Как получить статус беженца в российской федерации. Как, где и зачем получать статус беженца в России
1. Признание лица беженцем по российскому праву.
Беженец -- это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
РФ не предоставляет статус беженцам лицам:
в отношении, которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
которые совершили тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ и до того, как они были допущены на территорию РФ в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженца;
которые виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
за которыми компетентные власти государства, в котором они проживали, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого
государства;
которые в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;
которые покинули государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Признание лица беженцем предусматривает:
обращение с ходатайством о признании беженца;
предварительное рассмотрение ходатайства;
принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
рассмотрение ходатайства по существу;
принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженца.
Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:
в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию РФ;
в пост иммиграционного контроля ФМС России, а при его отсутствии в орган пограничного контроля ФПС России в пункте пропуска через Госграницу РФ при пересечении границы данным лицом;
в орган пограничного контроля, или в территориальный орган внутренних дел, или в территориальный орган ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Госграницы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу;
законном основании на территории РФ Чиркин В.Е. «Конституционное право России»-Учебник; 2-ое издание; Москва; Юристь; 2003 г. стр. 127..
Ходатайство, поданное в орган пограничного контроля, передается в пост иммиграционного контроля, а ходатайство, поданное в орган пограничного контроля или территориальный орган внутренних дел при вынужденном незаконном пересечении границы, передается в пост иммиграционного контроля или территориальный орган ФМС России.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке:
ходатайство лица, находящегося вне пределов территории РФ, предварительно рассматривается дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления ходатайства;
ходатайство лица, находящегося в пункте пропуска через Госграницу РФ или на территории РФ, предварительно рассматривается постом иммиграционного контроля или территориальным органом Федеральной миграционной службы в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства.
Решение о выдаче свидетельства принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом ФСМ России.
Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства в течение пяти рабочих дней направляются в Федеральную миграционную службу для выдачи свидетельства и рассмотрение ходатайства по существу
При принятии решения о выдаче свидетельства пост иммиграционного контроля или территориальный орган ФМС России оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании его беженцем. Сведения о членах семьи лица, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей, а при отсутствии родителей в свидетельство опекуна либо в свидетельство одного из членов семьи, добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет. Лицу, ходатайствующему о признании беженцем, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, также вручается свидетельство. Свидетельство является основанием для регистрации в установленном порядке лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел, а также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения и предоставления им предусмотренных законом прав и льгот.
Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных законодательством. Беженцу, достигшему возраста восемнадцати лет, а также беженцу, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, выдается удостоверение установленной формы, которое является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Удостоверение является основанием для регистрации беженца и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел.
Лицо признается беженцем на срок до трех лет с правом дальнейшего продления на каждый последующий год. В случае отказа в признании беженцем решение об отказе вручается или направляется лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения. Лицо, получившее уведомление об отказе в признании беженцем, и не использующее право на обжалование решения об отказе в признании беженцем обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе.
2.Права и обязанности беженцев в РФ.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации. Кроме того, лица, получившие статус беженца, имеют право на содействие в оформлении документов для въезда на территорию России в случае их нахождения вне ее пределов. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливается, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В случае необходимости сотрудники представительства Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом оказывают лицам, признанным в официальном порядке беженцами, необходимую помощь в оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию.
Лицам, получившим статус беженца, оказывается содействие в обеспечении проезда и провоза багажа от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания. Это право реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания». Беженцы имеют право на медицинскую и лекарственную помощь. Более широкое регулирование эта проблема получила в нормативных актах субъектов Федерации. Так, в региональной миграционной программе Краснодарского края на 1996 - 1997 гг., утвер-жденной Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 апреля 1996 г. № 295-П «Кубанские новости» 1996 г. № 129 16 июля 1996 г. существует специальный раздел, озаглавленный «Обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных мигрантов». В связи с тем, что проблемы миграции оказывают существенное влияние на санитарно - эпидемиологическую обстановку в крае и сопровождаются повышением нагрузки на существующую лечебно - профилактическую сеть, а также в целях эффективного решения вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных мигрантов, Программа предусматривает проведение целого комплекса мероприятий, в числе которых: организация и устройство при пунктах первичного приема и размещения мигрантов санитарных пропускников для проведения обязательные медицинских осмотров мигрантов; оказание медицинской помощи, обеспечение вынужденных мигрантов медицинским страховым полисом; определение порядка обеспечения нуждающихся мигрантов лекарственными препаратами.
Кроме того, в рамках Программы предусматривается проведение оценки, анализа и прогнозирования санитарно - эпидемиологической обстановки и состояния здоровья вынужденных мигрантов, а также местного населения, в том числе: оценка уровня загрязненности на территориях временного и постоянного размещения вынужденных мигрантов; оценка влияния заболеваемости прибывших вынужденных мигрантов на состояние здоровья жителей края.
Предупреждение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди вынужденных мигрантов и населения края предполагает совершенствование контроля за выполнением мероприятий санитарно - эпидемиологической безопасности; выделение средств для обеспечения вынужденных мигрантов достаточным количеством вакцин, моющих и дезинфицирующих средств; организацию прививочной работы среди мигрантов.
Так, в соответствии с распоряжением главы администрации Ставропольского края от 24 марта 1993 г. N 145-Р «Об обеспечении иммунизации прибывших в край беженцев и вынужденных переселенцев» в целях разработки системы мер по санитарной охране территории края от заноса и распространения конвенционных и других особо опасных инфекций предусматривается своевременное выявление больных и обеспечение иммунизации прибывающих в край беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим управлению здравоохранения администрации края поручено организовать принятие на учет прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в медицинских учреждениях по месту жительства, оказание медицинской помощи и проведение иммунизации, в первую очередь детей, согласно действующим директивным документам.
Для обеспечения решения этих задач главам администраций районов и городов края разрешено проводить регистрацию и выдачу удостоверений беженцам и вынужденным переселенцам только после принятия их на учет в территориальных медицинских учреждениях по месту предполагаемого проживания. Им также поручено представлять ежемесячно для сверки списки зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев территориальным медицинским учреждениям по месту предполагаемого проживания.
Лица, признанные в официальном порядке беженцами, имеют также право на получение содействия в направлении их на профессиональное обучение или трудоустройство и работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ) Собрание законодательства РФ 1996 г. № 17 ст. 1915 подчеркивается, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К данной категории лиц этим Законом помимо прочих отнесены также беженцы, для которых предусматриваются дополнительные гарантии в сфере занятости.
В отношении трудоустройства беженцев российским законодательством предусматриваются отдельные изъятия, касающиеся их права заниматься определенными видами деятельности и занимать определенные должности. Так, например, в соответствии с российским законодательством беженцы, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не могут занимать выборные и другие должности в государственной и муниципальной службе, работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных или морских судов и т.д.
Лица, получившие статус беженца, имеют право на получение социальной помощи со стороны государства. По сравнению с вынужденными переселенцами объем их прав несколько ограничен в связи с тем, что они не являются гражданами Российской Федерации. Тем не менее в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов для них предусмотрены определенные меры социальной помощи и поддержки. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1996 г. N 162-ФЗ) Собрание законодательства РФ. 1995 г. №21 Ст.1929, 1997№ 1 ст. 3. беженцам так же, как и гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.
В случае признания иммигранта беженцем в Российской Федерации ФМС России и ее территориальные органы совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают ему содействие в расселении и адаптации.
При расселении и адаптации учитываются особенности беженца (этнические, социально - психологические и другие), а также экономические возможности принимающих субъектов Российской Федерации.
Беженцу при расселении определяется место жительства и предоставляется жилое помещение из специального жилищного фонда, которым он может пользоваться только в период действия статуса беженца в Российской Федерации. При этом на семью выделяется лишь одно жилое помещение.
Помимо прав за беженцами закрепляется целый ряд обязанностей. Некоторые из этих обязанностей распространяются на них в силу их пребывания на территории России, пользования ее зашитой и покровительством. Так, обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство распространяется на всех граждан Российской Федерации, в том числе и вынужденных переселенцев, а также беженцев. Вместе с тем существуют и специфические обязанности, предусмотренные только для данной категории лиц.
Так, при перемене беженцем места пребывания он обязан сняться с учета в ФМС России или в соответствующем территориальном органе, к которому он был прикреплен, и в семидневный срок после переезда (исключая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальный орган ФМС России по новому месту жительства.
Постановка на учет ФМС России или ее территориальным органом является основанием для регистрации беженца в органах внутренних дел по месту его пребывания.
В случае необходимости для поездок беженца за пределы Российской Федерации ФМС России оформляет ему проездной документ беженца установленного образца. За выдачу проездного документа с беженца взимаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственная пошлина и оплата стоимости бланков в размерах, равных оплате при получении заграничного паспорта.
3. Лишение статуса беженца.
Статья 9 Закона перечисляет основания, по которым лица утрачивают или лишаются статуса «беженца». Понятия «утрата» и «лишение» имеют разное значение. Лишение статуса беженца следует рассматривать как санкцию со стороны государства за неправомерное поведение. Что касается утраты статуса беженца, то она происходит в силу обстоятельств, связанных с волеизъявлением самого лица. К их числу относится получение лицом разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, приобретение российского гражданства либо гражданства иного государства, добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности и иные, предусмотренные законом обстоятельства.
Лицо лишается статуса беженца по следующим основаниям:
если оно совершило преступление на территории России и осуждено за него по вступившему в силу приговору суда;
умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем в Российской Федерации.
Лицу, утратившему статус беженца либо лишенному данного статуса, вручается соответствующее уведомление с указанием причин принятого решения и порядка его обжалования. Данный документ вручается ему тем органом, который принимал решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной службой России либо ее территориальным органом. Уведомление должно быть вручено не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом беженец обязан возвратить свое удостоверение. Лицу, чей статус беженца в Российской Федерации утрачен или лишенному его в силу причин, изложенных в настоящей статье, предлагается выехать за пределы России в месячный срок совместно с членами его семьи. В случае отказа от добровольного выезда иммигрант депортируется из Российской Федерации. Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем, либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Лицо, обжаловавшее решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории РФ. Лицо, лишенное статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, подлежит выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Кроме того, можно выделить следующие причины лишения статуса беженца: после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ; если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело; если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований; если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть, в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для оставления государства, более не существуют; если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, в данном государстве более не существуют.
Таким образом, лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца и не использующее право на обжалование такого решения, а так же не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ, обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца Баглай М.В. «Конституционное право РФ» ;Учебник для вузов; 3-е издание; Москва; Издательство НОРМА; 2001 г. Стр. 292..
4. Гарантии лица, получившего статус беженца.
В соответствии со ст. 33 Конвенции о статусе беженцев запрещается высылка беженцев или их принудительное возвращение в страны, из которых они прибыли, где их жизни или свободе угрожает опасность из-за их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Однако это правило может не применяться к беженцам, которые представляют реальную угрозу безопасности страны их пребывания либо осужденным вступившим в силу приговором суда за совершение особо тяжких преступлений. Этот же принцип невысылки в страну
своего прежнего местожительства (получивший в международном праве на-звание «non - refoulement») подтвержден и в Протоколе 1967 года. В той или иной мере это провозглашено и в Конвенции ООН против пыток 1984 года, а также в некоторых региональных документах. Так, п. 3 ст. II Конвенции ОАЕ по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке 1969 года объявляет, что «ни одно лицо не должно подвергаться.... таким мерам, как отказ в приеме на границе, возвращение или высылка, которые вынудили бы его вернуться на территорию, где его жизнь, личная неприкосновенность или свобода могут оказаться под угрозой...».
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств.
Решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Срок подачи жалобы не должен превышать:
один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме;
три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.
До принятия решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, и члены его семьи имеют права и выполняют обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в части, не противоречащей настоящему правовому положению данных лиц.
Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем, либо лицо, получившее уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным настоящим законом, и использовавшее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца в соответствии с настоящей статьей, обязано покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
Получить статус беженца в Европе из России возможно по общим правилам, действующим для всех ищущих убежище. В разных странах условия предоставления статуса несколько различаются, поэтому в качестве примера мы опишем процедуру оформления беженцем в Германии.
Основания для получения статуса
Стать беженцем в Германии можно по следующим причинам:
- Преследования по расовому, национальному, половому, религиозному, социальному, политическому признаку.
- Грубое нарушение прав человека.
- Обоснованные опасения за здоровье и жизнь из-за преследований, гонений.
- Преследование организованной преступности или властей из-за предпринимательской деятельности.
В последнее время ситуация с беженцами в Германии значительно обострилась. Поэтому для получения убежища нужно доказать, что вышеуказанные причины действительно присутствовали.
Основания для отказа
Статус беженца не предоставляется в таких случаях:
- Наличие фактов уклонения от воинской службы, судимостей.
- Выезд за пределы родной страны из-за голода, нищеты, болезней, гражданской войны, боевых действий.
- Страх возвращения в родную страну, если он не обоснован указанными выше причинами.
- Не установлена связь между преследованиями и выездом за пределы своей страны.
- Не доказан факт преследования заявителя по какому-либо признаку.
- Прибытие из «безопасной страны», в которой возможно получить убежище.
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
или по телефону:
Порядок действий
Подавать запрос на получение статуса можно только на границе Германии или на ее территории. Делать это из другой страны нельзя. Посольство ФРГ и консульства такими вопросами не занимаются. Далее описаны все этапы действий, необходимые для получения статуса.
Подача запроса
Сделать это можно непосредственно на границе. Но для этого нужно иметь немецкую визу. В противном случае власти имеют право отказать заявителю, обосновывая свое решение положениями Дублинской Конвенции. На границе запросы подают те люди, которым по какой-либо причине отказали в пребывании на территории ФРГ. Существует высокая вероятность того, что заявителя направят в закрытый лагерь для беженцев.
Отказ наверняка последует, если человек прибыл сухопутным путем из страны, которая граничит с Германией. Факт такового прибытия свидетельствует о свободе перемещения и отсутствии опасности.
Очень желательно сохранять все билеты, чеки и другие бумаги, которые могут подтвердить пребывание и перемещение на территории ЕС.
Запросы принимаются:
- Сотрудниками погранслужбы.
- Полицией в отделении.
- Региональными отделениями Федерального Ведомства по делам беженства и миграции (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge).
- Отделениями Управления по делам иностранцев (Ausländerbehörde).
Претендент на получение статуса не может самостоятельно выбирать, в какое ведомство обращаться. Его направляют сотрудники погранслужбы. Обязательным к предъявлению на этом этапе является лишь документ, подтверждающий личность.
Заявление подается письменно или в устной форме. Если заявитель не знает немецкого языка, ему предоставляют переводчика. Важно четко и подробно рассказать о себе, причинах выезда из родной страны, о преследованиях. Пограничники осмотрят вещи, проверят самого человека и отправят его на собеседование.
Собеседование
Самый важный этап для кандидата на статус беженца. Интервью проводит представитель Федерального Ведомства. На нем также может присутствовать адвокат кандидата и переводчик. Женщины имеют право требовать, чтобы с ними общалась также женщина. Инвалиды могут воспользоваться услугами сурдолга, психолога или другого медицинского специалиста по необходимости.
Заявитель должен предоставить неоспоримые доказательства факта преследования. В последнее время в ФРГ это проверяется довольно жестко, хотя еще несколько лет тому назад требования были мягче. В качестве доказательств можно использовать видео, фотографии, медицинские справки.
Все вопросы и ответы фиксируются в протоколе. Сотрудник Федерального Ведомства попросит предъявить документы, подтверждающие факт преследований, нарушений прав человека. Также задаются вопросы о биографии заявителя, его семье, работе, образовании. Проверяется и маршрут, по которому человек прибыл в ФРГ. Рекомендуется заранее подготовиться к собеседованию и продумать ответы на вопросы. После окончания интервью изменения в протокол не вносятся.
После завершения общения заявителю предоставляют протокол для ознакомления и подписи. При необходимости весь текст прочитает переводчик.
Принятие решения
После собеседования специалисты Федерального Ведомства будут рассматривать дело в течение нескольких недель. Есть несколько вариантов вынесенного решения:
- Предоставление статуса беженца (Flüchtling). Дает право на трехлетнее проживание в ФРГ и социальное обеспечение. Государство предоставляет беженцам материальную поддержку, жилье, питание, право на учебу и трудоустройство, медицинскую помощь. Если беженец не может найти работу, он получает ежемесячное пособие по безработице в размере 385 евро.
- Предоставление «малого убежища». Этот статус также предусматривает государственную помощь, но с некоторыми ограничениями.
- Предоставление «убежища по гуманитарным мотивам». Обычно такой статус присваивают весьма неохотно. Зато можно рассчитывать на проживание на территории ФРГ и некоторую социальную поддержку.
- Отказ и депортация в «безопасную страну». Обжаловать его можно в суде, подав апелляцию и ходатайство о приостановлении решения. Желательно задействовать для этого представителей общественных организаций, немецких юристов.
- Отказ в предоставлении убежища. В таком случае человек просто должен как можно быстрее покинуть пределы Германии.
Применение Дублинской Конвенции
В соответствии с нормами Дублинской Конвенции, в некоторых случаях власти ФРГ разрешают проживание на своей территории и без статуса беженца. Но это временное разрешение. Когда будет установлено, что человек больше не нуждается в проживании на территории Германии, его обяжут покинуть страну.
Нормы Дублинской Конвенции применяются в таких случаях:
- Страна, из которой прибыл человек, отказывается принимать его.
- Необходима срочная медицинская помощь.
- Отсутствуют какие-либо документы или человек не может подтвердить свое гражданство.
- В родной стране идет война, или с ней отсутствует транспортное сообщение.
Если ситуация в родной стране накаляется до предела, люди ищут спасения в других государствах. Статус беженца или временное убежище в основном стремятся получить граждане СНГ. До настоящего времени российские власти выдали этот статус примерно 400 000 человек.
Отличия статусов
Иногда беженцев называют вынужденными переселенцами. Однако между этими категориями граждан есть существенное отличие. Беженцем могут признать исключительно гражданина/подданного другой страны, тогда как вынужденный переселенец - это обычно гражданин страны, в данном случае – России.
Как правило, к переселению человека вынуждают преследования по расовому, национальному, религиозному или другому признаку. Им могут подвергнуться:
- граждане РФ, проживающие за рубежом или в России;
- иностранцы и апатриды, проживающие в РФ.
Статус вынужденных переселенцев гарантирует право на социальную и материальную помощь в рамках государственных программ.
Чем отличается статус беженца от временного убежища? Беженцем могут признать гражданина другого государства, который:
- боится подвергнуться преследованиям по вышеупомянутым признакам и вынужден спасаться вне своей страны;
- не может / не хочет обратиться к своей стране за защитой;
- находясь за пределами своей страны, не может/не хочет возвращаться вследствие этих опасений.
Этот статус предоставляется на неограниченный период. Каждые полтора года личное дело беженца пересматривается и его статус либо сохраняется, либо утрачивается. Негативное решение можно обжаловать в ГУВМ МВД (ранее – ФМС) или в суде: в это время заявителя не могут выслать из России.
Альтернатива и выбор статуса
Временное убежище - это право иностранца находиться на территории РФ, если у него есть основания для признания беженцем, но он ограничивается лишь просьбой о разрешении на временное пребывание в России. Если таких оснований нет, из соображений гуманности его все же не депортируют за пределы РФ. Срок действия убежища - 1 год.
Что чаще оформляют: временное убежище или статус беженца? Согласно информации, предоставленной экспертами Комитета гражданских инициатив, лишь 317 украинцев просили о предоставлении статуса беженца. Свидетельств о временном убежище или участии в программе переселения соотечественников было выдано около 420 000. С чем связана эта разница в количестве?
Определиться с выбором помогает понимание того, что дает статус беженца в России.
По закону, беженцы имеют право на:
- Получение медицинской помощи.
- Содействие в доставке имущества до места проживания.
- Бесплатное поселение в центре временного пребывания и питание.
- Социальную защиту.
- Осуществление трудовой деятельности без особого разрешения.
Представителям этой категории иммигрантов не выплачиваются никакие регулярные пособия, кроме пенсии. Чтобы ее получать, необходимо предъявить удостоверение беженца в местном отделе Пенсионного фонда РФ.
Пока человек сохраняет статус беженца, его паспорт находится в отделе миграционной службы. Следовательно, он не может пересечь границу государства, пока не оформит документы на выезд. Рассмотрим, как оформить статус беженца, если иностранец сделал свой выбор в его пользу?
Этапы оформления беженства
Статус лиц, признанных беженцами, регулируется следующими нормативными актами:
- Женевская конвенция (принятая 28 июля 1951 года);
- Нью-Йоркский протокол к ней от 31 января 1967 года;
- ФЗ «О беженцах»;
- ФЗ «О вынужденных переселенцах».
Где можно получить статус беженца? Подавать документы нужно в один из уполномоченных органов:
- Местное подразделение ГУВМ.
- Диппредставительство или консульство РФ, если иностранец находится за пределами России.
- Орган пограничного контроля на границе РФ.
Теперь о том, как получить статус беженца в России.
Власти РФ принимают соответствующее решение, если проситель предпринял следующие шаги:
- Заполняя миграционную карту, в качестве цели въезда упомянул свое намерение просить об этом статусе.
- Подал ходатайство в одну из перечисленных служб. Сотрудник оформит этот документ, проводя собеседование с просителем. Каждый совершеннолетний заявитель должен подавать отдельное ходатайство, но детей следует вписать в документы родителей или опекунов. На сайте Госуслуг опубликован полный список требуемых документов с разъяснениями о предоставлении услуги:
- удостоверение личности;
- карта дактилоскопии;
- документы в качестве обоснования ходатайства;
- заявление;
- анкета.
- Сдал отпечатки пальцев.
- Сфотографировался.
- стал гражданином РФ или другого государства;
- выехал из России на ПМЖ в другое государство или вернулся на родину;
- просил помощи или защиты у властей другой страны;
- больше не имеет препятствий для возвращения на прежнее место жительства.
Чтобы у человека был официальный документ, легализующий его пребывание, он получит справку о приеме ходатайства, которая действует 5 рабочих дней. Затем, поскольку рассмотрение ходатайства продолжается 3 месяца, прибывшему вручат соответствующее свидетельство, действительное на этот срок.
Дальнейшие действия
На время рассмотрения прошения гость получает бесплатное социальное жилье, питание и единовременное пособие в размере 100-150 рублей на человека. Для этого нужно подать заявление в местный отделение миграционной службы. При необходимости в центрах временного размещения можно обратиться за медицинской помощью.
Получив свидетельство о рассмотрении ходатайства, вся семья просителя должна обратиться в миграционный орган, чтобы стать на учет по месту пребывания и пройти бесплатное медицинское освидетельствование.
По прошествии указанного срока можно получить документ, подтверждающий статус беженца или отказ.
Негативное решение – не повод опускать руки. Любой иностранец имеет право обжаловать этот ответ. Если отказ получен от территориального органа, следует обратиться в ГУВМ, если и они дали отрицательный ответ - тогда в суд.
Утрата статуса
Иностранец или лицо без гражданства утрачивает статус беженца в случае, если он:
Получить статус беженца в России для украинцев возможно, подав ходатайство в уполномоченные органы. Ранее этими вопросами занималась ФМС, а теперь ее функции переданы Главному управлению по вопросам миграции МВД России. Далее в статье - «уполномоченный орган».
Статус беженца позволяет гражданам Украины не только проживать на территории РФ, но и официально трудоустраиваться, пользоваться льготами.
Основания для предоставления статуса
По действующему российскому законодательству, беженцем может быть признан человек, который:
- Не является гражданином РФ, но был вынужден покинуть свою страну из-за обоснованных опасений стать жертвой по причине преследования на основании расовой, национальной, религиозной, политической, социальной дискриминации.
- Не может или не желает в силу объективных причин воспользоваться защитой своей страны.
- Не может или не желает возвращаться в свою страну, опасаясь преследований и насилия по вышеуказанным причинам.
Подать ходатайство о признании беженцем имеют право такие категории лиц:
- Лица без гражданства, пребывающие на территории РФ или желающие прибыть на нее.
- Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ или желающие прибыть на нее.
- Граждане другой страны или лица без гражданства, в настоящий момент пребывающие на территории РФ на законных основаниях.
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
или по телефону:
Основания для отказа
Отказать в присвоении статуса беженца могут таким категориям лиц:
- Военнообязанные в своей стране.
- Скрывающиеся от уголовной ответственности, находящиеся в розыске или под следствием.
- Не обратившиеся в соответствующие инстанции в течение длительного времени.
- Ранее получившие отказ в предоставлении статуса беженца при условии, что в период с момента получения отказа до подачи нового ходатайства ситуация в стране пребывания не изменилась.
- Прибывшие из государств, в которых имели возможность оформить статус беженца, но не сделавшие этого.
- Обладатели какого-либо документа, уже дающего разрешение на проживание и трудоустройство на территории РФ.
- Отказывающиеся сообщать достоверные сведения о себе, причинах и обстоятельствах прибытия на территорию РФ.
- Граждане Украины, имеющие близких родственников, постоянно проживающих на территории РФ.
Региональные квоты
Каждый регион имеет определенные квоты на прием беженцев из Украины. При выборе региона для проживания желательно поинтересоваться количеством квот в том или ином регионе. Например, для Москвы их количество довольно ограничено.
Таким же ограниченным является и количество годовых разрешений на работу для беженцев. Каждый регион РФ утверждает их заранее. 15 мая 2016 года было принято решение не учитывать квоты при трудоустройстве беженцев с Украины. Поэтому пока что для работы не нужно специальное разрешение или патент.
Порядок действий
Для оформления статуса беженца следует придерживаться описанной ниже пошаговой инструкции
Подача ходатайства
Оно заполняется на специальных бланках, от руки (разборчивым почерком) или на компьютере, исключительно на русском языке. Все совершеннолетние дети должны подавать собственное ходатайство. Информация о несовершеннолетних детях вписывается в документы родителей.
Если человек находится за пределами РФ, ходатайство подается в посольство, консульство. На территории РФ - в территориальное отделение уполномоченного органа. На государственной границе - в пункте пограничного пропуска.
К ходатайству обязательно прикладывается опросный лист. В нем подробно указываются обстоятельства, вынудившие человека к переезду, а также ряд других данных. Желательно приложить к опросу-интервью документы, обосновывающие необходимость поиска убежища на территории РФ.
Все документы должны быть переведены с украинского на русский язык. С 2015 года действует упрощенная процедура предоставления статуса, по которой достаточно лишь предъявить паспорт (или другой документ, подтверждающий личность владельца).
Также кандидату на статус беженца необходимо сфотографироваться и сдать отпечатки пальцев, пройти медицинский осмотр. После всего этого ходатайство принимают, а заявитель получает соответствующую справку. Она действует в течение 5 дней.
Важный момент - заявитель сдает свои национальные документы (в данном случае - паспорт Украины) на хранение уполномоченному органу. Возвращают паспорт год спустя. Теоретически это означает, что в течение года человек не может вернуться в свою страну, поскольку никаких документов у него нет.
Получение свидетельства
Уполномоченный орган рассматривает ходатайство в течение 5 дней с момента его приема. В случае положительного решения выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу. Оно действует 3 месяца на территории РФ. Свидетельство еще не означает, что человек будет признан беженцем.
В случае отказа заявитель получает предписание с требованием покинуть территорию РФ в течение 3 дней. Отрицательное решение можно обжаловать в судебном порядке.
Получение денежного пособия и проживание
Ходатайство рассматривается до 3 месяцев. В течение всего этого времени имеется право на проживание в центре временного размещения. Кроме проживания, беженцу предоставляется бесплатное питание, медицинская помощь.
Каждому заявителю, ходатайство которого было принято, государство выплачивает единовременное денежное пособие - 100 рублей или 150 рублей для инвалидов и малоимущих.
Для получения всего вышеописанного необходимо подать заявление на выплату пособия и выдачу направления в центр временного размещения.
Медицинское освидетельствование
Подавший ходатайство человек и прибывшие с ним члены семьи ставятся на учет уполномоченного органа по месту пребывания и проходят медицинское освидетельствование. Все медицинские учреждения проводят эти обследования бесплатно, расходы компенсирует государство.
После обследования человек получает соответствующий сертификат, который дает право на неотложную и первичную медицинскую помощь.
Получение статуса или отказ
Если в присвоении статуса беженца было отказано, заявителю выдается предписание покинуть территорию РФ в течение 3 дней.
Также может назначено дополнительное рассмотрение ходатайства еще на 3 месяца.
При положительном решении заявитель получает удостоверение беженца. Если в этот момент он находится не на территории РФ, ему также выдают билет для проезда. Пока действует статус беженца, паспорт Украины (или другой документ, удостоверяющий личность) хранится в уполномоченном органе.
Федерального закона от 19 февраля 1993 года "О беженцах", беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В соответствии с положениями Закона , иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности, может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации.
Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения Федеральная миграционная служба (ФМС) России. Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы ФМС России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами.
Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях ФМС России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.
На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы ФМС России.
Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.
Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.
Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано.
Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в ФМС России либо в суде. Жалобы на решения территориальных органов ФМС России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов ФМС России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников