Что считается госконтрактом. Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте
Настоящий Федеральный закон определяет отношения между государственными заказчиками и поставщиками. Они направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Благодаря созданным отношениям повышается эффективность, а также результативность осуществления госзакупок работ, товаров и услуг. Дополнительно обеспечивается прозрачность и гласность проведения подобных сделок, что исключает коррупцию и другие неприятные действия в области госзакупок.
Чтобы произвести закупку, необходимо :
- Составить план, способствующий правильному распределению работ, товаров и услуг (о том, как внести изменения в план закупок, можно узнать );
- Определить потенциальных поставщиков. В категорию поставщиков входят исполнители и подрядчики;
- Заключить договор на гражданско-правовой основе. Он подписывается с целью осуществления одного из действий:
- Выполнение работы;
- Поставка товара;
- Оказание услуги.
- Определить нюансы выполнения договора;
- Проанализировать услуги поставщиков;
- Провести аудит в этой области;
- Проконтролировать все операции, связанные с закупками и рассмотреть, были ли проведены действия в соответствии с настоящим законодательством Российской Федерации и других нормативно правовых актов.
Государственный контракт — документ, который заключается между лицами для осуществления поставки продукции или выполнения различных работ и услуг, предназначенных для государственных нужд. Благодаря государственному контракту, поставщик обязан передать производимую продукцию заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется предоставить своевременную оплату после заключения контракта. Государственный контракт подписывается после создания необходимых условий, способствующих выполнению обязанностей. (Особенности исполнения контракта по ФЗ 44 в ).
Порядок заключения
Новое законодательство несет единственную, но очень важную ответственность. Оно контролирует максимальную прозрачность в области осуществления государственных закупок. ФЗ-44 ведет борьбу с коррупцией и предотвращает нецелевое распределение бюджетных денежных средств. В результате были созданы несколько основ, в цели которых входит предотвращение нелегальных поставок и максимальная открытость сделки. ( и 223 ФЗ для чайников можно )
- Контрактная служба — каждое муниципальное или государственное учреждение, которое закупает товар или услуги на сумму выше 100 миллионов рублей в год, должно нанять специальных сотрудников. Это люди со специализацией в области заключения государственных контрактов. Благодаря этим сотрудникам госзакупки будут осуществляться эффективнее и грамотнее;
- Планирование закупочной работы . В соответствии с законом, раньше планы и графики составлялись государственным заказчиком только на год. Теперь подобные проекты дополнены информацией о закупках, если они составляются на ближайшие три года. Также добавились некоторые особенности заключения контракта. План-график закупок составляется в течение 10 дней с момента получения прав на распоряжение бюджетными денежными средствами. В рамках ЕИС составленные графики должны быть опубликованы в открытом доступе.
- ЕИС — Единственная Информационная Система. На смену старого сайта, где закупались товары, была создана специальная информационная структура. Теперь в пределах ЕИС будут не только проводиться и организовываться конкурсы. Здесь также можно найти информацию по планам закупок крупнейших поставщиков и заключенным планам-графикам. Система создана для того, чтобы решать несколько задач одновременно. А именно, предоставить пользователям информацию и сделать процесс закупок более эффективным;
- Антидемпинговая политика . Демпинг серьезно влияет на качество исполнения контракта. ФЗ-44 был создан, чтобы исключить негативное воздействие на рынок. Теперь, если поставщик предложил цену на 25% ниже минимальной, он должен предоставить информацию о том, как сформировалась такая стоимость. Также ему требуется доказать, что работа по этой цене будет качественной. Только в таком случае участник может быть включен в тендер;
- Исполнение контракта . Если контракт был заключен, необходимо провести еще ряд мероприятий. Даже на этапе подписания договора уже вносятся несколько инноваций. Теперь до подписания контракта по предоставлению продукции и услуг, заказчик проводит экспертизу поставок по условиям и предмету контракта. После проведения этой операции составляется отчет, который публикуется в ЕИС.
Срок
В какой срок заказчик должен подписать контракт по 44-ФЗ? Срок подписания контракта для электронного аукциона составляет 27 дней. Документ заключается не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов электронного аукциона. Если заказчик нарушает срок, предусматривается административная ответственность согласно статье 7.32 КоАП РФ. Иногда сроки нарушаются со стороны победителя аукциона. В этом случае суд его признает как уклонившегося от заключения контракта.
На какой срок заключается государственный контракт по 44-ФЗ? Срок действия контракта зависит от прописанных в нем условий. Иными словами, договор действует до того момента, пока все обязательства по нему не будут исполнены. После того как было выполнено последнее условие, договор полностью прекращает свое существование. Если рядом с конкретными обязательствами указывается отдельный срок, это не значит, что после его окончания они перестанут действовать. Договор признается выполненным после оказания всех предписывающих условий.
Федеральный закон №44 не содержит такого понятия, как максимальный срок государственного контракта после заключения. Существуют промежуточные периоды, в течение которых указанные в нем обязательства должны быть выполнены.
Скачать ФЗ-44
В настоящем Федеральном законе определяются отношения, которые направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Основная цель Федерального закона — повышение результативности, эффективности, осуществления закупок работ, товаров, услуг, обеспечение прозрачности и гласности подобных госзакупок с учетом заключения контракта.
Закон утверждается Правительством Российской Федерацией. Затем законодательные положения согласовываются с Администрацией Президента РФ или другим юридическим лицом в случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего 44-ФЗ.
Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .
Банковская гарантия по госконтракту - это один из вариантов обеспечения исполнения взятых обязательств по заключаемому контракту. Гарантия вступает в силу только в случае невыполнения поставщиком условий контракта. Тогда банк-гарант выполняет обязательство по выплате денежных средств заказчику в соответствии с условиями банковской гарантии. Требования к выдаче банковских гарантий установлены в Федеральном законе ФЗ-44 .
Конференция ЮрКлуба
Поставка товаров должна производиться в течение 7 дней после получения заявки Заказчика. Заявку Поставщик получил, но когда стал оформлять сопроводительные документы на товар (товарную накладную, акт приема-передачи) выяснилось, что реквизиты Заказчика в госконтракте указаны неверные, а именно: расчетный счет вместо положенных 20 цифр состоит из 21, не указан КПП.
Поставщик всю эту ситуацию описал в письме и отправил письмо Заказчику по электронной почте о том, чтобы Заказчик прислал свои правильные реквизиты по госконтракту.
Невыполнение госконтракта последствия
Правительство утвердило правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту. Речь идет о договорах, которые бюджетные организации заключают с коммерческими предприятиями о поставке товаров и услуг для обеспечения государственных нужд. Например, это может быть строительство больницы или ремонт школы. О соответствующем постановлении рассказывает «Российская газета».
Ответственность заказчика в случае неисполнения условий контракта по 44-ФЗ
Новый закон о госзакупках № 44-ФЗ хотя и детально регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением контрактов, но все же вызывает и много вопросов. Одним из них является вопрос о том, как определять размер штрафа для заказчика в случае нарушения условий контракта.
Согласно ч. 4 ст. 34 закона о госзакупках в контракт обязательно должен быть включен пункт, предусматривающий ответственность и для заказчика, и для исполнителя.
Ответственность заказчика и подрядчика по госконтракту должна быть соразмерной последствиям нарушения
Вопрос о размере ответственности подрядчика за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту зависит от того, имела ли место также просрочка заказчика. Непринятие последним мер, необходимых для своевременной передачи подрядчику всей необходимой для выполнения работ документации и сведений, приведет к снижению размера санкций за просрочку, предусмотренных контрактом для подрядчика.
Последствия несоблюдения сроков исполнения государственного контракта по 44-ФЗ
В данной статье мы поговорим о том, чем грозит для поставщика несоблюдение сроков исполнения обязательств при участии в государственных закупках по 44-ФЗ. Для упрощения в данной статье мы будем больше говорить о поставке товаров, хотя договора подряда в данном случае регулируются теми же нормами, если не указано иное.
В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.
Последствия расторжения госконтракта судом
Добрый день У меня немного другая ситуация, начальство предлагает перевестись на более легкую работу (целый день сидеть за компьютером), соответственно оклад уменьшится с 17000 до 5500 Я себя пока хорошо чувствую и на своем рабочем месте.
только половину того, что куплено в браке. причем ее имущество так же под это попадает. Главный минус, дорогой Леша, не в разделе имущества. А в том, что если девушка забеременеет, то ребенок будет твоим.
Расторжение госконтракта по соглашению сторон — если одна из сторон не согласна
Ольга, если расторжение будет именно по соглашению сторон, то переквалифицировать его во что бы то ни было (при наличии соответствующих документов) невозможно.
Конечно быть может все что угодно. Например госкомпания может попробовать отписаться от договора как угодно. и в результате попасть в список вы можете. но в этом случае предоставив документ в котором будет черным по белому по соглашению сторон, статус добросовестного Вам вернут.
Расторжение госконтракта по соглашению сторон
Даже после того, как контракт по результатам аукциона или торгов был подписан, он может быть расторгнут – по решению суда, в одностороннем порядке или по соглашению сторон. Рассмотрим третий случай – именно обоюдное согласие сторон сейчас является самым распространенным поводом для прекращения деловых отношений.
Государственный контракт является договором поставки или подряда и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами, установленными в Гражданском кодексе для отдельных видов договоров.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ в реестр контрактов, заключенных заказчиками, включается информация о сроке исполнения контракта. Какой именно срок необходимо указать — срок его действия? В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее — реестр контрактов), включается информация о сроке исполнения контракта. Аналогичное положение содержится в пп. «е» п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, далее — Правила). Заказчик направляет эту информацию в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, п. 12 Правил). Понятие срока исполнения контракта Законом № 44-ФЗ и Правилами не детализируется. В этой связи отметим следующее: договором (в т. ч. контрактом) признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ), т. е. об установлении обязательств (ст. 307 ГК РФ). Сторонами обязательства являются должник и кредитор (п. 1 ст. 308 ГК РФ), причем каждая из сторон договора, которая несет обязанность в пользу другой стороны, считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (п. 2 ст. 308 ГК РФ). Например, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). Аналогичным образом взаимные обязанности возникают у сторон государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
Под «исполнением контракта» необходимо понимать исполнение установленных им обязательств. Как следует из п. 1 ст. 408, п. 3 ст. 420 ГК РФ контракт является исполненным, когда и поставщик (исполнитель, подрядчик), и заказчик исполнили надлежащим образом свои обязательства, возникшие из этого контракта, т. е. для того чтобы контракт считался исполненным, поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан поставить товар (оказать услуги, выполнить работы), а заказчик обязан оплатить такой товар (работы, услуги). Этот вывод следует и из ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, согласно которой исполнение контракта представляет собой комплекс мер, включающих, помимо прочего, оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Такой же правовой подход усматривается в положениях п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и пп. «к» п. 2 Правил, из которых следует, что под исполнением контракта в контексте норм, регламентирующих включение информации в реестр контрактов, понимается в т. ч. оплата контракта. Таким образом, под сведениями об исполнении контракта и в Законе № 44-ФЗ, и в Правилах понимаются сведения об исполнении обязательств по контракту как поставщиком (исполнителем, подрядчиком), так и заказчиком, а сроком исполнения контракта, который должен быть указан в реестре контрактов, является срок выполнения своих обязательств надлежащим образом последней из сторон контракта независимо от того, заказчик это или поставщик (исполнитель, подрядчик). Поэтому в рассматриваемой ситуации срок исполнения контракта определяется с учетом не только срока поставки товара, но и срока его оплаты заказчиком.
Что касается срока действия контракта, отметим, что это понятие не аналогично сроку исполнения обязательств по контракту. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Но даже при наличии в контракте такого условия дата прекращения обязательств, возникших из контракта, не равнозначна дате, когда обязательство должно быть исполнено в соответствии с условиями контракта (ст. 314 ГК РФ), учитывая, что неисполнение обязательства в установленный договором срок само по себе не прекращает такое обязательство (ст. 407 ГК РФ). По смыслу ч.ч. 1, 13 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ сроками исполнения обязательств по контракту являются предусмотренные контрактом сроки поставки товара, завершения выполнения работ, оказания услуг, сроки оплаты товара, работы или услуги, сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги. Следовательно, под сроком исполнения контракта необходимо понимать срок, в течение которого в соответствии с условиями контракта обе его стороны должны исполнить все свои обязательства, и этот срок не равнозначен сроку действия контракта. Соответственно, указывать в реестре контрактов в качестве срока исполнения контракта дату окончания срока его действия неправомерно.
Исполнение контракта - это реализация каждым из контрагентов принадлежащих им правомочностей, а также полное и надлежащее выполнение взятых на себя обязательств .
- момент во времени, значимый для установления своевременности исполнения контракта;
- процедуру и порядок документального оформления факта исполнения взаимных обязательств;
- конечный результат - ситуацию, когда считается исполненным.
Если контрактом не оговорено иное:
- обязательства по нему должны исполняться в натуре и не могут быть заменены денежной компенсацией;
- каждый из контрагентов должен действовать лично.
Исполнение контракта в западной правовой доктрине
Обычно исполнение контракта означает положение, когда поставщик передал обозначенный товар, а принял его и расплатился. Определение актуально для сферы торговли и внешнеэкономической деятельности.
В англосаксонской правовой системе контракт - это любое дву- или многостороннее соглашение, аналог отечественно понятия «договор». Исполнение контракта может подразумевать множество разнотипных действий в пользу любых правосубъектных участников гражданского оборота, например:
- передачу имущества, в т. ч.- прав интеллектуальной собственности;
- выполнение работы;
- уступку прав требования к должнику;
- оказание услуг;
- денежные взаиморасчеты.
Исполнение контракта в отечественной доктрине
Для обозначения соглашений Гражданский кодекс использует понятия «договор» и « ». Категория «контракт» применяется законодателем только в отношении действий для нужд государства либо муниципалитета, а именно:
- выполнения подрядных работ (§ 5 гл. 37 ГК);
- товарных поставок (§ 4 гл. 30 ГК).
Регламентация исполнения контрактных обязательств двойственна. К примеру, исполнению госконтрактов по отгрузочной разнарядке посвящена ст.531 ГК, оплате - ст.532 ГК РФ. В остальном они урегулированы общими положениями кодекса о поставке.
Исполнение госконтракта в РФ регламентировано ст.94 профильного ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Гозаказчик, выбравший исполнителя посредством тендера:
- отслеживает исполнение контракта;
- проводит экспертизу соответствия результатов услуг или поставок условиям контракта, при необходимости - с помощью сторонних экспертов;
- в случае позитивного заключения экспертов подписывает передаточный акт;
- производит оплату;
- формирует отчет о расходе бюджетных средств и обнародует его через информационную систему ЕИС.
Ст. 94 ФЗ №44 оговаривает обязательное обеспечение контракта для нужд государства либо муниципалитета.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.
Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - № 44-ФЗ). В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ).
Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется
Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней. Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.
Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону. Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней. Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.
Способы обеспечения исполнения государственного контракта
Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.
Безотзывная банковская гарантия
Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок. Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.
Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет
Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.
Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.
Размер обеспечения исполнения государственного контракта
С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.
Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%. Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации. Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.
Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:
Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса - 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей. Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей. Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.
Срок обеспечения
Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше - как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней). В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной. Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.
Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.
Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ
Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:
- государственная компания или корпорация;
- субъект естественной монополии;
- организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
- предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
- предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
- автономное учреждение;
- хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
- бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.
Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации. Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими. Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.
На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.