02.10 07 229 фз об исполнительном производстве. Закон «Об исполнительном производстве
А.С.Пономаренко,
Юрист информационно-правового
консорциума "Кодекс"
1
февраля 2008 года вступает в силу Федеральный закон от 2 октября 2007 года N
229-ФЗ "Об исполнительном производстве" , который заменит
Федеральный
закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ с аналогичным
названием.
Федеральный
закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном
производстве" (далее - Закон) во многом сохраняет существующие
условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов
других органов и должностных лиц, но многие положения нового
Закона
отличаются от Федерального
закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном
производстве », некоторые изложены впервые.
В
Закон
включены совершенно новые разделы, регулирующие такие важные
вопросы, как:
-
сроки в исполнительном производстве;
-
извещения и вызовы в исполнительном производстве;
-
взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение
преступления;
-
порядок исполнения исполнительного документа о конфискации
имущества;
-
сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия)
должностных лиц службы судебных приставов.
В
данном комментарии рассмотрены наиболее важные изменения, которые
произойдут в исполнительном производстве с вступлением в силу
нового Закона
об исполнительном производстве .
Новый Закон
по-новому определяет условия исполнения требований, содержащихся в
судебных и иных актах, органами, организациями, гражданами, не
являющимися органами принудительного исполнения. Так, взыскатель
может непосредственно направить исполнительный документ о взыскании
денежных средств или об их аресте в банк или иную кредитную
организацию, а исполнительный документ о взыскании периодических
платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме
двадцати пяти тысяч рублей, - в организацию или иному лицу,
выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные
периодические платежи. Одновременно с исполнительным документом
взыскатель должен представить заявление, содержащее сведения,
перечисленные в части 2
статьи 8 , части 2
статьи 9 Закона .
Новый Закон
расширяет перечень исполнительных документов: он относит к
исполнительным документам не только нотариально удостоверенные
соглашения об уплате алиментов, но и их нотариально удостоверенные
копии.
Закон
обязывает судебного пристава-исполнителя при направлении для
исполнения постановления о возбуждении исполнительного производства
прикладывать к постановлению копию исполнительного листа. Оригинал
исполнительного листа должен находиться в материалах
исполнительного производства.
Новый Закон
детально регламентирует правила исчисления сроков в исполнительном
производстве. Данному вопросу посвящена целая глава. Стоит обратить
внимание на положение, согласно которому в сроки, исчисляемые
днями, не включаются нерабочие дни (часть 2
статьи 15 Закона).
Закон
содержит совершенно новый раздел, касающийся правил извещения и
вызовов в исполнительном производстве, и устанавливает, что лица,
участвующие в исполнительном производстве, могут быть извещены об
исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или
вызываться к судебному приставу-исполнителю либо на место
совершения исполнительных действий одним из следующих способов:
-
повесткой с уведомлением о вручении;
-
телефонограммой;
-
телеграммой;
-
с использованием электронной, иных видов связи и доставки;
-
лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель
поручает доставить повестку или иное извещение.
При этом если повестка,
иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный
пристав-исполнитель поручил их доставить, то дата и время их
доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату
в подразделение судебных приставов. Закон
конкретно не указывает, как будет фиксироваться дата и время
извещения, доставляемого иным видом связи. По-видимому, данный
способ фиксации будет установлен подзаконным актом.
Важно отметить, что по
правилам Закона
адресат считается извещенным, если повестка, иное извещение вручены
лично адресату или кому-либо из проживающих совместно с ним
совершеннолетних членов семьи с их согласия. Если повестка, иное
извещение адресовано организации, то оно вручается любому из
работников данной организации.
Извещение, адресованное
лицу, участвующему в исполнительном производстве, может быть
направлено по одному из следующих адресов:
-
по адресу, указанному в исполнительном документе;
-
по иному адресу, указанному лицом, участвующим в исполнительном
производстве, или его представителем;
-
по месту работы лица, участвующего в исполнительном
производстве.
Если извещение адресовано
организации, то Закон
устанавливает, что оно может быть направлено.
Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует деятельность судебных приставов.
В нем расписаны полномочия ФССП и способы принудительного исполнения решений суда.
Главным из них является, безусловно, законность. Именно во исполнение этого принципа и был создан регулирующий деятельность ФССП нормативный акт.
Из законности вытекают и прочие основы исполнительного производства:
- своевременность применения мер к должнику;
- уважение его чести и достоинства;
- неприкосновенность минимально необходимого имущества при проведении взыскания;
- соразмерность применяемых мер объему требований.
Кто и как должен исполнять судебные решения
Решение суда, если оно не было оспорено должным образом и в установленные сроки, должно быть исполнено немедленно после его вступления в силу или же на тех условиях, что в нем указаны.
Причем сделать это должник должен добровольно. Но, нередки случаи, когда этого не происходит и взыскание производится уже принудительно.
Важно: единственным органом, который уполномочен на исполнение решений судов, согласно ст. 5 Закона , называется ФССП. От ее имени действуют судебные приставы-исполнители. Их требования, если они полностью отвечают закону, обязательны для исполнения любым лицом, которому были предъявлены. Отказ, уклонение или создание препятствий для выполнения требований повлекут для виновника, во-первых, применение специальных мер, а во-вторых – ответственность.
Деятельность ФССП полностью прозрачна. Любой гражданин или юрлицо вправе получить информацию из специального банка данных .
Данные открыты и могут быть получены как в отношении себя, так и любого другого лица, физического или юридического.
В принудительном исполнении участвуют банки, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг. Но только как исполнители требований судебного пристава.
В соответствии с содержанием такого требования, они либо перечисляют со счета должника необходимую сумму взыскателю, либо исполняют требование об аресте такого счета.
Владелец счета о предстоящей операции при этом самим банком не уведомляется.
Значение документов в исполнительном производстве
В исполнительном производстве применяют две группы документов: те, что предъявляются судебным приставам взыскателями (исполнительные) и те, которые пристав направляет должнику (повестки и извещения).
Требования к их форме и содержанию исчерпывающе изложены в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Основанием для того, чтобы пристав начал производить определенные действия, служит исполнительный документ:
- исполнительный лист суда;
- нотариальное соглашение об алиментах;
- удостоверение КТС;
- акты ПФР и ФСС;
- акты надзорных органов;
- постановление другого пристава;
- исполнительная надпись нотариуса и т.д.
Основная часть работы службы приставов связана все же с исполнением именно судебных решений и приказов. И далее мы рассмотрим именно этот аспект их деятельности.
Исполнительное производство – самостоятельная стадия судебной защиты
Исполнительный документ канцелярия суда выдает тому лицу, в пользу которого принято решение.
Для привлечения к его исполнению службы приставов, необходимо передать документ и заявление о возбуждении производства.
Только в этом случае ФССП начнет действовать. По собственной инициативе эта служба не работает.
Ниже приведен образец такого заявления. Ходатайствовать об аресте имущества не обязательно, это право, которым можно воспользоваться.
Важно: для ускорения получения полагающихся по исполнительному документу средств, желательно сообщить все имеющиеся сведения о должнике, его фактический адрес, место работы, наличие счетов в банках, недвижимости и т.д.
После получения заявления, в территориальном отделении ФССП в трехдневный срок возбуждают исполнительное производство или отказывают в этом.
Самые распространенные причины отказа:
- отсутствие заявления;
- неверно выбран территориальный отдел ФССП;
- срок исполнения документа истек;
- документ не отвечает необходимым требованиям;
- ранее по этому документу исполнение было прекращено или окончено;
- судебный акт еще не имеет законной силы.
Судебный пристав уполномочен производить свою работу только на строго определенной территории.
Поэтому, подавать заявление необходимо там, где проживает должник (в том числе, или другом населенном пункте) или находится юридический адрес юрлица.
Только в этом случае возможно взыскание. Если адрес изменился уже в ходе исполнения судебного решения, то производство может быть передано в другой отдел ФССП постановлением.
Срок выполнения всех требований суда для пристава-исполнителя равен двум месяцам.
В этот промежуток времени не включаются те периоды, когда должнику была предоставлена отсрочка или же исполнение было приостановлено судебным решением.
Затем придется продлить, прекратить, либо завершить производство. Последние два понятия существенно отличаются друг от друга.
Прекращение происходит в тех случаях, когда взыскание по каким-либо причинам невозможно. Например, умер взыскатель или должник.
Или должник по объективным не может совершить предписанные судом действия.
Мировое соглашение или отказ взыскателя от получения долга также станет причиной прекращения исполнительного производства.
Окончание же означает, что пристав свою работу по взысканию средств полностью выполнил.
Или же перенаправил требования в ликвидационную комиссию, арбитражному управляющему или иному лицу, занимающемуся или .
Еще одним поводом для окончания производства будет возврат исполнительного документа взыскателю.
Участники правоотношений, их права и обязанности
Главными участниками исполнительного производства являются, разумеется, его стороны.
Они называются взыскатель и, соответственно, должник. В этом качестве могут выступать не только граждане, но и организации и даже Российская Федерация или ее субъекты.
На каждой из сторон может быть сразу несколько участников. Права и обязанности у всех будут равными, и свои интересы они представляют самостоятельно.
Однако, помимо сторон в данном правоотношении участвуют еще и иные лица:
- непосредственно исполняющие решение суда – приставы;
- содействующие такому исполнению – понятые, переводчик, эксперт, хранитель имущества и т.д.
Права и обязанности всех участников аналогичны тем, которыми обладают стороны и другие участники судебного процесса.
В частности, стороны могут действовать через представителя, а также заявлять различные ходатайства. В том числе и об отводе других участников.
Меры понуждения должника исполнить судебное предписание, последние нововведения
Их перечень в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» достаточно обширен. Сотрудники ФССП вправе:
- вызывать к себе стороны или их представителей;
- получать объяснения, справки и другую информацию, персональные данные в том числе;
- проверять финансовую документацию;
- давать поручения гражданам и юрлицам по исполнению требований суда;
- свободно входить в офисные и производственные помещения должника;
- входить в жилое помещение без согласия должника, но с разрешения старшего пристава;
- арестовывать, изымать и передавать на хранение имущество, деньги, ценные бумаги;
- выполнять оценку имущества самостоятельно или с привлечением специалистов;
- производить розыск самого должника или его имущества;
- взыскивать полагающийся сбор.
Перечень полномочий достаточно стандартный и в неизменном виде пережил все изменения этого нормативного акта.
Однако, есть ряд мер, применение которых стало возможным совсем недавно. Они призваны сделать должников более ответственными и защитить права взыскателей.
К числу таких мер относятся:
- Принудительная регистрация имущества должника, особенно недвижимого. Как известно, право собственности на такие вещи возникает только после госрегистрации. Однако никой ответственности за уклонение от нее не предусмотрено. Поэтому можно скрывать от взыскателя часть имущества, что нарушает его права.
Важно: подать документы на регистрацию пристав может только по решению суда.
- Временные ограничения на выезд из страны. Даже при наличии небольшой задолженности, но более 10 000 р., гражданин может оказаться невыездным. Сведения о должниках передаются в электронную базу Таможенной службы. И при проведении паспортной проверки выезд за пределы РФ окажется закрыт.
- Временные ограничения на пользование специальным правом. Эта мера была введена в закон в декабре 2015 г. Под специальным правом понимается управление транспортными средствами. Иначе говоря, водительское удостоверение.
Утвержденный 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" был принят Госдумой 14 сентября и одобрен СФ 19.09 того же года. В нормативном акте определен порядок и условия принудительной реализации постановлений и решений судебных и иных органов, а также их служащих, в полномочия которых входит право возлагать на МО, регионы, РФ, организации, граждан обязанности по передаче другим субъектам либо в бюджеты соответствующих уровней денежных средств и других материальных ценностей, по совершению установленных действий в их пользу или воздержанию от этого. Рассмотрим далее некоторые положения 229-ФЗ от 02.10.2007 г.
Ключевые задачи
Исполнительное производство обеспечивает правильную и своевременную реализацию и иных структур, служащих, а в установленных законодательством случаях и других документов для защиты законных интересов, прав и свобод организаций и граждан. Порядок и условия передачи субъектам денежных средств бюджета соответствующего уровня определяются в БК.
Принципы
ФЗ-229 определяет следующие ключевые положения осуществления деятельности, связанной с принудительной реализацией постановлений уполномоченных структур:
- Своевременность совершения действий и применения установленных мер воздействия.
- Законность. Деятельность уполномоченных служащих и органов должна соответствовать положениям действующих нормативных актов, конституционных в первую очередь.
- Соотносимость объема требований и принудительных мер, применяемых к должникам.
- Уважение достоинства и чести граждан.
- Неприкосновенность минимума имущества. Нормами определяется объем материальных ценностей, который необходим для существования должника и его родственников.
Уполномоченные инстанции
Рассматриваемый устанавливает, что принудительная реализация актов судов и прочих органов, а также должностных служащих входит в компетенцию ФССП и территориальные органы службы. Приставы-исполнители применяют принудительные меры воздействия к должникам в пределах полномочий. Их права определяются федеральным законодательством.
Обязательность требований служащих ФССП
"Об исполнительном производстве" устанавливает, что постановления приставов распространяются на все государственные/муниципальные органы, всех юридических и физлиц. Требования служащих подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории страны. В случае неисполнения предписаний приставы принимают меры, предусмотренные в комментируемом законе. Несоблюдение требований, воспрепятствование осуществлению служащими их функций влекут ответственность, установленную нормативными актами.
Должники
229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет, что в случаях, установленных нормативными актами, требования, присутствующие в постановлениях судов, иных органов, решениях должностных лиц, реализуются структурами, организациями, государственными и муниципальными в том числе, банками и прочими кредитными предприятиями, гражданами и служащими. Указанные субъекты соблюдают предписания на основании документов, указанных в ст. 12.
Соблюдение требований банковскими и другими кредитными организациями
ФЗ-229 допускает направление документа о взыскании средств либо их аресте в соответствующую финансовую структуру непосредственно заинтересованным лицом. Вместе с ним субъект предоставляет в банковскую или другую кредитную организацию заявление. В нем должны содержаться:
ФЗ-229 устанавливает, что документ, поступивший для осуществления взыскания в банковскую или другую кредитную структуру после отзыва лицензии, возвращается субъекту, его направившему, без удовлетворения требований.
Нюансы
В ст. 9 ФЗ-229 определен порядок реализации требований, предусмотренных в решении суда, иного органа или служащего, предприятием, осуществляющим периодические выплаты должнику. Документ, на основании которого устанавливается взыскание суммы, меньшей 25 тыс. р., может направляться в организацию или лицу, начисляющему обязанному субъекту пенсию, зарплату, стипендию и пр., непосредственно кредитором. Вместе с этой бумагой он должен предоставить заявление. В нем также указываются реквизиты счета для перечисления, ФИО, сведения документа, подтверждающего личность гражданина-взыскателя, или ИНН, название, код зарубежной организации, регистрационный номер, адрес постановки на учет и нахождения кредитора-организации.
229-ФЗ "Об исполнительном пр-ве" устанавливает, что реализация судебных постановлений, решений иных органов и служащих в отношении иностранных юридических и физлиц, субъектов, не имеющих гражданства, осуществляется по правилам комментируемого нормативного акта.
Виды документов-оснований
"Об исполнительном производстве" определяет следующие категории бумаг, в соответствии с которыми осуществляется взыскание служащими ФССП:
- Судебные приказы.
- Исполнительные листы. Они выдаются судебными инстанциями общей юрисдикции и арбитражами в соответствии с актами, принимаемыми ими.
- Соглашения о выплате алиментов. Эти документы и их копии должны заверяться нотариусом.
- Удостоверение, выданное комиссией по трудовым спорам.
- Постановления органов, осуществляющих функции контроля, о взыскании средств с приложением бумаг, в которых присутствуют отметки банковских или иных кредитных структур, осуществляющих обслуживание расчетных и прочих счетов должника, о частичном/полном невыполнении требований вследствие отсутствия на р/с достаточного объема денег.
- Судебные акты, решения других институтов власти, должностных лиц по административным делам.
- Постановление пристава.
- Акты иных органов в предусмотренных нормами случаях.
При потере подлинника документа, в качестве основания для реализации вмененных должнику требований выступает его дубликат. Он выдается судом, другим органом, должностным лицом, вынесшим соответствующее постановление/решение, в установленном порядке. Документ, по которому начато исполнительное производство, содержится в материалах дела. Пристав направляет постановление соответствующему субъекту с приложением копии ИЛ.
Требования к документам
В исполнительных бумагах указываются:
- Название и адрес нахождения судебной инстанции, выдавшей документ, инициалы и фамилия служащего.
- Наименование материалов или дела, на основании которых предоставлен ИЛ, их номера.
- Дата вынесения акта судом или иным органом, должностным лицом.
- Календарное число вступления в действие решения или указание на немедленную реализацию требований, указанных в нем.
- Резолютивная часть постановления. В ней должно присутствовать требование о возложении на субъекта обязанности по передаче заявителю средств либо другого имущества, совершению в пользу последнего определенных действий или воздержанию от них.
- Дата выдачи исполнительной бумаги.
В документа также должны присутствовать сведения о заявителе и должнике:
Указанные правила по оформлению не распространяются на соглашение о выплате алиментов, удостоверенное нотариально, судебный приказ, а также постановление служащего ФССП. Если до выдачи исполнительной бумаги предоставлена рассрочка/отсрочка реализации требований, то в ней указывается начало течения срока реализации предписаний. Документ, который предоставляется на основании судебного акта либо являющийся им, подписывает судья и заверяет гербовой печатью. Исполнительная бумага, выданная в соответствии с постановлением иного органа или являющаяся решением другой структуры, визируется ее должностным лицом. На ней также ставится печать.
Постановление пристава
Этот документ должен содержать следующие сведения:
Дополнительно
Пристав или другой служащий ФССП может по собственной инициативе либо по заявлению участников производства исправить арифметические ошибки или описки, допущенные в постановлении. Данная процедура осуществляется оформлением акта о внесении исправлений в ранее составленный документ. Постановление пристава должно быть исполнено в срок, указанный в нем. Обжалование акта осуществляется в порядке подчиненности вышестоящему служащему ФССП или в судебной инстанции. В последнем случае заявитель должен руководствоваться положениями процессуального законодательства.
Закон об исполнительном производстве регулирует правовые отношения граждан РФ. ФЗ-229 предусматривает порядок возврата денежных средств должниками. Описываются меры исполнения судебных предписаний в принудительном порядке. В ФЗ-229 описаны сроки и методы обжалования решения судебной комиссии.
ФЗ 229 был принят 14 сентября 2007 года Государственной Думой РФ. Вступил в силу Закон 2 октября 2007 года. Последние поправки были внесены 28 мая 2017 года.
Закон об исполнительном производстве регламентирует порядок и условия выполнения актов судебного характера.
Задачи структур исполнительного производства:
- выполнение в срок судебных решений;
- своевременное исполнение актов должностных лиц;
- исполнение документов, предусмотренных для защиты прав человека.
Принципы исполнительного производства:
- законность;
- выполнение вовремя приказных действий и применение мер принудительного осуществления;
- уважение достоинства и чести человека;
- неприкосновенность определенной доли имущества для проживания человека-должника и его семьи;
- соотношение требований и мер принудительного исполнения.
Положениями ФЗ-229 предусмотрен порядок обжалования судебных решений. Жалоба о несогласии с вынесенным заключением подается в течение 10 дней после оглашения решения.
Скачать ФЗ 229
Закон об исполнительном производстве включает в себя 19 глав. Каждая из них содержит от 2-х и более статей. Закон был одобрен Советом Федерации.
Скачать ФЗ-229 об исполнительном производстве можно по .
Последние поправки, внесенные в ФЗ-229
Последние поправки в ФЗ-229 вносились 28 мая 2017 года. Были дополнены статьи 22, 47, 70 и 98 .
В 22 статью главы 3.1 ФЗ-229 было внесено дополнение. Оно гласит, что если приказной срок был отозван взыскателем или возвращен в силу своего неисполнения, то период отчисления начинается со дня возвращения.
В статью 47 часть 2 ФЗ-229 были внесены поправки относительно возврата документов для исполнения. Судебный пристав должен указать причину возврата, сроки исполнения и денежную сумму за частичное исполнение.
В статью 70 часть 10.1 ФЗ-229 было внесено дополнение, касающееся возврата приказного документа.
Изменениям в данной редакции не подвергалась.
Статья 2
Статья 2 ФЗ-229 описывает основные задачи приказного производства. Они регулируют своевременное исполнение судебных документов, регулируют права человека и защищают законные интересы гражданина РФ.
После осуществленных поправок в 2017 году, статья 2 редакции не подлежала.
Статья 4
Статья 4 ФЗ-229 регламентирует главные принципы органов исполнительного производства. В них входит неприкосновенность минимальной доли имущества для должника и его семьи. Законом предусматривается уважение к каждому гражданину РФ.
Статья 4 Федерального Закона 229 при последней редакции не была затронута.
Статья 6
Статьей 6 ФЗ-229 предусмотрено обязательное выполнение требований судебного пристава. В случае их неисполнения он вправе применить меры, предусмотренные Законом в отношении нарушителя.
Законодательством предусмотрено привлечение к ответственности лиц, не соблюдающих предписания судебных приставов.
После последней редакции Закона дополнений в статью 6 не было внесено.
Статья 7
В статье 7 ФЗ-229 перечисляются категории граждан, которые должны в обязательном порядке выполнять требования, указанные в судебных документах. Порядок исполнения прописан в Федеральном Законе. Банки и кредитные организации не относятся к органам принудительного исполнения.
Изменениям статья 7 не подлежала.
Статья 9
Исполнительный акт о взыскании денежных средств, не превышающих 25 тысяч рублей, отправляется организации или другому физическому/юридическому лицу взыскателем лично.
Исполнительный документ должен подкрепляться заявлением, в котором указывается:
- ФИО взыскателя;
- удостоверение личности взыскателя;
- реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств;
- идентификационный номер плательщика налогов и его наименование.
После последней редакции статья 9 ФЗ-229 изменениям не подлежала.
Статья 23
В статье 23 ФЗ-229 указан способ восстановления пропущенного срока исполнительного листа. Для восстановления сроков необходимо обратиться в суд, который выдал лист. Он восстановит их, если это предусмотрено Федеральным Законом.
Не подлежат восстановлению сроки, не указанные в Законе № 229.
После последней редакции поправки и дополнения в статью 23 не были внесены.