Громкие судебные процессы в истории. Самые громкие судебные процессы в ссср
Если и существует связующая нить между известными судебными процессами, о которых речь пойдет далее, то этой нитью станет мотив несправедливости и предубежденности. Ни один из обвиняемых (кроме Карла I, возможно), будь то мужчина или женщина не заслуживал смерти, тюремного заключения и бесчестья, которое обрушили на них их обвинители. Утешением может послужить лишь то, что жестокость одних уравновешивается добротой и щедростью других. Эйзенштейн в защиту философа Бертрана Рассела как-то написал: «Великие умы всегда сталкиваются с яростным сопротивлением со стороны умов посредственных». По словам Кристофера Хитчинса, в вечном противостоянии с посредственностью, ведомой циниками и коррупционерами, героизм разбивает себе сердце, а идеализм - ломает хребет. Изучая историю, в частности историю громких судебных процессов, в качестве яркого примера несправедливости, каждый из нас в силах повлиять на баланс этих сил в нашем обществе.
10. Салемский процесс
Судебный процесс ХVII века по делу массачусетских ведьм , бесчестным апогеем которого стали разбирательства в городе Салеме, до сих пор остается одним из наиболее вопиющих случаев массовой истерии в истории. На первый взгляд дурная слава судебного процесса в Салеме выглядит несколько неоправданной: среди почти тех десяти тысяч человек преданных огню за колдовство в средние века, всего лишь девятнадцать проживали в Салеме (пятеро умерли в заключении, не дождавшись казни). Возможно, в мировую историю судебного дела Салемский процесс не в последнюю очередь вошел благодаря приличному объему сопровождающей суд документации. От чтения тех записей, таких как, например, описания случая пожилого фермера Жиля Кори, у любого бы волосы встали дыбом.
Атмосферу в Салеме назвать здоровой было бы сложно. Непрекращающиеся семейные распри, вражда из-за собственности и владений, а также постоянные стычки с индейцами привели жителей городка в состояние близкое к всеобщему помешательству. Чтобы безумие вырвалось на волю, достаточно было малейшей провокации, которая не заставила себя долго ждать. Началось все с того, что у двух местных девчушек, Бэтти Пэррис и Эбигайль Вильямс, обнаружились симптомы странной хвори, происхождение которой доктора установить не смогли. За отсутствием объяснений, было решено, что причиной загадочного недуга является не что иное, как колдовство. Вскоре были задержаны, обвинены в колдовстве и заключены в тюрьму бездомный попрошайка, раб и женщина, которая пропускала церковные службы. В защиту несчастных выступила уважаемая набожная горожанка по имени Марта Кори, и как следствие, ее саму тут же обвинили в колдовстве. Среди жителей городка ширились волнения и взаимные обвинения, и местные судебные органы обратились за советом к наиболее влиятельным церковным институтам Новой Англии. Церковнослужители посчитали, что судебные разбирательства, должны продолжаться, тем самым санкционировав множество дальнейших обвинений и казней. По их мнению, как ни прискорбно, жители Массачусетса будет продолжать страдать от злобных проявлений невидимого мира, если не попытаться пресечь этот процесс и не наказать виновных.
9. Альфред Дрейфус
«Страсть моей жизни – нести свет, нести во имя человечества, которое страдало безмерно и заслуживает счастья. Мой пламенный протест не что иное, как следование зову моего сердца» - так говорил Эмиль Золя в 1898 году.
Альфред Дрейфус, еврей по происхождению, капитан французской артиллерии в 1894 году был арестован по обвинению в передаче секретной информации немецким властям. В следующем году военный трибунал обвинил его в государственной измене и приговорил к пожизненному заключению. На этом эта история могул бы и закончиться: такие вещи постоянно происходят в этом мире, и через год дело практически было закрыто. Но в 1869 году новый шеф военной разведки обнаружил улики, свидетельствующие, что другой офицер, Майор Естергази, мог быть причастен к факту государственной измены. По всей вероятности, Дрейфус был невиновен. Человека, обнаружившего доказательства невиновности Дрейфуса в срочном порядке откомандировали в Тунис. В целях сохранения собственной репутации военные власти, решили не предавать эту историю огласке.
Но, несмотря на все усилия, подробности этой истории неумолимо распространялись по всему Парижу, что и вызвало вполне объяснимый общественный резонанс. Когда история с сокрытием улик попала в средства массовой информации, разразился настоящий скандал, расколовший Францию конца века на два полярных лагеря, скандал, который стал наиболее широко обсуждаемым политическим событием того времени. Мир интеллигенции разделился на тех, кто считал Дрейфуса изменником и тех, кто был убежден в его полной невиновности. Среди последних был и известный французский писатель Эмиль Золя, в 1898 году опубликовавший свое бессмертное творение «Я обвиняю». В своем открытом письма президенту Французской Республики, Золя, возмущаясь и негодуя, требует «правды и справедливости» для Дрейфуса. Кстати, это письмо послужило бы неплохим обучающим пособием для амбициозных и честолюбивых журналистов. Поверхностный и неубедительный судебный процесс, а также последующее за ним сокрытие улик Золя называет самым вопиющим вероломством и беззаконием века, а также неприкрытым проявлением антисемитизма, довольно распространённого во Франции того времени. Перефразируя абсурдные обвинения военного суда Золя писал, что даже в том что Дрейфус знает несколько иностранных языков было усмотрено преступление, а также в том, что в его доме не нашлось компрометирующих бумаг, а еще преступлением является то, что Дрейфус бывал на своей исторической родине. Его любознательность и трудолюбие – тоже преступление; он спокоен – преступление; он невозмутим – преступление.
Золя совместно с группой либерально настроенных общественных деятелей потребовали повторного суда над Дрейфусом. Французские власти не пошли на этот шаг. Вскоре Золя обвинили в уголовно наказуемой клевете и, чтобы избежать заключения, ему пришлось уехать в Англию. Для Золя позиция общества была ясна, с одной стороны, считал он, существуют вредители и преступники, не желающие света и правды, а с другой стороны, в обществе нет самоотверженных борцов за правду, готовых пожертвовать жизнью во имя справедливости. Однако старания этих людей оказались ненапрасны. Как и предсказывал Золя, в 1902 году Дрейфу был помилован, а четырьмя годами позже реабилитирован и освобожден, после чего продолжил служить Франции во время Первой мировой войны .
«Для меня лучше умереть тысячу раз, чем взять назад хотя бы одно слово и осужденных ими статей. И как меня они отлучают от церкви за ересь и богохульство, так и я отлучаю их во имя святой Божьей правды. Только Бог судья тем, кого отлучили» - сказал Мартин Лютер.
Именно с суда над немецким священником Мартином Лютером начался процесс великой Реформации протестантизма. Реформация вылилась в полный драматизма процесс раскола католической церкви, последствиями которого стали религиозные войны, народные волнения по всей Европе, а также начало раздела Европы и формирование современных европейских государств. Целью Лютера была вовсе не революция: изначально он, как и многие другие, обнаружил, что благоговение перед богом неправильно истолковывается доктринами католической церкви, Лютер искренне надеялся открыть людям глаза на таинство покаяния.
В 1516 году Лютер начал проповедовать против того, что он считал самым гнусным в политике Католической Церкви. В частности, жестокому осуждению он подверг распространённую на тот момент практику продажи индульгенций, которые в равное степени, как для верующих, так и для безбожников, выступали в качестве средства попасть на небеса, которое можно купить за деньги.
С целью дальнейшего обсуждения на дверях Виттенбергкого собора он вывесил список своих предложений, состоящих из девяноста пяти пунктов. Говорят, что узнав о «95 тезисах» Лютера, папа Лев Х назвал его «пьяным немцем, который изменит свое мнение, как только протрезвеет». Но трезвость здесь была не причем, свои убеждения Лютер менять не собирался. В 1518 году Лютера обвинили в ереси, а в 1521 он предстал перед судом г. Ворма. На предложения отречься от своих еретических высказываний, он ответил решительным отказом, произнеся свою известную фразу «Я в этом твердо убежден. По-другому думать я не могу. Да поможет мне Бог. Аминь». По вердикту Вормского суда Мартин Лютер был признан виновным в распространении ереси, а все его книги подлежало сжечь на костре. Таким образом, он должен был понять и осознать, что те, кто дали ему в свое время приют, могут и покарать его. Лютеру удалось укрыться в замке своего покровителя Фридриха Мудрого и прожить остаток своих дней на свободе.
19 августа 1692 года в небольшом городке Салем в американском штате Массачусетс было повешено несколько местных жительниц, обвинённых в колдовстве. Последовали и другие жертвы охоты на ведьм. Уже через несколько лет этот скандальный процесс был объявлен ошибочным, и приговор отменили. Выжившим жертвам заплатили компенсации, а остальных реабилитировали посмертно. С этого момента процесс над салемскими ведьмами считается одним из самых позорных случаев в истории судебной системы США. Лайф вспомнил самые знаменитые судебные процессы, которые иначе как позорными назвать трудно.
Небольшой городок Салем, основанный пуританами в Новой Англии в первой половине XVII века, в 1692 году стал центром американской охоты на ведьм, где она приняла наиболее угрожающие масштабы. Началось всё с того, что странной болезнью заболели две местных девочки. Поскольку болезнь была неизвестна местным пуританам, жители городка решили воздействовать на недуг молитвой, однако, когда к ним пришёл пастор и начал читать молитву, а девочки стали визжать и затыкать уши, ультрарелигиозные пуритане восприняли это как явное проявление чёрной магии. Позднее заболели ещё несколько девочек.
Местный доктор, человек весьма образованный, вспомнил, что не так давно похожий случай был в находившемся неподалёку Бостоне, где в итоге обнаружилось чёрное колдовство и была вычислена служанка-ведьма.
Детей стали опрашивать по поводу возможного воздействия на них ведьм, и они указали на трёх женщин. Весьма любопытно, что все трое были местными изгоями (служанка-рабыня, нищенка и старая вдова, нелюбимая местными) - не исключено, что девочек заставили указать на них наводящими вопросами.
Вслед за арестом первых трёх подозреваемых на городок обрушилась настоящая лавина арестов, поскольку многие посчитали это удобной возможностью для сведения счётов со своими недругами. Был арестован даже один из пасторов, которого объявили в сговоре с дьяволом в связи с его якобы необыкновенной физической силой.
Девочки, старшей из которых было 12 лет, продолжали настаивать, что к ним являются всё новые духи ведьм и колдунов, которые терзают их, и число арестованных по делу в итоге достигло 200 человек - поистине огромное, учитывая небольшое население городка.
Сам судебный процесс превратился в трагикомедию. Сторона обвинения пыталась доказать, что дьявол не может без разрешения человека воспользоваться его образом, тогда как защитники настаивали на том, что могущественный дьявол не нуждается в разрешении и может использовать личины несчастных, когда ему заблагорассудится.
Итогом процесса стала казнь 19 человек, смерть в тюрьме как минимум двоих и ещё одного - под пытками. В 1693 году губернатор штата, заметив, что в Салеме как-то чрезмерно увлеклись охотой на ведьм и ситуация начинает выходить из-под контроля, распустил суд, готовившийся рассматривать дело очередной группы ведьм, и своим указом помиловал всех заключённых. Через несколько лет некоторые из судей и присяжных публично раскаялись в своих ошибках, заявив, что были введены в заблуждение. Ещё через несколько лет приговор был объявлен несправедливым.
Позднее специалистами выдвигались различные версии, что заставило девочек оговорить столь огромное количество людей. Подозревались отравление спорыньёй, психологические проблемы, жажда внимания, истерия и даже врождённый летаргический энцефалит. В настоящее время город Салем активно привлекает туристов, пользуясь скандальной историей с ведовским процессом.
Вероятно, самый знаменитый судебный процесс XIX века и первое дело, которое привело к расколу общества, причём не только во Франции, но и в других странах. Без преувеличения весь образованный мир следил за делом ранее никому не известного капитана Дрейфуса, обвинённого в шпионаже в пользу немцев.
В 1894 году во французском военном министерстве была обнаружена пропажа нескольких документов под грифом "Секретно". Вскоре разведка нашла порванную записку, якобы выброшенную немецким шпионом, в которой сообщалось о передаче ему нескольких документов.
Подозрение пало на капитана Альфреда Дрейфуса - еврея по происхождению, служившего в Генштабе. Дрейфус был молчаливым и замкнутым человеком и не имел друзей в офицерских кругах, которые могли бы заступиться или ходатайствовать за него. Возможно, именно это обстоятельство, а также то, что он был родом из Эльзаса - региона, всегда тесно связанного с Германией, а после войны 1870 года оккупированного ею, и сыграло ключевую роль в его осуждении.
Ко всему прочему, Дрейфус был белой вороной в офицерских кругах - как это принято говорить на армейском сленге, "пиджаком", то есть человеком, изначально не военным, тогда как в те времена большая часть офицеров происходила из потомственных военных семей и могла похвастать тем, что их предки принимали участие во всех французских войнах за последние 300 лет.
Капитана по-быстрому осудили на закрытом суде, признали виновным в шпионаже и государственной измене и пожизненно сослали на Чёртов остров (ныне Французская Гвиана) откуда было практически невозможно сбежать, а шансы долго прожить держались невысоко из-за постоянных эпидемий тропических болезней среди заключённых.
Вполне возможно, что про дело никто и не вспомнил бы и даже не узнал, если бы Дрейфусу не повезло так с братом. Матье Дрейфус был достаточно обеспеченным бизнесменом и активно включился в кампанию по защите брата.
Ему удалось выяснить, что, по предположениям разведки, почерк на той самой записке в действительности принадлежал майору Эстерхази (разведка считала, что после Дрейфуса завёлся ещё один шпион, пришла позднее к выводу, что единственным шпионом был Эстерхази, но не смогла продолжить расследование по причине его блокировки военным руководством). Однако привлечь Эстерхази было бы значительно сложнее, поскольку это бросило бы тень на всю армию: он был сыном заслуженного генерала времён Крымской войны, кроме того, по другой линии его родственниками являлись видные венгерские аристократы. В конце концов, это означало бы, что осуждён невиновный человек, что пошатнуло бы позиции военных и их престиж.
Матье Дрейфус заказал независимым специалистам экспертизу почерка брата. Они пришли к выводу, что автором письма был не он, а вот почерк Эстерхази действительно напоминал запечатлённый на записке. Дрейфус обратился к известному политику Шерер-Кестнеру, который открыто потребовал пересмотра дела на основании новых фактов.
С этого момента дело стало уже не шпионским, а политическим. В него включились оппозиционные политики и видные культурные деятели. В газете будущего премьера Франции Клемансо, который поддерживал Дрейфуса, было опубликовано знаменитое письмо Эмиля Золя к французскому президенту под названием "Я обвиняю!", в котором писатель утверждал, что французское правительство покрывает реальных виновников, а всю вину свалило на Дрейфуса только потому, что он еврей.
Статья была подобна эффекту разорвавшейся бомбы. Вся Франция разделилась на дрейфусаров и антидрейфусаров: первые поддерживали Дрейфуса, вторые считали, что он виновен. Страна оказалась на грани гражданской войны, на улицах проходили шумные манифестации то одних, то других, иногда и вовсе заканчивавшиеся столкновениями дрейфусаров и антидрейфусаров.
Эхо процесса докатилось даже до России. Например, Чехов был убеждённым дрейфусаром, в то время как Суворин поддерживал сторону обвинения. А Лев Толстой вообще считал, что всё это пустяки и есть гораздо больше важных дел, чем злоключения какого-то далёкого француза.
Левые в этом деле выступали на стороне Дрейфуса, а правые считали, что Генштаб и суд были правы. Впрочем, некоторые успели побывать и теми, и другими. Например, один из лидеров французских радикальных социалистов Жорес первоначально клеймил суд за то, что он слишком мягко обошёлся с предателем, не казнив его, но позднее, поняв, какую выгоду в политическом плане можно извлечь из этого дела, переметнулся на противоположную сторону и начал поддерживать уже Дрейфуса, сделавшись одним из главных его защитников и обличителей "диктатуры военщины".
Далее события начали принимать характер древнегреческой трагедии. На процессе о клевете Золя на правительство были предъявлены новые доказательства виновности Дрейфуса - письма немецкой разведки с явным намёком на то, что Дрейфус работал на немцев.
Общественное мнение стало склоняться в пользу антидрейфусаров, однако бывший глава военной разведки Пикар выступил резко против, заявив о фабрикации доказательств. После его выступления у военного министра зародилось подозрение, что документы действительно сфабрикованы, он побеседовал с несколькими военными и поймал одного из них на явной лжи и подлоге. Сознавшись, тот покончил с собой.
После этого майор Эстерхази бежал в Англию, откуда сделал публичное заявление о том, что действительным автором записки был он. Сразу же после этого Германия официально заявила, что Дрейфус никогда не числился среди немецких агентов.
В 1899 году после смены состава правительства, вызванного политическим кризисом, дело Дрейфуса было пересмотрено с учётом вновь открывшихся обстоятельств. Однако накал страстей был столь велик, что, опасаясь новых столкновений между дрейфусарами и антидрейфусарами, был вынесен компромиссный приговор: Дрейфус виновен, но срок ему сократили до 10 лет.
В 1903 году началась новая кампания в защиту Дрейфуса, локомотивом которой стал Жорес, публично приведший несколько примеров самых возмутительных подлогов в деле. Оно вновь было пересмотрено, и в 1906 году, после долгих разбирательств, Дрейфуса полностью оправдали и восстановили в армии с повышением звания. В итоге он провёл на Чёртовом острове 11 с половиной лет.
Дело Дрейфуса, длившееся более десятилетия, завершилось. Оно стало крупнейшим политическим скандалом своего времени и сопровождалось беспрецедентной общественной кампанией, которую вели как его сторонники, так и противники. Эти кампании наглядно продемонстрировали могущество прессы. Сам Дрейфус продолжил службу в армии, дослужился до звания подполковника и был награждён орденом Почётного легиона.
Громкий процесс 1925 года. Дело против школьного учителя, преподававшего эволюционную теорию Дарвина и угодившего за это под суд. В начале 1925 года в штате Теннесси был принят закон, известный как акт Батлера, по имени депутата, ставшего его инициатором. Закон запрещал в финансируемых штатом школах и университетах преподавание теорий, отрицающих библейскую версию происхождения человека. При этом указывалось, что это запрещается делать даже в тех учебных заведениях, которые финансируются штатом лишь частично.
Уже через два месяца школьный учитель Джон Скоупс стал первой жертвой закона. К начавшемуся процессу было приковано внимание СМИ всей страны. Для представления учителя в суде Американский союз защиты гражданских свобод нанял защитников, которых возглавлял один из самых знаменитых адвокатов страны Кларенс Дэрроу. В свою очередь, со стороны обвинения выступал знаменитый политик, бывший государственный секретарь США Уильям Брайан, который был одним из главных борцов с дарвинизмом в стране.
Поскольку здание суда не смогло вместить всех желавших присутствовать на процессе, заседания были перенесены на улицу, где присутствовало несколько тысяч зрителей, а также репортёры всех ведущих изданий. Сторона обвинения настаивала на том, что преподавание дарвинизма уничтожает христианство, тогда как защитники утверждали, что запрет на преподавание дарвинизма уничтожает науку.
В итоге усилиями обеих сторон процесс превратился в театр абсурда. Стоит отметить, что обе стороны были в этом заинтересованы, и сторона защиты даже больше, поскольку планировала использовать этот процесс как показательный и таким образом сорвать подписание законопроектов о запрете дарвинизма ещё в нескольких штатах и доказать его заведомую абсурдность, поскольку он превращал каждого школьного учителя биологии в преступника.
Заодно в процессе был напрямую заинтересован и сам городок Дейтон, где проходил процесс. Небольшое шахтёрское поселение переживало не лучшие времена, однако в связи со скандальным процессом в город прибыло множество журналистов и зевак из окрестных городов. Чтобы подогреть внимание публики, был даже пущен слух, что на процессе в качестве свидетелей защиты будут выступать живые обезьяны. С противоположной стороны сторонники обвинения организовали Антиэволюционную лигу, которая устраивала пикеты и демонстрации против преподавания "обезьяньей теории".
В итоге суд завершился тем, что Скоупса признали виновным и приговорили к штрафу в размере 100 долларов, который за него заплатили борцы с антидарвинистским законом. Хотя им не удалось добиться главной цели - отменить акт Батлера в Теннесси, дело получилось настолько шумным, что больше ни один учитель не подвергался преследованиям и Скоупс остался в истории первой и единственной жертвой закона, действовавшего до 1967 года. Кроме того, шумиха способствовала тому, что 13 из 15 штатов, где на рассмотрении находились аналогичные антидарвинистские законы, отказались от их принятия.
Самое громкое американское дело за последний век, за ходом которого благодаря телевидению и популярности главного подозреваемого следили сотни миллионов человек - даже само задержание Симпсона транслировалось в прямом эфире.
О. Джей Симпсон был одним из самых знаменитых игроков в американский футбол в 70-е годы. После завершения карьеры он работал комментатором и даже снимался в кино (наиболее известная роль - в пародийной трилогии "Голый пистолет"). В 1994 году жена Симпсона, с которой он развёлся за два года до этого, и её любовник были обнаружены зверски зарезанными прямо в доме.
Главным подозреваемым сразу же стал бывший муж убитой. В доме были обнаружены следы крови, принадлежавшей Симпсону, а в его саду нашли окровавленную перчатку. Друзья-юристы предложили Симпсону добровольно сдаться полиции, о чём и было объявлено на следующий день. Звезду футбола поджидали у полицейского участка сотни репортёров, но он просто не явился. Вместо этого друг Симпсона и его будущий адвокат Роберт Кардашян (отец ныне знаменитой светской тусовщицы Ким) зачитал его прощальное письмо, после чего все решили, что Симпсон покончил с собой.
Однако вечером того же дня он был замечен полицией при попытке сбежать из города. За ним была организована погоня, транслировавшаяся в прямом эфире. Бывшего спортсмена догнали, но не задержали, поскольку он приставил к своей голове пистолет и кричал, что "вышибет себе мозги", если к нему подойдут. После нескольких часов переговоров Симпсон всё же сдался полиции.
Накануне суда он сделал важное заявление с намёком на свою невиновость, пообещав немедленно выплатить 500 тысяч долларов любому человеку, который предоставит следствию данные о настоящем убийце. У стороны обвинения были существенные улики: кровь на месте преступления, совпавшая с кровью Симпсона, перчатка, найденная неподалёку от его дома (вторую обнаружили на месте преступления), несколько порезов на руке Симпсона. Кроме того, у Симпсона не было чёткого алиби, хотя его друг утверждал, что примерно за полчаса до убийства они вместе покупали гамбургеры, а соседи Симпсона подтвердили, что в момент убийства видели его припаркованный автомобиль возле его дома.
Защита Симпсона проделала огромную работу, чтобы убедить присяжных в том, что Симпсон - жертва расизма: адвокатам даже удалось раздобыть аудиозапись десятилетней давности, в которой один из детективов негативно высказывался о темнокожих.
За два года до дела в Лос-Анджелесе произошли беспорядки, сравнимые с боевыми действиями. После того как несколько полицейских жестоко избили темнокожего нарушителя Родни Кинга, взбунтовалась вся афроамериканская община города, и на время скандального процесса эти события, как и действия полицейских, были ещё свежи в памяти. Задачей защиты было доказать, что перчатку подбросили полицейские и она не принадлежит Симпсону, для чего адвокат предложил ему примерить эту перчатку - она хоть и налезла, но оказалась маловата. Это было использовано в качестве ключевого аргумента в пользу защиты.
Адвокат Кардашян работал на совесть: не только за деньги, но и потому, что был другом Симпсона. Ради него он даже возобновил действие своей адвокатской лицензии, хотя уже долгое время к тому моменту находился на отдыхе. Дело едва не раскололо страну по расовому признаку. Согласно социологическим опросам, почти всё белое население считало бывшего спортсмена виновным в убийстве, тогда как большинство темнокожих верили в то, что он жертва расистов-полицейских.
Все судебные заседания не только транслировались по ТВ, но и продавались на видеокассетах, поэтому не будет преувеличением сказать, что этот процесс стал делом века в США.
В результате присяжные приняли невероятное решение - несмотря на множество весьма убедительных улик Симпсон был оправдан. Правда, родственники одного из убитых сразу же подали на Симпсона иск в гражданский суд, который признал его виновным (американская судебная система это позволяет) и обязал его заплатить 33,5 млн долларов компенсации и штрафа.
В итоге Симпсон вышел сухим из воды, но лишился почти всех полученных за карьеру денег и стал банкротом. В попытках заработать денег он через несколько лет выпустил книгу под названием "Если бы я сделал это", в котором описал двойное убийство в таком виде, как если бы он совершил его. Многие противники Симпсона сочли этот шаг косвенным признанием вины. В 2008 году он был арестован за вооружённое ограбление коллекционера и приговорён к 33 годам лишения свободы, хотя на суде уверял, что просто забирал ранее украденные у него кубки и награды. В настоящее время он продолжает оставаться в тюрьме, но может выйти досрочно в 2017 году.
Самое свежее и самое абсурдное на данный момент дело, скандальнее которого просто трудно придумать. В 2007 году английская учительница по фамилии Гиббонс, преподававшая в одной из суданских школ, была арестована по обвинению в оскорблении ислама. Как оказалось, вина учительницы заключалась в том, что она не запретила своим юным ученикам дать плюшевому медвежонку имя Мухаммед.
Информацию о неслыханных кощунствах, творившихся в школе, донесла до суданской общественности уволенная из школы секретарша, которая решила отомстить своим бывшим работодателям.
Учительница была арестована, но за неё сразу же вступилась Англия, начав переговоры с суданским правительством и пытаясь смягчить для неё последствия этого недоразумения. По местному законодательству учительнице, обвинённой в оскорблении религии, грозило 40 ударов плетью и полугодовое заключение.
На судебном процессе выяснилось, что медвежонок появился в школе на одном из уроков, когда дети должны были написать рассказ про это животное. Учительница принесла в класс плюшевого медведя и предложила ученикам дать ему имя, после чего её семилетний ученик по имени Мухаммед предложил назвать его Мухаммедом. Учительница, решив, что он хочет дать игрушечному медведю своё имя, согласилась. На этом все "оскорбления" закончились, и об уроке вряд ли бы кто-то узнал, если бы не активная деятельность секретарши.
Суд над англичанкой был закрытым, на него не приглашали ни журналистов, ни представителей общественности. Под давлением британцев, грозивших серьёзными ответными действиями, учительницу приговорили к 15 дням тюрьмы и последующей депортации. Однако местная общественность решила, что с кощунницей обошлись слишком мягко, и провела несколько массовых демонстраций с призывами убить богохульницу. Испугавшись, что ситуация станет совсем уж неконтролируемой, суданский президент помиловал англичанку спустя неделю, и ей позволили уехать из страны с условием принесения письменных извинений за свои действия.
С тех пор как появилось судопроизводство, людей интересуют судебные дела. Для одних это развлечение, яркие, красные, грязные пятна бедной на события повседневной жизни. Для других – симптомы, обнажающие болезни общества.
В XIX веке, кажется, не было человека, не следившего в той или иной степени за резонансными процессами.
Мултанское дело
Обвиняемыми по «Мултанскому делу» проходили десять человек, но, по сути, судебному разбирательству были подвергнуты обычаи стотысячной народности.
Утром пятого мая деревенская девушка Марфа Головизнина отправилась в соседнюю деревню к бабушке. Путь ее лежал через мрачный, болотистый лесок. Марфа шла по узкой тропинке, около метра в ширину. Вдруг на тропинке наткнулась она на тело мужчины, голова которого была накрыта азямом. Решив, что лежащий пьян, она переступила через него и пошла дальше. Когда на следующий день девушка возвращалась той же тропой, мужчина лежал на прежнем месте, но на сей раз он был обезглавлен.
В убийстве обвинили группу вотяков, то есть удмуртов, из деревни Мултаны. По версии следствия, нищего Конона Матюнина они принесли в жертву неизвестному языческому божеству.
И следствие, и судебный процесс были проведены с грубыми нарушениями. Вотяков – в 1892 году! – обвинили в каннибализме, в человеческих жертвоприношениях.
Суд, дважды осудивший подсудимых, в третий раз вынес оправдательный приговор. Один из присяжных, крестьянин, после процесса поблагодарил адвокатов: «Теперь сердце у меня легкое», – сказал он, признавшись, что ехал с твердым убеждением осудить соседей-иноплеменцев.
Дело Верещагина
«Ребята! Этот человек, Верещагин, – тот самый мерзавец, от которого погибла Москва», – закричал московский градоначальник Ростопчин. «Граф, один Бог над нами», – ответил ему изувеченный молодой человек, которого через минуту растерзает озверевшая толпа. Эту дикую казнь, случившуюся 2 сентября 1812 года, описал Лев Толстой в «Войне и мире».
Не было ни полноценного суда над несчастным, ни окончательного приговора. Ростопчин через дело Верещагина пытался расправиться с политическими противниками, Александр Первый от решения по делу уклонялся. Вопрос о судьбе Верещагина тяжелым летом тяжелого года висел в воздухе. Да и однозначно установить, что произошло на самом деле, кем был Верещагин, наверное, невозможно.
Ясно только то, что Михаил Верещагин, сын купца второй гильдии, был арестован за антирусскую пропаганду. А пропаганда его заключалась в переводе двух запрещенных речей Наполеона, которые он нашел то ли на улице, то ли у сына почт-директора.
Дело Кроненберга
Станислав Кроненберг наказал семилетнюю дочь за кражу нескольких ягод чернослива. Наказал – то есть в течение пятнадцати минут в исступлении бил связкой шпицрутенов так, что на ее крики «Папа! Папа!» прибежала дворничиха, и пригрозила ему, финансисту, кавалеру ордена Почетного легиона, вызвать полицию. «Наказание» прекратилось. Но, не выдержав, через пару дней женщина все-таки отправилась в отделение, прихватив связку палок и окровавленное детское белье. Против отца завели уголовное дело. Он предстал перед судом. Ему грозила каторга.
Однако по решению присяжных подсудимый был оправдан. Ключевую роль в процессе сыграла заключительная речь адвоката Владимира Спасовича. Искусный оратор, он сумел обелить отца единственным возможным способом – очернив ребенка. Многие представители интеллигенции были поражены циничностью приемов адвоката. Статью, посвященную «Делу Кроненберга», Федор Достоевский закончил фразой: «Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему же самому станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно».
Дело Бейлиса
Менахем Мендель Бейлис был арестован 22 июля 1911 года, а освобожден из зала суда 28 октября 1913-го. За 27 месяцев, проведенных в тюрьме, приказчик киевского кирпичного завода стал всемирно известным. За материалы по его делу закрывали и штрафовали газеты, арестовывали и предавали суду людей. Он стал героем карикатур и сатирических поэм. В его защиту подписывали протесты видные деятели не только в России, но и в Германии, Англии, Франции. Решение суда по этому делу могло повлиять даже на выборы в Государственную Думу.
Играя после занятий, мальчики киевского предместья Лукьяновка обнаружили в пещере труп своего товарища, 12-летнего Андрея Ющинского. Медицинская экспертиза обнаружила на теле следы 47 ран, нанесенных шилом.
Сам по себе ужасный, отвратительный случай – зверское убийство ребенка – стал поводом для других преступлений, как моральных, так и юридических.
По свидетельствам многих экспертов, вероятный убийца – содержательница воровского притона Вера Чеберяк, женщина, по выражению Короленко, «цыганского типа». Именно она была основной подозреваемой в начале расследования. До тех пор, пока следователи с подачи министра юстиции Щегловитова не стали раскручивать ритуальную версию убийства, активно «предлагавшуюся» черносотенцами.
Была задача: поднять волну антисемитских настроений. Для этих целей нашли еврея Бейлиса, который якобы убил мальчика, чтобы из его крови приготовить мацу.
Дело Бартенева
В одном из московских театров сейчас идет спектакль по рассказу Ивана Бунина «Дело корнета Елагина». Сам рассказ основан на реальных событиях, на деле гусара Бартенева. «Ужасное дело это – дело странное, загадочное, неразрешимое», – этими словами открывается произведение.
Что касается судебного процесса, то он стал широко известен благодаря не только составу преступления, но и заключительной речи защитника, Федора Плевако. Кажется, здесь имел место редкий случай, когда адвокат не пошел на сделку с совестью, не подтасовывал факты, чтобы выгородить клиента, а добился цели благодаря исключительному, глубокому анализу поведения убийцы и его жертвы. Присяжные признали Бартенева виновным, осудили на восемь лет каторги, но император заменил приговор разжалованием в рядовые.
Знаменитая, но разочаровавшаяся в жизни актриса Висновская была застрелена своим поклонником – таков состав преступления. Основываясь на уликах, Плевако обрисовал психологическое состояние обоих фигурантов: они решили покончить с жизнью. Вернее, Висновская решила, что они должны умереть вместе, и приказала любовнику убить ее. И он убил, потому что «она была его жизнью, его волей, его законом. Вели она, он пожертвует жизнью, лишь бы она своими хорошими и ласкающими глазами смотрела на него в минуту его самопожертвования».
Дело клуба червонных валетов
Судебный процесс над членами «Клуба червонных валетов» можно считать одним из крупнейших провалов суда присяжных как института. Из 45 мошенников были оправданы 19, многие из которых, как, к примеру, Сонька «Золотая ручка», – легенды уголовного мира. А самым «суровым» приговором стали 2,5 года колоний. Притом что на процессе рассматривалось сразу 31 уголовное дело, а в качестве потерпевших от рук фальшивомонетчиков и мошенников выступило 59 человек. Однако само существование шайки – предмет для споров, ведь в клубе не было ни постоянного главаря, ни четкого круга участников, а социальный и национальный состав преступников был чрезвычайно широк. Недаром вокруг нее сложилось множество легенд. К примеру, говорят, что после суда один из скрывшихся от правосудия главарей подошел к судье и собственноручно передал записку: «Благодарю за сегодняшний спектакль. Я очень доволен. Шпейер».
Дело Грузинского
Седьмое из дел – о потомке грузинского царского дома, князе, убившем бывшего гувернера, любовника своей жены, в прошлом торговки. Врач из немцев поступил на службу в княжескую семью для воспитания старших сыновей, но занимался всем, чем придется: и лечил, и учил, и уголь копал. И сошелся с княгиней, когда князь устраивал в Петербурге сына в школу. Но изменой дело не закончилось. Гувернер был уволен, а жена потребовала развода.
«Он был богат – его ограбили; он был честен – его обесчестили; он любил и был любим – его разлучили с женой, на склоне лет заставили искать ласки случайной знакомой, какой-то Фени; он был мужем – его ложе осквернили; он был отцом – у него силой отнимали детей и в глазах их порочили его, чтобы приучить их презирать того, кто дал им жизнь», – так очертил суть дела адвокат Плевако. Ему удалось убедить присяжных в том, что убийство было совершено в состоянии аффекта, и князь был оправдан. Примечательно, что заключительная речь адвоката, как в голливудских фильмах, была спонтанной и оттого особенно эмоциональной и убедительной.
Синица Наталья 26.03.2019 в 19:00
В 1961 году свершился суд над немецким офицером Адольфом Эйхманом, "архитектором Холокоста", как его теперь называют западные СМИ. Разбирательство, стартовавшее спустя 15 лет после Нюрнбергского процесса, заставило мир в очередной раз задуматься о злодеяниях Третьего рейха. Вспомним еще несколько громких судебных процессов прошлых лет.
Суд над Эйхманом
В 1960 году агенты Моссада во главе с директором ведомства Исселем Харелем выследили бывшего эсэсовца Адольфа Эйхмана, одного из ведущих вдохновителей Холокоста, в его аргентинском убежище. Спустя год на судебный процесс по обвинению Эйхмана в преступлениях против человечества собрались сотни журналистов. Защищаясь, Эйхман заявлял, что был всего лишь винтиком в огромном механизме и только подчинялся приказам сверху.
На суде Эйхман больше походил на банковского клерка, нежели чем на палача. "Когда он стоял, он напоминал аиста, а не солдата", - такую характеристику дали экс-офицеру журналисты Time , освещавшие процесс. 15 декабря 1961 года Эйхману вынесли смертный приговор, и в ночь с 31 мая на 1 июня 1962 года его повесили в тюрьме израильского города Рамле.
Нюрнбергский процесс
После долгих лет войны, разорившей Европу и унесшей жизни более шести миллионов евреев, зверства нацистов получили широчайшую огласку. Практически сразу по окончании Второй мировой и победы союзников в Нюрнберге был создан военный трибунал, объявивший бывших нацистских лидеров военными преступниками.
Самым жирным куском был Герман Геринг - второй человек в Нацистской партии Германии. Кого-то из обвиняемых приговорили к смерти, кого-то оправдали, одних приговорили к тюремному сроку, другие покончили с собой. Как бы то ни было, процесс создал прецедент в международном праве, доказав, что в военных преступлениях могут быть виноваты не только целые страны, но и отдельные люди.
Испанская инквизиция
Века засилья арабов на Пиренейском полуострове привели к смешению всевозможных религий и культур, но всему этому суждено было закончиться с укреплением во власти испанской монархии и началом Реконкисты. В 1483 году был создан Верховный совет инквизиции, или Suprema, целью которого стало восстановление католической ортодоксии в Испании. В числе подсудимых были главным образом евреи, мусульмане и христиане, отказавшиеся от своей веры. Ни о каких адвокатах и речи не шло: обвиняемых в ереси пытали, а смертные приговоры выносились тысячами. Инквизиция заразила и Америку, и лишь в XIX веке с Suprema было покончено.
Дело Дрейфуса
Дело Дрейфуса стало не просто судебным процессом, а скандалом, отразившимся на всей Европе и США. В 1894 году против 35-летнего Альфреда Дрейфуса, капитана французской армии, сфабриковали обвинение в продаже военных секретов Германии. Дрейфус заявил о своей невиновности, да и улики против него были слабоваты, однако военно-полевой суд признал его военным изменником и приговорил к пожизненному заключению на Чертовом острове. Дрейфус пробыл там пять лет, несмотря на появившиеся доказательства вины другого человека - до следующего суда.
Пока шел процесс, Франция разделилась на два лагеря: тех, кто был за Дрейфуса (Дрейфусары), и тех, кто настаивал на его виновности (анти-Дрейфусары). В числе первых был писатель Эмиль Золя. В 1898 году он открыто выступил в защиту Дрейфуса, написав президенту письмо под заголовком "Я обвиняю", в котором обвинил суд, политиков, военных и чиновников в том, что они сознательно "топили" неугодного им капитана. В результате Золя сам попал на скамью подсудимых и был осужден за клевету.
В ходе процесса 1899 года Дрейфуса повторно признали виновным, сократив, впрочем, срок его заточения до десяти лет. Спустя десять дней президент Франции помиловал Дрейфуса, а военный министр заявил, что инцидент исчерпан. В 1896 году капитан был полностью реабилитирован, восстановлен в правах и представлен к ордену Почетного легиона. Однако лишь в 1995 году представители французской армии публично заявили, что Дрейфус невиновен.
Суд над Иисусом
Этот суд был, пожалуй, самым важным за всю историю судопроизводства, однако мы, к сожалению, знаем о нем не более того, что написано в Библии. Иерусалим сдался римлянам в 63 году до нашей эры и в течение последующих десятилетий страдал от установленного римлянами порядка. Восстание евреев в 6 году нашей эры закончилось порабощением еврейского народа. Так продолжалось до тех пор, пока у евреев не появился новый лидер, Иоанн Креститель, среди пророчеств которого было предсказание о пришествии Бога.
Правитель израильского региона Галилеи Ирод приказал казнить Иоанна, но народ уже узнал об Иисусе и потянулся за ним. Напряженность в отношениях между евреями и римлянами все возрастала: Иисус изгнал торговцев из христианского храма, а в храме Ирода в Иерусалиме перевернул стол, за что его и арестовали. Судить Иисуса поручили Понтию Пилату.
Официальный Рим не хотел спровоцировать очередное восстание казнью видного еврейского лидера, поэтому предложил толпе помиловать Иисуса. Сделка не удалась: горожане решили освободить разбойника Варавву. А то, что случилось дальше, известно каждому.
Комиссия по расследованию военных преступлений в ЮАР
После десятилетий апартеида Комиссия по установлению истины и примирению - так она называлась официально - провела знаменитые слушания, пролившие свет на то, что творилось в Южной Африке долгие годы. Однако слушания имели мало общего с Нюрнбергским трибуналом: основной целью было не наказать виноватых, а найти пути к примирению. Председательствовал на процессе первый темнокожий епископ в ЮАР Десмонд Туту, в 1984 году получивший Нобелевскую премию мира. Критики Комиссии сетовали, что, мол, лучше бы она занялась восстановлением справедливости, а не объявлением амнистии, вне зависимости от того, к каким политическим последствиям это могло привести. Однако эта модель снискала популярность в мировом сообществе, и в более чем десяти странах были учреждены аналогичные комиссии.
Суд над Сократом
В 399 году до нашей эры отца греческой философии отдали под суд и приговорили к смертной казни за развращение афинской молодежи - Сократ был довольно противоречивой личностью и многим был неугоден. Любому убеждению он бросал вызов, будучи готовым спорить со своим оппонентом до бесконечности. Даже существование богов, которым поклонялись афиняне, он поставил под сомнение, что не понравилось "благочестивым" горожанам. Сократ мог бы сбежать из Афин, однако он предпочел остаться в городе. Тем не менее, мыслитель чтил закон и даже не пытался убедить присяжных в своей невиновности: он решил свершить приговор самостоятельно и выпил яд - сок болиголова.
Обезьяний процесс
В июле 1925 года начался суд над 24-летним учителем средней школы Джоном Скоупсом. Педагог обвинялся в нарушении антидарвинистского акта Батлера. В штате Теннесси действовал запрет на преподавание теории эволюции, который молодой учитель нарушил. Интересы Скоупса представляла группа юристов, возглавляемая известным адвокатом Кларенсом Дарроу. Обвинителем выступил юрист и политик, трижды баллотировавшийся в президенты США, Уильям Дженнингс Брайан, - кстати, идейный вдохновитель того самого акта Батлера и других антиэволюционных законов.
Процесс был недолгим: Скоупса быстро признали виновным. Однако это, пожалуй, самая оптимистичная из всех историй в этом списке. Учителя приговорили всего лишь к штрафу в сто долларов. Защита обжаловала приговор, после чего его отменили, а вот акт Батлера ждал отмены гораздо дольше - вплоть до 1967 года
Суд над Мартином Лютером
Этот процесс называют моментом рождения современного мира. 15 июня 1520 года Папа Римский Лев Х предупредил Лютера, немецкого монаха, что тот будет отлучен от церкви, если не вычеркнет из своих трудов ряд спорных моментов, а именно - 41. Лютер не испугался: вместо того чтобы смириться, он продолжил свои нападки на католическую церковь и, в частности, на Папу. Доводы у Лютера были железными - человек, мол, не имеет права определять, что правильно, а что неправильно, когда дело доходит до вопросов веры.
В итоге 3 января 1521 года Лютер был предан анафеме. В апреле того же года монаху решили дать последний шанс предстать перед Вормсским рейхстагом и отречься от своих убеждений. И снова Лютер отказался повиноваться, после чего было решено передать его императору для наказания. Этот указ так и не был исполнен: Лютер успел укрыться в замке Вартбург Фридриха Саксонского.
Галилео Галилей против Ватикана
Когда один из основоположников современной науки предстал перед судом инквизиции, это ознаменовало начало войны между двумя конкурирующими мирами - наукой и религией. 12 апреля 1633 года Галилея взяли под арест: ученому было объявлено, что его будут судить за еретические убеждения. Церковь заявила, что ее геоориентированный взгляд на Вселенную является единственно правильным и не подлежит оспариванию.
Галилей согласился покаяться, однако продолжил научные изыскания и представил ряд доказательств в поддержку своих убеждений. 22 июня инквизиция объявила ученому приговор: он был признан виновным в распространении книги с "ложным, еретическим, противным Святому Писанию учением" о движении Земли. Остаток своей жизни Галилей провел под домашним арестом. Только три столетия спустя церковь признала правоту Галилея и сняла с него обвинение в ереси.
Согласно последним социологическим исследованиям, доверие россиян к судебной системе не является высоким, едва переваливая за 50 %. Как известно, необходимость принимать участие в судебном процессе может возникнуть у каждого гражданина, ведь суд принимает решения не только по уголовным делам.
Существуют дела гражданские, с правоотношениями которых россияне сталкиваются практически каждый день. В хозяйственных процессах принимают участие юридические лица и индивидуальные предприниматели. Отдельно стоит упомянуть административные дела, сейчас немного недооцененные, но крайне важные, поскольку они позволяют обычному гражданину отстаивать права в споре с государственными органами.
Пренебрегать обращением в суд не стоит, но для этого нужно понимать, что же являет собой современная судебная система России.
Для понимания необходимо проанализировать не только судебные процессы современной России, но и процессы Российской Империи и Советского Союза, ведь формирование принципов правосудия – процесс длительный и, невзирая на то, что законы можно быстро переписать, практические принципы осуществления правосудия останутся теми же.
Наиболее полезным для этих целей будет рассмотрение судебных процессов, которые привлекали к себе максимальное общественное внимание. Такими процессами являются, безусловно, уголовные. Не все судебные процессы равнозначно влияют на традиции правосудия, поэтому рационально было бы расположить их в рамках своеобразного рейтинга.
Дело 1928-го года «Об экономической контрреволюции в Донбассе», его более известным наименованием является «Шахтинское дело». Это дело отлично иллюстрирует время правления Сталина, в частности сталинские репрессии. Сами деяние, которые были в дальнейшем квалифицированы, как преступления в форме вредительской и антисоветской деятельности, были совершены на территории Донбасса, слушания же проводились в Москве Верховным судом СССР, что подчеркивает резонанс дела. По итогам рассмотрения 6 человек были приговорены к расстрелу и расстреляны, еще несколько десятков получили длительные тюремные сроки. В 2000-ом году Генеральной Прокуратурой РФ была проведена дополнительная проверка материалов уголовного дела, по результатам которой было установлено, что доказательные материалы были сфальсифицированы. Все осужденные по делу были реабилитированы.
Наиболее громкими судебными процессами Советского Союза являются процессы, которые в дальнейшем были признаны такими, что основывались на фальсифицированных доказательствах, и обвиняемые по которым были реабилитированы.
Известный советский ученый-биолог был приговорен к смертельной казни за антисоветскую деятельность судом, который заседал всего один день, 9-го июля 1941-го года.
Позднее смертная казнь была заменена длительным тюремным сроком, а в 1955-ом году Николай Вавилов был посмертно реабилитирован.
Институт суда присяжных является довольно распространенным в мире. На уровне законодательства он существует и в России, но на практике используется крайне редко. Тому есть определенные причины и в свете этого примечательным является судебный процесс по делу членов Клуба червонных валетов, проходивший в Москве в 1877-ом году.
Общественный резонанс был обусловлен большим количеством обвиняемых по делу – 45 человек. Среди них были известнейшие воры и мошенники, такие как Соня Блювштейн. Невзирая на большое количество доказательств, по итогам рассмотрения суд присяжных принял решение оправдать 19 из 45 обвиняемых. Наказанием для приговоренных лиц стали недлительные сроки заключения.
И в современной России существуют громкие судебные процессы, исход которых решает суд присяжных. Одним из таких процессов является дело Ильи Фарбера, которого обвиняют в превышении должностных полномочий и получении взятки при организации ремонта в деревенском Доме Культуры.
По результатам рассмотрения суд первой инстанции приговорил подсудимого к 7 годам тюремного срока в колонии строгого режима и штрафу в размере 3-х миллионов рублей.
Большое внимание общественности к этому делу обусловлено большим количеством процессуальных нарушений и некорректными действиями и высказываниями представителей обвинения и судьи.