Соотношение букв и звуков. Соотношение букв и звуков Алфавит и соотношение между звуками
Раздел. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Тема. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы.
Сопоставление устной и письменной речи
Цели урока (90 мин):
Образовательная: систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; закрепить навыки произношения.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающая: развивать умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний по фонетике и орфоэпии.
Повторение теории.
Фонетика
Звуки (фонема) –самая малая единица языка, выполняют запирать - забирать
Буква – это графическое обозначение звука на письме.
В русском алфавите 33 букв: 10 гласных, 21 согласных, 2 знака.
Все звуки речи делятся на две группы гласные [а], [о], [э], [и], [ы], [у], согласные - 36 Гласные образуются только голосом, согласные - шумом, или голосом и шумом .
Буквы е, ё, ю, я обозначают звуки е-
Гласные звуки бывают ударные и безударные .
Согласные звуки бывают
Пары согласных по звонкости и глухости:
Непарные звонкие (сонорные)
Непарные глухие: [ц], [ч’], [х].
Мягкость ь, е, ё, и, ю, я после согласного.
Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие: [ч’], [й’], [щ’].
Шипящие : [ж], [ш] [щ’] [ч’].
Ударение
Ударение в русском языке:
1) разноместное мИлый, кольцО.
2) подвижное слОво -словА.
Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Сложные слова имеет добавочное ударение, которое стоит на первом месте: элЕктромонтЁр.
твОрог – творОг.
Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги – не имеют ударения: под горой, принеси-ка.
Ударение в слове может различать: Разные слова: мука – мука, замок – замок.
Некоторые формы разных слов: ношу – ношу, кружки – кружки.
Формы одного слова: снега – снега, носите – носите.
Мы сегодня идем в кинотеатр.
Слог во-да, на-у-ка.
Слоги бывают:
открытыми: ра-ку-шка
закрытыми : жук, бол-тун.
но-чник, по-ддать, ди-ктор.
ве-сна, кра-сный;
чай-ка, май-ка.
Фонетический разбор слова.
Слушаем слово и определяем ударный звук.
Делим на слоги.
Выписываем каждый звук и даем ему характеристику.
Количество букв и звуков.
О б р а з е ц:
1. приятель – приЯтель
2. при-я-тель
3. [п] - согласный, глухой парный, твёрдый парный
[р’] -
[и] - гласный, безударный.
[й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
[а] - гласный, ударный.
[т’] - согласный, глухой парный, мягкий парный.
[е] - гласный, безударный.
[л’] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
4. 8 букв – 8 звуков. Буква я обозначает два звука – . Буква ь не обозначает звука.
Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах.
Орфоэпия
Орфоэпические нормы - правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм. Орфоэпическая норма – это:
норма ударения,
норма произношения.
К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся:
1. Редукция – ослабления произношения гласных звуков в безударной позиции: дом – д[а]ма.
2. Оглушение – звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: дуб[п].
3. Озвончение – глухие перед звонкими произносятся как звонкие: сделать-[з]делать.
4. Смягчение – процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: казнь.
5. Выпадение (упрощение) – в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение cогласных: солнце. праз д ник, со л нце, прелес т ный
6. Стяжение – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносятся как один долгий звук:
Сочетания1. сш и зш
2. сж и зж
3. зж и жж
4. сч и зч
5. тч и дч
6. тц и дц
7. ться
Произносятся как
[ш]
[ ж ]
[ж’] или [ж]
[щ’]
[ч"]
[ц]
[ца]
Примеры
ни зш ий- ни[ш]ий, вы сш ий- вы[ш]ий
ра зж ать -ра[ж]ать, сж арить -[ж]арить
по зж е- по[ж’]е и по[ж]е
дро жж и дро[ж’]и и дро[ж]и
сч астье-[щ]астье, прика зч ик- прика[щ]ик
докла дч ик -докла[ч"]ик, ле тч ик- ле[ч"]ик
два дц ать- два[ц]ать, золо тц е- золо[ц]е
учи ться - учи[ца], смея ться -смея[ца]
Запомните:
Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: кафе [фэ], стенд [тэ], тест, пюре.
На месте сочетания чн произносить [шн]: коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.
Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, кое-[шт]о, [шт]обы, но нечто [чт].
Закрепление темы.
Решение фонетических задач.
Сделать фонетический разбор слов: счастье, дождь, чувство, сберечь.
Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов, сделаем предварительный фонетический разбор, затем произнесем звуки в обратном порядке: лед, торг, лес, лещ, куль . Получатся слова: толь, крот, сель, щель, люк.
Сколько звуков «с» и сколько «з» в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу.
(в предложении 4 звука [c] в словах резкий, словно, железкой, по стеклу и 3 звука [з] в словах раздался, звук, сделанный . В слове позже нет этих звуков: [ж] уподобляет себе предыдущий звук и произносится как удвоенный [ж]).
Объяснительный словарный диктант:
кружка, молотьба, зуб, обижаться, местный, песня.
Первичная проверка знаний. Тестовая работа.
Вариант 1
1) просвещение 2) обидеть 3) рейтинг 4) семена
1) праведник 2) бежевый 3) освятить 4) недуг
1) наёмник 2) ориентир 3) приозерье 4) талант
1) плавать 2) житейский 3) втекать 4) песня
1)семиклассник 2) резерв 3) принести 4) месить
1) грамм 2) алюминий 3) ель 4) юла
Вариант 2
1. В каком слове звуков меньше, чем букв?
1) резкий 2) семья 3) праздник 4) ёжик
2. В каком слове все согласные звуки звонкие?
З.В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) государство 2) рассвет 3) лучший 4) партия
4. В каком слове все согласные звуки глухие?
1) провода 2) отсыпать 3) корова 4) паства
5. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) анемия 2) сеньор 3) репетитор 4) певунья
6. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) яблоко 2) юность 3) гарант 4) великий
Вариант 3
1. В каком слове звуков меньше, чем букв?
1) ирландский 2) ясень 3) малярия 4)яхта
2. В каком слове все согласные звуки звонкие?
1) фракция 2)галерея 3)воздать 4)каталог
3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
4. В каком слове все согласные звуки глухие?
1) темперамент 2) длительный 3) скаут 4) столяр
5. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) реакция 2)сорить 3) сельдерей 4)береста
6. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) съехал 2) армия 3) клеймо 4) кедр
Вариант 4
1. В каком слове звуков меньше, чем букв?
1) стена 2) дельта 3) осветление 4) кровля
2. В каком слове все согласные звуки звонкие?
1)волк 2) флаг 3) дельфин 4) жёлуди
3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1)должен 2) вырасти 3) верблюд 4) сосенка
4. В каком слове все согласные звуки глухие?
1)физкультура 2) истец 3) юмореска 4) эпический
5. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) эпидемия 2) резюме 3) сердце 4) гарантия
6. В каком слове звуков больше, чем букв?
1)колесо 2)аллея 3)здание 4) медицина
Вариант 5
1. В каком слове произносится звук [т].
а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть
3. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый
4. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная
5. В каком слове все согласные глухие?
6. В каком слове все согласные звонкие?
Вариант 6
1. В каком слове все согласные глухие?
а) всходы б) колесо в) поход г) редкий
2. В каком слове все согласные звонкие?
а) разгневанный б) лошадь в) мягкость г) снег.
3. В каком слове произносится звук [п’]?
а) используется б) голубь в) продавец г) попадья
4. В каком слове произносится звук [с]?
а) мороз б) сдоба в) сбить г) ошибиться
5. В каком слове произносится звук [ф]?
а) эффект б) завтрак в) бенефис г) дефект
6. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
а) свекров б) рассердиться в) вьюжная г) въедливый.
Домашнее задание
Подготовиться к связному ответу по теме урока.
Вариант 1
коробка, бесконечный, борется, водица, водиться, терраса, сладкозвучная.
Сделайте фонетический разбор слов: дуб, ясный, маяк, группа, ненастная, колонна, садовод, льёт, окрестность.
Вариант 2
Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах, приведите свои примеры:
мужчина, жизнь, радостно, сбежать, дорожка,
Сделайте транскрипцию следующих слов и разделите их на слоги, расставьте ударения:
отстаивать, выдвигаться, обоняние, приятный, подушка, убегать, аккордеон.
Тема. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы
Фонетика - раздел языкознания, который изучает звуки речи, ударение, слоги.
Звуки выполняют смыслоразличительную функцию: б ы ть - б и ть
Буква - графическое обозначение звука на письме.
В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, 2 знака.
Все звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласные образуются только голосом, согласные - шумом, либо голосом и шумом .
Буквы е, ё, ю, я обозначают звуки е- [й’э], ё-[й’о], ю-[й’у], я-[й’а]
- в начале слова: яма - [й’а]ма; юла - [й’у]ла;
- после разделительных ъ, ь: вьюга - в[й’у]га; съезд - с[й’э]зд;
- после гласных букв: армия - арми[й’а]; знаем - зна[й’э]м.
Гласные звуки бывают ударные и безударные .
Согласные звуки бывают твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.
Пары согласных по звонкости и глухости : [б-п], [г-к], [в-ф], [д-т], [з-с], [ж-ш].
Непарные звонкие (сонорные) согласные: [р], [л], [м], [н], [й’].
Непарные глухие: [ ц], [ч’], [х].
Мягкость согласного обозначается буквами ь, е, ё, и, ю, я после согласного.
Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие: [ч’], [й’], [щ’].
Шипящие : [ ж], [ш] [щ’] [ч’].
_________________________________________________________________________________
Ударение – это выделение слога в слове большей силой голоса.
Ударение в русском языке называется:
1) разноместным – в разных словах оно падает на разные слоги: мИлый, кольцО.
2) подвижным – в разных формах одного слова оно может стоять на разных слогах: слОво -словА.
Сложные, сложносокращенные слова помимо основного ударения имеют добавочное, которое стоит на первом месте: свЕрхдержАва , интЕрклУб. Есть слова с вариативным (двояким) ударением: твОрог – творОг. Слова могут быть безударными (служебные части речи): под нЕбом .
Ударение бывает словесное и логическое: Мы сегодня идем в кинотеатр. ________________________________________________________________________________
Слог – это часть слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха.
В слове столько слогов, сколько гласных. Слоги бывают: открытыми : но-чка, ра-ку-шка. и закрытыми: жук, бол-тун.
Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения.
Орфоэпические нормы - правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм. Орфоэпическая норма – это норма ударения и норма произношения.
Основные фонетические процессы , происходящие в слове:
1. Редукция – ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: дом – д [а] ма.
2. Оглушение – звон. согл. перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: ду б[п ].
3. Озвончение – глухие перед звонкими произносятся как звонкие: сд елать -[з]д елать.
4. Смягчение – процесс, при котором тв. согл. становятся мягкими под влиянием последующих мягких: ка знь , см ирно.
5. Выпадение – в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение согласных: праз д ник, со л нце, прелес т ный.
6. Стяжение (уподобление) – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносятся как один долгий звук: ни зш ий- ни[ш]ий, ра зж ать -ра[ж]ать.
Тема. Фонетические средства языка.
Тестовая проверка знаний
а) эксп е рт
б) звон и т
в) премиров а ть
г) п о няла
обозначающая ударный гласный звук?
а) усугуб и ть
б) цеп о чка
в) щав е ль
г) ходат а йствовать
обозначающая ударный гласный звук?
а) там о жня
б) знам е ние
в) сирот а
г) зубч а тый
обозначающая ударный гласный звук?
а) дисп а нсер
б) аристокр а тия
в) ржав е ть
г) прин у дить
обозначающая ударный гласный звук?
а) н а долго
б) нан я ла
в) стол я р
г) вредн о
обозначающая ударный гласный звук?
а) газопров о д
б) безуд е ржный
в) мельк о м
г) д а ла
обозначающая ударный гласный звук?
а) фен о мен
б) алф а вит
в) щелочн о й
г) груб а
обозначающая ударный гласный звук?
а) сант и метр
б) м е льком
в) раз о гнутый
г) углуб и ть
обозначающая ударный гласный звук?
а) гн а ла
б) отн я ла
в) поднял а
г) зв а ла
обозначающая ударный гласный звук?
а) зад о лго
б) газ и рованная
в) нам е рение г) сосредот о чение
Тестовая проверка знаний
В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
а) эксп е рт
б) звон и т
в) премиров а ть
г) п о няла
2. В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
а) усугуб и ть
б) цеп о чка
в) щав е ль
г) ходат а йствовать
3. В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
а) там о жня
б) знам е ние
в) сирот а
г) зубч а тый
4. В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
а) дисп а нсер
б) аристокр а тия
в) ржав е ть
г) прин у дить
5. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
а) н а долго
б) нан я ла
в) стол я р
г) вредн о
6. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
а) газопров о д
б) безуд е ржный
в) мельк о м
г) д а ла
7. В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
а) фен о мен
б) алф а вит
в) щелочн о й
г) груб а
8. В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
а) сант и метр
б) м е льком
в) раз о гнутый
г) углуб и ть
9. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
а) гн а ла
б) отн я ла
в) поднял а
г) зв а ла
10. В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
а) зад о лго б) газ и рованная
в) нам е рение г) сосредот о чение
Ключ к тесту: 1) г; 2) г; 3) б; 4) а; 5) в; 6) а; 7) б; 8) а; 9) в; 10) б.
Ответы
Вариант 5 1) в; 2) а; 3) а; 4) б; 5) в; 6) а;
Вариант 6 1) в; 2) а; 3) б; 4) а; 5) б; 6) г.
Алфавит
Тема. Фонетические единицы языка.
Фонетика - раздел языкознания, изучает звуки речи, ударение, слоги.
Особенности русского ударения.
Слово может состоять из одного или нескольких слогов, один слог в слое ударный, остальные – безударные.
Различают словесное и фразовое (логическое) ударение (принадлежит к интонации). Словесное ударение – это выделение одного из слогов в слове большей силой голоса.
Ударение в русском языке:
1) разноместное – в разных словах оно падает на разные слоги: мИлый, кольцО.
2) подвижное – в разных формах одного слова оно может стоять на разных слогах: слОво -словА.
Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Сложные слова имеет дополнительное ударение, которое стоит на первом месте: элЕктромонтЁр.
Есть слова с вариативным (двояким) ударением: твОрог – творОг.
Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги – не имеют ударения: под горой, принеси-ка.
Ударение в слове может различать :
Разные слова: мУка – мукА, зАмок – замОк.
Некоторые формы разных слов: нОшу – ношУ, крУжки – кружкИ.
Формы одного слова: снЕга – снегА, носИте – нОсите.
Логическим (фразовым) ударением называется выделение в речевом такте более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его особого значения называется Любое слово в речи может нести логическое ударение. Мы сегодня идем в кинотеатр.
Слог – это один или несколько звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Если слог состоит из 2 или более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
Слоги бывают:
открытыми: ра-ку-шка
закрытыми : жук, бол-тун.
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходит к последующему слогу: но-чник, по-ддать, ди-ктор.
Дополнительно. Правила слогораздела :
Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри: стен-ка, тор-чит, мол-ва, тол-стый;
Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными переходит к следующему слогу: ве-сна, кра-сный;
Сочетание шумных согласных переходит к следующему слогу: ча-шка, ло-жка, бле-стит, кре-пкий;
Сочетание сонорных согласных между гласными переходит к следующему слогу: ко-рма, о-фо-рми-тель, но-рма-льно;
Буква й всегда остается с предшествующим гласным: чай-ка, май-ка.
Возможны несколько типов соотношения между буквой и звуком.
1. Одна буква может обозначать только один звук. Например, буква й обозначает только звук «йот», буква у - только звук [у].
2. Одна буква может обозначать выступающие в разных позициях разные звуки.
Например, буква о в слове городовой [гъръдаво:j] обозначает 3 разных звука - безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб - глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не только в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь - сочетание (приём, подъём, вьётся).
3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. Например, йотированные буквы, как уже говорилось выше, часто обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [пajy].
4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называемых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с`эрцъ], солнце [сонцъ].
5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш`итат`]. Сочетание согласной буквы с мягким знаком обозначает один согласный звук: день [д`эн`], мышь [мыш].
6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].
Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т. е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т. е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср. : станут - стянут).
Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.
: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.
Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср. : пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т. п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).
Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т. п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т. п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.
Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср. : бульон - бельем и т. п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк).
Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука [ж"] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т. п.).
Буквы называются гласными или согласными потому, что они обозначают гласные или согласные звуки. Но полного соответствия между звуками и буквами нет.
Например, гласные буквы а, о, у, ы, э обозначают соответствующие гласные звуки. А гласные буквы е, ё, ю, я есть только в алфавите. Звуков таких нет. Эти буквы обозначают или два звука: е - йэ (ехать), ё - йо (ёжик), ю - йу (юмор), я - йа (яхонт), или указывают на мягкость предшествующего согласного звука и обозначают один звук: е - ьэ (между), ё - ъо (мед), ю - ъу (люк), я - ьа (мята) (см. § 27). Эти четыре буквы е, ё, ю, я относятся к гласным, так как при отчетливом чтении вслух ясно слышатся гласные звуки э, о, у, а.
Буква итак же, как буквы е, ё, ю, я, может обозначать один звук ьи после мягкого согласного: мьир, но может обозначать и два звука, т. е. йи, например, муравьи (муравйи), т. е. эта буква, как и буквы е, ё, ю, я,- двузначна, в отличие от букв а, э, о, у, ы, которые однозначны.
Таким образом, в русском языке выделяется шесть гласных звуков: а, и, о, у, ы, э и десять гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Нет полного соответствия между согласными звуками и согласными буквами. Например, в русском алфавите нет букв, которые бы соответствовали мягким согласным звукам. Для обозначения мягкости согласных используются разные средства: или особый знак ь, или буквы е, ё, ю, я, а также и.
В русском алфавите нет специальной буквы для обозначения долгого мягкого звука ж (дрожжи). На письме этот звук передается сочетанием букв жж, жд, зж: вожжи, дожди, заезжать.
С другой стороны, в алфавите есть буквы ь и ъ, которые не обозначают звуков. Они используются для того, чтобы при произношении гласные звуки не сливались с согласными. В этом случае их называют разделительными. Ср.: полёт - польёт, солю - солью, сели -съели.
Разделительный ъ пишется только перед буквами е, ё, ю, я после приставок, которые оканчиваются на согласный (подъезд, подъем, предъюбилейный, межъярусный), а также в сложных словах после числительных двух, трех, четырех (lt;двухъякорный). (Об употреблении ъ см. § 46, п. IV.)
Во всех остальных случаях перед буквами е, ё, ю, я, а также перед и пишется разделительный ь. Например: выльет, бьёт, вьюга, сыновья, воробьй.
Примечание. В некоторых иноязычных словах после согласного с последующим разделительным ь вместо е пишется буква о: батальон, бульон, гильотина, компаньон, медальон, почтальон и др.
Буква ь, кроме разделительного значения, может обозначать мягкость согласных: письмо, мальчик, (см. §23), а также отдельные грамматические формы (ночь, отрежь, поставь).
Упражнение 100. Прочитайте по слогам и укажите, какое из двух приводимых попарно слов будет стоять первым в словаре.
Опустить - опускать, погрузить - погружать, нагрузить - нагружать, ночь - ночной, винтовой - винтик, ощутить - ощущать, комсомольцы - комсомольский, демонстрация - демонстративный, спугнуть - спугивать, освежить - освеженный, полноводье - полноводный, сквозняк - сквозить.
Упражнение 101. Укажите, какова роль ь и ъ знаков в приводимых ниже словах.
Молю, моль-молью, объезд, мыть, мытье, съехать, бурьян, льет, медь, дальний, подъем, межъярусный.
Упражнение 102. Приводимые ниже слова прочитайте по слогам и расположите в алфавитном порядке, учитывая не только первую букву, но также вторую, третью и т. д.
Масленка, один, плавать, кровеносный, масса, половодье, диктант, завалинка, кровавый, масло, половить, кровинка, нумерация, масляный, белорус, автогонки, дефект, кровопускание, маслянистый, смешанный, лиственница, плавучий, кровообращение, алюминий, пятибалльный, веснушчатый, глубинный, линолеум, иллюминатор, половодье.
Упражнение 103. Прочитайте и укажите, сколько звуков и сколько букв в каждом из приводимых ниже слов.
Угол, уголь, стал, сталь, кров, кровь, мыло, мило, горки, горьки, банка, банька, сядь, сад, кость, кости.
Упражнение 104. Прочитайте приводимые ниже пары слов и укажите, чем в произношении и написании они отличаются друг от друга.
Удар - ударь, тук - тюк, мол - моль, вес - весь, клад - кладь, рад - ряд, лук - люк.
Упражнение 105. Прочитайте и укажите, какие звуки обозначав ют буквы е, ё, ю, я. Для справок используйте §§ 20 и 27 данного учебника.
Объем, веять, лето, еда, якорь, рядок, ехать, южный, дюны.
Упражнение 106. Прочитайте слова, правильно называя буквы. АТС, КПСС, ВЛКСМ, РСФСР, РТС, МГУ, ВЦСПС, США, ФЗУ.
Отношением звуков к буквам занимается графика - наука о способах обозначения звуков на письме. Объединение фонетики и графики в одном разделе школьного учебника отвечает теоретическим и практическим задачам, которые связаны с изучением звуков в школе.
Наша речь прежде всего разделяется на предложения, которые, в свою очередь, могут распадаться на словосочетания и слова. Слова четко делятся на мелкие звуковые единицы - соги. Эта делимость довольно хорошо воспринимается на слух, но особенно ясна она с чисто произносительной точки зрения - по мускульным ощущениям. Слоги делятся на отдельные звуки речи, или фонемы, - термин, специально подчеркивающий лингвистическую, а следовательно, и социальную природу этого понятия. Фонемы являются в данном языке различителями значений слов и морфем: балка и палка, вол и вал, брат и брать и т.п.
Фонемы не делятся на самостоятельные части, а поэтому и оказываются
простейшими единицами нашего языка. Известно, что в состоянии каждого грамотного человека звук настолько тесно связан с буквой, что нередко они воспринимаются как абсолютно тождественные явления. Это проявляется, например, в таких типичных ошибках учащихся: «Здесь произносится буква а» или «произносится звук дэ». Находясь «под гипнозом» буквы, ученик нередко не может отличить один звук от другого (например, первые звуки в словах рука и рюкзак, сбить и спеть). Вот почему в работе по фонетике чрезвычайно важно чёткое и последовательное разграничение звуков и букв.
Школьный учебник решает эту задачу двумя путями. Сначала звук рассматривается в полном отвлечении от буквы («чистая» фонетика). Этому служат, в частности, такие графические средства, как рисунки, позволяющие воспроизвести нужное слово без обращения к его буквенному обозначению, простейшие знаки транскрипции (квадратные скобки, знак мягкости). На следующем этапе (фонетика вместе с графикой) звуки рассматриваются в постоянном сопоставлении с буквами. Специальные упражнения учат детей правильно объяснять отношения между звуком и буквой, предупреждая типичные ошибки. Эти навыки закрепляются затем фонетико-графическим разбором. Таким образом, вся система работы по фонетике и графике должна подвести учащихся к правильному пониманию отношений между буквой и звуком, языком и письменностью.
В этой связи полезно обратить внимание детей на тот факт, что основной формой общения людей является устная звуковая речь, что к буквенному ее обозначению человек прибегает лишь в тех случаях, когда устное общение почему-то затруднено или необходимо сохранить речь на более или менее длительное время. Привлекая сведения об истории письма, учитель может в самой элементарной форме показать, как постепенно шли люди к буквенному обозначению звуков, причем один и тот же звук стал по-разному обозначаться у разных народов (достаточно сравнить несколько букв русского и латинского алфавитов). Все эти факты должны еще раз убедить детей в том, что звуки и буквы - явления разного порядка и смешение их недопустимо.
Рассмотрение звука в соотнесении с буквой очень важно и в практическом плане: именно неразличение звуков и букв часто является причиной орфографической безграмотности. Не останавливаясь здесь на особенностях русской графики, отметим лишь, что усвоение их учащимися всецело опирается на знание таких особенностей фонетического строя языка, как соотношение твердых и мягких, звонких и глухих согласных, позиционные изменения гласных и согласных звуков. Сравнивая звуковой состав слова с его письменным обозначением, дети убеждаются в том, что между буквой и звуком нет постоянного и прямого соответствия. Так, буквы е, ё, ю, я в одних случаях обозначают гласный звук, указывая одновременно на мягкость предыдущего согласного (мел, пять и т.п.); в других случаях те же буквы обозначают сочетания звуков (яр, льет). В определенной позиции буквами е и я обозначается звук, близкий к «и» (пятак, в лесу). Поэтому правильный выбор буквы во многих случаях требует от пишущего знания правил графики и орфографии. Систематически проводимый фонетико-графический разбор способствует сознательному и прочному усвоению этих правил детьми.
Как следует из всего сказанного выше, в процессе изучения фонетики учащиеся должны овладеть не только известной суммой теоретических сведений, но и целым рядом важных практических умений. Многие из этих умений закладываются в начальных классах. В четвёртом классе они отрабатываются, закрепляются, получают более глубокое теоретическое обоснование. Перечислим важнейшие из этих умений.
1. Умение на слух различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.
2. Умение выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его в изолированном виде (например, звук [й] и другие мягкие согласные).
3. Умение определять место ударения в слове.
4. Умение сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и определять, благодаря чему слова различаются на слух.
5. Умение производить фонетико-графический анализ слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв.
6. Умения, связанные с произносительно-слуховой культурой:
§ отчётливо произносить слова, следя за правильностью произношения;
§ различать ударные и безударные гласные и правильно (в соответствии с литературной нормой) произносить последние;
§ соблюдать литературные нормы произношения согласных.
Некоторые из названных умений, особенно важные для дальнейшего изучения языка, для усвоения орфографических и орфоэпических правил, должны отрабатываться особенно тщательно, приобретая характер прочного навыка. К числу таких навыков относится выделение ударного слога, безошибочное определение на слух звонкости - глухости, твердости - мягкости согласного. Особое внимание следует обратить на правильное объяснение соотношения звука и буквы. Необходимо добиться и постоянного внимания учащихся к звуковой стороне речи, обеспечивающего правильность произношения.
Таким образом, гласных звуков в русском языке – 6, согласных – 36, всего единиц в звуковой системе – 42. Гласных букв в русском языке, как известно, 10, согласных – 21, всего (включая Ъ и Ь) в русском алфавите 33 буквы. Соотношения между буквами и звуками определяются рядом различных факторов и правил, из которых наиболее сложные – орфоэпические – приведены выше. В качестве своеобразного закрепления этой информации в настоящем разделе приводятся соотношения «звук – буква» на материале русских гласных (именно здесь наиболее часто обнаруживаются ошибки в фонетическом анализе слова) (см. табл. 5, 6).
Таблица 5
Ударные гласные
Таблица 6
Безударные гласные
Звук | Буква | Примеры | Примечания |
[а] | А | сама@ | |
О | дома@ | ||
[и] | И | лиса@ | |
Е | леса@ | ||
А | часы@ | ||
Я | ряды@ | ||
Э | эле@ктрик | Вариативно; в этой позиции возможно [ы] | |
[ы] | Ы | дыра@ | |
И | живу@ | ||
Е | желте@ть, дека@н | ||
Э | эта@ж | Вариативно; в этой позиции возможно [и] | |
[у] | У | рука@ | |
Ю | люби@ть |
Ударение
В отношении ударения можно отметить только две трудности, о которых следует помнить при выполнении фонетического анализа:
1) возможность колебания ударения в слове – и@наче и ина@че , тво@рог и творо@г , одновре@менно и одновре@менно ; в этом случае следует либо дать два варианта разбора, либо хотя бы указать на существование второго способа соотнесения буквенного и звукового представления слова;
2) возможность появления второго (дополнительного, побочного) ударения в слове – се$нокоси@лка , ме$лкопоме@стный, гоÝрнообогати@тельный и т. п.; такое ударение появляется обычно в многокорневых словах; особенно оно заметно в тех случаях, когда в позиции потенциального побочного ударения оказываются гласные [о] и [э], нормально не способные в русском языке выступать в безударном положении; его также необходимо учитывать при установлении соотношения букв и звуков в данном слове, т.е. при выполнении фонетического анализа.
Слогоделение
Деление слова на слоги в ходе фонетического анализа также в ряде случаев может представлять трудность. Это не касается количества слогов в слове, но связано с проведением слоговой границы: па-лка или пал-ка , смо-треть или смот-реть , по-строить , пос-троить или пост-роить ? Не вдаваясь в тонкости различных теорий слогоделения и экспериментального поиска ответа на все эти вопросы, предлагаем во всех случаях (в соответствии с наиболее современной и экспериментально подтвержденной теорией) проводить слоговую границу после гласного: па-лка , смо-треть , по-стро-ить . Единственным согласным, который может «закрывать» слог в русском языке, является [й]: пой-мет , ра-зой-ди-тесь .
Образцы разбора
С учетом всей вышеизложенной информации план фонетического анализа слова можно представить в следующем виде:
1) определить количество слогов в слове и место ударения; для этого достаточно переписать слово с разбивкой по слогам и поставить в нем ударение;
2) установить соотношения между буквами и звуками;
3) дать характеристику гласных (ударный-безударный) и согласных (твердый-мягкий, звонкий-глухой; с указанием их парности-непарности в обоих случаях);
1) парность-непарность признака необходимо у каждого согласного отмечать дважды – применительно к признаку как твердости-мягкости, так и звонкости-глухости;
2) не стоит в случае парности признака указывать соответствующий парный согласный; эта информация является, безусловно, полезной, но излишней в ситуации временно@го дефицита;
3) не забывайте отмечать в транскрипции ударность гласного в соответствующей позиции.
Образцы разбора.
1. ВПЯТЕРОМ : впя-те-ро@м – 3 слога
в – [ф] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)
п – [п’] – согл., мягк. (парн.), гл. (парн.)
я – [и] – гл. (б/уд.)
т
е – [и] – гл. (б/уд.)
р – [р] – согл., тв. (парн.), зв. (непарн.) (сонант)
о – [о@] – гл. (уд.)
м – [м] – согл., тв. (парн.), зв. (непарн.) (сонант)
2. СВЕЖЕСТЬ : све@-жесть – 2 слога
с – [с] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)
в – [в’] – согл., мягк. (парн.), зв. (парн).
е – [э@] – гл. (уд.)
ж – [ж] – согл., тв. (непарн.), зв. (парн.)
е – [ы] – гл. (б/уд.)
с – [с’] – согл., мягк. (парн.), гл. (парн.)
т – [т’] – согл., мягк. (парн.), гл. (парн.)
ь – [-]
3. ПОКАЯНИЕ : по-ка-я@-ни-е – 5 слогов
п – [п] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)
о – [а] – гл. (б/уд.)
к – [к] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)
а – [а] – гл. (б/уд.)
я - [й] – согл., мягк. (непарн.), зв. (непарн.) (сонант)
[а@] – гл. (уд.)
н – [н’] – согл., мягк. (парн.), зв. (непарн.) (сонант)
и – [и] – гл. (б/уд.)
е - [и] – гл. (б/уд.)
МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА
Морфемный анализ слова (разбор его по составу), так же, как и фонетический анализ, требует от учащихся знания определенных, основополагающих, теоретических положений морфемики и инвентаря единиц морфемного уровня языка. Однако в рамках настоящего пособия нет возможности подробно излагать все эти научные основы, поэтому исходим из предположения, что абитуриенты владеют необходимым объемом знаний и умений и ограничимся только некоторыми комментариями и указанием основных трудностей, которые могут встретиться в этом виде анализа слова. Для удобства дадим их в виде определенного списка.
1. Выполнение морфемного анализа слова предполагает графическое выделение в нем основы и окончания (флексии ), а в рамках основы – всех составляющих ее морфем: корня и различных аффиксов , под которыми понимаются приставки (префиксы ) и суффиксы , включая интерфиксы и постфиксы . Обозначения частей слова и типов морфем при этом вполне традиционны:
Основа
ÿ - флексия,
- корень,
| - префикс,
^ - суффикс.
2. Выделение в слове той или иной морфемы осуществляется на основе противопоставления: красив-ый , т.к. есть красив-ая, красив-ое ; крас-иßв-ый , т.к. крас-а ; и т. п.
3. Интерфиксом прежде всего называют (1) соединительные гласные –о - и –е - в сложных (многокорневых) словах: лед-о -ход, гряз-е -лечебница . Его при разборе слова можно обозначить как суффикс: дел-о ß -про-из-вод-ст^в -о . К интерфиксам относят и еще некоторые морфемы:
2) конечная гласная связанных интернациональных компонентов, не употребляющихся вне сложений одинаковой структуры: микр-о- процессор, ге-о -лог, не-о -нацизм, архе-о -логия;
3) конечная гласная основ несклоняемых слов (ради-о -рубка, метр-о -мост, кин-о -механик, коф-е -варка ) и усеченных основ (тел-е -передача, мот-о -бол, стере-о -видение); 4) -а - и –я - в некоторых словах: сем-я -доля, врем-я -препровождение , ави-а -носец, мег-а- тонна;
5) -у - после компонентов дв(а) и пол-: дв-у -член, пол-у -круг;
6) -и - в некоторых образованиях: доз-и -метр, калор-и -метр, Узбек-и -стан, пол-и -мер, мин-и -баскетбол, милл-и -грамм, траг-и -комедия;
7) -я - в словах с первым корнем себ- : себ-я -любие;
8) -и - и - ÿ - , совпадающие с окончаниями повелительного наклонения 2 л. ед.ч., после некоторых глагольных основ: сорв-и -голова, верт-и -хвостка, перекат-и -поле, гуляй- ÿ -город;
9) –и-, -ух-, -ех-, -о-, –а-, -е- после основ числительных: пят-и-борец, сорок-а-тысячник, сорок-о-ножка, одн-о-дум, ст-о-летие, дв-ух-летие, тр-ех-летие, тр-е-ножник;
10) –о - - ÿ - в собственных именах с опорными компонентами –город, -озеро, -град: Нов- ÿ -город, Бел-о -озеро, Калинин- ÿ- град ;
11) -ÿ - во многих других сложных словах: премьер- ÿ -министр, меч- ÿ -рыба, ампер- ÿ -метр, марш- ÿ -парад, яхт- ÿ -клуб и т. п..
4. Постфикс – это суффикс, расположенный после всех морфем, включая флексию, и входящий в основу. К ним относятся:
1) возвратные суффиксы (частицы) –ся и –сь : за-интерес-ов^а -л^-а-с^ь ;
2) неопределенные суффиксы (частицы) –то, -либо, -нибудь: к -ому-ли^бо ;
3) другие частицы, пишущиеся через дефис - -таки, -ка, -с : с-каж-иß-кßа, по-жал-уßй-те-сß.
5. Формообразующие суффиксы инфинитива (неопределенной формы глагола) (-ть , -ти , -чь , а также выделяемые иногда как самостоятельные ‑сть , ‑сти ) и прошедшего времени (-л -) не входят в основу глагола, поскольку образуют не новые слова, как все другие суффиксы, а только новые формы того же слова: дел-а^- т^ь , дел-а^ -л^-а .
6. По той же причине не входят в основу глагола и формообразующие суффиксы причастий и деепричастий. Последние, однако, являются в русском языке настолько самостоятельными словоформами, что во многих случаях имеют свои, независимые от глагола, схемы разбора (ср. словообразовательный и морфологический виды их анализа). Так и в данном случае в формах причастий и деепричастий следует выделять две основы: основу собственно этой формы (включая все формообразующие суффиксы) и основу исходного глагола, в которую они не входят: интерес-у^ [й] -ю^щ -ий-с^я , чит-а^- [й]-ю ^щ -ий, про-чит-а^ -в ^ .
7. В школьной традиции принято называть суффиксы инфинитива глагольными окончаниями и обозначать при разборе слова по составу соответствующим образом. Видимо, это можно объяснить как раз тем обстоятельством, что данные морфемы не входят в основу глагола и тем самым сближаются с окончаниями. Однако простой довод, что окончание по определению – это изменяемая часть слова, в то время как суффиксы инфинитива обнаруживаются в неизменяемой (неопределенной) форме глагола, вынуждает не согласиться с этой традицией и настаивать все же на том, что ‑ть , ‑ти и ‑чь (а также –сть и –сти ) – это суффиксы, а не окончания. На экзамене, однако, трудно требовать от всех поступающих знания этого различия школьного и научного подходов, поэтому данная информация является только желательной, но не обязательной.
8. Следует также помнить о возможности существования «нулевых» морфем, в первую очередь окончаний: чит-а^ -л^-ÿ . Особенно это важно в случае, когда такое «нулевое» окончание стоит не в конце, а в середине слова: раз-беж-а^ -л^-ÿ-с^я . «Нулевое» окончание обнаруживается только в ряду других, «ненулевых», материально выраженных окончаний того же слова: стен -а, стен -ы, стен -ÿ; бы -л^-а, бы -л^-и, бы -л^-ÿ; гор-я^ч -а, гор -я^ч -и, гор-я^ч -ÿ ; и т. д. Полное отсутствие окончания в слове «нулевым» не является, так устроены все неизменяемые слова или формы слов: неизменяемые существительные (пальто , пюре , денди , евро )и прилагательные(хаки , беж , бордо ),наречия(быстр-о^ , по-тих-он^ьк-у^ , вдруг ), слова категории состояния (жаль , не-льзя (нельзя ), пора ), деепричастия (раз-дел-а^-вш^и-с^ь , пр(и)-ид-я^ , дел-а^- [й ]-я ^ ), междометия (спасибо , прочь , ах ! ), формы сравнительной степени (ум-н^-е^е , лучш-е^ , по-мень-ш^е ), служебные части речи – предлоги (для , перед ), союзы (что , хотя ), частицы (только , лишь ).
Возможно и выделение «нулевого» формообразующего суффикса прошедшего времени: рос - ^-ÿ - на фоне таких форм, как рос -л^-а, рос -л^-и и под. В любом случае «нулевая» морфема может быть только членом какого-то парадигматического ряда.
«Нулевой» морфемой признается только значимое отсутствие .
9. С учетом всего вышесказанного «нулевое» окончание должно быть выделено в притяжательных прилагательных типа лис-и^й -ÿ , поскольку во всех других формах таких слов изменяемой является именно эта часть: лись -[й] -я, лись -[й] -их, лись -[й] -ему и под. В притяжательном суффиксе –иßй - при этом наблюдается фонетическое чередование [и] с «нулем звука»: [и//#]. Таким образом, прилагательные синий и лисий , внешне очень похожие, имеют не только различную лексико-грамматическую характеристику (первое – качественное, второе – притяжательное), но и различную морфемную структуру: лис-и^й -ÿ и син -ий . Отчасти именно эта особенность (наличие специфических суффиксов, не свойственных другим разрядам этого класса слов; к указанному можно добавить также суффиксы ‑иßн в пап-и^н -ÿ или –оßв в отц-о^в -ÿ ) послужила одной из причин выделения притяжательных прилагательных в особую группу, тогда как по значению (‘признак через отношение принадлежности’) они явно тяготеют к относительным (‘признак через различные отношения’).
Такой же морфемной структурой обладает и порядковое числительное трет-и^й -ÿ (ср.: треть -[й] -я , треть -[й] -е , треть -[й] -его , треть -[й] -ему и под.).
10. В ряде русских слов можно наблюдать своеобразное наложение морфем – полное или частичное: колон(н)-н^ -ый , Одес(с)-с^к -ий , Мин(ск)-с^к -ий , рас-(с)сор-и^ -т^ь, такс(и)-ис^т -ÿ , вла(ст)-ст^в-ов^а -ть, пальт(о)-о^в -ый и т. п. Наложение может происходить на разных морфемных стыках (префикс–корень или корень-суффикс), вплоть до полного «поглощения» одной морфемы – другой, ср. вы-(н)-н^у -т^ь . При морфемном разборе такого слова графические обозначения также накладываются друг на друга, что не должно «пугать» абитуриента. Знание такой особенности русского словообразования позволит избежать лишних ошибок в этом виде разбора слова.
11. Некоторую трудность при морфемном анализе могут представить те случаи, когда оказываются возможными сразу два (редко – более) варианта морфемного членения слова. Так случается, например, если слово с течением времени изменило свою морфемную структуру – в ней произошли такие процессы, как опрощение , переразложение морфем и т. п. Иными словами, когда наблюдается явное различие морфемного строения слова при взгляде на него с современной или исторической точек зрения. Скажем, современные словари рассматривают слова человек и медведь как непроизводные: человек -ÿ , медведь -ÿ. В то время как даже незначительный «экскурс» в историю выявляет в этих словах по два корня: чел-о^-век -ÿ , мед-ведь -ÿ. Так же непроизводным предстает в словарях слово облак -о , тогда как исторически здесь выделяется корень –блак‑ , имеющий множество вариантов: о-блач-н^ -ый, влач-и^ -т^ь, волок-о^м , о-болоч-к^ -а, на-волоч-к^ -а и т. п. Таких случаев в языке довольно много - достаточно сравнить рекомендации различных словообразовательных словарей.
Другой причиной подобного положения дел может стать различие тех исходных теоретических установок, с которых производится членение слова по составу. Так, в словах одеть, надеть, раздеть можно выделить корень –де‑ - на том формальном основании, что существуют бесприставочные (хотя и несколько устаревшие) образования деть , деться , деваться , а корень к тому же способен сочетаться с целым рядом различных приставок (к указанным выше можно добавить еще слова воздеть, продеть, поддеть, подеваться и ряд др.). Но словообразовательный словарь русского языка (Например, А. Н. Тихонова, в том числе его версия для школы) такого корня не выделяет, учитывая изменение значения слова, вносимое всеми этими приставками (т. е. на семантическом основании).
Трудно требовать от рядового школьника знания всех этих премудростей – как истории образования того или иного слова, так и многообразия научных трактовок. Здесь абитуриенту можно посоветовать только постараться увидеть и отметить возможность второго варианта членения слова. Не увидели – не страшно, на оценку это не повлияет; увидели и отметили – замечательно, вам удалось приподняться над средним (школьным) уровнем. В настоящем пособии все случаи такого двойного (вариативного) членения слова отмечаются в скобках (см. выше слово нельзя ).
Второй вариант разбора (не только в этом виде анализа, но и во всех других) имеет смысл приводить только тогда, когда вы уверены, что не ошибаетесь. В противном случае – воздержитесь, чтобы не наделать лишних ошибок.
Не уверен – не обгоняй!
12. Наиболее «опасным» при морфемном разборе слова является так называемый «скрытый» [й]: та ситуация, когда он не обозначен в слове отдельной буквой, а «спрятан» в «йотированной» гласной (см. о них выше). Иногда такой [й] выступает в слове как самостоятельная морфема: дел-а^- [й] -ет , дел-а^- [й]-ю ^щ -ий, дел-а^- [й] -я^ (обычно – в глагольных формах), а иногда как часть морфемы: чт-ен^и [й ]-е, по-ня-ти^ [й] -е (поня-ти^ [й] -е ), зна-ни^ [й] -е (обычно – в суффиксах отвлеченных существительных). Наличие такого «скрытого» [й] можно, как правило, проверить какой-нибудь другой формой этого слова, где [й] обозначен соответствующей буквой Й, ср.: дел-а^-й^- ÿ, чт-ен^ий -ÿ, по-ня-ти^й -ÿ (поня-ти^й -ÿ ), зна-ни^й -ÿ , или родственным словом с той же особенностью: по -н я-ти^й-н^ -ый (поня-ти^й-н^ -ый ) (аппарат ), жи-ти^й-н^ -ая (литература ).
Если на стыке морфем в слове стоят две гласные буквы и вторая из них «йотированная» - ищите «скрытый» [й]! Ср.: чит-А-Ет, чит-А-Я, чит-А-Ющ-ий, чт-енИ-Е.
«Скрытый» [й], столь необходимый в морфемной структуре слова, может, тем не менее, не произноситься, т. е. отсутствовать в фонетическом представлении (транскрипции) данного слова (см. об этом выше).
Образцы разбора
Выше, по ходу изложения материала, уже приводилось достаточно большое количество иллюстраций, поэтому здесь ограничимся еще всего лишь несколькими, уже без всяких комментариев:
про-с(н)-н^у -л^-ÿ-с^я ;
пред-ставл-ен^и [й] -е;
раз-бег-а^ -[й]- юßщ -ие-с^я ;
чел-о^-веч-и^й -ÿ (человеч-и^й -ÿ );
в-скачь ;
дв -а;
трет-и^й -ÿ;
на-пере-кос-я^к ;
жен-с^к -ий;
магазин -ÿ;
цель -ю ;
во-перв-ы^х .
Не стоит на вступительном экзамене добавлять к записи слова с разбивкой его на морфемы еще какую бы то ни было дополнительную информацию, какие бы то ни было аргументы в пользу предложенного решения – например, перечень однокоренных слов или слов с теми же префиксами или суффиксами, указание на наличие в рамках морфемы чередований (в том числе исторических, т. е. обозначенных на письме) или комментарии по поводу того или иного варианта членения слова. Это могло бы быть безусловно полезным упражнением в ситуации обучения, но на это точно не хватит времени при подготовке к ответу на экзамене. Вполне достаточно лаконично и правильно оформить морфемный анализ слова по предложенным выше образцам, что не исключает, однако, необходимости быть готовым к ответу на любой вопрос экзаменатора, касающийся морфемного членения или тех или иных компонентов слова.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА
Словообразовательный анализ слова является естественным продолжением морфемного: установив морфемную структуру слова, логично задаться вопросом о том, как именно это слово было в языке образовано. Часто учащиеся даже объединяют оба эти вида разбора: выписав из текста слово с разбивкой на морфемы и обозначив графически все его части (морфемный анализ), тут же ставят стрелку, показывающую направление словообразовательного процесса, и отмечают ход создания этого слова (словообразовательный анализ):
учительница – уч-и^-те^ль-ни^ц -а учитель + -ни^ц -.
Такая запись действительно существенно экономит время и часто полностью себя оправдывает. Однако в ней таится и большая опасность сделать ошибку, в том случае если выписанное слово окажется не в своей начальной, а в какой-то иной текстовой форме. Но лучше рассмотрим все трудности и «опасности» словообразовательного анализа по порядку, представив их снова в виде некоторого перечня.
1. Не путайте словообразование и формообразование (см. выше)! Начинайте словообразовательный анализ с начальной формы слова.
Формообразовательный анализ слова (установление процедуры образования конкретной словоформы от некоторой исходной) – вполне возможная и самостоятельная задача, однако выполнение такого вида анализа не входит в программу вступительного экзамена по русскому языку. Речь идет именно о словообразовательном разборе , т. е. о развертывании цепочки шагов, которые привели к образованию данного (производного) слова от некоторого исходного (производящего), с помощью тех или иных словообразовательных аффиксов (формантов) или других способов. Следовательно, во всех случаях (о единственном исключении из этого правила см. ниже) начинать выполнение словообразовательного анализа следует с начальной (исходной) формы слова. Все другие виды анализа слова (фонетический, морфемный, морфологический) можно, а иногда и нужно выполнять на материале именно текстовой словоформы. В этом некоторая специфика словообразовательного разбора.
2. Единственное исключение из вышеприведенного правила связано с формами причастий и деепричастий (уже не в первый раз эти формы требуют какого-то специального внимания!): в этом случае мы имеем дело именно с формообразовательным процессом, показывающим переход от формы причастия или деепричастия к исходной форме глагола:
перечитывающий – пере-чит-ыв^а -[й]- ю ^щ -ий Ф перечитывать + -[й]- + -ю^щ- ;
испытав – ис-пыт-а^-в^ Ф испытать + -в^ .
Во всех таких случаях формообразовательную сущность процесса необходимо как-то обозначить – например, буквой Ф над стрелкой. В идеале следовало бы обозначать и собственно способы словообразования (см. ниже), однако в ситуации временно@го дефицита можно ограничиться лишь графическим обозначением словообразовательного форманта (аффикса). И только в случае, когда образование слова не связано с использованием тех или иных морфем, необходимо указать (над стрелкой или в скобках) конкретный способ словообразования.
3. Способы словообразования , которые необходимо знать абитуриенту, традиционны и по большей части не требуют особых комментариев, т. к. не вызывают трудностей на экзамене:
- префиксация : прочитатьпро- + читать ;
- суффиксация : столикстол + -и^к -;
- суффиксально-префиксальный способ (здесь важно, что префикс и суффикс одновременно присоединяются к производящей основе, присоединение лишь одного из них нового слова не образует): разбежатьсяраз - + бежать + -с^я; вздремнуть вз - + дремать + -н^у - ‑ -а ^-;
- словосложение (сложение основ): генерал-майор генерал + майор ; светло-голубой светлый + -о^ - + голубой; паровозпар + -о^ - + возить ‑ -и^- ;
- аббревиация : СПбГУ Санкт-Петербургский государственный университет; горздравотдел городской отдел здравоохранения ; завкафедройзаведующий кафедрой ;
- усечение основы : раньранний ‑ -н^-; смотр смотреть ‑ -е ^-; взрыв взрывать - -аß-; дояр доярка - -кß-;
- нулевая суффиксация (бессуффиксальный способ; новое слово образуется без всяких новых аффиксов, при этом основа остается без усечения): зеленьзеленый ; пятый пять ; гниль гнилой;
- транспозиция частей речи (неморфологический способ): столовая (сущ.) столовая (прил.); зимой (нар.) зимой (Т.п. сущ.).
Возможны и различные комбинации всех этих способов, что видно из некоторых примеров. При этом видно также, что непременного словесного обозначения требуют только два последних способа словообразования, в которых не задействованы никакие формальные показатели. В остальных случаях можно ограничиться графическим обозначением компонентов слова, участвующих в словообразовании:
перестраховщик перестраховаться + -о^в - + -щ^ик - ‑ -ов^а - ‑ -с^я ;
втихую в тихую (неморфол.).
4. При выполнении словообразовательного анализа не забывайте указывать сами форманты, «присоединяя» или «отсекая» их с помощью соответствующих знаков – (+) или (‑):
молочница молочный + -и^ц -;
бег бежать ‑ -а ^- + г/ж ([к//ж]).
5. Как видно из приведенных примеров, в образовании нового слова нередко участвуют чередования звуков . Они не представляют собой никакого самостоятельного способа словообразования, однако должны, тем не менее, обязательно отмечаться в словообразовательной цепочке.
6. Приведенные выше примеры иллюстрируют и еще одну трудность словообразовательного анализа, ожидающую плохо подготовленного абитуриента: производное (вторичное) слово не обязательно должно быть сложнее по структуре (длиннее), чем соответствующее производящее (первичное). В случае затруднения при выборе производящей основы можно руководствоваться таким достаточно простым соображением: первичным чаще оказывается то слово, которое обозначает нечто более конкретное (‘предмет’, ‘признак’, ‘действие’), вторичным – то, которое обладает более сложным значением: отглагольное существительное (‘действие + предметность’: ход ходить ‑ -и^ -; рассказ рассказывать ‑ -ыв^а - или рассказать ‑ -а^ -), существительное со значением качества (‘признак + предметность’: синь синий ; даль дальний ‑ -н^ -), другое абстрактное существительное (радость радоваться ‑ -ов^а - ‑ -с^я + ос^ть ; боль болеть ‑ -е^- ) и т. п.
Не всегда производное слово устроено сложнее производящего. Первично обычно то, что проще (конкретнее) по значению.
7. Выполняя словообразовательный анализ слова, следует помнить и о «скрытом» [й]: зачастую он принимает участие в образовании нового слова наряду с другими словообразовательными формантами или входит в состав того или иного аффикса. В любом случае его необходимо отметить в записи:
поющий Ф петь + -[й]- + -ю^щ - + о/е ([а//э]);
везениевезти + -ен^и [й]-.
8. При определении способа образования слова нужно учитывать возможность двойной мотивации , т. е. существования двух разных способов создания данного слова, из которых объективно невозможно выбрать какой-то один:
недалеко недалекий + -о^ -;
далеко + не -.
обрадоваться об - + радоваться;
обрадовать + -с^я .
Не пытайтесь найти один-единственный правильный ответ на тот или иной вопрос – часто их объективно существует в языке более одного. Важно увидеть эту неоднозначность, вариативность лингвистических решений.
Последнее замечание может быть отнесено не только к словообразовательному, но в равной мере и ко всем другим видам лингвистического анализа.
Образцы разбора
Как и в предыдущем разделе, много иллюстраций к выполнению словообразовательного анализа было дано уже по ходу изложения материала, поэтому здесь ограничимся лишь несколькими дополнительными примерами:
иностранец иной + -о^ - + страна + -е^ц -;
бессмертие бес - + смерть + -и ^[й]-;
пешеходный пешеход + -н ^-;
столпотворение с - + толпа + -о ^- + творить ‑ -и^ - + -ен^и [й]-;
тварь творить ‑ -и^ - +о/а ;
бессердечный бес - + сердечный;
поспособствовать по - + способствовать ;
утром утром (неморфол.).