Социальная помощь и ее виды. Кому положена социальная помощь
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области*
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.03.2015);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 08.05.2018);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 26.06.2018) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ ..
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон определяет размеры, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" , а также устанавливает размер, условия и порядок оказания экстренной социальной помощи в Московской области.
Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .
Статья 1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно;
2) кризисная ситуация - ситуация, сложившаяся под воздействием стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа, повлекших за собой человеческие жертвы, вред здоровью, повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являющегося постоянным местом жительства гражданина;
3) экстренная социальная помощь - предоставление гражданам единовременных денежных выплат в случае возникновения у них трудной жизненной ситуации или кризисной ситуации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ
4) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Московской области.
2. Другие понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)
Статья 1_2. Информационное обеспечение назначения (оказания) и выплаты государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи
Информация о назначении (оказании) и выплате в соответствии с настоящим Законом государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
(Статья дополнительно включена с 19 мая 2018 года Законом Московской области от 4 мая 2018 года N 56/2018-ОЗ)
Статья 2. Получатели государственной социальной помощи
1. Получателями государственной социальной помощи являются:
малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения);
семьи, состоящие из граждан, являющихся пенсионерами и одиноко проживающие граждане, являющиеся пенсионерами, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 150 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения;
семьи, состоящие из ветеранов Великой Отечественной войны, и одиноко проживающие ветераны Великой Отечественной войны, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения.
2. Получателями государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).
Статья 2.1. Получатели экстренной социальной помощи
Получателями экстренной социальной помощи являются:
одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, - лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;
семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, - лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;
гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, попавшее в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося его постоянным местом жительства;
семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства;
гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, - лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, получившее вред здоровью в результате кризисной ситуации;
семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы, - супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан Российской Федерации, имевших место жительства в Московской области.
(Статья в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Статья 3. Порядок назначения государственной социальной помощи
Статья 3. Условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи
1. Государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается гражданам по месту жительства или по месту их пребывания.
2. Государственная социальная помощь, оказываемая на основании социального контракта, назначается не чаще одного раза в пять лет на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок продлевается уполномоченным органом по основаниям, установленным Правительством Московской области.
3. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания или отказ в назначении государственной социальной помощи без социального контракта или экстренной социальной помощи.
4. Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, устанавливается Правительством Московской области.
5. Форма социального контракта устанавливается уполномоченным органом.
6. Расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .
Статья 3.1. Условия и порядок оказания экстренной социальной помощи
1. Экстренная социальная помощь оказывается гражданам единовременно в течение календарного года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
В исключительных случаях экстренная социальная помощь для лиц, указанных в абзацах втором и третьем статьи 2.1 настоящего Закона, оказывается в течение календарного года повторно в порядке, установленном Правительством Московской области.
2. Порядок оказания экстренной социальной помощи и перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, устанавливаются Правительством Московской области.
(Статья дополнительно включена с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)
Статья 4. Размер государственной социальной помощи
1. Размер государственной социальной помощи в расчете на месяц составляет:
для малоимущей семьи - в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи, и общим доходом семьи;
для малоимущего одиноко проживающего гражданина - в размере разницы между величиной прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения, и общим доходом гражданина;
для семей, состоящих из граждан, являющихся пенсионерами, - в размере разницы между 150 процентами суммы величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены семьи, и общим доходом семьи;
для одиноко проживающего гражданина, являющегося пенсионером, - в размере разницы между 150 процентами величины прожиточного минимума, установленной для соответствующей основной социально-демографической группы населения, и общим доходом гражданина;
для семей, состоящих из ветеранов Великой Отечественной войны, а также для одиноко проживающих ветеранов Великой Отечественной войны - в размере разницы между 200 процентами суммы величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих социально-демографических групп населения, и общим доходом семьи или доходом одиноко проживающего гражданина.
При этом размер государственной социальной помощи на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 рублей, и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 6000 рублей в календарном году, а на одиноко проживающего ветерана Великой Отечественной войны или члена семьи, состоящей из ветеранов Великой Отечественной войны, не может быть менее 300 рублей и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 7000 рублей в календарном году.
Расчет размера государственной социальной помощи на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина производится на основании сведений о доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании ему государственной социальной помощи.
(Абзац дополнительно включен с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)
2. Размер государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать 60000 рублей.
Статья 4.1. Размер экстренной социальной помощи
1. Экстренная социальная помощь в трудной жизненной ситуации оказывается:
лицу, указанному в абзаце втором статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 10000 рублей;
лицам, указанным в абзаце третьем статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 7000 рублей на каждого члена семьи.
2. Экстренная социальная помощь в кризисной ситуации оказывается:
лицу, указанному в абзаце четвертом статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 50000 рублей;
лицам, указанным в абзаце пятом статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 30000 рублей на каждого члена семьи.
3. Экстренная социальная помощь лицам, указанным соответственно в абзацах шестом и седьмом статьи 2.1 настоящего Закона, оказывается в размерах, установленных распоряжением Губернатора Московской области и не превышающих 2000000 рублей на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
4. Экстренная социальная помощь лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи, доходы членов семьи (гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, и наличие трудной жизненной ситуации.
Экстренная социальная помощь лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию.
(Статья дополнительно включена с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)
Статья 5. Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта
1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям, указанным в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
2. В социальном контракте должны быть установлены:
1) предмет социального контракта;
2) права и обязанности граждан и уполномоченного органа при оказании государственной социальной помощи;
3) виды и размер государственной социальной помощи;
4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
5) срок действия социального контракта;
6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
3. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:
1) поиск работы;
2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
4) ведение личного подсобного хозяйства;
5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
4. Уполномоченный орган при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
5. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
6. Часть утратила силу с 26 марта 2015 года - ..
7. Часть утратила силу с 26 марта 2015 года - Закон Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ ..
8. Часть утратила силу с 26 марта 2015 года - Закон Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ ...
9. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Московской области
(Часть в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .
Статья 6. Финансирование государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи
Финансирование расходов на оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, и экстренной социальной помощи осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .
Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Московской области N 39/2002-ОЗ "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;
Закон Московской области N 60/2003-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;
Закон Московской области N 74/2004-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;
Закон Московской области N 111/2005-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;
Закон Московской области N 264/2005-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;
Закон Московской области N 147/2006-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;
Закон Московской области N 49/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;
Закон Московской области N 99/2010-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" .
И.о. Губернатора
Московской области
Ю.П.Олейников
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Малоимущие семьи – один из самых незащищенных социальных слоев общества. В связи с многочисленностью населения нашей страны государству трудно обеспечить всех нуждающихся необходимыми материальными и социальными благами. Но госвласти стараются решить этот вопрос в пользу бедных семей, выделяя их в льготную категорию населения.
Кто такая малоимущая семья?
В соответствии с законодательными нормами (закон № 134-ФЗ от 24.10.1997) малоимущей семьей может быть признана семья, доход членов которой в расчете на каждого не превышает величины прожиточного минимума, установленного для региона проживания данной семьи.
Для расчета среднедушевого дохода на каждого члена семьи складывают суммы всех получаемых членами семьи пособий и выплат (заработная плата, пособие по безработице, пенсии различных видов, стипендии и т.п.), начисленных за три последних месяца.
Итоговая сумма уменьшается втрое. Это и есть искомая величина среднедушевого дохода.
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы государственной поддержки малоимущих семей, а также отдельных проживающих граждан, служит закон № 178-ФЗ от 17.07.1999.
Данный регламент определяет критерии нуждающихся в социальных мерах поддержки граждан, их категории и перечень льгот, на который они имеют право.
Законом № 178-ФЗ также установлено, что семья, претендуя на получение льготных преимуществ как малообеспеченная, должна подтвердить данный факт. То есть неработающие ее члены должны состоять на учете в центре занятости, чтобы нельзя было подумать, что они попросту не хотят трудиться.
Также необходимо будить представить доказательства того, что состояние нужды наступило в связи с независящими от людей обстоятельствами – болезни, наличие инвалидов, требующих помощи, утрата имущества и т.д.
В стремлении поддержать нуждающиеся малообеспеченные семьи государство установило ряд льгот, предназначенных для их поддержки. Сюда относятся:
- Жилищные льготы – скидка на оплату аренды жилья и жилищно-коммунальных услуг.
- Налоговые льготы – освобождение от налогообложения социальных выплат, получаемых из бюджетов всех уровней.
- Образовательные льготы – поступление в высшие учебные заведения в обход общих правил набора (участие в конкурсе). Для получения данной льготы должно соблюдаться одно из условий: родитель поступающего на учебу ребенка является инвалидом, будущему студенту меньше 20 лет, набранный по итогам ЕГЭ или вступительных экзаменов балл соответствует минимальной проходной сумме.
- Денежные выплаты – ежемесячные, ежегодные и единоразовые пособия.
В 2017 году перечень льгот для членов малоимущих семей был дополнен. В него вошли такие пункты как:
Для того чтобы начать пользоваться положенными льготами на законных правах, один из членов малоимущей семьи или ее законный представитель должен подать комплект определенных документов и соответствующее заявление в органы социальной защиты населения.
Также можно провести эту процедуру в многофункциональном центре, предоставляющим гражданам получение государственных услуг.
Для оформления льгот потребуется паспорт заявителя и удостоверения личности членов семьи, справки о доходах, документы, подтверждающие прописку и документы, на основании которых каждый член семьи получает соответствующие льготы при наличии таковых.
Единовременная материальная помощь малоимущим
Какие виды выплат положены малообеспеченным?
Одним из видов льгот, на которые имеют право члены малоимущей семьи – единовременное денежное пособие. Его можно получить всего один раз. Как и другие виды материальной помощи, получение данной льготы нормируется региональным законодательством.
Единовременные выплаты предназначены для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с различными причинами, среди которых может быть:
- заболевание;
- травма;
- уход за инвалидом;
- потеря имущества и др.
Чтобы претендовать на получение данной льготы, гражданину нужно обратиться в органы социальной защиты для подачи соответствующего заявления. В тексте заявления должно присутствовать описание конкретной трудной или чрезвычайной ситуации, в которой оказался гражданин, и указан вид необходимой ему помощи.
Обычно данное заявление пишется на имя главы администрации региона, в котором постоянно проживает заявитель.
Как оформить выплаты?
При обращении в органы соцзащиты заявитель должен иметь при себе следующие документы:
- Паспорт.
- Копия СНИЛС заявителя.
- Копия Свидетельства с ИНН.
- Справка о составе семьи.
- Копии документов, удостоверяющих личности членов семьи заявителя.
- Справки о постановке на учет в центр занятости населения с указанием размера получаемого пособия по безработице.
- Справки о доходах с указанием видов начисляемых пособий и выплат.
- Копии удостоверений пенсионеров, если таковые имеются.
- Копия справки о лицевом счете с реквизитами, по которым будет проводиться зачисление единовременного пособия.
- Документы, на основании которых члены семьи заявителя получают положенные им льготы.
Если заявитель просит оказать ему или его семье материальную в помощь в связи с лечением, дополнительно нужно представить документы из лечебного медицинского учреждения о необходимости лечения и покупки лекарственных средств.
Кроме того понадобятся справки о невозможности приобретения медпрепаратов и проведения лечения по действующей территориальной программе оказания бесплатной медицинской помощи
Для оценки условий сложной жизненной ситуации, в которой оказался гражданин, создаются специальная комиссия. На выезде она проводит обследование условий проживания и составляет соответствующий акт.
В доп выплатах могут отказать в случае нехватки средств в региональном бюджете
На основании данного акта и документов, поданных заявителем, производится решение о выплате единовременного пособия и его размере. При этом учитываются выплаты, которые ранее получал гражданин и члены его семьи.
Гражданину может быть отказано в начислении материальной помощи в том случае если:
- в региональном бюджете не хватает средств;
- гражданин использовал ранее полученные средства не по целевому назначению;
- гражданин представил не все требуемые документы;
- гражданин (члены его семьи) самостоятельно разрешил ситуацию, в которой оказался.
Размер пособия достигает 15 тыс. руб. для оказавшихся в трудной жизненной ситуации и до 30 тыс. руб. – в чрезвычайной ситуации.
Ежемесячное пособие малоимущим семьям
Дети, оставшиеся без родителей, также имеют право на ежемесячные выплаты
Члены малоимущей семьи, подтвердив свой статус соответствующими документами, могут претендовать на получение ежемесячных выплат. Ежемесячное пособие могут получать граждане различных категорий, средний доход которых не превышает прожиточного минимума по данному региону. Сюда относятся:
При оформлении пособия на ребенка, у которого нет родителей, эти заботы должен взять на себя его опекун или попечитель либо законный представитель.
Если опекун не назначен по каким-либо причинам, его обязанности берет на себя орган опеки и попечительства, на учете в котором состоит ребенок.
Практически все виды социальных выплат малоимущим семьям и одиноким гражданам осуществляются из региональных бюджетов, поэтому в разных субъектах Российской Федерации они различаются по размеру и полноте в зависимости от количества источников пополнения бюджета и степени ответственности администрации региона.
Т.к. выплаты поступают из региональных бюджетов, в зависимости от региона они могут варьироваться
Так, например, еще в 2015 году премьер-министром Правительства РФ было высказано предложение по продлению продолжительности срока выплат матерям, воспитывающим ребенка до трех лет.
Общероссийским федеральным законом этот срок установлен в размере полутора лет, то есть пока ребенку не исполнится полтора года.
В связи с невозможностью выделить необходимые на осуществление данной процедуры денежные средства, предложение до сих пор висит в воздухе.
Проявляя собственную инициативу, административные органы некоторых регионов самостоятельно приняли решение по данному вопросу. Но не у всех регионов на это хватит средств бюджета.
Способы подачи заявления
С собранными документами можно обратиться в СОБЕС
Для оформления льгот и пособий необходимо с комплектом определенных документов обратиться в орган социального обеспечения по месту своего постоянного проживания и написать заявление.
Кроме СОБЕСа процедуру оформления пособия как малообеспеченной категории граждан можно пройти в многофункциональном центре государственных услуг (также по месту постоянной прописку или временной регистрации).
Если заявитель не имеет возможности посетить одну из вышеперечисленных организаций лично, он может передать полномочия по заполнению документов и подаче заявления представителю.
Для этого необходимо оформить на данного гражданина доверенность в присутствии нотариуса и заверить его печатью и подписью.
Подача документов возможна путем оформления почтового отправления. Оригинал и заверенные нотариусом копии документов отправляются ценным заказным письмом, в которое вкладывается опись пересылаемых документов, подписанная отправителем и оператором почтового подразделения, откуда отправлялось письмо.
Также в описи должна стоять печать почтового отделения. Вместе с заказным письмом отсылается уведомление, при получении которого отправитель может быть уверен, в том, что его документы приняли к рассмотрению.
Еще одним вариантом отправки документов может быть Интернет-портал государственных услуг при наличии регистрации на нем. В случае отправки документов в электронном виде на них должна стоять электронная квалифицированная подпись, подтверждающая их оригинальность и действительность.
Принятие решения по вопросу оформления ежемесячных и единовременных денежных пособий проводится в течение определенного времени, по истечении которого заявитель должен получить письменное уведомление. Решение может быть как положительное, так и отрицательное.
В случае положительного решения гражданину (или его законному представителю) необходимо явиться в орган социального обеспечения или многофункциональный центр государственных услуг за получением соответствующих документов, подтверждающих его право на социальные выплаты.
Оформить пособия можно как в почтовом отделении, так и через портал гос услуг
В случае отказа в оформлении выплат гражданину должна быть сообщена мотивированная причина (причины) этого. Отрицательное решение можно обжаловать в судебном порядке, подав апелляционную жалобу в соответствующую инстанцию (апелляционный суд).
Получить результат рассмотрения заявления на оформление социальных выплат кроме личного посещения вышеперечисленных организаций можно также посредством услуг почтового отделения или через Интернет-портал государственных услуг.
Какие документы нужны для оформления пособия
Для того чтобы оформить получение выплаты, нужно предоставить ряд документов. В каждой отдельной ситуации набор этих документов может различаться. Ниже представлена обобщенная таблица, в которой показано соответствие льготной категории и необходимые для подачи документы.
Дети-инвалиды | Многодетные семьи | Дети-сироты | Пенсионеры старше 65 лет | Беременные женщины из неполных семей | Семьи, потерявшие кормильца | Неработающие инвалиды |
|
Паспорт или иное удостоверение личности (для ребенка младше 14 лет – свидетельство о рождении) | |||||||
Справка о составе семьи | |||||||
Справка о доходах | |||||||
Пенсионное удостоверение | |||||||
Справка об инвалидности | |||||||
Справка о наличии беременности | |||||||
Свидетельство о смерти кормильца | |||||||
Справка с реквизитами лицевого счета, на который будет перечисляться пособие |
Являясь гражданином малоимущей семьи, стоит приложить усилия, собрать необходимые документы и обратиться в центр социальной защиты населения (социального обеспечения) или иной компетентный орган для подачи заявления на оформления льгот и пособий. Каков бы ни был объем льгот, в ой или ной степени их получение позволит упростить сложную жизненную ситуацию, в которую попала семья по независящим от ее членов обстоятельствам.
В следующем видео Вы узнаете о социальной помощи малообеспеченным семьям:
Июл 14, 2017 Контент Менеджер
Любой свой вопрос вы можете задать ниже
Под государственно социальной помощью принято понимать финансовую поддержку незащищенных слоев населения, проявляющуюся в выплатах, субсидиях. Все эти меры финансовой поддержки закреплены в законе.
Это ФЗ РФ «О Социальной государственной помощи». В данном законе перечисляются все формы возможной помощи, включая выделение жизненно необходимых товаров.
Для начала необходимо доказать, что вам действительно необходима помощь
Адресность всех проводящихся программ социального характера считается главным принципом соцзащиты. Суть адресности в выявлении и правильном определении граждан, которые действительно нуждаются в помощи.
Для достижения объективного и правильного результата в выявлении нуждающихся используются следующие приемы:
- объективная оценка материального положения лиц или семей в целом;
- статистические показатели, определяющие нуждаемость;
- создание механизма самоадресования.
Последний метод на данный момент считается самым эффективным, однако он предполагает немалые затраты от органов соцзащиты.
Характеристика социальной помощи
Любая всегда оказывается четко определенным лицам, это свойства носит название адресного характера. Основной единицей, определяющей необходимость помощи отдельно проживающим малоимущим гражданам или целым семьям, считается прожиточный минимум.
Сравнивается действующий размер прожиточного минимума и среднедушевой доход гражданина. Если доход на одного члена семьи ниже минимума, установленного в субъекте РФ, то такой семье выделяется помощь. Эта помощь может быть как в натуральном виде (конкретные ), так и в денежном.
Среди прочих характеристик социальной помощи – временный характер. Ее нельзя получать пожизненно. Она устанавливается на определенный срок, по истечении которого ее можно лишиться или продлить, если на то будут основания.
Помощь может носить единовременный характер, то есть выплата может быть совершена однократно.
Разновидности социальной помощи
Существует несколько видов государственной социальной помощи
Основные разновидности соцпомощи, практикующиеся на территории России, следующие:
- Социальное пособие. Деньги, которые выделяют из средств бюджета. Она передается нуждающимся гражданам безвозмездно.
- Субсидии. Средства, которые перечисляются для оплаты материальных благ, услуг, в которых нуждаются граждане.
- . Это средства, которые перечисляются для возмещения расходов, которые понесли люди.
Натуральная форма оказания помощи выражается в выделении определенным гражданам продуктов, топлива, лекарств, одежды. К такой форме прибегают, когда в бюджете мало средств на оказание помощи в денежном виде.
Обострение социальных проблем в обществе предъявляет к органам соцзащиты новые требования, для удовлетворения которых надо разрабатывать новые механизмы поддержки граждан. Сегодня необходимо усилить работу по оптимизации процесса помощи гражданам, чтобы более эффективно расходовать средства бюджета.
Итак, на сегодняшний день соцпомощь делится на 2 разновидности:
- денежные выплаты (субсидии и компенсации, и прочие выплаты);
- натуральная форма (топливо и продукты, медикаменты и одежда).
Социальные пособия
Пособиями называют денежные суммы, которые перечисляются гражданам из бюджетных ресурсов. Отличительная особенность социальных пособий – безвозмездность, то есть деньги выделяются не на время, а навсегда, возвращать их не надо. Потратить деньги, полученные в форме этих пособий, люди могут так, как им хочется.
Размер пособия варьируется, но всегда соответствует указаниям, зафиксированным в законе. В законодательстве нет четко оговоренных сумм, определена только максимальная сумма выплат для каждого случая. В разных субъектах размер пособия свой.
Субсидии
Государственная социальная помощь положена многодетным семьям
Любая субсидия носит целевой характер, то есть деньги выделяются на оплату или получение четко оговоренных благ. На иные цели граждане потратить эти деньги не смогут. Средства сразу приходят на счет, соответствующий тому направлению, на который они выделены.
Компенсации
Принципиальное отличие компенсаций – выделение средств уже после того, как граждане сами произвели определенные расходы, которые предполагают дальнейшее выделение компенсации. Все такие случаи оговорены в законе. Данный принцип носит название обратного.
Натуральная форма
Это особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.
Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.
Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо.
Особенности гуманитарной помощи
Гуманитарная помощь — это самые необходимые предметы
Под гуманитарной помощью подразумевают выделение товаров, относящихся к категории первой необходимости. Это продукты, вода, лекарства.
Выделение гуманитарной помощи ведется в моменты, когда незащищенные слои населения остро нуждаются в помощи или люди пребывают в тяжелой обстановке.
Такая обстановка может сформироваться из-за военных действий, природных катаклизмов, определенных политических событий в регионе или в стране в целом.
Например, в 1997 – 1998 годах страны запада оказывали гуманитарную помощь России, выделили более 30 млн. долларов.
Помощь в виде особо необходимых грузов пришла в 70 регионов страны. В этой акции гуманитарной помощи приняло участие 30 стран, особо весомый вклад сделали США и Германия.
Соцзащита детей
- в среде, где находятся дети;
- в семье;
- в сфере .
Социальная защита детей включает защиту жизненно важных потребностей, без учета которых невозможно психическое, физическое здоровье. На втором месте стоит необходимость обеспечения безопасности на всех уровнях: на физическом, экономическом, социальном. Также каждый ребенок имеет законное право на развитие своих способностей, права детей перечислены в Семейном Кодексе.
Все действия госорганов в отношении защиты детей регламентируются законом. Среди гарантий, предоставляемых детям, – бесплатное образование (как начальное и основное среднее, так и полное среднее). Эти 3 ступени образования доступны абсолютно для всех. А вот среднее профессиональное, как и высшее, бесплатно можно получить лишь на конкурсной основе.
Для детей также бесплатно медицинское обслуживание. Кроме того, каждый ребенок должен быть обеспечен питанием и питьевой водой. Поэтому граждане, имеющие детей, пользуются мерами социальной поддержки, если могут официально подтвердить, что их средств не хватает на обеспечение выше перечисленных гарантий.
Также дети должны быть жилищно обеспечены, а когда им исполнится 15 лет, у них появляются новые права – на профориентацию и возможность трудоустройства. При этом должна соблюдаться охрана труда и соответствующая оплата.
Если ребенок оказывается в трудной жизненной ситуации, государство предусматривает ряд мер по его реабилитации и адаптации к нормальным социальным условиям.
Если семья проживает в неблагоприятных климатических или экологических условиях, дети имеют право на организованный отдых. Правом на отдых наделены и другие категории детей.
Соцзащита семьи
Государственная социальная помощь просто необходима пожилым людям
- Выплаты, касающиеся с рождением детей, их содержанием, воспитанием;
- для семей, воспитывающих детей, проявляющиеся в налоговых, жилищных, кредитных, медицинских приоритетах.
- Специальное социальное обслуживание семей с детьми юристами, психологами, педагогами, прочими специалистами по потребности.
- Натуральная помощь (выдача питания, лекарств, предметов одежды и обуви).
Помощь инвалидам
- получают пенсии в следующих случаях:
- Если инвалид проработал любой срок, а потом был признан инвалидам – трудовая по инвалидности.
- Инвалиды следующих категорий: участники ВОВ, военнослужащие, жители блокадного Ленинграда, космонавты, жертвы техногенных катастроф, аварий, связанных с радиационным поражением, – получают государственную пенсию по инвалидности.
- Инвалиды и дети – инвалиды пользуются пенсией, которая называется социальной .
Помимо пенсий, инвалиды обеспечены иными льготами: правом на бесплатные лекарства жизненной необходимости, лечением в санаторно-курортных учреждениях. Однако здесь есть свои ограничения, например, инвалиды 3 группы за лекарства должны платить 50 % стоимости.
Соцуслуги для инвалидов
Инвалиды получают пенсии, имеют льготы на пользование общественным транспортом и на оплату лекарств. Кроме этого они могут пользоваться и другими льготными услугами:
- оказание помощи в разрешении юридических проблем;
- получение помощи в приобретении продуктов и лекарств;
- услуги по уборке жилого помещения;
- сопровождение на лечение и обследование в медучреждения;
- доставка воды, если нет водопровода;
- доставка топлива, если инвалид проживает в частном доме;
- ритуальные услуги.
Перечисленные выше услуги предоставляются бесплатно, когда инвалид живет один. Также они распространяются на тех инвалидов, среднедушевой доход в семье которых не достигает прожиточного минимума. В иных случаях такие услуги частично оплачиваются.
Поддержка государством пожилых людей
Государственная социальная помощь — в виде материальных выплат
- социальная помощь на дому;
- социальное ;
- лечение в стационарах, включая дома – интернаты, пансионаты;
- пользование отделениями дневного пребывания;
- срочная разовая помощь;
- консультации, помогающие адаптироваться в обществе.
Помощь на дому
Социальные работники на дому оказывают разнообразные полезные услуги: ходят в магазины, аптеки, осуществляя доставку всего необходимого, проводят , сдают вещи в ремонт.
Работники соцслужб могут вызвать врача, помочь в оформлении документов, включая приглашение на дом нотариуса. Значительную часть услуг государство оказывает бесплатно, некоторые пенсионер оплачивает сам, пользуясь соответствующей надбавкой к пенсии.
Отделения дневного пребывания
Пенсионеры могут рассчитывать на помощь от государства
Данные отделения созданы, чтобы пенсионеры не страдали от одиночества. Там проводятся развлекательные мероприятия, организовывается питание и медицинское сопровождение.
Может быть организованы определенные виды трудовой деятельности, чтобы пенсионер мог подзаработать и почувствовать свою востребованность.
Пансионаты
Специально организованные для престарелых граждан пансионаты позволяют лицам, не имеющим трудоспособных взрослых детей, проживать в комфортных условиях и пользоваться постоянным медицинским обслуживанием. В таких учреждениях также размещаются граждане, которым требуется постоянным уход, и те, кто не может проживать со своей семьей.
Оформить пожилого человека либо инвалида в такой пансионат можно через органы соцзащты. Находятся в пансионате, человек будет получать лишь ¼ часть пенсии, все остальные средства будут уходить на счет пансионата за обслуживание и проживание.
В пансионате можно находиться временно: 2 – 6 месяцев.
В таких учреждениях организовано питание, медобслуживание, досуг. Однако пациенты подобных пансионатов зачастую чувствуют себя плохо в эмоциональном плане, понимают свое одиночество и часто уходят из жизни. По статистике 25 % пациентов пансионатов уходят из жизни из-за ухудшения эмоционального состояния, которое негативно сказывается на общем состоянии здоровья.
Кто и в каком размере может рассчитывать на получение помощи от государства – рассказывает видеосюжет:
Бесплатная консультация нашего юриста
Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны
Москва и область
7 499 350-44-07
Санкт-Петербург и область
7 812 309-43-30
Бесплатно по России
В обязанности государственной власти входит создание комфортных условий для жизнедеятельности граждан и оказание нуждающейся части населения финансовой поддержки. Социальная помощь выражается в виде ежемесячных выплат по старости, инвалидности, предоставления материальных благ, медицинском обслуживании, субсидировании услуг или обеспечения жизненно необходимыми средствами в натуральном выражении.
Права и обязанности граждан, политического строя страны прописаны в Конституции РФ. Это главный документ государства, выступающий гарантом оказания всесторонней помощи населению. Фундаментом выступает социальная основа, создающая условия для достойного существования и личностного развития людей.
Правовая и организационная сторона вопроса, затрагивающая механизм финансового обеспечения многодетных семей, одиноких граждан и иных социальных слоёв населения, уровень дохода которых не превышает прожиточного минимума, изложена в Федеральном Постановлении №178 от 1999 года, принятого на очередном заседании ГосДумы.
Перечень льгот, размер и виды социальной помощи, порядок назначения пособий прописан и регулируется законом «О государственной социальной помощи», а в федеральном акте «О прожиточном минимуме РФ» от 1997 года изложены основные понятия и представлен регламент для проведения расчётов минимального уровня доходов населения.
Понятие и цели предоставления
Главной задачей государства является создание равноправных условий для всех граждан страны. Если люди в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно себя обеспечить, то им оказывается поддержка со стороны административного сектора. Производятся материальные выплаты в виде компенсаций, пособий, субсидий либо помощь предоставляется в натуральном виде.
Господдержка имеет адресный характер, поэтому депутатским корпусом ежегодно пишутся программы, которые позволяют максимально точно идентифицировать нуждающуюся категорию граждан. Для этого используются следующие аналитические действия:
- Оценивается финансовое положение обратившегося в орган социальной защиты.
- Соизмеряются потребности заявителя и определяется степень необходимости оказания адресной помощи.
- Самоадресование, в основе принципа лежит самозаявительная процедура. Работники соцзащиты обходят потенциальных клиентов и предлагают всевозможную помощь от физической до материальной. Данный вариант трудоёмок, но наиболее эффективен.
С каждым днём в силу экономической нестабильности жизнь граждан становится труднее, что влечёт за собой модернизацию социальной политики, которая и так направлена на решение следующих задач:
- повышение уровня жизни населения страны;
- увеличение вакансий в банке Биржи труда, переквалификация кадров, что отражается на качестве и конкурентоспособности сотрудников;
- установление прямой зависимости между доходной частью и производительностью;
- контролирование фактического уровня доходов граждан с задекларированными;
- увеличение процента оказания адресной социальной поддержки на основании обращения граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
Подставленное государством в трудный момент плечо, преодолеть возникшие в их жизни сложности.
Виды поддержки
Социальная помощь выражается в безвозмездном оказании поддержки нуждающимся в ней людям. Под эти цели бюджетом страны выделяются немалые деньги. Законом предусматривается не только финансовое обеспечение граждан, но и возможность предложить содействие в натуральном выражении. Так в ст.12 ФЗ «О государственной социальной помощи» фигурирует следующая классификация видов поддержки:
- денежные выплаты (социальное пособие по старости, инвалидности, компенсации, детские, компенсации, субсидии и иная финансовая помощь);
- натуральная форма (обеспечение продуктами питания, углём, дровами, одеждой, обувью, канцелярскими принадлежностями школьников из малообеспеченных и многодетных семей, жизненно важными лекарствами и прочими средствами).
Сложившаяся сегодня в стране экономическая ситуация заставляет депутатов в очередной раз задуматься и внести изменения в существующую правовую базу, чтобы социальная политика была более эффективной. Для этого предпринимаются немалые усилия, разрабатываются новые механизмы, направленные на реализацию задуманных планов по рациональному обеспечению слабо защищённых слоёв населения.
Социальные пособия
Федеральной программой предусмотрено выделение из бюджета страны или региона денежных средств для оказания на безвозмездной основе материальной помощи. Положенное по закону пособие не имеет направленной цели, поэтому может расходоваться получателем на различные нужды. Также государством установлен порядок и максимальный размер выплат по уходу за ребёнком, инвалидом, по безработице. Далее на местном уровне границы материальной помощи могут быть изменены в большую сторону.
Субсидии
В отличие от пособий субсидирование граждан имеет целевое назначение. В бюджете под эти задачи выделяется конкретная статья затрат, так как деньги идут на оплату определённых услуг, а не распределяются получателем по собственному усмотрению. Средства перечисляются на расчётный счёт заявителя.
Компенсации
Ещё один вариант материальной поддержки, направленный на возмещение гражданам расходов. В отличие от двух предыдущих способов оказания социальной помощи, компенсация имеет обратный порядок. Заявитель сперва оплачивает услуги, а уже потом из местного бюджета на его расчётный счёт переводится процент уплаченной им суммы.
Медико-социальная помощь населению
Население на законодательном уровне застраховано. Всем без исключения оказывается неотложная помощь. Пенсионерам и инвалидам со стороны здравоохранения предоставляются услуги по трём направлениям:
- Социально ориентированные включают информирование льготников о назначении возможных преференций. В этот список попадает процедура оформления опекунства и поручительства. Также оказывается содействие в решении бытовых вопросов.
- Медико-ориентированный спектр услуг носит узконаправленный характер. Льготнику в силу его физической способности проводится обследование на дому или в стенах медицинского учреждения. Под эти задачи выделяется персонал.
- Смешанные.
За подобного рода помощью в социальные службы чаще всего обращаются одинокие пожилые люди с ограниченными возможностями. Они в первую очередь нуждаются в психологической поддержке. Медико-социальная помощь преследует цель ориентировать человека на ведение здорового образа жизни, реабилитировать, если возникла ситуация и пенсионер находится в замкнутом состоянии.
Одной из задач такой помощи является патронаж. Сотрудник соцзащиты ежедневно навещает закреплённых за ним пожилых людей, проводит оценку условий жизни, выясняет состояние здоровья, если имеется необходимость делает уборку в жилом помещении, приобретает продукты, медикаменты, решает бытовые проблемы своих подопечных, которыми являются:
- пенсионеры старше 80 лет;
- инвалиды;
- участники ВОВ;
- недееспособные лица.
Государственная социальная помощь в РФ оказывается на основании официального заявления льготника или иного гражданина, представляющего его интересы.
Социалка в натуральном виде
Региональная власть в силу своих ресурсов вправе поддерживать местное население не только финансово, но и продуктовыми наборами, топливом (углём, дровами), одеждой, жизненно важными медицинскими препаратами. Такие преференции предназначаются многодетным, малоимущим, одиноко проживающим пожилым людям. Натуральная форма социальной помощи в виде угля, дров, газа необходима тем, кто проживает в частном секторе, а продуктовые наборы пользуются спросом у граждан не имеющих своего приусадебного участка.
Пансионаты для инвалидов и престарелых
Специализированные учреждения стационарного пребывания предназначены для пожилых людей, которым необходим круглосуточный присмотр и медицинский уход. В силу некоторых обстоятельств пенсионеры либо самостоятельно принимают решение о переезде в дома-интернаты, либо инициаторами являются дети, которые по разным причинам не в состоянии обеспечить комфортные условия для нуждающегося в них человека.
Для оформления в пансионат требуется написать заявление в территориальный отдел социальной защиты населения. За проживание и уход в специализированном учреждении люди отчисляют практически всю пенсию. На личные расходы остаётся лишь четверть пособия по старости. При наличии свободных мест инвалиды или одинокие старики могут временно поселится в пансионате сроком от 2-х месяцев до полугода.
Программа пребывания включает пятиразовое питание, оказание медицинских услуг, проведение культурно-массовых мероприятий. Всё зависит от статуса учреждения, профессионализма сотрудников. Плачевная статистика показывает, что до 25% проживающих в пансионате стариков ежегодно умирают от одиночества.
Кому положена соцпомощь?
Виды оказания государственной социальной помощи разнообразны, как и круг лиц, которому она предназначается. На территории Российской Федерации проживает более 146 млн. граждан около 30 млн. из них с доходами ниже прожиточного минимума. Программа господдержки направлена на улучшение уровня жизни людей с незначительным доходом. Вопрос о предоставлении решается на местном уровне и
обратиться за соцпомощью могут:
- Нетрудоспособные граждане:
- пенсионеры;
- инвалиды;
- несовершеннолетние иждивенцы;
- лица, находящиеся на гособеспечении.
- Малоимущие.
- Попавшие в трудную жизненную ситуацию:
- безработные;
- переселенцы;
- беженцы;
- люди без определённого места жительства;
- пострадавшие в результате ЧС (наводнение, землетрясение, пожары, радиация).
За оказанием поддержки со стороны местных властей семья или человек, чей доход ниже среднего показателя прожиточного уровня, могут обратиться по месту жительства в территориальный орган.
Социальная защита детей
Государство оказывает содействие несовершеннолетним по трём направлениям:
- в социальной сфере деятельности;
- в семейном окружении;
- в образовательном вопросе.
Права и обязанности детей, также, как и их родителей, прописаны в Семейном Кодексе РФ. В стране, в регионе, где проживает несовершеннолетний гражданин, власти обязаны обеспечить среду пребывания, которая будет отвечать всем требованиям правильного развития личности с точки зрения психического, физического состояния. Для этого работают социальные центры, районные кружки.
Образовательная сфера регламентирована и регулируется законодательно. Дети получают бесплатное начальное, общее, среднее-специальное, полное среднее и даже высшее образование, но на конкурсной основе. Также, начиная с детского сада, малоимущим родителям полагается субсидия, чтобы они смогли оплатить услуги пребывания детей в муниципальном учреждении. Школьники пользуются скидкой на питание. Со стороны государства оказывается материальная помощь к первому сентября. Родителям выделяются средства на приобретение одежды, канцелярии, обуви.
Медицинское обслуживание производится на бесплатной основе. Детям до трёх лет, а в многодетных семьях до 6-ти, участковым педиатром выписываются льготные рецепты на лекарство.
Социальная защита семьи
Поддержка имеет широкий спектр направлений, которые активно используются населением:
- единовременные выплаты при рождении ребёнка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет;
- ежемесячное семей;
- налоговые вычеты;
- жилищная субсидия;
- льготное медицинское обслуживание многодетных, малоимущих, воспитывающих детей-инвалидов;
- социальная помощь в натуральной форме (продуктовые наборы, уголь, дрова).
В регионах на усмотрение местных чиновников список льгот может быть расширен. Если льгота не предоставляется своевременно, то семья ставится на учёт. Когда подойдёт очередь, преференция будет исполнена.
Социальные услуги инвалидам
Люди, утратившие физическую возможность трудиться на благо страны, получают от государства пособие по инвалидности. Степень ограничения устанавливается комиссией ВТЭК в соответствии с чем человеку присваивается группа и назначается ежемесячная выплата, которая имеет классификацию:
- трудовая пенсия по инвалидности полагается человеку, который какое-то время работал, а потом получил травму, повлекшую инвалидность;
- государственная пенсия по инвалидности предназначается участникам и ветеранам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, жертвам техногенных катастроф, космонавтам;
- социальная пенсия по инвалидности начисляется остальным людям с ограниченными физическими возможностями, а также детям-инвалидам.
Дополняет список льгот право на бесплатное медикаментозное обеспечение, профилактическое и восстановительное лечение в специализированных учреждениях. Для лиц с 3-ей группой инвалидности преференции доступны с 50% скидкой.
Маломобильные люди могут получить социальные услуги в виде:
- оказания юридической помощи;
- прикрепление патронажного социального работника;
- ритуальные услуги.
На безвозмездной основе господдержка предусмотрена, если инвалид проживает один и у него нет родственников, которые могли бы его обеспечивать, а также при условии, что доход семьи ниже прожиточного минимума.
Помощь пожилым людям
Особого внимания заслуживают одинокие старики. Им государство предоставляет следующий вид
социальных услуг:
- помощь соцработника;
- льготное медицинское обслуживание;
- специализированное лечение в госучреждениях, пансионатах;
- консультативные центы для быстрой адаптации в обществе, если человек остался один.
Пенсионерам помощь может оказывается на дому или по месту нахождения учреждения.
Студентам
Федеральным законом «О государственной помощи» определён круг лиц, которым полагается финансовая мера поддержки. В этот список попадаю учащиеся среднего и высшего звена из малообеспеченных семей и одиноко проживающие малоимущие студенты. Если среднедушевой показатель доходов семьи ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте, то льготнику полагается социальная стипендия, но только если он обучается на очной форме.
Помощь для матерей-одиночек
Социальная политика и Семейный Кодекс сходятся в одном: дети не должны быть ущемлены в правах, если их воспитывает один родитель. Статус матери-одиночки носит федеральный характер и средства выделяются из госбюджета под следующие гарантии:
- ежемесячные выплаты на детей;
- пособие (региональное) до достижения иждивенцев 14-ти лет либо 16-ти, в некоторых субъектах помощь оказывается до достижения 18-ти или 23-летнего возраста;
- натуральная помощь:
- преимущество в поступлении в дошкольные, школьные учреждения;
- обеспечение медикаментами;
- субсидия на оплату ЖКХ, детского сада, школьного питания.
Поддержка оказывается в том случае, если доказан социальный статус заявителя.
Порядок и сроки предоставления
За назначением помощи заявителю необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты по месту проживания либо написать заявление и подкрепить его документами, подтверждающими низкий уровень доходов (справка с работы о заработной плате), в МФЦ.
Срок рассмотрения обращения составляет 10 рабочих дней, после чего в адрес заявителя направляется письмо с информацией о назначении льготы или оказании адресной социальной помощи.
Основания для отказа и прекращения предоставления
К причинам для вынесения отрицательного вердикта можно отнести лишь одно серьёзное основание – недостоверность фактов. Если уровень доходов семьи не был подтверждён или статус льготника, то социальные службы вправе отказать в предоставлении преференций.
Государственная политика направлена на поддержание населения с низкими доходами. О мерах социальной помощи необходимо знать и пользоваться, если статус это позволяет делать. Обновлённая информация имеется на официальном сайте местного органа. С ней следует ознакомиться и подать своевременно заявление.