аукционе нельзя менять или отзывать последний результат по истечении срока приема ценовых предложений,
- согласие на исполнение договора.
Когда вы определитесь с типом обеспечения, которое требуется на участие в закупках по 223-ФЗ , звоните нам! Профессионалы нашей компании оперативно посодействуют в том, чтобы Вы могли приобрести чистые гарантии банка или на лояльных условиях пройти тендерное кредитование. Ваши финансовые помощники на связи.
Отличия закупок по 223-ФЗ от норм 44-ФЗ
- Размер обеспечения договора по 223-ФЗ устанавливается заказчиком в положении о закупках.
- Заказчиками являются компании с долей государственного участия более 50 %, естественные монополии (РЖД, нефтегазовые компании и т. д.), компании регулируемой сферы деятельности (энергетика, водоснабжение и т. д.) и бюджетные субъекты, использующие внебюджетные средства для закупок.
- Условия контракта по 223-ФЗ могут быть изменены, если это отражено в тендерной документации или по согласованию с исполнителем.
- Срок подачи заявок, возможный тип обеспечения и требования к поставщикам регламентируются положением о закупке.
Проведение закупок по 223-ФЗ в значительной степени расширяет возможности заказчиков, но при этом сохраняется открытость процедур (публикация информации на сайте ЕИС) и возможность оспаривания решений заказчика путем подачи жалобы в ФАС.
Компания Gostender Style осуществляет помощь в быстром оформлении банковских гарантий с любым размером обеспечения исполнения по 223-ФЗ.