Возникновение государственности у восточных славян. Возникновение государства у восточных славян
2. Появление государства у восточных славян.
а) Первые упоминания о Руси.
Первые упоминания имени « Русь » относятся к V – VII векам нашей эры. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называли их антами, скифами, сарматами, готские историки – росоманами (русыми людьми) , а арабы - русью. Но очевидно, что речь идет об одном и том же народе.
Вопрос о начале государства Русь породил длинную дискуссию между норманистами и антинорманистами, в которой большую роль сыграют политико – идеологические соображения. Норманисты создали и отстаивали норманнскую теорию, утверждая, что государство на Руси было создано скандинавами – норманнами (варягами) : в середине IX века (по летописи в 862 году) по призванию новгородских славян, кривичей и чуди к ним прибыл на княжение из Скандинавии Рюрик, которого, по- видимому, призвали для того, чтобы иметь силу викингов и для преодоления острых внутренних противоречий, объективную основу для которых создавал сложный этнический состав Приильменья.
Оппоненты же яростно отрицали теорию норманнистов и искали первых правителей и создателей государства Русь среди других народов – западных славян, финнов, венгров, хазар и т. д. Однако нередко и те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в ней династии. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является « скандинавская » версия происходящая от значения древнескандинавского глагола « грести » , означающего воинов гребцов или княжеских дружинников.
б) Основание Киева.
Уже к концу V века нашей эры ученые относят помещенные в русской летописи события, связанные с основанием великого города – Киева – столицы одного восточнславянского союза племен, названного по имени, ставшего позднее столицей древнерусского государства.
Летопись рассказывает, что один из полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата. Затем Кий « ходил к Царю – городу », то есть в Константинополь, был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно, осел со своей дружиной на Дунае, оснавал там « градок », но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега, где и скончался. Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии, которые говорят о том, что в конце V – VI века на Киевских горах существовало укрепленное поселение городского типа, бывшее центром полянского союза племен.
История образования древнейшего города имеет место во всей истории древнерусского государства. Ведь некогда маленькое поселение славян дало название целому государству.
в) Образование государства у восточных славян.
К началу VIII века имя Русь стало применяться к восточным славянам – это говорит о возникновении государственности у них, но прежде им пришлось пройти долгий путь.
Накануне объединения большинства восточнославянских племен под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен, объединенный именем « поляне » . Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель. Именно здесь на привольных черноземных землях, в условиях благоприятного климата, на торговой « днепровской » дороге прежде всего сосредотачивалось наибольшее количество населения. Именно здесь развивались и сохранялись древние традиции пашенного земледелия, скотоводства, огородничества, совершенствовались железоделательное, гончарное производство, зарождались другие ремесленные специальности. Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие – основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда. Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стал плуг, при уборке урожая стали использовать серпы. Каменные и бронзовые орудия ушли в прошлое. С каждым годом расширялись пахотные земли, широко осваивались удобные для земледелия степные и лесостепные земли. Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространяться в славянских землях, заменяя собой подсечное земледелие, которое характеризовалось очищением земли из-под леса, использованием ее до истощения, а потом забрасыванием. Широко стало практиковаться унаваживание почвы. А это делало урожаи более высокими, обеспечение жизни людей более прочным. Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Единое родовое хозяйство стало распадаться, огромные дома, вмещающие до ста человек, все чаще стали уступать свое место небольшим семейным жилищам. Общая родовая собственность, общая пахотная земля, угодья стали распадаться на отдельные участки, принадлежащие семьям. Появившееся плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины.
Теперь она стала соседской, где каждая семья имела право на свою долю ибщинной собственности. Так зарождалось право частного владения, частной собственности, появилась возможность для отдельных сильных семей
Освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные их излишки накопления. В этих условиях резко возрастала власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде имущественное неравенство,которое чаще всего попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными, порождало классы. А также с каждым годом множились продукты ремесленников. Постепенно их труд все более отделялся от сельского труда. Сами ремесленники стали селиться там, где им было удобнее и легче сбывать и обменивать свои изделия.
Такими местами становились, конечно, поселения, расположенные там, где находились святыни, куда прибывало множество людей на поклонение.Это способствовало образованию городов, развитию торговых связей.
Города зарождались как поселения, которые выполняли единовременно все политические, хозяйственные, религиозные, военные задачи. Они имели перспективы дальнейшего развития и превращались в крупные населенные центры, объединяя огромные территории между собой, которые приобрели статус государства.
г) Формирование Киевской Руси как государства.
Политической стороной генезиса феодального общества у славян в VIII – X веках было формирование средневековых государств. Оно шло в двух основных формах: в Великой Моравии, на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения одному союзу племенных княжеств других союзов; в Сербии, Хорватии, Словении – в пределах одного союза племенных княжеств. За исключением территорий к югу от Дуная, отнятых славянами у Восточной Римской империи, славянские государства возникли в областях, не входивших в зону античной цивилизации, и феодальные отношения у них в отличие от Западной Европы складывались замедленным бессинтезным путем. Государство восточных славян возникло в IX – X веках. Столицей его стал город Киев. Отсюда повелось название государства – Киевская Русь. Уже в VII- IX веках в нем сложилось общественное устройство – военная демократия, которая представляла собой последний период первобытнообщинного строя, который уже содержал признаки общественного неравенства, будущих классовых отношений. Вожди племени теперь превращались в князей, в чьих руках концентрировались управление племенем и союзом племен. Они отмечались богатством, наличием сподвижников и военной поддержки. Рядом с князем выделялся и воевода – предводитель племенного войска. Более важную роль играла дружина, лично преданная князю. Она отделялась от племенного ополчения, основной работой которого была война, особенностью-привилегированность в обществе. Основную же часть племени составляли свободные люди – смерды, которые имели право участвовать в войне и народных племенных собраниях – вече. Затем среди людей свободных стали выделять тех, кто должен был им подчиняться – слуг. На низших ступенях общества стояли « холопы » - бедняки общины, неимевшие своих семей и хозяйства. А самый низ социальной лестницы заполнили « рабы » - пленники, занимающиеся принудительным трудом. Таким образом строй племенной жизни древнерусского государства имел сложную, разветвленную систему, в которой четко различались социальные различия.
Для раннефеодального государства все же были характерны такие черты, как неразвитость государственного аппарата и наличие остатков родоплеменной организации общества (вече, ополчение из крестьян и ремесленников, суд на основе обычаев) .
д) Подчинение восточнославянских племен русским князьям.
В VIII – X веках киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом играла, конечно, военно –служилая знать – дружина. Некоторые из союзов были подчинены в два этапа. .На первом они лишь выплачивали подать – дань, сохраняя внутреннюю автономию. Дань собиралась посредством полюдья – сбора дани с васальных племен с глубокой осени до весны. На втором этапе происходило непосредственное подчинение союзов киевскому князю. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династииназначался как наместник. При этом для нейтрализации сепаратистских тенденций местной знати вместо старого племенного центра строился новый « град »: Владимиро – Волынский, Туров, Смоленск и т. д.
Земли древлян, дряговичей, радимичей, кривичей были подчинены в IX веке. Вятичи все же долго боролись за свою независимость. Волыняне и хорваты сразу подчинились Киеву, но лишь в конце X века. Земли уличей и тивирцев заняли печенеги, тоже в X веке.
е) Первые русские князья.
Как говорилось раньше, родоначальником княжения на Руси стал Рюрик, приглашенный из Скандинавии славянскими племенами. Но после его смерти в 879 году, престол в Киеве захватил его приемник – Олег – объединив два важнейших центра восточных славян: Киев и Новгород. Согласно летописным данным, в 882 году Олег выманил из Киева и убил Аскольда и Дира – варягов, освободивших полян от дани хазарам. Затем он подчинил древлян, северян, радимичей. Князь правил в Киеве 33 года. Легенда о его смерти воспета А. С. Пушкиным в « Песне о Вещем Олеге » . Таким образом, более развитое Среднее Поднепровье стало ядром государственной территории Руси, а северные земли превратились в подчиненную киевским князьям область.
Приемником же Олега стал Игорь (912 – 945) , по летописи – сын Рюрика, который был убит при сборе дополнительной дани с древлян в 945 году. Его вдова, Ольга, жестоко отомстила древлянам, раззорив их земли и истребив знать.
ж) Деятельность первых русских князей.
Уже во времена правления Рюрика русская рать осущесвляла боевые походы на крымские владения Византии, передвигаясь на быстроходных ладьях по Черному, Азовскому, каспийскому морям, завоевывая побережье Крыма от Херсонеса до Керчи. В следствие этих походов и случайного тяжелого недуга Рюрик первым принял крещение. Благодаря Рюрику к началу IX века Русь освободилась от выплачивания дани хазарам. После Византии Рюрик направился в Малую Азию, завоевывая земли вдоль Днепра, в районах Черного и Азовского морей, Волги, Каспия, а также покоряя греков и хазар, аваров и прибалтов. Итак, Рюрик положил начало зарождению мощной державы с определенными военно – стратегическими интересами.
Олег же, прийдя к власти укрепил ее, приняв титул великого князя, сделав других князей своими данниками. Он также осуществлял походы на Византию.
Это было одно из важнейших направлений русской внешней политики, ведь походы киевских князей, заканчивающиеся победой, открывали важнейшие торговые пути, которые сулили процветание и укреплпние едва сформировавшемуся древнерусскому государству.
Следует также сказать, что первым русским князьям принадлежит инициатива присоединение к титулу « князь » восточного титула « каган ». Этот акт символизировал независимость от Хазарии – турского государства, сложившегося в VII веке в междуречьи низовий Дона и Волги, которое тоже носило название Хазарский каганат.
3. Киевская Русь в конце IX века.
Формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце IX века, хотя и не до конца. Но к этому времени была ликвидирована автономия почти во всех восточнославянских союзах племенных княжеств, кроме вятичей, волыняней и хорватов. Изменилась и форма взимания дани. Полюдье было ликвидировано. Дань взималась теперь наместниками киевского князя. Две трети ее отправлялось в Киев, а оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя – наместниками. Территории, управляемые княжескими наместниками, получили название – волость.В целом же в IX веке государство именовалось « Русь » , « Русская земля » . Название распространилось со Среднего Приднепровья на всю территорию, подвластную великим киевским князьям.
III. Заключение.
Итак, в IX векенашей эры у восточных славян сложилосьфеодальное государство Русь, общая историческая колыбель трех народов: русских, украинцев и белорусов. По имени своей столицы эту державу восточных славян назвали Киевской Русью. От Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия исторического развития к Московской Руси XV –XVII веков, к Российской империи XVIII – начала XX века и, наконец, к современному государству – России XXI века. Именно поэтому каждому из нас очень важно знать не только историю Киевской Руси, но и выяснить вопрос о том, каким путем сложилось в Европе это крупнейшее государство, которое является нашей Родиной. Этот вопрос интересует ученых и поныне. Чтобы ответить на него, нужно понять исторические корни русского и других славянских народов, выявить их место на древней географической карте Европы, понять их взаимоотношения с другими европейскими народами. Эти вопросы передаются из поколения в поколение, в то время как Россия считается единственной в мире страной, своеобразным мировым мостом, где встречаются две мировые цивилизации Европа и Азия, и где осуществляется их активное взаимопроникновение и взаимовлияние.
Список литературы
С.Г. Горяйнов, А.А. Егоров. История России IX – XVIII в. в. Ростов – на –Дону. « Феникс ». 1996 год.
Джон Феннер. Кризис Средневековой Руси. Москва. « Прогресс ». 1989.
Учебное пособие: История России. Москва. « Дрофа ». 2000 год.
Б.А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества. Москва. « Наука ». 1993 год.
А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. Москва. « Просвещение ». 1997 год.
Подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. Процессы разложения первобытнообщинного строя и раскол общества на классы предшествуют образованию древнерусского государства и протекают имманентно, конечно в связи со внешним миром, свидетельством чего являются и внешняя торговля, и монеты, и клады, но без решающего участия его...
Называют еще одну - “третью Русь”. Как показали исследования, Русь Балтийская и “третья Русь” тесно связаны между собой. И эта проблема на сегодня - одна из важнейших в теме происхождения Руси и образовании Древнерусского государства. Упомянутая ранее легенда XV века о происхождении Рюрика с территории Неманской Руси имела целью дезавуировать другую легенду: о происхождении литовского (или...
И показав Игоря, примолвил: - Вот сын Рюриков! Сим словом, осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым» . III. Образование Древнерусского государства древний русь варяг киев 1. Начальные формы русской государственности Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, ...
Земель и племянных княжений. Древнерусское государство еще не сложилось, его образование завершается слиянием Приднепровья с Приильменьем, Киева и новгорода двух важнейших центров Руси. Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государстваю Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. В результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по...
ВВЕДЕНИЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ
ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Крупными восточно-славянскими племенными группами были поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложения первобытно-общинного строя, зарождения классов. В середине I тысячелетия основными занятием восточных славян было земледелие, наиболее развитое на юге (пашённое земледелие).
Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено, прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. В первой половине I тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытно-общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточно-славянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.
Появляются частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукт труда и частное пользование, и владение участком пахотной земли. Родовая община заменяется территориальной соседской общиной.
Развивается ремесло, всё большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности создавали возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделение богатой верхушки, обогащавшейся за счёт эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, «большим» хозяевам (боярам).
Родоплемённые вожди, военачальники, их приближённые (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась и значительная часть рабов из пленных.
Из родоплемённой знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников.
Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленнее войны, ставшие средством обогащения путём захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян-общинников от князей-военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальникам дань становится обязательной, прекращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые соседние племена, что способствовало княжескому обогащению. Таким образом, социально-экономический строй восточного славянства во второй половине I тысячелетия н.э. характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формирование классового общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и, наконец, появлением государства.
Помимо внутренних социально-экономических процессов, большое значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение войн, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.
Власть вождей племенных союзов, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.
Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство – землю. Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать, не сгоняла крестьян с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственники земли.
В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину, его собственное хозяйство, получать от него доход. Тут можно отметить, что и рабов наделяли землёй, хозяйством и превращали, по существу, в крепостных-крестьян.
2.ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.
Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля(известный водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев-кочевников, хазар и других племён, нападавших на восточных славян. Всё это требовало создания объединенных вооружённых сил, лучшей организации внешней торговли.
Важным фактором, стимулировавшим объединение, была определённая этническая общность славян, сходство языческих верований.
Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошёл раньше, нежели в других славянских землях. Создание в Киеве специальные органы власти могли играть роль централизованного управления, оказывать определённое содействие местным князьям.
Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половине IX в. во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское. Несколько позднее киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государства, победоносно воевала с Византией, неоднократно заставляя ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Чёрному и Каспийскому морям. Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономики, культуру, усилило военную мощь, помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх народов (русского, украинского и белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло в XI в., во время княжения Ярослава Мудрого. Международные связи Руси того времени и взаимоотношения с другими государствами могут быть проиллюстрированы следующими факторами: одна из дочерей Ярослава Мудрого была замужем за французским королём, другая – за норвежским, третья – за королём Венгрии.
Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, к угнетению феодально-зависимого населения.
3.ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ
По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями с другими князьями строились на основе договоров – крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя, а также права и обязанности князей-вассалов.
В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, всё в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя. К середине XII в. новые политические центры настолько усиливались и обособились, что единое относительное централизованное Древнерусское государство перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась – всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними отношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани, судебных пошлин, уголовных штрафов, других поборов (например, мыта – торговой пошлины).
Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов – бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решала важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.
После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съезды. Так, на съезде, состоявшемся в 70-годах XI в., обсуждались новые статьи Русской Правды (Правды Ярославичей). Для обеспечения единства русских земель в борьбе с кочевниками, половцами созывались Любечский (1097 г.), Долобский (1103 г.) феодальные съезды. На первом этапе существования Древнерусского государства ещё сохранялась десятичная система управления, когда десятские, сотские, тысяцкие получали некоторые функции государственного управления.
Система органов управления в дальнейшем в Древнерусском государстве определялась характером политической власти при раннем феодализме, которая являлась как бы атрибутом земельной собственности. Крупные земельные собственники самостоятельно осуществляли управления, суд, подавление эксплуатируемых. Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления доменом, вотчиной, хозяйством. Раннефеодальное государство не различало органов государственного управления и органов управления делами князя, его двором и хозяйством.
Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий, управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооружённые силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги – тиуны. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной.
Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Великокняжеские наместники и волостели посылались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.
По мере развития феодальных отношений право управления, суда, сбора податей все в большей мере сосредоточивалось в руках крупных феодалов. Каждый крупный феодал имел свой аппарат власти и принуждёния – дружину, слуг.
Имеющиеся сведения о возникновении государства восточных славян касаются главным образом двух городов: Киева и Новгорода. Эти сведения отражены в некоторых древних летописях, а также в легендах. Некоторые исследователи считают, что Древнерусское государство возникло в начале IX века, некоторые - в конце IX века. Есть мнение, что государство вначале возникло в Новгороде, другие - что в Киеве. Есть и другая точка зрения, что государство возникло и в Новгороде и в Киеве независимо друг от друга, а с момента захвата князем Олегом Киева образовалось государство с центром в Киеве.
Большинство склоняется к тому, что государство возникло в конце IX века, примерно в 882 году, с центром в Киеве.
Образование Древнерусского государства древняя летопись, связываемая с Рюриком - варяжским князем. Согласно одной из легенд в Новгороде возникли разногласия между старейшинами. Один из старейшин Гостомысл обратился за помощью к Рюрику, чтобы он поддержал его в борьбе с противниками. Рюрик воспользовался этим, ворвался в 862 году с дружиной в Новгород, убил старейшин, в том числе и Гостомысла, и стал князем в Новгороде. Какой был строй в Новгороде в то время, легенда ничего не сообщает. Если исходить из того, что в городе были старейшины, то надо полагать, что там был еще первобытнообщинный строй. Стал ли Новгород государством, во время правления Рюрика, нет данных для ответа на этот вопрос.
Имеются сведения (из легенд), что в Киеве образовалось государство, которое основал легендарный князь Кий. Последним из этой династии был Аскольд, которого убил князь Олег, когда завоевал Киев.
Противоречивые сведения легенд, летописей и других источников породили появление реакционной, так называемой нормандской теории происхождения Древнерусского государства.
Согласно этой теории Древнерусское государство было создано не славянами, а варягами. Получается, что славяне не была способны создать свое государство. Для этого понадобилось вмешательство иностранных завоевателей. Довод о том, что славянские племена были завоеваны варягами не находит подтверждения. Он явно нелепый, ибо малочисленные варяги не могли завоевать многочисленный народ.
Используется и другой довод. В летописи есть сведения о том, варяги были призваны на княжение к русским (теория приглашения).
Факт приглашения варягов на княжение, видимо, мог иметь место. Мы не отвергаем существование Рюрика. Однако это не является доказательством того, что государство создали варяги. К этому времени государство уже могло сложиться и господствующий класс принял решение пригласить варяжскую дружину. Варяги были хорошими воинами, это являлось их основным занятием. И многие народы пользовались их услугами для защиты своей страны, либо для захватнических походов.
Когда появились варяжские князья на Руси - до образования государства или после этого, были ли они приглашены или выступали в роли завоевателей? Все эти вопросы не выяснены историками до сих пор и вполне возможно, что никогда точных сведений об этом не будет. Однако это не имеет принципиального значения для решения вопроса об образовании Древнерусского государства. Если даже допустить, что появление варягов в Новгороде, а затем и в Киеве совпало с образованием Древнерусского государства, то этот факт не может объяснить причины образования государства.
Подобные события могло быть простой случайностью, которая не могла повлиять на создание государственности у восточных славян.
Согласно нормандской теории, варяги внесли элементы определенной культуры в полудикие славянские племена, объединив их в государство, установив там определенный правопорядок. Такое объяснение ничего общего не имеет с подлинно научным пониманием исторических процессов. Допустим, что восточные славяне действительно в тот момент были крайне отсталы в своем развитии. Каковы бы ни были Рюрик и Олег или другие варяги, они не могли создать государство, т. е. политическую организацию господствующего класса. Государственная власть не могла появиться по желанию одного лица или его дружины. Варяги, кстати, были не боги, а всего лишь примитивные воины, которые хорошо владели оружием, но на развитие экономики влиять не могли, надо полагать, что они даже ничего не понимали в земледелии, хотя пришли в земледельческую страну.
Варягов, конечно, могли пригласить на княжение. Но пригласить мог господствующий класс или те социальные слои, которые уже были готовы превратиться в господствующий класс. Нужна была вооруженная сила варягов господствующему классу для укрепления своего господства.
Случай приглашения князей извне были и в дальнейшем. Например, Новгородская феодальная республика в период расцвета своего могущества приглашала Московского князя Александра Невского. Приглашал его, конечно, господствующий класс этого государства. Какую же роль этот князь играл во внутреннем развитии этого государства. Никакой не играл. Он выполнял волю господствующего класса, руководил вооруженными силами. Его просто наняли для выполнения определённой функции как военного специалиста. Нормандская теория пытается затушевать классовую сущность происхождения Древнерусского государства.
Точную дату, год или месяц, когда образовалось Древнерусского государства, видимо, определить пока невозможно. Можно лишь сделать следующий вывод, что Древнерусское государство возникло не позже, чем в IX веке. Не исключено, что и раньше, чем в IX веке, но пока данных об этом мы не имеем. Имеется документ, из которого видно, что Древнерусское государство уже существовало в конце IX века. Это договор Олега с Византией 911 года. Этот договор содержит правовые нормы Древнерусского права, которые уже действовали до заключения договора.
Процесс образования государства у восточных славян проходил также как и у других народов. На определённом этапе общество устраивал родовой строй. Имущественного неравенства в тот период ещё не было. Правда, в общественном положении между людьми было некоторое неравенство. Общественное самоуправление было организованно так, что были старейшины (более мудрые и опытные). Также были вожди и военачальники. Но выдвижение этих людей на определенные ключевые позиции в обществе зависело от их личных качеств, личного авторитета.
Вожди и старейшины пока действовали бескорыстно на пользу общества в целом. Они были слугами народа, никаких особых имущественных или других привилегий за свою службу они не имели. Основной ячейкой самоуправления тогда была община вначале родовая, а затем соседская.
Дальше действуют общие закономерности развития общества. В результате разделения труда повышается производительность труда. Материальных благ люди производят всё больше. Появляется возможность для получения прибавленного продукта. Отсюда и возможности для присвоения этого продукта какой-либо группой людей. Слуги народа постепенно превращаются в лиц, которые присваивают прибавочный продукт. Появляется имущественное неравенство, появляются классы. Возникает потребность у бывших слуг народа закрепить своё положение. Вместе с классами и частной собственностью возникает государство как политическая организация господствующего класса.
У восточных славян были вожди племён и князья. Имелась у каждого племени дружина, которая вела войны. Дружина вместе с князем не производили непосредственно продукты, она находилась на содержании у общества не только во время войны, но и в мирное время. Постепенно военная служба превратилась в профессию. В дальнейшем князь и дружины стали присваивать материальных благ больше, чем требовалось на прожитьё. Это присвоение шло вначале из военной добычи - львиная доля князю и дружинникам. Затем дружина стала собирать дань у населения, вначале это являлось общественной обязанностью, затем стало принудительной данью.
У восточных славян князья и их дружины стали основным костяком господствующего класса. Дружина князя стала выполнять роль примитивного, но уже государственного аппарата, обеспечивающего принуждение населения к выполнению определённых обязанностей. В конечном счёте, у восточных славян возникло эксплуататорское государство. Основными функциями его, как и любого эксплуататорского государства, были: внутренняя функция - подавление сопротивления эксплуатируемых масс, внешняя захват чужих земель и чужих благ (при защите собственных благ от нападений извне). Эти функции во вновь возникшем государстве выполняла дружина.
Под общественным строем мы понимаем экономическую основу и социальную структуру общества. На основании данных современных учёных предполагается, что в момент образования государства у восточных славян сложились уже феодальные отношения. Длительное время ещё дореволюционная наука отрицала наличие феодальных отношений в Древней Руси. Сомнения основывались на том, что в то время отсутствовала основная характерная черта феодализма - наличие крепостных крестьян, прикреплённых к земле и эксплуатируемых феодалами. Не было данных о феодальной собственности в то время.
Нет сведений о том, что в IX и Х веках было боярское землевладение, есть кое-какие данные о том, что только в конце Х века появляется землевладение у Великого князя. Князь и его дружинники вначале не интересовались земледелием и собственным хозяйством. Они получали соответствующий корм от населения, которое платило дань. Большинство населения тогда были свободные общинники.
В XI веке появляется уже феодальные землевладения у князя и у дружинников, но их роль незначительна по сравнению с землевладением свободных общинников. Эти феодальные хозяйства не могли составлять экономическую основу общества. Экспроприации общинной земли в этот период не было, поскольку земли было много, поэтому не было смысла её захватывать. Кроме того, князь и правящая верхушка не обладали тогда ещё достаточной силой.
Формирование государства в древнем мире свидетельствовало о значительном совершенствовании хозяйственно - экономических и политических отношений, осознание единства, многочисленными родственными племенами. Однако процесс был трудоемким и требовал больших усилий со стороны племенной верхушки и людей, ее поддерживающих.
Возникновение государственности у регулярно вызывает дискуссии о его родоначальниках. Многие авторы склоняются к варяжской теории в формировании государства у славян. А кто же такие эти самые варяги? Национальная принадлежность варягов - дело спорное. Так, по мнению одних ученых этот народ - норманны, скандинавы. В своих мнениях они исходят из того, что это была эпоха норманнских морских нашествий на европейские страны, объектами этих походов могли стать и земли восточных славян.
Возникновение древнерусской государственности довольно долгое время в исторической науке связывали с норманнами и их предводителем Рюриком. При этом утверждалось, что сами славяне на это были не способны из-за своей отсталости. Эта теория появилась в период противоборства Швеции и России в период Смуты для оправдания агрессивных устремлений скандинавов. И впоследствии при обострении отношений России со странами Запада эти взгляды тут же появлялись в иностранных сочинениях. Ученых, предлагавших данную точку зрения на возникновение государственности у восточных славян, стали называть норманнистами, а теорию - норманнистской. Апологетами норманнизма были некоторые российские ученые немецкого происхождения (Миллер Г.Ф., Шлецер А.М.), а также те представители официальной отечественной историографии, которые продвигали норманнизм для укрепления авторитета и возвышения
Противниками на возникновение государственности у восточных славян в восемнадцатом веке стали известные российские историки Ломоносов М.В.,Татищев В.Н. В своих исследованиях они доказывали, что Рюрик и варяги - это представители прибалтийского славянства, которые были связаны с восточными славянами общностью культуры, этногенеза, языка. Сторонников этой позиции в исторической науке принято называть антинорманнистами.
Позже российскими и советскими историками было доказано, что возникновение государственности у восточных славян назревало задолго до появления варягов, и в качестве аргументов приводятся факты государственного образования у антов. Позднее зачатки государства уже более ощутимы в правление Кия. Однако споры по данному вопросу не утихают, и стороны приводят различные аргументы в свою пользу. Главное доказательство современных норманнистов на возникновение государственности у славян - это археологические артефакты в северо-западных землях славян, которые трактуют как скандинавские. Антинорманнисты свои позиции отстаивают при помощи лингвистики, антропологии, источниковедения. И главным считают летопись, в которой Нестор совершенно четко отождествляет варягов с понятием "Русь". Таким образом, возникновение государственности у восточных славян - вопрос открытый, хотя доказательств приведено с двух сторон более чем достаточно, однако в науке есть сторонники как одной, так и другой точки зрения.
ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Первые упоминания о Руси.
Первое государство в землях восточных славян получило название “Русь”. По имени его столицы - города Киева ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто “Русь” или “Русская земля”. Откуда же возникло это имя?Первые упоминания имени “русь” относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т. е. к
V - VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сарматами, готские историки - росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы - русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.Проходят годы, имя “русь” все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. В
IX в. имя “русь” упоминается в трудах польским пограничьем. В IX в. имя “русь” упоминается в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз. г. датировано сообщение византийских источников о нападении Руси на Константинополь. Все данные говорят за то, что эта Русь была расположена в среднем Поднепровье.От этого же времени доходят сведения об имени “русь” и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в “Повести временных лет” и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.
Летопись под
862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси”. Далее автор пишет, что “те варяги назывались русью”, точно так же, как свои этнические названия имели шведы, норманны, англы, готландцы и др. Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет “русью”. “Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги
- это пришельцы, “находники”, а коренное население - словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, “сидят” на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. “А словеньский язык и русский одно есть”,
- пишет древний автор. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.Таким образом, имя “русь” появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесенное сюда варягами.
Надо вспомнить, что славянские племена овладели в
I тысячелетии н. э. огромными пространствами Восточной Европы между Карпатами и Южным побережьем Балтийского моря. Среди них названия русы, русины были весьма распространены. До настоящего времени на Балканах, в Германии живут их потомки под своим собственным названием “русины”, т. е. русые люди, в отличие от блондинов - германцев и скандинавов и темноволосых обитателей юга Европы. Часть этих “русинов” передвинулась из Прикарпатья и с берегов Дуная в Поднепровье, о чем сообщает и летопись. Здесь они сошлись с обитателями этих краев, также славянского происхождения. Другие русы, русины осуществляли контакты с восточными славянами в северо-восточном районе Европы. Летопись точно указывает “адрес” этих русов-варягов - южные берега Балтики.Варяги воевали с восточными славянами в районе озера Ильмень, брали с них дань, затем заключили с ними какой-то “ряд” или договор и в пору их межплеменных усобиц пришли сюда в качестве миротворцев со стороны, в качестве нейтральных правителей. Такая практика приглашения князя или короля на правление из близких, зачастую родственных земель была весьма распространена в Европе. Эта традиция сохранилась в Новгороде и позднее. Туда приглашали на княжение владетельных особ из других русских княжеств.
Конечно, в рассказе летописи много легендарного, мифического, как, например, весьма распространенная притча о трех братьях, но немало в нем и реального, исторического, говорящего о старинных и весьма противоречивых отношениях славян со своими соседями.
На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые и зарубежные, и русские в
XVIII -XX вв. создали и отстаивали так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры - именно так понимали варягов эти историки. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности и т. д. Эта теория нередко использовалась на Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее западных противников.Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до “призвания варягов”. Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Норманнисты продолжают настаивать на
том, что варяги были скандинавами, основываясь на свидетельствах разветвленных связей Руси со Скандинавией, на упоминании имен, трактуемых ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки.Однако подобная версия полностью противоречит данным летописи, помещающей варягов на южных берегах Балтийского моря и четко отделяющих их в
IX в. от скандинавов. Против этого говорит и возникновение контактов восточных славян с варягами как с государственным объединением в то время, когда Скандинавия, отстававшая от Руси в своем социально-экономическом и политическом развитии, не знала в IX в. ни княжеской или королевской власти, ни государственных образований. Славяне же южной Прибалтики знали и то, и другое. Конечно, споры о том, кем были варяги, будут продолжаться.“Военная демократия”. В
VIII - первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют “военной демократией”. Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство с его сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению.В руках тех, кто руководил племенем, а позднее союзами племен, кто организовывал набеги на ближних и дальних соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется у восточных славян и воевода, являющийся предводителем -племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Это так называемые “отроки”. Эти люди уже не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия
- война. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет, - война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать - главы родов, сильных патриархальных семей. Выделяется и знать, чьим основным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому вся эта демократия переходного периода к государству приобретает военный характер.Военный дух пронизывает весь строй жизни этого переходного
общества. Грубая сила, меч лежат в основе выделения одних и начавшегося принижения других. Но традиции старого строя еще существуют. Действует племенное собрание
- вече. Князья и воеводы еще выбираются народом, но уже просматривается стремление сделать власть наследственной. Сами выборы со временем превращаются в хорошо организованный спектакль, который ставят сами князья, воеводы, представители знати. В их руках вся организация управления, военная сила, опыт.Сам этот народ перестает быть единым. Основную часть племени составляли “люди”
- “людины”. Это определение означает в единственном числе “свободный человек”. У восточных славян в таком же смысле использовалось название “смерд”, что означало “добрый человек”, т. е. зажиточный, свободный. Но среди “людей”, “смердов” стали выделяться “вой”, которые имели право и обязанность участвовать в войске и в народном собрании - “вече”. Вече в течение долгих лет оставалось верховным органом племенного самоуправления и суда. Степень богатства еще не являлась основным признаком неравенства, оно определялось другими обстоятельствами - тем, кто играл основную роль в хозяйстве, кто был наиболее сильным, сноровистым, опытным. В обществе, где преобладал ручной тяжелый труд, такими людьми были мужчины, главы больших патриархальных семей, так называемые “мужи”, они среди “людей” стояли на высшей общественной ступеньке. Женщины, дети, другие члены семьи {“челядь”} подчинялись “мужам”. Уже в это время в семье появился слой людей, находившихся в услужении, - “слуги”. На нижних ступенях общества обретались “сироты”, “холопы”, которые не имели семейных связей, а также совсем бедная часть соседской общины, которых называли “убогими”, “скудными”, “нищими” людьми. На самом низу социальной лестницы находились “рабы”, занимавшиеся принудительным трудом. В их число, как правило, попадали пленные иноплеменники. Но, как отмечали византийские авторы, славяне по истечении определенного срока отпускали их на волю и они оставались жить в составе племени.Таким образом, весь строй племенной жизни периода “военной демократии” был сложным, разветвленным. В нем четко наметились социальные различия.
Два русских государственных центра: Киев и Новгород. К концу
VIII - началу IX в. экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов в сильные межплеменные группировки. Этому способствовало и дальнейшее развитие торговых связей, как бы стягивающих земли воедино, и религиозная общность: большинство славян к этому времени молились уже одним и тем же языческим богам, и необходимость объединять военные усилия для отпора внешним врагам и организации дальних завоевательных походов.Центрами такого притяжения и объединения стали среднее
Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный район, где группировались поселения вокруг озера Ильмень, вдоль верховьев Днепра, по берегам Волхова, т. е- близ ключевых пунктов пути “из варяг в греки”. Поначалу речь шла о том, что эти два центра стали лишь все более и более выделяться среди других крупных племенных союзов восточных славян.У полян ранее, чем у других племенных союзов, обнаружились признаки государственности. В основе этого лежало наиболее быстрое экономическое, политическое, социальное развитие края. Полянские племенные вожди, а позднее киевские князья держали в своих руках-ключи от всей днепровской магистрали, а Киев был не только центром ремесла, торговли, к которому тянулась вся земледельческая округа, но и хорошо укрепленным пунктом, прекрасно укрытым лесами от степных кочевников. В ту пору леса подходили к самому Киеву, и летописец отмечал, что здесь был “бор велик”. Здесь раньше, чем в других славянских землях, сложилась княжеская власть, заиграли мускулами боевые дружины.
На рубеже
VIII - IX вв. в Среднем Поднепровье уже зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь. Точно так же его называли византийские, немецкие, арабские авторы.Боевые походы на юг и восток. К этому времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Руссы передвигались на быстроходных ладьях, которые могли идти и на веслах, и под парусами. Таким образом они покрывали огромные расстояния по рекам, Черному, Азовскому, Каспийскому морям. Из одного водоема в другой суда перетаскивались волоком, для чего использовались специальные катки.
С моря руссы повоевали южное побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Здесь с русским вождем приключилась беда. Победителя поразил недуг: лицо его “обратилось вспять”. И только прекращение насилий и грабежей, освобождение пленных по просьбе местных христиан привело к чуду: князь выздоровел и тут же принял крещение. До нас, пусть в легендарной форме, доходит известие о первом крещении
Руси, которое, несомненно, отразило общее стремление народов Европы к переходу к христианству вслед за принятием этой религии Франкской империей, королевствами Англии, другими государствами Европы. Русь в пору своих первых государственных шагов, задолго до создания единого государства, не стала здесь исключением. IX в. полянские земли уже освободились из-под власти хазар и перестали уплачивать им дань, но другие русские земли еще платили дань Хазарии.Через несколько лет воинственные руссы вновь предприняли поход к черноморским берегам. На этот раз объектом нападения стал богатый византийский порт Амастрида
- тогдашний “Багдад” Малой Азии. Русская рать овладела городом, но затемзаключила мир со здешними жителями и ушла восвояси. В Малую Азию русское войско пришло на судах, пройдя мимо пролива Босфор, т. е. мимо стен Константинополя, штурмовать который русские вожди еще не решались.
Оба эти похода указали на то, что в Среднем Поднепровье рождалась новая мощная держава, которая сразу же определила свои основные военно-стратегические интересы, тесно связанные и с торговыми интересами, защитой и отвоеванием новых торговых путей.
Первое направление
- это овладение землями вдоль всего течения Днепра, затем движение к византийским колониям в Крыму, вдоль берегов Черного моря, которое с IX в. стало называться Русским морем. Все чаще через Северное Причерноморье русские дружины проходили в Приазовье и, минуя хазарские заставы, в низовья Волги, на Северный Кавказ и в Закавказье. Здесь Руси еще предстояло столкнуться с Хазарией.Второе направление
- это овладение землями вдоль западного побережья Черного моря, движение к устью Дуная с последующим нападением на Константинополь. 860 г. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска. Руссы подошли со стороны моря, высадились у самых стен византийской столицы и осадили город. Со страхом взирали вышедшие на крепостные стены греки, как по глади Босфора проплывали все новые и новые вражеские суда и новые толпы врагов лавиной шли на город. Они проходили мимо наглухо запертых ворот, мимо могучих константинопольских стен, по которым могла проехать боевая конница.Руссы застали греков врасплох. Их разведка донесла, что в это время византийская армия во главе с императором и флот ушли на борьбу с арабам-и. Но взять город у руссов не хватило сил
- их попытки взобраться на стены были отбиты. Началась осада, которая продолжалась ровно неделю. Затем начались мирные переговоры. Греки пошли на уступки: уплатили нападавшим огромную контрибуцию, обещались платить ежегодные денежные платежи, дали руссам возможность беспрепятственно торговать на византийских рынках. Был заключен мир между Русью и Византией, начался отсчет их дипломатических отношений. Русский князь и византийский император в личной встрече скрепили условия этого мира. А через несколько лет согласно этому же договору византийские священники крестили вождя руссов и его дружину. Это было уже вполне историческое крещение. В это же время - в 864 г. принял христианство и князь Болгарии Борис, которого также крестили византийские священники.Вскоре после этого русская рать появилась на берегах Южного Каспия. Это был первый известный нам поход на Восток по ставшей потом проторенной дороге: Днепр
- Черное и Азовское моря - Волга - Каспийское море.Одновременно киевские правители ведут борьбу с появившимися в причерноморских степях печенегами, предпринимают поход против дунайской Болгарии.
Киевские дружины появляются и на севере
- они пытаются подчинить полянам верховья Днепра, овладеть Полоцком, контролирующим путь по Западной Двине в Прибалтику. К этому времени киевские князья стали именовать себя титулом “каган” - точно так, как это делали суверенные правители Аварского и Хазарского каганатов.События в новгородских землях. Рюрик. В это время в северозападных землях восточных славян, в районе озера Ильмень, по течению Волхова и в верховьях Днепра назревали события, которым также суждено было стать одними из примечательных в русской истории. Здесь формировался мощный союз славянских и угро-финских племен, объединителем которых стали при-ильменские словени. Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба словен, кривичей, мери, чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне на юге скинули власть хазар, на севере союз местных племен сбросил варяжских правителей.
Варяги были изгнаны, но “встал род на род”,
- рассказывает летопись. Вопрос был решен так, как его нередко решали и в других странах Европы: для установления мира, покоя, стабилизации управления, введения справедливого суда ссорящиеся племена пригласили князя -со стороны.Выбор пал на варяжских князей. Почему именно на них? Во-первых, рядом не было другой организованной военной силы. Во-вторых, варяги, являвшиеся, видимо, либо балтами, либо славянами с южного побережья Балтики, были близки ильменским словенам по языку, обычаям, религии. В-третьих, их приход мог положить конец натиску других варяжских дружин на славянские и угро-финские
земли.Летописные источники под
862 г. сообщают, что после обращения к варягам оттуда в славянские и угро-финские земли прибыло три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Первый сел княжить у ильменских словен, сначала на Ладоге, а затем в Новгороде, где он “срубил” крепость; второй - в землях веси на Белоозере, а третий - во владениях кривичей в городе Изборске.Историки не раз обращали внимание на легендарный характер этих сведений, которые напоминают сказание о пришествии на правление трех братьев и у других европейских народов. Фольклор здесь допустим. Но ясно и то, что появление варяжского правителя в северо-западных землях является историческим фактом.
По некоторым летописным данным новгородские словени начали против Рюрика борьбу, которая, вероятно, разгорелась после того, как он превысил свои полномочия “арбитра”, “наемного меча” и взял всю полноту власти в свои руки. Но Рюрик подавил восстание и утвердился в Новгороде. После смерти братьев он
объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель.
Таким образом, в восточнославянских землях к 60-м гг.
IX в. образовалось по существу два сильных государственных центра, каждый из которых охватывал огромные территории: Средне-Днепровский, полянский, во главе с Киевом и северо-западный во главе с Новгородом. Оба они стояли на знаменитом торговом пути, оба контролировали стратегически важные пункты, оба складывались с самого начала как многоэтнические государственные образования. Оба они со временем стали называть себя Русь: Русь южная, где в Киеве утвердилась местная полянская династия, и Русь северная, где власть взяли выходцы из южной Прибалтики.Соперничество за руководство над всеми славянскими землями между Новгородом и Киевом началось едва ли не сразу после создания этих двух государственных центров. Сохранились сведения о том, что часть славянской верхушки, недовольной Рюриком, бежала в Киев. В то же время Киев повел наступление на север и попытался отвоевать у Новгорода земли кривичей с Полоцком. Рюрик также вел войну за Полоцк. Назревало историческое противоборство между двумя складывающимися русскими государственными центрами.