На автомобиле в европу. В Европу на колесах: как поехать за границу на автомобиле
/ В Шенген на автомобиле /
Пожалуй, нет путешествия лучше, чем посещение Европы на собственном автомобиле. Сплошная свобода передвижений без привязки к группам, самостоятельный выбор отелей, музеев, объектов. В общем, никаких четких рамок.
Планируя путешествие в Шенген на авто нужно учесть некоторые нюансы при планировании тура и сборе документов, необходимых для оформления визы и страхового полиса.
Если путешествие планируется в несколько стран, то перед подачей пакета документов на получение визы нужно определиться в посольство какой страны это сделать. В этом случае можно руководствоваться несколькими правилами: основная страна пребывания, либо первая страна въезда в Шенгензону. Страна, в которой автотурист находится большее количество времени, является основной или главной, именно в посольство этой страны и нужно подавать пакет документов для открытия визы. Если основную страну выделить невозможно из-за одинакового времени пребывания в разных странах, то документы подаются в страну Шенгензоны, граница которой будет пересекаться первой.
Конечно, имея на руках действующую визу, перемещение по Шенгенской зоне будет свободным, но возможны проверки по срокам пересечения границ стран, лучше их соблюдать. Рекомендуем так же автотуристам сохранять чеки и другие документы, подтверждающие время пребывания на территории определенной страны, которые могут быть полезны в спорных ситуациях.
Нужно учесть и тот фактор, что собираясь в путешествие на своем автомобиле, при подаче документов в посольство для открытия визы нужно будет дополнительно предоставить копии водительских прав, техпаспорта и документов о владении автомобилем и страховой полис Green Card (Зеленая карта). Так же нужно подать ориентировочный маршрут с указанием количества дней пребывания в стране и предоставить подтверждение бронирования отелей по пути следования.
Отдельное внимание уделите водительским правам, они должны соответствовать международному образцу. Если на правах присутствует надпись Permis de conduire на французском языке, то в странах Шенгензоны ваши права действительны.
На случай ДТП в Европе страховой полис Грин Кард покрывает страховые расходы потерпевшей стороны. Зеленую карту легко оформить в любой страховой компании. На стоимость оформления Зеленой карты влияют категория транспортного средства, территория действия полиса и продолжительность действия страховки.
Полис Green Card предьявляется пострадавшим в ДТП участникам или прибывшему на место происшествия представителю власти. После этого, информация передается в страховую компанию, которая занимается вопросом о возмещении убытков пострадавшей стороне.
Перед путешествием в Европу дополнительно ознакомьтесь с особенностями правил дорожного движения в запланированных странах пребывания.
Если вы собрались путешествовать по территории Шенгенского соглашения на автомобиле или хотите проехать через Шенген транзитом, вам нужна обычная шенгенская виза. В первом случае - мультивиза, во втором - транзитная. При этом придется предъявить в консульство той страны, визу которой вы хотите получить, ряд дополнительных к обычному списку документов.
Для начала надо составить план поездки - так называемый маршрутный лист: даты и места посещения, и ночлега . Он никак не регламентирован и составляется в свободной форме, но из него должно быть понятно, сколько дней вы проведете в каждой стране. Вот так, например, выглядит бланк маршрутного листа на сайте австрийского консульства. В тех местах, где вы планируете остановиться на ночь, надо забронировать отель (подтверждение брони потребуют в консульстве). В маршрутном листе указываются: страна и город расположения отеля, название отеля, включая его полный адрес и телефон, даты остановки в отеле.
Выбирая отель, поинтересуйтесь наличием парковки:
а) ее может не быть вовсе;
б) она есть, но платная;
в) ее тоже надо бронировать заранее.
Если вы путешествуете на своем автомобиле, следует подготовить водительское удостоверение международного образца (копия), свидетельство о регистрации транспортного средства (копия), доверенность на автомобиль с фразой «с правом выезда за предел РФ», если машина зарегистрирована не на вас (копия). Если вы арендуете машину, приложите договор с компанией по прокату автомобилей, в котором должна быть указана возможность выезда на нем в страны ЕС.
Желательно также представить в консульство международную страховку транспортного средства (копию) - так называемую Green Card.
Все остальные документы для получения визы - по стандартному списку: действующий загранпаспорт, медицинская страховка, доказательство финансовой состоятельности (справка с работы и/или выписка с банковского счета), заполненная анкета и копии страниц общегражданского паспорта. При этом правила получения визы при путешествии на машине совершенно те же, что при авиаперелете. Если это транзит, то идти за визой нужно в консульство той страны, где вы планируете пробыть наибольшее количество дней, или той страны, через которую вы будете въезжать в зону Шенгена. Транзит дают на столько дней, на сколько расписан маршрутный лист. Если вся поездка планируется внутри шенгенской зоны, визу дает страна наибольшего пребывания. Если в каждой стране планируется провести по одинаковому количеству дней - страна первого въезда.
Автомобилист должен быть готов к тому, что на пересечение границы он может потратить от получаса до нескольких часов в зависимости от загруженности КПП и наличия вещей, которые надо декларировать. Нужно иметь в виду, что если путешественник едет с маленьким ребенком (до трех лет) через Белоруссию, он может сократить время прохождения границы. «В законодательстве страны есть прямое указание, что при пересечении границы с детьми до трех лет вы имеете право на прохождение границы без очереди», — говорит руководитель отдела судебной работы юридического департамента УК «Авилон»Татьяна Максимова.
При поездке через Финляндию время прохождения границы можно оптимизировать, воспользовавшись поездом с автомобильной платформой, который ходит по маршруту Москва — Хельсинки. Поездку с машиной на поезде Роман Бобылев считает более комфортной, так как таможенный досмотр и проверку документов можно пройти прямо во время поездки. Стоимость перевозки — от €210 в зависимости от веса. С августа 2013 года на эту сумму можно получить скидку, которая зависит от количества пассажиров, типа вагона, в который взят билет, а также наличия детей от шести до 17 лет. Чем дороже пассажирский билет, тем больше можно сэкономить (до 50%).
Перевозка автомобилей в поезде Москва — Хельсинки (Фото: finnish.ru)
Какие документы оформлять
Отправляясь за границу, автопутешественник должен собрать пакет документов, необходимых любому туристу. К ним относятся: виза, загранпаспорт, медицинская страховка. «Как правило, автопутешественники — это люди, которые едут в Европу уже не первый раз, и у многих из них есть открытая шенгенская виза», — говорит Роман Бобылев.
Если действующей визы нет, для ее оформления турист должен предоставить в визовый центр помимо стандартных брони отеля, справки о доходах и медстраховки несколько дополнительных бумаг. Речь идет о документах на машину, международном полисе ОСАГО («Зеленая карта»), а также маршрутном листе будущего путешествия. «Оформлять визу нужно либо в ту страну, где человек планирует провести больше времени (для этого нужен маршрут поездки), либо в страну въезда», — поясняет председатель Всероссийского объединения туристов Дмитрий Давыденко.
На многих форумах, посвященных автопутешествиям, советуют оформить международные водительские права (госпошлина за оформление составляет 1600 руб). «В странах, присоединившихся к Венской конвенции дорожного движения, признают российские права. В странах, подписавших только Женевскую конвенцию о дорожном движении, можно водить автомобиль только с международным удостоверением», — говорит руководитель Kaminsky Driving Academy Александр Каминский. К последним, по его словам, относятся Албания, Андорра, Ирландия, Исландия, Нидерланды, Кипр, Мальта, Турция.
Однако Роман Бобылев говорит, что для посещения большинства стран Европы, независимо от того, к какой конвенции они присоединились, достаточно будет иметь на руках национальное удостоверение. Главное, чтобы данные водителя дублировались на латинице.
Страховка на случай ДТП
Чтобы пересечь границу, автопутешественник должен иметь «Зеленую карту». «Международный полис страхования гражданской ответственности является обязательным условием въезда на территорию стран Европы и других, включая страны СНГ. Это международное ОСАГО», — говорит руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
Минимальный срок действия договора страхования «Зеленая карта» — 15 дней. Также можно приобрести договор на один месяц и далее помесячно вплоть до одного года. Страховые тарифы по российским «Зеленым картам» устанавливаются Российским союзом автостраховщиков (РСА) и зависят от срока страхования, типа транспортного средства и территории покрытия («Все страны системы» либо «Белоруссия, Украина, Молдавия и Азербайджан»). Стаж и возраст водителя на цену полиса не влияют. По состоянию на 15 ноября 2017 года стоимость страховки на 15 дней для легкового автомобиля составляет 2,32 тыс. руб., на год — 21,07 тыс. руб.
Если за время путешествия автовладелец станет участником ДТП и будет признан его виновником, то возмещение ущерба ляжет на страховую компанию, говорит Денис Макаров. А чтобы получить компенсацию, если путешественник является пострадавшей стороной, он должен самостоятельно обращаться в страховую компанию виновника аварии. Средние суммы возмещения ущерба зависят от страны, где произошло ДТП. «Так, по имуществу размер средней выплаты составляет €1,5 тыс. для Белоруссии, €5 тыс. для остальных стран системы; а по жизни и здоровью — €10 тыс. для Белоруссии, Украины, Молдавии, € 38 тыс. для остальных стран», — пояснили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА).
Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»
Если страховка у виновника аварии отсутствует или его личность не установлена, нужно обратиться в местное бюро «Зеленой карты» за информацией о возможности получения выплаты из гарантийного фонда страны ДТП. Контактные телефоны указаны на оборотной стороне полиса.
Некоторые страховые компании могут расширить зону покрытия действующего полиса каско на территорию других стран. Но «Зеленую карту» полис каско заменить не сможет, так как не страхует ответственность водителя.
К каким тратам готовиться
По мнению Романа Бобылева, путешествие на машине нельзя назвать экономным вариантом, так как в дороге туристу приходится совершать много трат, в первую очередь для обслуживания автомобиля. Самой дорогой статьей расхода многие путешественники считают топливо. По данным сайта autotraveler.ru , по состоянию на ноябрь 2017 года бензин АИ-95 среди зарубежных стран дешевле всего в Белоруссии (€0,54 за литр). Из стран ЕС в пятерку стран с самым дешевым бензином входят Македония, Румыния, Польша, Болгария, Андорра: здесь литр 95-го бензина стоит от €1,06 до 1,12. Самые дорогие — Португалия, Нидерланды, Исландия, Италия, Норвегия (€1,54-1,71 за литр). В России сейчас средняя цена бензина АИ-95 на АЗС составляет €0,59. Стоимость дизеля, которая в России составляет €,56 за литр, в Европе варьируется от €0,88 (Македония) до €1,61 (Норвегия).
Платные дороги — еще один страх неопытных путешественников. Требования оплаты проезда разнятся. «Например, во Франции нужно будет платить за проезд на пропускных пунктах, в Чехии и еще некоторых странах — покупать на лобовое стекло специальную наклейку (виньетку), с которой можно будет ездить в течение определенного промежутка времени», — говорит генеральный директор «АвтоСпецЦентр KIA Каширка» Сергей Ворновский.
Виньетка используется в девяти странах Европы: Австрии, Болгарии, Венгрии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Швейцарии. Купить ее можно на большинстве заправок, в магазинах или специальных будках вдоль трасс. Период, на который можно приобрести виньетку, и ее цена различаются в зависимости от страны. Но в среднем недельный «пропуск» стоит €10, на месяц — около €20. За отсутствие виньетки предусмотрен штраф, который достигает €250 в некоторых странах. Но платные трассы зачастую можно объехать по более живописным бесплатным дорогам.
Кое-где, например в Австрии, Германии, Италии и Норвегии, взимают еще и плату за проезд некоторых мостов и тоннелей. За один из самых дорогих вариантов — проезд по Монбланскому тоннелю между Италией и Францией — придется заплатить пошлину от €42,4 в одну сторону (при въезде с французской стороны) и €43,1 (при въезде с итальянской).
«Есть специальные программы, в том числе и в интернете и в гаджетах, которые позволяют просчитать приблизительные затраты на бензин, исходя из расстояний. Указав километраж, расход бензина на 100 км, а также стоимость топлива, вы получите ориентировочную сумму, которую необходимо заложить в предстоящее путешествие», — советует Александр Каминский.
Сергей Ворновский напоминает, что платные дороги есть далеко не во всех странах Шенгенской зоны. Например, бесплатно можно перемещаться по Германии, Голландии, Дании, Финляндии, Швеции и Бельгии.
Фото: Андрей Кекяляйнен / Lori
Еще одним пунктом расходов может стать плата за парковку (может составлять от €0,5 до 2,5 за час), если нет бесплатной. Можно сэкономить, изучив парковочную схему городов, где планируются остановки. Во многих городах есть перехватывающие парковки на въезде с низкими тарифами и бесплатным проездом на общественном транспорте от парковки до центра города и обратно.
Советы от путешественников
Огнетушитель, трос, запасной комплект лампочек для фар, жилет со светоотражающими полосками, провода для «прикуривания», противооткатный упор, запаска, набор инструментов — этот комплект, по мнению опытных путешественников, лучше держать с собой в багажнике автомобиля.
«Я также советую возить с собой хотя бы одну запасную канистру жидкости для омывателя стекла и жидкость для мытья стекол с пульверизатором. Это особенно полезно летом, когда после каждого перегона машины приходится оттирать сотни разбитых об лобовое стекло насекомых», — говорит Александр Каминский.
По его словам, многие возят с собой канистру с топливом, так как в некоторых странах заправки находятся на большом расстоянии друг от друга. «Например, в Скандинавии порой просто можно проехать несколько сотен километров и не встретить ни одной заправки», — говорит он.
Также бывалые автопутешественники советуют уточнить, в каких странах можно ездить на шипованной резине, если речь заходит о зимней поездке. В большинстве стран шипы разрешены в период с ноября по март. Цепи должны применяться, если на это указывает соответствующий дорожный знак. В этом случае шины с шипами также должны быть оборудованы цепями. В Болгарии, Боснии и Герцоговине, Черногории, Чехии, Хорватии, Словении, Словакии, Сербии, Румынии, Португалии, Польше, Македонии и Германии шипы запрещены, однако в зимний период в багажнике транспортного средства обязательно должны лежать цепи противоскольжения и лопата.
Также в Европе запрещены антирадары. За наличие такого устройства в машине можно получить штраф (примерно €100) прямо на границе.
В «шенген» на автомобиле
Огромное количество наших соотечественников, получающих шенгенскую визу, выбирают путешествие на автомобиле. В этом нет ничего необычного, однако подобный подход к поездке предполагает ряд особенностей: как в подаваемом в посольство или визовый центр пакете документов, так и в дальнейших действиях путешественника.
Какие нужны документы автомобилисту?
Начнем с простого, с необходимых бумаг. Заявитель должен подать в посольство:
- загранпаспорт, действительный минимум 3 месяца с даты возвращения;
- старые загранпаспорта (если есть)
- паспорт гражданина РФ;
- 2 цветные фотографии 3,5х4,5 см, без уголков;
- анкета на получение шенгенской визы;
- справка с места работы с указанием должности и величины заработной платы;
- выписка с банковского счета с наличием средств для поездки (минимум 50 евро на человека в сутки);
- бронь жилья на весь период путешествия;
- международный медицинский страховой полис с покрытием от 30000 евро.
Все это стандартно для любого типа визы (туристической, гостевой, деловой и т.п.) и почти всех групп населения (предприниматели, например, вместо справки с работы подают документы ИП). Однако если обычно путешественники должны показать бронь на самолет или поезд, то автомобилисты вместо этого подают данные об автомобиле, на котором будет совершаться поездка:
- техпаспорт транспортного средства;
- водительское удостоверение международного образца;
- страховой полис типа Green Card;
- доверенность на автомобиль с отметкой «с правом выезда за пределы РФ» (если заявитель не является владельцем машины; для такой доверенности лучше иметь заверенный нотариально перевод - это в большей мере нужно не для визы, а для возможных проверок дорожной полиции).
Помимо этого желательно составить маршрут путешествия, с указанием ключевых точек поездки и мест ночевки. В последней ситуации понадобится бронь гостиниц или кемпингов (если берете палатку), указание про «ночлег в автомобиле» не подойдет. Да, отклонения допустимы, жестко контролировать никто не будет, однако наличие маршрута положительно повлияет на решение о выдаче визы в «шенген».
Важные особенности
Помимо подготовки и оформления документов нужно учесть целый ряд нюансов.
- Возьмем, к примеру, сроки пребывания в Шенгенской зоне. При обычном путешествии все просто: есть билеты туда-обратно, есть даты. Однако автомобилистам лучше подавать в визовый центр заявку с запасом в пару дней как на въезд, так и на выезд. В дороге все может случиться, машина может поломаться, вы можете заблудиться, попасть в пробки в конце концов - а опоздание на границу при выезде даже на пару часов повлечет кучу проблем!
- Также стоит учесть соответствие автомобиля местному законодательству. Например, из-за чрезмерной тонировки, спортивного глушителя или несезонных шин вас могут элементарно не пропустить пограничники - несмотря на наличие визы! Потому этот вопрос уточните заранее.
- Ну, а едва ли не самый интересный вопрос - это визу какой страны получать. Как правило, отправляющиеся на том же самолете о таком даже не задумываются: получили визу в Германию, прилетели в Германию, попутешествовали и улетели из Германии - виза погашена по стране получения. Однако автомобилист из России попасть в ту же Францию или Италию может только через транзитные страны. И соответственно отметки о въезде и выезде из Шенгенской зоны будут, допустим, польские - но никак не французские или итальянские.
- В принципе, проблемы тут нет. Однако нужно быть готовым к тому, что в будущем, при следующем оформлении шенгенской визы, у сотрудников посольства наверняка возникнут вопросы: а были ли вы собственно в той стране, куда подавали прошение? Вывод: для таких ситуаций стоит сохранить чеки из этого государства, билеты на местный транспорт, квитанции из отелей или иные подтверждения (да хотя бы фотографии!), которые вы и приложите к вашим документам для следующей визы.
А чтобы избежать подобных ситуаций (или уменьшить их эффект), стоит запомнить два правила: правило страны преимущественного пребывания и правило первой страны. Они очень просты.
- Первое правило гласит: визу стоит запрашивать в том государстве, где вы проведете большую часть времени. Например, по Польше, Германии и Бельгии вы едете по 2 дня туда и по 2 дня обратно, а 5 дней проведет во Франции. Значит, визу стоит получать во французском посольстве (другие государства транзитные).
- Ну, а если вы везде будете примерно одинаковое количество времени, стоит открывать визу в государстве въезда в Шенгенскую зону - это и есть правило первой страны.
Хотите быть на 100% уверены, что правильно подготовились к поездке в Шенгенскую зону на автомобиле? Обращайтесь в нашу компанию - наши специалисты расскажут в деталях обо всех этих тонкостях, а также многом другом!
Добрый день! Планируем с мужем через месяц поехать в Европу на своей машине. Планируем посетить страны Шенгена. Подскажите, какие документы нам надо сделать? Еще хотелось узнать, нужно ли брать какие-то бумаги с собой?
Елизавета Стакова
Здравствуйте!
Чтобы приехать в страну Шенгена на собственной машине или на авто, взятом в аренду, для получения шенгенской визы нужно предоставить обязательный пакет документов:
- водительские права международного образца (копию),
- документы на машину (паспорт транспортного средства),
- полис гражданской ответственности автомобилистов международного образца.
Такую «грин карту» можно оформить у российского страховщика.
Как правило, ее выдают за 30 дней до запланированного посещения европейской страны. Цена такой карты напрямую зависит от списка стран, в которых она действует и категории авто. Также с собой нужно взять документы (выписки, распечатки) с информацией о месте и дате проживания в чужой стране. Такую информацию могут потребовать на границах.
Чтобы подготовить автомобиль к заграничной поездке, придется купить светоотражающие жилеты по числу участников пробега. Только в них можно будет выйти на дорогу в случае, если машина сломается. Также стоит заранее снять со стекол тонировку.
Приятного путешествия! Надеемся, что сумели ответить на Ваш вопрос!