161 федеральный закон о муниципальных предприятиях. Басангов Д., Шайдуров С.А
Не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.
Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.
Сущность унитарного предприятия
Унитарность — специфическая форма организации деятельности.
Унитарность характеризуется:- созданием путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
- сохранением права собственности на имущество за учредителем;
- закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном (хозяйственного ведения или оперативного управления);
- неделимостью имущества;
- отсутствием членства;
- единоличными органами управления.
К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:
- необходимость использования имущества, которого запрещена;
- осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
- обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.
Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.
Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами и , . Права и обязанности работников определяются прежде всего . Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.
Имущество , выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
Формы унитарных предприятий
В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:
- на праве хозяйственного ведения (ГУП ы и МУП ы);
- либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУП ы).
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.
Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.
Унитарные предприятия , основанные на праве оперативного управления , — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.
Собственник-учредитель вправе изъять:
- излишнее имущество;
- неиспользованное имущество;
- используемое не по назначению имущество.
Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.
Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.
Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Имущество унитарного предприятия
Способы использования имущества унитарного предприятия:
- хозяйственное ведение;
- оперативное управление.
Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.
В казенном предприятии уставный фонд не образуется.
Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия . Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.
Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
- имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
- иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
- , полученная в результате хозяйственной деятельности;
- заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
- амортизационные отчисления;
- и дотации из бюджета;
- дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
- добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.
Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.
Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.
Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества , закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения , осуществляются путем продажи имущества на аукционе . Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.
Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в в течение 25 дней с даты оплаты имущества.
Программы деятельности унитарных предприятий
Взаимоотношение государственного унитарного предприятия с собственником регламентируется постановлением Правительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении ФГУПов» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности унитарных предприятий и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, которые представлены на рис. 1.
Рис. 1. Порядок утверждения программы деятельности унитарного предприятияОсобенности финансов унитарных предприятий
Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.
Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.
Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.
Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.
Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.
По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.
Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:
- - внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
- - развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
- - строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
- - проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.
Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования . Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.
Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.
Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.
Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.
Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.
Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.
Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.
1. Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
3. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
4. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
5. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:
1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, а также земельных участков (в том числе искусственных земельных участков, созданных в соответствии с Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в границах территорий морских портов;
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи;
3) отдавать арендные права в залог;
4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
6. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с согласия собственника имущества такого предприятия сдает указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
7. В случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, государственное или муниципальное предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента, предусмотренные концессионным соглашением.
Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” под номером 161 определяет статус соответствующих учреждений, правовую основу их деятельности, порядок создания, реорганизации и упразднения. Текст закона активно дорабатывается и приводится в актуальное соответствие с общими нормами законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.
ФЗ 161 был принят 11 октября 2002 года. Краткое содержание Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” можно рассмотреть по структурному разделению документа по главам:
- общие положения — определяют основные понятия закона, регулируют общие аспекты, участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях, их ответственность;
- процедура учреждения гос или муниципального унитарного предприятия;
- предписания по имуществу и уставному фонду ;
- управление учреждением ;
- порядок реорганизации и ликвидации данных организаций .
Каждая глава регламентирует отдельные вопросы по приведенным положениям. Все они активно дорабатываются в соответствии с изменениями в текущем законодательстве. Последние поправки в документ были внесены в мае 2016 года.
Основное в ФЗ о гос и муниципальных унитарных предприятиях
Унитарным предприятием по ФЗ 161 согласно статье 2 считается коммерческая организация, которая не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Такой формой обладают только государственные или муниципальные учреждения. Собственником их имущества является Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования.
Статья 2 регулирует основные принципы , касающиеся деятельности данных организаций:
- используемое имущество является неделимым;
- не допускается создание дочерних учреждений с передачей части имущества;
- организация должна обладать собственным балансом;
- унитарные предприятия могут быть следующих видов — государственное с правом хозяйственного ведения и казенное с правом оперативного управления;
- печать учреждения должна быть круглой, с информацией на русском языке по названию и местонахождению, допускается дополнительно указывать аналогичную информацию на иных языках;
- не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества РФ.
Скачать
Скачать Закон о государственных унитарных предприятиях ФЗ 161 можно по данной ссылке. Документ представлен в последней редакции, с актуальными на 2017 год изменениями.
ФЗ 161 о ГУП и МУП регламентирует основные вопросы деятельности данных организаций. Текст закона будет актуален для его учредителей, собственников, правозащитников. Востребован он и для юристов, изучающих соответствующие разделы законодательства РФ.
Последние изменения в Законе о ФГУП
Последние изменения в ФЗ 161 о гос и муниципальных унитарных предприятиях были внесены 23 мая 2016 года. Они коснулись следующих положений:
- во втором абзаце п 1 ст 2 ФЗ 161 были исключены слова «, а также государственная академия наук в порядке, установленном Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике«;
- второй абзац п 2 ст 8 признан утратившим юридическую силу;
- в п 2 ст 9 также были исключены слова «, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», — государственными академиями наук«;
- в первом абзаце п 7 статьи 9 были исключены слова “государственной академии наук, “;
- в статье 20.1 из наименования исключили слова «и подведомственных государственным академиям наук федеральных государственных унитарных предприятий«, а также упразднили второй пункт.
Ознакомьтесь Закон о трансплантации органов
Некоторые статьи об управлении унитарными предприятиями актуальны как для руководителей, так и для юристов. Их редакцию следует рассмотреть в отдельном порядке.
Статья 21 ФЗ 161 содержит положения о руководителе унитарного предприятия. Предписывается, что он вправе действовать от лица учреждения без доверенности. При этом руководитель не может выступать учредителем другого юридического лица или занимать иные оплачиваемые должности в государственных организациях. Изменения в данную статью не вносились с даты опубликования закона.
Статья 22 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” под номером 161 регулирует заинтересованность в заключении сделок. Предписываются условия, по которым руководитель признается заинтересованным, а также необходимость в данной ситуации согласовывать сделку с собственником имущества. Поправки в данные положения закона не вносились, статья 22 действует в своей первоначальной редакции.
Глава I. Общие положения
Глава II. Учреждение унитарного предприятия
Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия
Глава IV. Управление унитарным предприятием
Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий
Глава VI. Заключительные и переходные положения
Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в
Воспользуйтесь формой поиска
Комментарий к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". - "Деловой двор", 2009 г. – 152 с.
релевантные научные источники:
- Социально-педагогические условия совершенствования правозащитной деятельности комиссии по делам несовершеннолетних
Зуева Светлана Валентиновна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 2000 | Диссертация | 2000 | Россия | docx/pdf | 6.41 Мб
Специальность 13.00.06 - Теория и методика воспитания (социальное воспитание) В Конституции Российской Федерации (1993г.) заложен принципиально новый уровень взаимоотношений между государством и
- Выдвижение и регистрация кандидатов на муниципальных выборах (на примере субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа)
Девушкина Светлана Владимировна | ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 11.08 Мб
Специальность 12.00.02 - конституционное право, муниципальное право Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Исторические и теоретические основы выдвижения и регистрации кандидатов в органы местного
- Инвестиции, финансы, риски. Лекции
| Лекция(и) | | Россия | docx | 3.57 Мб
Разработка инвестиционного проекта 1. Общие положения График 1. Классификация инвестиций 2. Источники привлечения капитала 2.1. Инвестиции за счет собственных средств 2.2. Кредиты 2.3. Создание
- Правовое регулирование валютных бирж в России и других странах
Приходин Сергей Александрович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 6.22 Мб
Специальность 12.00.03 - Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право. Актуальность темы исследования. Российский биржевой валютный рынок имеет свою
- Ответы для сдачи экзамена по Аудиту
| Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.16 Мб
Понятие, цель, содержание аудита. 2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12 2008г. № 307-ФЗ и его значение 3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, их
- Ответы на экзамен по арбитражному процессу РФ
| Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.14 Мб
Арбитражные суды в судебной системе РФ. Задачи судопроизводства в арбитражных судах. Законодательство об арбитражных судах. История хозяйственной юрисдикции в России. Система Арбитражных судов в РФ.
- Ответы на вопросы к зачету по банковскому законодательству России
| Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.06 Мб
Вопросы для подготовки к экзамену (зачету и выполнению контрольных работ) по дисциплине «Банковское законодательство» Гражданский кодекс РФ об организации банковской деятельности. Федеральные законы
- Вопросы к экзамену по курсу «Гражданское процессуальное право»
| Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.22 Мб
- Ответы по гражданскому процессу РФ
| Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.19 Мб
Вопросы 1.Формызащиты субъективных прав и законных интересов граждан, организаций, субъектов РФ, муниципальных образований. 2.Понятие гражданско-процессуального права и предмет его регулирования.
n1.doc
Комментарий к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Басангов Д.А., Шайдуров С.А. Комментарий к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". - "Деловой двор", 2009 г. – 152 с.
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Унитарное предприятие
Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
Глава II. Учреждение унитарного предприятия (ст.ст. 8 - 10)
Статья 8. Учреждение унитарного предприятия
Статья 9. Устав унитарного предприятия
Статья 10. Государственная регистрация унитарного предприятия
Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия (ст.ст. 11 - 19)
Статья 11. Имущество унитарного предприятия
Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия
Статья 13. Порядок формирования уставного фонда
Статья 14. Увеличение уставного фонда
Статья 15. Уменьшение уставного фонда
Статья 16. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия
Статья 17. Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию
Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия
Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия
Глава IV. Управление унитарным предприятием (ст.ст. 20 - 28)
Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
Статья 20.1. Особенности осуществления прав собственника имущества федеральных государственных предприятий атомной отрасли
Статья 21. Руководитель унитарного предприятия
Статья 22. Заинтересованность в совершении унитарным предприятием сделки
Статья 23. Крупная сделка
Статья 24. Заимствования унитарным предприятием
Статья 25. Ответственность руководителя унитарного предприятия
Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия
Статья 28. Хранение документов унитарного предприятия
Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий (ст.ст. 29 - 35)
Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия
Статья 30. Слияние унитарных предприятий
Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию
Статья 32. Разделение унитарного предприятия
Статья 33. Выделение из унитарного предприятия
Статья 34. Преобразование унитарного предприятия
Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия
Глава VI. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 36 - 38)
Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 37. Переходные положения
Статья 38. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Глава II. Учреждение унитарного предприятия 29
Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия 41
Глава IV. Управление унитарным предприятием 71
Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий 117
Глава VI. Заключительные и переходные положения 146
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
В данной статье рассматриваются вопросы применения комментируемого Закона. Необходимость принятия Закона предусмотрена п. 6 ст. 113 ГК РФ. По отношению к ГК РФ данный Федеральный закон является специальным актом гражданского законодательства, регулирующим правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, а также ряд других отношений. Федеральный закон исходит из приоритета начал и основных положений ГК РФ.
Создание и функционирование унитарных предприятий в различных, в том числе и ключевых, отраслях народного хозяйства (в промышленности, строительстве, на транспорте (железнодорожном, морском, воздушном, внутреннем водном, автомобильном), в связи, в топливно-энергетическом и аграрно-промышленном комплексах, розничной торговле, бытовом обслуживании и коммунальном хозяйстве) обусловлены необходимостью осуществления этих видов деятельности государством. Деятельность унитарных предприятий является своеобразной переходной формой организации государственного и муниципального хозяйствования.
Существуют определенные виды экономической деятельности, монопольно осуществляемые государственными унитарными предприятиями: экспорт и импорт товаров в рамках соответствующей государственной монополии (например, эмиссия и хранение денежных знаков, облигаций и других ценных бумаг, этилового спирта, посредничество в торговле продукцией военного назначения), производство либо использование отдельных видов продукции (сырья).
В настоящем Законе конкретизируются нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц (ст. 48-65 ГК РФ) применительно к унитарным предприятиям, а также те нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. 113-115 ГК РФ).
В соответствии с ГК РФ особенности организационно-правовой формы любого унитарного предприятия таковы:
1) отнесение его к категории коммерческих юридических лиц (п. 2 ст. 50 , ст. 113 ), говорящее, в свою очередь, о том, что основной целью его деятельности должно быть извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 );
2) отсутствие права собственности на закрепленное за ним имущество (п. 1 ст. 113 ), неделимость имущества унитарного предприятия и невозможность распределения его по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113);
3) нахождение имущества государственного или муниципального унитарного предприятия в государственной либо муниципальной собственности и принадлежность такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 );
4) ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и исключение ответственности по обязательствам собственника его имущества (п. 5 ст. 113 );
7) назначение руководителя унитарного предприятия в качестве органа управления собственником либо органом, уполномоченным собственником, и подотчетность им.
ГК РФ закрепляет также основные особенности правового статуса двух видов унитарных предприятий - унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ), и казенного предприятия (унитарного предприятия), основанного на праве оперативного управления (ст. 115 ).
Круг нормативных правовых актов, при помощи которых может быть регламентирован статус унитарных предприятий, ограничивается ГК РФ. Иные отношения, возникающие в связи с функционированием указанных предприятий, могут регулироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами.
Закон определяет правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Помимо отношений, прямо названных в комментируемой статье , Закон также регламентирует отношения, связанные с имуществом и уставным фондом унитарного предприятия, управлением унитарным предприятием, права унитарных предприятий на создание своих структурных подразделений и дочерних компаний, ответственность унитарного предприятия и другие основные моменты деятельности унитарных предприятий.
Основной целью появления Закона следует признать стремление систематизировать имеющиеся в законодательстве нормы, регулирующие деятельность унитарных предприятий, и объединить их в одном акте федерального уровня.
Закон является специальным законом, но он не дает исчерпывающих ответов по целому ряду вопросов, связанных с созданием и деятельностью унитарных предприятий. Некоторые его нормы носят отсылочный характер, указывая на полное либо частичное регулирование того или иного вопроса в специальных нормативных актах.
Закон
действует с момента опубликования на всей территории Российской Федерации. Закон был впервые опубликован в "Российской газете" N 229 от 3 декабря 2002 г. и в "Собрании законодательства РФ" N 48, ст. 4746 от 2 декабря 2002 г. На настоящий момент Закон действует в редакции от 1 декабря 2007 г. Необходимо отметить, что правовое положение унитарных предприятий регламентируется комментируемым Законом, нормами Гражданского кодекса
, а также иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, как непосредственно посвященными унитарным предприятиям, так и принимаемыми по отдельным вопросам деятельности всех юридических лиц.
Статья 2.
Унитарное предприятие
В настоящей статье дается определение унитарному предприятию. В определении отмечено, что унитарное предприятие является коммерческой организацией, то есть организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве своей основной цели. В организационно-правовой форме унитарного предприятия могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. То есть иные субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица, индивидуальные предприниматели) не могут создавать унитарные предприятия.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия отличаются от других коммерческих организаций тем, что имеют специальную правоспособность (а не универсальную, как прочие коммерческие организации, например АО, ООО и др.). Другими словами, они могут иметь гражданские права лишь в той мере, в какой это соответствует предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставах этих юридических лиц, а также нести связанные с такой деятельностью обязанности.
Право собственности на переданное предприятию имущество за ним не закрепляется. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Данное положение означает, что никто другой, кроме указанных субъектов, не вправе заявлять о правах собственности на имущество, законно закрепленное за предприятием актами собственника (договорами); на имущество, приобретенное предприятием в процессе предпринимательской деятельности на полученные доходы; на имущество, переданное предприятию третьими лицами в дар либо в порядке наследования.
Предоставление унитарным предприятиям ограниченных вещных прав является одним из способов осуществления права публичной собственности. Возможность применения в отдельных случаях норм об унитарных предприятиях к иным организационно-правовым формам предпринимательской деятельности не следует расценивать как исключение из этого правила.
Четкое определение в Законе собственников имущества унитарных предприятий по уровню - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - обусловлено разграничением ранее единой государственной собственности. Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"*(1) объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, составляют исключительную собственность Российской Федерации. Существующие или созданные на базе этого имущества унитарные предприятия соответственно относятся к ведению Российской Федерации. Аналогичным образом указанное Постановление определяет имущество субъектов Федерации и муниципальных образований.
Решение о создании унитарного предприятия принимается Правительством РФ либо федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов; уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
На уровне Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия в соответствии со своей компетенцией осуществляют прежде всего Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.
В качестве основных правовых актов, устанавливающих статус указанных государственных органов, следует назвать прежде всего Конституцию РФ и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Отдельные вопросы, касающиеся компетенции Правительства РФ, конкретизируются положениями федеральных законов, постановлениями Правительства РФ. Основы правового положения Росимущества и отраслевых федеральных органов исполнительной власти установлены в положениях об этих органах (см., например, Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432*(2) ). Постановлениями Правительства РФ Росимуществу и отраслевым федеральным органам исполнительной власти могут предоставляться и другие правомочия.
Правительство РФ своими решениями может передавать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности помимо федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном Федеративным договором и законодательством Российской Федерации.
Существует немало научных споров относительно статуса унитарных предприятий в связи с отсутствием права собственности на принадлежащее им имущество. Отнесение Законом унитарных предприятий к категории коммерческих организаций позволяет распространить на унитарные предприятия соответствующий правовой режим коммерческих юридических лиц. Однако необходимо учитывать, что извлечение прибыли не является основной целью унитарного предприятия. На этапе его создания может предполагаться невозможность извлечения прибыли (необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства и пр.). В большей мере это относится к казенным предприятиям. В ходе анализа законодательства представляется, что основной целью их деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.
Главной целью деятельности унитарных предприятий является не извлечение прибыли, а потому возникает закономерный вопрос о месте унитарных предприятий в классификации юридических лиц, закрепленной в ГК РФ. Основной классификацией юридических лиц в ГК является деление их на организации коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют в качестве основой цели извлечение прибыли. Вторые, по определению законодателя, отрицают эту цель в качестве основной и соответственно не распределяют эту прибыль между участниками. Специфика положения унитарных предприятий дает повод говорить об определенном несовершенстве такой классификации, в связи с чем предлагается относить унитарные предприятия к числу субъектов, занимающих промежуточное (переходное) положение между коммерческими и некоммерческими юридическими лицами.
Правовой статус унитарного предприятия как коммерческой организации не согласуется с легальным понятием предпринимательской деятельности как деятельности, осуществляемой на свой риск (п. 1 ст. 2 ГК). Предприятие в любом случае рискует не своим имуществом. Отсюда в современной юридической литературе двойственное отношение к унитарному предприятию как субъекту права. Наукой гражданского права такие предприятия характеризуются в качестве "переходной формы", существование которой ограничено рамками экономической реформы, перехода к рыночной экономике. А участвовать в цивилизованном гражданском обороте, по мнению этих ученых, должны собственники*(3) . Организационно-правовая форма унитарного предприятия объявляется "не вполне адекватной" современным рыночным отношениям*(4) . Концепция юридической несостоятельности унитарных предприятий опиралась на идею их экономической неэффективности, особо активно муссировавшуюся в конце 90-х гг. XX в. В соответствии с другой точкой зрения, в основном представителей предпринимательского (хозяйственного) права, унитарные предприятия составляют основу государственного сектора экономики и в этом качестве являются самостоятельным объектом правового регулирования*(5) .
В целях последовательного закрепления неделимости имущества унитарных предприятий законодателем установлен запрет на создание на базе их имущества других предприятий. Унитарные предприятия не могут создавать дочерние предприятия, передавая им часть своего имущества. В связи с закреплением указанного нормативного положения в Законе в Гражданский кодекс РФ были внесены соответствующие изменения. Данное императивное положение обусловлено не только разумным интересом собственника в контроле и управлении своим имуществом, но и необходимостью единого, четкого и понятного для всех участников оборота статуса унитарных предприятий, однозначности и постоянства правового положения собственника имущества по отношению к самому унитарному предприятию. Все существовавшие на момент принятия Закона дочерние предприятия унитарных предприятий должны были в шестимесячный срок с момента вступления в силу Закона (п. 3 ст. 37 ) присоединены к основному предприятию.
Принцип неделимости имущества унитарного предприятия означает недопустимость распределения имущества по вкладам (паям) между учредителями. Это означает, что у предприятия, исходя из данных требований Закона , может быть только один учредитель. Законом также запрещено распределять имущество предприятия (уставный фонд) между его работниками. Наемные работники унитарного предприятия отстранены от процесса управления его имуществом, в том числе и от распределения его по итогам работы унитарного предприятия. Такие решения принимаются только собственником и органами управления унитарным предприятием.
Унитарные предприятия обладают всеми признаками юридического лица:
1) унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"*(6) унитарное предприятие пользуется правом виндикационного и негаторного исков даже в отношении собственника;
2) унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс;
3) унитарное предприятие обладает обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Основные особенности права хозяйственного ведения закреплены в ст. 295 ГК РФ. Предприятия на праве хозяйственного ведения составляют основную массу унитарных предприятий. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Собственнику не дано права изменять содержание и объем прав унитарного предприятия. Условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными. Собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными*(7) .
Конкретное содержание права хозяйственного ведения в указанных пределах определяется собственником в уставе унитарного предприятия, а также в договорах, заключаемых собственником с унитарным предприятием и его руководителем.
Особым видом унитарного предприятия является казенное предприятие. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Росимущество производит в установленном законодательством порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных предприятий и учреждений.
Казенными могут быть гражданские предприятия и объекты, которые в целях безопасности должны находиться в ведении государства. К ним относятся морские и речные порты, аэропорты, атомные и крупные гидроэлектростанции, метрополитены и др. Казенными должны быть также предприятия. Составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, надежное функционирование и безопасность которой гарантирует государство. Имеются в виду железные дороги, почтовая связь, водохозяйственные и мелиоративные системы, гидрометеорологические и санитарно-эпидемиологические службы и т.д. Они решают задачи особой общественной важности, государственный контроль над ними объективно необходим.
Необходимо подчеркнуть, что между двумя упомянутыми видами унитарных предприятий сохраняется значительная разница. Содержание права хозяйственного ведения предопределяет необходимость получения основанными на нем предприятиями прибыли и перечисления ее части собственнику имущества предприятия. Казенные же предприятия, исходя из содержания права оперативного управления, на получение прибыли не ориентированы, они финансируются собственником по смете и должны создаваться для выполнения крайне узкого круга государственных функций.
В этой связи представляется, что число закрепленных в законе случаев, в которых может быть создано одновременно как унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, так и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, должно быть сведено к минимуму. В такой ситуации создание каждого предприятия может быть подвергнуто оценке на предмет его соответствия указанным критериям. Число случаев, в которых может быть создано казенное предприятие, должно быть сведено к минимуму и должно отражать специфику этих предприятий (например, необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; необходимость разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации).
Нормы п. 3 ст. 2 Закона адресованы всем унитарным предприятиям независимо от того, на каком из ограниченных вещных прав (хозяйственного ведения или оперативного управления) они основаны. Унитарное предприятие для индивидуализации его деятельности вовне должно иметь фирменное наименование, круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Печать в толковых словарях характеризуется как пластинка или кружок с нарезными знаками для оттискивания их на бумаге (воске, сургуче), а также самый оттиск этих знаков, применяемых обычно для засвидетельствования, удостоверения чего-либо*(8) . Данное определение распространяется не только на круглую печать унитарного предприятия, но и на его печати, предназначенные для внутреннего использования, - для пакетов, внутренних документов, опечатывания кассы, других служебных помещений и иных целей.
Что касается круглой печати унитарного предприятия, то она необходима ему для легитимации наиболее важных исходящих документов. К их числу относятся документы, связанные с распоряжением денежными средствами, хранящимися на банковском счете предприятия, доверенности унитарного предприятия, документы, направляемые в органы государственной власти за подписью директора унитарного предприятия. Без печати все эти документы являются юридически ничтожными. В соответствии с Законом, обязательными реквизитами круглой печати унитарного предприятия являются его наименование и место нахождения.
Штампы и бланки являются атрибутами внутреннего делопроизводства организации.
Бланк представляет собой лист бумаги, содержащий наименование и реквизиты предприятия, предназначенный для фиксации различной информации и использующийся при деловой переписке и внутреннем делопроизводстве.
Штамп можно назвать разновидностью печати. Однако, в отличие от печати, штамп, кроме реквизитов предприятия, содержит также пустые участки, заполняемые "от руки". Товарный знак представляет собой зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров данной фирмы от изделий других фирм, а также выполняет функции гаранта качества и рекламные. Товарный знак и знак обслуживания охраняются на основании §2 главы 76 части четвертой ГК РФ. Заявка на регистрацию товарного знака подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности проводится формальная экспертиза товарного знака, а также экспертиза заявленного обозначения. По результатам экспертиз принимается решение о регистрации товарного знака (или отказывается в регистрации). На зарегистрированный товарный знак должно быть выдано свидетельство.
Нарушением прав на товарный знак признается введение в хозяйственный оборот обозначения, сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком в отношении однородных товаров или услуг. Товарный знак (знак обслуживания) может содержать эмблему соответствующего унитарного предприятия. Товарный знак может быть представлен словесным обозначением, которое одновременно является фирменным наименованием такого предприятия.
Не допускается создание унитарных предприятий за счет объединения средств, находящихся в бюджете разных уровней (Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления). Любое унитарное предприятие может иметь только одного учредителя - Российскую Федерацию, субъекта Федерации либо муниципальное образование, от имени которых выступают соответствующие органы государственной власти либо местного самоуправления. Это требование прямо вытекает из неделимости имущества унитарного предприятия.
Статья 3.
Правоспособность унитарного предприятия
Настоящая статья , определяя правоспособность унитарного предприятия, является одной из основных в системе норм Закона и ключевой при уяснении юридической конструкции унитарного предприятия как коммерческой организации. Согласно ст. 49 ГК РФ под правоспособностью понимается способность субъекта иметь определенные права и нести обязанности. Статья 49 ГК по-разному определяет объем правоспособности юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы и цели его создания. Правоспособность бывает общей и специальной. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В уставе в этом случае указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься. В отличие от лиц со специальной правоспособностью, юридические лица, наделенные общей правоспособностью, могут заниматься любой деятельностью, иметь любые гражданские права и нести обязанности, связанные с ней. Необходимо отметить, что согласно Гражданскому кодексу РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и некоторых других организаций, обладают общей правоспособностью, то есть могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. В этом заключается принципиальное отличие унитарного предприятия от иных юридических лиц, чья специальная правоспособность определена их учредительными документами.
Унитарные предприятия не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления видов деятельности, не предусмотренных в учредительных документах унитарного предприятия. Согласно этому положению унитарные предприятия не могут заниматься видами деятельности, не предусмотренными уставом. Так, например, формулировка "прочие виды деятельности, не противоречащие законодательству" не позволяет унитарному предприятию заниматься видами деятельности, прямо не указанными в уставе. Цели деятельности юридического лица (в отличие от правоспособности граждан) по общему правилу очерчивают пределы его правоспособности. Объем правоспособности унитарного предприятия, как и любого юридического лица, может определяться только одним критерием - целями деятельности, определенными уставом, который должен соответствовать законодательству. Наделение государственных юридических лиц специальной правоспособностью способствует решению тех экономических задач, для выполнения которых они учреждаются, и предотвращает ненадлежащее и бесконтрольное использование государственной собственности.
Вопросы о целевой (специальной) правоспособности нашли отражение и в судебной практике. В частности, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики, разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" прямо указано, что в случаях, когда действия предприятия, в том числе и осуществленные в порядке требований п. 2 ст. 295 ГК РФ, по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятием. Таким образом, любой хозяйствующий субъект при заключении сделок с унитарным предприятием должен убедиться, что данный вид деятельности прямо указан в уставе предприятия. В противном случае в соответствии с п. 3 ст. 18 комментируемого Закона сделка может быть признана ничтожной.
В соответствии со ст. 113 ГК РФ наряду с обязательным наличием в уставе цели деятельности предприятия также необходимо определение в нем и предмета деятельности. При этом п. 3 ст. 9 комментируемого Закона устанавливает, что устав унитарного предприятия в обязательном порядке должен содержать сведения не только о целях, предмете, но и о видах деятельности. Следует ли из этого, что требование о включении в устав сведений о видах деятельности, по существу, ограничивает правоспособность унитарного предприятия конкретными видами деятельности, предусмотренными уставом? Полагаем, что ответ на поставленный вопрос, исходя из основных начал гражданского законодательства и сути хозяйственного ведения (оперативного управления), должен быть отрицательным. В противном случае нормальное участие унитарных предприятий в коммерческом обороте просто невозможно. Анализируя данную норму, нельзя не учитывать и позицию высших судебных инстанций*(9) , которые в свое время достаточно безоговорочно разъяснили, что унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Положения о направлениях деятельности предприятия, утвержденные уставом, не могут быть нарушены даже по распоряжению собственника имущества. Сделки по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, совершенные даже с согласия собственника, недействительны по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ*(10) .
В соответствии с Примерным уставом федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 28 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения"*(11) , в уставе унитарного предприятия могут быть предусмотрены следующие гражданские права:
Создание филиалов и представительств;
Назначение их руководителей, принятие решения об их реорганизации и ликвидации;
Заключение всех видов договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, настоящему уставу, а также целям и предмету деятельности предприятия;
Приобретение или аренда основных и оборотных средств за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд и других источников финансирования;
Передача в залог, сдача в аренду или внесение имущества в виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также некоммерческих организаций в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим уставом;
Осуществление внешнеэкономической деятельности;
Осуществление материально-технического обеспечения производства и развитие объектов социальной сферы;
Планирование своей деятельности и определение перспективы развития исходя из программы деятельности предприятия, утверждаемой в установленном порядке, а также наличия спроса на выполняемые работы, оказываемые услуги, производимую продукцию;
Определение и установление формы и системы оплаты труда, численности работников, структуры и штатного расписания;
Установление для своих работников дополнительных отпусков, сокращенного рабочего дня и иных социальных льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Определение размера средств, направляемых на оплату труда работников предприятия, на техническое и социальное развитие;
Предприятие осуществляет другие права, не противоречащие законодательству Российской Федерации, целям и предмету деятельности предприятия, несет обязанности, может быть привлечено к ответственности по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Большинство указанных прав предприятие осуществляет с согласия собственника.
Подробнее этот момент будет рассмотрен в комментарии к отдельным статьям, регламентирующим деятельность унитарного предприятия.
Также п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что унитарное предприятие имеет определенные обязанности, которые связаны с его деятельностью, строго указанной в уставе.
Унитарное предприятие обязано:
Выполнять утвержденную в установленном порядке программу деятельности предприятия, а также выполнять показатели экономической эффективности деятельности предприятия;
Обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
Обеспечивать своим работникам безопасные условия труда;
Обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников;
Ежегодно перечислять в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в установленном порядке;
Осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности и использовании имущества с предоставлением отчетов в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
Ежегодно проводить аудиторские проверки;
Предоставлять федеральным органам исполнительной власти информацию (в том числе необходимую для ведения реестра федерального имущества) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Осуществлять мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Хранить предусмотренные законодательством Российской Федерации документы,
В уставе могут быть указаны и другие обязанности.
Закон не определяет общего понятия цели и предмета деятельности унитарных предприятий. Цели деятельности в отдельных случаях могут совпадать с целями создания унитарных предприятий (п. 4 ст. 8 комментируемого Закона). Четко определенные цель и предмет деятельности конкретного унитарного предприятия должны быть указаны в решении собственника об учреждении унитарного предприятия (п. 5 ст. 8 ) и его уставе (п. 3 ст. 9 ).
В целом, комментируемый Закон по сравнению с ГК РФ существенно сужает возможности унитарных предприятий по совершению сделок: а) запрещая совершать определенные сделки (учреждение дочерних предприятий, внесение вкладов в кредитные организации); б) устанавливая обязательность согласования других сделок с собственником (участия в уставных капиталах других коммерческих юридических лиц, участия в некоммерческих организациях, предоставления займов, поручительств, получения банковских гарантий, уступки требований, перевода долга, крупных сделок, сделок с заинтересованностью, а также иных сделок, предусмотренных уставом предприятия.
Более того, основанное на праве хозяйственного ведения унитарное предприятие не вправе совершать ряд сделок без согласия собственника. Виды таких сделок перечислены в п. 4 ст. 18 Закона. Это, в частности, сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, уступкой требований, и некоторые иные. Кроме того, к таким сделкам относятся и те, в совершении которых заинтересован руководитель унитарного предприятия.
Пунктом 2 комментируемой статьи устанавливается момент создания унитарного предприятия. Помимо волеизъявления учредителя такого предприятия для его создания в качестве юридического лица необходим юридический факт - государственная регистрация юридического лица при его создании. Унитарное предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации. Предприятие как юридическое лицо является зарегистрированным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Причем государственной регистрации подлежат все юридические лица. Общие правила о государственной регистрации для всех юридических лиц установлены в ст. 51 ГК РФ. Единый порядок государственной регистрации юридических лиц в настоящее время определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(12) , который вступил в силу 1 июля 2002 г.
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"*(13) с изменениями от 24 февраля 2009 г. ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Записи вносятся в Государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и при этом каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в Государственный реестр.
Статья 10 настоящего Закона устанавливает, что для государственной регистрации унитарного предприятия необходимо представить:
1) решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;
2) устав унитарного предприятия;
3) сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001 , Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р50003 и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, по форме N Р57001 .
Свидетельства оформляются на бланках, изготовленных по единому образцу, утвержденному Федеральной налоговой службой.
Таким образом, после предоставления всех сведений для государственной регистрации и после внесения записи о регистрации юридического лица в форме унитарного предприятия в единый государственный реестр юридических лиц унитарное предприятие считается созданным.
В п. 2 данной статьи установлено, что создание предприятия не ограничивается каким-либо сроком, то есть оно создается на неопределенный срок, но в уставе может быть предусмотрено создание унитарного предприятия с ограничением срока. В то же время, исходя из положений абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, допускается возможность создания такой коммерческой организации и на срок, установленный в ее уставе (например, для достижения определенной хозяйственной цели (для строительства какого-либо объекта), после чего предприятие подлежит прекращению).
Комментируемая статья также позволяет унитарному предприятию открывать в установленном порядке банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Банковский счет - это отношения по договору банковского счета, в соответствии с которым банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
При заключении договора банковского счета унитарному предприятию открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
Из положений абз. 3 п. 2 комментируемой статьи следует, что виды и количество банковских счетов унитарного предприятия не ограничиваются законодательством. Это правило применяется в отношении любых унитарных предприятий независимо от того, на каком ограниченном вещном праве они основаны. Буквальное толкование нормы позволяет утверждать, что такие счета могут быть открыты в российских и иностранных банках независимо от страны нахождения.
Следует также иметь в виду, что унитарное предприятие не обязано согласовывать с налоговыми органами не только количество своих счетов, но и конкретные банки или иные кредитные организации, в которых оно предполагает открыть соответствующие счета. Данный вывод следует из официальной позиции ГНС РФ, изложенной в письме ГНС РФ от 25 октября 1996 г. N ВК-6-12/748 "О правах налогоплательщиков на открытие счетов" (Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1997. N 1).
Комментируемая статья устанавливает запрет на совершение сделок государственными и муниципальными предприятиями до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда. При этом совершаются сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия. Возможность совершения сделок для унитарного предприятия возникает не с момента государственной регистрации, а после завершения собственником формирования его уставного фонда. Это означает, что до этого унитарное предприятие существенно ограничено в дееспособности - оно вправе совершать только такие сделки, которые связаны с его учреждением: договоры о закреплении имущества, открытие банковского счета, аренду имущества для размещения органов управления и т.п.
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия (см. ст. 13 и комментарий к ней).
Моментом завершения формирования собственником имущества уставного фонда считается момент зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию какого-либо другого имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
Следовательно, после того как окончательно будет сформирован уставный фонд, государственные и муниципальные унитарные предприятия получат возможность совершать сделки, которые не связаны с учреждением государственного или муниципального предприятия.
Отдельными видами деятельности юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут заниматься лишь при наличии лицензии.
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(14) лицензированием являются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Лицензирование представляет собой форму административного контроля за ее реализацией правоспособности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Право на занятие такой деятельностью (а не возможность иметь права и обязанности, связанные с такой деятельностью) возникает после получения лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Перечень видов такой деятельности может устанавливаться только законом. Он приведен в Федеральном законе (ст. 17 ). В целях реализации данного Закона Правительством РФ утверждены соответствующие положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности*(15) , установлены виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что согласно ст. 18 вышеуказанного Федерального закона, устанавливающей переходные положения, с 1 января 2010 года прекращается лицензирование аудиторской деятельности, деятельности по проектированию зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; деятельность по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Вступление в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, является моментом прекращения лицензирования следующих видов деятельности:
Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
Производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
Ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
Испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;
Эксплуатация химически опасных производственных объектов;
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
Производство маркшейдерских работ;
Геодезическая деятельность;
Картографическая деятельность;
Производство медицинской техники;
Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.
Статья 4.
Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
В данном положении комментируемой статьи нашли развитие положения ГК РФ о фирменном наименовании коммерческой организации (ст. 54 ), согласно которой наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Законодатель указывает, что охране подлежит не всякое наименование юридического лица. Право на фирменное наименование может принадлежать только коммерческим организациям. Унитарное предприятие, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Фирменное наименование со вступлением в силу части четвертой ГК РФ перестает выполнять функцию, связанную с обеспечением возможности использования клиентелы субъектами предпринимательской деятельности. Фирменное наименование состоит из двух частей. Первая часть является обязательной, ее именуют корпусом фирменного наименования, в ней содержится указание на организационно-правовую форму юридического лица. Вторую часть фирменного наименования нередко называют условным обозначением. В этом обозначении не может быть указан только род деятельности коммерческой организации.
Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование на русском языке. Сокращенное наименование на русском языке, полное и сокращенное фирменное наименование на языках народов России и (или) иностранных языках оно лишь вправе иметь. Фирменное наименование должно быть отражено в учредительных документах и включено в Единый государственный реестр юридических лиц. Фирменное наименование составляет элемент интеллектуальной собственности унитарного предприятия.
Российская Федерация является участницей Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20 марта 1883 г.)*(16) , согласно ст. 8 которой фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Соответственно и исключительное право на фирменное наименование возникает не в силу внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц. Правда, в п. 1 ст. 1474 ГК РФ законодатель отмечает, что сокращенное фирменное наименование, а также фирменное наименование на языках народов России и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Положениями п. 3 ст. 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Вместе с тем согласно п. 6 ст. 1252 ГК РФ если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель исключительного права на товарный знак может потребовать полного или частичного запрета на использование фирменного наименования. Полный запрет возможен в том случае, если товарный знак используется в тех же видах деятельности, что и фирменное наименование, а частичный запрет - если сфера действия товарного знака уже, чем деятельность коммерческой организации, использующей фирменное наименование. Таким образом, положения части четвертой Гражданского кодекса РФ указывают, что фирменное наименование должно обладать различительной способностью, то есть быть новым.
В качестве последствия несоблюдения вышеупомянутых требований орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Таким образом, орган государственной регистрации юридических лиц не вправе отказывать в регистрации юридическим лицам с тождественными или сходными с фирменными наименованиями, не вправе и предъявить иск о понуждении изменения фирменного наименования.
На территории России охраняются только фирменные наименования, включенные в Единый государственный реестр юридических лиц. Из этого следует, что наименования иностранных юридических лиц на территории России не охраняются.
Момент возникновения фирменного наименования связан с моментом создания юридического лица. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Именно с этого момента возникает исключительное право на фирменное наименование. Исключительное право на фирменное наименование носит бессрочный характер и прекращается в момент его (фирменного наименования) исключения из Единого государственного реестра в связи с прекращением юридического лица, то есть в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо с изменением его фирменного наименования.
В составе фирменного наименования всякого юридического лица различаются основная и вспомогательная части. Для коммерческих юридических лиц основная (обязательная) часть ограничивается указанием на организационно-правовую форму, и лишь в случаях, предусмотренных в законе, в нее могут включаться иные элементы: указание на собственника имущества, характер деятельности. Обязательная часть (корпус наименования) указывается и в полном, и в сокращенном вариантах наименования. Функцию индивидуализации коммерческого юридического лица выполняет вспомогательная (добавочная, произвольная) часть наименования юридического лица. Для унитарных предприятий эта добавочная часть представлена обычно географическим названием, указывающим на место нахождения либо деятельности предприятия, а также указанием на основной вид деятельности предприятия.
Поскольку абз. 2 и 3 п. 1