Суд присяжных - шаг в будущее или назад в прошлое? Судебная реформа в XIX веке.
1. Судебная система в конце XVIII-первой половине XIX века, ее недостатки.
Судебная реформа, как и все реформы 60–70-х годов, была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым понимают обычно осознание господствующим классом, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Надо сказать, что судебной реформы желали, кажется, больше, чем крестьянской. Если большинство помещиков вопреки здравому смыслу не хотело освобождения крестьян, то в реформе суда были заинтересованы все, кроме, разве что, кондовых судейских чиновников, имевших недурной доход от неправосудия и не желавших приспосабливаться к новым порядкам. И, разумеется, сторонником судебной реформы, как и реформы крестьянской, выступал в первую очередь сам император Александр II, а также его брат Константин Николаевич, который придерживался даже более радикальных взглядов.
Различные рычаги государственной машины самодержавия стали явственно обнаруживать свою негодность к середине XIX века, но, пожалуй, ни один из органов государственного аппарата не находился в столь скверном состоянии, как судебная система.
Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. При систематизации русского права М. М. Сперанским это законодательство вошло в книгу 2 тома XV Свода законов. Как писал А. Ф. Кони, получилось «бессвязное собрание самых разновременных постановлений, механически сливавших воедино Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра и, как выразился в 1835 году Государственный совет, «виды правительства», обнародованные в 1784, 1796, 1823 годах.
Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной. Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжала применяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту.
Другой порок дореформенного суда – взяточничество. Это, наряду с произволом и невежеством чиновников, типичное для всех звеньев государственного аппарата явление здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены были признать даже самые ярые защитники самодержавно-крепостнических порядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность как средство наживы и самым бесцеремонным образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства бороться со взяточничеством не давали никаких результатов, т. к. этот порок охватил весь государственный аппарат. Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обусловила фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей.
В дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного устного допроса обвиняемого-подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные, т. е. такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Но и среди них особо выделялось признание – «лутчее свидетельство всего света». Для получения его широко применялась пытка, формально запрещенная в 1801 году, но на практике просуществовавшая на протяжении всей первой половины XIX века.
Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство даже привилегированных сословий (не только буржуазии, но и дворянства)1. Резкой критике подвергали российскую судебную систему революционные демократы (А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен, Н. П. Огарев) и революционеры-разночинцы. И даже отъявленные реакционеры не могли не признать необходимость ее реформы.
2. Попытки проведения судебной реформы в первой половине XIX века.
История подготовки судебной реформы уходит своими корнями в первую половину XIX века. В 1803 году М. М. Сперанский предложил широкую программу усовершенствования судебной системы России, получившую дальнейшее развитие во «Введении к уложению государственных законов» 1809 года1. В 1821 и 1826 годах он возвращался к проектам судебных преобразований, которые поддержал В. П. Кочубей. В 1836 году II отделение императорской канцелярии и Министерство юстиции разработали новые проекты законов о судоустройстве и судопроизводстве, основанные на принципах, предложенных еще в 1827 году статс-секретарем М. А. Балугьянским, но и они не были утверждены. В 1837 году II отделение и Министерство юстиции представили проект улучшения следственной части, этому же был посвящен доклад Д. Н. Блудова, составленный в 1844 году. Все эти документы в случае их принятия могли бы существенно улучшить судебную систему России, но, поскольку они, пусть и весьма робко, проводили некоторые буржуазные принципы, правительство их отвергло.
Хотя судебная реформа, казалось бы, затрагивала лишь специфическую часть государственного механизма и всей политической системы, автору данной работы думается, что ее нельзя провести изолированно, без решения коренных вопросов общественной жизни, в первую очередь крестьянского. Именно поэтому остались без последствий все начинания, проводимые при Николае I, и именно поэтому с восшествием на престол его сына, когда возникли идеи крестьянской реформы, развернулись практические работы и по реформе судебной. Если судебную реформу нельзя было провести без раскрепощения крестьян, то и это раскрепощение в свою очередь требовало, по мнению даже самих помещиков, преобразования судебной системы хотя бы уже потому, что освобожденные крестьяне выходили из-под юрисдикции их бывших владельцев.
Года по 1917. Не удивительно, что за столь большой срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но несмотря на сложность данного периода, всю историю развития судебной системы Российской Империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контреформ. Дореформенный период. Рассмотрим систему судебных органов При Петре...
И исполнительной (Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», которым непосредственно санкционировано образование судов субъектов РФ. По сути, эта судебная система сохраняется по настоящее время (см. схему 3); Федеральный закон от...
Присяжных заседателей. г) Суд сословных представителей. Суд с участием сословных представителей – суд сословных представителей – был одним из весьма наглядных проявлений непоследовательности судебной реформы 1864 года. "Замахнувшись" на множественность судов создавшихся для "обслуживания" дворян, купцов, ремесленников, крестьян и других сословий, власти не решились полностью изолировать...
Что подобный подход к причинам восстановления в России мировой юстиции является поверхностным, не учитывающим основных принципов осуществления правосудия и реального положения дел в судебной системе России. В частности, практика введения института мировых судей в Брянской, Ростовской, Саратовской областях, судя по результатам работы судов и анкетирования практических работников этих судов, ...
В первой половине XIX века в Российской империи продолжали действовать суды, учрежденные еще губернской реформой 1775 года. Во всех губерниях как общесословные суды действовали палаты уголовного и гражданского суда, совестный суд, а в Санкт-Петербурге и Москве как столичных городах продолжал функционировать надворный суд. В каждом уезде действовали сословные уездные суды для дворян и для крестьян, в губернских городах были учреждены коммерческие и словесные суды. С 1831 года председатели палат уголовного и гражданского суда в губерниях стали выбираться местным дворянством. При палатах гражданского суда появились специальные крепостные отделения для оформления документов и актов о продаже и приобретении поместий, о продаже и покупке крепостных крестьян, для составления доверенностей и завещаний.
Уездный суд был в это время первой инстанцией для мелких уголовных и гражданских дел всех сословий уезда. Крепостное отделение уездного суда оформляло акты и документы только в границах уезда. Уездный суд совместно с полицией вводил во владение имением законных владельцев. Судебное следствие проводилось органами уездной полиции, поэтому уездный суд превратился в некий придаток полиции. После проведения полицейского следствия материалы уголовного дела поступали в канцелярию суда, где секретарь и его помощники составляли описание дела со ссылками на действующее законодательство. После этого дело рассматривалось общим присутствием суда. Решения судов подлежали обжалованию в вышестоящих инстанциях вплоть до Правительствующего Сената. Следует однако отметить, что из числа уголовных дел всего лишь менее 13 процентов всех приговоров заканчивались полным обвинением. Сложность и медлительность судопроизводства, непомерная волокита, неэффективность судопроизводства вызывали вполне обоснованное недовольство со стороны всех сословий империи. Истории права С.В. Юшков приводит показательный пример, когда при ревизии в санкт-петербургских судебных учреждениях было выявлено почти 120 тысяч нерешенных дел, среди которых более 5 тысяч относились к должностным преступлениям столичных чиновников.
Примечательным явлением в судах первой половины XIX века стало возникновение так называемых ходатаев по делам, чаще всего, изгнанных с государственной службы нерадивых чиновников, которые за плату оформляли своим клиентам прошения в суд, консультировали клиентов в области действующего законодательства, даже вступали от имени клиентов в переговоры с судейскими чиновниками.
В связи с быстрым ростом капиталистических отношений российское законодательство в области судоустройства и судопроизводства стало нуждаться в значительном реформировании.
ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОСИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ (1860-1900 ГОДОВ)
Одними из самых переломных в истории отечественного государства и права ХIХ века стали реформы, связанные в сознании современников и потомков с именем императора Александра II Николаевича (1855-1881) . Эти реформы носили во многом вынужденный характер и соответствовали потребностям экономического развития России. Они разделили историческое развитие российской государственности на два периода - дореформенный и пореформенный периоды развития, привели к масштабным социально- политическим последствиям.
Предпосылки и условия проведения реформ. Подготовка и условия отмены крепостного права
Эти преобразования были вызваны тяжелым поражением России в Крымской войне (1853-1856годов) и осознанием правящими кругами империи неотвратимости отставания страны от передовых в промышленном отношении держав Западной Европы, с которыми и приходилось воевать в течение трех лет. С другой стороны, важнейшей предпосылкой реформ стал мировой аграрный кризис, выражавшийся как в кризисе аграрного перепроизводства и в появлении конкурентов российскому продовольствию на мировых рынках. Российское феодально-крепостническое хозяйство к середине столетия не могло выдерживать конкуренцию с продукцией аргентинских и американских фермерских хозяйств. Дальнейшее развитие производства требовало отмены крепостного права в России, поэтому подготовка этих преобразований шла в царствование императора Николая I Павловича (1825-1855гг.). Эта подготовка выражалась в организации еще в 1826 году IV отделения его императорского величества канцелярии, в котором шла разработка проектов отмены крепостного права. Несмотря на эти обстоятельства, реформам и отмене крепостного права в течение всей первой половины ХIХ века была достаточно мощная оппозиция дворян- крепостников, что выражалось в постоянном затягивании преобразований в России. Так, исполняющий обязанности председателя Секретного комитета князь Орлов прямо заявил, что «он скорее даст отрубить…руку, чем подпишет освобождение крестьян с землей». Только поражение России в Крымской войне, показавшее неспособность выхода из экономических трудностей и восшествие на престол Александра II, заставило правящие круги империи пойти на уступки общественному мнению в проведении необходимых преобразований. Тяжелым было и само крепостное право в России, обострявшее отношения дворян и крепостных крестьян. Крестьянские волнения во многих губерниях создавали обстановку страха и социальной нестабильности и имели неуклонную тенденцию к увеличению. Так, например, только в период с 1850-1854 год в империи было подавлено 141 крестьянское волнение.
Количество крестьянских волнений увеличивалось настолько, что ставило проблему выбора между французским и прусским путем отмены крепостного права и пореформенного развития капитализма. Французский путь развития капитализма предполагал революционную отмену всех форм поземельной зависимости правительством во время революции и прусский путь отмены крепостного права, путем сохранения крупного помещичьего хозяйства и ликвидацию форм личной зависимости. Выбор между двумя путями проведения реформ был осуществлен в пользу второго «прусского» пути по следующим причинам: 1) отсутствие класса общества заинтересованного в свержении самодержавно-абсолютистского режима; 2) отсутствие предпосылок для революционных потрясений в российском обществе. Благодаря этим обстоятельствам реформистский путь развития и стал особенностью политического развития России второй половины ХIХ века. Значение реформ 1860-1870-х годов было достаточно масштабным и определялось гигантскими социально-классовыми сдвигами, выражавшимися в начавшемся процессе распада сословной структуры российского общества. Изменения в общественном строе. «Манифест» и положение «о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» Огромное значение имели Манифест императора Александра IIоб отмене крепостного права, извещавший подданных империи об отмене крепостного права. Положение же о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, вышедшее 19 февраля 1861 года вводило сам механизм отмены крепостного права, в соответствии с которым, «крепостное право отменялось навсегда». Под ним подразумевались все формы личной зависимости крестьян, которым предоставлялись «права свободных сельских обывателей»: отвечать за недоимки перед государством, свободно передвигаться по территории империи, переходить в другие сословия, приобретать землю в собственность. Вместе с тем обращает на себя достаточно важное обстоятельство земля остается в руках помещиков, которые в соответствии с особыми документами - уставными грамотами , которыми определялись постоянные поземельные отношения между помещиками и водворенными на его земле крестьянами». Эти документы должны были составляться самими помещиками, которые предоставляли крестьянам свои наделы. Крестьяне, получившие от помещика надел и продолжающие нести за него повинности, получили название временнообязанных. Временнообязанные крестьяне должны были нести повинности перед помещиком, как собственником земли, до совершения выкупной операции - официально установленной процедуры ликвидации поземельной зависимости крестьян от помещиков и выплаты выкупного платежа. Для реализации отмены крепостного права государство создавало губернские по крестьянским делам присутствия, уездные мировые съезды и мировые посредники. На местах особое значение приобретала сельская община – «сельское общество», выступившее посредником в поземельных отношениях помещиков и крестьяне, вышедших из крепостной зависимости. «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» жестко регламентировало деятельность крестьянских общин, роль которых в проведении крестьянской реформы сводилась к функциям органов крестьянского самоуправления, представляющих интересы крепостных крестьян, но не имеющих право вмешиваться в свои собственные отношения с помещиком, в собственности которого и находится земля. Вместе с тем, общине и ее старосте теперь вменялась еще одна важная обязанность «наблюдать за исправностью дорог, мостов, переправ» и обкладывать население общины дополнительными податями на их содержание, что свидетельствует о приобретении общиной функций низовых органов местного самоуправления.
Формирование новых социальных слоев общества
Отмена крепостного права привела к масштабным социальным изменениям в российском обществе выразившегося в невиданном изменении правового статуса и положения самой большой части российского крепостного крестьянства, бывшего достаточно долго самым большим сословием Российской империи. Отмена крепостного состояния крестьян стала импульсом быстрого социального расслоения российской деревни. Часть наиболее зажиточной части кулаков , занимавшихся ранее ремесленным производством, торговлей и ростовщичеством изменила свой социальный статус после реформы и пополнила ряды купцов, промышленников и фабрикантов. Они смогли быстро скопить деньги и осуществить в кротчайшие сроки выкупную операцию. Зажиточные крестьяне перемещались в города, где особыми заслугами перед городским хозяйством в сфере материального содействия организации городской инфраструктуры, заслужили именоваться именитыми гражданами, мещанами, или городскими обывателями. Государство начало проявлять заботу о таких людях еще в 1830-е годы, предоставляя мещанам право участвовать в обсуждении вопросов местного самоуправления. После отмены крепостного права, процессам формирования мещанского сословия был дан новый импульс и они получили право на официальный юридический статус Большая же часть российского крестьянства, вышедшего из крепостной зависимости, оказалось в весьма трудном материальном положении. Они должны были платить установленные государством и сельским обществом подати, отрабатывать выкупной надел помещика непосильным сельскохозяйственным трудом и в течение сорока девяти лет возмещать государству свое освобождения, платя выкупные платежи. Часть таких крестьян оставалась жить на землях помещиков до полного выкупа земли и расчета с собственником земли. Другая часть крестьян вынуждена была заниматься отходничеством, то есть, уходить в города для устройства на работу на промышленные предприятия . Таким образом, отмена крепостного права привела к формированию немногочисленной новой группы российского общества - наемных рабочих, называемых в Европе пролетариатом, обладающим личной свободой и свободой распоряжения своими рабочими руками. Вместе с тем, отмена крепостного права и ее гигантские социально-классовые последствия привели к переменам в государственном строе империи.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)
________
ФАКУЛЬТЕТ Гуманитарного и социально-экономического образования
КАФЕДРА Правоведения и истории ____________________________
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Юриспруденция _______________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «Мировой суд в России во 2-ой половине XIX в.» ___________
________________________________________________________
________________________________________________________
Выполнил студент III курса, группы 3 б Покусалова Ольга Николаевна __
Фамилия, имя, отчество
Принял __доцент _____________ Шевченко Виктор Александрович
Должность, звание Фамилия, имя, отчество
«____» _______________ 200___ г. ___________________________________________
Новочеркасск 2000 г.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….….3
Глава 1: Становление мировой юстиции в России…..…….5
§1. Учреждение мирового суда…………………………….5
§2. Принципы и порядок избрания мировых судей………6
§3. Классификация мировых судей………………………..8
§4. Компетенция мировых судей…………………………..9
§5. Съезды мировых судей…………………………………11
Глава 2: Судебная контрреформа 1889 года…………………13
§1. Судьба мирового суда…………………………………..13
§2. Новые учреждения вместо мировых судов……………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………17
Список литературы………………………………….…………18
ВВЕДЕНИЕ
Шестидесятые годы XIX столетия в истории нашей страны – время крутого поворота от феодальной социально-экономической и политической системы к буржуазной. Россия переживала коренную ломку устоев, базировавшихся на крепостничестве, трансформацию государственно-правовых институтов, приспосабливавшихся к капиталистическим потребностям.
Среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путь капиталистического развития, одно из центральных мест занимает судебная реформа. Суть ее состояла в коренном изменении процессуального законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены крепостного права в России.
К 50-летию судебной реформы вышли в свет обобщающие исследования «Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет» (Пг., 1914. Т. 1-2) и «Судебная реформа» (М., 1914. Т. 1-2) под редакцией Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского. Обе работы подготовлены коллективом авторов. Среди них такие известные ученые, как Ю. В. Готье, А. Жижиленко, Н. Н. Полянский, Б. И. Сыромятников и др. В этих работах освещено дореволюционное судопроизводство и судоустройство, составление проектов судебных преобразований до 1861 г., развитие институтов судебной реформы. Исследования построены на документальной основе. Замыслы Н. В. Давыдова и Н. Н. Полянского издать «Судебную реформу» в пяти томах не осуществились. Однако из содержания вышедших томов можно заключить, что исследователи расценивали судебную реформу как дар царя.
Необходимо отметить и сочинения А. Ф. Кони. Зная лично «многих из составителей уставов» (Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1970. Т. 8. С. 106.) и собрав оригинальный материал, автор написал исследование большой достоверности.
В отечественной науке судебная реформа 1864 г. в России представлена работами В. А. Шуваловой и Б. В. Виленского. По необъяснимой причине после их выхода исследования в этой области почти полностью прекратились, хотя они не могли исчерпать столь сложную тему.
На современном этапе развития в России законодательством предусматриваются мировые судьи, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96. ст. 28 так и называется «Мировой судья», также существует и ФЗ «О мировых судьях» от 17.12.98. Этими законами предусмотрена компетенция (ст. 3 ФЗ «О мировых судьях»), статус и положение мировых судей, но закон не определяет порядок формирования мировых судов на местах и делает отсылку к законам субъектов федерации. Субъекты же федерации не торопятся принимать соответствующие положения. Таким образом, проблема мировых судей в Российской Федерации висит в воздухе. Поэтому следует глубоко изучить историю мирового суда в России и довести дело до конца.
Глава 1: Становление мировой юстиции в России
§1. Учреждение мирового суда
В октябре 1858 г. комиссия, созданная для реформы полиции, подала Александру II «Соображения» и «Всеподданейшую записку». В них предлагалось отделить исполнительную власть от судебно-следственной. Но кому передать маловажные дела, решаемые полицией? С одной стороны дарование гражданских прав значительной массе народа разовьет юридические отношения между помещиками и крестьянами, а с другой – породит множество столкновений, которые могут быть устранены только судом. Существующие уездные суды не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо создать специальный орган – мировой суд, регулирующий споры между крестьянами, выходящими из крепостной зависимости, и помещиками, а также рассматривающий незначительные дела, возникающие между крестьянами. Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд рассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавший маловажные споры вообще.
Мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в высочайшем повелении 25 марта 1859 г.
Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалось необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами, выходящими из крепостной зависимости.
У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи. Участия присяжных поверенных не допускалось.
Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система. Очевидные изменения по сравнению с программой судебной реформы получил мировой суд, что явилось результатом столкновения взглядов на его природу.
§2. Принципы и порядок избрания мировых судей
Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.
Ст.19 Учреждения судебных установлений (у. с. у.) предоставляла возможность баллотировки в мировые судьи не только имевшим собственность (как это предусматривалось «Основными положениями»), но и тем, чьи родители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей “вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные и земские собрания… или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс. р.” Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право “предоставить звание мировых судей и таким лицам”, которые хотя и не соответствуют цензам, “но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью” (ст. 34 у. с. у.). Избрание считалось состоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьи уездный предводитель дворянства по соглашению с городским головою составлял список лиц, имеющих право быть мировыми судьямим и за 3 месяца до выборов (ст. 26 у. с. у.) представляет этот список губернатору, после чего список публикуется для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий может подать заявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке (ст. 31 у. с. у.); все эти жалобы рассматриваются на избирательном собрании, которое тем самым проводит проверку списка, а затем приступает к избранию из числа лиц, помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежит право утверждения избранных (ст. 37 у. с. у.).
Число мировых судей на каждый уезд определяется числом участков, которое указывается в особом расписании (ст. 14 у. с. у.). Контингент лиц, из которых избираются мировые судьи, определяется следующими чертами. 1) Они должны быть местными жителями. Это требование выражено в законе в весь неопределенной форме: с одной стороны не требуется проживания в определенной местности, а с другой – имущество, составляющее ценз, может находиться в разных местах; поэтому фактически признание лица местным жителем зависит от избирательного собрания.