Надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Черноштан Т.А.). Прокурорский надзор в сфере жкх Надзор за исполнением законодательства о жкх
Органами прокуратуры республики на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства органами исполнительной власти, местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального комплекса.
Деятельность прокуратуры в рассматриваемой сфере нацелена на недопущение нарушений прав и свобод граждан, пресечение фактов некачественного оказания услуг населению, ненадлежащего выполнения органами государственной власти и местного самоуправления возложенных полномочий. Только за 6 месяцев текущего года органами прокуратуры республики в рассматриваемой сфере выявлено 626 нарушения, в том числе на незаконные правовые акты принесено 14 протестов, в суд направлено 34 исковых заявления, внесено 97 представлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 48 должностных лиц, по постановлению прокурора к административной ответственности привлечено 2 должностных лица, предостережено 3 должностных лиц, направлен 1 материал в порядке п.2 ст. 37 УПК РФ.
В ходе прокурорских проверок установлено, что в республике, как и ранее имеется задолженность, коммунальных предприятий перед поставщиками коммунальных ресурсов, что ставит под угрозу обеспечение бесперебойной поставки коммунальных ресурсов добросовестным потребителям. Наибольший объем задолженности за потребленные энергоресурсы имеют предприятия жилищно-коммунального комплекса республики, население, промышленные потребители и иные потребители.
По сведениям Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК по состоянию на 22.05.2014 задолженность потребителей за потребленный природный газ перед ОАО «Газпромгазораспределение Элиста» составляет 402, 75 млн. руб.
Прокурорами районов по фактам неисполнения организациями республики обязательств по оплате поставленных ресурсов проведены проверки, в адрес руководителей ресурсоснабжающих организаций внесены представления. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования ресурсоснабжающими организациями активизирована претензионно-исковая работа, частично произведена оплата задолженности.
В ходе исполнения уполномоченными органами и организациями вопросов оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета энергоресурсов горрайпрокурорами выявлены нарушения сроков установки общедомовых (коллетиктивных) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, предусмотренных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целях устранения нарушений прокурорами в адрес руководителей ресурсоснабжающих организаций внесено 11 представлений, которые рассмотрены, приняты меры по устранению нарушений.
Одновременно с этим прокурорами принимаются меры по защите прав граждан на безопасность жилища и бесперебойное предоставление коммунальных услуг, в деятельности ресурсоснабжающих организаций выявляются нарушения порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии.
Так, прокуратурой Лаганского района в ходе проверки по жалобе Ш. выявлено нарушение ее прав на своевременное, бесперебойное и качественное теплоснабжение. По результатам проверки прокуратура района в интересах заявительницы обратилась в суд о признании бездействия администрации Лаганского ГМО по организации теплоснабжения квартиры незаконным и об обязании администрации ЛГМО обеспечить надежное теплоснабжение и взыскании в ее пользу убытка. Гражданское дело прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, теплоснабжение жилого помещения Ш. было восстановлено.
В деятельности органов местного самоуправления продолжают иметь место нарушения при издании нормативных правовых актов в части установления тарифов на коммунальные услуги вне предоставленной законом компетенции.
Продолжена прокурорами исковая работа по восстановлению прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. За анализируемый период прокурорами Сарпинского, Приютненского районов выявлялось ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления обязанностей по возмещению расходов на коммунальные услуги работникам муниципальных организаций здравоохранения и культуры.
В деятельности субъектов электроэнергетики выявляются факты злоупотребления доминирующим положением, неудовлетворительного состояния электрических сетей, опор, непринятия мер по техническому содержанию электрической установки.
Прокуратурой Городовиковского района установлено, что линия электропередач находится в неудовлетворительном состоянии, деревянные опоры, а также часть железобетонных опор частично разрушены, электрические провода требуют замены, в связи с чем имеет место провисание проводов, что, в свою очередь, приводит к замыканиям, перебоям подачи электрической энергии и перепадам напряжения. В целях защиты интересов жителей города прокуратурой района в суд направлено исковое заявление об обязании ПО «Городовиковские электрические сети» филиала ОАО «МРКС Юга» - «Калмэнерго» принять меры по надлежащему техническому содержанию электрической установки в целях надежного и качественного обеспечения электрической энергией потребителей, проживающих на улицах Мичурина, Березовая и Сосновая г. Городовиковска Республики Калмыкия. Исковое заявление прокурора находится на рассмотрении.
Имеются случаи неисполнения обязательств по доведению до собственников помещений многоквартирных домов отчетов о расходовании собранных с них средств, иной обязательной информации.
Прокурорами Приютненского, Лаганского, Черноземельского, Целинного районов установлено, что работа организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, в части раскрытия информации о показателях финансово-хозяйственной деятельности, о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также иные необходимые сведения, не соответствует Жилищному кодексу РФ, Стандарту раскрытия информации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731. По указанным фактам внесено 12 представлений, предъявлено 5 исковых заявлений в суды.
Нередко управляющими компаниями допускается незаконное распоряжение общедомовым имуществом в ущерб интересам собственников, нарушается процедура установления платы за содержание и ремонт помещений многоквартирных домов.
Прокуратурой республики в ходе рассмотрения обращения уполномоченного по правам человека Емельяненко Е.В. в интересах жильцов многоквартирного дома г. Элисты выявлен факт несоблюдения требований федерального законодательства при расчетах и взимании платы за электроэнергию. Зачастую такая плата взимается при отсутствии волеизъявления общих собраний собственников жилья. Такие действия влекут за собой необоснованное увеличение финансовой нагрузки на население.
Необходимо отметить, что характер выявленных нарушений изменился, если до 2011 года большинство нарушений касались в основном вопросов содержания и ремонта жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, то с 2012 года прокурорами в рамках совместных проверок с контролирующими органами выявляются факты неправомерного расходования коммунальных платежей граждан.
В настоящее время в суд направлены уголовные дела в отношении 3 должностных лиц, допустивших неправомерное отвлечение денежных средств на общую сумму около 25 млн. руб., которые поступили в качестве платежей коммунальных услуг от граждан и предназначались для дальнейшего перечисления в ресурсоснабжающие организации - ОАО «Энергосервис», ОАО «ЮМЭК» и МУП «Элиставодоканал».
Распространено незаконное использование бюджетных средств, в том числе Фонда содействия реформированию ЖКХ, поступающих на реализацию адресных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Многочисленные нарушения допускаются при производстве работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В основном они связаны с некачественным либо несвоевременным проведением капитального ремонта, производством строительных работ низкого качества.
Одним из условий обеспечения законности в жилищно-коммунальной сфере является осуществление надлежащего государственного и муниципального контроля уполномоченными органами. Однако и в их деятельности органами прокуратуры выявлен ряд нарушений законодательства.
Прокуратурой г. Элисты установлено, что администрацией города фактически муниципальный жилищный контроль не осуществляется, административный регламент до настоящего времени не разработан, сроки, последовательность административных процедур контроля не урегулированы, функции должностного лица являются номинальными. В связи с выявленными нарушениями и бездействием администрации города прокуратурой города в адрес главы администрации города внесено представление.
С учетом многочисленных нарушений законности, выявленных в деятельности управляющий компаний, а также в связи с жалобами граждан на бездействие органов государственной власти прокуратурой республики проведены проверки в министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики, осуществляющего функции регионального жилищного надзора.
При проведении проверок прокурорами дана принципиальная оценка случаям уклонения должностных лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики от разрешения поступивших обращений, неполноты проведения таких проверок, непринятия исчерпывающих мер в случае выявления нарушений, отсутствия контроля за исполнением выданных предписаний.
Прокуратурой республики в деятельности отдела государственного жилищного надзора министерства ЖКХ и энергетики РФ выявлены многочисленные нарушения положений ст. 20 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Правил предоставления коммунальных услуг №354 и иного законодательства, регулирующего вопросы энергоснабжения.
По выявленным нарушениям прокуратурой республики в адрес министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК внесено представление, по результатам рассмотрения которого 5 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой республики в деятельности министерства и в 2013 году, что свидетельствует о многочисленных упущениях при осуществлении регионального жилищного надзора.
Одной из причин сложившейся ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства является отсутствие самостоятельного органа исполнительной власти, осуществляющего функции государственного жилищного надзора, необеспеченность их средствами технической диагностики и контроля, транспортом. Более того, в связи с изменением федерального законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного жилищного надзора, полномочия названных органов в настоящее время значительно расширены.
Для исправления ситуации в сфере ЖКХ прокурором республики в адрес Главы Республики Калмыкия внесена информация.
Надзорное ведомство обнародовало результаты своих проверок качества услуг ЖКХ, которые получили граждане в прошлом году. Вот как выглядит эта "коммунальная" картина в Уральском федеральном округе - одном из крупнейших и важнейших для страны.
По словам самих прокуроров, в минувшем году на Урале пресечено больше 18 тысяч нарушений в этой наиболее чувствительной для граждан сфере. Одним из ключевых индикаторов реального положения дел стало значительное количество поступающих жалоб.
Напомним, вести постоянный мониторинг обстановки в сфере ЖКХ обязал прокуроров на местах Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. Сотрудники надзорного ведомства говорят, что большое число обращений, четверть из которых признана обоснованной и удовлетворена, само по себе говорит о наличии серьезных проблем. Как раз тот случай, когда количество неуклонно переходит в качество - вернее, в его отсутствие. И действительно, статистика неумолима: большинство жалоб населения традиционно касаются ненадлежащего предоставления коммунальных услуг, нарушения порядка начисления платежей управляющими компаниями, бездействия местных властей при расселении аварийного жилья.
Формы и методы прокурорского реагирования разнообразны. Весьма действенная практика сложилась в Челябинской области. Там прокуроры, стремясь исключить саму возможность коммунального произвола, оспаривают в арбитражном суде неправомерные сделки по передаче в безвозмездное пользование коммерческим организациям муниципальных инфраструктурных объектов. Всего же за прошлый год челябинская прокуратура направила в суды 615 исков по жилищно-коммунальной проблематике.
Много вопросов у прокуратуры на Урале вызывает переселение людей из аварийного жилья. К началу 2017 года по федеральному округу в региональные адресные программы было включено свыше 3,5 тысячи аварийных домов, признанных таковыми до января 2012 года. По состоянию на первое сентября прошлого года во всех регионах, за исключением Свердловской области, программы переселения удалось завершить. Но вскрылись и неожиданные сложности. Так, в августе прошлого года прокуроры провели проверку и обнаружили 268 домов, которые при бездействии администраций в Камышлове, Дегтярске, Ивделе, Карпинске и других городах, не были включены ни в одну из программ переселения.
Недопустимой назвали прокуроры и позицию местных муниципалитетов, стремившихся ограничить число нуждающихся в переселении граждан. Для этого нерадивые чиновники различными путями уклонялись от признания жилья непригодным для проживания. Например, прокурорская проверка приехала в Невьянский городской округ Свердловской области и обнаружила дома с явными признаками аварийности. Но чиновники этого в упор не видели, а на жалобы граждан отвечать не торопились. Кстати, подобные "чиновничьи хитрости" актуальны и для иных регионов.
Местные чиновники любым путем уклоняются от признания жилья непригодным для проживания
Серьезные вопросы вызывает в надзорном ведомстве и проблема капитального ремонта многоквартирных домов. В результате вмешательства прокуратуры в Свердловской области был вынужден уволиться руководитель Фонда содействия проведению капитального ремонта, не сумевший организовать ремонт даже половины из запланированных на год домов. Благодаря жесткой позиции прокуратуры освобожден от занимаемой должности и директор регионального фонда в Югре. Но увольнения не решили всех проблем.
Одна из наиболее вопиющих - в программы капремонта массово попадали аварийные дома. В прокуратуре рассказали, что были случаи признания домов аварийными сразу же после капитального ремонта. То есть деньги, собранные с граждан, оказались потрачены впустую - подчеркивают в прокуратуре. И добавляют: немало случаев, когда состояние домов после капитального ремонта ухудшалось, начинали протекать крыши, обваливался фундамент, лопались системы отопления.
И еще проблема - незаконное начисление взносов на капремонт жителям аварийных домов. К примеру, в Югре прокурорами установлен факт безосновательного включения в региональную программу капремонта многоквартирного дома, признанного аварийным. С жильцов аварийного дома в фонд капитального ремонта умудрились собрать около 200 тысяч рублей. И это не единственный подобный пример.
Итог - в прошлом году в Уральском федеральном округе возбуждено 200 уголовных дел о преступлениях в жилищно-коммунальной сфере, при этом в ряде случаев поводом для таких решений стали именно материалы прокурорских проверок. Кроме того, прокуроры предъявили в суды 2323 иска, добились привлечения 3531 нарушителя к дисциплинарной ответственности и 917 - к административной.
Как сообщил корреспонденту РГ заместитель Генерального прокурора РФ Юрий Пономарёв, особая острота вопросов в сфере ЖКХ обусловила необходимость коллегиального обсуждения ситуации с прокурорами всех регионов Урала. На совещании, прошедшем 4 апреля в Салехарде, состоялся предметный и требовательный разговор, на котором руководители прокуратур не только откровенно и нелицеприятно обнажили конкретные проблемы в территориях, но и смогли обменяться позитивным опытом по их решению.
По словам Юрия Пономарёва, основной акцент должен быть сделан на соблюдении законности использования бюджетных ресурсов, выделяемых на модернизацию инфраструктуры ЖКХ и средств, взимаемых с граждан в виде платежей за услуги, на обеспечении прозрачности работы управляющих организаций и коммунальных предприятий, на обоснованности тарифно-ценовой политики, на пресечении коррупции и повышении уровня ответственности должностных лиц и структур, реализующих контрольные и разрешительные полномочия в указанной сфере в субъектах Федерации и муниципалитетах.
Прямая речь
Юрий Пономарев, заместитель Генерального прокурора РФ
В прошлом году в Уральском федеральном округе возбуждено 200 уголовных дел о преступлениях в жилищно-коммунальной сфере. В 62 случаях поводом для таких решений стали материалы прокурорских проверок, прокуроры отправили в суды 2323 иска, к дисциплинарной ответственности привлекли 3531 чиновников.
Результаты прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Южного федерального округа свидетельствуют о возрастающем влиянии органов прокуратуры на состояние законности и соблюдение прав граждан в этой области.
Принятые прокурорами меры реагирования способствовали более эффективной реализации государственных и муниципальных программ, направленных на развитие жилищного строительства и коммунального хозяйства, укреплению законности при распоряжении финансовыми ресурсами, задействованными в сфере ЖКХ, активизации деятельности контрольно-надзорных органов.
Всего прокурорами в округе за 2014 г. и первое полугодие 2015 года выявлено свыше 37,1 тыс. нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В целях их устранения внесено свыше 9,3 тыс. представлений, принесено более 1,1 тыс. протестов, предъявлено около 3 тыс. заявлений в суд. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено почти 5 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 140 уголовных дел.
Вместе с тем не решены проблемы значительной изношенности жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, роста задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками энергоресурсов. По-прежнему много злоупотреблений, связанных с распоряжением финансами и иным имуществом названных организаций.
Одна из наиболее актуальных проблем в регионах Южного федерального округа - обеспечение законности при переселении граждан из аварийного жилищного фонда. Прокуроры на постоянной основе выявляют факты нарушения сроков и параметров выполнения мероприятий соответствующих региональных адресных программ. Заказчики и исполнители муниципальных контрактов на поставку или строительство жилья для переселения граждан в ситуации, когда нет должного контроля со стороны органов местного самоуправления, а также при бездействии региональных органов власти, являющихся координаторами этих программ, зачастую ненадлежащее выполняют принятые на себя обязательства. В результате мероприятия по расселению аварийных домов переносятся на последующие годы. В некоторых случаях из-за нарушения обязательных технических требований построенное жилье не обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания переселенцев.
При этом прокурорское реагирование осуществляется преимущественно уже после нарушения закона, когда сроки реализации мероприятий по переселению граждан уже нарушены либо граждане уже вселены в жилье неудовлетворительного качества. В связи с этим особенно важным представляется обеспечение упреждающего характера прокурорского надзора на этом направлении. Тому служит организация своевременного поступления в органы прокуратуры и должного анализа информации о готовящихся нарушениях законодательства.
Положительные результаты дает мониторинг интернет-сайтов, содержащих информацию о размещении заказов на приобретение и строительство жилья для переселения граждан, заключении соответствующих муниципальных контрактов и их исполнении. Прокуроры в округе по итогам такого мониторинга выявили нарушения законодательства при осуществлении закупок квартир или работ по строительству жилья для муниципальных нужд, случаи неправомерного заключения дополнительных соглашений о продлении сроков исполнения таких муниципальных контрактов, просрочки исполнения подрядчиками отдельных этапов работ. Это позволило предотвратить заключение незаконных муниципальных контрактов, затягивание сроков переселения граждан, а также вовремя скорректировать работу органов, ответственных за выполнение соответствующих мероприятий.
Так, глава администрации г. Волгограда в связи с несоблюдением сроков перечисления застройщикам денежных средств для строительства домов, установленных муниципальными контрактами, прокуратурой г. Волгограда был предостережен о недопустимости нарушения законодательства. В результате органом местного самоуправления приняты меры по своевременному исполнению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.
Не менее острой для регионов Южного федерального округа, как и для других субъектов Федерации, является проблема наращивания организациями, занятыми в жилищно-коммунальной сфере, задолженности перед поставщиками энергоресурсов. Так, в прошедшем году по причине наличия такой задолженности у теплоснабжающих организаций допущены случаи неправомерного ограничения поставки тепла и горячей воды добросовестным потребителям в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях. По представлениям и искам прокуроров подача коммунальных ресурсов была возобновлена.
К примеру, ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" в апреле 2014 года была ограничена подача газа на котельные МУП "Таганрогэнерго" со ссылкой на наличие у последнего задолженности за потребленный газ, что повлекло отключение от горячего водоснабжения 17 многоквартирных домов и 3 детских садов. По иску прокуратуры г. Таганрога суд действия газоснабжающей организации и муниципального предприятия признал незаконными, горячее водоснабжение восстановлено.
В целях недопущения подобных фактов необходимо своевременно устанавливать причины роста задолженности коммунальных организаций и требовать их устранения. В большинстве случаев таковыми являются ненадлежащая организация производственной деятельности предприятий, неэффективное использование материальных ресурсов, а также непроведение должной претензионно-исковой работы с потребителями. Однако указанные упущения, если они не сопряжены с неправомерным распоряжением денежными средствами и имуществом организаций, лежат в плоскости их финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем возникает проблема определения пределов прокурорского вмешательства.
Представляется, что, если речь идет об организациях жилищно-коммунальной сферы, основанных на государственной или муниципальной форме собственности, - государственных и муниципальных предприятиях, следует давать оценку исполнения их руководителями требований ст. 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", возлагающей на соответствующих лиц обязанность действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. При этом от государственных органов или органов местного самоуправления как от собственников имущества необходимо требовать надлежащего исполнения полномочий по контролю за деятельностью унитарных предприятий и использованием по назначению и сохранностью их имущества, предусмотренных ст. ст. 20 и 26 названного федерального закона.
К примеру, прокуратурой Волгоградской области установлено, что руководитель МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", имеющего задолженность перед поставщиками ресурсов в размере 3 млрд. руб. по итогам рассмотрения в областном арбитражном суде дел о взыскании с управляющих организаций долгов за поставленные коммунальные услуги, в нарушение названных норм заключил мировые соглашения о рассрочке исполнения этих обязательств на 2 - 2,5 года. Администрация г. Волгограда, в свою очередь, руководству предприятия давала противоречившие его экономическим интересам указания о ненаправлении исполнительных документов о взыскании задолженности для исполнения в службу судебных приставов. По результатам рассмотрения представлений, внесенных прокуратурой области руководителю предприятия и главе муниципалитета, приняты меры к устранению нарушений закона. Кроме того, следственным органом по материалам, направленным прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, проводится проверка для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц администрации города и МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", допустивших образование у предприятия столь значительной задолженности.
Серьезную угрозу бесперебойному предоставлению качественных коммунальных услуг гражданам также представляют ветхость инженерных сетей и оборудования, эксплуатируемого организациями жилищно-коммунальной сферы, невыполнение необходимых мероприятий по их модернизации.
Распространенная форма надзорных мероприятий на этом направлении - проведение совместно с органами государственного контроля и надзора проверок исполнения законодательства о промышленной, пожарной безопасности, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и т.д. По итогам таких проверок зачастую в отношении организаций, не обеспечивших соблюдение обязательных требований в названных сферах, применяется такая мера реагирования, как возбуждение дела об административном правонарушении.
При этом не всегда соблюдается требование п. 13 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" о необходимости оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора. В частности, прокуроры не учитывают, что уплата организациями назначенных многотысячных штрафов отвлечет денежные средства, необходимые для приведения этих объектов в надлежащее состояние. В связи с этим необходимо взвешенно подходить к решению вопроса о выборе мер реагирования в отношении указанных организаций, не допустив таких негативных последствий для потребителей коммунальных ресурсов, как, например, отсрочка начала отопительного сезона в жилом фонде и на объектах социальной сферы.
Актуальность темы определяется высокой значимостью эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства для страны и общества, низким уровнем соблюдения законности в данной, высокой государственной и общественной потребностью в обеспечении надлежащего режима законности в системе ЖКХ. Прокуратура преследует цель обеспечения реализации гражданами гарантированных прав и законных интересов граждан, недопущение прекращения оказания коммунальных услуг или оказания таких услуг ненадлежащего качества.
Анализ состояния законности показывает, что при значительном финансировании, модернизации жилищно-коммунального комплекса, органами государственной власти, органами МСУ, товариществами собственников жилья, иными управляющими организациями и подрядчиками повсеместно допускаются нарушения порядка расходования предоставляемых из бюджетов всех, некачественное выполнение работ и завышение их объемов, использование финансовой поддержки государства не по целевому назначению.
В процессе организации работы на рассматриваемом направлении прокурорам следует обеспечить эффективное взаимодействие с контролирующими и правоохранительными органами, органами власти на местах и общественностью при осуществлении надзора в указанной сфере. Наладить обмен оперативной, статистической и иной информацией. Практиковать проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний. Необходимо на постоянной основе проводить с подразделениями правоохранительных и контролирующих органов (МВД, ФСБ, ФТС, ФНС России, Росфинмониторинга и др.) сверки по материалам, содержащим сведения о правонарушениях в рассматриваемой сфере.
При проведении надзорных проверок прокурорам рекомендуется привлекать специалистов из территориальных подразделений ФАС России, Росимущества, ФНС России, Росфиннадзора, региональных органов контроля в области промышленности, энергетики и др.
При проведении проверки исполнения законодательства ресурсоснабжающими и иными организациями коммунального комплекса, в том числе управляющими компаниями, следует дать оценку: фактам банкротства, ликвидации, наличию кредиторской задолженности указанных организаций, ее объемам и причинам образования, законности и обоснованности расходов управляющих компаний на собственное содержание, целевому использованию управляющими компаниями средств граждан, фактам самоуправного установления различного рода дополнительных платежей, законности и обоснованности перечисления управляющим компаниям дотаций на выполнение работ по техническому содержанию жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных, случаям перечисления денежных средств на счета физических лиц, приобретения материалов и коммунальной техники за рубежом, привлечению в качестве подрядчиков или субподрядчиков аффилированных организаций и др.
В рамках осуществления системного прокурорского надзора с привлечением органов финансового контроля, специалистов в области ценообразования и строительства, а также сотрудников правоохранительных органов на постоянной основе проводить проверки использования бюджетных средств.
Практика прокурорского надзора позволяет определить типичные нарушения законодательства в сфере ЖКХ, характерные для всех субъектов РФ. Так, нарушения закона при расходовании денежных средств, большая часть которых выделяется из бюджетов различных уровней, допускаются практически на всех этапах их использования, включая размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, проведение, приемку и оплату строительных и иных работ, осуществление контроля за целевым использованием данных средств. Это создает условия для коррупционных проявлений и в значительной степени ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов. Распространены факты хищений в сфере ЖКХ путем оплаты фактически невыполненных работ либо, несоответствия объемов и стоимости выполненных работ указанным в контрактах.
В деятельности управляющих компаний и коммунальных организаций повсеместны случаи криминального посягательства на денежные средства, уплаченные гражданами за жилищно-коммунальные услуги.
Продолжают выявляться факты преднамеренного банкротства коммунальных организаций. Например, в результате прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве предприятия, осуществляющего поставку тепловой энергии для нужд населения. Имея значительную задолженность перед ресурсоснабжающей организацией за газ, руководство указанного предприятия заключило договоры о продаже оборудования и других основных средств заинтересованным лицам, занизив их стоимость в несколько раз.Нередко организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, халатно относятся к выполнению своих обязанностей не обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, внутридомового инженерного оборудования, помещений общего пользования, лифтов, а также уклоняются от проведения ремонтных работ.
Одним из условий обеспечения законности в сфере ЖКХ является осуществление качественного государственного и муниципального контроля уполномоченными органами, однако и в их деятельности выявлен ряд нарушений законодательства. Прокурорам следует давать принципиальную оценку случаям уклонения должностных лиц государственных жилищных инспекций от разрешения поступивших обращений, неполноты проведения таких проверок. Надзор за законностью использования финансовых ресурсов в сфере ЖКХ, а также защита и восстановление прав граждан при установлении тарифов в данной области должны находиться под постоянным контролем органов прокуратуры. Используя весь имеющийся арсенал мер прокурорского реагирования, добиваться реального устранения выявленных нарушений, во всех случаях рассматривать вопрос о привлечении виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности. При обнаружении в ходе проведения проверок признаков преступлений незамедлительно направлять в порядке ст. 37 УПК РФ материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
Прокурорам на местах следует учитывать особую общественную значимость и приоритетность надзора за исполнением законодательства на рассматриваемом направлении. Должная организация надзорной деятельности, эффективное взаимодействие с органами власти, местного самоуправления, а также контролирующими и правоохранительными органами позволят обеспечить функционирование жилищно-коммунального комплекса и в значительной степени повысить влияние прокуроров на состояние законности в этой сфере.
На проведенном совещании Генпрокурором страны Юрием Чайка в Ставрополе, на котором рассматривались вопросы исполнения законодательства в сфере ЖКХ, был составлен четкий план действий органов прокуратуры по защите интересов потребителей коммунальных услуг. Юрий Чайка заявил, что общий ущерб от криминальных действий в жилищно-коммунальной сфере оценивается в 34 млрд руб. в связи с чем,было предложено ужесточить контроль за формированием тарифов и реакцией местных властей на жалобы людей. К примеру, в начале 2014г. в Пензенской области вынесен приговор по делу о хищении 4,7 млн. рублей, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов, когда директор управляющей компании по обслуживанию многоквартирных домов договорился с генеральным директором строительной организации о совместном хищении денежных средств, выделенных в 2009 году на проведение капитального ремонта домов в селе Чемодановка Пензенской области в рамках реализации Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Прокурорский надзор в сфере ЖКХ ориентирован, прежде всего, на защиту прав ветеранов, пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, участников долевого строительства, граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда. Например, в Липецкой области действует областная адресная программа от 26 апреля 2013 г. N 210 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 – 2017 годы", которой предусмотрено расселение 272 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.В начале 2014 года успешно реализован проект «горячая линия» по вопросам ЖКХ. Ежедневно на ее телефон поступало до 100 звонков от граждан, недовольных работой управляющих жилищных компаний. К примеру, к Грязинскому межрайонному прокурору по "телефону доверия" обратился гражданин по вопросу нарушения его права на получение жилья по договору социального найма, т.к. дом располагался на расстоянии менее 9 м от железнодорожных путей, что вызывает постоянную вибрацию здания и его постепенное разрушение. По инициативе прокуратуры было проведено обследование дома независимыми экспертными организациями, и в конечном итоге, прокурор в судебном порядке добился справедливости.