Производство по административным делам. Письменное объяснение по делу об административном правонарушении
Судебная статистика Верховного Суда РФ выделяет среди рассмотренных дел уголовные, гражданские и административные дела , причем последние считаются делами об административных правонарушениях . В некоторых случаях можно наблюдать путаницу с определением характера дел: иногда говорят, что мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях; районные суды – гражданские, уголовные и административные дела; суды уровня субъекта РФ — гражданские, уголовные и административные дела; военные суды – гражданские, уголовные, административные дела и дела об административных правонарушениях . Однако ни в одном из перечисленных случаев авторы не указывают принципиальных различий понятий «административные дела» и «дела об административных правонарушениях».
И далее можно привести данные о структурировании содержания каждый месяц издаваемого в России Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации. Конечно, потенциала глубоко научных аргументаций этот пример не содержит. Однако он демонстрирует нестабильность представлений даже специалистов о сущности и содержании административного судопроизводства и термина «административные дела». Например, в одном из выпусков указанного Бюллетеня в разделе «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации» выделяются разделы: по уголовным делам; по гражданским делам; по административным делам . В последнюю категорию дел редакция Бюллетеня включает, например: «Практика рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части» . Следует отметить, что в указанных разделах вообще не идет речь о делах об административных правонарушениях . В других же случаях, в разделе «По гражданским делам» появляется подраздел «Практика рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений», в котором также приводятся примеры судебной деятельности по признанию оспариваемых норм (оспариваемого акта) недействующими или соответствующими закону. Здесь же редакция Бюллетеня публикует материалы под рубрикой «Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» .
Ученые, комментирующие соответствующие статьи Конституции РФ, понимают административное судопроизводство именно в смысле осуществляемого судьями производства по делам об административных правонарушениях. Например, в одном из комментариев к Конституции РФ отмечается, что регулирование административного судопроизводства в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, «поэтому установление порядка административного судопроизводства КоАП, который был принят до введения в действие Конституции, не противоречит конституционным положениям о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами» . Таким образом, в данном толковании административное судопроизводство устанавливается КоАП.
Однако самим законодателем деятельность по применению административных наказаний (даже если это осуществляется судьями) административным судопроизводством не называется. Думается, что при принятии решения и установлении конституционности тех или иных норм федеральных законов Конституционный Суд РФ должен находиться в «границах или пределах» категорий и терминов, используемых самим законодателем; если же в законодательных актах какой-либо термин отсутствует вообще, то следует исходить из характера регулируемых указанным законом отношений и не давать данному понятию расширительное толкование. То есть вряд ли оправданно, когда Конституционный Суд РФ, пытаясь «оценить» соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях, в которых отсутствует термин «административное судопроизводство», вместе с тем определяет легитимность указанной категории для производства в судах дел об административных правонарушениях. Можно задать вопрос: почему же тогда КоАП РФ 2002 г. не установил в своих статьях понятие «административное судопроизводство»?
Суд осуществляет правосудие по спорным делам, содержащим спорные правоотношения. Как отмечается в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» участниками спорных правоотношений (по делам, которые рассматриваются арбитражными судами) могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами, Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
Дела об административных правонарушениях – это дела о применении наказания, т.е. возникающие в известном смысле вне спорных отношений, это дела о деликте — административном правонарушении. Государство обязано создать условия и формальный порядок разрешения таких дел и применения к виновным в совершении правонарушений установленных наказаний (уголовных или административных). Административные дела – это дела о претензии (о жалобе), это притязание субъекта права к государству, административной власти, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Поэтому, если строго анализировать ст. 118 Конституции Российской Федерации, приходится сделать вывод о том, что именно в Конституции РФ заложена идея формирования административного судопроизводства как формы осуществления судебной власти в стране. Если бы законодатель, формулируя содержание ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, понимал бы под «административным судопроизводством» «производство по делам об административных правонарушениях», то тогда нужно было бы данную статью дополнить термином «производство по делам об административных правонарушениях». Думается, что законодатель целенаправленно («сознательно») сформулировал ч. 2 ст. 118 Конституции РФ таким образом, когда под «административным судопроизводством» нужно понимать рассмотрение судом дел, возникающих из административно-правовых и иных публично-правовых отношений.
Как известно, законодательство об административных правонарушениях (в его материальном и процессуальном содержании) было разработано и действовало на практике с советских времен, то есть задолго до принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации, закрепившей термин «административное судопроизводство». Как, впрочем, и другие виды правосудия в России – уголовное или гражданское судопроизводство — имели долгую историю становления и развития. Однако в тексте Конституции Российской Федерации в 1993 году появился термин «административное судопроизводство»; этой для того времени, несомненно, правовой новеллой законодатель подчеркивал новое качество судебной власти и необходимость формирования нового качества самого российского правосудия. Следовательно, никакая идентификация административного судопроизводства с производством по делам об административных правонарушениях вообще не должна предприниматься.
В ФКЗ от 07 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в п. 2 ст. 4 установлено, что суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами. Таким образом, в такой постановке термин «административные дела» дает основания другого толкования данного института. Во-первых, Федеральный конституционный закон, устанавливая в тексте этот термин – «административные дела», дает основания для предположений о его непосредственном и главном взаимодействии с термином «административное судопроизводство». Во-вторых, «административные дела» напрямую связываются с необходимостью защиты нарушенных или оспариваемых прав , свобод и охраняемых законом интересов . Таким образом, административно-деликтологические характеристики «административных дел» в данном случае не приемлемы; речь идет о судебной защите прав, свобод, законных интересов физических или юридических лиц. Именно поэтому дело об административном правонарушении, теоретически рассуждая, может быть отнесено к категории «административных дел». Однако по своему содержанию с позиции как предмета административно-правового спора, состава участников судебного разбирательства, так и особенностей процессуальных правил дела об административных правонарушениях – это не административные дела в смысле рассматриваемой статьи ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) наиболее юридически грамотно распределил подведомственность дел арбитражному суду (ст. 27-33 АПК РФ). Анализируя нормы АПК РФ по распределению подведомственности дел арбитражным судам, можно констатировать наличие нескольких важнейших положений, относящихся к административному судопроизводству.
Во-первых, законодатель в ст. 29 АПК РФ устанавливает подведомственность арбитражным судам экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений .
Во-вторых, используется термин «административное судопроизводство » или «порядок административного судопроизводства».
В-третьих, административное судопроизводство является формой разрешения возникающих из административных и иных публичных правоотношений экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
В-четвертых, административным судопроизводством законодатель считает рассмотрение арбитражными судами указанных споров и иных дел:
- об оспаривании нормативных правовых актов в сферах, которые в полной мере установлены подпунктом 1 пункта 1 ст. 29 АПК РФ, например: налогообложение; валютное регулирование и валютный контроль; таможенное регулирование; антимонопольное регулирование; регулирование банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; несостоятельность (банкротство); в этих правовых нормах также определено, что дополнительные случаи правового регулирования могут предусматриваться соответствующим федеральным законом и в иных сферах;
- об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Глава 22 АПК РФ устанавливает особенности рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений; глава 23 АПК РФ посвящена установлению порядка рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов ; глава 24 АПК РФ регламентирует порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов , решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. В главе 25 АПК РФ определяется порядок рассмотрения дел о привлечении лиц к административной ответственности; в этой же главе устанавливаются правила разрешения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении соответствующих лиц к административной ответственности.
Таким образом, Арбитражный процессуальный кодекс РФ связывает термин «административное судопроизводство» с рассмотрением арбитражными судами различных по своему предмету экономических споров и иных дел, возникающих из административных и других публичных правоотношений. Административное судопроизводство (с позиции норм АПК РФ) – это и производство в арбитражном суде по оспариванию нормативных или ненормативных правовых актов, и производство по делам об административных правонарушениях. Следует отметить, что АПК РФ и ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 4) являют важнейшими федеральными законами в России, которые вслед за Конституцией РФ используют понятие «административное судопроизводство».
Следовательно, внимательно изучая многочисленные нормативные положения АПК РФ, касающиеся административного судопроизводства, можно констатировать дуализм его правового процессуального содержания. С одной стороны, административное судопроизводство в арбитражном процессе связывается с обеспечением законности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и иных органов, т.е. когда арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности . С другой стороны, административное судопроизводство в арбитражном процессе имеет явно деликтный характер, ибо арбитражные суды могут рассматривать отнесенные к их компетенции дела об административных правонарушениях. Результатом первого вида судопроизводства является решение суда о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими или не соответствующими (в этом случае, следовательно, и не действующими полностью или в части) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в то время как итогом деликтного процесса (разбирательства) становится вынесение постановления о применении административного наказания. И тем не менее, с точки зрения законодателя, оба этих вида судебной деятельности называются «административным судопроизводством».
Весьма авторитетные представители науки гражданского процессуального права, рассматривая перспективные направления совершенствования системы гражданской юрисдикции, отмечают необходимость проведения специализации различных органов, образующих эту систему. Например, В.В. Ярков, размышляя о будущем административного судопроизводства, указывает на существование особенностей по целому ряду его составляющих, которые и определяют целесообразность модификации процессуальной формы и учета особенностей публичного права . Он считает необходимым создание специального суда, рассматривающего иски против государства и государственных органов, как участника гражданского оборота; автор не исключает создание в будущем административных судов, которые могут учреждаться, по его мнению, как специализированные судебные присутствия в рамках федеральных судов в тех регионах, где географический фактор имеет существенное значение .
Даже краткий анализ современных научных положений относительно проблемы гражданского судопроизводства , в которой отчетливо прослеживается идея так называемой его дифференциации . На эту тему в течение последнего времени подготовлено несколько научных трудов . Такими терминами, как «дифференциация», «унификация», «упрощение», «оптимизация» гражданского и арбитражного судопроизводства, можно объяснить многие проблемы современного российского судопроизводства, а также повлиять на характер обсуждения тематики «административное судопроизводство». Особенно трудно понять рассуждения авторов о принадлежности к гражданскому процессу производства по делам, возникающим из публичных правоотношений», которые пишут о «дифференциации цивилистического процесса» . Административный процесс по определению не должен включаться в структуры цивилистического процесса! За такими терминологическими изысками забывается самое главное – существует ли особенности административного судопроизводства ? Если нет, то тогда в науке появляется возможность для отстаивания мнения о необходимости изменения Конституции Российской Федерации, установившей особый вид судопроизводства – административное судопроизводство. Однако, если внимательно изучить современные труды по гражданскому судопроизводству, то даже и там обнаружим правильное мнение о необходимости создания законодательства об административном судопроизводстве. Например, Е.В. Слепченко делает вывод о том, «есть все основания для вывода о необходимости унификации рассматриваемых процессуальных правил, изъятия их из АПК РФ и размещения в едином Кодексе административного судопроизводства РФ» . Одним из важнейших выводов в работе Е.В. Слепченко можно считать утверждение, что «разделение норм административно-процессуального права между тремя кодексами – ГПК РФ, АПК РФ и КоАП РФ – не обеспечивает, на наш взгляд, необходимого уровня защиты прав граждан и организаций от произвола власти» . Однако, несмотря на позитивные и правильные рассуждения автора по указанным вопросам, окончательный вывод – весьма необоснован и поэтому противоречив. Е.В. Слепченко говорит о том, ни формализация административного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства, ни реализация предложения о принятии Кодекса административного судопроизводства «вовсе не свидетельствует о необходимости создания специальных административных судов» . Автор предлагает оставить проблему не решенной; «все дела, возникающие иоз административных и иных публичных правоотношений, должны рассматриваться судами общей юрисдикции, специализированными составами и коллегиями этих судов. Арбитражные суды при этом должны быть объединены с судами общей юрисдикции в единую судебную систему. Все это позволит снять достаточно острую проблему определения подведомственности указанных дел, которые в настоящее время рассматриваются как судами общей юрисдикции, та и арбитражными судами» .
Рассуждения Е.В. Слепченко об объединении арбитражных судов с судами общей юрисдикции в «единую судебную систему» поначалу показались сильно новаторскими и рассчитанными на далекую перспективу. Но, как оказалось, это только на первый взгляд. В конце октября 2012 г. появилась информация о планах объединения (слияния) Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного Суда РФ , а сразу за ней – новая идея о переезде объединенного суда в г. Санкт-Петербург . Наверное, так и будет в будущем.
Н.А. Громошина, рассуждая о специализированных судах, утверждает, что «растаскивание, дробление относительно единого сегодня гражданского судопроизводства приведет к более зримым негативным последствия» . Как можно понять из научного анализа обсуждаемой проблемы, автор – против специализированных судов, ибо ставится прямой вопрос: «допустимо ли за счет нищего государства проводить сомнительные социальные эксперименты?» . Про «нищее» российское государство и по многочисленные эксперименты можно говорить предметно в других статьях. Сейчас лишь нужно подчеркнуть, что вновь и вновь отрицается идея формирования административного судопроизводства и административных судов из-за нехватки финансов, «плохих дорог в России», не обеспечивающих доступности правосудия для «простых граждан». Здесь же нужно добавить, что в научных трудах постоянно повторяются одни и те же аргументы «против» учреждения в России административных судов.
В научных трудах, посвященных проблемам правосудия по гражданским делам, данный вид судопроизводства определяется как «деятельность суда общей юрисдикции или арбитражного суда по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их компетенции гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством, которое устанавливает и сам порядок судопроизводства» . Таким образом, во-первых, очевидно, к гражданским делам автоматически тогда относятся и «дела, возникающие из публичных правоотношений»; а, во-вторых, только гражданское и арбитражное процессуальное законодательство относит данные дела к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Именно здесь можно поставить вопрос: а соответствуют ли такие правовые положения конституционно-правовой норме о формах осуществления судебной власти в России и о самом предназначении административного судопроизводства? Не создаются ли такими нормативными констатациями предпосылки для ограничения доступа к правосудию и за защитой нарушенных прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц? А где же тогда местонахождение административного процессуального законодательства, административного права, административной практики, административно-правовых споров? Каким образом можно обосновать принадлежность негативных результатов действия норм административного права к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Говорят, что такие нормы устанавливают ГПК РФ и АПК РФ. Но ведь эти кодексы появились в процессе законотворческой деятельности в условиях соответствующей концепции и господствовавших в те годы правовой идеологии в формировании процессуального законодательства. Времена меняются – изменяться должно и процессуальное законодательство. Здесь вполне уместно согласиться с мнением П.П. Серкова, который пишет, что «полномочия на рассмотрение административных дел разделены между судами общей юрисдикции и арбитражными судами главным образом с помощью норм АПК РФ, то есть законодательного акта, кодифицированного в качестве своеобразного аналога ГПК РФ с учетом специфики экономических споров» . При этом П.П. Серков весьма критически оценивает ситуацию, когда подведомственность арбитражных судов по административным делам определяется законодателем, в частности, в ч. 1 ст. 29 АПК РФ путем введения в оборот такого понятия, как «экономический спор, возникающий из административных и иных публичных правоотношений»; при этом, как подчеркивает автор, в законе не указываются «ни одного правового признака, позволяющего определить, когда такой спор имеет место» .
Учеными отмечается, что «из «буквы» и «духа» ст. 46 Конституции РФ, а также из правовых позиций, неоднократно высказывавшихся Конституционным Судом РФ, вытекает, что в суд можно обратиться за разрешением любого спора, затрагивающего права и интересы гражданина либо иного субъекта российского права, в том числе и спора, вытекающего из публичных правоотношений» . Здесь сразу же возникает вопрос: а что же в этом случае должен был утверждать Конституционный Суд России? Что у нас в стране нет гарантий рассмотрения судом возникающих правовых споров, в том числе и между гражданами и административными органами и их должностными лицами? Конституционный Суд РФ всегда будет констатировать наличие правовых возможностей и правовых механизмов для оспаривания в суде действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц. По-другому и невозможно представить ответы на данные вопросы. Однако остается открытым вопрос: совпадает ли административное судопроизводство по всем своим признакам, назначению, принципам осуществления известным стандартам гражданского процессуального и арбитражного процессуального правосудия? Думается, весьма сложно будет положительно отвечать на данный вопрос, учитывая конституционно-правовой смысл нормы об административном правосудии.
См., например: Судебная статистика за 2001 г. //Рос. юстиция. 2002. № 8. С. 69-70.
См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации /Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 887-888.
См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2012. — № 2. – С. 30-33; № 10. – С. 27-29.
См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2011. — № 4. – С. 30-33; С. 36-37; Там же. – 2011. — № 8. – С. 17-20.
То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.
Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.
Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.
Судебное разбирательство по административному делу
Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.
Сроки и решения в административном судопроизводстве
При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:
- О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
- Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
- Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
- О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.
Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу
Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.
Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.
Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.
После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.
Отложение судебного разбирательства по административному делу
Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:
- в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
- если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
- в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
- если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.
Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.
Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим
Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.
Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.
По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:
- копия нормативно-правового акта;
- реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
- указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
- доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.
Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.
Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.
Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.
Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица
В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.
На данной страничке изложены основы и принципы защиты прав в суде при производстве и рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения и при обжаловании судебных решений .
Обновленная, дополненная и исправленная версия
Ваша первоочередная задача - представить в суде свою позицию по делу, изложив все недостатки и противоречия по административному материалу . Это и есть основа Вашей защиты. Следует детально и подробно изучить и проанализировать административный материал, сопоставить содержание протоколов, имеющихся в материалах дела, с копиями протоколов, полученными при возбуждении дела об административном правонарушении, и с иными документами (рапорта, объяснения, схемы и прочее), проанализировать документы как по форме, так и по их содержанию, в том числе на полноту изложения и непротиворечивость сведений, содержащихся в них. Строить защиту следует на недостатках и противоречиях, имеющихся в административном материале, на недоказанности обстоятельств, положенных в основу вменяемого правонарушения, и квалификации правонарушения, на недостатках установленных законом порядка и процедуры применения мер обеспечения производства по делу, соблюдения требований закона при составлении и оформлении процессуальных документов, с расчетом на получение нарушений процессуальных требований со стороны судей при производстве по делу, которые могли бы повлиять на законность привлечения к ответственности, на всесторонность, полноту и объективность выяснения обстоятельств по делу и рассмотрение дела , в случае, если указанные Вами недостатки и противоречия, иные доводы защиты, будут проигнорированы судьями. Целесообразно изложить свою позицию в письменном виде, например, в виде Заявления по административному материалу, и указать на несоответствия и противоречия в административном материале, иных доказательствах по делу, правильно сформулировать свои доводы с соответствующим обоснованием ссылками на нормы закона и нормативных правовых актов. В дальнейшем, при правильной организации защиты, на это можно будет ссылаться, в том числе при обосновании доводов о неполноте исследования обстоятельств дела, на нерассмотрение доводов и прочее. Важно, чтобы Ваши доводы не были голословны и основывались на материалах дела, на объективных сведениях и иных доказательствах, на нормах закона и требованиях нормативных правовых актов. Если Вы хотите привести данные, которые не можете подтвердить, то лучше это оформить в виде отдельного документа, например, в виде объяснения.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что представление того или иного довода в суде должно быть обосновано целесообразностью с точки зрения защиты и исхода дела заявления данного конкретного довода именно в той судебной инстанции, в производстве которой находится дело. В ряде случаев имеет смысл отложить представление довода до вышестоящей судебной инстанции или даже до надзора.
Формулировки по констатации обстоятельств события (объяснение для суда ) и формулировки доводов защиты (позиция по делу ), вот на что следует обратить внимание. Анализируйте материалы дела, выявляйте недостатки, противоречия и сведения о нарушении процессуальных действий со стороны ИДПС. Самому контактировать с кем-либо из участников производства по делу не целесообразно, так же как не следует самому вызывать в суд, а тем более "тащить в суд", кого бы то ни было, кроме своих свидетелей. Всё (вызов с целью опроса понятых, полицейских, запрос видеозаписи и прочее) оформляйте письменными ходатайствами на имя судьи с обоснованием необходимости и целесообразности ходатайств и соответствующих действий. Свои доказательства либо оформляйте ходатайствами о приобщении к материалам дела, либо в виде приложений к своим материалам (объяснение, заявление прочее), представляемым в суд.
Также следует заранее, при разработке стратегии защиты, продумать порядок представления материалов в суд (заявлений, ходатайств, заключений, рецензий, отзывов, возражений, справок и прочее), их содержание, способ изложения и представления.
Не следует пассивно относиться к своей защите. Мировой судья - не тот "добрый дяденька или тетенька", который пойдет Вам навстречу, все сам рассмотрит, всесторонне исследует и вынесет объективное постановление по делу. В Ваших интересах указать судье на недостатки и противоречия в административном материале, а не ждать, когда судья их выявит и установит. В подавляющем большинстве случаев судьи этим и не занимаются, а принимают представленные ГИБДД документы (доказательства) с заранее установленной силой. Забудьте о правосудии и презумпции невиновности, только наивный человек может на это надеяться. Следует изначально исходить из того, что в основе судопроизводства лежат принципы "наказание ради самого наказания", "нет оснований не доверять" (НОНД), "цель оправдывает средства" и "принцип виновности", несмотря на отсутствие в материалах дела доказательств, отвечающих требованиям закона, и принцип законности, установленный ст. 1.6 КоАП. Только активная, а порой и агрессивная, но правильно поставленная и организованная защита позволяют надеяться на благоприятный исход дела.
Например, если освидетельствование на состояние алкогольного опьянения или медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводились при температуре окружающего воздуха, отличной от нормальной температуры, последняя согласно нормативным документам соответствует 15 °С - 25 °С, то Вам следует обосновать необходимость учета суммарной погрешности прибора, которую рассчитывают с учетом основной погрешности и дополнительной погрешности от изменения температуры окружающего воздуха, в аспекте правильности интерпретации и оценки результата исследования выдыхаемого воздуха.
Вот пример настойчивости при осуществлении защиты, когда, в конечном итоге через 3 месяца от момента совершения вменяемого правонарушения, удалось добиться справедливого рассмотрения дела: "… трижды запрашивали схему по моим настоятельным ходатайствам, все были разными, а последняя схема вообще порадовала сильно: на ней полностью отсутствовало одностороннее движение …" / Re: ст12.16 ч3 есть маленький шанс! /. Еще один пример долговременной (более 5 месяцев) настойчивой и упорной защиты с положительным исходом / 12.15ч4 /.
Ваши доводы должны быть непротиворечивыми, логичными, касаться события и состава вменяемого правонарушения, соблюдения процессуального порядка собирания и закрепления доказательств по делу, основываться на материалах дела и не должны опровергаться материалами дела. Доводы должны быть мотивированы и обоснованы ссылками на нормы закона и нормативно-правовых актов, должны вызывать сомнения в доказанности материалами дела обстоятельств события правонарушения и в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны учитывать вопросы соблюдения процессуального порядка составления административного материала, применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, производства по делу об административном правонарушении, соблюдения процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, при вынесении решений по делу.
Имейте в виду, что доказательства не имеют заранее установленную силу и обстоятельства дела должны быть всесторонне, полно и объективно исследованы лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, в их совокупности. Но, в первую очередь, все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела на основе закона, должны быть установлены, а противоречия в административном материале - устранены.
Не рекомендуем опережать события и представлять в суд преждевременные ходатайства, которые зачастую пропагандируют некоторые "добрые советчики" на форумах. К ним относятся: "ходатайства о не использовании...", например, "ходатайство о не использовании схемы АПН", "ходатайство о переквалификации", "ходатайство о прекращении производства по делу" и прочее. Все эти ходатайства требуют от судьи полного изучение материалов дела, рассмотрение материалов дела по существу и, в конечном итоге, вынесение решения по результатам рассмотрения со всеми вытекающими последствиями, когда Вы даже не сумеете ходатайствовать перед судом о получении дополнительных материалов, которые, возможно, могли бы помочь Вам в Вашей защите. Зачастую схема правонарушения противоречит событию правонарушения, изложенному в протоколе об административном правонарушении. И вместо того, чтобы использовать это для своей защиты, для обоснования довода о противоречивости материалов дела, "добрые советчики" рекомендуют исключать схему из числа доказательств. Допустим, что судья действительно не примет схему в качестве допустимого доказательства по делу. И что? А протокол то об административном правонарушении останется и будет доказательством правонарушения, который и будет положен в основу квалификации правонарушения и постановления по делу с вполне известным исходом рассмотрения дела.
Вопрос о необходимости, целесообразности и своевременности подачи в суд соответствующих ходатайств, иных документов, целесообразности и своевременности представления доводов, может решить только достаточно опытный защитник, имеющих большой практический опыт участия в административных делах, и преследующий вполне определенные цели подачей указанных выше ходатайств и документов, как, впрочем, и других материалов.
Рекомендуем при организации защиты по делам об административных правонарушениях, тем или иным образом связанных с нарушением требований дорожной разметки, дорожных знаков, организации дорожного движения, запрашивать через суд схему организации дорожного движения, размещения дорожных знаков и нанесения дорожной разметки участка дороги на момент совершения вменяемого правонарушения с целью объективного рассмотрения обстоятельств дела.
Не будет лишним убедиться на соответствие ГОСТ размещения дорожных знаков и нанесения разметки, а также документально зафиксировать их состояние на момент вменяемого правонарушения.
Запомните, что в судах на исход дела прямо влияет правильность формулировок, вплоть до запятой, в том числе и не в последнюю очередь, по обстоятельствам события. От того, насколько правильно и аргументировано Вы сумеете преподнести это судье, может зависеть исход Вашего дела. Вспомните крылатое выражение для описания двух взаимоисключающих возможностей, один из известных примеров амфиболии, то есть двойственности и двусмысленности: "Казнить нельзя помиловать".
Аналогичное требование предъявляется и к доводам по защите: чем яснее и аргументированнее Ваши доводы, чем больше они обоснованы нормами закона, нормативных правовых актов, тем выше шанс положительного для Вас исхода дела.
При этом следует четко различать понятие "законность" с точки зрения соблюдения/нарушения требований материальных и процессуальных норм закона и с точки зрения практики рассмотрения административных дел в судах. Например, наличие в материалах дела акта медицинского освидетельствования, по мнению судов, никак напрямую не связано с процедурой направления на медицинское освидетельствование, а потому отсутствие понятых при направлении на медицинское освидетельствование или несоблюдение процедуры направления не влияют на законность судебных решений. В то же время, соблюдение/несоблюдение процедуры направления на медицинское освидетельствование будет играть и играет роль при отказе от прохождения медицинского освидетельствования.
Изучайте судебную практику , решения Верховного Суда (например, от 23 декабря 2010 года по делу № ГКПИ10-1458), результаты обжалования нормативно-правовых актов , ознакомьтесь с мнением заместителя председателя Мосгорсуда и с обобщением ошибок, наиболее часто допускаемых при участии в производстве по делу об административном правонарушении .
Все необходимые исходные материалы для успешной самостоятельной защиты содержатся на страничке сайта "НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, БАНК ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СТРАНИЧЕК САЙТА ".
Однако, имейте в виду, что все изложенное выше может не привести к ожидаемому результату, если судья принял решение лишить Вас прав. Но, отчаиваться не стоит, так как не факт, что вышестоящий судья подтвердит решение нижестоящего. Боритесь до конца! Подтверждением данного вывода являются положительные результаты рассмотрения надзорных жалоб в Верховном Суде РФ ("Тексты судебных решений Верховного Суда РФ ").
Уясните для себя следующий постулат: наиболее эффективна защита по нарушениям процессуальных требований КоАП со стороны судей, и обоснование недоказанности обстоятельств, на основании которых составлен административный материал и вынесены судебные решения. Следует указать, какие права или законные интересы лица были нарушены, и мотивировать, в чем состоит нарушение закона с соответствующим обоснованием этого нарушения.
Знакомьтесь с материалами дела (см. "Первое заседание суда ", информация на страничке "Медицинское освидетельствование . Введение. Наставление и памятка водителю "), сопоставляйте копии протоколов и иных процессуальных документов, полученных Вами, и оригиналы документов, имеющиеся в материалах дела, с целью выявления дописок и исправлений. Проверяйте правильность составления и оформления процессуальных документов, правильность изложения, достоверность и проверяемость сведений, содержащихся в них, правильность изложения события вменяемого административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и его соответствие сведениям, изложенным в других документах административного материала. Основания для формулирования доводов защиты есть в любом деле, надо только уметь правильно пользоваться этими материалами и правильно использовать сведения, содержащиеся в материалах дела. Возможно, что в административном материале имеются недостатки, несоответствия и противоречия, которые позволят построить защиту в суде в надежде на положительный исход дела. Возможно, что несоответствия и противоречия по обстоятельствам события будут получены при опросе участников события, в связи с чем необходимо продумать вопрос о необходимости их вызова и опросе в суде. Возможно, что и при производстве по делу в суде появятся нарушения процессуальных требований КоАП, что также позволит надеяться на положительный исход. Ищите компетентного защитника или адвоката, специализирующихся по данного рода правонарушениям, способных провести компетентный и полный анализ материалов дела, процессуальных документов, актов, иных документов , и не поддавайтесь искушению воспользоваться услугами первого попавшегося адвоката или помощью так называемых правозащитников, даже если их имена, как говорится, "у всех на слуху". Дело в том, что мнение последних существенно отличается от практики рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах и на 99 % основывается на пустом разглагольствовании и демагогии, незнании и неправильном толковании норм закона, оторванности от практики рассмотрения административных дел в судах.
Стратегия защиты разрабатывается на основе анализа административного материала. Тактика защиты определяется обстоятельствами рассмотрения дела об административном правонарушении и материалами дела. Определитесь с терминологией, устраните примитивизм и голословность, старайтесь убедить суд точно и четко сформулированными доводами, построенными на основе полного и объективного анализа административного материала, обстоятельств дела, других материалов, и обоснованными нормами закона и нормативных правовых актов.
Особенности ведения защиты при вменении выезда на полосу встречного движения и разбор типичных ситуаций изложены на страничках "Встречка ", "Лишение прав за выезд на встречку при развороте " и "примеры дорожных ситуаций и типовые примеры допускаемых правонарушений с разъяснениями Департамента ОБДД МВД "
Вопросы составления административного материала, судебного производства и защиты по делам об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за оставление, покидание или скрытие с места ДТП (статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием), рассмотрены на страничке "Оставление места ДТП ".
Тем, кто уже прошел первую судебную инстанцию, возможно, будет полезным ознакомиться с материалами, изложенными на страничках "Апелляционная жалоба " и "Надзорная жалоба ".
Ознакомиться с практикой рассмотрения аналогичных дел различными судебными инстанциями вплоть до Верховного Суда РФ, узнать мнение и позицию Верховного Суда РФ по аналогичным делам, Вы можете, воспользовавшись ссылками на страничке "
Арендный блок
Субъекты производства по делу об административном правонарушении образуют несколько групп в зависимости от их процессуальной роли.
1)Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела
2) Субъекты, имеющие личный интерес в деле
3) Лица и органы, содействующие осуществлению производства
Правовое положение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентировано гл. 25 КоАП РФ.
1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами .
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении . В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях назначения АН без составления протокола, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения .
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу .
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным .
Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо .
2. Потерпевший
Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред . Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего . В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Потерпевший может быть опрошен.
3. Законные представители физического лица
Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители . Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители . Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом . Законные представители имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц . При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица .
4. Законные представители юридического лица
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица . Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами , удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника . В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях назначения АН без составления протокола, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица .
5.Защитник и представитель
Для оказания юридической помощи лицу , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник , а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель . В качестве защитника или представителя допускается адвокат или иное лицо . Полномочия адвоката удостоверяются ордером , выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом . Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении . Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
6. Свидетель
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению . Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания .
Свидетель вправе : 1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; 2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; 3) пользоваться бесплатной помощью переводчика; 4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога . В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля .
Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний . За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, свидетель несет административную ответственность.
7. Понятой
В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух . Присутствие понятых обязательно в случаях применения мер обеспечения производства . Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе . Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий . Замечания понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве .
8. Специалист
В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств . В отличие от эксперта специалист может и не обладать специальными познаниями по существу фактов и обстоятельств рассматриваемого дела об административном правонарушении. В отличие от эксперта специалист дает пояснения, а эксперт представляет, как правило, письменное заключение.
9. Эксперт
В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения .
10. Переводчик
В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении . Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении .
11. Прокурор
Прокурор в пределах своих полномочий вправе:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела , представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия.
2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним , а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора .
10. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу .
К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Эта тема принадлежит разделу:
Административное право
Административное право – разновидность публичного права, обладающая своим предметом, который составляют государственно – управленческие отношения, т.е. те отношения, которые регулируются государством с целью их упорядочивания. Источники российского административного права. ОИВ - орган исполнительной власти; ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти
К данному материалу относятся разделы:
Понятие, особенности и значение Административного Права как отрасли права
Принципы и функции административного права
Предмет административно-правового регулирования
Метод административно-правового регулирования
Система административного права
Соотношение Административного права с Конституционным правом, Гражданским правом, Уголовным правом, Финансовое право и процессуальными отраслями права
Акты правосудия
Общая характеристика административного законодательства
Понятие административно-правовых норм и их особенности
Виды административно-правовых норм и способы их реализации
Понятие и основные черты административно-правовых отношений
Виды административно-правовых отношений
Субъекты административно-правовых отношений
Понятие и особенности административной правосубъектности граждан
Административно-правовой статус гражданина (общая характеристика прав и обязанностей в административном праве)
Понятие и виды органов исполнительной власти
Организационная структура ОИВ: понятие, признаки, особенности, виды структурных подразделений
Компетенция органов исполнительной власти
Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности, компетенция
Система федеральных органов власти: понятие, значение, нормативная основа, структура
Правовое положение федеральных министерств
Правовое положение федеральной службы
Правовое положение федеральных агентств: понятие, функции, организационная структура, полномочия
Система ОИВ субъектов РФ
Система государственной службы в РФ
Государственные должности в РФ
Понятие, принципы, признаки и особенности государственной гражданской службы
Понятие, принципы и особенности военной службы
Понятие, принципы и особенности правоохранительной службы
Должности государственной гражданской службы. Реестр должностей
Военные должности и должности правоохранительной службы
Формы деятельности государственной администрации
Понятие, признаки, виды и процедуры принятия индивидуальных административных актов
Понятие, признаки, виды и процедуры принятия нормативных административных актов
Правительственные и ведомственные административные акты: понятие, значение, регулятивные свойства, порядок принятия и опубликования
Методы деятельности государственной администрации
Поощрение в деятельности государственной администрации
Дисциплинарное принуждение в деятельности государственной администрации
Понятие и общая характеристика административно-правового принуждения: цель, основания, признаки, меры
Административно-предупредительные и административно-восстановительные меры принуждения: понятие, виды, особенности
Меры административного пресечения: понятие, виды, особенности
Специальные меры административного пресечения: применение физической силы, специальных средств, оружия
Административно-правовые споры: понятие, признаки, виды
Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедуры разрешения административных жалоб
Понятие и признаки административной ответственности
Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика КоАП РФ
Правила назначения административных наказаний: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, сроки давности назначения и погашения административных наказаний
Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения административных наказаний
Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятие, нормативная основа, задачи, принципы)
Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел
Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях
Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа
Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения
Личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов, временный запрет деятельности: понятие, основание и порядок их применения
Отстранение от управления транспортным средством, его задержание и запрещение эксплуатации: понятие, основание и порядок применения
Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: общая характеристика
Протокол об административном правонарушении: понятие, структура, содержание, должностные лица, уполномоченные на составление протокола
Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении: общая характеристика
Постановление по делу об административном правонарушении: понятие, виды, основания для вынесения, структура, содержание
Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах
Стадия пересмотра дела об административном правонарушении: общая характеристика
Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
Надзорный пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
Стадия исполнения постановления по делам об административном правонарушении: общая характеристика
Процессуальные документы в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, структура, виды
Исполнение постановлений о назначении предупреждения, административного штрафа, конфискации, лишения специального права
Исполнение постановлений о назначении административного ареста, административного выдворения, дисквалификации, административного приостановления деятельности, обязательных работ
ДМИТРО ДОРОШЕНКО Мої Спомини Про Давнє-Минуле (1901-1914 роки) НАКЛАДОМ ВИДАВНИЧОЇ СПІЛКИ ТРИЗУБ Винипеґ, Манітоба 1949
Общие формы построения отдельных занятий в процессе физического воспитания
Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности. Способы организации деятельности занимающихся на уроке
PR и Интернет как профессиональные сферы деятельности
PR и Интернет как профессиональные сферы деятельности представляют собой системы коммуникаций, которые различаются тем, что PR – это система коммуникаций в гуманитарном смысле, а Интернет – в технологическом.
Автоматизированные информационные системы (АИС)
Дипломная работа. Полностью автоматизированная информационная система или АИС - это совокупность различных программно-аппаратных средств, которые предназначены для автоматизации какой-либо деятельности, связанной с передачей, хранением и обработкой различной информации.
Христианская культура и культура западноевропейского средневековья
Западноевропейская культура. Ранний период. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством. Каролингское Возрождение. Схема романского храма. Искусство. Образование в период развитого средневековья
Лица, содействующие производству по делу
1. Лицо, в отношении отлого ведется производство по делу об административном правонарушении . Права - знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, представлять доказательства, заявлят отводы, пользоваться услугами защитника, право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. 2. Потерпевший . Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный или моральный вред. 2 точки зрения˸ 1) если правонарушение посягает на публичный порядок, то потерпевшим не признается, страдают интересы государства (точка зрения таможенных органов); 2) потерпевший- любое лицо, чьим имущетсвенным интересам причинен вред вследствие совершения правонарушения. (Винницкий сторонник 2 точки зрения) 3. Законные представители физического лица. Родители, опекуны, попечителя, усыновители. Осуществляют защиту интересов физического ица в рамках производства п делу об адм правонарушения в случаях, в случае если данные лица являются несовершеннолетними, либо по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовывать предоставлены ого права. Полномочия представителя должны быть документально оформлены (например, свидетельство о рождении). 4. Законные представители юридического лица . Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об адм правонарушении или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляет ᴇᴦο законный представитель. Законом или учредительными документами ЮЛ могут быть предусмотрены иные лица, которые могут быт представителями. Производство по делу в отношении ЮЛ, очные рассмотрение, осуществляется с участием ᴇᴦο руководител, законного представителя или защитника. В отсутствии указанных лиц рассмотрение по делу возможно в следующих случаях˸ Если имеются доказательства надлежащего уведомления ЮЛ. Руководителем ЮЛ было подано ходатайство об отложении рассмотрения дела и данное ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья, орган или ДЛ вправе признать явку руководителя, законного представителя обязательной. 5. Защитник и представитель . Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу, должна быть привлечен защитник, а для оказания помощи потерпевшему - представитель. Особых требований не установлено. Защитник и представитель допускаются до производства по делу с момента возбуждения производства по делу. 6. Свидетели . Свидетелем признается лицо, которому могут быт известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Права свидетелей˸ не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников (статья 51 Конституции); Давать показания на родном языке или на языке, которым он владеет Пользоваться бесплатной помощью переводчика Давать замечания по поводу правильности вынесения ᴇᴦο показаний в протокол. Опрос свидетеля не достигшее но 14 лет проводится в присутствии психолога или педагога. в присутствии законных представителей при необходимости. Свидетель должен быть предупрежден об адм ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ или уклонение от дачи показаний. 7 .Понятой . В качестве понятого должна быть привлечено любое незаинтересованное лицо. Число понятых- не менее 2-х случаи, в которых присутствие понятых обязательно, устанавливаются КоАПом (принятие мер обеспечения производства по делу).