Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование
По факту дорожных происшествий бывает трудно определить виновника инцидента, не обладая обширными знаниями в определенных научных областях. Поэтому для установления истины и защиты собственных прав у участников аварий нередко возникает потребность в профессиональной помощи специалистов.
С этой целью проводится судебная экспертиза ДТП, которая является возможностью поставить в споре точку.
В каких же ситуациях стоит обращаться к экспертам? Существует несколько случаев, когда без экспертного мнения не обойтись. Если причины аварии не очевидны или невозможно однозначно определить виновника случившегося, даже учитывая показания свидетелей и самих участников столкновения, заключение специалиста обычно становится решающим.
Но поскольку от сделанных выводов нередко зависит не только компенсация материального ущерба, но и судьба человека, которому грозит реальный тюремный срок, если в аварии получили травмы или погибли люди, не всегда мнение экспертов полностью удовлетворяет спорящие стороны. В подобных ситуациях закон предусматривает возможность для участника процесса, при несогласии с мнением специалистов, реализовывать право на ходатайство о назначении судебной экспертизы во второй или даже третий раз.
Экспертиза автомобиля после ДТП относится к специальному виду исследований не только транспортных средств, ставших участниками инцидента, но и разного рода объектов, имеющих прямое отношение к происшествию. Результаты этого исследования должны помочь получить ответы на следующие вопросы:
- Каковы были обстоятельства, факторы и причины, приведшие к ДТП.
- Кто является виновником произошедшего.
- Какими являются последствия аварии с точки зрения ущерба, полученного пострадавшей стороной.
- Существовала ли возможность предотвратить столкновение или наезд на человека.
- Какими были действия автомобилистов.
В процессе проведения исследования по оценке эксперта, который является опытным специалистом и владеет обширными знаниями в определенной области науки и техники, производится:
- определение на момент столкновения реального технического состояния получивших повреждения автомобилей;
- расчет скоростных параметров в период движения;
- анализ действий лиц, управлявших автомобилями;
- выявление наличия скрытых дефектов, выведших машину из-под контроля;
- уточнение стоимости предстоящего ремонта для каждой из сторон.
Следует учитывать, что судебная экспертиза после ДТП является комплексной процедурой, включающей проверку различных аспектов, каждый из которых мог привести к происшествию. Чтобы дать ответы на все вопросы необходимо провести исследование:
- технического состояния машины, подразумевающее изучение ее узлов, двигателя и кузова;
- трасологическое, позволяющее определить траекторию движения автомобиля и его положение относительно других машин и объектов;
- инженерно-психологическое, направленное на оценку эмоционального и психологического состояния водителя во время сложившейся транспортной ситуации, помогающее понять, мог ли он предотвратить наезд или столкновение.
Кроме того, судьёй для определения размера компенсационных сумм может быть назначена судебно-медицинская экспертиза при ДТП. При нанесении вреда здоровью или гибели участников инцидента СМЭ становится обязательной.
Если водитель не доверяет экспертному мнению и хочет перепроверить результат, по его желанию судебная экспертиза по ДТП может проводиться несколько раз. Закон весьма лоялен в этом вопросе, ведь стоимость исследования инициатор оплачивает из собственного кармана.
Срок проведения
Действующим российским законодательством на сегодняшний день не утверждены конкретные сроки, по истечении которых эксперты обязаны выдать заключение.
Конечно, организации или частные лица, проводящие исследования, не заинтересованы в затягивании работ. Но все же по разным причинам они могут быть проведены в срок от 3 до 5 дней или могут растянуться на месяц. Практика показывает, что чаще всего ожидание заказчика длится от 14 до 30 дней. Однако некоторые компании предлагают подготовить заключение в сжатые сроки. Конечно, делают они это за дополнительную оплату срочных услуг.
Сколько инициатору предстоит ждать результата, зависит от нескольких основных факторов. Главными из них являются:
Если назначение автоэкспертизы производится судом, то конкретный срок, в течение которого необходимо подготовить заключение, указывается в соответствующем постановлении. Если исследование длилось дольше определенного судом срока, проволочка способна обернуться для эксперта неприятностями в виде наложения штрафа.
Ходатайство о назначении судебной экспертизы после ДТП
Порядок назначения экспертного исследования в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве не имеет особых отличий и регламентируется действующим законодательством.
Подать ходатайство о его назначении имеет право как сторона разбирательства, так и судья. Инициировать проверку имеет право любая из сторон, независимо от того, является ли она истцом или ответчиком по делу. При этом назначена она будет лишь в том случае, если заявитель докажет ее необходимость, а в тексте ходатайства обозначит, какие именно обстоятельства, необходимые для вынесения объективного решения, она должна прояснить.
Обращаться с заявлением нужно к суду первой инстанции в период рассмотрения доказательств по делу. Если первое судебное решение вынесено, инициировать проведение исследования параллельно с апелляцией можно лишь при наличии весьма веских оснований, объясняющих, по какой причине оно не было проведено ранее.
Если во время аварии пострадали люди, следователь нередко назначает проведение автоэкспертизы еще до передачи материалов в суд. Однако и в этом случае исследование все равно считается судебным.
Инициатор может составить ходатайство в свободной письменной форме, но с указанием обязательных реквизитов:
- наименования судебного органа и номера рассматриваемого дела;
- основания, убеждающие в необходимости проведения экспертизы;
- вопросов, на которые эксперт должен дать исчерпывающие ответы;
- желаемого исполнителя работ;
- перечисления предоставляемого для исследования оборудования или частей транспортного средства, а также предметов, имеющих отношение к аварии.
Стороны процесса имеют право составлять перечень интересующих их вопросов, но окончательный список устанавливает судья.
Прошение может быть озвучено устно в ходе судебного заседания. Однако, если судья не примет доводы инициатора, ему будет трудно доказать обоснованность своей просьбы.
Поэтому ходатайство лучше всего подавать в письменном виде, используя для его составления доступные образцы документа или привлекая помощь автоюриста.
Следует обратить внимание на то, что приложениями к ходатайству должны являться только документы, доказательства или свидетельские показания, фигурирующие в деле. Если заявителю стали доступны новые доказательства, он обязан приобщить их к материалам дела.
Закон разрешает инициатору самостоятельно определить исполнителя работ. Желательно, чтобы он не сотрудничал со страховой компанией, иначе существует риск занижения суммы ущерба. Если заявитель желает указать компанию или частное лицо, выполняющее экспертные услуги на основании лицензии, следует помнить, что в рамках ОСАГО на подобную работу имеет право только специалист, состоящий в реестре экспертов-техников при МинюстеРоссии.
Как обжаловать судебную экспертизу
Во время судебного разбирательства любая из сторон может приводить доказательства в свою пользу, другая же сторона может с ними не соглашаться. На этом основании участник разбирательства может обжаловать и выводы эксперта. Для этого он должен знать, как оспорить судебную экспертизу по ДТП.
Настаивать на мнении независимого специалиста недовольная сторона может на основании того, что по ее мнению:
- экспертная рецензия является ошибочной;
- эксперт составил ложное заключение.
Опротестовать результат можно, подав прошение о назначении независимой процедуры проверки. Однако если вы хотите добиться повторной проверки, нужно определиться, какие именно критерии заставляют думать, что рецензия специалиста-техника неверна, ведь только веские аргументы могут убедить судью согласиться с назначением повторного или даже третьего исследования:
- Обе стороны обязаны быть ознакомлены с выводами эксперта, в противном случае появляется повод для оспаривания.
- Участник процесса должен убедиться, что получил ответы на все интересующие его вопросы. При наличии выводов, позволяющих толковать данные двояко, появляется повод сомневаться в квалификации специалиста и попытаться добиться повторного исследования.
- Заключение эксперта обязано быть полным и не вызывать сомнений, иначе недовольный участник может подавать ходатайство о повторном исследовании.
Оформляя ходатайство о назначении вторичной экспертизы, заявителю следует придерживаться делового стиля при составлении документа и соблюдать правила его написания:
- Обозначить адресата, которому направляется документ, и данные заявителя.
- Указать в названии: ходатайство о назначении повторной экспертизы.
- Во вступлении обозначить данные о сделанной ранее экспертизе, а также сведения о специалисте-технике.
- В описании указать выводы предыдущего эксперта и доводы, заставляющие усомниться в их достоверности.
- В заключении высказать просьбу к суду удовлетворить ходатайство и назначить повторное исследование. Кроме этого, следует приложить список вопросов, на которые необходимо получить ответ.
- Закончить оформление документа нужно проставлением даты его составления, подписью и расшифровкой фамилии заявителя.
К ходатайству следует приложить все доказательства и документы, которые заявитель посчитает необходимыми. Получив прошение, судья принимает соответствующее его мнению решение в ходе рассмотрения дела. При этом он может удовлетворить его полностью или частично, но может и отклонить вовсе, посчитав аргументы заявителя неубедительными.
Именно поэтому, независимо от того, оспариваем мы результаты первичного исследования, или подаем ходатайство о проведении повторного, лучше воспользоваться услугами опытного автоюриста. Ведь от того, удовлетворит ли суд ходатайство, может зависеть будущее конкретного человека.
Последующие следственные действия зависят от той ситуации, которая сложится после начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, то главным служит получение и проверка сведений о ДТП. С этой целью планируется установление идопрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение при необходимости следственного эксперимента и предъявления для опознания.
Судебные экспертизы играют по данной категории дел очень важную роль. В первую очередь это Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненности или посмертности этих повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные объекты биологического происхождения, то назначается судебно-биологическая экспертиза вещественных доказательств.
Автотехническая экспертиза.
Судебная автотехническая экспертиза в основном решает технические вопросы, связанные с транспортным средством, участвующим в ДТП. Вопросы, решаемые этой экспертизой, можно разделить на три группы.
В первую группу входят вопросы, которые позволяют установить механизм происшествия. К ним относятся, например, скорость движения транспортного средства и пешехода к моменту происшествия, установление причинной связи между неисправностями транспортных средств и дорожным происшествием, установление причины заноса и опрокидывания транспортного средства и другие.
Во вторую группу входят вопросы, относящиеся к оценке действий водителя по обеспечению требований безопасности дорожного движения. Например, как следовало действовать водителю в конкретной ситуации с технической точки зрения и мог ли водитель предотвратить данное происшествие в данной ситуации и другие.
К третьей группе следует отнести вопросы, касающиеся установления причинной связи между действиями участников происшествия и наступившими последствиями.
САТЭ проводится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и узлов; определить относительное время появления конкретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его); причин и условий ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями, приведшими к ДТП. Автотехническая экспертиза решает также ряд вопросов, связанных с анализом механизма этих происшествий, например: определяет по длине тормозного пути скорость движения ТС, возникновение момента опасной ситуации; как должен был действовать в данной ситуации водитель, имел ли он техническую возможность избежать происшествия (наезда, столкновения); соответствовали ли его действия правилам дорожного движения. Однако эксперт не предрешает вопроса о виновности водителя; она будет установлена на основе оценки всех фактов, собранных по делу, в частности, наличия или отсутствия причинной связи между действиями (бездействием) водителя и наступившими последствиями.
Трасологическая экспертиза
Она решает два вида задач: идентификационные и диагностические. К первым относится отождествление ТС или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по следам выступающих частей, по отделившимся деталям и частям (часто по осколкам фарных рассеивателей). Трасологическая экспертиза назначается с целью идентификации конкретного ТС по следам, оставленным на месте происшествия. Однако следует иметь в виду, что если ходовая следообразующая часть транспортного средства съемная, то устанавливается эта часть, а не транспортное средство. Например, эксперт может установить, что след оставлен шиной, обнаруженной на определенном автомобиле. Однако это не значит, что след остался в результате движения данного автомобиля, так как шину после оставления следа могли переставить на другую автомашину.
Диагностическая задача: установить направленность движения ТС, точное место кульминационной стадии ДТП, линию и угол столкновения; разграничить следы первичного и повторного соударения (опрокидывания); установить обстоятельства выпадения человека из ТС; изучить прочие следы, обнаруженные на ТС. Решение подобных вопросов позволяет эксперту получить представление о механизме ДТП, точном его месте и динамике.
Важное значение при расследовании ДТП имеет назначение комплексных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назначают комплексную судебно-медицинскую и судебно-автотехническую экспертизу, при столкновении ТС – судебно-автотехническую и трасологическую.
В ходе расследования нередко проводят судебно-материаловедческие экспертизы: горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон тканей и пр. На экспертизу направляют одежду потерпевшего со следами смазки или краски; волокна ткани, изъятые с поверхности ТС; частицы краски с места происшествия и т. д. На разрешение экспертизы ставятся вопросы: каким веществом образованы пятна, не совпадает ли это вещество по источнику своего происхождения с аналогичным веществом, изъятым при осмотре ТС; не совпадают ли волокна, обнаруженные на ТС, с волокнами одежды потерпевшего.
При расследовании ДТП в зависимости от сложившихся обстоятельств проводится так же ряд других экспертиз. Прошу их изучить самостоятельно.
Экспертиза обстоятельств ДТП проводится с целью всестороннего изучения, анализа и исследования происшествия для установления виновности/невиновности лица.
Предметом исследования обстоятельств ДТП будут являться фактические данные обо всех имеющихся обстоятельствах происшествия, о техническом состоянии транспортных средств, их веса, скорости движения, состоянии покрытия автомобильной дороги или местности. В ходе проведения автодорожной экспертизы изучаются режимы движения автомобилей до момента совершения ДТП, а также в ходе него.
Мы проводим различные виды автоэкспертиз ДТП:
- Экспертиза соответствия ПДД
- Судебная экспертиза обстоятельств ДТП
- Независимая экспертиза схемы и места ДТП
- Экспертиза скорости автомобиля при ДТП
Цена проведения экспертизы обстоятельств ДТП
Стоимость и сроки независимой экспертизы обстоятельств ДТП
Проведение независимой экспертизы обстоятельств ДТП
Из года в год количество автотранспорта на душу населения растет неуклонными темпами. Но рост транспорта ведет и к другому росту, росту числа дорожно-транспортных происшествий. Каждое произошедшее ДТП влечет за собой целый шлейф мероприятий и процедур, необходимых для точного определения картины произошедшего и установления степени вины и ответственности каждого из участников аварии. И здесь, с сожалением, приходится признать, что не всегда соответствующие службы правоохранительных органов оказываются на высоте профессионализма. Тогда на помощь владельцам автотранспорта, приходят независимые эксперты, имеющие соответствующее образование и большой опыт в этой области.
Аналитические данные независимых экспертов-автотехников используются не только автовладельцами, но и следователями, судьями и другими сотрудниками правоохранительных органов при установлении всех обстоятельств произошедшего происшествия.
Если вам необходимы услуги эксперта по обстоятельствам ДТП,
звоните +7 495 771-58-31, пишите info@сайт
и все работы по экспертизе обстоятельствам ДТП будут выполнены качественно и в максимально короткие сроки
Проведение досудебной и судебной экспертизы обстоятельств ДТП
В ситуациях, когда возникает необходимость проведения экспертизы обстоятельствам ДТП в судебном порядке , при разрешении различных споров сторонами судебного процесса, когда не обойтись без специальных познаний в области, суд назначает проведение экспертизы обстоятельствам ДТП в независимое экспертное учреждение. Информация об экспертном учреждении может быть представлена сторонами или судом в порядке ст. 79 ГПК, 195 УПК, ст. 82 АПК.
Чтобы заявить экспертное учреждение в суде, необходимо направить информационное письмо с указанием реквизитов экспертной организации, указанием вопросов, поставленных перед экспертом, а также стоимости и сроков проведения экспертизы по поставленным вопросам и квалификацией экспертов.
Чтобы заявить нас в суде нужно направить информацию о проводимой экспертизе и вопросах, на которые необходимо поставить перед экспертом. Также желательно указать номер дела, суд, судью в производстве которого находится дело. После получения данной информации в Ваш адрес будет направлено информационное письмо с приложением необходимых документов.
Как правило под экспертизой ДТП понимают экспертизу обстоятельств, характеризующих механизм ДТП, включая скорость и траекторию движения транспортных средств, участников ДТП время преодоления транспортным средством тормозного пути и т.д. Если вам необходимы
В том числе в область анализа эксперта относятся и такие экспертизы как:
- экспертиза действий пешеходов и водителей, причастных к данному ДТП;
- установление факта нарушения водителем правил дорожного движения при совершении ДТП;
- установление причинной связи между действиями водителя и наступившими последствиями;
- установление факта наличия у водителя возможности предотвратить ДТП.
Автодорожная независимая экспертиза после ДТП:
доверяйте профессионалам экспертам!
Эксперту-автотехнику в рамках проводимого исследования предстоит провести достаточно сложную процедуру, включающую целый комплекс мероприятий с целью получения данных, свидетельствующих о виновности или невиновности участников дорожно-транспортного происшествия.
На сегодняшний день ни органы следствия, ни суда не вправе устанавливать и доказывать наличие в действиях участников дорожного движения причинно-следственной связи, вины и степени ответственности. Этот факт может доказать исключительно эксперт-автотехник, которому поручается проведение независимой экспертизы после ДТП.
Цели и задачи экспертизы обстоятельств ДТП
Основными целями, стоящими перед специалистом нашего центра в ходе проведения экспертизы обстоятельств ДТП , являются: - установление вины/невиновности одного из участников происшествия, в лице которого может выступать водитель автотранспортного средства, пешеход.
Основными задачами для эксперта будут:
- Установить скорость движения автотранспортного средства непосредственно перед совершенным дорожно-транспортным происшествием.
- Определить расстояние тормозного пути, а также длину остановочного пути.
- Установить время, в течение которого автотранспортное средство останавливалось в момент столкновения с пешеходом или другим ТС.
- Определить тип дорожного покрытия, его характеристики, а также провести все необходимые расчеты, позволяющие сделать вывод, в течение какого периода времени автотранспортное средство согласно погодным условиям, состоянием дорожного полотна, могло быть остановлено водителем до момента столкновения.
- Определить, имел ли водитель автотранспортного средства техническую возможность предотвратить ДТП.
- Определить и установить, в какой момент водитель увидел препятствие, возникшее перед его автомобилем, и имел ли он реальную возможность предотвратить наезд.
- Установить мог ли водитель иметь техническую возможность применить экстренное торможение, а также принять меры по снижению скоростного режима вплоть до полной остановки автотранспортного средства во избежание столкновения с помехой.
Необходимые документы для проведения экспертизы обстоятельств ДТП
Это далеко не полный перечень задач, стоящих перед экспертом в момент проведения судебной автодорожной экспертизы. На специалиста в любом случае возлагается очень большая ответственность за конечный результат в виде составленного заключения.
Многие задачи могут быть выполнены только лишь после проведения других видов независимой автотехнической экспертизы. К примеру, чтобы установить тормозной путь автотранспортного средства, необходимо иметь представление о загруженности автомобиля, его весе без пассажиров и с ними, а также его техническом состоянии (исправна ли машина была или неисправна, были ли нарекания по работе в системе торможения и других не менее важных узлов и агрегатов).Также необходимо предоставить эксперту сведения, помогающие досконально изучить вопрос, дать исчерпывающие ответы и составить полноценное заключение.
Процедура и методы автодорожной экспертизы
Для всестороннего изучения случившегося дорожно-транспортного происшествия, обоснования в заключении выводов экспертом используются различные методы и техники, позволяющие углубленно провести независимую автотехническую экспертизу , результатом которой станет установление виновности того или иного участника дорожного движения. Только автоэксперту «Межрегионального центра экспертизы и оценки» предоставляется возможность и право установить вину в происшествии пешехода.
Нередко ходе судебных заседаний по факту разбора дорожно-транспортного происшествия выносится постановление, где с казано о том, что уголовное дело прекращено в виду недосказанности вины водителя автотранспортного средства или же пешехода. У пострадавшей стороны в связи с этим зачастую возникает немало вопросов к следственным органам, а также к суду, выносящему решение о прекращении уголовного преследования в отношении гражданина. Под формулировкой « экспертиза обстоятельств ДТП» всегда стоит сложный и кропотливый процесс. Проведение исследования обстоятельств ДТП именно авто эксперту дается право сделать вывод о невиновности лица, обвиняемого в совершении дорожно-транспортного происшествия. Именно автоэкспертом может быть определена конкретная степень вины или невиновности каждого участника происшествия.
Почему нам доверяют проведение экспертизы обстоятельств ДТП?
В МЦЭО работают высококлассные специалисты, настоящие ассы, профессионалы своего дела, лучшие из лучших экспертов в Москве и области. У большинства специалистов высшая квалификационная категория.
Мы считаем, что судебная экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых сложных и трудоемких видов автотехнических экспертиз. Сложность заключается в том, что от специалиста требуется наличие не только узкопрофильных знаний, опыта и навыков, но и особенной глубины познания. Только так можно провести независимую экспертиза после ДТП на самом высоком уровне. Именно по этой причине в проведение экспертных мероприятий участвуют наши самые лучшие первоклассные специалисты, работающие непосредственно всегда в рамках расследования дорожно-транспортных происшествий.
Как следует из письма председателя Совета судей РФ Ю.И.Сидоренко Генеральному директору Судебного департамента при ВС РФ вопросы, связанные с проведением такого процессуального действия как судебная экспертиза, существенным образом влияют на деятельность судов по осуществлению правосудия, поскольку от этого зачастую зависит законность и обоснованность решения по конкретному делу. Предлагалось для улучшения работы по организационному обеспечению деятельности судов изучение практики работы государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений и экспертов в целях подготовки предложений по ее совершенствованию. Совет судей РФ предлагал рассмотреть этот вопрос об организации соответствующей работы еще в 2004 г., однако общественности результаты такого обобщения практики неизвестны.
К сожалению, следствию и суду, даже при наличии оснований для назначения повторной экспертизы в другом экспертном учреждении, с точки зрения обвинения процессуально удобно назначить экспертизу дополнительную, т.к. ее производство поручить одному и тому же эксперту, который, безусловно, будет отстаивать свои выводы. Такова опять судебная практика. По делу Шмакова (Раменский суд) судом была назначена и проведена повторная экспертиза, после чего по делу вынесен оправдательный приговор, а по делу Сороколетова Наро-Фоминский суд ограничился одной экспертизой ЭКЦ ГУВД Московской области с одним лишь вопросом «Каков механизм ДТП» и все, проведенной на стадии предварительного расследования, и вынес приговор обвинительный сроком на пять лет лишения свободы. Без каких-либо компромиссов…
На наш взгляд, необходима четкая регламентация оснований назначения повторной экспертизы в уголовном судопроизводстве (как и первичной АТЭ в процессе административном) и введение серьезной ответственности дознавателей, следователей, руководителей следственных отделов, судей за допущенные нарушения уголовно-процессуального закона в этой части.
Или другой пример. О качестве, полноте и достоверности экспертного исследования обстоятельств происшествия.
В заключении проведенной следствием автотехнической экспертизы по делу Володина указано буквально, что «исследование проводилось на основании представленных на экспертизу данных, поэтому если при дальнейшем разбирательстве дела эти данные будут признаны неточными или необоснованными, то результаты экспертного исследования могут не соответствовать действительным событиям данного происшествия».
При этом экспертом дан вероятный вывод по месту столкновения транспортных средств и указано, что «установить конкретное место столкновения автомобилей экспертным путем не представляется возможным в связи с недостатком исходных данных и малой информативности».
Далее эксперт указал, что «для ответа на поставленный вопрос необходимо предоставить в его распоряжение подробную фактическую дислокацию разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок, где произошло ДТП. Имеющиеся в материалах дела схемы дислокаций не отражают фактического наличия или отсутствия элементов дорожного регулирования, которые в действительности находились в момент происшествия».
На другие поставленные вопросы эксперт отвечать отказался, утверждая, что ответы на эти вопросы выходят за пределы его компетенции или лишены технического смысла.
Дорожно-транспортные происшествия – сложные ситуации, сопровождающиеся сочетанием многих факторов, влияющих на возникновение самого ДТП и на его последствия. Задачей ГИБДД, страховых компаний и других вовлеченных сторон становится выяснение этих факторов, мер их воздействия и соотнесения с действиями участников аварии. Решает такую задачу автотехническая экспертиза при ДТП.
Автотехническая экспертиза в общем случае – это проводимая специалистом диагностика автомобиля, в том числе необходимая для выяснения причин дорожной аварии с участием исследуемого транспортного средства. Проведение экспертизы при ДТП требует специальных навыков и опыта, поэтому проводится уполномоченными лицами и организациями. Круг задач не относится лишь к сфере автоаварий.
При экспертизе машины после ДТП проверяют:
- состояние пострадавшего автомобиля, его узлов и агрегатов, качество деталей, сборки авто;
- причины поломки узла машины;
- качество обслуживания или ремонта авто, поскольку неправильно проведенные над ТС работы могут привести к аварии;
- обстоятельства ДТП и причины, приведшие к аварии;
- оценивают стоимость ремонта машины и устранения дефектов после ДТП;
- устанавливают цену авто в том или ином состоянии на некоторый момент времени.
Когда нужна экспертиза
Обязательный этап в разборе ДТП – установление виновника происшествия. Этому лицу (водителю, пешеходу, коммунальным службам) в дальнейшем придется компенсировать стоимость нанесенного другим сторонам ущерба, а потерпевшим нужно доказать наличие ущерба и установить его величину.
К сожалению, не всегда виновник аварии соглашается с предъявленными к нему претензиями. К тому же непосредственно на месте бывает сложно определить, чьи действия привели к ситуации или же установление виновного в ДТП происходит неправильно. Техническая экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно для таких спорных ситуаций, когда требуется установить, кто (или что) явился причиной аварии, определить пострадавших, сумму ущерба, картину происшествия в целом. Экспертиза проводится, когда разрешить спорную ситуацию нельзя без профессиональных автотехнических знаний, нет единодушия сторон в размере ущерба от ДТП, или одна из сторон-участниц аварии придерживается позиции, с которой другая не согласна.
Автотехническая экспертиза служит для следственных и судебных органов инструментом выявления виновника ДТП и раскрытия всех обстоятельств события. Это крайне важно, ведь некоторые детали ДТП могут смягчить степень ответственности водителя ТС, усугубить таковую или указать на других виновных. Например, на некачественно проведенные в автосервисе работы, дорожную службу, не содержащую покрытие в должном качестве, забывшую установить знаки при ремонте. А на основании оценки ущерба от ДТП предъявляются требования к виновному водителю и его компании-страховщику.
В некоторых источниках встречается название «дорожно-транспортная экспертиза». Ряд профессиональных экспертов считает этот термин более верным, поскольку в объекты экспертного исследования входит не только автомашина, но и состояние трассы, различных дорожных конструкций, действия в сложившейся ситуации каждого из водителей, прочие обстоятельства и нюансы случившегося ДТП.
Виды проводимых проверок
При оформлении бумаг на экспертизу нужно выбрать эксперта. Возможна и , если ходатайство подается не судом, а одной из сторон спора. Если запрос делает суд, эксперта выбирает он. В любом случае специалист должен иметь персональный идентификатор и лицензию от Минюста.
Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП можно скачать на нашем сайте.
Проведение экспертизы
Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:
- участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
- проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
- собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
- уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.
Вопросы для экспертов
Чтобы автотехническая экспертиза ТС после любого ДТП достигла поставленной цели, стала максимально точной и корректной, в ходатайстве нужно указывать правильный перечень вопросов специалисту. Далее предложен рекомендованный для автотехнической экспертизы по ДТП список вопросов эксперту.
Для проверки обстоятельств:
- какова была действительная скорость движения ТС до начала водителем торможения;
- протяженность тормозного и остановочного пути;
- была ли у водителя ТС какая-либо техническая возможность избежать аварии через применение техники экстренного торможения;
- какими нормами, требованиями и пунктами Правил дорожного движения следовало руководствоваться каждому участвовавшему водителю ТС в сложившейся ситуации;
- действовал ли по ПДД водитель;
- какова величина допустимой скорости передвижения ТС на участке трассы с аналогичным поворотным радиусом или видимым расстоянием;
- минимально допустимая в конкретной ситуации дистанция движения ТС по отношению к едущему впереди;
- соответствовали ли с технической точки зрения объяснения водителя реальному положению дел;
- какое расстояние было, когда водитель объективно мог увидеть пешехода, вышедшего из-за неподвижного препятствия;
- кто из участников аварии имел преимущество при движении;
- каково расстояние, на котором должен был водитель ТС начать маневр по безопасному обгону или объезду.
Для технической экспертизы:
- были ли у транспортного средства неисправности;
- каковы причины имевшихся неисправностей ТС;
- был ли дефект причиной аварии;
- могла ли поломка ТС случиться как следствие ремонта или обслуживания;
- каким было влияние неисправности или дефекта на устойчивость ТС, его управляемость;
- был ли в состоянии водитель ТС, с учетом обнаруженной поломки, предотвратить аварию;
- был ли шофер/иное лицо, ответственное за выпуск на трассу/рейс ТС, в состоянии выявить поломку до аварии;
- являлся ли выполненный ремонт ТС качественным;
- если ТС ремонтировалось, устранена ли была в итоге поломка;
- полностью ли выполнены перечисленные в заказ-наряде работы.
Для трасологической экспертизы:
- где расположено место наезда/столкновения/удара;
- как расположены ТС на момент самой аварии относительно друг друга и проезжей части, полотна и границ таковой;
- каков был механизм аварии;
- какова траектория перемещения автомобилей при ДТП до удара и после него;
- какие из документально зафиксированных повреждений пострадавших ТС могли быть нанесены в ходе аварии;
- какими конкретно частями ТС контактировали на начало ДТП;
- был ли при аварии неподвижен автомобиль на момент удара;
- какой из участников произошедшего ДТП двигался, а какой – стоял неподвижно.
Для проверки дорожных условий отрезка трассы:
- соответствие установленных в месте аварии дорожных знаков ГОСТу и ПДД;
- состояние покрытия трассы и соответствие его ГОСТу на участке случившегося ДТП;
- наличие разметки на рассматриваемом участке, и ее соответствие ГОСТу;
- соответствовал ли (если применимо) режим светофора в зоне аварии предписанием ГОСТу;
- безопасно ли организовано движение на данном участке трассы, и есть ли огрехи и недостатки в его организации.
Для автотоварной:
- какие на ТС имеются повреждения и дефекты;
- объемы предстоящих ремонтных работ;
- стоимость восстановления ТС после аварии;
- какова будет рыночная стоимость поврежденного транспорта.
Сроки проведения
С момента принятия ходатайства процедура должна быть проведена:
- обычным порядком: экспертиза осуществляется за 15 – 30 дней;
- в неотложных и важных случаях, за дополнительную плату, сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП могут быть сокращены до 3-5 дней.
Стоимость вопроса
Цена любой экспертизы в каждом случае рассчитываются индивидуально на договорной основе. В среднем, в 2019 году стоит ориентироваться на сумму от 15 тысяч рублей.
Заключение эксперта
По результатам проведенной экспертизы ДТП специалист выдает отчет, в котором приведены ответы на все вопросы, поставленные при ходатайстве. Важно понимать, чем для суда является заключение экспертизы ДТП: такая бумага – официальный документ, на его основании будут разрешаться спорные вопросы о вине сторон, размере нанесенного в ДТП ущерба и величине компенсаций, другие обстоятельства.
Оспаривание результатов
Если сторона не согласна с результатами экспертизы, их можно оспорить. Например, могли быть выяснены новые обстоятельства ДТП, найдены неточности в отчете, ошибки эксперта.
Для этого можно провести повторное исследование ситуации. Но если просто подать ходатайство на вторичную экспертизу, оно, скорее всего, удовлетворено не будет, поскольку у подателя отсутствуют аргументы для этого. Поэтому необходимо сначала сделать рецензию на заключение эксперта по ДТП.
Рецензия на автотехническую экспертизу ДТП – документ, составляющийся уполномоченным экспертом. Специалист анализирует отчет судебной экспертизы, выявляет возможные неточности, несоответствия процессуальным нормам, ошибки, факты некорректного расследования и неучтенные обстоятельства по рассматриваемому ДТП. Он предоставляет заявителю рецензию с перечислением всех нарушений. Документ подается в суд и на этом основании назначается повторная автотехническая экспертиза по ДТП.