Тактико - техническая характеристика пожарных автомобилей. Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей Организационноправовые основы функционирования пожарной охраны предприятия в части эксплуатации па
Пожарная техника должна применяться только для тушения пожаров и проведения, связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ. Использование сверхштатных транспортных средств, комплектование подразделений ГПС легковыми автомобилями за счет штатной положенности вспомогательных пожарных автомобилей других марок – запрещается.
Вспомогательные пожарные автомобили используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.
На каждое транспортное средство, с учетом выделенного по фондам количества топлива и других условий, устанавливается индивидуальная норма эксплуатации (пробега) на год и квартал.
На основании квартальных норм эксплуатации устанавливаются нормы пробегов на квартальный месяц.
Для повышения технических возможностей и боевой готовности подразделений создается резерв пожарных машин.
Пожарные машины, находящихся в боевом расчете и в резерве должны быть в состоянии технической готовности.
Техническая готовность пожарных машин определяется:
исправным техническим состоянием;
Заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами;
Укомплектованностью пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правил по охране труда;
Соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ 50574-93
Исправной считается машина, техническое состояние которой не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. В этом случае эксплуатация запрещена.
Техническое обслуживание и ремонт пожарных машин организуется по планово-предупредительной системе.
Прием и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство
Для приемки прибывшего в УГПС, ОГПС пожарного автомобиля руководителем органа управления ГПС назначается постоянно действующая комиссия в составе: председатель- представитель отдела (отделения) пожарной техники, члены- начальник ПТЦ, отряда, части технической службы, руководитель и старший водитель (водитель) подразделения в который передается автомобиль.
Приемка (передача) пожарного автомобиля (агрегата) оформляется актом. О результатах приемки председатель комиссии докладывает начальнику УГПС, ОГПС.
Поступивший в подразделение новый пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в Госавтоинспекции и перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку.
Обкатка пожарных автомобилей осуществляется в соответствии с требованиями завода-изготовителя, изложенными в руководствах и инструкциях по эксплуатации. Результаты обкатки заносятся в формуляр пожарного автомобиля.
После обкатки выполняется техническое обслуживание шасси пожарного автомобиля в объеме работ, рекомендуемых инструкцией по эксплуатации шасси, а специального оборудования - в объеме работ первого технического обслуживания в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации ПА.
Постановка пожарного автомобиля на боевое дежурство и закрепление его за водителями производится руководителем подразделения ГПС.
Учет пожарных автомобилей и их работы
Учетными документами пожарных автомобилей являются:
Свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон), паспорт транспортного средства;
Формуляр;
Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники;
Эксплуатационная карта;
Путевка основного (специального) пожарного автомобиля;
Карточка учета работы автомобильной шины;
Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи;
Журнал учета технического обслуживания;
Путевой лист вспомогательного пожарного автомобиля;
Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательного пожарного автомобиля.
Свидетельство о регистрации выдается Госавтоинспекцией при регистрации автомобиля и сдается в Госавтоинспекцию при его списании.
Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и подлежит обязательному заполнению при поступлении автомобиля в подразделение ГПС. Ведение формуляра осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии –начальник караула.
При наличии на пожарных автомобилях счетчиков, учитывающих работу специальных агрегатов (пожарного насоса, генератора и т.п.), величину приведенного пробега необходимо устанавливать по показаниям счетчика.
Контроль за ведением формуляра, своевременностью и объективностью заполнения его разделов осуществляет руководитель подразделения ГПС. Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники ведется в каждом УГПС, ОГПС. Заполнение журнала осуществляет начальник отдела (отделения) пожарной техники.
Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль, является документом учета его работы и заполняется водителем. Правильность внесенных записей контролируется при смене караулов руководителем подразделения ГПС. Полностью заполненная и подписанная руководителем подразделения эксплуатационная карта ежемесячно, в установленные дни, сдается в бухгалтерию с отчетом о расходовании горюче-смазочных материалов.
Путевка на выезд основного пожарного автомобиля выписывается диспетчером (радиотелефонистом) и выдается начальнику караула перед выездом на пожар (учение, занятие и т.д.). Форма путевки приведена в приложении Боевого устава пожарной охраны.
Карточка учета работы автомобильной шины заводится при поступлении автомобиля в подразделение и при установке новой покрышки на автомобиль. Заполнение карточки осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии – начальник караула, согласно специализации. Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи заводится на каждый аккумулятор при поступлении автомобиля в подразделение и при замене аккумуляторов на новые. Заполнение карточки осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии – начальник караула согласно специализации.
Журнал учета технического обслуживания пожарного автомобиля заводится на каждый автомобиль и заполняется старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации.
В журнал вносится записи о техническом обслуживании (непосредственно после его проведения):
Первого технического обслуживания автомобиля и обслуживания пожарно-технического вооружения –не реже 1 раз в месяц.
Второе техническое обслуживание – не реже 1 раз в год.
Сезонного технического обслуживания –2 раза в год
О проверке уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес – 1 раз в 10 дней
О проверке работоспособности, прочистки регулировке пеносмесителя газоструйного вакуум –аппарата –1 раз в месяц.
Все записи заверяются подписями водителей, проводящих ТО, а сведения об обслуживания пожарно-технического вооружения завершаются подписью командира отделения.
Правильность ведения журнала учета ТО контролируется руководителем подразделения ГПС.
Путевой лист на выезд вспомогательного пожарного автомобиля выписывается старшим водителем, а при его отсутствии диспетчером (радиотелефонистом). Путевой лист подписывается руководителем подразделения ГПС и является распоряжением водителю на выполнение задание. Использование путевых листов, форма которых не соответствует установленной Наставлением о технической службы запрещается. Путевые листы на работу транспортных средств в выходные и праздничные дни (кроме выездов на пожары) выдаются с разрешения начальника гарнизона пожарной охраны или лица его замещающего. Путевой лист выдается водителю на одни сутки, а в случае командировки- на весь период командировки под расписку в журнале выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей. Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей заводится на весь транспорт подразделения, в том числе прикомандированных.
Итог работы пожарного автомобиля подводится ежемесячно старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации или руководителем подразделения ГПС.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:
Постоянную техническую готовность к использованию;
Надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течении установленного срока службы;
Безопасность движения;
Устранение причин вызывающих преждевременное возникновение отказа неисправностей;
Установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;
Уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.
Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяются на следующие виды:
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;
Техническое обслуживание на пожаре (учении);
Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учении)
Техническое обслуживание после первой тысячи км. пробега (по спидометру);
Первое техническое обслуживание (ТО-1);
Второе техническое обслуживание (ТО-2);
Сезонное техническое обслуживание (СО);
Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.
Перед сменой караула все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности. Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче.
Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям боевого расчета. Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.
При этом работа двигателя не должна превышать:
Для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем – 3 мин;
Для основных пожарных автомобилях целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой – 5 мин;
Для специальных пожарных автомобилей – 7 мин:
Для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников – 10 мин;
При обнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.
Решение о замене пожарного оборудования и снаряжение принимается начальником караула, а о замене пожарной техники – руководителем подразделения (оперативным дежурным)
Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося караулов.
О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО. Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.
Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.
Техническое обслуживание после возвращения с пожара (учений) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.
Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводятся закрепленным за автомобилем водителем под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.
Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленным за автомобилем водителем в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.
Перед ТО руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения водителем поводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ. По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями личным составом боевого расчета.
Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.
В дни проведения ТО пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое другое удобное время в течении текущих дежурных суток.
После проведения ТО каждый водитель расписывается в журнале учета ТО. Второе техническое обслуживание, проводится в ПТЦ, отряде,(части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2 .
Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения. При этом техническое обслуживание проводится закрепленным за автомобилем водителя под руководством старшего водителя. В объектовых подразделениях ТО может проводится на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанным и согласованным графиком.
Первое и второе техническое обслуживания выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей и конструкций условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания.
Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах очень холодного климата.
Порядок планирования, проведения и учета технического обслуживания
Технические обслуживания пожарных автомобилей (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком.
Годовой план –график ТО-2 составляется отделом пожарной техники, согласовывается с отделом службы и подготовки и утверждается начальником УГПС, ОГПС.
Выписки из плана-графика ТО-2 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 15 дней до начала планируемого года.
Годовой план-график ТО-1 разрабатывается в каждом гарнизоне пожарной охраны начальником ТС гарнизона, согласовывается со службой пожаротушения гарнизона и утверждается начальником гарнизона. Годовой план-график ТО-1 составляется по форме, аналогичной плану-графику ТО-2
При составлении годового плана-графика ТО-1 обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из боевого расчета в районах выезда, а также учитывается план-график ТО-2 и другие особенности гарнизона. Выписки из плана-графика ТО-1 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 5 дней до начала планируемого года. Допускается составление единого плана-графика ТО-2 и ТО-1
График технического обслуживания составляются на основании планируемых общих пробегов пожарных автомобилей, нормативов периодичности технического обслуживания, равномерной загрузки постов ТО. В графики технического обслуживания включаются все пожарные автомобили подразделений.
Техническое обслуживание в виде исключения разрешается проводить на станциях ТО автомобилей, а также в автохозяйствах и автотранспортных предприятиях других министерств и ведомств на основании заключенных в установленном порядке договоров с оплатой выполненных работ по безналичному расчету по действующим на этих станциям тарифам.
О проведении технического обслуживания делается записка в журнале учета, формуляре и эксплуатационной карте.
Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей несут:
при проведении ТО на пожаре (учении)- водитель пожарного автомобиля;
при проведении ежедневного обслуживания и технического обслуживания по возвращении с пожара (учения) начальник караула;
при проведении ТО первой тысячи километров пробега и ТО-1-руководитель подразделения ГПС;
при проведении сезонного обслуживания и ТО-2 – руководитель подразделения, в котором проводится обслуживание;
Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании автомобилей.
Для проведения ТО-1 и ТО-2 пожарный автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервным. Порядок вывода из боевого расчета на ТО пожарных автомобилей и замены их резервными определяется с учетом местных условий начальником гарнизона ГПС.
Время пребывания пожарного автомобиля на техническом обслуживании не должно превышать:
Двух дней для ТО-1;
Трех дней для ТО-2.
При техническом обслуживании автомобилей могут выполняться отдельные операции текущего ремонта (сопутствующий текущий ремонт) в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего вида ТО.
Пожарный автомобиль, прошедший ТО-2 (ремонт), получает руководитель и старший водитель (водитель) подразделения по акту (сдачи выдачи).
Пожарный автомобиль, прошедший ТО, должен быть исправным, заправленным эксплуатационными материалами, чистым, отрегулированным, смазанным и отвечать требованиям эксплуатационной документации.
Постановка на боевое дежурство пожарных автомобилей, не прошедших очередное обслуживания, запрещена.
Ремонт пожарных автомобилей
Ремонтом является комплекс операций по восстановлению работоспособного состояния пожарных автомобилей и обеспечению безотказной их работы. Он может выполняться по потребности или после определенного пробега.
Ремонт, связанный с разборкой или заменой агрегатов и узлов, должен выполняться, как правило, по результатам предварительного диагностирования.
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:
Для автомобилей: текущий, средний, капитальный;
Для агрегатов: текущий, капитальный.
Пожарный автомобиль после ремонта получает руководитель подразделения и старший водитель (водитель) по акту сдачи (выдачи). Руководитель подразделения ТС несет ответственность за качество выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Перед постановкой на боевое дежурство пожарный автомобиль должен пройти обкатку:
После капитального ремонта – пробегом 400 км. и работой специальных агрегатов продолжительностью 2 часа;
После среднего и текущего ремонта (с заменой или капитальным ремонтом одного из основных агрегатов) – пробегом 150 км. и работой специального агрегата продолжительностью 2 часа.
Подготовка пожарных автомобилей к эксплуатации в летний зимний периоды года
Подготовка пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды осуществляется по приказу начальника УГПС, ОГПС. Летний и зимний периоды, в зависимости от климатических зон определяется решениями органов исполнительной власти субъектов РФ.
Перед наступлением летнего и зимнего периодов с водителями личным составом организуются занятия, на которых изучаются:
Особенности обслуживания и содержания пожарных автомобилей;
Способы и средства повышения их проходимости;
Особенности вождения;
Эксплуатационные материалы и нормы их расходования.
При подготовке к эксплуатации в зимний период, кроме того, изучаются:
Порядок пуска холодного двигателя при низкой температуре;
Средства, облегчающие пуск холодного автомобиля;
Средства обогрева и поддержания нормальной температуры в движении и на стоянках;
Меры безопасности при подогреве двигателя и при обращении с тактичными охлаждающими низкозамерзающими жидкостями;
Особенности тушения пожаров в условиях низких температур.
Требования безопасности при эксплуатации пожарной техники
Организация работы по обеспечению охраны труда, окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России
Р а з д е л 4
ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ГПС
Глава 13. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ
Термин «Эксплуатация машин», по определению, является сложным понятием. Он включает: использование машины, ее обслуживание и ремонт, а также хранение и учет. В определении термина главным является использование. Именно в процессе использования происходят все изменения в механизмах и машинах, которые и являются основой для обслуживания, ремонта и хранения. Поэтому в первую очередь рассматриваются
изменения в механизмах и обосновывается система воздействий, обеспечивающих работоспособность машин.
Условия эксплуатации пожарных автомобилей
Эксплуатация ПА осуществляется в широком диапазоне различных факторов. Их целесообразно разделить на несколько групп.
К первой группе факторов
следует отнести категории условий эксплуатации и природно-климатические условия. Состояние дорожных
покрытий, величины путей следования из пожарных частей по вызову на пожары и возвращение в часть после тушения пожаров, внешние температурные условия различны.
Ко второй группе факторов следует отнести оперативную обстановку с пожарами в заданном режиме городов, на объектах охраны. В крупных центрах с развитой промышленностью, большой численностью населения частота выездов на пожары больше, чем в малонаселенных городах или районах. Интенсивность эксплуатации в них более высокая по величинам пробега ПА и продолжительности работы спецагрегатов.
К третьей группе факторов относится такая особенность – пожарные автомобили не имеют холостых пробегов. Полная масса ПА не должна превышать 95 % от величины массы, установленной для базового шасси. Даже при тушении пожара расходуемая из цистерны вода должна быть восстановлена после пожара.
К четвертой группе факторов
относятся особенности режимов эксплуатации пожарных автомобилей и их оборудование. При следовании на пожар (и с пожара в часть) пожарные автомобили эксплуатируются
в транспортном режиме. Продолжительность режима фиксируется в километрах по показаниям спидометра. При тушении пожаров и техническом обслуживании пожарный автомобиль находится в стационарном состоянии. Работа двигателя и потребителей энергии рассчитывается в часах работы. Как уже указывалось, общий пробег ПА L
общ, км, определяется по формуле
L общ = L сп + 50τ, (13.1)
где L сп – пробег, фиксируемый по показаниям спидометра, км; τ – время работы насоса в режиме холостого хода, в часах.
Величина приведенного пробега (50 τ)по различным районам может
в 1,5–2 раза превышать величину пробега ПА, фиксируемую по показаниям спидометра.
К пятой группе факторов относятся температурные режимы эксплуатации двигателей пожарных машин.
В гаражах пожарных частей должна поддерживаться температура выше +16 °С. При этом условии двигатель легко запускается без предварительного прогрева. Следовательно, при выезде из пожарной части температура охлаждающей жидкости t
о.ж должна быть выше +16 °С. Прогрев двигателя до 70–75 °С, когда двигатель можно нагружать, осуществляется в пути следования. Продолжительность прогрева будет неодинакова летом
и зимой (рис. 13.1). Установлено, что даже летом при температуре в гараже 20 °С номинальная температура двигателя достигается через 5–7 мин движения. При низких температурах зимой и в гараже требуемая температура достигается после 10–15 мин. Таким образом, двигатели пожарных машин эксплуатируются при пониженных температурных режимах. При этом она сопровождается повышенными расходами топлива и износами деталей двигателя.
В отличие от автомобилей обычного назначения пожарные автомобили эксплуатируются в особых, можно сказать более «жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных действий на пожаре и при проведении аварийно – спасательных работ.
Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:
выезд и следование к месту вызова;
развёртывание средств;
ликвидацию горения и выполнение специальных работ;
свёртывание средств;
следование в часть.
При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.
Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.
Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.
Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.
Организация и проведение технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей регламентированы приказом МВД РФ № 34 от 24.01.96, который утверждает "Наставление по технической службе ГПС МВД России".
1 Требования к исправному пожарному автомобилю
Находящийся в расчёте пожарный автомобиль должен быть в исправном состоянии. Исправное техническое состояние пожарного автомобиля должно обеспечить его безопасность при движении в оперативном режиме и безотказность при работе на пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
Технически исправный пожарный автомобиль должен отвечать следующим основным требованиям:
быть чистым, исправным, отрегулированным, смазанным и заправленным положенными эксплуатационными материалами;
двигатель должен легко запускаться стартером, и устойчиво работать при различной частоте вращения коленчатого вала;
свободный ход педалей, рычагов управления и рулевого колеса должен быть в пределах нормы;
сцепление не должно «вести» или «пробуксовывать»;
тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колёс и остановку пожарного автомобиля на установленном для данной модели тормозном пути; торможение пожарного автомобиля с гидравлическим приводом тормозов обеспечивается при одном нажатии на педаль;
углы развала и схождения колёс должны соответствовать установленным нормам;
сигнал-сирена, электрозвуковой сигнал, стоп-сигнал, указатели поворотов, фары, подфарники, прожектора, плафоны, стеклоочистители и все контрольные приборы на щитке приборов и в насосном отделении должны быть исправными;
крепление агрегатов пожарного автомобиля и пожарно-технического вооружения должно быть надёжным;
система управления пожарным насосом должна быть исправной;
пожарный насос должен исправно (без посторонних шумов) работать на всех режимах, быть герметичным и иметь подачу в пределах нормы;
при включении основной и дополнительной трансмиссий (коробки передач, раздаточной, отбора мощности) и переднего ведущего моста не должно быть стука, скрежета и других нехарактерных шумов;
давление воздуха в шинах должно соответствовать норме;
пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование пожарного автомобиля должно соответствовать табелю положенности, быть исправным и располагаться на своих местах;
не должны иметь место подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя и других жидкостей.
Неисправности кузова:
наличие вмятин и повреждение окраски;
перекос дверей кабин или отсеков кузова, затрудняющий их открывание и закрывание;
неисправность замков, запоров и фиксаторов дверей кабин и отсеков кузова, а также неисправность фиксаторов откидной кабины;
отсутствие стёкол или наличие на них глубоких царапин (трещин), затрудняющих и обзорность, а также отсутствие противосолнечных козырьков;
неисправность стеклоподъёмников;
отсутствие или повреждение зеркал заднего вида;
неисправность или отсутствие очистителей и омывателей ветрового стекла;
неисправность креплений элементов специальной надстройки;
нарушение целостности цистерны и бака для пенообразователя.
содержание вредных примесей или уровень дымности в отработавших газах превышает установленные нормы;
подтекание топлива из системы питания;
неисправность или отсутствие глушителя;
отсутствие приспособления для подавления помех радиоприёму;
наличие стуков в подшипниках коленчатого вала, резких стуков поршней в цилиндрах и деталей газораспределительного механизма (при прогретом двигателе);
давление масла в системе смазки полностью прогретого двигателя, работающего на минимальной частоте вращения холостого хода, меньше величины, указанной в эксплуатационной документации на конкретную марку двигателя;
пуск двигателя при положительной температуре воздуха затруднён;
двигатель перегревается, неустойчиво работает на установившихся режимах (в том числе на холостом ходу) или работает с перебоями на переходных режимах;
подтекает охлаждающая жидкость через сальники водяного насоса, радиатор и другие соединения трубопроводов системы охлаждения.
Неисправности основной и дополнительной трансмиссий:
пробуксовывает или неполностью выключается сцепление;
при плавном включении сцепления происходят резкие рывки автомобиля или появляются нехарактерные стуки;
величина свободного хода педали сцепления не соответствует данным инструкции завода-изготовителя;
прослушиваются стуки в коробке передач при движении автомобиля на любой передаче или при нейтральном положении рычага переключения передач;
прослушиваются стуки в дополнительной трансмиссии при включённой коробке отбора мощности или затруднено включение КОМ;
не включается или самопроизвольно выключается передача;
подтекает масло через сальники или плоскости разъёма коробки передач или коробки отбора мощности;
имеются повреждения (или биение) карданных валов, повреждены или изношены их промежуточные опоры;
отмечается повышенный шум в заднем мосту при движении автомобиля;
подтекает масло через сальники и другие уплотнения картера заднего моста;
имеет место чрезмерный нагрев картера главной передачи.
на лонжеронах, поперечинах или кронштейнах рамы имеются трещины;
отсутствуют или ослаблены заклёпки в соединениях деталей рамы;
имеются погнутости и трещины на балке переднего моста;
углы установки колёс не соответствуют требованиям инструкции завода-изготовителя;
повышенный люфт передних колёс;
затруднено вращение колёс из-за неправильной регулировки подшипников;
сломаны листы рессор или любые другие детали подвески;
сломаны или имеют сорванную резьбу центровые болты рессор;
неисправны амортизаторы;
отсутствуют или повреждены предусмотренные конструкцией автомобиля стабилизаторы поперечной устойчивости;
шины грузового автомобиля имеют сквозные повреждения, разрыв корда или остаточную глубину рисунка протектора менее 1 мм;
шины не соответствуют модели транспортного средства по размеру и допускаемой нагрузке;
на автомобиле установлены шины разных видов или с различными типами рисунков протектора.
колёсные диски ненадёжно закреплены на ступице или имеют повреждения реборд или посадочных отверстий;
давление воздуха в шинах не соответствует установленной норме;
величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводом-изготовителем;
затруднено вращение или имеется выраженная неравномерность усилия поворота рулевого колеса;
не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились, либо повреждены детали рулевого управления;
неисправен гидроусилитель рулевого управления (включая радиатор рабочей жидкости ГУР, если он установлен);
рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колёс;
при однократном нажатии на педаль рабочего тормоза не обеспечивается установленная эффективность торможения;
подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов;
при неработающем двигателе падение давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом приводе тормозов после полного приведения их в действие превышает 0,05 МПа за 15 минут;
не работает манометр пневматической тормозной системы;
рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;
стояночный тормоз не удерживает пожарный автомобиль на уклонах, соответствующих нормативной величине для конкретного типа автомобиля.
электропроводка имеет повреждённую изоляцию;
аккумуляторная батарея имеет течь, ослабленную посадку штырей, ненадёжное крепление;
неисправны контрольные приборы;
фары не отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
не горят фары, основные и дополнительные габаритные огни;
не горит стоп-сигнал;
не работает в установленном режиме указатель поворота;
отсутствует предусмотренные конструкцией транспортного средства световозвращатели;
не горит фонарь заднего номерного знака;
не горят проблесковые маяки (или не вращаются их отражатели).
неисправна вакуумная система пожарного насоса (за нормативное время не создаётся требуемый вакуум в пожарном насосе);
не герметичен пожарный насос;
отсутствуют смазки в пожарном насосе;
пожарный насос ненадёжно закреплён на раме автомобиля;
неисправны контрольно-измерительные приборы в насосном отсеке пожарного автомобиля;
имеются подтекания масла или воды при работе пожарного насоса;
отмечаются стуки и вибрация при работе пожарного насоса;
неисправны пеносмеситель или дозатор пожарного насоса;
отмечается сильный нагрев корпуса при работе пожарного насоса высокого давления (или ступени высокого давления для комбинированных насосов).
2 Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.
Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.
Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание при смене дежурств (ЕТО);
техническое обслуживание на пожаре или учении;
техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения;
техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру;
техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.
Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:
3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;
5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;
7 минут – для специальных пожарных автомобилей;
10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.
В соответствии с типовой технологией технического обслуживания пожарных автомобилей для основных пожарных автомобилей общего применения в перечень работ ЕТО включаются следующие операции:
внешний осмотр автомобиля для проверки его комплектности и выявления наружных повреждений;
проверка состояния дверей кабины, салона расчёта и кузова (петель, фиксаторов, замков, запорных механизмов откидных кабин), стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, рамы, рессор, шин и креплений колес (визуально);
15-22 мм
10-15 мм
8-14 мм
Рис. 7.1. Схема измерения прогиба под нагрузкой 40 Н (4 кгс) приводных ремней двигателей ЗИЛ-645 (слева), ЗИЛ-508 (в центре), КамАЗ-740 (справа).
проверка правильности опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов пожарного насоса;
проверка (визуально) креплений цистерны, пенобака и специального кузова (ложементов, стремянок, стяжных болтов и т.п.);
проверка отсутствия течей воды и пенообразователя из ёмкостей и трубопроводов;
проверка действия кранов, вентилей, задвижек пожарного насоса, пеносмесителя и вакуумного затвора – маховички и ручки не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены на штоках, вращение маховичков и передвижение ручек должны быть плавным, без заеданий;
проверка отсутствия в пожарном насосе воды (водных растворов) и посторонних предметов;
проверка состояния и натяжения приводных ремней (см. рис. 7.1);
проверка исправности привода жалюзи и (в зимнее время) состояния утеплительного чехла;
проверка отсутствия течей эксплуатационных жидкостей;
проверка уровеня масла в картере двигателя (для автомобилей с дизельным двигателем дополнительно уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения), уровня воды или низкозамерзающай жидкости в системе охлаждения двигателя, уровней рабочих жидкостей в гидроприводе тормозов, механизме выключения сцепления, бачке гидроусилителя, уровня топлива в топливном баке;
Основные ПА общего применения
Пожарные автоцистерны (АЦ) (шасси)
Контрольно-диагностические, крепёжные и регулировочные работы
Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 1.1. Прочистить сапуны коробки передач и мостов. Проверить: действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла и фар, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции, звукового сигнала; герметичность системы смазки, питания и охлаждения двигателя, работу жалюзи, в том числе и пускового подогревателя, а также крепление на двигателе оборудования и приборов; состояние и натяжение приводных ремней; крепление деталей выпускного тракта (приёмная труба, глушитель и др.); крепление двигателя; действие оттяжной пружины и свободный ход педали сцепления; герметичность системы выключения сцепления; крепление кронштейна и составных частей силового цилиндра усилителя у автомобилей, оборудованных пневмогидравлическим усилителем сцепления; крепление коробки передач и её внешних деталей (в т.ч. крепление коробки отбора мощности для привода специального пожарного оборудования (насоса и др.); действие механизма переключения передач на неподвижном автомобиле с заведенным двигателем; люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников; крепление фланцев карданных валов; герметичность соединений заднего (переднего, среднего) моста; крепление картера редуктора и фланцев полуосей; герметичность системы усилителя рулевого управления; крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных гаек; люфт рулевого колеса; затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления; люфт подшипников ступиц колёс; компрессор (крепление к двигателю, соединительные трубопроводы и патрубки, работу на слух и создаваемое давление по манометру (при необходимости отрегулировать клапан давления воздуха в пневмосистеме)); эффективность действия тормозов (при необходимости отрегулировать зазор между тормозными колодками и барабанами); шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, свободного и рабочего хода педали тормоза (при необходимости отрегулировать); тормозную систему пожарного автомобиля: c пневмоприводом: состояние, крепление ресиверов и наличие в них конденсата, работу тормозного крана, клапана контура, защитных клапанов, трещоток, вала привода тормозных колодок, тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором («КамАЗ»), предохранителем от замерзания системы в зимний период времени; с гидроприводом: отсутствие подтекания, уровень тормозной жидкости в системе, крепление главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя (при необходимость отрегулировать свободный ход педали и штока главного цилиндра, а также в случае подтекания тормозной жидкости заменить уплотнительные манжеты); промыть воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов; работу рабочих тормозных цилиндров (при необходимости удалить воздух из гидросистемы - прокачать); с пневмогидроприводом: выполнить соответствующие работы, указанные в системах с пневмо- и гидроприводами; проверить уровень тормозной жидкости в бачках пневмогидроусилителя (при необходимости долить тормозную жидкость согласно требованиям завода изготовителя), при нарушении герметичности заменить изношенные или повреждённые манжеты; исправность привода и действие стояночного тормоза; осмотром состояние рамы, раздаточной коробки (при наличии) и её крепления, узлов и деталей подвески, буксирного устройства; крепление стремянок и пальцев рессор, крепления колёс; состояние запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины; состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины и кузова; крепление кузова (пожарной надстройки), топливного бака к раме шасси, держателя запасного колеса; крепление крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины, кузова (пожарной надстройки), при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие; осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений; действие привода насоса высокого давления у автомобилей с дизельными двигателями; наличие отстоя в топливном баке и корпусах фильтров тонкой и грубой очистки топлива у автомобилей; действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года - приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя; крепление генератора и стартера, состояние их контактных соединений; крепление прерывателя-распределителя, зачистить контакты прерывателя наждачной бумагой; надёжность крепления гибкого вала к спидометру с механическим приводом и к коробке передач, а также целостность оболочки гибкого вала (в креплении наконечников оболочки гибкого вала не должно быть зазоров); состояние и крепление привода спидометра с электрическим приводом и датчика. Провода привода спидометра и датчика не должны иметь повреждений и должны быть закреплены; правильность опломбирования спидометра и его привода (и счётчика моточасов пожарного насоса - при наличии) в соответствии с инструкцией завода– изготовителя. Провести обслуживание: карбюратора, очистить его от грязи и осадков в поплавковой камере, продуть жиклёры, выставить уровень топлива, отрегулировать работу двигателя на холостом ходу и содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах; аккумуляторной батареи (прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надёжность контактов наконечников проводов с выводными штырями, проверить уровень электролита).
Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
Термин «Эксплуатация машин», по определению, является сложным понятием. Он включает использование машины, ее обслуживание и ремонт, а также хранение и учет. Определяющей частью является использование. Именно при использовании происходят все изменения в механизмах и машинах, которые и являются основой для обслуживания, ремонта и хранения. Поэтому, в первую очередь, рассматриваются изменения в механизмах и обосновывается система воздействий, обеспечивающих работоспособность машин.
13.1. Изменение технического состояния систем и механизмов ПА
Все системы и механизмы ПА обладают определенным параметрами технических характеристик. Эти параметры (П ) не остаются постоянными на протяжении срока службы машин. Отклонение их от номинальных (первоначально установленных значений) характеризует изменение технического состояния систем и механизмов.
Для систем и механизмов машин устанавливают начальное значение параметров П 0 , предельно- допустимые П пд и допустимое П д . При достижении значений П д изделие становится неработоспособным поэтому устанавливают срок его обслуживания равным величине П пд .
Процесс нормального функционирования систем и механизмов во времени неодинаков. Так, изменение П в большинстве систем регламентируется временем (или величиной пробега ПА в км), в течение которого система будет нормально функционировать. Первоначальные значения П при эксплуатации ПА могут восстанавливаться. К таким системам относятся системы подачи топлива, фильтрации масла, системы подачи пенообразователя и т.п.
В этом случае изменение П и его восстановление можно иллюстрировать, как показано на рис.13.1. Параметр П может изменяться от П 0 до П д , как показано на участке аб" . Однако его восстановление производят при достижении П пд (кривая б в ). При этом могут производиться регулировочные работы (например, регулирование форсунок дизеля) или работы по промывке систем (например, топливных фильтров или пеносмесителя). Таким образом, эти системы требуют периодического обслуживания. Оно производится либо по значению измеряемого параметра П пд , либо по величине пробега ПА.
Аналогично описанному, изменяются параметры характеристик механизмов. Для них такими параметрами могут быть мощность двигателя N кВт, подача насоса Q л/с и величина напора, развиваемого им и др. Снижение П ниже допустимого П пд приводит к функциональному отказу: невозможно забрать воду насосом из водоема, невозможно запустить двигатель и т.д.
Параметры характеристик механизмов изменяются значительно медленнее, чем у их систем. Как правило, при достижении П пд требуется ремонт механизма (рис.13.2).
Изменение П в эксплуатации обусловлено изнашиванием рабочих поверхностей деталей и агрегатов. Основой изнашивания является трение.
Общие сведения о трении. Трение – это механическое взаимодействие между твердыми телами, которое возникает в местах соприкосновения и препятствует относительному перемещению тел в направлении, лежащем в полости их соприкосновения. В зависимости от вида движения одного тела по отношению к другому различают трение скольжения и качения.
Процесс трения характеризуется коэффициентом трения – отношением силы трения F t (рис.13.3) к приложенной нормальной силе F n . Для металлических поверхностей трения f 0,08…0,1.
Трение между телами, поверхности которых не смазаны, называется сухим трением, а при обильной смазке – жидкостным. В случае очень тонких слоев смазки оно называется граничным.
Сухое трение реализуется при работе тормозов, дисков трения сцепления, ременных передач. При трении поверхности деталей нагреваются. Коэффициенты трений могут достигать значений 0,15 и выше.
Граничное трение проявляется при толщине адсорбированного слоя масла на поверхностях трения около 0,1 мкм. Коэффициенты трения при этом достигают значений 0,01…0,1. Оно реализуется при работе зубчатых передач, при скольжении поршневых колец по поверхностям гильз цилиндров в двигателях и т.д.
Рабочие поверхности деталей шероховаты. Толщина слоя масла между ними неодинакова. В отдельных зонах поверхности разделены маслом в других (точки а,б,с на рис.13.4) слой масла может быть очень тонким.
Жидкостное трение наступает тогда, когда поверхности трения полностью разделены слоем масла. В этом случае коэффициенты трения достигают величин 0,001. Этот режим трения может иметь место в подшипниках скольжения, зубчатых передачах.
Трение рабочих поверхностей деталей основания – причина их изнашивания. В настоящее время имеется несколько классификаций изнашивания. В наиболее простом случае рассматривают: истирание рабочих поверхностей, их схватывание (молекулярно-механическое изнашивание) и питтинг (осповидное разрушение).
Истирание – наиболее распространенный вид изнашивания. Ему подвергаются рабочие поверхности всех сопряженных деталей. При этом с поверхностей трения удаляется металл, изменяются размеры деталей, увеличиваются величины зазоров между ними. Потери массы изнашивающего металла невелики (несколько десятков граммов). Это не сказывается на прочности деталей. Однако это является причиной замен деталей массой в несколько килограммов, т.к. образующиеся зазоры в сопряженных деталях не обеспечивают нормальное функционирование механизмов. Так, изнашивание поршневых колец и гильз цилиндров приводит к невозможности пуска двигателей (увеличение зазоров) и уменьшению развиваемой ими мощности. Изнашивание деталей уплотнения пожарных насосов приводит к невозможности создавать в них требуемую величину вакуума для забора воды и т.д.
Схватывание поверхностей трения происходит вследствие молекулярного сцепления отдельных зон контактов поверхностей трения. Нагрузки на поверхностях контакта воспринимаются отдельными частями поверхностей (зоны а,б,с ) на рис.13.4). Они подвержены очень высоким давлениям, которые выдавливают смазочный слой. Наступает сухое трение, локальное повышение температуры и схватывание поверхностей. Образующиеся мостики схватывания разрушаются, при этом увеличивается шероховатость поверхностей трения и их изнашивание. Этот процесс может иметь место на рабочих поверхностях трения зубчатых колес, в подшипниках скольжения.
Питтинг – процесс выкрашивания металлических частиц в зонах высоких контактных нагрузок. Он имеет место в подшипниках качения, зубчатых передачах. Способствует его развитию перегрузка механизмов, чрезмерный нагрев.
Общая закономерность изнашивания. Изнашивание рабочих поверхностей деталей сопровождается увеличением зазора между ними. В течение срока службы механизма они изменяются по-разному (рис.13.5). В новых машинах детали соединены с некоторым начальным зазором Δ 0 .
В начальный период эксплуатации интенсивность их изнашивания велика (а б ). Происходит приработка (притирание) нагруженных поверхностей трения. Это период S 0 на практике ограничивается обкаткой новых и поступивших после ремонта машин. При обкатке ограничивают на 40…50% скорость движения пожарного автомобиля. Продолжительность обкатки устанавливается заводом-изготовителем.
Период б в – период нормальной эксплуатации. Период до достижения предельного состояния механизма Δ пр . – называют долговечностью (SТ на рис.13.5).
Если условия обкатки сделать более жесткими, то ее продолжительность уменьшится (аб" ). Но тогда изнашивание будет более интенсивным и долговечность уменьшится на величину вв" , т.е. станет равной S" .
Установленная долговечность механизмов может уменьшиться при нарушении режимов их эксплуатации и своевременного обслуживания. Становится также важной задача своевременно определить Δ пр . В этом случае изделие считается неисправным. Эксплуатация за пределами Δ пр приводит к повышению интенсивности изнашивания и увеличению стоимости ремонта. Становится важным определять техническое состояние механизмов.
Особенности изменения технического состояния механизмов обусловлены рядом факторов. Первый из них определяется спецификой использования пожарных машин. Они содержатся в депо при температуре не ниже +12 0 С и следуют на пожары в режиме прогрева двигателя и других механизмов. Это сопровождается повышенным изнашиванием всех деталей. Вторым важным фактором является то, что двигатели ПА эксплуатируются как в транспортном, так и в стационарном режимах. В последнем случае они работают под нагрузкой и на холостом ходу. Работа двигателя фиксируется по величине пробега ПА, контролируемого по спидометру S сп , км, а пожарного насоса в часах , час. Установлено, что общий пробег ПА можно определять как сумму
S = S сп + 50 , (13.1)
где 50 – эквивалент износа двигателя по пробегу ПА, км/час.
Важным является также то, что ПА не имеют холостых пробегов, они всегда полностью нагружены. Учитывая совокупное влияние всех факторов, износы двигателей ПА в 1,5...2,7 раза больше, чем у базовых грузовых автомобилей.
Двигатели. Наибольшее влияние на изменение технического состояния двигателей оказывает изнашивание рабочих поверхностей гильз цилиндров и поршневых колец.
Износы гильз цилиндров и поршневых колец зависят не только от скоростных нагрузочных режимов двигателя. На их величину большое влияние оказывает наличие в воздухе пыли (абразива), влаги и особенно температурный режим двигателя.
При высоких температурах охлаждающей жидкости износ гильз цилиндров увеличивается (рис.13.6) вследствие уменьшения вязкости масла. С понижением ее вязкость масла увеличивается, но одновременно с этим увеличиваются в 4…5 раз износы. Это обусловлено коррозионными процессами вследствие конденсации продуктов сгорания. В их состав входят окислы серы, образующиеся из сернистых соединений, содержащихся в топливе. Они с влагой образуют кислоты, особенно активные в дизелях.
Вдоль образующей гильзы цилиндров износы различны (рис.13.7). Наибольшие их значения имеют место в зоне верхней и нижней мертвых точках. Вследствие износа гильз цилиндров и особенно поршневых колец увеличиваются зазоры Δ в их стыках. Изнашиваются и канавки поршневых колец. Вследствие этого, в такте сжатия часть воздушного заряда утекает в картер. Поэтому уменьшается давление Р с в конце такта сжатия и температура t с сжимаемого заряда воздуха. Это затрудняет пуск двигателя.
После воспламенения топлива в такте рабочего хода часть газов проходит в картер двигателя, не совершая работу. Вследствие этого снижается, развиваемая двигателем, мощность.
Изнашивание других деталей (коленчатого вала, деталей гидрораспределителя и др.) сказываются на уменьшении мощности в меньшей степени.
Износ цилиндров, деталей топливоподающей аппаратуры дизелей являются одной из причин повышенного расхода топлива.
Пожарные насосы. Техническое состояние пожарных насосов ухудшается вследствие изнашивания щелевых уплотнений, подшипников качения, поверхностей вала в зоне контакта с резиновыми манжетами, деформации шпонок, соединяющих вал с рабочим колесом. Большое влияние на него оказывает перекрытие проточных каналов колес твердыми телами.
Первоначальный зазор в щелевых уплотнениях равен Δ 1 = 0,2…0,3 мм (рис.13.8). Потоком циркулирующей жидкости поверхности щелевых колец изнашиваются, зазор между ними увеличивается до величины 1…1,5 мм. Особенно интенсивно кольца изнашиваются, если вода содержит абразив. Увеличение зазора усиливает циркуляцию воды, подача Q л/с и развиваемого насосом напора Н , м уменьшаются.
Поток циркулирующей жидкости направлен перпендикулярно потоку всасывания. Это уменьшает живое сечение всасываемого потока на 25…30%, что увеличивает внутренние потери и снижает КПД насоса. Уменьшается Q и Н также при перекрытии проточных каналов насоса твердыми телами (камни, щепки и т.д.).
Для частоты вращения n об/мин рабочего колеса насоса близкой к номинальной изменение Н и Q описываются уравнениями
Н = 25,28 + 2,88·10 -2 n – 12,12b – 1,36·10 -2 , м;
Q = 5,15 + 1,31·10 -2 n – 2,56b – 0,318·10 -2 , л/с }. (13.2)
где: b – зазор в уплотнении; - уменьшение площади проточных каналов, мм 2 .
О влиянии увеличения в перекрытиях каналов на Q и Н приводится в табл.13.1.
Таблица 13.1
Площадь перекрытия каналов = 400 мм 2 (около 25% общего сечения) соответствует поперечному сечению двух камушков d = 15 мм.
Изменение Q и Н существенным образом изменяют характеристики
H = f(Q) , как показано на рис.13.9. Допустимая величина уменьшения Н не должна превышать ΔН = 15%. Вот поэтому необходимо контролировать работоспособность насоса. Особенно велико это влияние при больших величинах подач Q . При малых подачах уменьшается КПД вследствие повышения сопротивления движению жидкости.
Одной из важных характеристик пожарного насоса является работоспособность системы всасывания , с. Она определяется продолжительностью забора воды из открытого водоисточника. Ее можно выразить формулой
где: - плотность воды, кг·м -3 ; g – ускорение свободного падения, м·с -2 ; v 0 – объем воздуха в системе до начала всасывания, м -3 ; S – площадь поперечного сечения рукава, м 2 ; h – высота водяного столба в данный момент, м; R – газовая постоянная, Дж·кг -1 К -1 ; T – температура воздуха, К; Q (Δр ) – производительность вакуумного насоса, м 3 ·с -1 .
При недостаточной герметичности продолжительность всасывания будет увеличиваться, так как система будет опорожняться с расходом
Q (Δр) - Σ Q н (Δр), м 3 с -1 .
Время будет увеличиваться при уменьшении Q (Δр ) вследствие ухудшения работоспособности газоструйного вакуумного аппарата и снижении температуры воздуха Т .
Приток воздуха в систему Σ Q н (Δр) возможен через различные неплотности в насосе и в соединениях всасывающих рукавов. При этом увеличится продолжительность забора воды и работы двигателя с газоструйным вакуумным аппаратом. Наибольшее влияние на приток воздуха будет оказывать нарушение герметизации насоса. Ухудшение герметичности насоса может происходить по двум причинам. Во-первых, может ухудшаться герметичность, обеспечиваемая прокладками заслонок и клапана коллектора насоса. Наиболее часто она ухудшается вследствие износа вала под кромкой манжеты, обеспечивающей герметизацию насоса.
Диаметр вала насоса под манжетами равен 45 мм. Следовательно, манжета при ее надевании на вал плотно его охватывает и прижимается к нему силой пружины.
При создании вакуума в насосе прижатие манжеты к валу еще больше усиливается. Этим обеспечивается поддержание вакуума в насосе достаточно продолжительно.
При работе насоса изнашивается кромка манжеты и вала. Вал изнашивается потому, что твердость ингредиентов, входящих в резину, больше твердости слоя окисла, покрывающего вал. Постепенное увеличение износов приведет к тому, что диаметр изношенного вала в зоне контакта с манжетой станет равным диаметру кромки манжеты в свободном состоянии. При этом, атмосферное давление станет недостаточным для прижатия кромки манжеты к валу. Создавать требуемый вакуум станет или невозможно, или его падение не будет соответствовать нормативному.
Обеспечение работоспособности системы всасывания требует систематической проверки технического состояния газоструйного вакуумного аппарата и герметичности пожарного насоса.
Механизмы трансмиссий. Рабочие поверхности зубьев шестерен подвержены обычно истиранию. Однако при резком включении сцепления при пуске заполненного насоса водой и одновременным увеличением частоты вращения двигателя пиковые нагрузки в 2,5…3 раза превышают нагрузки на установившемся режиме. При этом, не только увеличиваются износы рабочих поверхностей шестерен, но возможно и появление задиров, увеличивающих износ. При высоких нагрузках на зубьях шестерен в зонах начальных окружностей, а также на деталях возможно появление питтинга (выкрашивание на рабочих поверхностях).
Вследствие изнашивания рабочих поверхностей зубьев шестерен увеличиваются угловые зазоры в их зацеплении. Допустимая величина суммарного зазора в КОМ не должна превышать 10 0 . В карданной передаче этот угол не должен быть больше 2 0 .
Большие угловые зазоры (люфты) недопустимы, т.к. при непрерывных изменениях режимов работы механизмов рабочие поверхности деталей подвергаются дополнительным ударным нагрузкам. Они способствуют сминанию боковых поверхностей шпонок в соединении колеса насоса с валом, увеличению износа трущихся поверхностей деталей механизмов.
Изнашивание зубьев шестерен приводит к увеличению суммарных люфтов главной передачи с 20 0 до 40 0 . Допустимая их величина не должна быть больше 55 0 . Установлены также допустимые значения люфтов для каждой передачи. Они находятся в пределах от 2,5 до 6 0 .
Техническое состояние пожарного автомобиля не оценивается каким-либо единым параметром. В определенной мере таким показателем может быть мощность, подводимая к колесам автомобиля и измеряемая на специальных стендах (рис.13.10). Оценивая потерю мощности, следует анализировать и другие факторы. К ним относятся увеличение расхода топлива и влияние этого фактора на внешнюю среду.
Причинами увеличенного расхода топлива могут быть износы деталей топливоподающей аппаратуры дизелей и карбюраторов бензиновых двигателей и их систем зажигания.
Изнашивание деталей ходовой части и приводов управления может ухудшать устойчивость и управляемость ПА.
Гидравлические системы могут оказывать большое влияние на техническое состояние ПА. Так, на автолестницах постепенно увеличивается время выдвигания колен лестницы и их поворота (рис.13.11). Это обусловлено как перетеканием масла в узлах системы, так и загрязнением фильтров гидросистем.
Предельное давление перед фильтром равно 0,1 МПа. В эксплуатации оно не должно превышать 0,35 МПа. Увеличивается также давление срабатывания предохранительного клапана с 10 до 12 МПа. Установлены также нормативы на производительность гидронасоса. При увеличении времени выдвигания лестницы или поворота причины должны выяснять специалисты из ПЧ(О)ТС.
Причинами износа деталей насоса являются загрязнение масла и, попадающая в него, вода. Частой неисправностью является нарушение герметичности гидросистем. Вследствие этого уменьшается количество масла в системе и попадание в нее воздуха. Наличие воздуха в системе ухудшает плавность хода механизмов. Поэтому при обслуживании АЛ необходимо тщательно проверять герметичность систем, устранять появляющиеся течи масла.
Устранить изнашивание деталей механизмов невозможно. Однако его можно замедлить рациональным использованием режимов их работы и своевременного обслуживания. Поэтому становится важным умение определять техническое состояние механизмов и ПА в целом.