Классный час по ПДД. Тематика классных часов по ПДД
Классный час по ПДД для начальной школы
Игра для повторения правил дорожного движения «Дорога в школу»
Цели : формировать правильное отношение к знаниям правил дорожного движения, как составной части здорового образа жизни; повторить лексику и правила русского языка на тему «Правила дорожного движения».
Ход занятия
1. В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа дорожных наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся туда. Как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем цели.
Представьте себе, что мы из школьного класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером беспрерывным потоком движутся трамваи, троллейбусы, автомобили. Четкая работа транспорта и безопасность движения зависит и от водителей, и от пешеходов. Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе дорожных наук.
Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подъедем. Вот и остановка. Вспомните, друзья, как нужно вести себя на остановке?
2. - Вот и остановка.
Подъехали автобус, троллейбус, трамвай.
Ребята, как вы будете заходить? Через какие двери?
В классе три ряда. Значит, ученики первого садятся в автобус, второго - в троллейбус, а третьего - в трамвай.
Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы дорожных наук. Уверена, это будут те, кто лучше знает правила движения и русского языка. Пожалуйста, занимайте места. Чтобы ехать было веселее, давайте поиграем. Отвечать будете хором.
От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы 1-го лица единственного числа:
переходить – перехожу
тормозить – торможу
бежать - ...
От существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:
переход – переходы
вездеход – вездеходы
поворот – повороты
пешеход – пешеходы
транспорт - ...
От глаголов единственного числа прошедшего времени образуйте глаголы 1-го лица единственного числа настоящего времени:
обгонял – обгоняю
пересекал – пересекаю
проезжал – проезжаю
регулировал - ...
От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:
ядро – ядра
ведро – ведра
бедро – бедра
метро - ...
Немножко поиграли и не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на асфальте. - Что это за полосы?
3. - Верно, переход. Вспомнить правила перехода нам поможет игра «Доскажи словечко».
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Где есть надпись... (переход).
Чтоб тебя я повез.
Мне не нужен овес.
Напои меня бензином.
На копыта дай резину.
Поднимая всюду пыль,
Побежит... (автомобиль.)
На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь... (велосипед).
Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись! Не зевай!
Отправляется... (трамвай).
Смело в небе пролетает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это? (Самолет.)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик - светофор,
Мы три родные брата.
Мы светим с давним пор
И взрослым, и ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий - красный цвет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро!
Красный свет продолжает гореть.
5. Чтобы зажегся зеленый, нужно придумать предложение со словом светофор. (Дети выполняют задание.)
Вперед вырвался троллейбус, у его пассажиров предложения были более интересными. А теперь посмотрим в окошко, как много людей на улицах. Все спешат по своим делам. И каждый соблюдает определенные правила. Идут только по тротуару. Только по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу, где ему вздумается...
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
На светофоре красный свет.
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!
Мне наплевать на красный свет!-
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
Где захочу, там перейду!
Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза:
Разиню пощади!
А вдруг бы заявил шофер: -
Мне наплевать на светофор! –
И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, где хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Да там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг.
5. - Ну вот, ребята, ваше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы дорожных наук. (Рисунок на доске.)
Но игра еще не окончена. Сейчас вы сдадите экзамен:
1) Пассажиры в автобусе.
Подберите прилагательные к существительным автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.
2) Пассажиры в троллейбусе.
Составьте словосочетания с глаголами переходить, запрещать, предупреждать, пересекать.
3) Пассажиры в трамвае.
Составьте предложения со словами тормози, скорость, колесо.
6. Итог занятия.
Классный час на тему «Правила дорожного движения»
Цель:
закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников. Способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки.
Задачи:
Образовательные:
активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
формирование умений выбирать рациональные способы выполнения работы;
закрепление правил дорожного движения;
формирование умений коллективной работы.
Воспитательные:
воспитать систему взглядов на окружающий мир;
воспитать способность следовать нормам поведения;
воспитать нормы социального поведения детей;
воспитать уважительное отношение к предмету.
Развивающие:
развитие речи, мышления, памяти;
развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности;
развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
План мероприятия:
1.Организационный момент. Слово учителя.
2.Выступления учащихся. « Это интересно знать…» (из истории правил дорожного движения).
3. Игра - конкурс дорожных наук.
2) Дорожные знаки.
3)Дорисуй дорожный знак.
4.Викторина. «Кто лучше знает?»
5. Автомульти.
6. Выступления детей.
7. Разгадай кроссворд (закрепление)
8.Заключение.
Научно-методическое обеспечение
Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с дорожными знаками, цветные карандаши или фломастеры, ручка –корректор (с белым цветом), кроссворд
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Это начался урок.
А урок расскажет всем
Как без бед и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.
Слово учителя.
В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы. Трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.
Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. У многих сбылись мечты. Машин становятся всё больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами – он может стать причиной несчастий.
Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.
А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.
Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания в целях профилактики детского – дорожного травматизма, именно в начале учебного года.
2. « ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ… »(из истории дорожного движения)- Рассказывают заранее подготовленные дети.
1 ученик . «В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает «дорога для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью».
2 ученик. В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
3 ученик. « Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду.
4 ученик. « У любого перекрёстка
Нас встречает светофор
И заводит очень быстро
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Жёлтый – лучше подожди!
Если свет зажегся красный-
Двигаться опасно!
Пускай пройдет трамвай.
Наберись и уважай
Правила движения. (Я. Пишумов)
Всем нам известен светофор. А знаете ли вы, как он появился?
…Своё происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. С помощью лебедки поднималась стрела с зелёным или красным диском. Чтобы не было столкновений, люди придумали промежуточный желтый свет. А в нашей стране светофор был установлен в 1929 году в Москве. Первыми светофорами управлял регулировщик».
Учитель : - Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Не заметить и не понять сигналы светофора просто невозможно.
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Наши верные цвета…(красный, жёлтый, зелёный)
3. «Своя игра».
(На экране таблица.)
В таблице пять видов вопросов разной степени трудности. Отвечая на вопросы, вы получаете соответствующее количество баллов. В конце определяется победитель.
1) «Тест»
1. Кто из сказочных героев правильно перешел бы улицу?
Мальвина
Буратино
Незнайка
Винни - Пух
2. На какой дороге машина лучше тормозит?
На мокрой
На обледенелой
3. Когда загорелся зеленый свет светофора, что ты будешь делать?
Посмотришь, нет ли поблизости быстроидущего транспорта
Пропустишь всех старушек и даму с собачкой
Побежишь со всех ног
Останешься стоять на месте
4. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?
Когда получишь права
Когда выйдешь на пенсию
С самого рождения
5. Как правильно перейти дорогу, выйдя из автобуса?
Обойти автобус спереди
Обойти автобус сзади
Перепрыгнуть
Пролезть под автобусом
2) «Дорожные знаки»
1. Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это… (Переход).
2. Что за тёмная дыра? |
||
|
3) «Дорисуй дорожный знак»
1. (перекресток со светофором)
2. (пункт первой медицинской помощи)
3. (движение без остановки запрещено)
4. (въезд запрещен)
5. (остановка запрещена)
4. ВИКТОРИНА. «Знание правил дорожного движения».
Обозначенное место для перехода проезжей части улицы. (Переход)
Определите, что это за знак, что он значит? В каких случаях ставится? (показать учащимся знаки «Въезд запрещен», «Движение на велосипедах запрещено», « Скользкая дорога», « Велосипедная дорожка», «Пункт питания», « Больница».)
Что обозначает зелёный свет светофора? (иди)
Человек, совершающий пешком движение по улице. (Пешеход)
Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе)
С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе? (с 14 лет)
Номер телефона скорой помощи.(03)
В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? (красный, желтый, зелёный)
Что обозначает красный свет светофора? (стоп)
Что обозначает желтый свет светофора? (внимание).
5. Автомульти.
Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
1. На чём ехал Емеля к царю во дворец?
(На печке)
2. Личный транспорт Бабы – Яги?
3. На чём летал Барон Мюнхгаузен?
4. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?
(Велосипед)
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?
(В карету)
6. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
7. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот
Задом наперёд, А за ним комарики…
На чём летали комарики?
(на воздушном шарике).
6. Выступление детей.
1 ученик.
Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения
Нужно помнить,
Нужно знать
Правила движения.
2 ученик.
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Много знаков надо знать!
Надо знаки уважать!
3 ученик.
Заучи закон простой,
Красный свет зажегся – стой!
4 ученик.
Желтый скажет пешеходу:
Приготовься к переходу!
5 ученик.
А зеленый впереди,
Говорит он всем – иди!
6 ученик.
Бурлит в движенье мостовая,
Денис увидел друга впереди:
Подумаешь, машины и …трамваи.
Ему б быстрей дорогу перейти.
Умею пробежать по мостовой,-
Подумал, побежал и …
Ой, чуть под машину не попал.
7 ученик.
Не пострадает только тот,
Кто ходит там,
Где пешеходный переход.
8 ученик.
Я проспект пересекаю,
Не спешу,
Не тороплюсь…
Я автобусов,
Трамваев
Совершенно не боюсь!
Потому что здесь подземный,
Безопасный,
Самый лучший переход!
9 ученик.
Полосатая лошадка,
Её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.
Она на улице у нас,
Здесь на перекрёстке,
Точно зебра в самый раз –
Переход в полоску.
10 ученик.
Мир, в котором мы живем,
Огорчает нас порой.
Сделать безопасной нашу жизнь
Очень нужно нам с тобой.
Давай друг друга уважать,
Простым законам подчиняться,
Тогда забудут про печаль и боль
И будут все вокруг смеяться.
7. Разгадаем кроссворд и вспомним основные понятия дорожной азбуки:
1) Полосатая лошадка,
Её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке –
По ней люди все идут. (ПЕРЕХОД)
2) По дорожке во дворе
Мчится Коля на коне.
Не машина, не мопед,
А простой. (ВЕЛОСИПЕД
)
3) Из края города в другой
Ходит домик под дугой. (ТРАМВАЙ)
4) Неживая, а идёт.
Неподвижна, а ведёт. (ДОРОГА
)
5) В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор,
Мы три родные брата
Наш домик -(СВЕТОФОР)
6) Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.(АВТОБУС
)
7) Чтоб дорогу перешёл ты
на зелёный свет,
Слушай наш совет:
- Жди! И увидишь перед ним ты
…............свет. (ЖЁЛТЫЙ)
8) По обочине дороги
Как солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем
Всё, что они нам велят. (ЗНАКИ
)
9) Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин… (ПЕШЕХОД
)
10) Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит день и ночь
Зелёный, жёлтый, … (КРАСНЫЙ
)
11)Ожидаешь ты посадки
На отведённой площадке,
Не нужна тебе сноровка,
Это место … (ОСТАНОВКА)
12)Не летает, не жужжит -
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Это дал завод ему:
И огни глядеть во тьму,
И колёса, и мотор,
Мчаться чтоб во весь опор. (АВТОМОБИЛЬ)
Какое ключевое слово разгадали? ОСТОРОЖНОСТЬ
Какой должен быть ваш путь от дома к школе?
8. Заключение.
Подведение итогов.
Учитель : Правда, ребята, если каждый человек соблюдал правила дорожного движения, меньше были бы слёзы и боль. Мы всегда должны их знать и выполнять. Вот они:
Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны. |
Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу. |
При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин. |
Переходи только на зелёный сигнал светофора. |
Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем. |
За городом безопаснее идти навстречу движущемуся транспортному потоку. |
Всегда обрати внимание на знаки и светофору… . |
Учитель:
Верю, что настанет день,
Когда любой прохожий
Будет показывать детям
Только пример хороший!!!
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Правила дорожного движения. М, 2004.
2. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987.
3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998.
4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД М:2004.
5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985.
6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,199.7
Темы дополнительных занятий по ПДД на классных часах (1-11 классы).
1 класс
Город, округ, где мы живем.
(Город, в котором мы живем. Его достопримечательности. Улицы микрорайона. Домашний адрес. Место нахождения школы.)
Что мы видим на дороге.
(Улица. Тротуар. Проезжая часть. Почему проезжая часть опасна)
Транспорт.
(Какой транспорт ходит в нашем городе? Какие вы знаете автобусные (троллейбусные маршруты)?
Мы идем в школу.
(Пешеход - кто это? Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу и обратно. Особенности движения пешеходов осенью и зимой).
Наши верные друзья.
(Что поможет безопасно перейти проезжую часть. «Зебра»,подземный пешеходный переход, Светофор, дорожные знаки, регулировщик дорожного движения).
Утренник. "Посвящение первоклассников в пешеходы".
(Методичка. Газета Добрая дорога детства № 16-17 (34-35)
август- сентябрь 2002 года)
Мы пассажиры.
(Общие обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки. Поведение в общественном транспорте).
Знакомство с дорожными знаками.
(Знакомство со значением некоторых, часто встречающихся в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков и указателей, а также с другими знаками и указателями, необходимыми пешеходу).
Где можно играть?
(Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Опасность игр у дорог).
Подведение итогов.
(Повторение знаний ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Особенности движения на загородных дорогах. Катание на велосипедах по улицам дачных поселков.)
2 класс
Улица полна неожиданностей.
(Как правильно переходить дорогу. Разбор конкретного маршрута)
Транспорт.
(Какой транспорт ходит в нашем городе? Остановки маршрутного транспорта в микрорайоне. Схематическое изображение микрорайона).
Правила поведения на улице.
(Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице - залог безопасности движения)
Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах.
(Наиболее опасные и безопасные места для движения пешеходов. Опасность зонтов, капюшонов).
Сигналы светофора.
(Назначение светофора, значение сигнала светофора. Пешеходный светофор).
6. Это должны знать все.
(Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и водителю)
Мы пассажиры.
(Где разрешается ожидать общественный транспорт. Как надо обходить стоящий трамвай, троллейбус, автобус? В чем опасность
внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего транспорта).
Дорожные знаки.
(Рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу, объяснить их значение. Рассказать о других дорожных знаках).
Тему можно раскрыть в форме игры, викторины или конкурса
рисунков.
Весенние дороги.
(Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение (тающий снег, гололед, туман, дождь). Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах).
Инструктаж перед летними школьными каникулами.
(Внимательность и осторожность при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на загородных дорогах).
3 класс
Мы идем в школу.
(Микрорайон в котором находится школа. Улицы вокруг школы. На каком транспорте можно доехать до школы? Остановки маршрутного транспорта рядом со школой
Я пешеход.
(Умение правильно выбрать наиболее безопасный путь. Как пройти по более сложному маршруту к школе. Где и как правильно перейти улицу? Не можешь сам перейти улицу - попроси взрослого помочь).
Осенние дороги.
(Лужи, грязь - препятствия дорожному движению. Плохая видимость в дождь и туман. Особая осторожность пешеходов на дорогах осенью. Инструктаж о безопасности движения во время осенних каникул).
Это должны знать все.
(Правила дорожного движения - закон для водителей и пешеходов. Примеры о последствиях нарушений ПДД. Какой вред приносят нарушители правил.)
Знатоки дорожных знаков.
(Какие существуют группы знаков, их символика и назначение).
Наши верные друзья.
(технические средства регулирования дорожным движением, дорожные знаки, пешеходные переходы и их виды, «ИДН» -искусственная дорожная неровность- «лежачий полицейский», светофоры и их виды, работа сотрудников ГИБДД).
Движение по улицам.
(Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правосторонне движение и история происхождения этого Правила. Перекрестки и их виды).
Тема может быть раскрыта практическим занятием и на конкретных
Примерах участников дорожного движения на улице около школы.
Что такое закрытый обзор.
(Дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешеходов за кустами, деревьями, стоящим или движущимся транспортом).
Дорожно-транспортные происшествия.
(Виды происшествий. Причины их возникновения. Как правильно вести себя на улице, чтоб не произошло несчастье).
Повторение пройденных тем. Инструктаж перед летними школьными каникулами.
4 класс
(Соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности пешеходов. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий, их причины).
Использовать материалы и статистику предоставленные отделом ГИБДД на августовском совещании.
Элементы улиц и дорог.
(Дорога, ее составные части- проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка, Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы подаваемые водителями транспортных средств. Одностороннее и двустороннее движение).
Безопасность пешеходов.
(Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. Распознание типичных «ловушек» на дорогах.)
Виды транспортных средств.
(Любой движущийся транспорт - угроза безопасности человека)
Погодные условия.
(Особенности движения водителей и пешеходов в зависимости от погодных условий и времени года).
Железнодорожный переезд.
(Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды).
Велосипед.
(Правила дорожного движение о правах и обязанностях велосипедистов).
Дорожные знаки.
(Викторина по знанию дорожных знаков).
Законы дорожного движения.
(Культура транспортного поведения, история дорожного движения и современность).
Повторение изученного материала. Инструктивная беседа перед летними школьными каникулами.
5 класс.
Транспорт.
(Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Как определить расстояние до приближающегося транспортного средства. Как безопасно перейти дорогу. Стоящий транспорт - как его обходить).
2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
(Предназначение и задачи решаемые ГИБДД).
Знаем ли мы Правила дорожного движения.
(Причины дорожно-транспортного травматизма. Невыполнение пешеходами правил дорожного движения, не соблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте).
4. Тормозной и остановочный путь.
(Понятие тормозного и остановочного пути. Может ли машина сразу остановиться. Тормозное расстояние).
Опасность для ребенка в дорожных ситуациях.
(связанных с закрытым обзором, испугом, ошибочным прогнозом, неожиданным выходом на проезжую часть).
Правила езды на велосипеде, мопеде.
(ПДД о правах и обязанностях водителей веломототранспорта основные правила езды и меры безопасности).
Культура поведения.
(ответственность за нарушения правил дорожного движения. Ребячество. Неправильное понимание геройства).
Погодные условия влияющие на безопасность дорожного движения.
(Особенности движения в осенне-зимний, весенний период года. Предметы мешающие обзору дороги).
Предупредительные сигналы водителя.
(оборудование автотранспорта специальными сигналами, их значение и порядок применения. Действия пешеходов при подаче сигналов поворота или специальных звуковых сигналов).
10. Итоговое занятие.
(Особенности движения водителей и пешеходов на загородных дорогах в темное и светлое время суток).
6 класс
Город как источник опасности.
(Современный город без светофоров, дорожных знаков, переходов возможно ли это? Особенности города. Автомобильное движение в современном городе. Пешеход на улицах города).
Культура дорожного движения
(Взаимная вежливость участников дорожного движения).
Дорожно-транспортный травматизм.
(Разбор причин дорожно-транспортных происшествий на территории округа. Условия способствующие возникновению ДТП с участием детей. Статистика детского дорожно-транспортного травматизма).
Использовать материалы предоставленные отделом ГИБДД.
Когда ты становишься водителем.
(Основные правила движения на веломототранспорте. Сигналы подаваемые при движении на велосипеде, мопеде.
Движение велосипедистов группами).
Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
(Знание требований дорожных знаков. Значение групп дорожных знаков. Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах)
Транспорт и дети во дворе.
(Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий во дворах жилого сектора. Меры предупреждения).
Основной принцип безопасности пешехода.
(Обзор дороги. Предметы мешающие видеть обстановку на дорог, в т.ч. предметы одежды и обихода (зонты, очки). Скрытые движущиеся автомобили. Погодные условия. Особенности перехода проезжей части по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам).
(Правовая ответственность - административное законодаительство. Плата за совершение нарушений - здоровье
и человеческая жизнь).
Итоговое занятие.
(Повторение пройденного материала. Безопасность в дни летних школьных каникул. Культура поведения на дороге).
7 класс
История создания средств организации дорожного движения.
(Светофор: создание и совершенствование. Современные конструкции светофора. Первый жезл для регулирования движения. Дорожные знаки и их модификация. Дорожная разметка.
Очевидцы ДТП и нарушений ПДД.
(Разговор о ДТП и грубейших нарушениях Правил дорожного движения на перекрестках и пешеходных переходах, увиденных глазами детей. Оценка детьми таких правонарушений. Возможные или действительные последствия происшествий).
Типичные «ловушки».
(Ситуации на дорогах способствующие возникновению происшествий. Закрытый обзор. Ошибочный прогноз. Пустынная улица. Отвлечение внимания.).
Специальное оборудование автотранспорта.
(Осветительные приборы, сигналы поворота. Специальные звуковые и световые сигналы. Опознавательные знаки транспортных средств (автопоезд, учебный автомобиль и т.д.)
Детский дорожно-транспортный травматизм.
(Основная причина детского дорожно-транспортного травматизма - неосознание опасностей последствий нарушений ПДД. Конкретные примеры и статистические данные. Ответ на вопрос- можно ли было избежать ДТП, как следовало правильно поступить ребенку?)
Культура дорожного движения.
(ПДД - составная часть правил культурного поведения человека в общественной жизни).
7. Общественный транспорт.
(Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация для пешеходов, находящихся на остановках общественного транспорта. Выход на проезжую часть при ожидании общественного транспорта в зоне остановки (особенно в дождливую, снежную погоду, при гололеде).
Я - водитель.
(Ваши действия за рулем при обнаружении опасности на проезжей части. Предупредительные действия за рулем, если в зоне видимости на тротуаре или на обочине стоит ребенок или пожилой гражданин).
Итоговое занятие.
(Особенности движения транспорта и пешеходов на загородных трассах в летний период года).
8 класс.
Россия - автомобильная держава.
(Автотранспортный цех России. Виды автотранспорта и перевозок. Зависимость безопасности на дорогах от количества автотранспорта. Сравнительные примеры с другими странами
Остановочный путь автомобиля.
(Составные части остановочного пути.Невозможность мгновенной остановки автомобиля. Труд водителя.
Транспорт- источник повышенной опасности)
Безопасность пешеходов.
(Изучение типичных опасных ситуаций. Выработка правильного поведения на улицах. Переключение внимания на зону повышенной опасности. Умение предвидеть и предугадать возникновение опасности).
ДТП и их последствия.
(Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия- повреждение внутренних органов, переломы, черепно-мозговые травмы, инвалидность).
Веломототранспорт.
(Основные правила и требования к водителям веломототранспорта. Особенности перевозки пассажиров).
Организация дорожного движения.
(Светофор - значит «несущий свет».Технические средства регулирования. Установка технических средств на улицах города)
(знаки, разметка, ИДН -лежачий полицейский и т.д.)
Работа сотрудников ГИБДД по организации дорожного движения).
Я и дисциплина.
(Нарушаете ли Вы требования ПДД, сознательно или ошибочно. Были ли Вы свидетелем грубейших нарушений ПДД близкими Вам людьми. Ваша реакция. Ваше общение и общение близких людей с сотрудником ГИБДД).
Реальная опасность для жизни и здоровья детей в дорожном движении.
(Предотвращение опасности для детей, создаваемой участниками дорожного движения: водителями, пешеходами, пассажирами. Навыки безопасного поведения на дороге).
Итоговое занятие.
(Повторение пройденного материала. Особенности движения в летний период в городе и загородм).
9 класс
Автомобильный транспорт.
(Транспорт как средство передвижения. Легковой, грузовой, специальный транспорт. Конструирование и изготовление надежных автомобилей, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств. Государственный технический осмотр).
2. Основы правильно поведения на улице и дороге.
(Спокойное и уверенное поведение на улице, самоконтроль за своим поведением в зоне повышенной опасности, наблюдение за дорожной ситуацией.)
3. Вандализм на дорогах и транспорте.
(Сколько стоит светофор? Повреждения дорожных знаков и указателей. Последствия их повреждений для участников
дорожного движения. Повреждения автотранспорта. Административная и уголовная ответственность).
4. Культура дорожного движения.
(Необходимое условие повышения безопасности дорожного движения - культурное поведение на улицах. Взаимная вежливость участников дорожного движения).
Ответственность за вред причиненный малолетними участниками дорожного движения.
(Ответственность несовершеннолетних за нарушения ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон автотранспорта).
Опасность на переходе, оборудованном светофором.
(меняющийся сигнал светофора, переход на только что загоревшийся зеленый сигнал, грубые нарушения ПДД со стороны водителей при проезде на красный сигнал светофора).
Опасность на нерегулируемом пешеходном переходе.
(неправильная оценка скорости и расстояния приближающегося транспортного средства, грубейшие нарушения ПДД водителями при проезде нерегулируемых пешеходных переходов)
Организация дорожного движения
(Проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и содержание дорог в безопасном состоянии).
Итоговое занятие.
(Как ты знаешь правила дорожного движения.)
10 класс
Культура дорожного движения.
(Повышение культуры транспортного поведения - источник снижения аварийности на дорогах России).
Причины дорожно-транспортных происшествий.
(Статистические данные по городу и округу. Бессмысленный риск своей жизнью и жизнью окружающих людей).
Правила дорожного движения и правила личной безопасности на дорогах.
(Предупредительные действия участников дорожного движения для предотвращение ДТП. Компенсация ошибок других участников движения своими предупредительными действиями).
Источник повышенной опасности.
(Ответственность юных водителей за нарушения ПДД)
(Пожилые люди и дети в условиях Мегаполиса)
Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
(Мужская профессия. Романтика и будни. Дирижер Московских улиц).
Опасные ситуации на дорогах.
(Отвлечение внимания от дороги.Автобус на противоположной стороне. Переход проезжей части, с ожиданием на разделительной полосе. Правильная оценка скорости транспорта и времени для перехода.)
Подготовка водительских кадров.
(условия обучения и сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Воспитание грамотных участников дорожного движения.)
Итоговое занятие.
(Повторение пройденного материала. Профилактический рейд ГИБДД « Здравствуй, лето!»)
11 класс
(Изменения и дополнения в действующие правила дорожного движения).
Ответственность за нарушения ПДД.
(Уголовная и административная ответственность. Наложение административных взысканий на пешеходов. Гражданская ответственность за причиненный вред).
Город твоими глазами.
(Недостатки в организации дорожного движения, делающие передвижение учащихся по улицам опасным).
Агрессия на дорогах.
(Причины вызывающие агрессию у участников дорожного движения. Меры по снижению собственной агрессии - отказ от соперничества и терпимое отношение к ошибкам других участников движения, отказ при необходимости от своего приоритета).
Современный водитель и пешеход.
(Скоростной автотранспорт. Физические требования к современному водителю. Значение вежливости, дисциплинированности, предупредительности, аккуратности для обеспечения безопасности движения транспортных средств. Воспитание грамотных и уважительных участников дорожного движения).
Внимательность на дороге при подготовке к выпускным экзаменам.
(Ничто не должно отвлекать внимание от зоны повышенной опасности - дороги. Навык переключения на самоконтроль).
Сценарий
классного часа
по ПДД
Шаповалова А.Н.
учитель начальных классов
МБОУ ОСОШ № 2
п. Орловский
Ростовская обл.
2012-2013 уч.г.
Классный час для начальной школы
"Правила дорожного движения"
Сценарий может так же подойти для летнего лагеря.Перед классным часом провести конкурс рисунков "Мой товарищ светофор" (Светофор будет вручать грамоты и благодарности за участие в конкурсе).
Звучит песня "Чему учат в школе" В.Шаинского.
Учитель:
Так чему же учат в школе?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель:
Сегодня в нашей школе мы поднимемся на необычную ступеньку -
Ступеньку безопасности.
А поговорим мы с вами о правилах дорожного движения.
Что бы вы могли сказать об этом?
Правила для пешеходов и водителей транспорта одинаковы?
Какой девиз вы бы предложили общий для пешеходов и автомобилистов?
Конечно, быть внимательными и уважать друг друга.
К нам в гости идут дорожные знаки. Встречайте их! (звучит музыка).
Правила дорожного движения выучите все без промедления.
2 ученик:
Чтоб в беду вам не попасть,
Не гоняйте дети мяч
По дороге мостовой!
Эй, с мячом, куда? Постой!
3 ученик:
На велосипеде по дороге нельзя кататься,
Если хотите здоровым остаться!
4 ученик:
Эй, веселый народ!
Помните про "Переход".
Он, как зебра полосатый,
Верный друг для вас, ребята!
5 ученик:
Я знак особый - "Дети".
За вас за всех в ответе.
И вы при этом знаке тоже
Будьте предельно осторожны.
Учитель:
Спасибо вам, дорожные знаки!
А вы, ребята, какие дорожные знаки знаете? Вы со мной поиграете?
(открывает таблицу, кто из ребят больше правильно назовет знаков, получает медаль).
Учитель:
Поздравляю ребят, которые принимали активное участие в игре "Дорожные знаки".
Ой, по-моему, к нам идет желанный гость!
(звучит грустная мелодия и в класс входит Светофор)
Светофор:
Здравствуйте, ребята!
Я к вам спешил, бежал,
Извините, что немного я сегодня опоздал.
Учитель:
Что случилось?
Отчего ты грустный, светофор?
Светофор:
Со мною сегодня беда приключилась,
Утром тихонько дверь отворилась,
Баба Яга на ступе ко мне прилетела,
И помешать мне гореть захотела.
Все огоньки мои украла,
И все вокруг темно и грустно стало.
Пешеходам и машинам не смогу я помогать!
Я не знаю, я не знаю -
Огоньки где отыскать?
Учитель:
А какими огнями светится обычно светофор? Ребята, вы знаете?
(дети отвечают)
А друзьям, попавшим в беду, вы помогаете?
(дети отвечают)
Не печалься, светофор, ребята тебе помогут.
Баба Яга из сказки прилетела?
А в русских народных сказках говорится о том, что надо сделать три добрых дела, чтобы победить зло.
Готовы? (дети отвечают)
1.Чтоб колдовство нам победить
Надо внимательными быть.
Дружно, бойко отвечать,
Ничего не забывать.
Чтоб говорят нам огни светофор?
(дети отвечают)
Все про огоньки мы знаем,
А теперь все поиграем.
Игра "Светофорные огни"
Учитель поднимает попеременно красный, зеленый, желтый флажки. Ребята на красный стоят, на зеленый прыгают, на желтый приседают.
Чтоб все вам точно знать
Приглашаю танцевать.
Танец "Светофорный"
Внимательный проворный.
Звучит любая полька: дети двигаются по кругу (зеленый флажок), дети приседают (на желтый), стоят (на красный).
Учитель:
Спасибо, ребята, вы с честью справились с первым заданием.
Светофор:
Ой, смотрите, у меня загорелся огонек. Один цвет уже вернулся. (загорается……)
Учитель:
Не волнуйся, светофор,
Мы поможем тебе вернуть и два других.
Задание второе:
Вот, ребята, загадка
Внимательно подумайте и дайте нам отгадки.
1.На колесах едет дом,
Много там окошек в нем.
Рельсы дому не нужны,
Вы назвать его должны.
Дети говорят (троллейбус или автобус).
2.Все дорогу переходят,
Иль под дорогу все уходят.
Он ребятам помогает,
Безопасно провожает.
По нему народ идет,
Он дорожный ……………..(переход)
3.Нарисована труба,
Перечеркнута она
Тут кричат, иль песни петь
Нет, ребята,…………………………..(не шуметь)
4.На перекрестках он весит,
Огнями разными горит.
Ему послушны "Лада", "Форд"
Это, дети ……… (светофор)
Светофор:
Что за чудо, господа!
Посмотрите вы сюда…
Еще один загорелся свет,
Бабке Ежке наш ответ!
Учитель:
Славно, ребята, вы потрудились,
У светофора загорелись два огонька: красный и желтый!
Осталось выполнить последнее задание,
Чтобы загорелся какой глазок?
(дети отвечают)
Последнее задание
Играют команды. Вот набор для первой, вот для второй.
Необходимо по деталям выложить
две картины. Начали! Кто быстрее?
Звучит песня "Веселые путешественники" муз.Старокадомского сл.С.Михалкова - дети собирают мозаику и получают машину и велосипед (или трамвай и троллейбус или автомобили).
Учитель:
Трамвай надо обходить с какой стороны (спереди)
А автобус (сзади)
И троллейбус?
Где можно кататься на велосипеде?
(только по пешеходной дорожке)
Под какой огонек светофора
Можно переходить? (зеленый)
Светофор:
Спасибо, ребята!
Зеленый огонек загорелся
Вы настоящие друзья!
Мы вместе победили
Колдовство Бабы Яги
И вернули мне волшебные огни! За это я дарю вам вот эту волшебную книгу "Азбуку безопасности". Вы ее хорошенько изучите и смело все дороги проходите!
Учитель:
А для начала запомните (плакат со словами)
Для тебя горят они -
У светофора огоньки
Красный - стой
Желтый - жди
А зеленый - проходи!
Все:
Это должен каждый знать
Обязательно на "пять!
Учитель:
Мы сегодня со светофором и помощниками поднялись на важную ступеньку знаний, на ступеньку безопасности.
Счастливо вам и безопасного пути по дорогам родного города!
Звучит песня "Вместе весело шагать" В.Шаинского.
Используемые материалы: - песня «Вместе весело шагать» , В.Шаинский. - стихи из сборника «Воспитание в начальной школе», 2002г., Москва, «Просвещение» - фото из классного альбома 1»А» класса (все фото учащихся размещены с согласия их родителей).
1.Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
2.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Развивать творческие способности детей.
Задачи:
познакомить с историей возникновения дорожных правил;
углублять знания учащихся о правилах дорожного движения;
научить различать дорожные знаки;
повторить правила уличного движения для пешеходов;
развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Ход мероприятия
– Здравствуйте ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен правилам дорожного движения.
– А для чего нужно знать правила дорожного движения?
Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.
– Послушайте немного об истории правил дорожного движения.
История строительства дорог и информация об особенностях движения по ним уходит в далекое прошлое. В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.
– Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).
Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивались, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару.
– Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.
– Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).
– Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).
– В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара. В кажущейся суматохе движения транспорта есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – “Правила дорожного движения”.
Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, – намного проще. Но и тогда знать их обязаны были все. Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось: “В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности”. Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.
Характерно, что сведения о дорогах и дорожных знаках обнаруживаются археологами и в других странах. Так, например, самый старый в мире знак найден на дороге неподалеку от итальянского города Ливорно. Археологи откопали здесь камень, на котором на латинском языке было написано: “Это место опасно”. В одном из городов Англии с древнейших времен сохранился здоровенный булыжник с указанием расстояния до ближайшего населенного пункта. Таким образом, и этот знак стал прообразом указателей расстояния.
Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей.
Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю – приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети)
У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что, здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен)
Следующая группа – предписывающие знаки . У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
Рис.3
Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.Я привык к велосипеду
И на нем я смело еду.
(Велосипедная дорожка)
Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте.
(Пешеходный переход)
– Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.
Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.
Еще есть знаки сервиса , информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.
Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей)
Знаки дополнительной информации (таблички), которые применяются для уточнения или ограничения других знаков.
Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста.
Почему? (Ответы детей)
А теперь мы посмотрим, насколько хорошо вам известны правила дорожного движения.
Класс делится на 2-3 команды (в зависимости от числа учащихся).
С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.
Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.
- Конкурс “Знаете ли вы?”
Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.
1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)
4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)
5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)
6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)
7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)
8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)
9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)
10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)
11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)
12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)
13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)
14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).
15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).
16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).
18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).
19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).
20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).
21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).
22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).
23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).
24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).
25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).
28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).
2.Конкурс капитанов
1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)
2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)
3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)
3. Конкурс “Найди нарушения”
Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти.
4. Конкурс “Угадай знаки”
Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:
-
пешеходная дорожка;
движение запрещено;
опасный поворот;
обгон запрещен;
велосипедное движение запрещено;
5. Конкурс “Дорожная ситуация”
Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации.
Ситуации:
1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?
2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?
3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?
4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?
6. Загадки
Посмотри, силач какой: На ходу одной рукой Останавливать привык Пятитонный грузовик. (Милиционер) |
Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед. ) |
Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. (троллейбус) |
По обочине дороги Как солдатики стоят, Все мы с вами выполняем То, что нам они велят (Знаки) |
Не живая, а идет Неподвижна, а ведет. (Дорога) |
Где ведут ступеньки вниз, Ты спускайся, не ленись. Знать обязан пешеход: Тут …? (подземный переход!) |
Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горит и день, и ночь – Зеленый, желтый, красный (Светофор) |
Полосатые лошадки Поперёк дорог легли- Все авто остановились Если здесь проходим мы. (Переход-зебра) |
Дом по улице идет, На работу нас везет, Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус) |
7. Задачки
1. Представьте себе, что ты – водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей – поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса ? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)
2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город ? (1 – мальчик)
3.На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км.
Сколько километров проехал велосипед? (5 км)
В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты.