Упрощенное оформление дтп. Порядок оформления дтп без участия сотрудников гибдд
Оформление ДТП без ГИБДД - порядок действий водителям соблюсти очень важно, так как его нарушение может привести к отказу в страховом возмещении. Наша статья поможет выбрать правильный способ оформления аварии и разъяснит, как именно нужно действовать в той или иной ситуации.
Как оформить ДТП без вызова ГИБДД?
Вызывать ГИБДД непосредственно на место аварии требуется, только если причинен вред здоровью или погиб человек. Если же все ограничилось имущественными потерями, ждать приезда инспекторов ДПС необязательно.
Однако исключительно «имущественное» ДТП еще не значит, что полиция не будет задействована совсем. Ее участие зависит также от наличия у водителей разногласий относительно дорожного инцидента.
Под таковыми понимаются:
- разная оценка обстоятельств аварии: вины, направления движения, цвета светофора, приоритета движения и т. д.;
- споры по перечню и характеру повреждений, полученных в аварии.
Отсутствие разногласий значит, что все причастные водители однозначно оценивают произошедшее и никто не утверждает, что какие-либо из повреждений имелись на авто противоположной стороны до аварии.
Существуют следующие варианты действий по оформлению таких ДТП:
- При наличии спора обязательно информируется полиция. Водители получают указания о том, как произвести фотофиксацию ДТП и куда им нужно прибыть для оформления документов. Иногда на такие ДТП даже выезжают инспектора (например, если поблизости есть экипаж ДПС).
- При отсутствии спорных моментов водители не обязаны сообщать об аварии в полицию. Они могут выбрать 1 из вариантов:
- не оформлять документы о ДТП;
- оформить документы по европротоколу, то есть без участия полицейских;
- прибыть на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции и оформить происшествие там.
Оценка возможности оформления ДТП без пострадавших самостоятельно
Итак, произошла авария. Пострадавших нет. Всем причастным водителям следует:
- Совместно осмотреть место ДТП и оценить:
- какому именно имуществу был причинен вред: автомобилям, багажу, грузу, объектам дорожной инфраструктуры (ограждениям, дорожным знакам, светофорам), прочему имуществу (зданиям, сооружениям и т. д.);
- какова примерная величина ущерба транспорту в рублях.
- Установить, имеются ли разногласия относительно инцидента.
Если разногласия имеются, без участия полиции не обойтись. Порядок действий в этом случае такой:
- записываются контакты очевидцев;
- об инциденте сообщается полиции, после чего последняя дает указания о месте, куда необходимо прибыть для оформления документов;
- самостоятельно осуществляется фото- и/или видеосъемка места аварии (о правилах осуществления расскажем далее);
- составляется схема ДТП (желательно, но не обязательно);
- транспортные средства убираются с проезжей части, если из-за них затруднено движение (за невыполнение этого требования ПДД предусмотрен штраф);
- водители направляются к месту оформления ДТП, указанному полицией.
При отсутствии спора по обстоятельствам и повреждениям водители определяют, какой вариант из 3 названных ранее им выбрать:
- не оформлять ДТП,
- воспользоваться европротоколом;
- обратиться в полицию.
Когда можно не оформлять документы о ДТП?
Перед тем как оформить ДТП самостоятельно, нужно оценить целесообразность этого. Не все водители знают, что с 2014 года у них есть право не фиксировать аварию при наличии одновременно 2 условий:
- В результате происшествия пострадало только имущество водителей (их груз, багаж, транспорт). Если повреждено иное имущество, например дорожное ограждение, надо ехать в полицию.
- У водителей нет нужды в оформлении документов. Например, так может разрешиться ситуация, когда повреждения незначительны и виновник готов возместить ущерб сразу. Такое часто бывает, если:
- у виновника нет ОСАГО (соответственно, оформление по европротоколу невозможно, обращение в полицию повлечет штраф за отсутствие страховки, а ущерб возмещать придется в любом случае);
- у виновника есть ОСАГО, но он понимает, что обращение потерпевшего в страховую повлечет увеличение стоимости страховки.
Если водители договорились выбрать этот вариант, исключается их привлечение к ответственности за оставление места ДТП. При этом, чтобы обезопасить себя от недобросовестных действий других водителей, рекомендуется:
- Зафиксировать все на фото или видео, собрать контакты очевидцев.
- Осуществить передачу денег в счет компенсации повреждений сразу же после аварии. При этом виновнику следует взять с потерпевшего расписку в получении денег с указанием паспортных данных плательщика и получателя, причины выплаты, конкретной суммы и оговорки об отсутствии претензий по аварии. Если же пострадавший согласен подождать, ему нужно взять с виновника расписку с обязательством выплаты по этому инциденту, переписать его паспортные данные, обменяться контактами.
Условия составления европротокола (оформления ДТП без участия сотрудников полиции)
Оформить дорожный инцидент по европротоколу — значит оформить ДТП без ГИБДД (т. е. сотрудники полиции не задействованы и не выдают каких-либо документов). Европротокол предполагает совместное заполнение водителями лицевых сторон извещений о ДТП. Правильно заполненное извещение является основанием для получения потерпевшим выплаты по ОСАГО.
Не знаете свои права?
Необходимые для этого обстоятельства:
- Вред причинен только автомобилям (не должно быть вреда здоровью, объектам дорожной инфраструктуры, грузу, багажу).
- ДТП произошло в результате столкновения не более 2 автомобилей.
- Оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО.
При оформлении ДТП этим способом лимит выплат по ОСАГО — 50 000 руб. Если сумма выше этого предела, разницу должен выплачивать виновник (добровольно или по решению суда). Если ущерб автомобилю явно больше этой суммы или имеются подозрения на скрытые повреждения, потерпевшему не стоит соглашаться на европротокол.
Водители, попавшие в аварию на территориях Москвы и Санкт-Петербурга, а также Ленобласти и Мособласти (независимо от места регистрации авто), могут получить возмещение по ОСАГО при составлении европротокола в обычном размере (400 000 руб.). Однако для этого обязательно нужны фотографии или видеозаписи последствий аварии, а также подтверждающие место ДТП данные ГЛОНАСС.
Как оформляется ДТП по европротоколу без ГИБДД (порядок действий)
Порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД предусматривает, что нужно выполнить следующие действия:
- Собрать Ф. И. О. и контакты очевидцев (при их согласии). Это необязательно, но сможет облегчить впоследствии отстаивание своей позиции, если что-то пойдет не так.
- В течение часа после инцидента осуществить фото- и/или видеофиксацию места аварии. Сделать нужно как обзорные, так и детальные снимки, причем каждое авто нужно снять со всех ракурсов. Обязательно должны быть видны:
- номера автомобилей (в случае их отсутствия — VIN-коды);
- все повреждения;
- следы происшествия (следы торможения, обломки и т. д.);
- положение автомобилей относительно друг друга и неподвижных объектов (светофоров, знаков, островков безопасности, ограждений, разметки, сооружений);
- номера автомобилей очевидцев (если таковые имеются).
- Убрать автомобили с проезжей части, если они мешают проезду другого транспорта.
- Проверить друг у друга документы: полисы ОСАГО и их действительность (это можно сделать на сайте РСА), водительские удостоверения, документы на авто, паспорта.
- Заполнить бланки извещений о ДТП.
Заполнение извещения об аварии без участия ДПС
По итогам оформления аварии по европротоколу у каждого из водителей должно остаться на руках по извещению для страховой компании. Лицевые стороны обоих экземпляров должны быть заполнены ими идентично и совместно.
Бланки извещений выдает страховщик при покупке ОСАГО. Их лицевая сторона обычно снабжена копиркой, чтобы избежать двойного заполнения. Извещение, заполненное с помощью копирки, имеет ту же силу, что и заполненное ручкой, если информация скопирована полностью и имеются подписи обоих водителей.
- Используйте шариковую ручку.
- Заполняйте бланк печатными буквами.
- Не допускайте ошибок, помарок и исправлений.
- Выбираемые поля отмечайте галочкой или крестиком.
- В неиспользуемых полях ставьте прочерки.
- Повреждения описывайте кратко, но точно: «вмятина на правом заднем крыле», «трещина на левой передней фаре» и т. д.
- В схему ДТП включайте наименование улицы, контуры проезжей части, разметку, направления движения авто и их итоговое положение, неподвижные объекты (светофор, дом, знак и т. п.).
- В пункте «Замечания» укажите, что оформление проводилось без участия ГИБДД.
- Разъединяйте бланки после заполнения всей лицевой стороны, но до проставления подписей.
Обратная сторона заполняется каждым из водителей самостоятельно, причем это можно сделать и позже.
Что делать после оформления европротокола при ДТП?
Убедившись, что на обоих экземплярах извещения о ДТП есть их подписи, водители могут покинуть место происшествия, после чего:
- В течение 5 рабочих дней со дня ДТП каждый из них направляет извещение в свою страховую организацию. Потерпевший делает это одновременно с подачей заявления о прямом возмещении убытков, прикладывая носитель с фото- и видеоматериалами с места аварии, а также заявление о том, что информация на этом носителе не подвергалась корректировке.
- В течение 15 календарных дней водители не должны приступать к ремонту машин (в течение этого времени страховщик имеет право провести их осмотр и экспертизу). В срок не включаются нерабочие праздничные дни.
В случае нарушения этих правил виновником аварии он будет обязан выплатить сумму возмещения в пользу страховой потерпевшего, если последняя потребует этого. Если же их нарушит потерпевший, он лишится права на страховое возмещение.
Действия водителей при отсутствии условий для европротокола
Если разногласий по «имущественной» аварии не имеется, но по каким-то причинам участники не желают или не могут использовать европротокол (например, у одного из водителей нет ОСАГО), оформление ДТП без ДПС невозможно. При этом водители сначала действуют так же, как при оформлении европротокола:
- собирают контакты очевидцев (желательно);
- делают фотоснимки и/или видеозапись;
- составляют схему ДТП (желательно);
- убирают транспортные средства с проезжей части.
Однако к заполнению документов они не приступают, лишь определяют место оформления аварии: ближайший пост ДПС (если речь о трассе) или подразделение полиции, которому подведомственна территория, где произошло ДТП.
В результате разбора аварии в ГИБДД водители получат на руки 1 из документов:
- копию протокола об административном правонарушении и постановление о таком нарушении (либо только постановление).
- определение об отказе в возбуждении дела о таком нарушении (если за допущенное виновником нарушение ПДД не установлена ответственность).
Помимо указанных документов каждый из водителей самостоятельно заполняет извещение о ДТП.
Примечание: так как с 20 октября 2017 года полиция более не выдает справки о ДТП, хотя упоминание о необходимости их предъявления в страховую все еще осталось в правилах ОСАГО, страховщики дали обещание учитывать нововведения и не требовать справки с водителей.
Как видите, оформить аварию без ГИБДД можно только по европротоколу. Если для этого нет оснований, придется обращаться в полицию, даже если разногласий по поводу происшествия нет. При этом в некоторых случаях водители могут и не оформлять документы об аварии.
Считаются неприятными ситуациями, при которых может наноситься урон имуществу или здоровью граждан. Относительно недавно такие ситуации требовали непременного привлечения работников ГИБДД, но теперь участники происшествия могут самостоятельно заниматься оформлением. Для этого важно разобраться с тем, как оформить ДТП без вызова ГИБДД. Процедура выполняется с помощью выплаты компенсации на руки или составления европротокола, но для этого должны соблюдаться определенные условия.
Когда допускается не пользоваться помощью ГИБДД
Только при удовлетворении некоторых требований могут участники ДТП самостоятельно заниматься оформлением аварии. К ним относится:
- в аварии участвовало исключительно две машины;
- отсутствуют пострадавшие;
- компенсация должна быть получена только одним автовладельцем за нанесенный урон машине;
- у каждого автовладельца имеется действующий полис ОСАГО;
- граждане желают самостоятельно оформить происшествие, поэтому оба согласны на то, чтобы не вызывать сотрудников ГИБДД;
- граждане знают, как правильно оформить европротокол, а также у них имеется подходящий бланк.
ДТП без ГАИ можно оформить только при вышеуказанных условиях. Если у участников имеются какие-либо травмы или задействовано три автомобиля, то придется дожидаться приезда работников ГИБДД.
Какая компенсация выплачивается по европротоколу
Перед тем как оформить ДТП без вызова ГИБДД, участники происшествия должны оценить нанесенный урон. Дело в том, что если составляется европротокол, то страховыми компаниями выплачивается только ограниченная и небольшая сумма средств, поэтому важно убедиться, что ее будет достаточно для покрытия убытков.
Максимально по этому документу страховые компании выплачивают 50 тыс. руб. Жители городов федерального значения могут рассчитывать на компенсацию в размере 400 тыс. руб. Во втором случае требуется, чтобы хотя бы один участник ДТП обладал специальным устройством, фиксирующим место расположения машин и точное время происшествия. Для этого подходят датчики ГЛОНАСС или GPS. Оформление должно осуществляться в течение одного часа после непосредственного происшествия. В кадре должны фиксироваться номера машин и повреждения.
Автовладелец, являющийся пострадавшим в ДТП, должен убедиться, что 50 тыс. руб. будет достаточно для покрытия убытков.
Правила оформления аварии без европротокола
Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли без ГАИ, так как нередко приходится ждать работников ГИБДД длительное время. Если соблюдаются вышеуказанные условия, то автовладельцы могут решить вопрос мирным способом. Нередко отсутствует даже необходимость в составлении европротокола, если виновник согласен непосредственно на месте возместить убытки другому участнику аварии.
В этом случае должны соблюдаться правила:
- оба участника должны быть согласны на такое решение проблемы;
- повреждения должны быть незначительными;
- обязательно передача денег фиксируется составлением расписки;
- пострадавший должен составить документ, где он подтверждает, что у него отсутствуют какие-либо претензии к виновнику аварии, причем пишется текст от руки.
Обычно такой способ используется, если действительно имеются незначительные повреждения машины, поэтому передается компенсация, не превышающая по размеру 10 тыс. руб.
Как можно оформить аварию на парковке
Работники ГИБДД нередко вовсе отказываются приезжать для оформления незначительных ДТП, происходящих на парковках. В этом случае должны участники аварии знать, как оформить мелкое ДТП без ГАИ, но при этом получить от работников данной службы справку, необходимую для получения компенсации от страховой компании. Для этого выполняются гражданами последовательные действия:
- первоначально желательно найти свидетелей аварии, чтобы записать их контактные данные;
- фиксируются с помощью видео или фотографий все детали, имеющие отношение к происшествию;
- формируется схема происшествия, причем все сведения должны быть правильными и точными, а также с внесенными данными должны быть согласны оба участника;
- схема подписывается участниками аварии и свидетелями;
- автомобили перемещаются с проезжей части;
- далее надо обратиться в ближайшее подразделение ГИБДД, чтобы работники данного учреждения официально зарегистрировали аварию;
- привлекается виновник к ответственности за совершенное правонарушение.
При использовании данной схемы важно много внимания уделять правильности составления схемы и сборке доказательств. Оформить ДТП без ГИБДД этим методом допускается только при наличии незначительного материального ущерба и отсутствии пострадавших.
Оформление с применением европротокола
Другой возможностью оформления аварии без привлечения работников ГИБДД выступает самостоятельное составление участниками европротокола. Как оформить ДТП без вызова ГИБДД таким способом? Для этого должны соблюдаться многочисленные условия, к которым относится наличие только двух участников аварии и отсутствие пострадавших. К другим особенностям данного процесса относится:
- хотя бы один из водителей обладает бланком европротокола;
- у автовладельцев должны иметься знания о том, как правильно заполняются пункты данного документа, поэтому они должны разбираться в том, как оформить ДТП без вызова ГАИ с помощью этого протокола;
- важно заранее убедиться, что у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО.
Такой метод оформления аварии считается выгодным для каждого автовладельца, но при этом пострадавший должен убедиться в том, что для ремонта машины не потребуется тратить больше 50 тыс. руб., так как только такая максимальная сумма выплачивается страховыми компаниями.
Как правильно составляется
Достаточно часто при мелких авариях задумываются водители о том, как оформлять ДТП без ГАИ. Европротокол для этого считается идеальным решением, поэтому если граждане знают, как правильно формируется этот документ, то можно получить компенсацию пострадавшему участнику аварии без привлечения работников ГИБДД. При составлении этого документа учитываются правила:
- при заполнении первого листа происходит автоматическое внесение информации на второй экземпляр, поэтому надо писать на жесткой поверхности и хорошей ручкой;
- вносятся сведения каждым участником аварии на нужной стороне основного бланка, разделенного на две части;
- на лицевой стороне должно иметься две подписи;
- допускается вносить изменения уже после разъединения документа, но под всеми новыми данными должны иметься подписи обоих участников.
Если не следовать вышеуказанным требованиям, то существует вероятность, что страховой компанией не будет принят неправильно составленный евпропротокол.
Инструкция по заполнению европротокола
Наиболее часто при выборе способа, как оформить ДТП без ГАИ, граждане предпочитают пользоваться европротоколом. Для этого важно разобраться в правилах составления и оформления этого документа. К ним относится:
- используется только специальный фирменный бланк, который можно скачать на официальном сайте ГИБДД;
- внесением сведений должны заниматься оба автомобилиста;
- на лицевой стороне документа указываются данные о месте и времени аварии, а также приводятся личные данные об участниках;
- прописываются сведения о страховых компаниях, чьи страховые полисы имеются у автовладельцев;
- на лицевой части европротокола описываются все повреждения, имеющиеся на автомобилях, а также приводятся обстоятельства, при которых возникло происшествие;
- в 14 пункте должны иметься все повреждения и их характер;
- в 15 пункт можно внести разные замечания;
- 17 пункт предназначается для составления схемы, с помощью которой будет понятно, в каком направлении двигались автомобили, а также каким образом возникла авария;
- обратная сторона документа обычно остается неиспользованной, поэтому она зачеркивается с помощью символа Z, так как при таких условиях исключается вероятность того, что кто-нибудь из участников сможет внести недостоверные сведения.
Если во время заполнения документа граждане допускают ошибки или вносят неправильные данные, то придется пользоваться новым европротоколом, так как не разрешаются разные зачеркивания или исправления. Достаточно легко разобраться водителям в том, как оформить ДТП без вызова ГИБДД. Пример заполнения европротокола можно посмотреть ниже.
Правила заполнения схемы
Особенно много внимания должно быть уделено формированию так как в ней все сведения должны отражаться верно и грамотно. Поэтому при составлении документа учитываются нюансы:
- указываются, как располагаются автомобили относительно друг друга после столкновения;
- прорисовывается конфигурация проезжей части, поэтому по схеме должно быть понятно, возникла ли авария на прямом участке дороге, повороте или вовсе на перекрестке;
- описываются все элементы, располагаемые рядом с местом столкновения, причем сюда относятся знаки дорожного движения, остановки общественного транспорта или светофор;
- указывается, имеются ли разные дефекты на дорожном покрытии, которые могли бы стать причиной столкновения.
Только разобравшись в том, как оформить ДТП без ГАИ, могут граждане не вызывать сотрудников ГИБДД и рассчитывать на компенсацию от страховой компании. Как только европротокол будет грамотно составлен, требуется известить полицию о происшествии. Далее пострадавший в аварии может обратиться с этим документом к своей страховой компании для получения компенсации.
Когда надо передать сведения в страховую фирму
Важно не только разобраться, как оформить ДТП без вызова ГИБДД, но и какие действия должны выполняться далее пострадавшему участнику аварии, чтобы получить компенсацию от страховой фирмы.
Для этого важно в течение пяти дней после аварии обратиться к работникам компании для оформления происшествия. Далее в течение 15 дней не допускается ремонтировать или утилизировать автомобиль, так как это выступает нарушением требований страховых фирм, поэтому может быть получен отказ в предоставлении компенсации.
Какие документы передаются компании
Для получения страховки требуется передать в фирму определенную документацию. К ней относится:
- правильно составленный европротокол;
- заявление на получение возмещения;
- фотографии или видеозаписи, где зафиксированы автомобили после происшествия;
- письменные показания свидетелей при их наличии.
Можно ли оформить ДТП без ГИБДД? Если грамотно выполнить все необходимые действия, то никаких проблем с таким оформлением не возникнет.
Когда невозможно заниматься оформлением самостоятельно
Существуют определенные ситуации, когда автовладельцы не могут воспользоваться европротоколом для оформления аварии. К ним относятся случаи:
- у участников аварии имеются разногласия относительно того, кто из них является виновником происшествия;
- отсутствуют у граждан бланки европротокола;
- не знают автовладельцы, как правильно составлять документ;
- имеются пострадавшие;
- в аварии участвовало больше двух машин;
- требуется для ремонта машины получить от страховой компании сумму, превышающую 50 тыс. руб.
Особенно аккуратным надо быть автовладельцу, который является пострадавшей стороной. Это обусловлено тем, что если виновник аварии в будущем поменяет показания, то это может стать причиной того, что получать компенсацию придется через суд.
Заключение
При возникновении мелких аварий автовладельцы могут самостоятельно их оформить. При этом наиболее часто граждане предпочитают пользоваться европротоколом. Для этого важно грамотно разобраться, как правильно составляется данный документ, а также когда он должен передаваться работникам страховой компании.
Приветствую всех в моём блоге. Это Кулик Илья. В последнее время водителям даётся всё больше полномочий для самостоятельной регистрации аварий на дороге. И это вынуждает автолюбителей хорошо понимать процесс фиксации дорожных происшествий.
Но в некоторых случаях регистрация ДТП в ГИБДД и других учреждениях обязательна, а несоблюдение её порядка со стороны участников может обернуться для них серьёзными последствиями.
Сегодняшняя статья поможет вам разобраться, как надо поступать в различных случаях, чтобы авария была зарегистрирована как положено. Поехали!
В число обязанностей водителей, необходимых к исполнению с в случае попадания в аварию, входит сообщение в полицию о происшествии. Причём согласно п. 2.6 ПДД это одно из самых первых действий.
А п. 7.3 Административного регламента обязывает автоинспекторов незамедлительно прибывать на место ДТП и документировать событие. Таким образом, фиксация ДТП сотрудниками Госавтоинспекции должна проходить в кратчайшие сроки и прямо на месте ДТП.
Но как известно, вызывать автоинспекторов обязательно только в том случае, если в аварии пострадали люди. Если же погибших и раненых нет, и водители-участники происшествия не считают по обоюдному согласию решают не вызывать ГИБДД, они могут:
- Оформить ГИБДД вместе с сотрудниками полиции на ближайшем посту – в таком случае, очевидно, сроком до регистрации будет время пути до отделения полиции.
- Заполнить Европротокол – в этом случае время ограничено только сроком подачи данных о ДТП в страховую компанию (СК).
- Никак не фиксировать аварию – то есть ДТП нигде не регистрируется вообще.
Срок регистрации ДТП в страховой компании по полису ОСАГО
Потерпевший согласно п.3 статьи 11 ФЗ №40-ФЗ «Об ОСАГО» должен при первой возможности уведомить страховщика об аварии для регистрации . То же предписывает и п.1 ст. 961 ГК РФ. Сделать это лучше сразу после ДТП. Сообщить можно по телефону или при помощи специального сервиса на сайте СК.
Помимо регистрации события, звонок в страховую нужен ещё и для того, чтобы страховая компания могла выслать на место ДТП своего представителя, аварийного комиссара, если сочтёт необходимым.
Виновник ДТП согласно п.2 ст. 11 Закона «Об ОСАГО» также обязан сообщить как можно скорее о дорожном происшествии в свою страховую. Для этого достаточно направить страховщику заполненное Извещения о ДТП в течение 5 дней. Но сообщить сразу после аварии также не помешает.
Такой же срок – 5 дней предусмотрен и для потерпевшего для подачи документов в СК, но как я написал выше, желательно зарегистрировать ДТП в страховой компании сразу после аварии.
Страховой случай по каско
Потом необходимо оценить обстановку и далее уже действовать в зависимости от ситуации. Особо выделяются ситуации, когда в ДТП есть пострадавшие – в таком случае обязателен вызов ГИБДД, которые и будут оформлять аварию. Автомобили передвигать можно только в том случае, если движение автотранспорта иначе невозможно. Но перед этим необходимо заснять на фото и видео. Не стоит также забывать про запись контактов .
Если люди не пострадали
Если же пострадавших нет, у участников дорожной аварии появляется выбор:
- Вызвать автоинспекторов для регистрации аварии.
- Доехать до ближайшего поста ГАИ , чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали аварию на своём рабочем месте.
- Самостоятельно оформить Европротокол (подробнее о нём ниже).
- Никак не фиксировать факт ДТП (хотя как минимум простую расписку написать всё же стоит).
Примечание. Если пострадавших в аварии нет, при звонке в ГИБДД вам предложат оформить Европротокол или приехать в ближайшее подразделение. Наряд на место происшествия выедет только в том случае, если дежурный, принявший звонок, сочтёт это необходимым.
Независимо от выбора варианта действий, необходимо сфотографировать или другим образом зафиксировать место происшествия, повреждения и другие факты, относящиеся к происшествию. После этого, если повреждённые машины мешают проезду, их можно и передвинуть.
Регистрация аварий сотрудниками Госавтоинспекции
Автоинспектор выезжает на место ДТП по указанию дежурного, который получил сообщение о происшествии. Если же аварию увидел сам сотрудник, он сообщает о ней в подразделение и далее действует по указаниям, то есть или сам приступает к регистрации, или отправляется выполнять другое задание, в то время на место аварии будет выслан другой экипаж ГИБДД.
По прибытии на место аварии автоинспектор первым делом обеспечивает безопасность движения для всех участников аварии, выясняет лиц, причастных к ДТП, свидетелей, собирает максимально полную информацию об обстоятельствах и участниках происшествия.
Состояние дороги и окружающей среды, которое могло повлиять на происшествие и составляет при их обнаружении.
Если водители к моменту приезда автоинспектора ещё не освободили проезжую часть согласно п. 2.6.1 ПДД, сотрудник полиции организует фото- видеосъёмку либо проводит ей сам. Расположение объектов причастных к аварии может быть задокументировано и письменно, при участии понятых.
Как регистрируются ДТП в ГАИ
ДТП обязательно регистрируется в информационной системе ОВД, для чего инспектор или передаёт основную информацию в дежурную часть, или делает это самостоятельно при наличии необходимых технических средств. Дальнейшие действия определяются тяжестью последствий аварии.
В конце оформления документов их копии, а также прочая информация об аварии заносится в информационную систему ОВД и в государственную статистическую отчётность (если при ДТП пострадали люди). Для включения в госотчётность на ДТП заводится карточка учёта. Форма отчёта утверждена приказом Федеральной Службы Госстатистики № 402 от 21.05.14.
Когда в результате аварии причинён тяжкий вред здоровью или наступила смерть
Если в ДТП есть погибшие или подозревается тяжкий вред здоровью, то автоинспектор вызывает следственно-оперативную группу.
Сотрудник ГИБДД оформляет только рапорт, в котором указывает все известные ему сведения об участниках, пострадавших, свидетелях, обстоятельствах происшествия, и передаёт его, а также другие документы участников ДТП, руководителю следственно-оперативной группы.
Следователи же уже будут оформлять уголовное дело. Для его возбуждения выносится соответствующее постановление. На месте предполагаемого преступления производится осмотр, который фиксируется протоколом, составляемым согласно с указаниями Уголовно-процессуального кодекса.
Когда причинён лёгкий или средней тяжести вред здоровью
Если есть раненые люди, но на вред здоровью явно не тяжкий, сотрудник Автоинспекции будет самостоятельно оформлять административное правонарушение.
Примечание. Если объективные обстоятельства делают невозможным оформление документов на месте аварии, процессуальные действия могут быть выполнены в течение суток в любом подразделении полиции.
Вначале выносится определение о возбуждении административного производства и расследования.
Составляется протокол осмотра места аварии, к которому прилагается , собираются относящиеся к делу вещи. Место аварии фотографируется или записывается на видео. Автоинспектор также опрашивает участников и свидетелей, фиксирует их показания.
Если имеются сведения, относящиеся к аварии, для фиксации которых недостаточно уже упомянутых документов, оформляется ещё и рапорт, в который и заносится вся дополнительная информация.
Если в аварии повреждено только имущество
При соблюдении условия, названного в подзаголовке, в большинстве случаев автоинспектор вообще не будет выезжать на место происшествия. В зависимости от того, какое правонарушение было совершено при аварии автоинспектором при оформлении документов, неважно на месте аварии или на стационарном посту, выносится:
- Определение об отказе в возбуждении административного дела – если административная ответственность за совершённые действия не предусмотрена.
- Протокол или постановление об административном правонарушении (АП) – если нарушение ПДД очевидно.
- Определение о возбуждении дела об АП и назначении расследования – если требуется разобраться, какое именно правонарушение совершено.
Если же сотрудник ГИБДД всё же приезжает, он составляет схему места происшествия, фотографирует, собирает показания участников и свидетелей, вещественные доказательства, если нужно – пишет рапорт.
Если регистрация ДТП проводится в подразделении Госавтоинспекции, то к делу приобщаются материалы, собранные самими участниками аварии, в том числе схема ДТП, фото и видеозаписи.
Как зафиксировать ДТП по Европротоколу
Оформление аварии по Европейскому протоколу необходимо только для страховой компании. В ГИБДД такие происшествия не регистрируются.
Европротокол оформляется при соблюдении следующих условий.
- Ущерб причинён только двум столкнувшимся автомобилям (в том числе с прицепами), застрахованным по (или Зелёной карте).
- У водителей нет разногласий в причинах и обстоятельствах случившегося, в размере ущерба и т. п., и они готовы заполнить бланк Извещения о ДТП.
Стоит отметить, что до 1 октября 2019 года максимальная выплата по Европротоколу составляет 50 тыс. р. В Москве, Санкт-Петербурге и их областях выплата будет такой же, как и при обычном оформлении документов в ГИБДД, но только при наличии фото/видео записи с места происшествия и наличия данных ГЛОНАСС.
После 1 октября 2019 года фиксация аварии на технические средства станет обязательным для всех без исключения, а вместе с этим исчезнет и ограничение в 50 тыс. р.
Европротокол подразумевает самостоятельную регистрацию ДТП водителями, которая заключается в правильном . В течение 5 дней и виновник, и потерпевший должны направить заполненную ими часть Извещения .
Регистрация ДТП на предприятии
Каждая организация согласно Постановлению Правительства РФ №647 обязана фиксировать аварии, происходящие с принадлежащими ей автомобилями, независимо от места происшествия.
Кроме непосредственной фиксации ДТП фирмы должны немедленно сообщать о ДТП с и автомашинами в ГИБДД, и раз в месяц сверять свои данные об авариях с информацией, которой располагает Автоинспекция.
Журнал регистрации ДТП на предприятии: бланк и образец заполнения для школьного автобуса
Регистрируются ДТП в форме учёта, установленной Приказом №22 Минтранса. Её бланк можно скачать по . Часто это форму называют журналом регистрации ДТП. Стоит отметить, что этот документ и журнала регистрации нарушений ПДД – совершенно разные вещи.
Состоит журнал учёта ДТП на предприятии из двух разделов:
- Общая информация , подлежащая сверке с ОВД.
- Сведения внутреннего характера , используемые при служебном расследовании.
Сведения, подлежащие сверке с территориальными подразделениями ОВД
В начале первого раздела обязательно указывается наименование организации-владельца автомобиля и её адрес. Остальные сведения заносятся в таблицу, которая состоит из двух 13 столбцов. Каждый из них подписан. Сюда заносится:
- Порядковый номер происшествия в журнале.
- Номер карточки, заведённой в ГИБДД.
- Дата и время и место аварии (для каждого пункта отдельная графа).
- Вид дорожно-транспортного происшествия.
- Информация об автомобиле , попавшем в аварию – модель и госномер.
- Ф. И. О. водителя , бывшего за рулём.
- Обстоятельства происшествия , сведения об участниках, дорожные условия.
- Причины ДТП.
- Сведения о погибших и раненых в аварии.
- Прочая информация – в примечаниях.
Данные для внутреннего пользования
Второй раздел представлен таблицей из 10 столбцов, в которых указывается:
- Порядковый номер события в журнале.
- Полные сведения о водителе, как работнике , в том числе стаж, состояние здоровья и т. д.
- Информация об автомобиле – сведения о пробеге, сроке использования, последних ТО.
- Условия работы, привёдшие к ДТП : сведения о маршруте, загруженности автомобиля, нарушениях правил перевозки и т. д.
- Ущерб от аварии – для его фиксации отведено четыре колонки, в которых указываются данные о пострадавших людях и материальном ущербе транспортным средствам, грузу, прочим объектам.
- Принятые меры для исключения возможности возникновения подобных аварий.
- Дополнительная информация.
В качестве примера можете скачать и посмотреть , который ничем не отличается от формы отчёта для любого другого транспортного средства, принадлежащего какой-либо организации.
Кто ещё регистрирует дорожные аварии
Постановление Правительства №647 также предписывает вести учёт ДТП:
- Госорганам, управляющим автодорогами, а также другим владельцам дорог.
- Медицинским учреждениям , в которые поступают пострадавшие.
Дорожные службы
Организации, работа которых связана с автомобильными дорогами учитывают ДТП, произошедшие на подведомственных им дорогах согласно Рекомендациям, утверждённым распоряжением Росавтодора 12 мая 2015 г. №853-р.
Как и юридические лица-владельца автотранспорта, дорожные службы и владельцы автодорог должны сообщать в ГИБДД об известных им ДТП, произошедших на входящих в их ведение участках, и ежемесячно сверять данные с отделениями ОВД.
Медучреждения
Медицинские организации учитывают поступивших к ним раненых в авариях и погибших, в том числе тех лиц, которые обратились самостоятельно. Сведения о пострадавших лицах незамедлительно отправляются в полицию, причём даже в том случае, если раненый человек был отправлен в другое медучреждение. Форму учёта устанавливает Минздрав.
Пример из жизни. Девушку немного задела машина. Травмы никакой не было, к тому же она спешила на работу, поэтому, встав и отряхнувшись, она сразу же отправилась дальше по своим делам, даже не обратив внимания на водителя, который спрашивал о её самочувствии.
В скором времени после этого события эта девушка была на приёме у врача, который обратил внимание на синяк на ноге. В качестве возможной причины девушка назвала инцидент с машиной. Так как формально имело место ДТП, врач сообщил в полицию. Было возбуждено дело, водителя нашли и даже хотели привлечь к ответственности за оставление места аварии. К счастью, ему удалось оправдаться в суде.
Если пострадавший в ДТП умрёт в больнице в течение месяца после аварии, об этом также сообщается в ОВД. Медучреждения не обязаны сверять данные с органами внутренних дел в какой-то определённый срок, но по требованию последних предоставляют все учётные сведения.
Если авария произошла на дорогах необщего пользования
Дороги необщего пользования – это подвид автодороги, разница между ним и дорогами общего пользования – только в том, кто может по ним ездить. Ни ПДД, ни административный регламент ГИБДД не выделяют этот тип автодорог.
Поэтому процесс регистрации ДТП на дорогах необщего пользования не отличается от обычного, с формальной точки зрения, хотя иногда встречается противоположное мнение, в том числе среди автоинспекторов.
Но то, что ДТП на необщих дорогах тоже оформляется, подтверждается и Постановлением Правительства №647 «Об учёте ДТП». Как вы уже знаете, даже владельцы частных дорог, не говоря уже о госорганах, должны сообщать в Госавтоинспекции обо всех авариях на своих дорогах и ежемесячно сверять статистику. То есть аварии на любых дорогах фиксируются как в документах организаций, отвечающих за эти дороги, так и в ГИБДД.
Регистрация ДТП в страховой компании
Как я уже говорил, потерпевший должен уведомить СК о страховом случае при первой возможности. Порядок действий и по ОСАГО, и по каско аналогичный. Большинство страховых компаний предлагает сделать это по телефону. Проще всего найти его на страховом полисе – в штампе страховщика. Телефон СК также можно посмотреть на официальном сайте компании.
При звонке надо быть готовым назвать:
- Номер полиса и Ф. И. О. страхователя.
- Дату и место происшествия.
- Обстоятельства аварии.
- Сведения о пострадавших (если есть), повреждениях – достаточно общего описания.
- Информацию о других участниках аварии : наименование страховщика, номер полиса, Ф. И. О. и другое.
Главное – данные страхователя и номер полиса, чтобы страховщик мог сразу завести выплатное дело. Остальное всё равно будет уточнено по документам, которые вы подадите в СК.
При звонке в страховую компанию можно также проконсультироваться по оформлению аварии, заполнения Извещения и дальнейших действиях.
После заведения выплатного дела вам по SMS (как вариант – на email), пришлют его номер.
Телефон регистрации ДТП для Росгосстрах
В качестве примера приведу телефоны СК Росгосстрах – это крупнейший страховщик России по автострахованию. Мало ли какие изменения могут быть внесены, поэтому оставлю здесь ссылку на официальный сайт компании, уотчняйте информацию на нём.
Для звонков с мобильных номеров операторов:
- Билайн.
- Мегафон.
Можно воспользоваться бесплатным номером 0530.
Ещё один телефон, звонок на который по России бесплатен: 8-800-200-99-77. Позвонив по нему, вы попадёте в Центр урегулирования убытков, в который и нужно сообщить данные об аварии. В Москве можно звонить по номеру 8-495-926-99-77 также бесплатному.
Если до Центра урегулирования убытков почему-либо дозвониться не можете, воспользуйтесь общими номерами Контакт-центра: 8-800-200-0-900 по России, или 8-495-926-55-55 – по Москве.
Онлайн регистрация ДТП в страховой компании
В последнее время всё большее число людей предпочитает пользоваться интернетом для получения различных услуг. Страховые компании стараются идти в ногу со временем и предлагают специальные онлайн-сервисы для сообщения о страховых случаях.
В случае с автострахованием, правда, такую возможность предлагают, по крайней мере, пока, очень немногие страховщики. Одной из таких СК является Росгосстрах. Воспользоваться услугой можно круглосуточно.
Как зарегистрировать страховой случай на сайте Росгосстраха
Чтобы уведомить СК Росгосстрах о страховом случае по ОСАГО и каско онлайн, необходимо зайти на страницу сервиса .
Сначала надо выбрать тип договора, после чего откроется список вопросов и варианты ответов к ним, по которым страховщик определит, основные особенности вашего дела.
Сайт Росгосстрах для уведомления о ДТП онлайн
В случае если указанные вами обстоятельства не позволяют получить выплату в Росгосстрах, например, появится сообщение на красном фоне и заполнять дальше форму станет невозможным.
Заполнение формы
Если всё в порядке, вам предложат выбрать регион и даты происшествия, удобный для обращения Центр урегулирования убытков (часы работы и расположение на карте можно посмотреть тут же).
Дальше при необходимости нужно отметить обстоятельства аварии (на ходу ли автомобиль, оформлялся ли Европротокол). Потом указываются номер полиса страхования потерпевшего, его паспортные данные, и номер мобильного.
В заключение необходимо поставить галочку в знак согласия с обработкой персональных данных и получением уведомлений. Для продолжения необходимо будет ввести код, который придёт вам в SMS на указанный номер телефона.
На втором шаге необходимо указать данные об участниках происшествия, а потом, ещё раз проверив указанные данные, подтвердить отправку.
- Не тратьте время на звонок в ГИБДД и ожидание автоинспекторов , если в аварии нет пострадавших, авто после столкновения ходу и все участники ведут себя адекватно. Сразу выполняйте обязанности при ДТП и отправляйтесь на ближайший пост ГАИ или оформляйте Европротокол.
- При попадании в ДТП сразу позвоните в страховую компанию , особенно если не совсем чётко представляете себе дальнейшие действия.
- Не забывайте о 5-дневном сроке для обязательного уведомления страховщика о ДТП.
Подведём итоги
- ДТП регистрируются различными службами и организациями как государственными, так и частными, с различными целями.
- Дорожные происшествия без пострадавших могут и не регистрироваться в ГИБДД и других госорганах.
- Каждая организация, имеющая в своём владении автомобили, должна регистрировать аварии с их участием.
- ДТП – это страховой случай, с точки зрения страховой компании , поэтому обязательно регистрируется.
- Аварии фиксируются дорожными службами и медучреждениями в пределах их компетенции.
Заключение
Регистрация ДТП – довольно обширное понятие и в зависимости от ситуации может выполняться совершенно по-разному. Самые строгой отчётности требуют аварии, в которых страдают люди.
Если вы хотите что-то уточнить по теме статьи или дополнить – добро пожаловать в комментарии.
А напоследок посмотрите видео-бонус: 5 ненормальных поступков, совершённых из-за компьютерных игр:
П.С.: Фото для статьи взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/153692. Это Alfa Romeo Brera.
В августе 2017 года был принят новый Административный Регламент, сильно изменивший процедуру оформления ДТП. Теперь сотрудники ГИБДД не обязаны выдавать справку о ДТП. Внесение корректив запутало водителей и страховщиков. Вследствие этого появилась актуальная необходимость разбираться в том, как происходит процедура оформления ДТП с учетом новых правил.
Когда нужно вызывать ГИБДД
Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:
оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.
Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть . Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к . Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.
Схема ДТП
Прибыв на место правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны . Особенности ее заполнения закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. Документ составляется в графическом виде. В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные:
- место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
- ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;
- ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
- положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
- направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.
Схема составляется при помощи начертания линий. Дополнительно наносятся надписи. Они должны быть аккуратными и разборчивыми. Сотрудники ГИБДД имеют право использовать автоматизированную схему составления документа. Готовая бумага предоставляется на подпись участникам аварии. Если они не согласны с информацией, содержащейся в документе, осуществляется видеофиксация случившегося.
Протокол осмотра места происшествия
Документ оформляется в соответствии с нормами ст. 28.1.1 КоАП РФ. Он заполняется после того, как выявлен факт наличия административного правонарушения. Чтобы упростить составление протокола, был разработан образец. Он содержится в Приложении №17 к Административному Регламенту.
Осуществляет сотрудник ГИБДД в присутствии двух понятых или с проведением видеосъемки. Протокол заполняется на основании собранной на месте происшествия информации. Когда осмотр завершен, в документ вносятся следующие данные:
- действия сотрудника ГИБДД в том порядке, в котором они были выполнены;
- состояние дороги;
- наличие дорожной разметки;
- освещенность участка, на котором произошла авария;
- тип перекрестка;
- наличие светофора и его исправность;
- наличие знаков;
- иные обстоятельства, способные оказать влияние на произошедшее.
Составляя протокол, сотрудник ГИБДД должен разъяснить лицам, участвующим в осмотре места ДТП, их права и обязанности. Этот факт отражается в документе. Дополнительно указывается, выполнялась ли фото- или видеофиксация места аварии. Записи и иные вещественные доказательства прилагаются к протоколу.
Когда оформление документа завершено, он заверяется подписями лиц, участвовавших в осмотре, и сотрудника ГИБДД, составившего бумагу. Копии протокола предоставляются гражданам, которые находились за рулем автомобилей в момент происшествия.
Документы, предоставляемые участникам аварии
Став участником аварии, гражданин, ранее купивший полис ОСАГО или КАСКО, может рассчитывать на возмещение. Однако человек должен будет подтвердить факт возникновения страхового случая. Для этого предстоит собрать и подготовить пакет бумаг. Потому для многих актуально ознакомиться с предметной информацией о том, какие именно документы составляют и выдают сотрудники ГАИ при оформлении аварии.
Представитель ГИБДД действует в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем отражен перечень документов, обязательных к заполнению, однако не указывается, какие бумаги инспектор обязан предоставить участникам аварии. Если выявлен факт наличия административного правонарушения, составляется протокол. Документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ. А вот о том, когда выдается протокол о ДТП, конкретно говорится п.6 ст. 28.2 КоАП РФ:
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Ранее участники аварии могли получить справку о ДТП. Сейчас потребность в оформлении документа отсутствует.
Как быть со страховой
До августа 2017 года в дополнение к вышеуказанному перечню бумаг оформляясь справка о ДТП. Она не была документом строгой отчетности. Однако страховщики с охотой использовали бумагу. Справка о ДТП содержала всю значимую информацию о происшествии, включая сведения о наличии полиса у второго участника аварии.
Документ оформлялся в соответствии с приказом МВД РФ №154 от 01.04.2011. Получить готовую бумагу можно было, обратившись в подразделение ГИБДД.
После отмены справки процедура оформления ДТП по КАСКО или ОСАГО вызывает ряд вопросов. Единого подхода к оформлению аварии в подобной ситуации нет. Страховщиков заверили, что проблем не возникнет. Все данные, которые ранее содержались в справке, теперь будут отражены в приложениях процессуальных документов. При этом существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание:
- Представители страховых компаний советуют автомобилистам оформлять извещение о ДТП на месте аварии. Оно заполняется в соответствии с нормами ФЗ № 40 от 25.04.2002. Обычно бланк документа предоставляется в качестве приложения к полису ОСАГО. Если бумага отсутствует, ее можно скачать на сайте РСА.
- Если произошло столкновение транспортных средств, каждый из участников происшествия должен заполнить бумагу. Оформление извещения осуществляется перекрестно – часть информации предстоит внести в чужой бланк. При этом предоставлять данные всегда нужно только в полном объеме. Если присутствуют разногласия, бумагу все равно придется заполнить. Однако подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в сложившейся ситуации, не ставятся.
- Сценарии ДТП и поведение участников происшествия может быть очень разнообразным. Отсутствие четких критериев оформления заставляет страховщиков опасаться возможного всплеска мошенничества. Автомобилисты между тем не могут быть уверены, что предоставили документы в необходимом количестве. Потому эксперты рекомендуют предварительно обратиться к страховщику и узнать, какие бумаги требуются для получения выплаты.
Отсутствие обязанности в выдаче справки не означает, что представители ГИБДД не могут её предоставить. Принятие нового Регламента не отменило приказ МВД РФ №154 от 01.04.2011, утвердивший форму справки. Потому в отдельных случаях бумага все же может быть предоставлена. Если страховая компания отказывается выплачивать возмещение, гражданин имеет право обратиться в суд.
Сроки оформления ДТП в ГИБДД
На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.
Отказ в оформлении
Сотрудники ГИБДД действуют строго в соответствии с Административным Регламентом, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нормативно-правовом акте отсутствуют положения, позволяющие инспектору отказаться оформлять аварию. Если водитель вызвал ГИБДД, происшествие должно быть зафиксировано даже в случае нанесения незначительного ущерба. Представители уполномоченного органа не являются экспертами в области оценки и не могут определить точную стоимость повреждений. Так, незначительная вмятина может скрывать серьезные внутренние повреждения авто. Определить точный размер нанесенного ущерба способен только профессиональный оценщик.
Многие автомобилисты теряются и не знают, что делать, если ГАИ отказывается оформлять ДТП. Между тем в этой ситуации все предельно просто – давая отрицательный ответ, сотрудник уполномоченного органа нарушает Административный Регламент. Водитель в этом случае может написать жалобу на инспектора. Право на оформление бумаги отражено в ФЗ №59 от 02.05.2006. Форма документа законодательно не закреплена. Жалоба оформляется в письменном виде. Бумага направляется в адрес вышестоящего руководства сотрудника ГИБДД, отказавшегося оформлять ДТП. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации письменного обращения.
Ровно год назад набрал силу новый порядок процедуры регистрации дорожно-транспортных аварий. Он распространяется на оформление документов с участием одного и больше транспортных средств, затрагивая пострадавших пассажиров. При этом оформление ДТП значительно упростилось, водителям нужно заполнять меньше обязательных бумаг, чем это было ранее. Участники происшествия вправе обойтись без привлечения работников автоинспекции, если они придут к взаимной договорённости. Но некоторые вопросы остаются спорными: оформление ДТП - настаивать ли на участии инспектора ГИБДД?
Дорожно-транспортным происшествием называется инцидент, возникший во время движения по проезжей части дороги транспортным средством. Отягчающими обстоятельствами служит нанесение материального ущерба, порча груза, ранение или летальный исход пострадавших.
Устав дорожного движения оговаривает учёт и анализ транспортных аварий в Российской Федерации и перечисляет категории происшествий:
- столкновение передвижных средств;
- их опрокидывание;
- наезд на недвижимый агрегат;
- какое-либо препятствие;
- пешехода;
- гужевое средство;
- падение или выпадение пассажиров.
Постановление Правительства страны «О некоторых изменениях в Регламенте дорожного движения», оговаривает отдельные действия водителей при совершении аварии. Разумеется, это не касается несчастных случаев, приведших к ранению или гибели людей. Этот случай обусловливается обязательным вызовом служащих ГИБДД. Новые правила распространяются только на такие прецеденты, где нет пострадавших.
Отсутствие потерпевших не обязывает вызывать работников автоинспекции, водители вправе сами заполнить извещения, а затем обратиться в страховое агентство для получения компенсации. Прибегать к помощи инспектора рекомендуется в случае возникновения спорных моментов совершения происшествия. Автомобилисты могут подробно сфотографировать место инцидента, что не воспрещается, но и не требуется.
Совершение ДТП с нанесением увечий или летальным исходом пострадавших обязывает вызвать на место несчастного случая служащих государственной инспекции. Остальные случаи могут улаживаться по взаимной договорённости сторон.
Порядок оформления ДТП
Законодательные акты Российской Федерации предусматривают компенсацию ущерба пострадавшей стороне.
Здесь приемлемы два способа, от которых находится в зависимости и тактика регистрации транспортного инцидента:
- оформить компенсацию по страховому сертификату ОСАГО;
- оплатить самостоятельно будущий ремонт машины пострадавшего.
Прибегнуть к последнему действию иногда представляется более целесообразным. Например, у виновника случившегося, может не оказаться страхового полиса, что обернётся отсутствием ожидаемой страховой выплаты.
Небольшие деформации кузова лучше оплатить на месте или по другой обоюдной договорённости. Это займёт намного меньше времени, чем оформление целого пакета необходимых документов. К тому же, инспектор ГИБДД - это нескорая помощь. Он не примчится сразу после звонка в отделение.
Увеличение стоимости договора автогражданской ответственности на следующий период при совершённом инциденте также подталкивает нарушителя не привлекать страховое агентство. Ему выгоднее оплатить небольшой ремонт из своего кармана, чем покупать полис по завышенной цене.
Получение значительных повреждений обязывает пострадавшего оформить заявление о случившемся и подать его страховой компании. Некоторые факторы подскажут, к какому страховщику необходимо обратиться - виновника или пострадавшего.
Нанесение повреждений машине последнего, присутствие страхового сертификата у обеих сторон, отсутствие травмированных и ущерба дорожным атрибутам, позволяют обратиться к страховщику пострадавшего.
Нанесение повреждений атрибутам - столбу, забору, отбойнику - обязывает прибегнуть к помощи страхового агентства причинителя урона.
Получить законную компенсацию возможно только после передачи агентству верно оформленных документов о событии, где будут чётко указаны факторы повреждения транспортного средства.
Существует определённый порядок составления документов, который утверждён российским законодательством и является обязательным для всех страховых агентств страны.
Пакет бумаг представлен следующим перечнем:
- Гражданский паспорт заявителя.
- Банковские реквизиты для получения денежных средств.
- Документы о праве собственности на автомобиль.
- Извещение о дорожном инциденте, скреплённым подписями участников аварии.
- Справка из отделения полиции по итогам аварии.
При подаче заявления не владельцем машины, тот должен располагать нотариально заверенной доверенностью для ведения дела.
Дополнительными расходами пострадавшего может быть эвакуация его машины с участка совершения ДТП, её платное хранение на стоянке.
Эти расходы также должны быть учтены в заявлении страховой компании.
Получение незначительных повреждений машиной разрешает участникам аварии обойтись без вызова инспектора. Получить страховую компенсацию в этом случае рекомендуется посредством составления извещения о совершении транспортного инцидента без наличия справки полиции.
Разумеется, подобные эпизоды обуславливаются определёнными обстоятельствами, и в случае их отсутствия без вызова ГАИ не обойтись.
Подобными факторами являются следующие условия:
- если повреждения нанесены более двум автомобилям;
- имеются пострадавшие люди;
- повреждены дорожные атрибуты;
- одна из сторон не имеет полиса ОСАГО.
Присутствие хотя бы единого фактора из перечисленных, обусловливается вызовом дорожной полиции. При отсутствии потерпевших и имеющихся двух разбитых машинах, можно смело регистрировать происшествие самостоятельно. Инцидент оформляется через извещение о факте, как Европротокол.
Извещением именуется двусторонний самокопирующийся лист бумаги, выдаваемый получателям сертификата ОСАГО их страховым агентством. Для занесения причины аварии, лист имеет две колонки, для каждого участника инцидента. Сюда вписывается информация о машине, её владельце, адрес регистрации либо проживания, номер свидетельства ОСАГО.
Центр листа содержит поле, в которое заносится схема происшествия, после чего она подтверждается подписями водителей. Затем описываемый лист разделяется пополам, где на обратной стороне каждый из участников описывают обстоятельства события.
Закончив оформление документа, участники сдают его в свою страховую организацию. Подобное оговаривается законом об автогражданской ответственности. Если же виновник проигнорирует данное правило оформления ДТП и не подаст извещение своей компании, последняя вправе компенсировать свои затраты путём вычета денег с причинителя инцидента.
Решая оформить событие с помощью дорожной полиции, участники должны запастись терпением. Длительное ожидание инспектора с не менее долгой процедурой оформления займёт много времени. Правда, это компенсируется уверенностью получить причитающееся страховое возмещение по свидетельству автогражданской ответственности. Сумма может быть немалой, её размер в настоящее время ограничивается 400 тысячами рублей.
На месте происшествия инспектор составит протокол, выдаст сторонам справки о дорожном инциденте и другие необходимые для оформления страхового случая документы.
Впоследствии может быть вынесено постановление с той или иной формулировкой:
- О возбуждении дела об административном правонарушении.
- О наложении денежного взыскания по итогам рассмотрения дела.
Любой их документов приемлем для оформления страхового возмещения.
Составить схему аварии необходимо сразу же после её фиксации. Пройденное время только сотрёт с памяти подробности события, удалит с места, возможно, важные детали.
Чтобы не терять время на ожидание полиции, и силы на удержание в памяти подробностей, стороны вправе самостоятельно нарисовать схему транспортного происшествия.
Конечно, это не является их обязанностью, и участники вольны выбрать любую тактику после совершения аварии, например:
Следует учесть, что несогласованность сторон потребует привлечения полиции, что обусловливается за ненадобностью самостоятельного составления документов и схемы. Однако заполняя бумаги самостоятельно, требуется неукоснительного соблюдения всех правил.
Обратное же может привести к повторному нанесению схемы по памяти. Правила составления схемы оговорены выполнением нижеприведённых условий.
Для нанесения берётся стандартный лист формата A4. Увеличенный масштаб позволит указать все детали, относящиеся к эпизоду.
Оформленная схема должна наименовываться «Схема ДТП».
Схема должна содержать наименование улиц либо перекрёстка, номер ближайшего дома, где произошёл случай. Если в зоне события располагаются трамвайные рельсы, тротуар, их также следует внести в рисунок.
Обозначению подлежат присутствующие дорожные знаки, сигналы светофора, путевая разметка, прочие относящиеся к случаю детали.
Простыми прямоугольниками обозначаются автомобили, а направление движения показывают стрелки. Машины именуются буквенным символами «А» и «Б», место их столкновения - «X».
Возможно, стоявшие на дороге транспортные средства послужили помехой движению. Их также следует внести в план.
Тормозной след автомашин обязательно следует внесению в схему. Его нужно тщательно исследовать и измерить.
Под схемой указывается полная именная формула составителя плана, участников происшествия. Важными будут показания свидетелей с присутствием их фамилий, номеров телефонов, места жительства. Здесь также указывается расшифровка обозначений, как модель, название средств, их государственные регистрационные знаки.
Произошедшая авария без пострадавших обязывает водителя совершить ряд обязательных действий:
- Оставить на месте автомобиль.
- Воспользоваться аварийной сигнализацией.
- Установить сигнал аварийной остановки.
- Не трогать относящиеся к событию предметы.
- Удостовериться в отсутствии потерпевших.
Стоит оценить обстановку, не являются ли автопрепятствием для проезжающих транспортных средств. Если таковое присутствует, на полотно стоит нанести графическое положение машины, затем отвести её в сторону.
Не будут лишними фотография места произошедшей аварии, фиксация её расположения, дорожных знаков, светофора, причинённых повреждений. После этого следует определить ущерб и обговорить условия его погашения.
Несогласование сторонами существенных условий, возникновение спорных вопросов, присутствие повреждений дорожных атрибутов, пострадавших лиц, обязывает вызвать государственную инспекцию.
Оформление ДТП с пострадавшими
Несчастный случай, затрагивающий жизнь людей, их здоровье, обязательно должен быть рассмотрен органами ГИБДД.
Виновник случая обязан:
- не уводить машину с места происшествия;
- воспользоваться аварийной сигнализацией;
- установить предупреждающий знак;
- не убирать свидетельствующие о факте предметы;
- определить присутствие раненых или погибших;
- при наличии потерпевших оказать им помощь, вызвать карету скорой помощи;
- заявить о случившемся полиции;
- записать показания свидетелей, отвезти раненых в больницу.
Если последнее невозможно на попутном транспорте, следует это сделать на своём, а затем вернуться назад.
Как оформлять ДТП по новым правилам? Регламент Европейского протокола предусматривает оформление документов при аварии без вмешательства сотрудников автоинспекции. Это значительно сокращает время регистрации инцидента. Стороны вполне могут сами оформить протокол перед обращением к страховой компании, тем самым взять на себя определённые обязательства. Такое решение выгодно ещё и другим автомобилистам, поскольку авария не станет преградой для проходящих рядом автомобилей, не создаст новую аварийную ситуацию.
Разумеется, подобная процедура практикуется, если к инциденту причастно не больше двух передвижных средств, нет пострадавших, не причинён урон дорожным атрибутам и участники имеют полисы автогражданской ответственности. По Европротоколу пострадавшей стороне выплачивается страховка - 50 000 рублей.
Составляется данный документ довольно просто - заполняется извещение о совершении дорожного инцидента. Если по какой-либо причине бланка не оказалось, его можно попросить у любого проезжающего мимо водителя. Бланк заполняется шариковой ручкой на твёрдой поверхности.
Бланки выдаются бесплатно в любом страховом агентстве, поэтому стоит позаботиться, чтобы он постоянно находился в салоне машины. Написание следует произвести с нажимом, дабы копия протокола была легко читаема. Гелевые ручки, фломастеры или карандаши не используются в данной ситуации.
Как заполнить бланк Европротокола
Лицевая сторона протокола содержит две колонки. Левая предназначена для заполнения пострадавшей стороной - «А», правая - виновником - «Б».
Полученные деформации необходимо описать не общими словами, а указанием конкретно повреждённого участка машины с размерами вмятин, трещин, прочих поломок. Чем точней будет это сделано, тем меньше вопросов и замечаний возникнет во время ремонта. Если перечень повреждений не умещает лицевая страница, его следует продолжить на оборотной с пометкой о перенесении. При подозрении о скрытых деформациях следует вызвать патрульную службу.
Пункт 15 бланка рассчитан на заполнение виновником инцидента фразы о том, что он признаёт свою вину и претензий к пострадавшему не имеет. Без этого Европротокол считается недействительным.
Следует обратить внимание на ряд нюансов:
- Поставить отметки на тех позициях, которые относятся к происшествию.
- При наезде сзади - отметить графу 10 - столкновение с идущим в том же ряду транспортом.
- Графа 18 предназначена для подписей обеих сторон.
- Обратная страница бланка должна содержать причины столкновения.
Европротокол подаётся в то агентство, где был заключён договор ОСАГО.
Инициаторам происшествия, да и пострадавшим, не рекомендуется скрываться с места аварии. Отсутствие пострадавших разрешает сторонам составить Европротокол, обменяться письменными обещаниями без привлечения органов безопасности движения.
Будущий незначительный ремонт может быть оплачен на месте, тем более, как оформить ДТП по новым правилам, описывается в данном материале. Дополнением послужит звонок в своё страховое агентство о произошедшем инциденте. Затем нужно направить всё внимание на составление схемы, написание извещения.