Когнитивные психические процессы. Когнитивные процессы: что это и как мы можем улучшить наши умственные процессы
Когнитивная психология - это одно из самых популярных научных направлений зарубежной психологии. Термин «когнитивный» в переводе на русский язык означает познавательный. Это направление исследований в основном сформировалось в 1960-х гг., а итоги первого этапа его развития были подведены в монографии У. Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 г. Она и дала название новому направлению психологической мысли. Р. Солсо в изданной позже книге с таким же названием пишет, что когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы - от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения. К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта.
Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической науке. Действительно, начиная с 1920-х гг. изучение образов-представлений, внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти процессы фактически вообще игнорировались. Д. Уотсон, основатель бихевиоризма, ссылаясь на методические трудности, даже предлагал не использовать эти «мистические» термины. В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии. Столь же мало познавательные процессы интересовали и представителей психоанализа, где центральными стали совсем другие понятия: потребность, мотивация, инстинкт и т.д. Именно поэтому появление когнитивной психологии было встречено многими психологами с большим энтузиазмом, число исследований быстро росло, и к настоящему времени ее успехи неоспоримы и впечатляющи.
Итак, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию. При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Одной из главных причин, приведшей к возникновению такого подхода, многие считают создание компьютеров, поэтому часто говорят об использовании когнитивистами «компьютерной метафоры». Даже сам термин «переработка информации» был заимствован у специалистов-компьютерщиков. Отсюда следует скрытое или явное положение о сходстве между компьютерными операциями и познавательными процессами, свойственными человеку. Компьютерная метафора во многом определяет и постулаты, принимаемые большинством когнитивных психологов.
Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме. Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.). Считают также, что важно установить, каковы пределы способности человека к переработке информации на каждом этапе, в каждом блоке. «Блочное» представление предлагаемых когнитивистами моделей переработки информации является достаточно распространенным. Наглядные изображения блоков в виде прямоугольников с надписями внутри них обычно соединяются стрелками, которые показывают направление «течения» информации. Такого рода блок-схемы первоначально были очень просты и даже примитивны, а сейчас, под влиянием все новых результатов экспериментов, они нередко становятся настолько сложными и громоздкими, что заставляют авторов моделей отказываться от представления процесса переработки информации в виде «линейных цепочек» из жестко связанных друг с другом блоков. Уточнение и совершенствование предлагаемых моделей - это процесс, идущий в когнитивной психологии почти непрерывно, поскольку постоянно появляются результаты исследований, «не укладывающиеся» в прежние модели. Такова, вероятно, судьба всех «гипотетических конструкций».
В качестве критики когнитивного подхода к изучению познавательных процессов следует отметить его следующие особенности. Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются обычно от эмоций, намерений, потребностей, т.е. от того, ради чего человек познает и действует. Кроме того, в большинстве моделей процесс переработки информации осуществляется «автоматически». При этом совершенно игнорируется сознательная активность субъекта, сознательный выбор им приемов, средств, стратегий обработки информации, а также их зависимость от деятельности, которую познавательные процессы обычно «обслуживают» (или которой они сами иногда являются).
Еще два важных замечания можно найти в книге У. Найссера «Познание и реальность». Он отмечает, что познание, как правило, начинается не с поступления какой-то информации на анализаторы, а с ее предвосхищения, прогнозирования, с активного поиска определенной информации, тогда как в большинстве предложенных когнитивистами моделей это совершенно не учитывается. У. Найссер также подробно обсуждает проблему «экологической валидности» результатов исследований. Он указывает, что лабораторные ситуации исследований в когнитивной психологии чрезвычайно искусственны, они почти никогда не встречаются в жизни, в повседневной деятельности. Нужно учитывать опыт, когнитивные навыки людей, а не ограничиваться экспериментами, где неопытным испытуемым приходится выполнять новые и бессмысленные задачи.
В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд ограничений и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Очень интересны, например, результаты исследования репрезентации знаний в памяти человека, механизмов, обеспечивающих избирательность восприятия и т.д. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов, которая игнорировалась в рамках «функционального» подхода. Наконец, в когнитивной психологии разработано большое количество остроумных, оригинальных методик экспериментального исследования познавательных процессов.
3.1 Общая модель восприятия
Библиография
1. Вступление. Когнитивная психология. Краткая история
В последние годы неуклонно растет интерес к изучению познавательных процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.
В настоящее время изучаются более сложные когнитивные механизмы, такие как: механизм принятия решений, обучения, память и т.д.
Термин "познание" стал употребляться не только для обозначения процесса формирования научного знания, но и для обозначения психологического процесса формирования житейских представлений.
Естественный подход к исследованию феномена познания, базирующийся на данных психологических и нейрофизиологических исследований механизмов познания, получил название когнитология.
В настоящее время когнитология становится важным объектом исследования, необходимым для решения одной из стратегических задач цивилизации, целью которой является разработка методов сознательного управления личностью и создания роботов гуманоидов.
2. Моделирование когнитивных процессов в психологии
Современные исследования познавательных функций доказывают, что познание может быть познано, т.е. объект исследования может быть изучен средствами этого же объекта. Инструментом исследования могут выступать:
способность к чувственному восприятию,
интроспекция психической и интеллектуальной жизни субъекта.
Выделяется 2 методологических подхода к изучению когнитивных процессов: феноменологический и нейрофизиологический.
Феноменологический подход описывает наблюдаемые проявления процесса познания (область когнитивной психологии).
Нейрофизиологический подход объясняет процесс познания исходя из действия физиологических механизмов.
2.1 Типы познавательных процессов
Базовой основой когнитивных исследований является то, что перед индивидуумом есть две реальности: ментальная и "настоящая" (объективная)." Настоящая" реальность дана человеку через органы чувств. Она не меняется в результате познавательного процесса.
Ментальная модель конструируется индивидуумом в процессе познания и дана ему от рождения как продукт эволюционного развития. Ментальная модель позволяет индивидууму ориентироваться в "настоящей" реальности и обеспечивает ему выживание. Это является одной из целей когнитивного процесса.
Традиционно в психологии признается два типа когнитивных процессов: явный и автоматический (скрытый, подсознательный). Они взаимообусловлены.
Явные механизмы познания доступны для наблюдения с помощью интроспекции, т.е. осознаются индивидуумом. Важной особенностью явного механизма является целенаправленный характер его деятельности, регулируемый волевым усилием. При помощи явных механизмов решается осознаваемая задача.
Скрытые процессы изучаются с помощью психологических экспериментов. В результате экспериментов показано, что скрытые познавательные способности являются приобретенными, а часть их - врожденными. Современная господствующая точка зрения - бессознательная категоризация происходит на уровне скрытых механизмов познания, которые поддаются тренировке.
2.2 Цель когнитивного моделирования
Цель когнитивного моделирования - построить модель интеллектуального поведения человека, где сознание представляется в виде информационной машины.
2.3 Функциональная схема познавательного процесса
Для спецификации познавательного процесса как информационного процесса используются функциональные схемы. Блоки - схемы строятся из функциональных блоков, связанных между собой информационными потоками. Грубая функциональная схема познавательного процесса описывает познавательную деятельность как процесс взаимодействия функциональных блоков. В схему включены как автоматические действующие когнитивные функции, так и интеллектуальные функции.
Схема состоит из функциональных блоков:
область рецепторов - первичный анализ информации
системы восприятия: зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая, вкусовая, обонятельная. Они обеспечивают многоуровневую работу информации и сложные рефлекторные процессы.
память рассматривается как сложно устроенное хранилище знаний и сенсорной информации. Важнейший вопрос, который пытаются решить исследователи памяти - это исследование механизма представления знаний в памяти и функций, выполняемых памятью в различных когнитивных процессах.
репрезентации, где осуществляется синтез восприятия, концептуального знания и образного кода. Репрезентация строится в процессе формирования поведения "здесь" и "сейчас". Они строятся автоматически, бессознательно. В процессе построения используются фреймы содержащихся в памяти или систем знаний. Конструирование репрезентации, основанной на фрейме, состоит из поиска подходящей репрезентации и модернизации ее согласно воспринятой информации. Способность генерировать репрезентации является врожденной и может усовершенствоваться в процессе жизни.
Когнитивные исследования изучают реальные психические механизмы рассуждений. В когнитивных исследованиях различают два типа выводов: нормативный и эвристический.
Под нормативным выводом понимают вывод, при котором испытуемый может обосновать выбор модели релевантной исходной информации и обосновать каждый шаг рассуждения.
Эвристический вывод - это рассуждения, которые могут не иметь строгого обоснования, но следуя им индивидуум часто добивается успеха в своей деятельности.
3. Проблема восприятия в когнитологии
Исследования по когнитологии изучают процессы восприятия. Восприятие исследуется инструментальными методами, как природный феномен, а интроспекции отводится роль эвристического приема.
В последнее время важным приемом когнитивного исследования становится компьютерное моделирование. Например, Голдстоун рассматривал возможность моделирования нейронными сетями способности человека к классификации. Был сделан вывод о том, что нейронные сети не в полной мере моделируют процессы классификации человека.
Общей тенденции современных исследований соответствует инженерный подход, цель которого увязать ряд известных моделей отдельных аспектов восприятия в единую систему:
формирование кода (образа) воспринимаемого объекта
сопоставление информации, полученной от органов чувств, с кодами
формирование репрезентации, в которой представлены как знания концептуального характера, так и информация воспринятая "здесь" и "сейчас".
Все эти функции обладают высокой степенью автоматичности, не зависят от волевого посыла и не поддаются интроспективным наблюдениям.
3.1 Общая модель восприятия
Сейчас доказано, что восприятие человека обладает творческой силой, действия которой подчиняются определенным объективным законам.
Система восприятия делится на подсистемы: зрительную, обонятельную, слуховую, кожно-кинестетическую и вкусовую. Они представляют собой адаптивные системы, способные к обучению и предвосхищению ситуаций. Цель этих систем - обеспечить высокую точность и скорость восприятия.
Общая модель восприятия такова:
рецепторы осуществляют первичное кодирование внешней информации и анализ ее по физическим качествам (интенсивность, длительность).
далее, информация по нервным волокнам поступает в отделы мозга, расположенные в задней части большого полушария. Эти отделы ответственны за глубокую многоступенчатую переработку информации. Там же формируется план перцептивных действий и формируются образы.
Процесс управляется врожденными и приобретенными навыками, а так же при помощи внимания, которое в свою очередь зависит от решаемых индивидуумом задач и его волевых усилий. Изучая врожденные и приобретенные навыки, можно реконструировать алгоритм их работы.
3.2 Структура модели восприятия
Перцептивный опыт субъекта формируется в процессе перцептивной деятельности. Зинченко выделил следующие типы перцептивных действий:
обнаружение адекватных задач информационных признаков
обследование выделенных признаков
В результате перцептивного действия формируются различные когнитивные структуры.
3.3 Проблемы визуального кода в работах психологов
В когнитивной психологии сформулировано большое количество гипотез относительно автоматически сформированных в процессе восприятия когнитивных структур.
Внимательного рассмотрения требует гипотеза о том, что образные схемы связаны с визуальными кодами. В кодах информация представлена в сжатом и обобщенном виде. Механизмы формирования кода выработаны в процессе эволюции и зависят от биологического вида воспринимающего и его генетически обусловленных способностей.
Для понимания визуального кода психологи различают код части объекта и общий код объекта.
Код части объекта возникает, если это часть стимула:
важна для решения задачи
обладает некоторой независимостью от других частей стимула
встречается достаточно часто при тренинге на подобных стимулах. Код части не может существовать изолированно, не будучи частью чего - либо.
Общий код объекта - это композиция двух частей. Общие коды представляют собой систему кодов. Они имеют структуру и могут включать в себя новые коды.
Предполагается, что в памяти сохраняются визуальные коды (образы)"реальных" объектов и коды (когнитивные карты) сложно устроенных сцен физического мира.
Визуальный код объекта содержит информацию о его геометрических характеристиках, его качестве, детализированную информацию возможных действий над ним.
Предложено две модели возникновения кодов: это модель экземпляров и модель реализаций. В модели реализаций каждая экспозиция стимула вызывает соответствующую внутреннюю трассировку. Адекватность модели реализации подтверждается экспериментальными результатами.
Статистически достоверной является следующая закономерность: чем больше было предложено тренировочных стимулов, тем точнее и быстрее будет опознание, т.е. тем качественней будет построенный код.
3.4 Механизм и закономерности процесса восприятия
Существуют принципы функционирования восприятия при решении следующих задач:
выделение объекта из фона
формирование кода объекта
установление тождества и различий объектов
формирование когнитивной схемы для пространственных сцен
формирование репрезентации
Восприятие можно представить как процесс, который работает по двум противоположным стратегиям: декомпозиции и интеграции. Обе стратегии используются в процессе визуального кода объектов или сцен (системы объектов, расположенных в пространстве). Выбор стратегии определяется как волевым посылом индивидуума, так и природой стимульного материала. Знания - как вербального характера, так и моторные навыки - влияют на процесс восприятия.
Точность и быстрота восприятия всех типов стимулов совершенствуется в результате тренировок. Это объясняется тем, что при многократном повторении стимула формируется и запоминается его обобщенный код, что делает процесс распознавания более эффективным.
В процессе восприятия часто используется операция установления подобия. Объекты сравниваются путем сравнения частей объектов. Этот метод называется структурным сравниванием.
В проблеме фона и объекта, деление на значимое и незначимое объект представляется как сосредоточение внимания "здесь" и "сейчас", а фон - это контекст ситуации. Деление на фон и объект относительно и динамично, т.е. фон "здесь" и "сейчас" может стать объектом где-нибудь и когда-нибудь.
Исследования психологов доказывают существование врожденных принципов разложения чувственного восприятия на объекты, приобретаемых в течение жизни критериев а так же присутствие элементов обучения.
Важный момент, на который указывает современная психология - это тесная связь восприятия с навыками субъекта (представить целое, как совокупность частей).
Тип восприятия, направленный на разложение стимула на систему подстимулов, обладающих определенной самостоятельностью, называется декомпозиция. Декомпозиция происходит автоматически, независимо от нашего сознания. Способности к дифференциации повышаются с возрастом т.е. с накоплением опыта.
Интеграция объединяет части в целое. При помощи интеграции достигается единство многообразия.
Основные закономерности процесса интеграции:
способность к объединению вырабатывается с опытом
части объединяются в целое, если они часто появляются вместе. Возникает обобщенный код.
стимулы, представляющие собой расположенные в пространстве предметы, могут восприниматься как единый образ, т.е. как сцена. Код такой сцены называется топологическим.
Для точного распознания объекта необходимо перцептивные действия. Была разработана модель перцептивного цикла. Алгоритм его работы заключается в следующем:
инициализируется определенное множество предвосхищений (гипотез) относительно воспринимаемого объекта.
эти предвосхищения определяют план дальнейшего обследования
в результате обследования происходит уточнение: часть гипотез отбрасывается, другая - уточняется.
Репрезентация - это когнитивная структура, обеспечивающая решение задач в состоянии "брошенности", когда индивидууму необходимо действовать, а интеллектуальные механизмы (логический анализ) слишком медленные и не отвечают временным ограничениям, которые накладывает ситуация.
Репрезентация физиологически обусловлена, в процессе ее формирования преобладают такие автоматические механизмы, как сравнение, автоматическая концептуализация, формирование топологического и метрического кода физического пространства. Репрезентация зависит от воспринятой информации, формируется "здесь" и "сейчас" для решения задач, стоящих перед индивидуумом в данный момент. В репрезентации происходит синтез знания и сенсорной информации.
Заключение. Значение исследований когнитивной психологии
Идеи когнитивной психологии дают новый взгляд на вещи, который находит свое практическое воплощение в рамках искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения. Например, в проекте по созданию автономной интеллектуальной платформы указывается исключительная важность идей когнитологии. НАТО проводит множество конференций, посвященных различным проблемам когнитологии. Работы в области когнитологии активно взаимодействуют с исследованиями познавательных процессов, проводимых в смежных областях. Так, когнитивные исследования функций понятия в познавательной деятельности человека позволили по - новому взглянуть на учения классической семантики и формальной логики как модели мыслительных процессов человека.
Библиография
1. Магазов С.С. "Когнитивные процессы и модели" - М.: Издательство ЛКИ, 2007
Начинается с самого рождения и является составной частью его сознания. В ней участвуют разнообразные системы, которые перерабатывают информацию и различаются по каналу ее получения. Это - когнитивные процессы. Рассмотрим более подробно их содержание и типы.
Представляют собой которые необходимы для рационального изучения и осознания окружающего мира. К ним можно отнести восприятие, ощущение, воображение, мышление и память. Каждый из них является самостоятельным, но, работая совместно, они обеспечивают человека.
Ощущения связаны с тем, что имеются различные воздействия на специализированный рецепторный аппарат. Благодаря этому организм воспринимает сигналы раздражителей из среды (внешней и внутренней). Поэтому выделяются кожные, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, мышечные и ощущение равновесия.
Когнитивные процессы включают в себя восприятие. Оно является целостным отражением ситуаций, предметов и событий, которые возникают при их непосредственном влиянии на рецепторную поверхность. Благодаря восприятию обеспечивается непосредственно-чувственная ориентировка в окружающем мире. С ним, в меньшей или большей степени, связаны такие когнитивные процессы, как память и мышление. Рассмотрим их более подробно.
Мышление является опосредствованным и обобщенным отражением действительности. У человека оно имеет несколько типов, которые "перетекают" в различные когнитивные стили.
Наглядно-действенное мышление способно функционировать, обрабатывая информацию, которую субъект получает, совершая те или иные действия. Наибольшее распространение оно получает у ребенка до трех лет.
Нацелено на воссоздание "слепка" действительности. Оно развивается у ребенка в возрасте от трех до десяти лет в игре.
Способно устанавливать логические связи между явлениями действительности.
Память включает в себя процесс формирования и сохранения опыта из прошлого, которые делают возможным повторное его применение в деятельности. Такие когнитивные процессы связывают для субъекта прошлое с будущим и настоящим. Поэтому именно память - важнейшая познавательная функция, которая лежит в основе обучения и развития.
Воображение является психическим процессом, который выражается в:
- построении образа и результата деятельности человека;
- формировании программы общения и поведения в той ситуации, когда проблема является неопределенной;
- создании образа, которые не программирует, а заменяет деятельность;
- построении объекта, который соответствует описанию.
Важнейшей функция воображения является то, что оно позволит представить итоговый результат своей деятельности до ее начала. Благодаря этому происходит ориентация человека в процессе ее осуществления.
Поэтому когнитивные процессы, работая в комплексе, являются необходимым компонентом познавательной деятельности.
Когнитивные процессы — психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание).
Понятие «когнитивное»: когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.
Таким образом, по факту понятие «когнитивные процессы» получило похожее, но несколько иное значение. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.
Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.
К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.
Аффективные процессы — психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.
Например
Рациональное восприятие — это восприятие аналитическое, критическое, отличающееся от интуиции и живого впечатления. «Мороженое вкусное, но для больного горла это не вовремя. Откладываем!»
Рациональное понимание — понимание с помощью понятий и логики, в противоположность сопереживанию, эмпатии и вчувствованию, то есть эмоциональным, телесным и переживательным способам понимания.
Рациональное влияние — это объяснение и убеждение, обращающиеся к разуму человека. Внушение, эмоциональное заражение, якорение и другие средства, влияющие на человека не разумным путем, относят к иррациональным средствам влияния.
Рациональное мышление — мышление логическое и понятийное, или хотя бы направленное в эту сторону. Люди в процессе жизни и общения мыслят не всегда, вполне успешно обходясь чувствами, привычками и автоматизмами, но когда человек включает голову, он мыслит (по крайней мере пытается мыслить) рационально. Смотри Рациональное и иррациональное мышление
Когнитивные процессы и эмоции
Эмоции относят преимущественно к аффективным процессам, поскольку разумно промоделировать их сложно.
Какую эмоцию иногда выдаст женщина, не знает никто, включая ее саму…
С другой стороны, часть эмоций возникает вполне закономерно, вследствие понятных программ, устоявшихся привычек или определенной выгоды. В этом случае, такие эмоции — могут быть отнесены к когнитивным процессам, или, на другом языке, можно изучать когнитивную составляющую таких эмоций.
Рациональное и эмоциональное
О сложных взаимосвязях рационального и эмоционального см.>
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образова-ния «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери
Кафедра: Экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Психология и педагогика
Выполнила :
Студентка 2 курса 27-З группы
специальность: 080502.65
«Экономика и управление на
предприятии туризма и ГХ »
№ зачет. книжки _____064_______
Подпись:______________________
Руководитель :_________________
Оценка: _______________________
Дата:__________________________
Подпись: ______________________
Проверил: __________________
Тверь - 2008
Тема: «Общая характеристика когнитивных процессов»
Введение…………………………………………………………..…….3
Характеристика когнитивных процессов…………………..………....4
1. Ощущения………....………………………………………………..5
2. Восприятие………………………………………………………….6
3. Представление………………………………………………………7
4. Воображение…………………………………………………….......7
5. Память……………………………………………………………….8
6. Внимание…………………………………………………………….9
7. Мышление…………………………………………………………..10
Список использованной литературы………………………………..12
Введение
Человек является единственным сознательно действующим существом и прежде чем совершить какое-либо действие, какой-то поведенческий акт, он должен воспринять ситуацию, оценить ее, проанализировать, вспомнить свои цели и принять решение. А приняв решение, он продолжает сопровождать свою практическую деятельность целым набором психически - познавательных процессов. Характеристику этим процессам дают многие общественные науки, но наиболее полную эту характеристику им дает психология.
Когнитивная психология -- это научное изучение мыслящего разума.
Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов -- от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения.
Когнитивные процессы
Когнитивная психология изучает процессы приобретения, преобразования, представления, хранения и извлечения из памяти знания, а также то, как эти знания направляют наше внимание и управляют нашими реакциями.
При этом психология исходит из следующих процессов Когнитивная психология / Р. Солсо. -- 6-е изд. -- СПб.: Питер, 2006. :
Вне нас и независимо от нас существует объективная реальность
Эта реальность воздействует на наши органы чувств и создает тем самым субъективный образ этой реальности
В создании этого субъективного образа участвуют такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.
Каждый из этих процессов выполняет свою специфическую роль в общем познавательном процессе.
Познание идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, при этом практика является целью познания и критерием истинности полученного знания
Первая ступень познания, которая называется ступенью чувственного отражения, обслуживается ощущениями, восприятиями и представлениями. Вторая степень познания, которая называется ступенью абстрактно логического отражения, обслуживается преимущественно мышлением и речью. И обе эти ступени обслуживаются вниманием и памятью.
Благодаря функционированию Психологии и Педагогики, мы имеем возможность познать, запомнить не только то, что происходит в данный момент, но и то, что было когда-то давно, и то, что может произойти в будущем. По отношению к прошедшему - анализируем, к будущему - прогнозируем.
Для того, чтобы лучше понять любой познавательный процесс, помнить:
а) что это есть процесс отражения
б) что каждый познавательный процесс отражает нечто свое
в) отражает объективную реальность, когда есть контакт, и тогда, когда нет таких контактов
г) каждый познавательный процесс характеризуется некоторыми своими закономерностями, своей классификацией и местом в общем познавательном процессе.
Когнитивные процессы Современная психология: Справочное руководство/Под ред. В.Н.Дружинина. - М.:Инфра-М, 1999. (Справочники "ИНФРА-М") - это аспекты умственного «поведения», которые относятся к абстрактным манипуляциям с материалом. Термин обычно используется применительно к таким понятиям, как мышление, память и восприятие.
Когнитивные (познавательные) процессы - мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения.
Познавательные процессы - это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему
Самым простым познавательным процессом является ощущение. Ощущение - процесс отражения, сознания человека, отдельных свойств, признаков, качеств, предметов и объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение характеризуется порогами ощущений, минимальным и максимальным, адаптацией, последовательными образами, явлением контраста и т.д.
Зрение минимальная сила раздражителя (48 км)
Основные ощущения: зрительные, осязательные, вкусовые, звуковые, обонятельные. Ощущения обеспечиваются работой анализатора.
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Другими словами, восприятием называется процесс отражения в сознании человека в предметах и явлениях в целом, в момент их воздействия на органы чувств (стол, стул, окно и т.д.)
Из всех видом модальностей (зрение, слух, обоняние и др.) зрение стало для человека ведущей.
Восприятие обладает следующими свойствами:
1. Константность - относительное постоянство величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.
2. Предметность - выделение фигуры на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, предмет же имеет контур.
3. Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.
4. Обобщенность - отнесение образа к определенному классу предметов, имеющих название
5. Апперцепция - зависимость восприятия от особенностей личности человека, от его опыта.
Структура восприятия:
Структурированный материал запоминается лучше и быстрее.
«В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.
В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение)». Когнитивная психология / Р. Солсо. -- 6-е изд. -- СПб.: Питер, 2006
Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи.
Представление - это образ ранее воспринятых предметов и явлений и их свойств и качеств. Они могут быть преднамеренными, профессиональными. Могут быть представлениями памяти и воображения.
Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явления, с которыми он раньше не встречался.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Возможность «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности.
Выделяют следующие виды воображения:
Произвольные и не произвольные
Воссоздающие и творческие
Места человека
Человек использует следующие приемы:
Прием гиперболизации (увеличения и уменьшения чего-либо)
Акцентирование
Типизация
Соединение различных частей (агглютинация)
По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются. Проявлением пассивного воображения могут быть грезы, галлюцинации.
Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение создает образы, соответствующие описанию, проявляется при чтении литературы, рассмотрении чертежей и т.д. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Особым видом воображения является мечта Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. - М: Центр, 2003 как образ желаемого будущего. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
В основе памяти лежат ассоциации , или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию.
В структуре памяти выделяют три основных звена: запоминание воспринятой информации, ее сохранение и извлечение того, что сохранилось.
Одним из количественных показателей, позволяющих оценить продуктивность запоминания, является объем памяти, т.е. количество элементов, или единиц информации, которое человек может воспроизвести сразу после запоминания. В среднем объем непосредственной памяти колеблется от 5 до 9 единиц информации.
Забывание - это естественный и даже необходимый процесс, освобождающий память для новой информации. Процесс забывания происходит во время сна.
Способы запоминания могут быть разделены на две группы: мнемотехнические, используемые так, где материал не подлежит смысловому анализу или требуется специальное заучивание, и приемы, связанные с интеллектуальной работой над материалом.
К мнемотехническим приемам относится способ группировки материала. Другой прием - ассоциативный, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации.
Существуют два фундаментальных требования, без которых невозможна продуктивная работа памяти: 1) наличие мотивации, заинтересованности; 2) умение видеть и наблюдать.
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном и идеальном объекте.
По своему происхождению и способам осуществления выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает в этих случаях человека сама по себе, в силу своей увлекательности.
Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека.
Основные свойства внимания устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость и объем.
Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.
Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности.
Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий.
Переключаемость внимания - скорость перехода от одного вида деятельности к другому. Плохая переключаемость внимания приводит к рассеянности.
Объем внимания - это возможность одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов.
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ - мысленное разложение целого на части.
Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
Сравнение - установление сходства или различия между предметами или явлениями.
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки объекта, отвлекается от остальных.
Конкретизация - возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Список использованной литературы :
1. Когнитивная психология / Р. Солсо. -- 6-е изд. -- СПб.: Питер, 2006. -- 589 с.
2. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. - М: Центр, 2003. - 256 с.
3. Психология и педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2004.
4. Современная психология: Справочное руководство/Под ред. В.Н.Дружинина. - М.:Инфра-М, 1999. (Справочники "ИНФРА-М").
Подобные документы
Восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, характеристика и психологическое обоснование. Свойства и виды восприятия: пространства, движения и времени. Закономерности возникновения и развития восприятия, его физиологические основы.
реферат , добавлен 15.03.2011
Понятие и виды ощущений, их физиологическая основа. Основные свойства восприятия. Сущность, функции и свойства внимания и памяти как сложных психических процессов. Виды мышления и операции мыслительной деятельности. Воображение как психический процесс.
курс лекций , добавлен 12.02.2011
Характеристика ощущений, восприятия (произвольное, преднамеренное), представления, внимания, воображения, мышления (дедукция, аналогия), памяти (образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая) и речи как психических познавательных процессов.
реферат , добавлен 16.02.2010
Сущность внимания, его физиологическая основа. Понятие внимания в психологии. Произвольное и непроизвольное внимание. Виды, основные свойства, развитие концентрации у младших школьников. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание.
реферат , добавлен 15.11.2008
Высшие психологические функции (восприятие, ощущение, память). Виды, свойства внимания. Функции эмоций. Эмоциональные и психические состояния. Виды и формы мышления. Характеристики и свойства сознания. Понятие личности и индивида, типы акцентуаций.
шпаргалка , добавлен 10.11.2010
Понятие направленности и сосредоточенности сознания. Внимание как свойство психических процессов, его физиологические основы. Процессы в коре полушарий мозга: возбуждение и торможение. Ориентировочный рефлекс, произвольное и непроизвольное внимание.
реферат , добавлен 25.06.2009
Общие функции внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания. Возможность целенаправленного формирования внимания. Использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.
лекция , добавлен 12.09.2007
Формы и способы организации человеческой деятельности. Предмет познавательной деятельности. Основные характеристики внимания. Произвольное и непроизвольное внимание, его концентрация и распределение. Основные черты ощущения и восприятия человека.
курсовая работа , добавлен 03.01.2012
Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Сущность и особенности ощущений. Общая характеристика восприятий. Сущность воображения. Внимание, память, мышление, речь. Эмоциональные процессы и образования в психике человека. Эмоции, чувства, воля.
дипломная работа , добавлен 04.01.2009
Понятие, сущность и этапы развития внимания. Направленность и сосредоточенность. Виды (пассивное, послепроизвольное, произвольное и непроизвольное) и формы внимания (сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, моторное). Исследование и тесты на внимание.