История вопроса и мнения экспертов — в материале “Ъ”. Оскорбление чувств верующих
Санкция ст. 148 УК РФ - «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», в зависимости от квалификации уголовным законом совершенного преступления, предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы на срок до 3 лет.
Споры о необходимости подобной статьи в Уголовном кодексе продолжаются по сей день. При этом необходимо заметить, что уголовное наказание за «богохульство» существует отнюдь не только в России, Иране и Саудовской Аравии. Подобные законы действуют более чем в 40 странах мира, правда, в европейских странах реально применяются они нечасто.
За последние 3 года при применении данной части уголовного кодекса у многих возникают целесообразные вопросы: «Что такое религиозные чувства и каковы критерии их истинности? Что конкретно из себя представляет процесс оскорбления религиозных чувств? Каков метод оскорбления религиозных чувств?»
С нескрываемым разочарованием сообщу Вам, что судебная практика, нормативное регулирование, конкретизация противоправных деяний, попадающих под действие вышеназванной статьи, в нашем законодательстве практически отсутствует. Данные вопросы привычным способом ставятся на повестку экспертам, которые в своих заключениях отражают мнение по поводу наличия или отсутствия в деяниях лица оскорбительных действий и т.п.
Предстоящие приговоры судов по недавним резонансным делам в сфере защиты прав верующих как раз и начнут непосредственно формировать правоприменение в такой непростой ситуации.
Сложность объективного применения закона заключается в том, что затрагивается моральная и нравственная часть взаимоотношений нашего общества, где у каждого человека наравне со свободой вероисповедания есть право свободы мысли и слова. Как мы видим, эти конституционные свободы могут пониматься людьми по-разному, не говоря уже об их применении.
Не позволю себе обойтись без сравнения двух ярких примеров, в которых, по мнению законодателя, имеются признаки преступлений, предусмотренных ст. 148 УК РФ:
1. В Ставрополе к уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих, выразившееся в фразе «Бога нет» и нецензурной характеристику Библии как «сборника еврейских сказок» в социальной сети, привлекли Виктора Краснова.
Всё началось 11 октября 2014 года, когда в 19:00 в группе социальной сети «ВКонтакте» под названием «Подслушано Ставрополь» некая девушка разместила пост следующего содержания:«Моя мама говорит, что в семье должна быть я главной, т. к. я женщина, а брату, что он должен жену свою держать в ежовых рукавицах, т. к. он мужчина. Никто из нас не выполняет мамины наставления».
Это невинное житейское наблюдение, не требующее, в общем, никакого комментария, неожиданно стало причиной дискуссии между тремя пользователями-мужчинами - Виктором Красновым, Дмитрием Бурняшевым и Александром Кравцовым.
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог», - написал Дмитрий Бурняшев. После паузы Краснов поинтересовался: «Дмитрий, откуда такая х*рня? Домострой что ли?)» «Виктор, Библия, Новый завет, а именно „Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам“», - пояснил Бурняшев. На этом, собственно, разговор подошёл к концу, однако Бурняшев решил напоследок выступить с назиданиями: «Виктор, в следующий раз аккуратнее с выводами и громкими фразами». Это высказывание вывело Краснова из равновесия. «Дмитрий, с какими выводами и фразами? Если я говорю, что сборник еврейских сказок под названием «Библия» - полная....... (вырезано нецензурное слово), значит, так и есть!) По крайней мере, для меня!)))» - заявил он.
В апреле 2015 года домой к Краснову постучали сотрудники Следственного комитета, отдела по противодействию экстремизму и бойцы СОБРа с оружием. Так интернет-пользователь узнал, что в отношении него, по заявлению его оппонентов в соцсети, возбуждено дело об оскорблении чувств верующих. Был произведён обыск, в ходе которого были изъяты компьютер и мобильный телефон. Сам Краснов, по его словам, был помещён на месяц в психиатрическую клинику для прохождения экспертизы на вменяемость. Экспертиза установила, что Виктор Краснов не страдает расстройством психики.
2. Резонансный случай произошел в Калмыки, где дагестанский спортсмен в свободное от соревнований время вместе с товарищами по команде зашел в буддистский храм, справил там нужду и ударил ногой в нос статую Будды, поделившись своим поступком в социальных сетях.
Инцидент может быть так и остался незамеченным, но гости из Дагестана все это снимали на видео, да еще транслировали через социальную сеть Periscopе. В итоге, увидев оскорбительные кадры, жители Элисты стали собираться возле отеля, где проживали дагестанские спортсмены.
В какой-то момент толпа ворвалась внутрь отеля и вытащила спортсмена на улицу. К счастью, к тому времени на место прибыли уже представители полиции. Они не дали толпе совершить самосуд, однако не препятствовали тому, чтобы дагестанец извинился за свои действия, как того потребовали люди. На видеоролике, который снял кто-то из очевидцев на телефон, видно, как борец просит прощения и говорит, что не знал о том, что это памятник основателю религии. В толпе после этого послышались возмущенные возгласы. Люди потребовали, чтобы он извинялся от души и на коленях.
Два вышеназванных и совершенно различных (на мой взгляд) по степени общественной опасности деяния регулируются УК РФ. Думается, что индикатором состоятельности, а может и наоборот - неспособности справедливого применения уголовного закона как раз и будут дальнейшие приговоры и постановления по данным делам.
Граничат рассматриваемые нами в ст. 148 УК РФ деяния с преступлением, определяемым ст. 213 УК РФ – «Хулиганство». Хулиганство также выражается в явном неуважении к обществу и также может быть совершено по мотивам религиозной ненависти или вражды. Однако по объекту посягательств законодатель их различает – первое деяние посягает на конституционные права и свободы человека и гражданина, преследуя именно оскорбление религиозных чувств верующих (субъективная сторона), а второе - на общественную безопасность. Уголовная ответственность за такие преступления тоже, соответственно, разная.
3. Справедливости ради привожу пример возбуждения в Архангельской области уголовного дела за оскорбление чувств атеистов (информация опубликована на сайте СК РФ - http://arh.sledcom.ru/news/item/1005246/)
В Архангельской области на жителя города Котласа завели уголовное дело за публичное оскорбление атеистов, сообщает пресс-служба следственного управления области. 19-летнего молодого человека обвиняют по части 1-й 282-й статьи (возбуждение ненависти и унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии, совершенные публично) за комментарий в социальной сети «ВКонтакте».
По версии следствия, в августе 2014 года молодой человек разместил на стене одного из сообществ «ВКонтакте» комментарий, «в котором содержатся унизительные характеристики и отрицательные эмоциональные оценки ряда религиозных групп и социальной группы «атеисты». Сейчас ведется следствие.
Важным моментом является именно определение цели оскорбления религиозных чувств и воззрений. Что мы можем считать религиозным чувством на сегодняшний день? Точный ответ на этот вопрос вы не получите даже от настоящих специалистов в области применения уголовного права, поскольку термин этот мало кому известен.
Как определяется верующий человек? Как определить степень его веры? Можно ли принять веру за какое-либо иное чувство?
На мой взгляд, ст. 148 УК РФ – это целый инструмент для домыслов, вольной трактовки, необоснованных обвинений и прочих злоупотреблений в отношении субъектов правоотношений, ведь она практически целиком состоит из оценочных понятий и признаков, предел и критерии которых, как я уже сказал, назвать Вам будет сложно.
Под оскорблением мы обычно понимаем унижение чести и достоинства, иные негативные действия (за исключением других составов преступлений), совершенные в отношении конкретного лица, группы лиц. В этом общепринятом контексте данный термин я и предлагаю использовать. Оскорбление, сопряженное с действиями осознанно и непосредственно направленными на унижение чести и достоинства лица, группы лиц с определенными религиозными взглядами как раз и является предметом нашего исследования.
Основными проблемами применения института защиты прав верующих мне видятся: - определение понятия «веры»; -разграничение таких понятий как демонстрация собственного мнения и оскорбление религиозных чувств верующих; - определение потерпевших как истинно верующих, тех кому действительно преступным деянием нанесен вред; - возможность злоупотребления таким механизмом защиты, неправомерное привлечение лиц к уголовной ответственности; - вероятный конфликт данной нормы уголовного закона с нормами Конституции РФ; - напряжение взаимоотношений между слоями населения, чьи религиозные взгляды различны.
Давайте разберемся в ст. 5.26. КоАП РФ:
« Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»
Можно сделать вывод о возможности произвольного применения к действию лица УК РФ и КоАП РФ. На практике возможны случаи как чрезмерно сурового наказания, так и избежание преступником уголовной ответственности, когда к нему применяется только лишь административная ответственность.
В своих статьях я всегда стараюсь давать практические советы, полезные для моих читателей и подписчиков. Чтобы не нарушать эту традицию дам только один совет, который достаточно опосредованно касается юридических тонкостей рассматриваемых правоотношений - воздерживайтесь от резких заявлений и комментариев касаемо религиозных взглядов своих собеседников в повседневности. Вера, религия – крайне интимные стороны жизни человека. Не собираюсь никого заставлять молчать и держать свое мнение при себе, поэтому пускай каждый сам решит – стоит ли давать возможность своим мыслям и взглядам превратиться в серьезный конфликт, который может быть чреват негативными последствиями для любой из сторон.
Россия - страна, в которой проживают миллионы различных национальностей. Соответственно, исповедуют они и различные религии. Часто на почве религиозного вопроса возникают конфликты. Так, в 2013 году в РФ издали закон, который предусматривает наказание за оскорбление чувств верующих. Однако существуют и определенные нюансы в этом законе. Например, важно доказать, действительно ли деяния нарушителей были расценены как оскорбление прав верующих или их действия были правомерными.
Что за действия?
Оскорбление чувств верующих, безусловно, вопрос острый в России. Нередко представители различных общественных организаций устраивают демонстрации пренебрежения к верующим. К чему это приводит? Вопрос риторический.
В Уголовном кодексе РФ черным по белому прописаны случаи, за которые предусмотрена наказание за оскорбление религиозных чувств верующих. Привлечь к ответственности нарушителя этого закона можно, если он совершил следующие действия:
- публично выражал неуважение к верующим (или представителям) той или иной религии (религиозной организации);
- высмеивание различных религиозных догм и канонов;
- совершал аналогичные деяния в местах для проведения богослужений и обрядов;
- препятствовал незаконно деятельности религиозного объединения или проведению их мероприятий.
Оскорбление могут производиться в разных формах. Например:
- высказывание в устной форме;
- статус на личной странице (комментарий) в социальных сетях;
- интервью телеканалу, заметка в СМИ.
С одной стороны, может показаться: что можно совершить такого незаконно, чтобы препятствовать деятельности религиозной организации? Смело можно сказать о том, что в действиях нарушителя (или группы людей) имеется состав преступления. Как показывает практика, то на деле действия проявляются следующим образом:
- угроза или применение насилия;
- нарушение права на свободу совести и вероисповеданий;
- повреждение (или уничтожение) имущества или атрибутики для проведения обрядов;
- отказ регистрировать религиозное объединение или вовсе совершение действий для его закрытия.
Статья 148 УК РФ: особенности
Что представляет собой данный закон? Интересно, что в Уголовном кодексе не найдешь статьи с заголовком «За оскорбление чувств верующих». Это непосредственно формулировка внутренняя, которая содержится в тексте 148 статьи.
Объект злодеяния - религиозное мировоззрение другого человека. При этом конфессия не учитывается. Однако любое религиозное общество должно быть официально зарегистрированным и его действия должны не противоречить законам РФ.
Статья 148 УК РФ имеет четыре части. В тексте статьи юристы выделяют две формы нарушения прав людей в области вероисповедания и свободы совести:
- Часть первая: публичные действия, в которых прозрачно расценивается неуважение и оскорбление религиозных чувств другого человека.
- Часть вторая: злодеяние в священных местах для представителей той или иной религии.
Ответственность за оскорбление чувств верующих наступает с 16 лет.
Отличия от смежных составов
При прочтении этой статьи в УК РФ сразу возникает несколько вопросов: есть ли мотивы таких преступлений как хулиганство, вандализм, убийство, признаки которых квалифицируются сразу в нескольких статьях? В таком случае необходима еще одна статья? Для подробного объяснения следует привести пример.
Так, верующий человек находится в помещении религиозного назначения. Ему необходимо сосредоточиться на своих мыслях, молитве, чтобы исполнить определенный ритуал или достичь просветления. Однако рядом с ним в этот момент стоит злоумышленник, который вербально порочит все, что свято для верующего. С одной стороны, никто никого не убивает и физического воздействия не производит. Да и о вандализме никто речи не ведет. Но вместе с этим наносится верующему глубокая моральная травма.
Этот яркий и довольно распространенный случай, когда прописанные нормы в 148 статье действительно необходимы. Ссылаясь на новизну этого закона, стоит отметить, что не исключены определенные корректировки и разъяснения.
Какое наказание ждет виновных?
Соответственно закону, публичные неуважительные высказывания и действия, которые направлены в сторону верующих, караются такими мерами наказания.
Обвиняемый в оскорблении чувств верующих может:
- отбыть наказание в местах заключения на срок 12 месяцев;
- осуществить принудительные работы (сроком в 12 месяцев или менее);
- выполнение обязательных работ до 240 часов;
- заплатить штраф до 300 тыс. рублей (или в размере, соответствующем совокупному доходу обвиняемого за 2 года или за меньший срок).
Сколько дают за оскорбление чувств верующих: характер действий
Это важный вопрос. Аналогичные нарушения, которые были совершены в специальных местах для осуществления служб, обрядов и церемоний, предусматривают тюремный срок за оскорбление чувств верующих в виде:
- до 3 лет ограничения свободы;
- выполнения принудительных работ сроком на 3 года;
- обязательных работ, длительность которых не превышает 480 ч;
- наложения штрафа суммой до 500 тыс. руб. (или соответственно объему дохода осужденного за 3 года).
Если нарушитель проводил противоправные деяния, которые препятствуют функционированию религиозного объединения или проведению ими соответствующих мероприятий, то имеют место такие меры наказания:
- арест до 90 дней;
- выполнение исправительных работ сроком до 1 года (или меньшего срока);
- исполнение обязательных работ (длительность до 360 ч);
- налагается штраф размером до 300 000 рублей (или в размере дохода злоумышленника на протяжении 2 лет).
Препятствование работе религиозной организации должностным лицом, использующим служебное положение и применяющим угрозы и насилие, карается такой степенью ответственности:
- лишение свободы на срок 12 месяцев с условием лишить осужденного права работать в этой должности в течение 2 лет (или меньшего срока)
- выполнение принудительных (не более 12 мес.), исправительных (не более 2 лет) и обязательных работ (не более 2 лет);
- взыскание штрафа размеров до 200 тыс. руб. (или суммарный объем дохода осужденного в течение 1 года).
Когда допустимо препятствовать деятельности религиозного объединения?
Однако существуют и такие случаи, когда препятствовать работе религиозной организации даже нужно. Противоправными действиями руководителей и участников сообщества являются:
- вынуждение разрушить семью;
- посягательство на личную свободу и права человека;
- действия экстремистского характера;
- препятствование получению обязательного среднего образования;
- принуждение участников организации к выполнению противоправных деяний;
- склонение к суициду или отказ в медицинской помощи, когда она необходима;
- при нарушении общественного порядка и мер, предпринимаемых для обеспечения безопасности граждан;
- при нанесении ущерба нравственности или здоровью участников сообщества;
- использование в действиях религиозной организации наркотических, психотропных, гипнотических средств;
- препятствование выхода из состава организации посредством угроз и насилия.
Вышеперечисленные случаи деятельности религиозной организации классифицируются не только как преступление, но и как основание для привлечения к уголовной ответственности участников и руководителей подобного сообщества.
Поправки в законе
За оскорбление чувств верующих (наказание можно отнести к уголовной ответственности), наступает лишь в отдельных случаях. Именно поэтому с июня 2016 года законодательные органы вносят поправки в закон для получения точных формулировок и оптимизации.
Следует добавить, что в статье - два отдельных состава преступления. Первый - публичные деяния, которые выражают неуважение к религиозному обществу. К слову, чувства атеистов или агностиков законом не защищены. Во второй части статьи - квалификация состава преступления по месту (специальные помещения для проведения обрядов и богослужения). Так, к препятствующим действиям относятся:
- отказ регистрировать религиозное сообщество;
- преднамеренное закрытие объекта для проведения богослужений.
Также в графе «преступные действия» с применением насилия или угрозы необходимо уточнить, что такие действия квалифицируются на степени тяжести (средней степени или причинение тяжкого вреда здоровью граждан).
Парадоксальные случаи
К слову, немало тех, кого уже успели посадить в тюрьму за оскорбление чувств верующих. В ряде случае возникает и другой вопрос: о свободе слова и самовыражении.
«Бога нет», - твердят многие. Кстати, довольно известный блогер Виктор Краснов в 2014 году опубликовал у себя на странице эту запись. За это в марте этого же года его пригласили на судебное заседание.
Среди оскорбленных верующих людей ярко выделяется Дмитрий Энтео-Цорионов. Он является лидером группировки «Божья воля». «Недоброе» Дмитрий увидел в таких неоднозначных местах как:
- в скульптуре покойного ветерана ВОВ, которая выставлялась в Манеже;
- в арт-объекте «Око Саурона»;
- в футболке с надписью Pussy Riot;
- в ряде спектаклей;
- в личных высказываниях людей о его сотоварищей.
Этот список продолжать можно долго. Однако попытки о возбуждении уголовного дела в адрес «оскорбивших» претерпевают фиаско. Как ни парадоксально, действия самого Дмитрия Энтео-Цорионова не раз попадали под другие статьи закона.
Уголовные дела по оскорблению чувств верующих людей до судебного разбирательства доходят крайне редко. Так, один житель Ижевска разместил на своей странице в соцсети пост с картинкой оскорбительного содержания в адрес мусульман. Приговор вынесли - 200 часов обязательных работ, а это более чем 8 суток.
Еще для одного активного пользователя в Сети обычная словесная перепалка закончилась экспертизой, следствием и другими действиями со стороны исполнительных органов власти.
У многих свеж в памяти панк-молебен. Его организовали участницы группы «Пусси Райот». Однако во время следствия 148 статья звучала по-другому, поэтому не предъявлялась в качестве основания для задержания и последующего наказания.
«Бог поругаем не бывает»: акции протеста верующих
«Чувства верующего оскорбить невозможно», «Чувства верующих защищает Господь, а не УК», - с такими плакатами вышли на протест православные активисты-верующие. Многие активисты не согласны с этой статьей в законе, поскольку она напрямую противоречит евангельскому высказыванию: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас».
Это не единственная акция протеста верующих. К счастью, православных активистов никто не задерживал. Полицейские только взяли личные данные активистов.
Что делать верующим при оскорблении в их адрес?
Любой закон при практическом его применении порождает много вопросов. Давайте разберем по пунктам.
Куда обратиться за помощью?
Каждое оскорбительное действие или публичное проявление неуважения автоматически признается нарушением правопорядка. Логично, что обращаться необходимо в полицию. Соответственно, придется написать письменное обращение. А в случае нападения немедленно вызывать полицию.
Как доказать?
В статье 148 УК РФ "Оскорбление чувств верующих" говорится о публичных неуважительных действиях. Соответственно, лучший метод защиты - сбор доказательств. Обычно всегда есть потерпевшие. Лучше отыскать и свидетелей. Ими могут быть обычные прохожие, водители автомобилей, у которых имеются видеорегистраторы.
Жалоба: как составить и куда подавать?
Строгой нормативной формы при написании жалобы не существует. Однако необходимо указать такие данные:
- кто именно совершил противоправные действия (если человек неизвестный, то потребуется максимально подробно описать его);
- за какие конкретные противоправные действия: слова, поступки;
- перечислить конкретных лиц, которые пострадали.
Не исключено, что виновному предъявят обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса.
Если вы лично заметили, что оскорбляют чувства верующих на страницах в социальных сетях, то сразу обращайтесь к администрации сайта. В каждом обществе важно не только знать существование того или иного закона, но и понимать его.
Почему люди настолько злы друг к другу, что оскорбляют религиозные чувства? Психологи такое поведение называют невротическим. А виной всему - пережитое унижение в прошлом. Недаром говорят, что истоки всех наших проблем хранятся в детстве. Ведь просто в нашем менталитете и культуре часто не хватает взаимного уважения. Будьте толерантными и гуманными! Помните, что слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
В настоящем обзоре я изначально намеренно опускаю вопросы противоречия Конституции, международному законодательству, нравственно-этический аспект принятия такого закона, об этом уже сказано чрезвычайно много, причем сказано специалистами с глубочайшими познаниями. Но пришлось написать о практике и теории применения закона, а также коснуться истории права.
В настоящем обзоре я буду периодически переходить на публицистический или даже разговорный стиль повествования. Полагаю, что меня вполне извиняет то, что во время чтения настоящих поправок в административный и уголовный кодекс, а также их всестороннего анализа меня не покидало стойкое желание вырвать себе глаза, «оскверненные» этим «глубоко оскорбляющим мои религиозные чувства» законом. И разумеется, сжечь свой диплом, потому что законодатель раз за разом пытается показать нам, специалистам, что юридическое образование не нужно, тысячелетние достижения юридической (как впрочем и любой иной) науки не нужны, глубокий анализ ситуации в обществе это ересь, а формальная логика - вообще бред для плебеев.
Начнем с темы, которая, казалось бы, прямо к самому рассматриваемому закону не относится: с целей принятия настоящего закона.
Обзор был бы не полным в том случае, если бы в нем не было упомянуто то, что в среде специалистов уже получило название «Тактика дымовой завесы».
«Тактика дымовой завесы» - тактика субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, согласно которой для отвлечения внимания общества от некоторых чрезвычайно спорных, коррупциогенных, либо идущих самому обществу во вред законодательных инициатив инициируется принятие законодательных актов по вопросам, вызывающим социальную напряженность и споры между социальными, политическими и религиозными группами, причем группами, обладающими максимальной политической активностью.
Данная тактика опирается на несколько пресуппозиций, утверждающих, что:
Российское общество в целом достаточно апатично, и неохотно выступает в защиту своих прав, в том случае, если нарушение этих прав происходит не непосредственно в настоящий момент, либо пользование этим правом для гражданина перспектива достаточно отдаленная, либо право не касается непосредственно данного гражданина.
И наконец, Российского гражданина легко ввести в заблуждение туманной формулировкой названия законодательного акта. Чтобы обратить внимание граждан на отвлекающий объект, ему присваивается название, которое точно и недвусмысленно показывает, какие права гражданина представители власти собираются нарушить. С иными законодательными актами такого не происходит. Приведу примеры.
Пример № 1. ФЗ «О внесении изменений в статью 148 уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан » Таким образом, акцент делается именно на последней части наименования закона.
Пример № 2. ФЗ « О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ). Заметим, что именно этим законом в Уголовный кодекс введено понятие Принудительные Работы и он регулирует их прохождение, дана отсрочка тюремного заключения больным наркоманией, он освобождает от уголовной ответственности по ряду экономических преступлений против государства, вносит изменения в ст. «Мошенничество», вводит новый вид «киберпреступлений», регулирует наказание за дискриминацию и состав дискриминации. И это закон не имеет громкого названия, не получил отклика в общественном обсуждении. Этот закон был принят практически незаметно для гражданского общества!
В июне 2013 года такая «дымовая завеса» была создана при помощи двух законодательных инициатив:
$11. ФЗ «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ФЗ № 135 от 29.06.2013).
$12. (ФЗ № 136 от 29.06.2013).
Мы с вами имеем все основания предполагать, что это именно «дымовая завеса». Рассмотрим, какие действительно важные для общества законы принимались в этот период.
$11. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
$12. Закон о Губернаторских выборах, позволяющий определять порядок выборов губернаторов самим регионам.
$13. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, (в данном случае он включен в список потому, что вступает в силу с 1 сентября 2013 года )вводящий дополнительные платные образовательные услуги.
$14. ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (05.04.2013 N 43-ФЗ ). Поразительно коррупциогенный закон. Изъятие, как вы понимаете, будет происходить у законных собственников, для государственных нужд, по «совершенно честным» ценам. А теперь самое интересное: до 31 декабря 2015 года для размещения необходимых объектов допускается резервирование земель и изъятие участков и недвижимости для госнужд даже при отсутствии документов территориального планирования, действие норм об упрощенном резервировании и изъятии земель и других объектов недвижимости будет распространяться на объекты не только "Новой Москвы" , но и Московской области в отношении объектов федерального транспорта и объектов регионального транспорта, а также транспортно-пересадочных узлов (что особенно важно, учитывая, что РЖД планирует строительство новых, дублирующих транспортных веток).
$15. ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно -телекоммуникационных сетях " (от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ). Под этим скромным названием кроется необычайный в своей недоработанности, спорный федеральный закон, известный как «Антипиратский».
$16. Огромное количество поправок в налоговый кодекс.
$17. Несколько законов, реформирующих основы как страхового дела вообще, так и пенсионного страхования в частности.
$18. Изменение статуса Центробанка, изменение законодательства о валютном контроле.
$19. Изменение законодательства о несостоятельности (банкротстве).
И, разумеется, не стоит забывать пока еще не принятый (к счастью) ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой правительством РФ». Росфинагентству планируется передать в доверительное управление средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, а также управление государственным долгом. А Росфинагентство сможет передавать эти средства в доверительное управление другим управляющим компаниям. Фактически, это передача полномочий правительства и Центробанка. Также этому агентству планируется передать полномочия управлять политикой заимствования средств. Консолидация полномочий по заимствованию и размещению средств в одних руках (чего нет больше ни в одной стране мира) - это, фактически, создание новых путей для коррупции. Аналогичного мнения придерживается и Юрий Васильев, занимающий пост заместителя главы думского бюджетного комитета.
Данный список является далеко не полным. Государственная Дума Российской Федерации вообще была в этот период чрезвычайно результативна, согласно статистике рассмотрения, а особенно в отношении принятия законодательных актов.
Федеральный Закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» чрезвычайно противоречив. Причем содержит как самопротиворечия, так и противоречия другим Федеральным законам. Он вводит массу новых для Российского права понятий, при этом, не давая этим понятиям формального определения. Что снова возвращает нас к вопросу: "Кто и на каком основании будет решать ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ вопросы, связанные с этим законом?" Кто станет администратором указанных административных и уголовных составов? Вообще для современного Российского законодательства типична ситуация, когда законодательный орган трусливо самоустраняется от дачи формальных определений, оставляя это для тех, кто будет применять закон. Некоторые считают, что эта практика ведется осознанно с целью дать широту действий при властном воздействии на общество, и позволить двояко действовать в одних и тех же ситуациях в зависимости от текущей конъюнктуры и воли конкретных представителей власти (исполнительной и судебной), или просто двояко действовать в одних и тех же ситуациях по отношению к разным субъектам, сохраняя при этом признаки легитимности и отсутствия дискриминации на уровне федерального законодательства. Я же считаю, что это лишь следствие. Причина же - в низкой юридической грамотности лиц, работающих с текстами законов, и колоссально низкой юридической и общей грамотности депутатов государственной думы РФ. Законы, подобные этому - это пройденный этап в развитии Российского законодательства вообще. Спорный этап. В «Своде законов Российской империи», «Положении о наказаниях» (раздел II, гл. 1, ст. 176-183) имелся состав «богохуление и порицание веры». Прошу заметить, он был отменен в 1906 году при либерализации законодательства. Вместо него появилось наказание за нарушение порядка путем прерывания процесса богослужения, совершенное по заранее продуманному плану и с причинением побоев священнику (цитата передана более современным языком). Исходя из этого, можно заключить, что такого рода статьи - рудиментарные пережитки "Церковного права". И даже в Российской Империи (в которой власть и большая часть общества вовсе не отличались либеральностью взглядов) такие пережитки выкорчевывались. Такие понятия, как "оскорбление чувств верующих", не могут без оговорок быть применены в светском пространстве и светском государстве. В Российской Империи имелась официальная государственная церковь, что делало это отчасти возможным (однако применялось на практике только для защиты общественно уважаемых святынь, да и то, только православных). Другие выражения (оскорбление, унижение, осквернение) очень психологичны и расплывчаты.
Оскорбить «чувства верующих» юридически очень сложно.
Сейчас, в светском государстве, эти понятия (включая малопонятное и очень широкое «оскорбление чувств верующих» и «унижение обряда») обречены на то, чтобы стать игрушкой в руках судебной власти, ибо включают в себя гипертрофированный момент психологической субъективности, нередко полностью обессмысливающий их. Но настоящим ужасом меня наполняет мысль о том, что наступит момент, когда руководители религиозных организаций до конца осознают, какой невероятно могущественный инструмент для неприкрытого и наглого манипулирования обществом у них появился.
А теперь рассмотрим конкретные положения закона:
"Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий" Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, - |
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ |
Определение понятию "верующий" ни одним законом в Российской Федерации не дается. Как доказать что кто-то верующий, а кто-то нет? Как доказать, что чьи-то чувства оскорблены? Как доказать что эти чувства вообще были? Ответ один - это невозможно. Отчасти поэтому законодательство НИКОГДА и не защищало чувства. Кто-то может возразить, вспомнив про понятие моральный вред, однако это не подходящий пример. Моральный вред - это физические и нравственные страдания. Причем с определением нравственных страданий всегда и были проблемы - суды чаще всего определяют их и их размер "по велению голосов с Марса". Часто вообще исходят из предпосылки, что нравственные страдания априори всегда есть. в частности эта позиция официально выражена в определениях верховного суда, связанных со взысканием страхового возмещения. Самое страшное, что мой опыт подсказывает, что в отношении чувств верующих будет использоваться та же презумпция. Если грубо - их чувства всегда будут определены судом как "оскорбленные", независимо от вашего деяния. |
Право не иметь религиозных чувств должно защищаться теми же законами, что и сами религиозные чувства (если исходить из положений ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Однако в этом случае пропаганда любой религии должна быть запрещена. Это естественное и логичное следствие. |
Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний |
Малопонятно, что есть места проведения обрядов? Можно ли считать место проведения "крестного хода" - местом проведения обряда? Можно ли считать тогда район Москвы, в котором он проводился, местом проведения обряда? На какой срок территории присваивается такой статус? Это положение также может стать очень могучим оружием религиозных адептов. |
Если принять безумную логику этого закона, это начинает звучать адекватно, но только до тех пор, пока я не объявлю всю Российскую Федерацию "святым храмом атеистической церкви", не зарегистрирую "Великую церковь атеизма", не назовусь "атеистическим первожрецом" - а потом не побегу в ЕвроСуд. Тогда уж точно можно будет запасаться поп-корном. |
|
3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний - |
Вот это положение Конституции и иным законам как раз и не противоречит. |
Однако, пока на законодательном уровне не даны определения важнейшим понятиям этого закона - это положение закона может стать в руках верующих совершенно кошмарным оружием при давлении на власть. |
|
1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, - |
Если рассматривать исключительно теоретическую сторону - все грамотно и непротиворечиво. |
А вот с практической стороной сложнее. РФ всегда отличалась колоссальным количеством деструктивных сект. Борьба с деструктивной сектой чаще всего ложится на плечи родственников и друзей "адепта", а в крайних случаях на правоохранительные органы. Теперь же их "работа" по наведению порядка в голове у "адепта" будет невероятно осложнена тем, что появился формальный состав преступления. |
|
Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение - |
Новый проект закона, помимо неадекватного понятия «осквернение», взятого из архаичного слоя языка, причем явно языка религиозного, оперирует понятиями "порча", "уничтожение". Здесь проблема еще более глубокая. Перечисленные в законе "богослужебная литература, предметы религиозного почитания, знаки или эмблемы мировоззренческой символики" - это объекты вещного права и никак иначе. Спорить бесполезно. И, фактически ограничивая право на их "уничтожение" и "порчу", государство без всяких на то оснований ограничивает одно из базовых правомочий собственника - "распоряжение". Распоряжение - право "определять юридическую судьбу вещи". Если грубо - своими вещами вы распоряжаетесь сами, вы можете по собственной воле: изменять их назначение, дарить, давать в аренду или ссуду либо уничтожать, то есть прекращать их существование. (первый и последний пункт ограничен для предметов, охраняемых как исторические либо культурные ценности). А самое интересное с осквернением - это уродливое понятие существует в современном законодательстве довольно давно. Ранее оно относилось только к мертвым телам и местам захоронений - но это носило скорее символический характер защиты некоего "последнего права гражданина", его воли относительно его останков. Гражданин выразил волю быть захороненным, а значит, никто не вправе ему препятствовать находиться в этом состоянии. |
Снова базовый набор вопросов: Что есть Богослужебная литература, предметы религиозного почитания, знаки, эмблемы? Относится ли к знакам мировоззренческой символики к примеру Знак движения анархистов или изображение мужского полового органа на стене? А что будет, если работник жека сотрет таковой знак в рамках плановых мероприятий по уборке территории? Что будет, если "богослужебная литература» будет переработана в макулатуру? Что будет, если, решив ознакомиться с постулатами той или иной веры, вы купите их святую книгу, а потом выкинете её в бак для сбора отходов, и это не понравится кому-либо из представителей религиозной общины? Ведь все, что я перечислил - это публичные (в широком смысле) деяния и без сомнения умышленные. |
В широком смысле это еще и означает, что государство ставит знак равенство между картинами Левитана и Ботичелли, гениальными шедеврами зодчества, историческим наследием человечества и, к примеру, журнальчиком "Сторожевая башня" свидетелей Иеговы и бредом старика, 40 лет просидевшем внутри горы. |
И, наконец, заключительная часть моей статьи - «Руководство к действию».
Меры, которые я могу предложить, требуют определенной смелости:
$11. Подача заявления в Конституционный суд Российской Федерации с заявлением о признании неконституционном ФЗ «О внесении изменений в статью 148 уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»
$12. Обращение с иском в ЕСПЧ.
Однако, даже если данные меры не принесут желанного результата, всегда остается личная борьба.
Борьба с представителями религиозных организаций за наши права, учитывая происходящие в обществе процессы - жизненно важна. Я не считаю возможной таковую борьбу на уровне законодательных органов (по крайней мере, в настоящее время). Указанное совершенно не означает, что борьба бесперспективна. Напротив, она возможна, но возможна в рамках действующего законодательства.
Позвольте напомнить вам то, о чем постоянно забывают: права неотделимы от обязанностей. И это формула, которая позволит вам показать представителям религиозных движений, что гражданское общество может принимать аналогичные меры. Боритесь за свои права. Законными мерами принуждайте представителей религиозных движений к точному и неукоснительному соблюдению закона, настаивайте также на соблюдении ими их собственных законов (так называемых «Заповедей» и иных религиозных правил). Поверьте - это работает. У Юлиана Отступника получилось, и христиане ненавидят его до сих пор.
$11. Используйте механизмы СМИ и иные общественные механизмы для освещения всех нарушений закона и иных «морально спорных» действий представителей религиозных общин. Будьте разумны и настойчивы. Не допускайте прямых оскорблений в их адрес - не уподобляйтесь своим противникам. Используйте проверенные данные и не допускайте преувеличений. Поверьте, настоящая правда о ваших противниках будет ужаснее любых ваших фантазий.
$12. Используйте все возможные ресурсы правоохранительных органов и органов судебной системы для защиты своих прав. Направляйте обращения в соответствующие органы по любым, даже малейшим фактам нарушения ваших прав, либо неисполнения представителями религиозных организаций своих обязанностей. У христиан «ночной крестный ход»? Направляйте заявление в полицию о том, что вам ночью мешают спать или о несанкционированном митинге. Отказываются принимать меры и выезжать? Жалуйтесь на сотрудников полиции (я был удивлен, но оказалось, в том, что касается полиции, такие жалобы НЕВЕРОЯТНО действенны - а если вы сообщите о том, что не был разогнан несанкционированный митинг - сотрудников просто уволят, и они об этом знают).
$13. Поддерживайте организации, занимающиеся высмеиванием недостатков существующих религий. В июле 2013 была зарегистрирована Российская Пастафарианская Церковь, поддержите её.
$14. Требуйте такого же объема прав и такой же поддержки от государства, как и ваши оппоненты.
Оскорбление чувств верующих в России - это уголовное преступление. Только далеко не всегда можно привлечь гражданина-нарушителя к ответственности. А если и получается сделать это, то приходится изрядно постараться. В некоторых случаях даже разбираться по закону не стоит - уж больно легкие меры на практике применяются к нарушителям, оскорбляющих верующих. Поэтому многие стараются или вообще закрыть глаза на событие, или как-то самостоятельно борются с проблемой. Тем не менее в России существует закон об оскорблении чувств верующих. Точнее, в Уголовном кодексе есть статья, которая регламентирует наказания, положенные за совершенное деяние. В ней прописываются возможные случаи и нормы, помогающие судебным органам выносить правильные меры пресечения повторных нарушений свобод и прав вероисповедания. Так на что можно рассчитывать в том или ином случае?
На публику
Оскорбление чувств верующих может наказываться разными методами. Все зависит от того, как именно было совершено преступление. Разумеется, обстоятельства и даже мелкие детали способны оказать влияние на судебное решение. Начинается статья 148 УК РФ с того, что предлагает она самые простые и не очень серьезные меры за простое оскорбление чувств верующих и свобод человека на публике. То есть в без каких-либо Вообще, наказания за данное деяние могут быть разными. Некоторые меры никого не пугают и не отвращают от публичных оскорблений, направленных на веру и свободу человека.
Например, стоит обратить внимание на штраф за оскорбление чувств верующих. Он может быть разным, в зависимости от тяжести совершенного преступления. Если никаких отягчающих обстоятельств не было, можно надеяться на не самое тяжелое наказание. Чаще всего, как нетрудно догадаться, накладывается денежное взыскание.
Закон об оскорблении чувств верующих гласит, что при простом правонарушении, которое не отягощено никакими иными обстоятельствами, придется выплатить до 300 000 рублей. В принципе, это почти столько же, сколько на практике платят за моральный ущерб. Либо денежные выплаты могут выражаться в виде любого дохода правонарушителя. Преступник будет платить сумму, которую вынесет ему суд, но она при этом не должна превышать прибыль гражданина более чем за 2 года. Именно такие правила установлены в России на данный момент.
На работу
Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ) может также наказываться общественными работами. Правда, продолжительность оных будет варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Чаще всего рассматриваются дела, которые не имеют никаких отягощающих обстоятельств. Например, что полагается за нарушение, описанное в первой части настоящей статьи? Речь идет о случаях, когда оскорбление свобод вероисповедания произошло публично, но не в каких-то религиозных заведениях.
То есть можно не только штраф получить. Оскорбление чувств верующих, согласно законодательству РФ, карается также общественными работами. Обязательными или принудительными. Не столь распространенные меры, но они имеют место. На практике чаще всего назначается денежная выплата. Она считается и менее неприятной, и более действенной. Обязательные работы при совершении такого преступления будут продолжаться до 240 часов, а принудительные - в несколько раз дольше. Суд имеет право вынести решение, согласно которому общественный труд длится до 12 месяцев. Это уже более серьезная мера, но она, как показывает практика, не особо стимулирует нарушителей к соблюдению законов. А вот штраф - вполне.
За решетку
Оскорбление чувств верующих (статья 148) - это не только общественные работы и денежные выплаты. Это еще и более серьезные меры, а также последствия. На практике без отягощающих обстоятельств следующий вариант развития событий назначается крайне редко, но он имеет место. Речь идет о лишении свободы.
То есть за оскорбление чувств верующих можно и попасть за решетку. Если вы просто совершили данное преступление в общественном месте, бойтесь! Ведь при подобном раскладе полагается тюремное заключение в колониях разного режима (по усмотрению суда, чаще исправительные или общие имеют место) на 1 год максимум. Не слишком много, но и не мало.
К счастью, как уже было сказано, подобный расклад событий редко имеет место. Ведь оскорбление чувств и свобод в России очень часто попросту не рассматривается в качестве преступления уголовного характера из-за отсутствия исков от потерпевших. Никому лишние разбирательства не нужны, особенно если просто кто-то оскорбил вашу веру в общественном месте. Это, к сожалению, не столь редкое явление, чтобы тут же бежать в суд. Хотя по закону вы имеете на это полное право. А пользоваться им или нет, решайте самостоятельно.
Специальные места
Статья "Оскорбление чувств верующих" (УК РФ) - это, как мы уже выяснили, уголовное преступление. И оно наказывается разными методами. Какие-то из них пугают, некоторые же - вообще простая формальность, которая не мотивирует граждан на соблюдение законов. Более серьезные меры применяются к нарушителям, если оскорбление веры человека произошло в специально отведенных религиозных местах. Например, в церкви или около какого-нибудь алтаря для проведения богослужения. Это уже считается отягощающим обстоятельством. И поэтому стоит готовиться к более серьезным мерам пресечения повторного преступления.
Оскорбление чувств верующих суд способен наказать, опять же, денежными выплатами. Разумеется, речь идет о штрафе. В данном случае он возрастает, причем уже значительно. За оскорбление свобод и прав вероисповедания в специально отведенных религиозных местах придется отдать максимум 500 000 рублей. Или же можно лишиться собственного дохода за 3 года. Это предельная величина. Не обязательно доход должен выражаться в виде заработной платы, учтите это. Главное, что учитывается только официальная прибыль.
Труд
Оскорбление религиозных чувств верующих, которое было совершено в специально отведенных местах для подобных граждан, карается, как уже стало понятно, более серьезно, нежели обычные разногласия и принижения на публике. Это все отражается и на штрафе, и на всех остальных вышеперечисленных мерах. Так в России стоятся многие законы. То есть применяются одни и те же меры, но при этом они как бы становятся более серьезными.
Общественный труд за совершенное правонарушение тоже имеет место. Обязательные и принудительные работы - их никто не отменял. Да, на практике оскорбление чувств верующих (УК, 148 статья, РФ) подобными наказаниями почти не карается, но согласно закону, они имеют место.
Срок обязательных работ увеличится. Теперь вместо 480 часов труда вам будет положено максимум 360. Это не так уж и много, если задуматься. По сравнению с принудительными. Ведь отныне их продолжительность возрастет в несколько раз. Теперь она составит 3 года максимум. А конкретный срок будет установлен только при судебных прениях с учетом всех возникших обстоятельств и событий.
На свободу
Закон об оскорблении чувств верующих, как мы уже выяснили, подразумевает еще и лишение свободы. То есть можно "загреметь" за решетку на определенный срок. На какой именно и с какими последствиями, зависит от многочисленных обстоятельств. Но, как показывает практика, уже после совершенного нарушения в специально отведенных религиозных местах будет применено к оступившемуся особое правило. Какое именно? Об этом немного позже.
Для начала стоит отметить, что оскорбление чувств верующих (УК РФ, статья 148) наказывается тюремным заключением. Если преступление было совершено в специально отведенных для верующих местах, продолжительность наказания составит максимум 3 года - столько же, сколько и принудительные работы могут продолжаться. Это уже действительно серьезная мера, которой многие опасаются. Но на данном этапе наказания не заканчиваются. Статья УК "Оскорбление чувств верующих" предусматривает дополнительные меры, которые будут назначаться (или нет - на усмотрение судебных органов) после освобождения из тюрьмы.
Дополнительно
Дело все в том, что во второй части ст. 148 УК РФ можно заметить: помимо лишения свободы, к нарушителям имеют право применить особые меры. Не самые страшные, но, можно сказать, стимулирующие к исправлению поведения.
О чем идет речь? Помимо лишения свободы, в некоторых случаях (каких именно, решит суд при разбирательствах в каждом деле) полагается еще и ограничение свободы. Его называют еще условным сроком. В ходе оного вы будете осуждены, нужно будет отмечаться в милиции, а также просто учитывать, что вы совершили преступление. - это просто то же отбывание наказания, но в привычной для нас среде, в ходе которого нарушать закон нельзя. Иначе при любых разбирательствах подобная мера будет рассматриваться в качестве отягощающего обстоятельства.
За оскорбление чувств верующих в специально отведенных религиозных местах, а также на местности, предназначенной для богослужений и полагается не только лишение свободы, но и условный срок. Если он будет назначен вам, учтите: максимальная его продолжительность составляет всего 1 год. По сравнению с тюремным заключением, данная цифра ничтожна. Тем не менее, как уже было сказано, ограничение свободы подразумевается в законе, как мера наказания, не всегда. На практике же оно имеет место в большинстве случаев. Это прекрасная мотивация для исправления собственного поведения.
Препятствие
Также в законодательстве рассматриваются очень интересные случаи. Например, что полагается преступнику, который незаконно воспрепятствовал деятельности или аналогичным событиям? Как ни странно, но это деяние тоже расценивается как оскорбление чувств верующих (УК РФ). И, разумеется, к нарушителям обязательно будут применять определенные меры пресечения повторного преступления. Например, штраф. Это, как можно заметить, мера, применяемая в большинстве случаев. И не только при оскорблении свобод и веры. На практике она назначается крайне часто. При незаконном учинении препятствий для проведения религиозных обрядов, а также воспрепятствии законной деятельности вероисповедающих объединений, полагается денежное взыскание. Оно точно такое же, как и при обычном оскорблении, - либо 300 000 максимум, либо заработная плата/доход осуждаемого за период, не превышающих 24 месяцев. В принципе, многих уже данная мера стимулирует.
Обязательные и тоже имеют место. Только они не слишком уж и часто назначаются при учинении препятствий законной религиозной деятельности. Ведь в первом случае наказание продлится максимум 360 часов, во втором - до 12 месяцев. Не самые серьезные меры, но они имеют место. По сравнению с оскорблениями в общественных местах, предназначенными для обрядов, приведенные наказания не столь страшны.
Еще одна, но нестандартная мера для нашей сегодняшней статьи - это арест. Оскорбление чувств верующих (УК) может наказываться и такой мерой. Арест при этом будет наложен на гражданина, если он препятствовал законной деятельности религиозных объединений, а также мешал всеми силами (или пытался сделать это) проведению обрядов. Разумеется, речь идет только о законных случаях, не более того.
Арест при подобном развитии событий будет не слишком продолжительным - 3 месяца, это предел. На практике же чаще всего тот, кого привлекли за оскорбление чувств верующих (список возможных наказаний нам уже известен), отделывается штрафом и арестом на 15 суток. Это вполне нормальное явление в России. Скорее, подобное событие можно назвать негласным законом.
Служебное положение
Но на этом статья Уголовного кодекса не заканчивается. Дело все в том, что имеют место некоторые отягощающие обстоятельства, которые действительно наказываются по высшим мерам. Оскорбление чувств верующих (статья 148, РФ УК), а точнее, незаконное препятствие религиозным событиям при применении служебного положения - это действительно серьезное преступление. И оно, как показывает практика, тяжелее всего наказывается.
Например, штраф. Он здесь не такой большой, поэтому на практике назначается редко. Всего придется отдать либо до 200 000 рублей, либо свой доход за период до 1 года. Это не слишком много, если задуматься. Обязательные, исправительные и принудительные работы тоже имеют место. Их судебные органы на практике назначают куда чаще, чем штрафы в данном случае.
Сколько будет длиться подобное наказание? Все зависит от типа назначенных работ. К примеру, обязательные - 480 часов, принудительные - 1 год, исправительные - 24 месяца. Данные сроки считаются максимальными, при тех или иных случаях они способны уменьшаться по усмотрению суда. Но на деле такое происходит крайне редко.
Лишение свободы с некоторыми дополнительными мерами тоже имеет место. При подобном раскладе событий, когда нарушение сопровождалось использованием служебного положения, придется "отсидеть" до 1 года, а также на 2 года лишиться права занимать определенные посты и должности (обычно руководящие), а также вести ту или иную деятельность на этот же период. Именно такая мера (вместо ареста) будет применяться к нарушителю. Пожалуй, при для того, чтобы совершить оскорбление чувств верующих (статья УК 148), это самый распространенный случай.
Угрозы и насилие
Последняя ситуация, которая только может рассматриваться в нашей сегодняшней статье, - это угрозы применения насилия либо непосредственное исполнение оных действий. Речь идет, конечно же, о случаях, в ходе которых вы незаконно пытались препятствовать религиозным мероприятиям, а также деятельности подобных организаций.
Дело все в том, что за данное нарушение полагаются уже известные нам меры пресечения повторного преступления. Какие именно? Точно такие же, как и за использование служебного положения.
То есть можно получить штраф в виде 200 тысяч рублей или взыскание любого вашего официального дохода за 12 месяцев. Кроме того, имеет место назначение разнообразных типов общественных работ - обязательных, принудительных и исправительных. Их максимальная продолжительность уже известна. Это 480 часов, 12 месяцев и 2 года соответственно. Сесть в тюрьму (какую именно, решает суд) тоже можно, да еще и лишиться дополнительно права вести ту или иную деятельность. На труд ограничения тоже распространяются. Вы не сможете работать в каких-то сферах, а также занимать определенные посты. На практике чаще всего речь идет о руководящих должностях. Подобного рода ограничение накладывается на 2 года максимум. А вот "отсидеть" придется около года. Может, и меньше, если так решат судебные органы.
Как видите, оскорбление чувств верующих (статья, регламентирующая наказания за совершенное преступление в том или ином случае, нам известна) - это действительно серьезное нарушение. И если правильно подойти к решению поставленного вопроса, можно всегда защитить свои права и свободы вероисповедания. На практике, как уже было сказано, такое происходит не слишком часто. Ведь редко кто будет доказывать, что его взгляды были как-то задеты.
Основная проблема, которая может возникнуть в ходе судебных прений, - это доказательства. То есть вы должны будете доказать, что принадлежите к той или иной вере, а также следуете ей. Иначе статья попросту не будет действовать. Желательно при этом иметь каких-то незаинтересованных свидетелей, которые способны подтвердить ваши слова.
Разумеется, действовать закон будет, как уже было сказано, только если религиозные обряды и события, а также деяния религиозных объединений признаны законными. В противном случае защиту найти не удастся. Плюс ко всему, не распространяются приведенные наказания на веру, признанную опасной и незаконной. Например, на не могут пользоваться законодательством. Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ) не относится к сатанистам, так как данная "вера" официально запрещена в России. А вот все остальные имеют полное право на оперирование российским законодательством. Такие правила установлены в стране. Как видите, все не столь сложно, как кажется на первый взгляд. Главное - не бойтесь защищать свои права на вероисповедание, если они были задеты. Суд обязательно встанет на вашу сторону, если деятельность ваша не несет никакой опасности для общества и является адекватной, законной.