Криминологическая характеристика преступников.
6.2. Криминологическая характеристика личности преступника
Познание личности преступника неосуществимо без исследования ее структуры.
Криминолог В. Д. Малков в структуре личности преступника акцентирует биофизиологические, общественно-демографические и общественно-ролевые, морально-психические, уголовно-законные и криминологические элементы.
Итак, структура личностной характеристики преступника выглядит следующим образом: 1) социально-демографические признаки; 2) потребностно-мотивационная сфера (потребности, интересы, мотивация преступного поведения); 3) ценностно-нормативная сфера сознания (взгляды, убеждения, установки, ценностные ориентации, направленность); 4) социально-ролевая или функционально-отношенческая характеристика.
Все указанные качества, свойства, признаки и социальные связи личности преступника находятся во взаимодействии и только в своем неразрывном единстве позволяют создать «портрет» преступника.
К биофизиологическим признакам принадлежат положение самочувствия, в особенности физиологической конституции, естественные качества нервной системы.
Социально-демографическая подструктура включают такие особенности как возраст, пол, национальность, семейное положение, социальное положение, образование, государственную и общественную принадлежность, степень материальной обеспеченности.
Сами по себе составляющие ее признаки (пол, возраст, социальное положение, род занятий, образовательный уровень, материальные и жилищные условия, место проживания и т. д.) не характеризуют лицо как преступника. Однако в сочетании с другими признаками позволяют выявлять определенные связи и зависимости, имеющие значение для уяснения наиболее полного «портрета» совершившего преступление, создание условий для его исправления:
а) Характеристика пола лиц, совершивших преступление, свидетельствует о стойком и значительном преобладании среди преступников доли мужчин. Так, длительное время состояние женской преступности был в несколько раз меньше соответствующих показателей преступности мужчин, составляя 10-15 % всей преступности в стране. В настоящее время выявлена закономерность небольшого роста женской преступности (до 4 % ежегодно) и увеличения (до 17-18 %) доли женщин в структуре выявленных преступников. Таким образом,в женской преступности отсутствует четкая тенденция к ее снижению или росту, но значительно возросла тяжесть, жестокость и безмотивность преступлений.
б) Возрастная характеристика позволяет сделать вывод о наибольшей криминогенности лиц в возрасте 18-29 лет, доля которых среди осужденных составляет 42,6 %. Следующий наиболее криминогенный возраст - 30-39 лет - 34,3%. От возраста преступника зависит и характер преступлений. Такие преступления, как кражи, хулиганство, изнасилования, причинения различной тяжести вреда здоровью, чаще всего совершаются лицами в возрасте от 14 до 25 лет, преступления же в сфере экономики совершаются, как правило, лицами более зрелого возраста.
Годы - в данном случае «качественно определенный период развития личности, с присущими ему особенностями восприятия человеком окружающего мира». С возрастом меняются общественные функции человека, привычки, характер, способы реагирования на остроконфликтные и непростые условия. Неблагоприятные семейные взаимоотношения и нелегкое материальное положение зачастую оказывают влияние на преступное поведение и при стечении установленных обстоятельств содействуют совершению правонарушений.
в) Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. Замечено, что в большинстве случаев семья оказывает положительное воздействие на лиц, совершивших преступление. Определенным образом оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.
Наиболее изученным в криминологии являются положения о влиянии семейного воспитания на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей, влияние семейных конфликтов на бытовую преступность.
В целом распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля.
г) Социальное положение и род занятий свидетельствуют о распространенности отдельных видов преступлений среди определенных социальных слоев и групп населения. В 2014 году выявлено 1000,1 тыс. лиц, совершивших преступления (-1,2%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода и ранее судимых лиц вырос 65,7 % в январе-декабре 2013 года дл 65,8 %. Почти каждое второе (53,7 %) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье (29,9%) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцатое (5,0%) – несовершеннолетними или при их соучастии .
д) Образовательно-культурная характеристика позволяет выявить зависимость преступного поведения от уровня образования и интеллектуального развития, а также определить круг интересов и потребностей лиц, совершивших преступления. Статистика свидетельствует, что образовательный уровень преступников не имеет, как ранее, тенденции к росту. В то же время доля лиц, имеющих высшее, нез. высшее и ср. специальное образование, выросла на 3,1%. Лица с низким образовательным и интеллектуальным уровнем чаще совершают корыстные, корыстно-насильственные преступления, преступления против личности. Должностные, хозяйственные преступления, как правило, совершают лица, имеющие высшее или ср. специальное образование.
«Образование представляется значимой общественной чертой преступника. Оно благотворно влияет на развитие личности, развитие ее мировоззренческих и нравственных установок. Безусловно, нет прямой зависимости между степенью образования и формой поведения. Тем не менее степень образования проявляет воздействие на правосознание и на способность выбора того либо другого вида поведения». Так, например, низкий уровень образования имеет возможность затруднить выбор человеком приемлемых вариантов действия в непростой жизненной ситуации .
е) К морально-психологическим характеристикам следует отнести взгляды, ценностные ориентации, актуальные устремления, расположение к общепризнанным меркам этики.
Важнейшим признаком, описывающим моральный образ личности преступника, представляется его отношение к антиценностям.
ж) Уголовно-правовой элемент необходимо расценивать как более значительный в понимании личности преступника. Именно уголовно- правовая оценка отображает уровень деформации личности, ее особенные качества, дает возможность установить более значительные особенности правонарушителей. «К их числу принадлежат: характер абсолютного правонарушения, роль при совершении правонарушения, данные о прошлой криминальной деятельности, направленность и мотивация преступных действий, длительность и интенсивность преступной деятельности, степень подготовленности к преступлению, отношения к преступным последствиям, наличие судимости». Данные о судимости могут охарактеризовать устойчивость антиобщественной направленности поведения, мнений, умений, привычек, проявляющихся наиболее активно в повторном совершении правонарушения.
В целом описывая индивидуальность преступника, необходимо отметить, что она не различается от личности существованием либо отсутствием каких-либо элементов в своей структуре. Отличие обнаруживается в существе данных элементов у не преступников и преступников. Убеждения, круг интересов, потребности и привязанности преступников базируются в противообщественной ориентированности, что выступает общей причиной совершения определенных правонарушений.
При проведении этого изучения разумно обратить внимание на процесс развития преступников. Согласно мнению специалистов в этой области «преступники несколько по-другому видят окружающий мир». «Их основной чертой становится непрерывное желание к самоутверждению, к самоприятию, защите себя, собственного Я, отстаиванию своего места в жизни ». Самоутверждение нередко совершается за счет сокращения статуса другого человека, его оскорбления и в том числе и уничтожения. Собственно подобные люди очень расположены к совершению преступлений. Им свойственна внутренняя несвобода, неосновательная беспокойность. Данные характерные черты появляются вследствие негативного развития личности, начиная с младенческих лет. Процедура социализации начинается с раннего возраста.
В ходе развития личности в сознании человека вырабатывается реакция, в силу которой он непроизвольно уходит от социально неразрешенного действия.
В раннем возрасте - это одобрение или не одобрение отца с матерью. Позже - преподавателей, школьных друзей, других референтных групп. Устоявшаяся привычка - избегать неправильного поведения предостерегает стремление избрать криминальный способ достижения цели.
Как правило, на деформацию ранней социализации оказывает влияние отсутствие положительного воздействия, появление опасности развития криминогенного запала. Вследствие этого семейное воспитание представляет первостепенную роль в развитии личности преступника.
Исследование семьи и ее влияния на развитие личности преступника показало, что зачастую причину совершения преступления обусловливает психическое влияние, оказываемое старшими на несовершеннолетних, членами семьи друг на друга. «Родители, обеспечивающие малыша отдельной комнатой, множеством игрушек, оплачивающие его занятия в секциях, кружках и тем ограничивающие собственное воспитательское влияние, создают неисправимую ошибку ». Нередки эпизоды, когда дети из таких по внешнему виду благоприятных семей свершают кражи, разбои и иные деяния, которые невозможно объяснить корыстью.
Научное и практическое значение криминологической характеристики личности преступника состоит в том, что она позволяет на статистическом уровне выявить наиболее встречающиеся черты, свойства, социальные связи, определить степени их типичности и на основании этого объяснять, прогнозировать и предупреждать преступное поведение.
Изучение личности преступника предполагает исследование видов социальных характеристик, которые помогают выяснить все её структурообразующие элементы. Система этих социальных характеристик включает:
Уголовно-правовую
Социально-демографическую
Социально-психологическую
Индивидуально-психологическую характеристику.
Уголовно правовая характеристика. Она основывается на уголовно-правовых категориях, таких, как вид, характер и степень тяжести совершённого преступления, соучастия, совершение преступления впервые или повторно, длительность преступной деятельности, форма вины, вид и размер назначенного наказания. В последнее время стали выделять некоторые новые черты личности преступника, указывающие на его принадлежность к группировкам воров в законе, лидерам и активным участникам преступных сообществ, к числу профессионально действующих преступников и др.
Социально-демографическая характеристика. Она предоставляет информацию о социальном статусе, множестве связей и социальных ролей, которые определяют личность преступника как субъекта и объекта общественных отношений. Поэтому Социально-демографические свойства являются существенным компонентом обобщённого представления о личности преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики.
а) Пол. Соотношение женщин и мужчин среди преступников составляет, в среднем 1:7. но фактор женского пола становится значительным при совершение определённых видов преступления.
б) Возраст. Возрастная дифференциация преступников показывает, что чаще всего совершаются преступления в возрасте от 25-29 лет, затем следуют 18-24, 14-17 и 30-40-летние. Реже всех совершают преступления лица старше 50 лет. Наибольшая криминальная активность у преступников в возрасте до 24 лет. Возрастной фактор влияет на избирательность преступной деятельности. Так, в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи, угоны транспортных средств, хулиганство, изнасилования. Лица старше 30 лет преобладают среди тех, кто совершает должностные и экономические преступления.
- г) Образование. Характеристика образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, её социальным статусом, кругом контактов, жизненных планов и возможностей их реализации. Уровень образования у преступников в целом ниже, чем у законопослушных граждан. Самый низкий уровень образования у лиц, совершающих насильственные, корыстно-насильственные преступления и кражи личного имущества. Выше уровень образования у тех лиц, совершающих хищения путём присвоения и растрат, злоупотребление служебным положением, должностные и экономические преступления.
- д) Семейное положение. Около половины всех преступников холостые (не замужем). Брак, семья являются значительным моральным и социальным стабилизирующим фактором. Напротив, распад семьи, разлука с детьми вследствие осуждения женщин к лишению свободы приводит к безнадзорности детей.
- е) Социальное положение. Распределение преступников, исходя из их принадлежности к различным социальным группам, показывает, что доля рабочих составляет постоянную величину и составляет примерно 50%. Преобладание рабочих, занимающихся неквалифицированным тяжёлым трудом объясняется тем, что им характерны ряд признаков, например, низким образовательным и культурным уровнем, узостью и деформированностью круга потребностей и интересов.
Сохраняется тенденция роста преступности среди учащихся и студентов.
- 3. Социально-психологическая характеристика. Раскрытие этой характеристики способствует выявлению механизмов взаимодействия личности с ближайшей микросредой, выяснения неблагоприятных условий, под воздействием которых формируется личность преступника. Социально-психологическая характеристика личности предполагает анализ социально-ролевых функций индивида, выяснение того, какой статус занимает лицо в семье, в трудовом коллективе…
- 4. Индивидуально-психологическая характеристика. Данная характеристика охватывает множество самых разнообразных проявлений субъективного мира. Под психологическими особенностями личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющие типичные формы поведения.
Полученные за последние 2 десятилетия результаты эмпирического изучения личности преступников в сравнении с законопослушными гражданами свидетельствуют о наличие некоторых отличительных черт в структуре личности.
Выявлены различия в оценочном отношении к правоохранительным органам и их деятельности у обследованных групп. Преступники оценивают карательную практику как чрезмерно суровую, особенно по тем видам преступления, за которые сами осуждены. Наиболее скептически к правоохранительным органам относятся корыстные преступники, наиболее отрицательно и враждебно -- корыстно-насильственные.
Результаты исследования позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить характерные для них черты.
Прежде всего, преступников отличает плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворённость своим положением в обществе. У них выражена импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантилизме.
Нравственно-правовые нормы не оказывает на их поведение существенного влияния. Такие люди обычно или не понимают, чего от них требует общество, или понимают, но не желают эти требования выполнять. У таких лиц деформирован нормативный контроль, они оценивают социальную ситуацию, исходя из личных переживаний, обид, желаний. Они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации.
Им свойственны нарушения в общении: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение посмотреть на себя со стороны. Всё это формирует такие черты как замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность -- с другой.
Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительной части преступников присуще такое свойство, как отчуждение, т.е. нахождение личности на определённо социально-психологической дистанции от общества и его нарвственно-правовых ценностей. В психологическом плане отчуждение представляет собой уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминального характера.
Обобщённая характеристика лиц, совершающих преступления, и их изучение на статистическом уровне позволяют выявить типичные особенности, присущие определённым группам, и принять соответствующие меры для планирования и предупреждения преступности.
1. Общая характеристика личности преступника.
2. Социально-демографическая характеристика личности преступников.
3. Классификация преступников.
1. Общая характеристика личности преступника
Под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.
В данном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием понятия личности преступника. Всякая личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения бытия и духовных условий общества. С уголовно-правовых позиций о личности преступника можно говорить толькотогда, когдалицосовершилопреступлениеипризнаносудомвиновным.
Структура личности преступника включает в себя следующие признаки: биофизиологические, социально-демографические, психологические, нравственные, социально-ролевые, уголовно-правовые и криминологические.
Биофизиологические признаки - это пол, возраст, состояние здоровья, особенностифизическойконституции, природныесвойстванервнойсистемыит. д.
Биологическая природа человека - необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость.
Некоторые психологические характеристики людей имеют генетический характер. От генетически обусловленных особенностей, психофизиологических возможностей индивида зависит во многом то, что он берет из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания, а также других обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться. Важное значение имеет генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлением окружающей среды.
Социально-демографические признакивключают такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное происхождение и положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т. п.
Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп.
Образовательный и интеллектуальный уровни определяют характер пре-
ступления.
Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.
Криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности, месте жительства и т. д.
В структуре личности преступника важное место принадлежит его нравст-
венной и психологической характеристике. Эти признаки позволяют по-
знать внутреннее содержание личности - его мировоззренческие и нравственные черты и свойства, взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т. п.
Мировоззренческая позиция определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.
Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.
К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т. д.
Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т. д.
Волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.
Для характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальная роль и социальный статус.
Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.
Социальная роль связана с социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо личностью и ее окружением.
Наиболее важными в понимании личности преступника являются уголовно-
правовые и криминологические характеристики. Они отражают степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяющие обозначить самые существенные признаки лиц, совершивших преступления.
Задание 3.1. Назовите основные черты преступника и дайте им характеристику.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2. Социально-демографическая характеристика личности преступников
Социально-демографические свойства личности преступникасвязаны: с ус-
ловиями формирования личности и ее жизнедеятельности, взаимодействуют с ними; с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Поэтому социально-демографические свойства представляют собой существенный элемент понятия личности преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики.
Соотношение лиц женского и мужского пола среди преступников состав-
ляет в среднем 1: 7.
; В последнее время прослеживается рост доли женской преступности. В среднем показатель вы-
явленной преступности женщин составляет 10-15 %, темпы прироста из года в год увеличиваются. Так, среди осужденных в 1996 г. доля преступлений женщин в сфере торговли и бытового обслуживания была в 3 раза больше средней, а среди лиц, совершивших хулиганство, убийства и разбои, она оказалась меньше, чем средняя.
Соотношение лиц различных возрастов в преступности показывает, что криминальная активность наиболее характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют группы 18-24, 14-17, 30- 40-летних преступников. Наименьшую долю среди преступников составляют лица старше 50 лет. Преобладающее число преступлений совершают, таким образом, лица молодого возраста.
Доля несовершеннолетних в общем объеме выявленных преступников возрастает. В 1985 г. она составила 10 %, в 1992 и 1993 гг.- 16 %, некоторое снижение отмечалось в 1994 и 1996 гг. (12 %). Характерной чертой является «омоложение» несовершеннолетних преступников. Удельный вес группы 14-15 лет в 1996 г. составил 33 % всей преступности несовершеннолетних.1
Характеристика образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями для их реализации. Уровень общего образования у преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих закон. Многократны различия в уровне образования разных категорий преступников.
Самый низкий уровень образования характерен для лиц, совершающих насильственные (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения), корыстно-насильственные (грабеж, разбой) преступления и кражи личного имущества.
Выше уровень образования у лиц, совершающих хищения путем присвоения и растрат, злоупотребления служебным положением, должностные и экономические преступления.
Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. Определенным образом оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.
Наиболее изученным в криминологии являются положения о влиянии семейного воспитания на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей, влияние семейных конфликтов на бытовую преступность.
В целом распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля.
1 См.: Криминология: Конспект лекций.- М.: ПРИОР, 2000.- С. 25.
Характеризуя преступников по социальному положению и роду занятий,
следует отметить большую долю в их контингенте лиц без определенных занятий.
; Так, в 1991 г. в России среди всех выявленных преступников старше 16 лет удельный вес
трудоспособных лиц, не имеющих определенных занятий, составлял 20 %. В 1993 г. 34 % раскрытых в РФ преступлений совершили лица, не имеющие постоянных источников дохода, в том числе 8,7 % - безработные. В 1995 г. темпы прироста числа преступников из лиц, не имевших постоянного источника дохода, составили 24,3 %, а из числа безработных - 43,8 %. В 1996 г. их удельный вес в общем числе выявленных лиц, совершивших преступление, составил 48 %.1
Наибольший процент среди совершивших преступление и имевших работу составляют лица, постоянно или длительно занимающиеся неквалифицированным тяжелым физическим трудом. Для них характерно сочетание с низким образовательным и культурным уровнем, узостью и деформированностью круга потребностей и интересов.
Существенных различий по коэффициенту преступности на 100 тыс. населения между рабочими, крестьянами, служащими и учащимися не наблюдается.
3. Классификация преступников
Классификация преступников - это распределение их по группам исходя из определенных критериев.
Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью . Характер общественной опасности зависит от мотивационной направленности преступного поведения. Степень общественной опасности личности изменяется взависимости отстойкости и глубины этой направленности.
Поэтому решающее значение имеет классификация преступников по двум критериям :
а) по характеру и содержанию мотивации; б) по глубине и стойкости криминогенной направленности.
По характеру и содержанию мотивации можно выделить следующие ос-
новные группы преступников:
С негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности, ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности (насильственный тип личности);
- с корыстной направленностью (корыстный тип);
- с заведомо пренебрежительным отношением к своим гражданским и трудовым обязанностям;
С легкомысленно-безответственным и небрежным отношением к требо-
ваниям и обязанностям (неосторожные преступники );
- с ориентацией на абсолютный приоритет своих собственных (а также родных и близких) потребностей;
- с ориентацией на необходимость удовлетворения элементарных жизненных потребностей.
1 См.: Криминология: Конспект лекций.- М.: ПРИОР, 2000.- С. 26.
По глубине и стойкости криминогенной мотивационной направленно-
сти личности следует различать:
- лиц, впервые совершивших преступления в результате случайного стечения обстоятельств и в противоречии с общей характеристикой всего предшествующего поведения (случайные преступники );
- лиц, впервые совершивших преступления под воздействием неблагоприятных условий формирования и жизнедеятельности личности, но в целом характеризуемых (например, в трудовом коллективе, в быту), помимо этого преступления, преимущественно положительно, чем отрицательно (ситуа-
ционные преступники);
- лиц, совершивших преступления впервые, но допускавших раньше правонарушения и характеризуемых главным образом отрицательно (неустой-
чивые преступники);
- лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе и ранее су-
димых (злостные преступники);
- субъектов особо опасного рецидива (особо злостные преступники ).
Задание 3.2. Раскройте структуру личности преступника.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 3.3. Как соотносится социальное и биологическое в личности преступника?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Библиографический список (основной)
1. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Долговой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА (Издательская группаНОРМА-ИНФА М), 2002.- С. 326-362.
2. Криминология: Учебник / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев.- М.: Юристъ, 2002.- 511 с.
3. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова.- 2-е изд., перераб. и доп.-
М.: Юристъ, 2002.- С. 128-157.
(дополнительный)
1. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступ-
лений.- М., 1996.
2. Бурлаков В. Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел.- СПб., 1995.
3. Воробьев A. M., Дубовцев В. А. О некоторых причинах рецидивной преступности // Социологичес-
кие исследования.- 1991.- № 5.- С. 92-94.
4. Власов В. И. О следственных ошибках как условиях, способствующих совершению преступлений (постановка вопроса) // Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права.-
М., 1990.- С. 69-73.
5. Дубинин Н. П., Карпец И. Л., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность.- 2-е изд.-
6. Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Долговой.- М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2000.- 808 с.
Объектом криминологического изучения являются отдельные лица, совершающие преступления; различные контингенты преступников (несовершеннолетние, рецидивисты); различные криминологические типы преступников.
Задача такого изучения - вычленить круг тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы, цепочки.
Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от непреступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы.
Выборочные криминологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:
- -среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Однако в некоторых видах преступлений доля женщин выше, чем в преступности в целом, например, среди виновных в хищениях чужого имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением в сфере торговли и бытового обслуживания и некоторых других;
- -возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Криминологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют 18-24-, 14-17-летние, и, затем, 30-40 летние. Преступления, совершаемые несовершеннолетними и лицами до 24 лет - это чаще всего кражи, хулиганские действия, грабежи, изнасилования и угоны автотранспорта;
- - семейное положение родителей и то, какими методами они осуществляют воспитание будущих членов общества, оказывает влияние на формирование личностных качеств. Такие отклонения от общепринятых норм, как фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов девиантного поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание, должны вызывать особое внимание;
- -коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди не успевшие обзавестись семьей). В целом распространенность преступности среди холостяков и одиноких, выше, чем среди лиц, имеющих семьи. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля;
- -особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы в трудовой деятельности и пр.). Следует отметить большую категорию в их контингенте лиц без определенных занятий. Среди неработающих достаточно велика доля преступников-рецидивистов;
- -Характеристика уровня образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, с ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями для их реализации. Уровень образования преступников в целом немного ниже, чем у законопослушных граждан. Причем, особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Наименее низкий уровень образования у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий - среди совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием, служебным положением;
- -современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества выделяет личность преступника по имущественному положению, социальной роли (положением в обществе и принадлежности к определенным социальным группам), социальному статусу (в соответствии с которым от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение же ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом, либо личностью и ее окружением);
- -среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности. Преобладающую часть рецидивистов составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех же или сходных преступлений среди хулиганов, мошенников и лиц, совершавших ранее кражи;
- -особое отношение к закону. Нельзя сказать, что лица, совершающие преступления, плохо их знают. Напротив, подавляющее большинство из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям.
- -лидерскими способностями и ярко выраженной индивидуальностью обладают немало преступных личностей. Эти качества в сочетании с негативно искаженными ценностными ориентациями, нравственными и правовыми взглядами обычно выделяют лидеров преступных групп и преступных организаций, являясь общественной характеристикой последних. Эти же качества могут быть основанием для классификации преступников, показателем их общественной опасности и общественной опасности того или иного вида преступного поведения. Лидерские качества означают не только умение руководить людьми и подчинять их себе любыми средствами, но и эмоциональную холодность, равнодушие к другим участникам преступной группы или преступной организации, общую направленность преступной активности группы.
Человек рождается для того, чтобы творить, созидать, служить Родине, улучшать условия существования себе подобных. Никакие обстоятельства его рождения, социального происхождения, расы, национальности и т.д. не должны становиться основанием для какой-либо дискриминации. Вот в чем суть этической стороны проблемы преступности, рассматриваемой в свете социальных и биологических позиций.
Поэтому и сам термин “личность преступника” весьма условен. Он скорее является научной абстракцией, чем характеристикой конкретного человека. Иной, неэтический подход к человеческой личности ведет к применению аморальных методов изучения и в конечном счете к античеловеческим выводам.
Криминология (генетика и криминолого-генетические исследования) может быть прогрессивна и гуманистична, когда она этична. Нельзя рассматривать человека как некую абстрактную схему, хладнокровно раскладывая его качества “по полочкам” (способен - не способен, умен - не умен, предрасположен - не предрасположен), “приговаривая” его к той или иной роли в жизни и подчас лишая его тем самым каких-либо перспектив.
С учетом вышесказанного, возникает необходимость классификации и типологии преступников.
Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Его результаты способствуют определению наиболее важных направлений предупредительной работы.
Личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). Личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.
В структуре личности можно выделить следующие элементы:
- - социальный статус, который включает совокупность всех признаков, отражающих место человека в системе общественных отношений. Такими признаками являются - пол, возраст, семейное положение, уровень образования, принадлежность к определенной социальной группе др.;
- - социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой);
- - нравственно-психологичекие установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности. В данном случае имеются в виду - отношение к общегражданским обязанностям, государственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, культурным ценностям и т.д.
В криминологии также вычленяются группы признаков личности: социально-демографические признаки; уголовно-правовые признаки; социальные проявления в разных сферах жизнедеятельности, или специальные связи; нравственные свойства; психологические признаки; физиологические (биологические) характеристики.
Именно, исходя из вышеизложенных положений, проводится криминологический анализ личности преступника. Однако у него есть определенные особенности. Несомненно, что наглядным отличием личности преступника от непреступника является сам факт совершения преступления. На внутреннем уровне преступление имеет негативную направленность, т.е. антиобщественную. На внешнем же оно воплощено в специфическом виде деятельности, а именно - преступной деятельности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что "отличие личности преступника от непреступника состоит в негативной направленности, реальными носителями которой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы".
Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля.
Существует четыре подхода к определению и пониманию социальных ролей:
- 1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет своё содержание (сценарий роли). И человек следует этому сценарию. Это нормативное понимание роли (социальной роли). Сама эта социальная позиция - своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль - содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.
- 2. При втором подходе роль - это спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ей индивидуальными особенностями. Человек творит роль как свободный художник. Этим подчёркивается творческое начало в исполнении роли, неповторимость её исполнения каждым человеком.
- 3. Роль - это содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как будет себя вести человек, занимающий определённую позицию. Практически это частный вариант первого подхода, делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компоненты личности, определяющие её поведение.
- 4. Роль как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.
В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли. В соответствии с ним социальная позиция - это своеобразный узел отношений в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он - сын/дочь, отец/мать, брат/сестра, внук/внучка. Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый трёмя группами субъектов:
государством, выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов и т.д.);
обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения, моральных, эстетических, религиозных, норм определённой партии, движения, диаспоры и иных;
неофициальными структурами (семьёй, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т.д.) - в форме неписаных правил поведения и социальных ожиданий. К последней группе субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными ожиданиями.
Для каждого человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли. Исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет другие. Например, отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения: они легко устанавливают контакты с людьми, чутко реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют черты, которые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, профессионализм и т. п.
Криминологу важно различать:
- 1) роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции;
- 2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнять;
- 3) фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени. В последнем случае это зависит от социальных условий, а также уже ранее сформированных личностных характеристик.
Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот выбор практически ограничен, у осужденных, отбывающих лишения свободы, также.
Существует объективный конфликт ролей, когда их содержание, действительно, противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовать. В динамическом аспекте встречаются: 1) прямая преемственность социальных позиций и ролей, порождающих в определённых взаимодействиях преступное поведение; 2) существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей, когда они из противоречивших только нормам морали в новых условиях перерастают в противоречащие нормам закона; 3) затруднение процесса нормального формирования и нормальной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций и ролей. Например, исследования показывали, что многие лица, формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерные для родительской стандарты поведения: избиение супруги, грубые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо выливается в преступное поведение, в других -- влечет распад семьи, уход в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах либо утрату работы и совершение краж ради приобретения спиртных напитков.
Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев существенно различается применительно к лицам, совершающим обще уголовные и экономические преступления. У первых она носит более очевидный и грубый характер.
При анализе деятельности лиц, совершающих преступления, учитывается следующее:
- 1) фактическое поведение лица не идентично содержанию роли;
- 2) личность представляет собой определенную целостность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целостности, субъективной интеграции разных социальных позиций и ролей;
- 3) деятельность оказывает на человека обратное воздействие, при этом важно одобрение или неодобрение поведения, его закрепление и закрепление его результатов в сознании личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на долгие годы.
Деятельность -- это определенная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические, и интеллектуально-духовные операции, т. е. и работу мысли.
При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее:
- 1) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или оно -- звено в цепи определенной системы поступков;
- 2) является ли преступное поведение "скачком" от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нормальным для человека определенного возраста и положения социальным позициям (преждевременное оставление школы несовершеннолетним, отказ в материальной поддержке детям и т.п.); б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьянство, половая распущенность и т. п); в) противоправных поступков непреступного характера (дисциплинарно, административно наказуемых, гражданско-правовых деликтов), преступлений;
- 3) в какой сфере деятельности совершаются преступления.
Криминологические исследования указывают на то, что в большинстве случаев совершение тяжких преступлений бывает результатом не "скачка" от нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. По данным выборочных исследований, более 80% лиц, совершавших умышленные убийства, ранее совершали либо преступления, либо неоднократно иные правонарушения.
Криминологически значимы социально-ролевые ситуации, когда:
человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства, "большого общества" и вести себя в соответствии с требованиями права и морали;
человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, то есть налицо конфликт социальных позиций и ролей;
человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение;
отсутствует преемственность ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соответствующей социальной позиции;
человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.
возник конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей.
По мнению В.Д. Малкова структура личности преступника включает следующие составляющие ее подструктуры (признаки): биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические .
Любая из названных подструктур не может быть автономной, т.к. все они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя единое социально-биологическое содержание человека. Рассмотрение человека как организма и как личности позволяет соединить в нем природное и общественное.
Биофизиологические признаки - это состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы и т.д.
Биологическая природа человека - необходимое условие индивидуальности личности, определяющей ее самобытность и неповторимость. Известно, что некоторые существенные психологические характеристики людей имеют генетический характер. От генетически обусловленных свойств и особенностей, психофизиологических возможностей индивида зависит во многом то, что он берет из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания и других обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться на жизненном пути. Важное значение имеет также генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлениям окружающей среды.
Подструктуры человека оказываются настолько органически соединены, что биологическое не выступает в чистом виде, оно испытывает прямое и обратное социальные воздействия, преобразуется под их влиянием.
В то же время выделение в структуре личности преступника биологических признаков вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений. Многие психические особенности и биологически обусловленные свойства человека находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.
Социально-демографическая подструктура включает такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т.п.
Так, данные о половом составе преступников показывают значительное преобладание мужчин над женщинами. Например, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1:11, причинивших тяжкий вред здоровью - 1:36. Однако по некоторым составам преступлений женщины относительно более активны, чем мужчины. Более 50% всех преступлений, совершаемых женщинами, носят корыстный характер. Особенно велик процент женщин, совершающих преступления в системе торговли и обслуживания населения. В целом же структура женской преступности отличается от структуры мужской преступности меньшим удельным весом тяжких насильственных преступлений.
Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени и интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершаемые молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.
В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25-29 лет. Затем следуют 18-24-летние, 14-17-летние, 30-40-летние.
Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.
В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни и в каких социальных группах распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто "рекрутируются" преступники.
Следует заметить, что чем более дробным является деление социальных групп, тем более достоверными оказываются криминологические результаты. Например, среди совершивших преступления рабочих наиболее высок удельный вес лиц, занятых неквалифицированным трудом, тогда как рабочие высокой квалификации совершают преступления примерно в 25 раз реже.
Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.
В комплексе социально-демографических признаков существенное криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства.
Результаты криминологических исследований показывают, что около 50% преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке. В определенной степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления весьма значительна доля молодых людей, не успевших обзавестись семьей. К тому же здесь проявляется и такая закономерность: с ростом количества судимостей уменьшается число лиц, состоящих в зарегистрированном браке.
Для характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальные роли и социальные статусы.
Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.
Социальная роль связана с определенным социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.
Типичными свойствами лиц, совершающих преступления, являются: низкая престижность их социальных ролей, рассогласованность социальных статусов, отчужденность от трудовых и учебных коллективов, ориентация на неформальные группы или отдельных лиц с социально-негативной направленностью, отсутствие или неопределенность социально-позитивных жизненных планов, завышенность социальных притязаний при ограниченных возможностях реализации.
Отмечая общие тенденции некоторых социально-демографических признаков личности преступника, следует указать на то, что их криминологическая информационная емкость намного повышается, когда они анализируются в совокупности и тесной взаимосвязи друг с другом. Абсолютизация какого-либо одного из них может привести к ошибочным выводам.
В структуре личности преступника особенно важное место принадлежит его нравственно-психологической характеристике.
Именно признаки такой характеристики позволяют глубже познать внутреннее содержание личности. В первую очередь речь идет о мировоззренческих и нравственных чертах и свойствах: взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях, жизненных стремлениях и ожиданиях.
Мировоззренческая позиция не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, но сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.
В этом плане при изучении личности преступника особое значение имеют следующие положения. Во-первых, установившиеся отношения к различным социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности (к трудовым обязанностям, собственности, семье, детям, окружающим и т.д.). Во-вторых, уровень, характер и социальная значимость потребностей и притязаний (социально полезные и оправданные или социально вредные, неоправданные) и избираемых способов их удовлетворения (легальные, неправомерные, общественно опасные).
Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.
К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т.д.
Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т.д.
Волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.
Все перечисленные признаки и свойства характерны как для личности в общепринятом понимании ее сущности, так и для личности преступника. Наиболее важной в понимании специфики личности преступника является уголовно-правовая характеристика. Именно она отражает степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяет выделить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления. К числу таких признаков относятся: направленность и мотивация преступных действий, длительность, интенсивность преступной деятельности и наличие судимостей за нее, ролевое участие в конкретном преступлении, степень подготовленности (организованности) к преступлению, отношение к его последствиям.
С позиций криминологии личности преступник отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего их содержанием, направленностью. Именно антиобщественная направленность взглядов, интересов, потребностей, привычек (так называемая антиобщественная установка) выступает общей причиной совершения конкретных преступлений.
Каждый из указанных признаков образует относительно самостоятельный слой в многообразии криминогенных свойств личности преступника и их оттенков. Все это реально отражает необходимость криминологической типологизации таких лиц.
Согласно криминологическим исследованиям и статистическим данным:
- - среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин;
- - возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп.
Уже давно криминологией установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера.
Лица старших возрастов действуют более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий подобного поведения. Ведь несомненно, что именно возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни. И это не может не сказываться на противоправных действиях.
Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет - это примерно 70-75 %. При этом чаще всего совершаются преступления лицами в возрасте 25-29 лет, далее следуют 18 - 24, 14 - 17 и 30 - 40 летние. Реже всех преступления совершаются лицами старше 50 лет.
Наибольшую криминальную активность проявляют преступники до 24 лет и, как правило, в этом возрасте чаще всего совершаются кражи, угоны автотранспорта, хулиганство, изнасилования. В возрасте после 30 лет чаще всего совершаются экономические преступления;
Немалое влияние на формирование личностных качеств оказывают и семейное положение, и воспитание.
Криминологические исследования показали, что более половины всех преступников холостые (или не замужем). Связано это с тем, что брак, семья обладают сильным моральным и социальным мобилизующим потенциалом. Кроме того - фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание - все это, несомненно, влияет на формирование личности человека;
- - уровень образования преступников, как правило, довольно низок. Они в основном имеют незаконченное высшее образование. Незначительную долю составляют преступники с высшим образованием, обычно это должностные преступники. Ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство;
- - если исходить из принадлежности того или иного преступника к определенной социальной группе, то около 50% составляет доля рабочих. По сравнению с ней доля других социальных групп значительно ниже. Хотя преобладание рабочих среди преступников объясняется скорее не только принадлежностью человека к этой социальной группе, но такими факторами как низкий уровень образования, культурного сознания;
- - отличительным признаком личности преступника является уклонение от такой социально полезной деятельности как труд, учеба. По статистике около 30 % задержанных преступников, будучи трудоспособными, на момент совершения преступления были не работающими или не учащимися. Если же они работают, то их трудовая деятельность имеет свои особенности. Обычно выполняемая ими работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места работы, кроме того, нередко она сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т.д. Современная жизнь выявляет дополнительные факторы, также влияющие на личность преступника. Я имею в виду, безработицу, миграцию, национализм, этнические конфликты и т.д. Нельзя отрицать, что эти явления отражаются на индивидуальном уровне;
- - среди характеристик личности преступников необходимо обратить особое внимание на такие, как характер и длительность преступной деятельности.
Преобладающую часть преступников составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники. Такие показатели как рецидив, совершение преступления в группе, а также криминальный профессионализм и др. варьируются в зависимости от возраста совершения первого преступления, отбывание наказания в местах лишения свободы, характер преступления.
Согласно уголовной статистике около четверти среди выявленных преступников ранее совершили преступление. Из них примерно 30 % осуществляли преступные действия в группе.
Очень высокий уровень рецидива (смешанного) наблюдается у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения (около 40 %), а также грабежи, разбои (около 35 %). Групповая деятельность характерна для лиц совершающих разбои - до 70 %, кражи, грабежи - до 50 %, изнасилования - до 40 %. До 80 % несовершеннолетних преступников совершают преступления в составе группы;
Среди криминологических особенностей лиц, совершивших преступление можно выделить такую, как особое отношение к закону. Нельзя сказать, что они их плохо знают. Наоборот, многие отличаются большими правовыми познаниями, но ошибочно предполагать, что правонарушителя лучше знают уголовный закон, чем другие граждане.
Причины у этого явления следующие:
- 1. До совершения первого преступления и его раскрытия правовая осведомленность правонарушителя ничем не отличается от правовой осведомленности его ровесников;
- 2. Полученные им до и после преступления знания случайны и бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом окружающих.
Все вышеназванные особенности личности преступника имеют, прежде всего, статистическое значение и свойственны преступнику как научному понятию. Сложно встретить преступника, который обладал бы всеми вышеперечисленными чертами. Следовательно, можно сделать вывод, что разным преступникам присущи названные признаки в различной мере.
Однако, парадокс - вокруг много людей, которым свойственны эти признаки, но они не совершают преступления. К сожалению, современная наука не может пока ответить на этот вопрос, хотя большинство специалистов все же настаивают на том, что в личности преступника эти качества копятся, приобретают какую-то критическую массу, которая в итоге толкает к совершению преступления. Это качество получило название "криминогенность личности преступника".
Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив, поскольку именно в нем отражается все то, ради чего совершается любое деяние, в чем личностный смысл для любого человека.
Мотив представляет собой довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. То есть выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу - мотивом.
При этом следует различать понятия "мотив" и "мотивация". Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Именно в мотиве отражаются, конкретизируются потребности, которые изменяются и вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Деятельность человека, как правило "полимотивирована", то есть она определяется множеством мотивов. При этом часть из них является ведущей, основной, другая же часть выступает в роли дополнительной.
Мотив - явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, однако в то же время оно включает в себя и социально-психологические черты личности. Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что существуют какие-то специфические мотивы преступного поведения. По крайней мере, большинство мотивов преступлений не являются таковыми и вполне могут стимулировать какие-то иные действия. То есть мотивация преступления не всегда напрямую связана с характером совершаемого преступления. Необходимо соблюдать следующее требование: "мотив не должен приписываться личности исходя лишь из внешних обстоятельств и ситуаций, его следует "извлекать" из личности" . В данном случае неприменим подход: корыстное преступление - корыстный мотив, хулиганство - хулиганские побуждение. Дело в том, что основная масса мотивов как бы нейтральна, единственной исключение составляют те, которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках.
Профессор В.В.Лунев предложил следующую классификацию мотивов преступления взрослых:
- - политические - устройство управления государством и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т.п.;
- - корыстные:
удовлетворение абсолютных, т.е. самых необходимых, жизненно важных потребностей;
удовлетворение "относительных потребностей", возникающих в условиях социально-экономического разделения населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих;
достижение своего идеала - некоего материального стандарта или социального стандарта, на которые ориентированно данное лицо;
Насильственно-эгоистические (охватывающие хулиганские побуждения, месть, ревность, личную неприязнь, недовольство, сексуальные стремления и другие):
абсолютизация идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах;
самоутверждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо затруднение в использовании судебного порядка защиты чести и достоинства ведет к физической расправе с обидчиком);
- - анархистко-индивидуалистические, которые заключаются в отрицании требований правопорядка, пренебрежении теми обязанностями, которые ограничивают личную свободу, как ее понимает преступник, мешают осуществлению им определенной деятельности;
- - легкомысленно-безответственные, которые являются следствием поверхностного отражения человеком реальной действительности, искаженного предвосхищения будущих событий:
отсутствуют потребность и заинтересованность в отношении своих поступков с существующими нормами поведения, законом;
избирательность такого соотношения;
Трусливо-малодушные, т.е. которые являются следствием трусости, малодушия, страха, паники .
Не всегда существует возможность четко определить мотивацию. Как уже говорилось, деятельность человека "полимотивирована". Довольно часть за преступлением лежит комплекс мотивов. Так стремление получить материальную выгоду (корыстная мотивация) может сочетаться с легкомысленно-безответственной или анархистко-индивидуалистической (к примеру, при заражении венерической болезнью, ВИЧ-инфекцией), с политической или иной мотивацией.
Часто при совершении умышленного убийства, причинения тяжкого вреда, при похищении человека, неоказании помощи больному, доведении до самоубийства отмечается сочетание корыстной и насильственно-эгоистической мотивации. Нередко при совершении подобных преступлений преступником руководит чувство неприязни, мести, ревности, которое сочетается с желанием получить материальную выгоду путем последующего похищения имущества жертвы или получения его в дальнейшем по наследству.
В некоторых случаях при похищении человека, незаконном лишении свободы, незаконном помещении в психиатрический стационар, клевете и других преступлениях против человека прослеживается политическая мотивация. В данном случае большую роль играет ситуация, которая предшествует совершению преступления, а также личностные особенности преступника, образ его жизни, социальный статус, осуществляемая им конкретная деятельность. Хотя, как показывает практика, чаще всего за многими преступлениями стоит корыстная, насильственно-эгоистическая или иная, но не чисто политическая мотивация.
В последние годы все больше стала проявляться так называемая национальная мотивация, то есть все чаще совершаются преступления против жизни и здоровья человека, его свободы, чести и достоинства по национальному признаку - например, выборочное проявление жестокости и насилия только по отношению к лицам определенной национальности.
Что необычно, в преступлениях против половой неприкосновенности и свободы, особенно изнасилованиях, нередко преобладает не сексуальный мотив, не желание удовлетворить возникшие сексуальные потребности, а именно насильственно-эгоистическая мотивация, которая непосредственно связана со стремлением к самоутверждению, повышению собственной значимости путем унижения другого человека и причинения ему страданий. Именно такую мотивацию несут многие насильственные половые преступления в местах лишения свободы.
В 90-х годах усилилась жестокость при совершении насильственных преступлений. Все более незначительным становится повод, снижается самоконтроль. Появилась новая мотивация, ориентирующая человека на самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций, причем исходя преимущественно из сугубо личных интересов и допустимости использования любых способов. Среди них предпочтение отдается тому, который кажется более легким и действенным. Но, к счастью, в последнее время, эта ситуация стала меняться к лучшему.
Необходимо отметить также своеобразие криминальной мотивации такой группы преступников, как несовершеннолетние. В преступлениях, совершаемых ими, дают о себе знать возрастные особенности, проявляющиеся в неблагоприятной для формирования и жизнедеятельности личности социальной среде. Для подобных преступлений характерны:
- - мотив "роста", т.е. стремление доказать свою значимость определенной группе лиц;
- - мотивы, связанные с уходящим детством и его пережитками, так называемый "детский анархизм": стремление немедленно иметь заманчивые вещи, покататься на машине и т.д.;
- - мотивы, вытекающие из их зависимости от взрослых и неумения находить законный способ отстоять свои права.
Ранее уже говорилось о росте жестокости при совершении насильственных преступлений и о причинах этого.
Помимо этого в 90-х годах увеличилось количество преступлений против собственности. Изучение уголовных дел, опросы экспертов и осужденных показали, что причины этого были следующие:
- - абсолютное обнищание части населения и стремление удовлетворить самые необходимые потребности;
- - усиление социально-экономической дифференциации населения, в том числе за счет криминального обогащения одних лиц и связанное с этим стремление других лиц любым путем уравнять свое положение с наиболее обеспеченными группами;
- - экономическое самоутверждение в условиях стремительного рывка к рынку, передела собственности, конкуренции при сильном давлении криминального фактора, отсутствия системы действенной поддержки добросовестного предпринимательства и надежного обеспечения его безопасности государственными и общественными институтами;
- - полный отказ государства от антиалкогольной политики и даже монополии на производство и торговлю спиртными напитками.
В настоящее время в криминологии активно изучаются вопросы мотивации совершения отдельных преступлений.