Структура судебной власти звенья системы рф. Судебная система рф, ее структура и принципы организации
Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:
“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиняются никакие суды , в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику других правоохранительных органов.
Что касается Верховного Суда РФ , о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов . В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.
Структура судебной системы
Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов:
- Закона о судоустройстве;
- Закона об арбитражных судах;
- Закона о военных судах;
- Закона о мировых судьях.
Подсистемы (блоки) федеральных судов:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:
- федеральные суды общей юрисдикции;
- федеральные арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.
В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.
Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды . Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:
- гарнизонных военных судов;
- окружных (флотских) военных судов;
- Военной коллегии - одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.
Конституция РФ и иное действующее законодательство допускают возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но делам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.
Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать следующий вывод:
- Правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования - даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) - не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", где сказано, что “в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации”.
Суды федеральные и суды субъектов РФ
Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида:
федеральные суды;
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- кассационные суды общей юрисдикции, суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
суды субъектов Российской Федерации;
- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Вся судебная система Российской Федерации - единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:
“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета”.
Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов . В соответствии со
Судебная власть является одной их трех государственных ветвей власти, образованных в соответствии с десятой статьей Конституции РФ (принцип разделения полномочий). Взаимодействуя с другими направлениями власти, она остается независимой и самостоятельной. Судебная система Российской Федерации - это совокупность органов, которые созданы в соответствии с нормами Федерального конституционного закона № 1.
Сущность
Судебная власть представляет собой один из трех элементов, взаимодействующих между собой. Она оказывает влияние на законодательную сферу путем осуществления контроля конституционного характера, признавая те или иные акты не соответствующими положениям Конституции РФ. Если акт признан судом несоответствующим Конституции, его юридическая сила теряется.
Судебная система Российской Федерации - это совокупность органов, взаимодействующих не только с законодательной, но и с исполнительной властью. Исполнительная ветвь подготавливает кадры для судов. А судьи, в свою очередь, контролируют, чтобы акты, выносимые органами власти, соответствовали положениям российского законодательства.
Судебная система Российской Федерации - это группа судов, в деятельность которых другие ветви правительства вмешиваться не вправе, как и не вправе влиять на нее. В входит решение следующих задач:
- обеспечение прав, интересов и свобод российских граждан и защита этих прав от нарушений со стороны других людей, организаций и органов;
- решение конфликтов, которые возникают в обществе, законными способами;
- контроль за соответствием актов, издаваемых государственными органами власти и их должностными лицами;
- применение юридических мер ответственности за противоправные виновные деяния.
Согласно первой статье ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» такими полномочиями наделены только суды (судьи и присяжные или арбитражные заседатели). Любым другим органам запрещено осуществлять правосудие.
Согласно нормам законодательства о судебной системе Российской Федерации, в систему российских судов входят две группы: федерального уровня и уровня субъекта.
Структура системы
Четвертая статья Закона о судебной системе в Российской Федерации относит к судам федерального уровня следующие:
- Конституционный.
- Подчиняющиеся Верховному суду, наделенные общей юрисдикцией: верховные республиканские суды, областные и краевые, суды в городах федерального значения, автономных областей и округов, суды районного типа, специализированные и военные.
- Подчиняющиеся Высшему Арбитражному суду: федеральные окружные (кассационные), апелляционные типа в субъектах.
В субъектах судебная система Российской Федерации - это два типа судов: конституционные в субъектах и мировые.
Уставная (конституционная) юрисдикция
По нормам законодательства о судебной системе Российской Федерации, систему властных органов субъекты устанавливают самостоятельно. Формирование уставных (конституционных) судов происходит путем издания соответствующих законодательных актов.
Финансирование деятельности соответствующих судов осуществляется за счет соответствующего бюджета. Судебная система субъектов Российской Федерации устроена таким образом, что осуществление софинансирования со стороны федерального бюджета не предусмотрено. Целью создания этих учреждений является нормоконтроль и толкование уставов и конституций в субъектах Федерации. Следует отметить, что не во всех субъектах такие типы судов имеют место.
Общая юрисдикция
Закон о судебной системе Российской Федерации определяет группы полномочий различных судов этой системы в сфере различных видов разбирательства.
Верховные республиканские, областные и краевые суды, а также суды в городах, имеющих федеральное значение, располагаются выше районных. Они рассматривают дела как первая и надзорная инстанции.
Организация судебной системы Российской Федерации определяет, что все указанные суды располагаются под Верховным Судом в Российской Федерации.
Арбитражная юрисдикция
В арбитражную судебную систему Российской Федерации входят органы судебного типа, которые разрешают споры экономического характера и иные дела, отнесенные Арбитражным процессуальным кодексом к их компетенции.
Учреждения арбитражного типа являются специализированными органами, так как рассматривают споры между организациями и иными экономическими субъектами.
Основы судебной системы Российской Федерации закрепляют положение о том, что арбитражная судебная система является гарантией хозяйственной независимости и самостоятельности организаций, невмешательства в их деятельность государства, развития и охраны предпринимательства, соблюдения баланса предпринимательских и общественных интересов.
Принципы устройства и работы
Структура судебной системы Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов) построена на конкретных принципах конституционного типа. Они определяют не только организацию деятельности судов и судей, но и выступают гарантом правосудия в России.
Основных конституционных базовых принципов четыре:
- Независимость судебной ветви власти от других властных органов.
- Гласность и открытость разбирательств.
- Равенство всех физических либо юридических лиц и государственных органов перед органом суда, принцип свободного доступа к правосудию.
- Равноправие и состязательность сторон.
Независимость
Вся судебная система (Конституционный суд Российской Федерации, иные высшие и нижестоящие суды) независима от исполнительной и законодательной властных ветвей. Власть судебного типа возлагается на всю совокупность органов, осуществляющих судопроизводство. Эти органы разрешают каждое конкретное дело самостоятельно, не основываясь на чьем-то волеизъявлении, руководствуясь положениями Конституции и законов.
Реализация принципа независимости судей выражается в том, что они принимают и оценивают представляемые сторонами материалы (доказательства) и принимают самостоятельные решения относительно их достоверности, а также правоты заявителя. В основе решений лежат нормы закона и внутренние убеждения.
При отправлении правосудия судьи опираются также на другие принципы: равенство людей перед судебным органом и законом, право получить защиту, принцип заведомой невиновности лица и так далее. С другой стороны, суды защищены законом от вмешательства органов государственного типа и их сотрудников или других субъектов права.
К примеру, при причинении вреда здоровью и жизни человека, в процесс привлекается прокурор. Он выносит свое решение о мерах и пределах наказания в отношении виновного лица. Суд учитывает мнение прокурора, но решение, тем не менее, принимает самостоятельно. В уголовном процессе дополнительно участвуют присяжные заседатели, которые выражают свое мнение, но не влияют на итоговое решение суда.
Лица, которые были признаны виновными в оказании неправомерного воздействия на судью или присяжных заседателей, а также в иных видах вмешательства в судебную деятельность, несут административную или уголовную ответственность на основании федеральных законов. Если лицо было уличено в присвоении полномочий властного характера, наказание накладывается в соответствии с уголовными нормами.
Независимость суда базируется на качественном уровне обеспечения материально-техническими средствами самих судов и их работников. Согласно нормам российской Конституции, судебное финансирование осуществляется из бюджета федерального уровня. 124 статья Конституции определяет, что финансирование подобной деятельности должно давать судам возможность независимого и полного отправления правосудия в полном соответствии с законодательными нормами.
Принципы открытости и гласности
Система судебных органов Российской Федерации базируется на открытости и гласности судопроизводства. Эти принципы являются средствами контроля общественности за осуществлением правосудия. Все действия процессуального характера (за исключением процедуры судебного совещания при принятии решения относительно предмета спора) совершаются в большинстве случаев открыто в судах всех уровней (от высших до мировых).
Конституционные нормы предусматривают случаи проведения закрытых судебных заседаний, которые закреплены в соответствующих федеральных законах. Например, в гражданском процессе закрытые судебные заседания проводятся по определенному кругу дел.
В этот список входят дела, которые связаны с тайной государственного характера, тайной удочерения (усыновления) ребенка, а также ходатайства одной из сторон о том, что гласность процесса может спровоцировать нарушение тайны коммерческого типа, неприкосновенности личной жизни определенных людей. Сюда также относятся другие обстоятельства, оглашение которых при посторонних лицах может стать помехой надлежащему рассмотрению дела, вызвать разглашение различных тайн коммерческого или иного типа или нарушить права и интересы людей (в согласии с первой частью десятой статьи ГПК).
Открытость и гласность судопроизводства являются важнейшими показателями реализации принципа демократизма судебного разбирательства, обеспечивая доступ граждан к правосудию с правом следить за проведением процессов и распространять полученные сведения различными способами.
Принцип равенства всех перед органом и законом
Вся система судебной власти в Российской Федерации действует согласно принципу общего равенства субъектов перед судебным органом и законом. Реализация этого принципа выражается в том, что каждый гражданин может привлекаться к разбирательству органами власти на одинаковых основаниях в порядке, который предусмотрен законами федерального уровня.
Для судов нет привилегированных органов или лиц, участвующих в судебном процессе в качестве одной из сторон дела, независимо от их государственной, расовой, социальной, политической или национальной принадлежности, а также от их должностного или имущественного положения, происхождения, места проживания или рождения, религиозных убеждений, отношения к политике и прочим основаниям.
Принцип субъектного равенства перед судом и законом закреплен седьмой статьей конституционного федерального закона № 1-ФКЗ.
Исключениями из указанного принципа являются особые основания и правила привлечения к ответственности российского Президента, депутатов в Государственной Думе, членов Совета Федерации, а также самих судей. Отличия в привлечении указанных субъектов к ответственности определяются принципом неприкосновенности.
Эти исключения носят публично-правовой характера, служат интересам общества и являются важными гарантиями реализации указанными лицами полезных для общества функций и осуществления деятельности профессионального уровня, исходя из интересов каждого члена общества.
Принцип равенства всех перед судебным органом и законом выражается в том, что каждый гражданин вправе обращаться за правовой защитой своих интересов и прав в суд. Также равенство выражается в тождественности оснований юридического типа ответственности для всех субъектов разбирательства, в единстве процессуальных правил для сторон дела и предоставлении равных гарантий их прав.
Возможность каждого гражданина участвовать в реализации правосудия - это одновременно и принцип судопроизводства, и одно из закрепленных в российской Конституции прав гражданина и человека (32 статья Конституции).
Законодательство наделило граждан правом участвовать в отправлении правосудия в роли заседателей (присяжных либо арбитражных), общественных обвинителей или общественных защитников. Наряду с этим, участие гражданина в качестве заседателя (присяжного либо арбитражного) - гражданская обязанность каждого человека. Реализация этой обязанности также определена соответствующими федеральными законами.
Принцип равенства и состязательности сторон
Этот принцип закреплен в третьей части 123 статьи российской Конституции. Согласно ему, стороны имеют право предоставлять судебному органу доказательства, принимать участи в их исследовании, заявлять отводы и ходатайства и так далее.
Функции защиты, обвинения и разрешения дел уголовного характера разделены и не могут возлагаться на одно должностное лицо или один орган. Обвинительную сторону представляют потерпевший, прокурор и обвинитель общественного типа; сторону защиты - подсудимый, государственный защитник и представитель. В гражданском процессе стороны делятся на гражданских истцов и ответчиков (и (или) их представителей).
Функция разрешения гражданских, административных и уголовных дел отделена от вышеуказанных сторон и принадлежит полностью суду. Судья обязан выслушать всех участников процесса, получить доводы и возражения, исследовать доказательства и прочее.
Он не принимает ничью сторону, основывая свое решение на нормах закона и представленных доказательствах. Суд обязан предоставить сторонам все условия для того, что они могли выразить свою позицию относительно дела.
Суд как орган правосудия не ведет уголовное преследование лиц, а также не возбуждает уголовные дела. Он вправе вынести решение о проведении некоторых следственных действий, разрешить которые может только подобный орган.
Система судов в России представлена большим количеством судебных органов, которые специализируются на привлечении к ответственности за нарушение интересов и прав граждан и организаций, а также на вынесении отдельных актов специального типа.
В статье были приведены принципы и виды судебной структуры Российской Федерации.
Понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации - с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.
1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.
С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.
Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».
Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.
Судебная система Российской Федерации - система специализированных органов власти (судов), осуществляющихправосудиена территорииРоссийской Федерации.
Структура судебной системы РФ:
Суды общей юрисдикции:
Верховный Суд
Верховный Судреспублики, краевой (областной)
и иные приравненные к ним суды
Районные суды
Мировые судьи
Военные суды
Федеральные арбитражные суды:
Арбитражные суды
Высший Арбитражный Суд
Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)
Арбитражные апелляционные суды
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
Конституционный Суд
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.
1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.
Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.
К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.
2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.
Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.
Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.
Введение
Современное правовое государство немыслимо без разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации подлежат четкому разграничению, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей должно быть основано прежде всего на их сотрудничестве, которое сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало. Стройная система законов и эффективное правосудие – важнейшие составляющие правового демократического государства. Для реализации судебной власти государства и существует судебная система, которая представляет собой совокупность судебных органов. Структура судебной системы РФ является темой данной работы.
Понятие судебной системы
Итак, судебная система – это совокупность судебных органов (судов), предназначенная для осуществления судебной власти.
Что же такое, собственно говоря, власть? Вообще говоря, властью государственной (политической) принято считать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов. Еще уже понятие судебной власти. Это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это – и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственно по крайней мере два компонента: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемым государственным учреждением – судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.
Правосудие – важное проявление судебной власти. Осуществление правосудия – специфическое и исключительно судебное полномочие. Но судебная власть не сводится только к данному полномочию. Она включает и ряд других, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение.
К ним относятся следующие:
– конституционный контроль;
– контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
– обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
– дача разъяснений по вопросам судебной практики;
– участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
Исходя из указанных выше проявлений судебной власти, судебная система, как инструмент для ее осуществления, имеет достаточно сложную структуру.
Причем с течением времени эта структура претерпевала значительные, иногда коренные изменения. Рассмотрим кратко основные этапы развития судебной системы России.
О развитии судебной системы в России
Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Как писал А.Ф. Кони, получилось «бессвязное собрание самых разновременных постановлений, механически сливавших воедино Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра и, как выразился в 1835 году Государственный совет, «виды правительства», обнародованные в 1784, 1796, 1823 годах.
Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной. Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжала применяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту. Другой порок дореформенного суда – взяточничество. Это, наряду с произволом и невежеством чиновников, типичное для всех звеньев государственного аппарата явление здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены были признать даже самые ярые защитники самодержавно-крепостнических порядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность как средство наживы и самым бесцеремонным образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства бороться со взяточничеством не давали никаких результатов, т. к. этот порок охватил весь государственный аппарат. Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обусловила фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей.
В дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного устного допроса обвиняемого-подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные, т.е. такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Но и среди них особо выделялось признание – «лутчее свидетельство всего света». Для получения его широко применялась пытка, формально запрещенная в 1801 году, но на практике просуществовавшая на протяжении всей первой половины XIX века. Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство даже привилегированных сословий, не только буржуазии, но и дворянства.
Понятно, что в судебной системе необходимы были реформы, и в 1864 они произошли. 27 сентября 1862 г. император Александр IIутвердил доклад государственного секретаря В.П. Буткова, содержавший план дальнейших работ по судебной реформе. Подготовка проектов должна была вестись теперь Государственной канцелярией, но в комиссию кроме работников канцелярии включались также представители 11 отделения и Министерства юстиции. Буткову было дано право привлекать и других работников, поскольку срок представления проектов был установлен весьма жесткий – всего полгода. В комиссию вошли авторы «Основных положений» и лучшие юридические умы того времени, притом со всей России. Помимо постоянного состава в ней участвовали различные эксперты – от университетских профессоров до полицейских чиновников. Больше того, комиссия открыто обратилась к общественности с просьбой оказать ей содействие в работе.
Подготовленные проекты рассматривались в Государственном совете в мае – июле 1864 года и были утверждены императором 20 ноября 1864 г. В этом же году после длительной подготовки были утверждены документы, составившие в целом судебную реформу: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. После революций 1917 г. и прихода к власти большевиков старая судебная система была полностью разрушена, функции вынесения приговоров и контроль за приведение их в исполнение выполнялись различными «чрезвычайными комитетами», «революционными трибуналами» и т.д. С 1925 г. идет становление советской судебной системы, которая прошла в своем развитии и через периоды массовых репрессий (30-е – 40-е годы) и через период медленной демократизации (годы правления КПСС после смерти Сталина). В 90-х года ХХ века после развала СССР на основе реформирования сложившейся советской судебной системы была образована судебная система, функционирующая и в наши дни. Разумеется, основополагающим условием построения новой системы стало принятие Конституции РФ, принятой в 1993 году.
Конституция – основа судебной власти. Структура современной судебной системы
Согласно Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Ст. 118 Конституции РФ закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Причем в Конституции РФ прямо не определен состав судебной системы. В ее ст. 125, 126, 127 говорится о Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации
В гл. 7 Конституции РФ закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128 Конституции РФ).
В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.
Согласно ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.