Что такое праздник святой троицы. Что нужно знать о празднике Святой Троицы
Случилось это на десятый день после Вознесения Иисуса Христа. Иерусалим был празднично украшен, множество гостей со всех концов света стекались на большой еврейский праздник. Город ликовал. Только ученики Христа держались особняком: они молились Богу. Утром того дня в доме, где они молились, послышался странный звук, напоминающий шум сильного ветра, а через некоторое время над головами присутствующих возникли языки пламени. Мгновенье назад испуганные и слабые, они в мгновение ока обрели мудрость и силу. Ученики Христа получили так же возможность открыто славить Бога на всех языках, непонятных им доселе. Они обрели дар совершать чудеса и исцелять больных с Божьей помощью. И все это они получили от Святого Духа, сошедшего на них в тот великий день.
Вокруг учеников Иисуса собралась толпа, и они - апостолы, (то есть послы, вестники) проповедовали учение Сына божьего и славили Иисуса. Многие тогда уверовали в Христа, как в Бога, и крестились. С того дня - дня сошествия Духа Святого - вера христианская стала быстро распространяться по миру, по всей земле проповедовали апостолы Учение Христа и рассказывали о его страданиях за людей и воскрешение из мертвых.
Сошествие Святого Духа на апостолов - празднуется православными, как день Святой Троицы. Он является одним из важнейших христианских праздников, входящий в число двунадесятых. Само же понятие Троицы олицетворяет образ Бога, единого в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына, Бога-Святого-Духа. Второе название праздника - Пятидесятница, связано с тем, что он наступает на пятидесятый день после Пасхи.
Интересно, что этот красивый православный праздник на Руси стали отмечать только через триста лет после обряда крещения, который привел страну к православию.
История праздника Троица до христианства
Как часто случалось в истории, новая религия не отвергла старые обычаи, а привлекла на свою сторону старые обряды, "одев их в новые одежды". Известно, что в дохристианской Руси славяне встречали приход лета языческим праздником Триглав или Семик. И здесь существовала своя "троица". По языческим славянским верованиям всем (и всеми) на Земле управляли три бога: Святовит - бог богов, хранитель света, бог войны и победы; Сварог - создатель Вселенной; Перун - воин и защитник правды.
В православии отмечается много праздников. Верующие люди, безусловно, знают о таком празднике, как , он имеет давнюю историю и определенные обычаи.
Церковь отмечает этот праздник в День Пятидесятницы – на пятидесятый день после . Любой православный человек знает, когда именно отмечать этот праздник и какова история Дня Святой Троицы. История возникновения праздника Троицы восходит к временам Иисуса Христа. Тогда, в пятидесятый день после Воскресения Христа на землю спустились апостолы Святого Духа. Апостолы поняли, какова роль третьего Лица Троицы и почему Бог триединый.
История Дня Святой Троицы
После Вознесения апостолы постоянно присутствовали в Сионской горнице и молились. Внезапно они услышали шум на небе, а перед ними появились огненные языки, которые опустились на их головы. Таким образом Святой Дух вошел в тела апостолов. Святой Дух даровал апостолам знание неизвестных доселе языков для того, чтобы они могли распространять христианскую веру по миру. Православный праздник Троицы провозгласили именно апостолы, если верить истории. После описанного случая, каждую Пятидесятницу христиане стали отмечать этот праздник, он считается одним из важнейших в православном мире.
Позже Василий Великий составил определенные молитвы, которые было необходимо читать в этот день. Эта традиция продолжается и по сей день. День Святой Троицы во всем православном мире считается рождением христианской церкви, которая была создана Богом.
В православии День Святой Троицы и День Пятидесятницы соединен воедино, чего нельзя сказать о католической церкви. Католики отмечают День Святой Троицы в следующее воскресенье после Пятидесятницы.
Иконы, рассказывающие о сошествии Святого Духа, начали писать в VIвеке. На них обычно можно увидеть Сионскую горницу и апостолов с книгами. При этом между апостолами Петром и Павлом находится пустое место, символизирующее Святой Дух. Над головами апостолов находятся языки пламени.
История возникновения праздника Троицы очень древняя, она берет свое начало с Вознесения Иисуса Христа. Православные люди это знают и поэтому отмечают праздник особенно широко – обязательно посещают службы в день Пятидесятницы.
История нам рассказывает и о некоторых традициях и обычаях, которые соблюдают во время праздника Троицы и по сей день. Полы храмов и домов должны быть покрыты свежескошенной травой, а иконы украшены березовыми ветвями, символизирующими силу Святого Духа. В субботу перед Днем Троицы православные ходят на кладбище, чтобы почтить память усопших родственников, этот день называется «родительским». Для украшения домов и храмов пользуются ветками березы, эта традиция сложилась исторически. Более того, считается, что День Святой Троицы без березовых украшений то же самое, что и Рождество без новогодней ели. Перед Троицей обязательно проводят генеральную уборку, пекут пироги, вьют венки (опять же, из березы и цветов). Этот праздник издревле особенно любим девушками, потому что они могли красиво одеться и отправиться на смотрины. Сватовство на Троицу считается хорошей приметой, а свадьбу уже играют осенью.
Некоторые обычаи праздника Святой Троицы из истории перекочевали в наше время – храмы украшаются березовыми ветвями, девушки плетут венки, православные обязательно ходят на кладбище в родительскую субботу. Праздник этот очень радостный и веселый – утром обязательно посещение храма, а после водят хороводы и поют песни. Одно из традиционных блюд на Троицу – каравай, часто приглашают гостей и отмечают этот праздник вместе. Народные гуляния на Троицу не теряют своей популярности.
Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».
В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».
Краткая история догмата о Пресвятой Троице
В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.
В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.
Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.
Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
О Святой Троице на “Правмире”:
В этом году православная церковь отмечает праздник Троицы 27 мая. В жизнь верующих — это один из значимых праздников в календаре, когда стоит пойти в церковь, обратится молитвой к Всевышнему, пересмотреть свои поступки и покаяться. Историю и суть Троицы необходимо понимать каждой православной семье, чтобы передавать эти знания своим потомкам.
Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: история возникновения праздника
День Святой Троицы является одним из важнейших праздников в христианстве. Он выпадает на пятидесятый день после Пасхи. Следовательно, каждый год, как и Светлое Воскресение, дата празднования Троицы отличается от предыдущей.
Как известно, каждому верующему из Святого Писания на 40 день после чудесного Воскресения произошло вознесение духа Иисуса Христа на небо, а на десятый день после этого события на его апостолов снизошел Святой Дух. Праздник Святой Троицы происходит ровно через семь недель после Пасхи.
Святое писание повествует о чуде, которое произошло с апостолами Иисуса Христа. В тот день все ученики Спасителя вместе с Богородицей Марией собрались в одном доме в Иерусалиме. В городе было много представителей еврейского народа из разных стран, которые собрались по случаю праздника Пятидесятница, который посвящен дню, когда иудеям было дарованы Торы на горе Синай при исходе из Египта.
Внезапно апостолы услышали сильный шум, напоминающий ветер и идущий прямо с неба. В комнате появились языки пламени, которые замерли над каждым из верных учеников Христа. Апостолы наполнились Духом Святым и обрели неведомые ранее знания языков мира, чтобы прославлять имя и дела Спасителя для разных народов.
По еврейскому счету времени произошло это чудо в три часа дня, для верующих нашей страны на часах было десять утра.
Когда гости города услышали необыкновенный шум, то с любопытством собрались у дома с апостолами. Многие евреи из других стран были поражены услышать речь на своем родном языке. Кто-то из толпы предположил, что вышедшие из дома ученики Иисуса не трезвы. Тогда апостол Петр поведал собравшимся, что сбылось предсказание пророка Иоиля и на них снизошел Дух Святой, чтобы нести слово Божье и прославлять Иисуса Христа.
Слова проповедей просветленных апостолов на разных языках мира так взволновали слушавших, что многие приняли веру и приняли крещение. Около трех тысяч человек в тот день стали частью Церкви Христовой.
Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: значение этого дня для верующих
Когда Дух Святой снизошел на апостолов, это подтвердило им тройственность Бога, о которой проповедовал Иисус Христос своим ученикам при жизни. Суть Троицы лежит в понятии, что Бог един в трех своих проявлениях: Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Каждый верующий знает, что все молитвы заканчиваются словами "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа."
Языки пламени, которые освятили верных последователей учения Иисуса несут свой особый смысл. По словам Иоанна Златоуста "огонь служит знаком обилия и силы". Сила огня способна опалять грешные дела, очищать мысли и сознание, согревать и освящать души пришедших к вере людей.
Языки пламени и огонь можно интерпретировать как источник света и тепла, уничтожение всего плохого и очищение места для нового.
День схождения Духа Святого на апостолов считается началом образования Новозаветной апостольской церкви.
Троица праздник что означает, суть, история, значение в православии: отображение в иконописи
Привычный сюжет на иконе, который известен верующим как Троица, отображает другую историю из Писания. В 18-й главе книги Бытия описывается встреча праотца Авраама с тремя ангелами, которые были приглашены в дом и за столом поведали ему и его жене Сарре о чудесном рождении сына Исаака и том, что от Авраама произойдет "народ великий и сильный".
Три ангела, которые по мнению многих христиан и являются прообразом пресвятой и единосущной Троицы, изображены за трапезой за столом в доме Авраама.
Икона, которая передает суть приближающегося праздника, имеет другой сюжет. Иконописцы изображают апостолов, а в верхней части иконы — лучи света и пламени, которые опускаются на головы учеников Спасителя. Икона с такими символами называется "Сошествие Святого Духа."
Праздник Троицы очень почитаем церковью и истинно верующими людьми. В этот день дома украшаются зелеными веточками деревьев и цветами, как символом жизни и цветущих плодов добродетелей, а так же в память в той роще, где Авраам встретил трех ангелов. В церкви после воскресной литургии традиционно совершается вечерня с чтением коленноприклонных молитв о даровании верующим Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.
Христианский праздник Троица является одним из православных двунадесятых праздников, который отмечается на 50 день после Пасхи, в воскресенье. Церкви западной традиции отмечают в этот день сошествие на апостолов Святого Духа, Пятидесятницу, а саму Троицу – в следующее за ней воскресение.
Значение праздника Троицы
В Библии сказано, что благодать, дарованная апостолам Святым Духом, снизошла на них именно в этот день. Благодаря этому людям было показано третье лицо Бога, они приобщились к таинству: единство Бога проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Дух. С этого дня весть проповедуется по всей земле. В целом, значение Троицы как праздника в том, что Бог людям открывается поэтапно, а не сразу. В современном христианстве Троица означает то, что Отец, создавший все живое, послал людям Сына, Иисуса Христа, а затем и Духа Святого. Для верующих людей значение Пресвятой Троицы сводится к восхвалению Бога во всех его ипостасях.
Традиции празднования Троицы
Святая Троица, история празднования которой исчисляется тысячелетиями, сегодня тоже отмечается широко. Народ празднует Троицу на протяжении трех дней. Первым днем является Клечальное или Зеленой воскресение, когда людям надо было быть предельно осторожными из-за агрессивности русалок, мавок, потерчат и другой мифической нечисти. В селах праздник русской Троицы отмечается с соблюдением традиций и определенных обрядов. Пол церквей и домов украшали травой, иконы – ветками березы. Зеленый цвет символизировал обновляющую и животворящую силу Духа Святого. К слову, в некоторых православных Церквях таким же значением наделены золотистый и белый цвета. Девушки на Зеленое воскресенье гадают с помощью плетеных венков. Если пущенные по воде веночки сойдутся, то быть в этом году молодухе сосватанной. В этот день на кладбищах поминали усопших родственников, оставляя на могилах угощения. А вечерами скоморохи и ряженые развлекали селян.
Утром наступает Клечальный понедельник. После службы в церкви священнослужители отправлялись на поля и читали молитвы, прося у Господа защиты для будущего урожая. Дети в это время участвовали в интересных играх-забавах.
На третий день, Богодухов день, девушки «водили Тополю». Ее роль исполняла самая красивая незамужняя девушка. Ее до неузнаваемости украшали венками, лентами, водили по сельским дворам, чтобы хозяева щедро ее угощали. Вода в колодцах в этот день освящалась, избавляясь от нечистого духа.
Христианская западная традицияЛютеранство и католичество разделяют праздники Троицы и Пятидесятницы. Цикл открывает Пятидесятница, через неделю отмечают Троицу, на 11 день после Пятидесятницы – праздник Крови и Тела Христа, на 19 день – Пресвятое Сердце Христа, на 20 день – праздник Непорочного Сердца Святой Марии. В Польше и Беларуси, католических церквях России в эти дни храмы украшают березовыми веточками. Государственным праздником считается Троица в Германии, Австрии, Венгрии, Бельгии, Дании, Испании, Исландии, Люксембурге, Латвии, Украине, Румынии, Швейцарии, Норвегии и Франции.
Троица и современностьВ наши дни Троицу особенно празднуют в сельской местности. Перед этим днем хозяйки обычно наводят порядок и в доме, и на подворье, готовят праздничные блюда. Собранными рано утром цветами и травой украшают комнаты, двери и окна, веруя в то, что они в дом нечистую силу не пустят.
Утром в храмах совершаются праздничные богослужения, а вечером можно посетить концерты, народные гуляния, поучаствовать в веселых соревнованиях. Большая часть традиций, к сожалению, утеряна, но праздник по-прежнему остается одним из главнейших для верующих.