сводом социальных норм. выступает в качестве творца культуры
Вариант 1
1. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:
1) привычка; 2) ритуал; 3) церемонии ; 4) образ.
2. Формальные нормы (правила):
1) нормы, четко зафиксированные в письменной форме;
2) поведение, которое допустимо, хотя и нежелательно;
3) нормы, которые обеспечиваются обычаями и привычкой;
4) поведение, которое обязательно для данной группы людей.
3. Система правил поведения, принятая в определенных социальных кругах и составляющая единое целое;
1) этикет ; 2) норма; 3) церемония; 4) ритуал.
4. Возможность участия в управлении страной обеспечивают:
1) экономические права; 2) культурные нрава; 3) политические права; 4) социальные права.
5. Основной закон нашего государства, в котором указаны права и обязанности граждан:
1) Конституция ; 3) Декларация прав человека;
2) Хартия вольности; 4) Административный кодеке.
6.. Из двух утверждений : а) преступление влечет за собой административную ответственность;
б) преступлением называют противоправное деяние, создающее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан:
1) верно утверждение а; 3) оба утверждения верны;
2) верно утверждение б; 4) оба утверждения неверны.
7. К внешним угрозам безопасности страны относят:
1) создание незаконных вооруженных формирований; 3) военный конфликт в соседнем государстве;
2) торговлю наркотическими веществами на улицах; 4) незаконное распространение оружия.
8. Воинская обязанность распространяется на мужчин в возрасте:
1) от 17 до 60 лет; 2) 18 лет; 3) 27 лет; 4) 16 лет.
9. На осознанном решении самого человека основывается дисциплина:
1) общеобязательная; 2) специальная; 3) внешняя; 4) внутренняя .
10. Установите соответствие между видом дисциплины и последствием ее нарушения.
Последствия нарушения
Вид дисциплины
1 . Снятие команды с дистанции
2. Снижение обороноспособности страны
3. Снижение успеваемости
4. Ухудшение качества продуктов питания
А. Технологическая
Б, Военная
В. Школьная
11. Поведение, соответствующее нормам закона:
1) правоверное; 2) законодательное; 3) законопослушное ; 4) законосовещательное.
12. Противозаконное деяние всегда:
1) совершается с умыслом; 3) причиняет вред обществу,
2) совершается группой лиц; 4) совершается ночью.
13. Задача прокуратуры:
1) охрана общественного порядка; 3) надзор за соблюдением законности;
2) защита интересов граждан в суде; 4) освидетельствование верности копий документов.
Число ________ ФИ ______________________
Обобщающий урок к главе «Регулирование поведения людей в обществе»
Вариант 2
1. Правила или образцы действий, одобряемые обществом, передающиеся по наследству:
1) обычай ; 2) закон; 3) норма; 4) церемония.
2. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих:
1) манеры ; 2) этикет; 3) норма; 4) закон.
3. Из двух утверждений: а) правила этикета складывались веками;
б) правила этикета оставались неизменными на протяжении всего времени:
1) оба утверждения верны; 3) верно утверждение б;
2) верно утверждение а; 4) оба утверждения неверны.
4. Духовное развитие личности обеспечивают:
1) культурные права; 2) гражданские права; 3) экономические права; 4) политические права.
5. Обеспечивает(ют) соблюдение и гарантирует(ют) права человека:
1) родители; 2) государство ; 3) политическая партия; 4) сам человек.
6. Понятие «закон» наиболее точно характеризует выражение:
1) образ жизни и действий; 3) установленные государством общеобязательные правила;
2) традиционно установившиеся правила поведения; 4) внешние формы поведения человека.
7. Закон, в отличие от обычая:
1) охраняет порядок; 3) устанавливается государством;
2) является социальной нормой; 4) действует в больших группах людей.
8. За уклонение от призыва на военную службу наступает ответственность:
1) гражданская; 2) административная и уголовная; 3) только уголовная; 4) административная.
9. Внешняя дисциплина поддерживается с помощью:
1) санкций; 2) самовоспитания; 3) силы воли; 4) физических усилий.
10. Внутренняя дисциплина основана на:
1) приказах; 2) Конституции; 3) страхе; 4) силе вали.
11. Из двух утверждений:
а) понятие «законопослушное поведение» всегда связано только с совершеннолетними;
б) законопослушное поведение должно быть полезно обществу:
1) верно утверждение а; 3) верно утверждение б;
2) оба утверждения верны; 4) оба утверждения неверны.
12 . Обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы:
1) нотариус; 2) частный детектив; 3) адвокат ; 4) прокурор.
13. Нарушитель в случае задержания имеет право на:
1) звонок другу; 3) приглашение адвоката;
2) вынесение приговора; 4) составление протокола.
14. Прочитай высказывание китайского мудреца Конфуция :
«Благородный муж винит себя, малый человек винит других».
Как ты понимаешь это высказывание?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Согласен ли ты с мнением Конфуция? Свой ответ обоснуй.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ответы:
Вар 1: 1 -3; 2 – 1; 3-1; 4-3; 5-1; 6-3; 7-3; 8-2; 9-4;
10-423; 11-3; 12-3; 13-3.
Вар2: 1 -1; 2 – 1; 3-2; 4-1; 5-2; 6-2; 7-3; 8-2; 9-1;
10-4; 11-3; 12-3; 13-3.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2011/2012. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7-8 КЛАСС.
I . Выполните тестовые задания. Выберите один правильный ответ. Запишите ответы в таблицу , данную ниже.
1. Врожденная форма поведения животного или человека
2. К свойствам, характеризующим индивидуальность человека, относятся
3 . Правила или привычки, действующие в больших группах людей, одобряемые и поддерживаемые обществом:
4 . Древний обряд посвящения молодых людей во взрослых называется
6 . Что означает принцип неделимости прав человека?
1) каждый человек обладает всей совокупностью прав
2) для каждого человека существуют свои права
4) право человека самому определять свои права и обязанности
7 . Конституция является
8 .Какая из обязанностей граждан по Конституции РФ является одновременно и долгом?
9 .Субъектом Российской Федерации является
10 .В правой лапе орла, изображенного на гербе РФ, - жезл, один из почетных знаков носителя верховной власти, который называется?
1) скипетр |
2) держава |
3) штандарт |
II . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Ответы запишите в таблицу , данную ниже.
11. Современная наука объясняет абсолютно все явления общественной жизни и окружающего мира.
12 . Конституционной обязанностью гражданина РФ является обязательное участие в общественных организациях.
13 . Одной из наиболее древних форм культуры выступает религия.
14 . Традиция праздновать Новый год как социальная норма имеет форму дозволения.
15 . Важной биологической потребностью человека является стремление к самоутверждению.
III . Работа со схемой .
Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.
Понятия могут быть
1. Равнозначными: квадрат (А) естьравносторонний прямоугольник (В).
2. Пересекающимися:спортсмены (А) истуденты (В).
3. Подчиненными: рыба (А) ищука (В).
4. Соподчиненными:сосна (А) ибереза (В) – этодеревья (С).
16 . Продолжите заполнение круговой схемы Эйлера, изобразив отношения между предложенными ниже понятиями, и запишите в круги их буквенные обозначения:
Религия (А), культура (Б), одежда (В), материальная (Г), жилище (Д), духовная (Е), наука (Ж), искусство (З), машинное оборудование (И), пища (К).
IV . По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ .
17 . Обычаи, каноны, законы, заповеди _______________________________________________________.
18 . Решение математической задачи, создание модели из конструктора, написание фантастического рассказа, прокладка трубопровода ___________________________________________________________.
19 . Почва, уголь, металлическая руда, животные _______________________________________________.
V .Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.
20 . Дисциплинированность, самосохранение, культура поведения, образованность, профессиональное мастерство.
21 . Право избирать и быть избранными в органы государственной власти, право проводить собрания, митинги и демонстрации, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на объединение, право обращаться в государственные органы.
_______________________________________________________________________________________
22 . Строительная бригада, школьный класс, баскетбольная команда, учителя, хоровой кружок.
_______________________________________________________________________________________
VI . Используя все приведенные слова, составьте определения обществоведческих понятий , запишите это определение и самостоятельно назовите само понятие . Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
23 . Использование, должностное лицо, положение, личное, цели, свое, обогащение, служебное.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понятие: _____________________________.
24 . Уровень, способности, высокий, развитие, личность, проявляющийся, достижения, творческие.
Понятие: _____________________________.
25 . Воздействие, установленные, мера, нормы, применяемая, нарушители.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Понятие: _____________________________.
VII . Работа с текстом.
26 . Найдите в тексте предложения, в которых заключены:
1) причина
2) следствие
4) сравнение.
Ответы запишите в таблицу , данную ниже.
(А) Часть ученых считает, что в процессе изучения мира мышление играет более важную роль, чем чувства. (Б) Мышление необходимо человеку, ведь наши чувства часто дают неправильную информацию о мире. (В) Ложка в стакане воды нам кажется кривой, а то, что расположено дальше от нас, нам кажется меньше. (Г) Опираясь лишь на свои чувства в ходе изучения мира, люди часто совершают ошибки.
VIII . Работа с иллюстрациями.
27 . Рассмотрите иллюстрации, сделайте подписи к ним и ответьте на вопросы.
27.1. А) __________________________; Б) _________________________; В) _______________________.
27.2. Что объединяет данные изображения? _________________________________________________________________________________________.
27.3.Чем изображение Б отличается от А и В? В чем причина этого отличия?
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________.
IX . Решите логическую задачу.
28 . В одном храме было три внешне одинаковых бога: Бог Правды, который никогда не лгал, Бог Лжи, который никогда не говорил правду, и Бог Дипломатии, который мог как сказать правду, так и солгать.
Как узнать, кто из них кто? Один человек сделал это так.
Кто стоит рядом с тобой? - спросил он у Бога слева.
Бог Правды.
А кто ты? – спросил он у среднего Бога.
Бог Дипломатии.
А кто стоит рядом с тобой? - спросил он Бога справа.
Бог Лжи.
Тогда мне все понятно, - сказал человек.
Что же понял этот человек из ответов богов?
Ответ:
1) Бог слева _____________________
2) Бог в центре ___________________
3) Бог справа ____________________.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2011/2012. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7-8 КЛАСС.
I. Выполните тестовые задания. Выберите один правильный ответ. Запишите ответы в таблицу, данную ниже.
1. Врожденная форма поведения животного или человека
1) привычка
2) инстинкт
3) наследственность
4) генетика
2. К свойствам, характеризующим индивидуальность человека, относятся
1) способность мыслить
2) членораздельная речь
3) особенности характера
4) обладание фантазией
3. Правила или привычки, действующие в больших группах людей, одобряемые и поддерживаемые обществом:
1) церемония
2) ритуал
3) обычай
4) обряд
4. Древний обряд посвящения молодых людей во взрослых называется
1) аффект
2) обучение
3) магия
4) инициация
5. Предписание снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрирует пример социальной нормы:
1) морали
2) этикета
3) права
4) традиций
6. Что означает принцип неделимости прав человека?
1) каждый человек обладает всей совокупностью прав
2) для каждого человека существуют свои права
3) запрет передавать свои права другому лицу
4) право человека самому определять свои права и обязанности
7. Конституция является
1) символом государства
2) сводом законов субъектов федерации
3) основным законом страны
4) сводом социальных норм
8. Какая из обязанностей граждан по Конституции РФ является одновременно и долгом?
1) платить законно установленные налоги
2) сохранять природу и окружающую среду
3) защищать Отечество
4) беречь памятники истории и культуры
9. Субъектом Российской Федерации является
1) штат
2) провинция
3) департамент
4) автономная область
10. В правой лапе орла, изображенного на гербе РФ, - жезл, один из почетных знаков носителя верховной власти, который называется?
1) скипетр
2) держава
3) штандарт
4) посох
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
II. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Ответы запишите в таблицу, данную ниже.
11. Современная наука объясняет абсолютно все явления общественной жизни и окружающего мира.
12. Конституционной обязанностью гражданина РФ является обязательное участие в общественных организациях.
13. Одной из наиболее древних форм культуры выступает религия.
14. Традиция праздновать Новый год как социальная норма имеет форму дозволения.
15. Важной биологической потребностью человека является стремление к самоутверждению.
11
12
13
14
15
III. Работа со схемой.
Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.
Понятия могут быть
1. Равнозначными: квадрат (А) есть равносторонний прямоугольник (В).
2. Пересекающимися: спортсмены (А) и студенты (В).
3. Подчиненными: рыба (А) и щука (В).
4. Соподчиненными: сосна (А) и береза (В) – это деревья (С).
16. Продолжите заполнение круговой схемы Эйлера, изобразив отношения между предложенными ниже понятиями, и запишите в круги их буквенные обозначения:
Религия (А), культура (Б), одежда (В), материальная (Г), жилище (Д), духовная (Е), наука (Ж), искусство (З), машинное оборудование (И), пища (К).
IV. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
17. Обычаи, каноны, законы, заповеди _______________________________________________________.
18. Решение математической задачи, создание модели из конструктора, написание фантастического рассказа, прокладка трубопровода ___________________________________________________________.
19. Почва, уголь, металлическая руда, животные _______________________________________________.
V. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.
20. Дисциплинированность, самосохранение, культура поведения, образованность, профессиональное мастерство.
21. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти, право проводить собрания, митинги и демонстрации, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на объединение, право обращаться в государственные органы.
_______________________________________________________________________________________
22. Строительная бригада, школьный класс, баскетбольная команда, учителя, хоровой кружок.
_______________________________________________________________________________________
VI. Используя все приведенные слова, составьте определения обществоведческих понятий, запишите это определение и самостоятельно назовите само понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
23. Использование, должностное лицо, положение, личное, цели, свое, обогащение, служебное.
24. Уровень, способности, высокий, развитие, личность, проявляющийся, достижения, творческие.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Понятие: _____________________________.
25. Воздействие, установленные, мера, нормы, применяемая, нарушители.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Понятие: _____________________________.
VII. Работа с текстом.
26. Найдите в тексте предложения, в которых заключены:
1) причина
2) следствие
3) пример
4) сравнение.
Ответы запишите в таблицу, данную ниже.
(А) Часть ученых считает, что в процессе изучения мира мышление играет более важную роль, чем чувства. (Б) Мышление необходимо человеку, ведь наши чувства часто дают неправильную информацию о мире. (В) Ложка в стакане воды нам кажется кривой, а то, что расположено дальше от нас, нам кажется меньше. (Г) Опираясь лишь на свои чувства в ходе изучения мира, люди часто совершают ошибки.
А
Б
В
Г
VIII. Работа с иллюстрациями.
27. Рассмотрите иллюстрации, сделайте подписи к ним и ответьте на вопросы.
27.1. А) __________________________; Б) _________________________; В) _______________________.
27.2. Что объединяет данные изображения? _________________________________________________________________________________________.
27.3.Чем изображение Б отличается от А и В? В чем причина этого отличия?
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________.
IX. Решите логическую задачу.
28. В одном храме было три внешне одинаковых бога: Бог Правды, который никогда не лгал, Бог Лжи, который никогда не говорил правду, и Бог Дипломатии, который мог как сказать правду, так и солгать.
Как узнать, кто из них кто? Один человек сделал это так.
- Кто стоит рядом с тобой? - спросил он у Бога слева.
- Бог Правды.
- А кто ты? – спросил он у среднего Бога.
- Бог Дипломатии.
- А кто стоит рядом с тобой? - спросил он Бога справа.
- Бог Лжи.
- Тогда мне все понятно, - сказал человек.
Что же понял этот человек из ответов богов?
Ответ:
1) Бог слева _____________________
2) Бог в центре ___________________
3) Бог справа ____________________.
АВ
Buddha Daibutsu, Kamakura
·о
·