Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны. Почему развитым странам выгодно принимать мигрантов Не каждый мигрант является беженцем
Причины и мотивация, выгоды и потери стран - участниц международной трудовой миграции
Масштабы и направление международных потоков рабочей силы обусловлены многими причинами, мотивами и факторами, воздействующими на эмиграцию (выезд) и иммиграцию (въезд) трудовых ресурсов. Основной причиной международной миграции рабочей силы является неравномерность социально-экономического развития стран и регионов; различия между странами по темпам экономического роста, уровню развития производительных сил, качеству жизни, доходам и занятости, обеспеченности трудовыми ресурсами.
Международные потоки рабочей силы устремляются в наиболее благополучные страны с высокими темпами роста, высокими доходами и высоким уровнем занятости. Разрыв между странами по уровню социально- экономического развития является главным фактором в определении направления трудовых потоков не только между развитыми и развивающимися странами, но и между самими развитыми странами, развивающимися странами и странами с формирующимся рынком.
Основными показателями экономического разрыва между странами служат: валовый внутренний продукт (ВВП) и валовый национальный доход (ВИД) на душу населения, национальная производительность труда, оплата труда, уровень безработицы и др. В 2012 г. среднемировой ВВП на душу населения (тыс. долл.) составил - 11,97; в США - 49,9, Великобритании - 36,9, Японии - 36,3, России - 17,7, Беларуси - 15,6, Бразилии - 11,9, Китае - 9,2, Украине - 7,4, Узбекистане - 3,5 тыс. долл.
В соответствии с классификацией Всемирного банка к странам с высоким уровнем дохода относятся страны, имеющие ВНД на душу населения от 12 616 долл. и выше; со средним уровнем дохода - от 1036 до 12 615 долл., с низким уровнем дохода - от 1035 долл. ВНД на душу населения и ниже. В 2012 г. ВНД на душу населения (тыс. долл.) в США равнялся 50,1, Великобритании - 38,2, Португалии - 20,6, России - 12,7, Казахстане - 9,7, Китае - 5,7.
В 2010 г. производительность труда в обрабатывающей промышленности Японии по добавленной стоимости на одного занятого в ценах 2005 г. составила 115 414 долл., США - 88 189, Германии - 82 362, России - 19 908 долл. Минимальная годовая зарплата (долл.) в Великобритании равнялась 16 188, США - 13 488, России - 3816, Китае - 1728. Разница между средним доходом высокообеспеченного и малообеспеченного населения в развитых странах, но экспертным оценкам, составляет 5-10 раз (в США 14 раз), в развивающихся странах - 15-20 раз.
На потоки трудовых мигрантов оказывают влияние различия в предложении труда и спросе на него на родине и в принимающей стране. Это определяется темпами роста, структурой производства, демографической ситуацией, плотностью населения, темпами прироста населения, различиями в уровнях безработицы. Направление трудовых потоков связано с перенаселенностью, высоким приростом населения в развивающихся регионах и низким приростом населения в развитых странах.
Основная часть эмигрантов выезжает по экономическим мотивам, имея в виду разрыв в уровнях доходов на родине и в стране назначения и ожидаемой выгодой от разрыва в заработках. Уезжают, как правило, наиболее образованные люди, со сроком обучения больше, чем у остальных соотечественников. Для эмигрантов из Африки эта разница достигает
10,8 лет, разрыв составляет 15,4 и 4,6 лет, Азии - 8,6 лет (14,4 и 5,8), Латинской Америки - 6,6 лет (12,5 и 5,9 лет). Обследование мигрантов в США показало, что многие зарабатывали на родине не менее 1 тыс. долл. в год, что превышало 15 тыс. долл. по паритету покупательной способности (ППС).
Большое влияние на мобильность трудовой миграции оказывают развитие и удешевление средств транспорта и связи. Формирование глобальных информационно-коммуникационных систем способствует расширению человеческих контактов в режиме реального времени, что обеспечивает широкий доступ к международной информации по трудоустройству и сокращает "эмоциональный отрыв" от родины.
На направление миграционных трудовых потоков влияют исторические связи и географическая близость стран исхода и приема мигрантов. Мигранты из стран Латинской Америки направляются преимущественно в США, а также Испанию и Португалию; из Северной Африки в Южную Европу; из Тропической Африки - в Бельгию, во Францию и другие бывшие метрополии; из Польши - в Германию; из стран СНГ - в Россию. На географию людских перемещений влияет совокупность и других обстоятельств - различия в состоянии политической и правовой среды, что стимулирует поток вынужденных мигрантов, беженцев.
Идет поток мигрантов и по таким причинам, как угроза жизни, военные конфликты, этнические конфликты, разгул преступности, преследования по политическим, национальным, религиозным и другим мотивам. Наибольшее число беженцев из Афганистана, Судана, Бурунди, Сомали, Демократической Республики Конго направляется в другие развивающиеся страны.
Трудовая эмиграция все больше опирается па семейную стратегию, нацеленную на пополнение семейных доходов. В связи с этим увеличивается женская трудовая миграция, особенно из Юго-Восточной Азии, где доля женщин как наиболее надежных помощников остающейся на родине семье достигает 60-80% трудовых мигрантов. Для выезжающих в эмиграцию, особенно одиноких и малоквалифицированных мигрантов, важно присутствие в стране назначения родственников и диаспор соотечественников.
Складывающиеся сети социальных отношений базируются на родственных и дружеских связях и приобретают все возрастающее значение в расширении миграционных потоков. Со второй половины 1970-х гг. иммиграция приняла форму поселения, в том числе и в западноевропейских странах, что сделало эмиграцию безвозвратной в отношении значительной части людских потоков. Поселенческий характер современной иммиграции проявляется в преобладании доли постоянных жителей в общем количестве международных мигрантов.
По статистике ОЭСР, в 2010 г. в развитых странах около 70% населения иностранного происхождения проживало в принимающей стране более 10 лет. Доля репатриантов среди мигрантов с длительным сроком вида на жительство и с 5-летним сроком проживания в стране приема составляет от 20 до 50%. Статус постоянного иностранного жителя или гражданина ограничивает возможности репатриации.
Поселенческая иммиграция генерирует последующие людские потоки, приобретая цепной, саморазвивающийся характер. Иностранные резиденты с правом на постоянное место жительства (ПМЖ) притягивают потоки воссоединяющихся членов семей. Обосновавшиеся диаспоры, сплетение
ими сетей социальных связей с соотечественниками притягивает нелегалов и лиц, ищущих убежища.
Страны Западной Европы, не склонные к ассимиляции мигрантов и поселенческой иммиграции, неоднократно пытались сократить миграционные потоки и общее количество международных мигрантов, особенно во времена рецессий и кризисов. В условиях нефтяного кризиса 1970-х гг. в западноевропейских странах предпринимались усилия для репатриации мигрантов, осуществлялся перевод ряда производств в развивающиеся страны. Однако миграционное движение в Европу продолжало пополняться воссоединяющимися членами семей, беженцами, ищущими убежища, а также мигрантами по гуманитарным соображениям.
Международная трудовая миграция сопровождается неуклонным повышением доли интеллектуальной рабочей силы в результате массовой миграции деятелей науки и культуры, преподавателей и других высококвалифицированных специалистов. Международная мобильность людей тем выше, чем выше уровень образования, они легче и быстрее адаптируются, у них меньше трудностей в преодолении языкового барьера. По данным ЮНКТАД, общее число эмигрировавших специалистов за послевоенный период составило 2 млн чел. Высококвалифицированные мигранты руководствуются потребностями самореализации, профессионального роста; для них важен уровень научных исследований, техническая обеспеченность, творческая среда, уровень и качество жизни.
Международная миграция высококвалифицированных специалистов стимулируется иммиграционной политикой принимающих стран, в которой отдается предпочтение образованным и квалифицированным мигрантам. Большинство западноевропейских государств являются экспортерами интеллектуального потенциала в США, одновременно, привлекая "умы" из стран Центральной и Восточной Европы, бывших колоний, Китая, стран Юго- Восточной Азии.
Иммигранты вносят огромный вклад в создание инноваций, развитие высоких технологий в США и других развитых странах. Из 3000 фирм в Силиконовой долине США, созданных с 1980 г., более трети основаны выходцами из Индии, Китая, России. Многие иностранные выпускники американских университетов (студенты и аспиранты) работают в США. Американские социологи считают, что высококвалифицированный труд в расчете на одного работника создает ежегодно прибавочную стоимость в размере 400-450 тыс. долл., а труд ученых и инженеров - 800 тыс. долл.
"Утечке умов" способствует глобализация образования и научных исследований. Глобализация сферы образования стимулируется соглашениями между университетами разных стран; она проявляется в гармонизации образовательных стандартов и программ, особенно на уровне бакалавров и магистров; зарубежных стажировках студентов и преподавателей, обучении за рубежом, создании филиалов университетов в других странах.
Страны - участницы мирового миграционного процесса получают выгоды и несут потери, которые они стараются минимизировать. Мигранты содействуют росту производства в странах происхождения, поскольку через мигрантов и репатриантов передаются инвестиции, инновации и опыт. Эмиграция снижает напряженность на национальном рынке труда, как правило, повышает доходы и уровень жизни мигрантов и их семей, а также родственников, проживающих на родине. Денежные переводы мигрантов иногда являются основным источником притока валюты в страну происхождения.
Крупными получателями валютных переводов из-за рубежа являются Турция, Греция, Индия, Пакистан, Йемен, Иордания, Таиланд, Мексика, многие страны СИГ. В среднем денежные переводы мигрантов оцениваются в 2% ВВП стран-получателей; в 2008 г. учтенные переводы на родину составили 443 млрд долл., в том числе в развивающиеся страны - 325 млрд долл., увеличившись с 2003 г. в 2,4 раза. Личные переводы из России в другие страны СНГ, по данным Центрального банка РФ, за 2005-2012 гг. увеличились в 4,9 раза и составили 20,1 млрд долл., в том числе в Узбекистан - 6,2 млрд долл., Украину - 3,4, Таджикистан - 3,1, Молдову - 2, Киргизию - 1,7, Армению - 1,4, Азербайджан - 1,1, Беларусь - 0,8, Казахстан - 0,3 млрд долл.
Эмигранты платят налоги в госбюджет своей страны, если это оговорено в национальном законодательстве и межправительственных соглашениях. В Турции, например, молодые эмигранты вносят специальные платежи в национальный госбюджет за отсрочку от военной службы. Вернувшиеся эмигранты, как правило, обладают высокими профессиональными знаниями и навыками; многие возвращаются с капиталом для предпринимательства, создают малые и средние предприятия; вкладывают средства в отечественные ценные бумаги.
Отрицательные последствия эмиграции очевидны: уезжают наиболее предприимчивые и конкурентоспособные работники; массовый отток специалистов и молодых рабочих обескровливает национальную экономику, при этом теряются затраты на их образование, обучение и отдача в последующие годы. Отток научно-технической интеллигенции отрицательно влияет на научный и образовательный потенциал страны происхождения. Массовый отток мужчин и женщин в детородном возрасте отрицательно влияет на демографическую ситуацию в стране-экспортере.
Политика стран традиционной и массовой эмиграции направлена, во-первых, на сдерживание оттока специалистов; с этой целью вводятся лимиты на выдачу загранпаспортов, квоты на выезд определенных профессий. Во-вторых, власти стран-экспортеров озабочены устройством своих мигрантов за рубежом. Они готовят кадры для эмиграции; определяют платежи за трудоустройство, регулируют отъезд, пребывание за границей и возвращение на родину; выделяют приоритетные регионы для эмиграции и т.д.
В-третьих, главная цель эмиграционной политики - это вернуть доходы, заработанные эмигрантами. Страны происхождения эмигрантов определяют ставки обязательных валютных переводов; совместно с банками для иммигрантов в странах-реципиентах разрабатывают программы по производственному использованию валютных поступлений и созданию фондов развития.
Трудящимся эмигрантам предлагаются различные льготы для перевода средств на родину - более высокий процент по депозитам, свободное изъятие средств с депозитов; льготы при покупке государственных ценных бумаг, дешевый кредит. Репатриантам предоставляется приоритетный режим при приобретении земельных участков под индивидуальную застройку, строительство промышленных и инфраструктурных объектов; предпринимателям - освобождение от налогов в начальном периоде.
Страны иммиграции имеют большие выгоды от притока людских ресурсов, увеличивая численность населения, пополняя его экономически активную часть и улучшая структуру за счет молодых возрастов и т.п. Они получают неквалифицированную, но дешевую рабочую силу; экономя на обучении и подготовке, привлекают высококвалифицированных исследователей и специалистов, повышающих интеллектуальный потенциал общества и производства.
Возможны нежелательные последствия от притока людей более низкой культуры, другой религии, которые плохо адаптируются к новой социальной среде, что нередко порождает недовольство коренного населения и социальные конфликты.
Более 215 млн жителей планеты являются мигрантами, т.е. живут сейчас в чужих странах и их число постоянно растет, значительную часть из них составляют трудовые мигранты. Россия за последние годы стала одной из самых привлекательных стран мира для трудовых мигрантов. Подобно США, Германии, Франции и Великобритании она привлекает на свой рынок труда миллионы людей. По данным доклада Всемирного банка «Миграция и денежные переводы: статистический справочник», Россия, по притоку трудовых мигрантов (12,5 млн чел.), уступает только США (42 млн) и опережает Германию (10,8 млн). Россия оказалась на четвертом месте в мире по сумме отправленных из страны денежных переводов в $18,6 млрд по итогам 2009 г. При этом, по числу эмигрировавших наша страна оказалась в мире третьей — сразу за Мексикой и Индией. То есть от нас уехало на более или менее постоянное жительство за границу 11,1 млн чел. .
Анализ функционирования международного рынка труда включает рассмотрение последствий его влияния на экономическое развитие конкретных стран, связанных с анализом издержек-выгод импорта и экспорта рабочей силы. В воздействии международной трудовой миграции на экономику и трудовые ресурсы посылающих и принимающих стран, есть определенные издержки, потери одних и прибыли, извлекаемые из интернационализированного рынка труда, для других.
Посылающие страны теряют часть квалифицированных и обученных работников наиболее производительных возрастов, но их отъезд может уменьшить избыточную численность населения, бедность и безработицу на национальном рынке труда, хотя доля мигрантов в общей численности населения остается незначительной — около 3%.
Многие страны трудовой эмиграции рассматривают экспорт рабочей силы как источник очень необходимых валютных поступлений для развития. Другие достигли такого уровня валютных переводов трудящихся-мигрантов, что зависят от них в управлении своим платежным балансом. В 2010 г. мировой объем международных денежных переводов, по имеющимся оценкам, составил свыше $440 млрд . В возражение можно слышать аргументы, что переводы имеют также негативные последствия, связанные с превращением экономики страны в зависимость от переводов из-за границы, уязвимую от неожиданных внешних изменений (например, неожиданная массовая репатриация трудящихся-мигрантов в условиях кризиса). Однако следует отметить, что существующий анализ динамики переводов за ряд лет показывает отсутствие неожиданных или быстрых изменений.
Вместе с тем, переводы трудящихся-мигрантов, не обеспеченные товарной массой и экономическим ростом в принимающих странах, по оценкам, могут оказывать определенное инфляционное давление. Наблюдается также введение элемента неопределенности в доходы семей мигрантов, ослабление социального единства, усиление неравенства доходов и создание определенного экономического класса, основанного на мигрантском статусе.
Анализ издержек-выгод различается более определенно в соответствии с типом иностранной рабочей силы. Обращение к временным иностранным рабочим возникает для удовлетворения немедленной нехватки в рабочей силе, связанной с определенной деятельностью. В отдельных странах временная миграция служит как средство предотвращения нелегальной миграции, долгосрочной или постоянной миграции, с сопровождающими ее интеграционными издержками.
Для принимающих стран, преимущества (выгоды) от неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы, которая заполняет низкооплачиваемые, опасные, вредные работы, часто не престижные у местного населения, уменьшаются некоторыми издержками. Иностранные рабочие, воспринимаемые как угроза безопасности занятости или уровню зарплаты, как конкуренты на жилье, или как бремя для медицинских, образовательных и общественных услуг, могут стать объектом значительной общественной и официальной оппозиции. Такое сопротивление импортированию рабочей силы, сопровождающееся ксенофобией, также проистекает из культурных различий между местным населением и иностранными рабочими и их семьями. Защитники иммиграции часто отмечают, что практические свидетельства не подтверждают подобных опасений. Иммигранты, которые приходят на низ социальной лестницы занятости, могут в действительности содействовать продвижению местных национальных рабочих, которые были на низших позициях. Иностранные работники могут способствовать повышению местной заработной платы, создавая или поддерживая высококвалифицированные работы (некоторые отрасли индустрии не могли бы выжить без низкооплачиваемой иностранной рабочей силы). Доказывается также, что иммигранты не только потребляют социальные блага, но также вносят свой вклад в благосостояние государства, оплачивая налоги. Многие мигранты привозят свой собственный капитал с собой. Действительно, ряд стран предлагают специальные визы для лиц, которые привносят значительный капитал для собственной занятости и дают работу другим.
Поскольку эффект выгод использования высококвалифицированных рабочих для принимающих стран, особенно для развивающихся и стран с переходной экономикой, является более очевидным, свободное перемещение этого персонала меньше подвергается критике. Высокообразованные и относительно немногочисленные, подобные высококвалифицированные профессионалы часто рассматриваются как иммигранты с «низким риском». Предлагая квалификацию, на которую имеется большой спрос местной индустрии, эти рабочие широко воспринимаются как необходимое средство в принимающей стране, что проявляется в более благоприятной политике большинства стран относительно их приема. Преимущества в основном экономические: высококвалифицированные мигранты представляют новый потенциал для индустриальных инноваций, экономической динамики, предпринимательства и создания рабочих мест. В дополнение к этому, существуют особые преимущества для работодателей, которые могут получить лучшие в мире «умы», за относительно более низкую оплату в результате конкуренции на международном рынке труда.
Многие аналитики, тем не менее, подчеркивают скрытые издержки иммиграции высококвалифицированных работников. Хотя эффект иммиграции на национальный рынок труда является неявным, существуют определенные индикаторы, позволяющие фиксировать, что высококвалифицированные мигранты вытесняют местных работников, которые перемещаются по направлению более низко квалифицированной занятости. Аналогично, иммиграция высококвалифицированного персонала может также оказывать депрессивный эффект на уровень национальной заработной платы.
В посылающих странах выгода — потенциал переводов знаний и денег — взвешивается против многочисленных издержек — особенно «утечки умов», а также так называемый реверсивный технологический трансферт. Это означает, что уезжают часто наиболее хорошо образованные и многообещающие работники и их отъезд может представлять значительные социальные потери в дополнение к очевидным экономическим потерям. Действительно, утечка студентов и высококвалифицированных специалистов может сдерживать становление интеллектуального и исследовательского потенциала в посылающей стране. Одним из рисков нерегулируемого роста потока высококвалифицированных мигрантов является воспроизведение социально-экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами.
Растрачивание «умов», также известное как «deskilling», например, является широко распространенным в Восточной Европе, где существует тенденция эмиграции высококвалифицированного персонала к низко квалифицированной работе. Сравнительно более высокий уровень оплаты даже низко квалифицированного труда в развитых странах приводит к подобной деквалификации работников-мигрантов из стран, имеющих низкие жизненные стандарты.
С другой стороны, хотя «утечка умов» может принести серьезные потери, она также рассматривается как предохранительная мера для сокращения безработицы и потенциальной нестабильности в посылающих странах. Высококвалифицированные работники получают возможность реализовать свой творческий потенциал, не востребованный в собственной стране. В дополнение, временная природа подобной миграции может также оказывать долгосрочные социально-культурные эффекты на посылающие страны. Более ранний опыт европейских колоний, также, как недавней Японии, например, подчеркнули позитивное влияние открытия обществ внешним воздействиям, каким является трудовая миграция. Действительно, Япония, в значительной степени изменилась сегодня благодаря отправке своих управленцев и специалистов за рубеж, знакомства их с другими культурами.
Однако в целом страны «доноры» рабочей силы в современных условиях не демонстрируют значительного экономического подъема, напротив, увеличивается разрыв в уровне жизни слаборазвитых и развитых стран. Хотя, бесспорно, семьи трудящихся-мигрантов могут обеспечить более высокое качество жизни за счет переводов своих работников из-за рубежа. Сами мигранты получают доступ к новым возможностям. Тем не менее, общая оценка последствий значительной трудовой эмиграции для страны отрицательна. Растрачивание «человеческого капитала» наносит непоправимый ущерб экономическому потенциалу страны в целом.
Таблица 1
Издержки и выгоды международной трудовой миграции
Страны | Издержки | Выгоды |
---|---|---|
Страны-экспортеры рабочей силы | «Утечка умов» в результате отъезда высококвали-фицированных специалистов; «дряхление мускулов», отъезд работников трудос-пособных возрастов; «реверсивный технологический трансферт» — сдерживание технологического развития страны в результате потери части наиболее квалифици-рованной рабочей силы; потери затрат на подготовку квалифицированной рабочей силы; упущенная выгода в результате не использования части подготовленного трудового потенциала в стране | Валютные переводы трудящихся-мигрантов семьям, оставшимся на родине; уменьшение давления на рынке труда избыточной рабочей силы; капитал, привозимый трудящимися-мигрантами в виде личных сбережений; трудовой опыт работников по возвращении на родину; знакомство с новейшими технологиями, современными формами и методами организации труда; новые предприятия, бизнес, создаваемые работниками по возвращении на родину; формирование зарубежной диаспоры, оказывающей содействие в развитии внешнеэкономических связей страны |
Страны-импортеры рабочей силы | Обострение социальной напряженности между иностранной и местной рабочей силой; избыточное давление предложения рабочей силы на рынке труда; возможное вытеснение иностранной высококвалифицированной рабочей силой местных работников; издержки социального обеспечения трудящихся-мигрантов и членов их семей; общая ксенофобия, социально-культурные различия иностранной рабочей силы и местного населения; проблемы нелегальной иммиграции | Выгоды использования дополнительной высококвалифицированной рабочей силы; низко квалифицированная рабочая сила, удовлетворяющая существующий спрос; экономия на подготовке квалифицированной рабочей силы; большая гибкость рынка труда с использованием контрактных иностранных рабочих; налоги, которые платят иностранные работники; расширение совокупного спроса на потребительские товары иностранными рабочими как стимул развития вторичных отраслей |
Безусловно, это не означает необходимости абсолютного запрета трудовой миграции, обмен знаниями, коммуникация специалистов различных стран мира, работа над совместными проектами — важный элемент прогресса общества. Но необходимо в этом интернациональном рынке труда видеть и удерживать ясные национальные приоритеты, создавая возможности для работников к производительному труду, как в интересах общества в целом, так и повышая собственный уровень жизни и членов своих семей. Как показывает анализ причин миграции, сила выталкивающих факторов, как правило, доминирует над притягивающими аспектами трудовой миграции. Формирование сопоставимых со средним мировым уровнем условий труда и его стимулирование служат хорошей гарантией «не выталкивания» специалистов и квалифицированных работников за рубеж.
Вместе с тем, можно предположить, что трудовая миграция будет продолжаться и в перспективе, все большая часть рабочей силы будет становиться глобальным товаром, обращающимся интернационально, с развитием технологических основ производства, коммуникаций, интернационализацией хозяйственной жизни в целом.
В таблице 1 представлена классификация издержек и выгод интернационализации рынка труда применительно к странам-экспортерам и странам-импортерам рабочей силы, не претендующая на абсолютную полноту, но позволяющая увидеть основные доводы «за» и «против» международного перелива труда.
Динамика выезда российских граждан на работу за границу показывала рост все последние годы: с 45,76 тыс. чел в 2000 г. до 73,13 тыс. чел. в 2008 г., рост на 37,4%. В 2009 г. произошло некоторое снижение, из-за общего спада в мировой экономике, вызванного мировым финансовым кризисом, до 66,29 тыс. чел, но в 2010 г. снова начался рост до 70,24 тыс. чел. (рис. 1).
Свободное перемещение людей из страны в страну позволяет более рациональным образом перераспределять население по территории Земли, осваивать новые территории и включать их в мировое хозяйство, снимать социальную и экологическую нагрузку на территории, создавать новые рынки сбыта продукции.
Последствия миграции для стран иммиграции (принимающей страны).
Позитивные последствия:
Повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
Иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
При импорте квалифицированной рабочей силы принимающая
страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку.
По некоторым оценкам, США сэкономили на создании 12 новых медицинских факультетов за счет привлечения иностранных медицинских работников;
Иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;
Иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ;
§ иностранная рабочая сила, как правило, оплачивается ниже, давая экономию фирмам.
§ большую роль иммигранты играют в омоложении трудовых ресурсов. В конце 1970-х годов в литературе появлялись оценки, по которым удельный вес самого трудоспособного возраста среди иностранцев в ФРГ составлял около 80%, а для коренного населения – 50%;
§ за счет потребления иммигрантов расширяется емкость внутренних товарных рынков принимающей страны, а аккумулированная на их счетах в сберкассах значительная сумма денег может быть использована как дополнительный источник накопления.
§ та часть заработной платы, которую иностранцы переводят на родину, создает предпосылки для спроса на товары принимающей страны в государствах их происхождения. В отдельные годы турецкая община переводила домой до 1 млрд марок, что способствовало появлению дополнительного платежеспособного спроса на западногерманские товары в Турции.
Вместе с тем с иммиграцией связан и ряд проблем и противоречий не только экономического плана (занятость, жилье и т. п.), но и социально-политического и нравственного.
Негативные последствия:
1) целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;
2) происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;
3) провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;
4) иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.
Практически во всех странах иммиграции существует недовольство коренного населения (рабочие теряют заработок в результате снижения цены труда на национальном рынке рабочей силы), которое в годы экономических спадов проявляется довольно бурно. Возможны межнациональные конфликты, рост преступности, особенно при нелегальной иммиграции
Последствия миграции для стран эмиграции (экспортирующей страны).
Воздействие на эмиграционные потоки оказывают не только безработица и разница в заработной плате, но и специальная эмиграционная политика стран происхождения.
Позитивные последствия:
1. Эмиграция облегчает положение в случае напряжения на внутреннем рынке труда.
2. После работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие.
3. Переводы эмигрантов для некоторых стран являются основным источником получения иностранной валюты. Например, Йеменская Арабская Республика в отдельные годы получала от своих эмигрантов порядка 1,3 млрд долл., что во много раз превышало активное сальдо от экспорта товаров.
Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
Налоги с прибыли фирм-посредников;
Переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
Личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).
Вместе с тем эмиграция наносит странам происхождения и определенный ущерб.
Негативные последствия:
1. Потеря части трудовых ресурсов, причем в наиболее трудоспособном возрасте, приводит к старению возрастной структуры трудящегося населения.
2. Теряются затраты, которые страна произвела на подготовку покинувших ее кадров.
3. Предприниматели теряют за счет повышения цены труда, финансовая система несет потери в налоговых поступлениях, страна теряет эффект от инвестиций в подготовку квалифицированной рабочей силы – «утечка умов».
Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов – «утечка умов» для развивающихся стран.
«Утечка мозгов » – международная миграция высококвалифицированных кадров и членов их семей.
Промышленно развитые страны, импортирующие этих специалистов, получают значительный экономический эффект. Так, по имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в Канаде от эксплуатации «чужих умов», в 7 раз, а у Великобритании в 3 раза превышает стоимость объемов помощи, оказываемой странам периферийной экономики.
Характерной особенностью международной миграции в современных условиях является также значительный рост нелегальной миграции . Нелегальная миграция особенно возрастает в периоды кризисов. Страны используют как относительно мягкие методы борьбы с нелегальной иммиграцией (выплата премий иммигрантам за возвращение на родину, создание системы их профессиональной подготовки и др.), так и жесткие принудительные меры, вплоть до насильственной высылки из страны.
На базе национальных рынков рабочей силы по мере интернационализации хозяйственной жизни возникают региональные рынки рабочей силы, а затем и принципиально новое образование – международный рынок труда (рабочей силы).
Мировой рынок рабочей силы (МРРС) представляет собой совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и оказывающий заметное влияние на уровень, характер и размещение производительных сил в рамках национальной и мировой экономики.
Он представляет собой не просто сумму национальных рынков, а качественно новое, по существу наднациональное образование, основанное на неуклонном росте спроса и предложения иностранной рабочей силы, которая может соединяться с капиталом двояким образом:
– путем перемещения самой рабочей силы в места повышенного спроса на нее из одной страны в другую;
– путем перемещения капитала в районы избыточного предложения рабочей силы.
Это – открытые формы проявления международного рынка труда.
Но есть также и скрытые формы: временная работа по контрактам за рубежом, работа в совместных с зарубежными фирмами предприятиях, на импортном оборудовании и по программам, представляющим интерес для зарубежного капитала, и др.
Огромную роль в формировании и развитии международного рынка труда играют транснациональные корпорации (ТНК), в рамках которых действуют специфические формы перемещения квалифицированных кадров. ТНК оказывают воздействие на развитие международного рынка труда различными способами, прежде всего путем переноса производства и капитала из страны в страну и даже с одного континента на другой. Кроме того, своей производственной, технико-экономической политикой они способствуют изменению отраслевой и квалификационной структур рабочей силы национальных рынков труда. Огромный финансовый и производственный потенциал ТНК позволяет им отбирать на международном рынке труда самую высококвалифицированную рабочую силу и, более того, формировать ее в соответствии со своими целями.
Выгоды и издержки трудовой миграции
Самыми значимыми позитивными эффектами выездной работы, по мнению опрошенных трудовых мигрантов, оказались не только материальные достижения («улучшилось материальное положение»; «семья стала покупать более качественные продукты, одежду, товары длительного пользования»), но и определенные социальные эффекты, которые трудно измерить количественно («расширился круг общения», «удалось расширить кругозор», «повысился профессиональный уровень») (табл. 9). В то же время, с точки зрения улучшения жилищных условий, возможности путешествовать, оплачивать образование детей эффективность трудовой миграции оказалась намного меньшей. Примерно половине респондентов удалось в результате выездной работы обеспечить платные медицинские услуги себе или членам семьи и материально помогать родственникам.
Таблица 9. Доля согласных со следующим утверждением: в результате работы на выезде…, %
Скорее согласен |
|
Повысился мой профессиональный уровень |
|
Удалось расширить кругозор |
|
Расширился круг общения |
|
Улучшилось материальное положение |
|
Улучшились жилищные условия в своем городе |
|
Наша семья стала покупать более качественные продукты, одежду, товары длительного пользования |
|
Появилась возможность путешествовать, ездить отдыхать |
|
Удалось обеспечить платные медицинские услуги себе или членам семьи |
|
Удалось оплачивать полностью или частично образование своих детей |
|
Стал(а) помогать родственникам материально |
Эффективность работы на выезде оценивалась опрошенными жителями всех городов примерно одинаково, хотя есть и некоторые особенности. Так, среди мигрантов из Камня-на-Оби половина согласились с тем, что смогли улучшить жилищные условия в своем городе; работники из Вязников чаще видели эффект выездной работы в возможности путешествовать и отдыхать; респонденты из Камня-на-Оби и Ртищево чаще других отмечали возможность оплачивать образование своих детей; жителям Вязников и Ртищево чаще других удавалось с помощью мигрантских заработков оплачивать платные медицинские услуги себе или членам семьи.
Данные исследования начала 2000-х годов позволяют сравнить изменение некоторых оценок эффективности выездной работы в г. Вязники за прошедшие полтора десятка лет (Вязники – единственный город, в котором исследование проводилось и в 2001 , и в 2015 году) (рис. 2).
Рисунок 2. Что удалось сделать в результате
выездной работы?, доля ответов в %,
г. Вязники, 2001 и 2015 годы
За прошедшие годы по большинству позиций эффективность выездной работы стала оцениваться респондентами выше (бо льший процент респондентов смогли решить определенные проблемы, как свои, так и домохозяйства). В 2001 году работа на выезде фактически позволяла домохозяйствам мигрантов выживать, а в 2015 году – стала выгодным «проектом», возможностью обеспечить другой, более высокий уровень жизни. Единственное исключение – улучшение жилищных условий. Видимо, цены на жилье за прошедшие годы, даже в малых городах, настолько выросли, что мигрантские заработки оказались недостаточны.
Наряду с позитивными эффектами трудовой миграции существуют и негативные. И хотя примерно половина опрошенных не видит никаких отрицательных последствий выездной работы для себя и своей семьи (табл. 10), каждый пятый заявил о нехватке времени для воспитания детей, 13% – об ухудшении здоровья, каждый десятый – об ухудшении семейных отношений.
Таблица 10. Какие отрицательные последствия имела для Вас/ Вашей семьи работа на выезде? (%)
Город опроса |
Все города |
Вязники |
Сатка |
Камень- |
Ртищево |
Ухудшились семейные отношения |
|||||
Распалась семья |
|||||
Не стало хватать времени на воспитание детей |
|||||
Ухудшилось здоровье |
|||||
Стал заниматься менее квалифицированной работой |
|||||
Никакого отрицательного влияния |
|||||
Другое (напишите) |
- Невостребованных, будем так говорить, рабочих рук здесь достаточно. Поэтому люди, конечно, те, у кого есть голова на плечах, не теряют надежду, они в поисках работы уезжают. Но, если честно, вот отсюда, наверное, возникает ряд проблем, которые... Ну, если уезжает папа, потом… Сегодня у нас одна из проблем, когда семьи разрушаются, распадаются. Потому что папа уехал, нашел себе вторую половину там. Сказал здесь семье: до свидания. Я знаю… Здесь приходила недавно женщина, которая просила о помощи, потому что муж уехал, ребенок маленький на руках, год еще не работает, надо устроить ребенка в детский сад, потому что нет возможности воспитывать… Вот такие проблемы да, возникают. Таких много (Управление образования в г. Камень-на-Оби)
- Понимаете, они живут отдельно от семьи. Он уезжает, каждые 2 месяца его нет, на месяц приехал, опять на 2 месяца уехал. Считай, семья видится 4 месяца в году. Это же ненормально по этическим, моральным соображениям (Филиал ВУЗа в г. Камень-на-Оби)
- Соседка у меня в Москву ездит, работает. Дочь бросила бабушке, зато сама ездит каким-то продавцом работает. Но, по крайней мере, может содержать бабушку и дочь… Полгода ее нет, а потом она приезжает (Руководитель службы занятости г. Камень-на-Оби)
Отрицательные эффекты не связаны ни с гендером (мужчины и женщины мало отличаются в оценках), ни с уровнем образования (единственное исключение – потеря квалификации: этот пункт назвали значимым 15% респондентов с высшим образованием при 8% в среднем).
Оценки отрицательных эффектов почти не изменились за последние 15 лет, прошедшие с предыдущего исследования (рис. 3).
Рисунок 3. Отрицательные последствия выездной работы, %, 2001 и 2015 гг.
Исключение составляет здоровье – о его ухудшении в 2001 году говорили почти в три раза чаще, чем сейчас. Возможно, причина такой позитивной тенденции – в меньшем распространении среди трудовых мигрантов физически тяжелого труда. Кроме того, респонденты в 2015 году в полтора раза реже стали говорить о нехватке времени на воспитание детей. Возможная гипотеза – за много лет в обществе стали терпимее относиться к такому образу жизни, и придают этому фактору меньшее значение.
EPA/GEORGI LICOVSKI
Международные эксперты прогнозируют, какими последствиями для ЕС чревато пребывание в сообществе сотен тысяч представителей других культурно-этнических и религиозных общностей
ЖЕНЕВА/ ЛОНДОН/ БЕРЛИН/ООН, 31 мая. /ТАСС/. Миграционный кризис, обострившийся в 2015 году, стал одной из глобальных проблем Европейского союза. И хотя тенденции последних недель указывают на то, что поток арабских и африканских мигрантов, приезжающих в Европу, несколько уменьшается, международные аналитики и эксперты пытаются проанализировать все аспекты нынешнего миграционного бума и спрогнозировать, какими последствиями для Евросоюза чревато прибытие и пребывание в сообществе сотен тысяч представителей других культурно-этнических и религиозных общностей.
"Миграция в современном мире: возможности для экономики или стихийное бедствие?" - эта тема заявлена на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который пройдет 16-18 июня.
Экономика прежде всего
Чаще всего миграционный кризис рассматривается в экономическом плане - какую выгоду или, напротив, ущерб может получить стареющее европейское общество от более чем миллиона беженцев, прибывших на континент из охваченных войнами, разрухой и религиозными конфликтами Ближнего Востока и Северной Африки.
Хотя мероприятия по размещению беженцев и упорядочению миграции изначально требуют больших расходов от принимающих государств, тем не менее в перспективе и беженцы, и мигранты, несомненно, являются положительным фактором для экономического развития. Такого мнения придерживаются эксперты Международной организации по миграции (МОМ), Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ).
Как заявила корр. ТАСС представитель департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ) Даун Холланд, прибытие большего числа людей "означает, что они будут расходовать личные деньги или средства, выделяемые местными службами (социальной) поддержки, что в конечном счете положительно повлияет на национальную экономику", - сказала она. "Большинство макроэкономических исследований показывают позитивный эффект", - добавила Холланд.
По ее мнению, об этом свидетельствует опыт Швеции, правительство которой связывает наблюдающийся в стране сильный экономический рост в том числе с большим притоком мигрантов. "Это доказано показателями ВВП, которые мы наблюдаем", - отметила Холланд. При этом она подчеркнула, что подход других европейских стран, которые возводят заграждения на границах, "потенциально может повлиять на свободное перемещение людей и торговлю", что "может иметь негативный эффект".
Тот факт, что странам Европы в прошлом году пришлось принять более миллиона мигрантов и беженцев, многие из которых не имеют образования или профессиональной подготовки, чтобы быстро интегрироваться в экономическую жизнь в Европейском союзе, в МОМ не считают нерешаемой проблемой. "Думаю, что эта ситуация вполне поддается регулированию, - сказал корр. ТАСС официальный представитель МОМ Джоэл Миллман. - Согласно недавно опубликованным статистическим данным, рост ВВП Германии превзошел показатели других стран еврозоны, а безработица там сейчас чуть ли не самая низкая за последние 20 лет. Ясно, что германская экономика способна справиться с ситуацией".
Помощь, которую Германия оказывает мигрантам, это своего рода стимул для местной экономики, ведь через мигрантов она возвращается германским поставщикам услуг - в жилищный сектор, производителям продуктов, одежды. "А ведь известно, что экономика как раз нуждается в том, чтобы сохранялся определенный уровень потребления. Ей нужны имеющие заработок налогоплательщики, способные поддержать социальные гарантии, которые дало правительство, в частности, пожилым людям", - пояснил далее Миллман.
По его мнению, значительная часть мигрантов необязательно останется в Европе навсегда. Он напомнил в этой связи об опыте США, где трудовые мигранты из Мексики, Филиппин и других стран были основными сборщиками урожая, а затем возвращались в свои страны, чтобы вновь вернуться на следующий год.
Но сельскохозяйственный сектор - не единственный, где миграция может оказать положительное влияние. Миллман вновь привел в пример США, где в здравоохранении широко заняты мигранты. "Не знаю, что делала бы Америка, если бы у нее не было иммигрантов, которые обходятся недорого, работая на этих очень трудных и, прямо скажем, порой не очень приятных работах, - сказал он. - Это труд 24 часа в сутки. Больницы никогда не закрываются".
Как позитивный можно рассматривать и опыт Швейцарии, где женщины-мигрантки привлекаются для работы в домах престарелых. Причем, если в прошлые десятилетия этой работой занимались в основном итальянки, то затем произошел "сдвиг" в сторону работниц из Южной Америки и Восточной Европы. "Расстояния больше не являются преградой для организованной миграции", - заключил Джоэл Миллман.
В целом положительное влияние миграции на экономику стран, принявших значительные группы беженцев, прогнозирует и ряд германских экспертов. Так, в частности, президент Немецкого института экономических исследований Марсель Фратчер напоминает, что в ходе дискуссий о влиянии миграции на будущее страны обсуждение "часто касается только краткосрочных расходов, которые в ближайшие годы, без сомнений, будут огромными". Но "если интеграция на рынке труда удастся, то первоначальные траты станут своего рода инвестицией в будущее: даже если многие беженцы имеют более плохие перспективы на рынке труда из-за отсутствия необходимой квалификации, а те, кто все же находит работу, зачастую демонстрирует производительность ниже среднего уровня, в долгосрочной перспективе позитивные экономические импульсы для Германии перекроют расходы", - убежден он. Главный вопрос, по мнению Фратчера, "заключается не в том, принесут ли мигранты экономическую выгоду Германии, но исключительно в том, как скоро это произойдет".
"Даже если интеграция будет происходить медленнее, чем предполагалось, в долгосрочной перспективе беженцы внесут свой вклад в развитие экономики. Более того, уже нынешнее поколение граждан Германии ощутит это в виде более высокого дохода на душу населения", - считает эксперт.
Раз мигранты - значит проблемы?
Противоположной точки зрения придерживается известный в Германии экономист, бывший глава Института экономических исследований (ИФО-институт) Ханс-Вернер Зинн, скептически настроенный в отношении каких бы то ни было плюсов от наплыва беженцев для экономики ФРГ. "Беженцы станут огромной нагрузкой для социальной системы. Мигранты из регионов, где идет война, хуже образованы, а потому обойдутся еще дороже для государства, чем прибывавшие ранее. Экономика, правда, извлекает выгоду от наличия дешевой рабочей силы, однако потери тех граждан Германии, кто конкурирует с беженцами за рабочие места, столь же велики, как и эта выгода. Неравенство будет становится все больше, а социальная система соответственно все дороже", - считает он.
"Еще важнее образование, - продолжал Зинн. - Кто плохо образован, тот мало зарабатывает и платит недостаточно налогов и взносов, чтобы покрыть то множество государственных услуг, которые он получает. Проблема стареющего государства лишь усилится из-за низкой квалификации мигрантов". "Настоящая интеграция, в том смысле, что мигрант будет получать среднестатистический для Германии доход, и его проживание (в Германии) не будет больше стоить государству ничего, произойдет, по моим оценкам, не раньше третьего поколения", - прогнозирует он.
Нынешний глава ИФО-института Клеменс Фюст указывает на то, что "миграционный кризис вынуждает больше тратить, в связи с чем приходится экономить на других областях". "Власть вводит население в заблуждение: мы не сможем уравновесить нагрузку от потока беженцев, влезая в новые долги. В связи с миграционным кризисом денег станет меньше, чем раньше, это факт", - подчеркнул он.
"Сегодня каждую трату принято называть инвестицией в будущее, это заблуждение, в том числе и в том, что касается беженцев, - считает Фюст. - Все не так просто. Если мы не интегрируем этих людей и не обеспечим их работой, нам это дорого обойдется. Мы должны вложить много средств, чтобы, например, сделать доступным образование. Прибыль из этого мы, вероятно, никогда не сможем извлечь, так как в среднем мигранты остаются потребителями государственных услуг. Мы хотим и должны помогать людям, которые прибывают к нам. Но это не бизнес, и мы должны будем за это платить".
Экономист Томас Штраубхаар, бывший директор Гамбургского института мировой экономики не считает, что беженцы смогут ликвидировать нехватку специалистов в Германии. По его словам, "технологический прогресс делает человеческий труд неактуальным". "В этой связи непонятно, почему некоторые эксперты приходят к выводу, что вскоре Германия столкнется с дефицитом рабочей силы. Все утверждения, что именно поэтому и необходима миграция, неверны уже потому, что они отрицают или, как минимум, недооценивают трудосберегающий прогресс, а также потому, что незадействованными остаются еще много имеющихся мощностей", - отмечает Штраубхаар.
"Заблуждение полагать, что среди беженцев мы найдем тех умных и динамичных работников, в которых нуждаемся. Разница между немецким и сирийским инженером огромна", - указал экономист. По его словам, "миграция не остановит и процесс старения населения". "Неверным также является мнение, что в страну приезжают исключительно "подходящие" по возрастному принципу люди. Беженцы не являются ни источником наших проблем, ни универсальным средством излечения от всего, что нас мучает", - считает бывший директор Гамбургского института мировой экономики.
С мнением германского экономиста о профессиональном уровне мигрантов не согласен представитель МОМ Джоэл Миллман. По его мнению, эта проблема не нова. В частности, 40 лет назад "точно такой же вопрос вставал в связи с прибытием мигрантов-итальянцев в Германию". Они в итоге интегрировались и смогли дать хорошее образование своим детям. Это относится и к ирландцам-иммигрантам. Значит и с сирийцами это будет возможно, уверен Миллман. "Ясно, что это возможно, вопрос только в желании этого добиться", - резюмировал он.
Не каждый мигрант является беженцем
Главный экономист регионального подразделения Всемирного банка (по Европе и Центральной Азии) Ханс Тиммер указал на принципиальные различия между мигрантами и беженцами. По его словам, спровоцированный конфликтами массовый исход жителей Сирии и других стран "существенно отличается от экономической миграции, характерной для глобализации".
"Отличается конечная цель этих двух процессов, следовательно, по-разному измеряется и их успех. Экономическую миграцию можно считать успешной, если повышается благосостояние самого мигранта, а также наблюдается рост уровня доходов на душу населения в принимающей стране и стране его происхождения. В случае с беженцами стоит задача спасти жизни и обеспечить безопасность людей", - сказал он.
Тиммер отметил, что экономическая миграция "преследует цель более эффективного распределения ресурсов, точно так же, как и открытие границ для торговли". В ООН неоднократно указывали на пользу осуществляемых мигрантами денежных переводов на родину, совокупный объем которых превышает размер помощи, выделяемой международным сообществом на развитие стран с низким уровнем дохода.
Эксперт ВБ напомнил, что беженцы, в отличие от мигрантов, после регистрации сразу не получают разрешение на работу, содержатся в специальных лагерях или центрах, а также зачастую не связаны со своей диаспорой в принимающих странах.
"Однако эти различия не означают, что в долгосрочной перспективе успешная интеграция беженцев в общество не будет иметь эффект, характерный для экономической миграции, - подчеркнул Тиммер. - Беженцы также могут оказать положительное воздействие на экономику принимающей страны".
Особая позиция
Особую позицию в отношении миграции занимают британские эксперты, поскольку вся миграция в Соединенное Королевство идет с континента, из других стран ЕС, будь то гражданин одного из государств Европейского союза или беженец с Ближнего Востока, сумевший "просочиться" через все выставленные кордоны. Британский политолог и издатель журнала Politics First Маркос Пападопулос считает, что для Великобритании вопрос миграции из Евросоюза "играет одновременно как политическую, так и экономическую роль".
"Премьер-министр Дэвид Кэмерон перед проведением в прошлом году парламентских выборов пообещал существенно сократить показатель чистой миграции. Но, на самом деле, данную проблему стоит рассматривать, исходя из реалий рынка труда. В Соединенном Королевстве существует множество рабочих мест, которые британцы занять не стремятся, как правило это низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд, поэтому эту нишу заполняют мигранты из стран ЕС. Это, в свою очередь, приносит пользу экономике", - отметил он.
К серьезным минусам иммиграции Пападопулос отнес "перегрузку системы здравоохранения, поскольку прибывающие в страну мигранты получают автоматическое право на медицинское обслуживание". "При нехватке кадров в итоге система перегревается и начинает выдавать сбои", - добавил эксперт.
По его мнению, "давление также осуществляется на школы, где должны обучаться дети мигрантов", в результате "переполненные учениками классы снижают качество образования, для открытия новых, опять же, необходимы кадры и технические условия".
"Иммиграция самыми разными путями оказывает воздействие на Соединенное Королевство, и ее эффект не может ограничиваться одной лишь статистикой, - заметила директор Центра мониторинга за миграцией Оксфордского университета Мадлен Сампшн. - Если брать ситуацию в целом, то практика показывает, что влияние миграции из ЕС на основные экономические показатели, такие как, скажем, состояние рынка труда, государственное финансирование или оказание услуг общего пользования, сравнительно невелико. Однако различные группы людей почувствуют на себе негативные последствия, и, конечно же, экономика не один лишь фактор, который заботит избирателей".
Согласно последним данным Национальной статистической службы Великобритании, число граждан других стран ЕС, проживающих в Соединенном Королевстве, увеличилось в 2015 году на 184 тысячи человек. Этот показатель на 10 тысяч превышает данные предыдущего года. Общий же миграционный прирост, с учетом и тех, кто прибыл в страну из других частей света, составил в прошлом году 333 тысячи человек, то есть ровно треть миллиона. При этом покинули страну 297 тысяч, а прибыли в нее 630 тысяч, из числа которых 308 тысяч иммигрировали с целью добиться лучших условий работы.
Общая численность населения Великобритании приближается сейчас к 65 миллионам. Служба спрогнозировала, что в течение следующих 10 лет население Великобритании увеличится на 4 млн человек, а ныне 8,5-миллионный Лондон преодолеет 10-миллионную отметку. Причем половину прироста населения столицы обеспечит именно иммиграция.
В связи с неизбежностью значительного увеличения численности мигрантов в Великобритании Маркос Пападопулос предупреждает, что "потенциальной опасностью для Великобритании является вариант, при котором из Европы будут мигрировать люди с радикальными взглядами. А учитывая то, что Соединенное Королевство является мультикультурным сообществом, это может быть весьма опасно. Если страна сможет выйти из ЕС по итогам референдума (23 июня этого года) то, конечно же, власти смогут сократить уровень миграции".
Миграция все меняет
Опасность политической радикализации в странах, принимающих в массовом масштабе мигрантов и беженцев, видят и в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). "Теперь множество людей прибывает к нам извне. Мы видим последствия этого для наших обществ, видим риск политической радикализации. Мы должны работать над тем, как люди воспринимают миграцию", - сказал корр.ТАСС генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер. "Мы стремимся все больше смотреть на миграцию как на фактор, в корне меняющий положение дел в плане безопасности обществ, которые становятся все более разнообразными", - сказал он. По словам Занньера, в ОБСЕ в будущем ожидают "значительный приток мигрантов и беженцев", в результате чего целые общества будут "меняться и развиваться". "Мы видим, что строительство стен не работает. Те, кто прибегает к такой практике, должны понять это", - сказал он.
Между тем в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) считают, что "в мировом масштабе тенденция такова, что беженцы приносят выгоду принимающей стране". Как сообщил корр. ТАСС представитель этого ведомства Эдриан Эдвардс, миграция приводит к тому, что "увеличивается объем рабочей силы и в определенном смысле растут профессиональные навыки. Происходит интеграция. Это приносит экономические выгоды".
Как подчеркнул недавно генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, "беженцы и мигранты отнюдь не представляют угрозы, а напротив, вносят вклад в развитие принимающих их государств, а также своих стран происхождения". Он призвал противостоять дискриминации и нетерпимости, давать отпор политикам, которые стремятся "завоевать голоса избирателей, создавая атмосферу запугивания и раскола". "Настало время для наведения мостов между народами и людьми", - считает генсек.
В УВКБ внимательно "на ежедневной основе" следят за тем, как претворяется в жизнь мартовское соглашение Анкары и Брюсселя по беженцам, сообщил Эдвардс. Тот факт, что оно привело к резкому сокращению потока мигрантов и беженцев в Европу, в УВКБ расценивают позитивно "в том смысле, что меньше стало людей, рискующих своей жизнью" во время опасных путешествий по морю в Европу. Как подчеркнул Эдвардс, важно, чтобы "управление ситуацией на границах осуществлялось одновременно с управлением в сфере предоставления убежища". "В широком смысле слова процесс идет, но есть еще задержки в Греции, и нужно предпринять еще много улучшений на материковой части Греции в системе рассмотрения просьб об убежище, а также в расселении (беженцев в других странах)", - сказал собеседник.
Альтернативой ужесточению миграционных законов, призванных сократить количество беженцев, направляющихся в благополучные страны Евросоюза, по мнению УВКБ, может служить гуманитарная помощь тем государствам, откуда мигранты в массовом порядке направляются в Европу.
"Инъекция гуманитарной помощи во многих странах может представлять собой существенную поддержку экономике, как это было в Афганистане, - пояснил Эдвардс. - В то же время, в краткосрочной перспективе в отдельных странах приток беженцев может создавать сложности для местных общин. Невозможно помогать беженцам, если одновременно не помогаешь принимающей их общине, поскольку это может привести к большим политическим затруднениям". Поэтому в УВКБ считают, что очень важно помогать странам, граничащим с Сирией. В этой связи Эдвардс напомнил о нехватке средств: программы поддержки государств региона, принявших сирийских беженцев, профинансированы донорами только наполовину. Есть и другие проблемы. Во многих странах правительствам "по внутриполитическим причинам может не нравиться идея, чтобы беженцы рассматривались как часть рабочей силы", то есть им не предоставляют право работать.
"Если же дать им возможность стать частью рабочей силы, то они могут принести пользу стране и содержать себя, - сказал Эдвардс. - В противном случае, если их просто помещать в лагеря, это потребует денег, продовольствия и так далее".
Как скажется нынешняя волна миграции в Европу на ее экономическом развитии в отделенной перспективе? Какого эффекта следует ожидать лет через 20-30? "Абсолютно положительного!" - уверен представитель МОМ Джоэл Миллман. Ключевой фактор, по его мнению, заключается в том, что этот процесс является управляемым. Кроме того, следует помнить, что в качестве принимающей стороны выступают европейские государства, в которых существует "хорошее трудовое законодательство".
Над материалом работали Константин Прибытков (Женева), Илья Дмитрячев, Игорь Броварник, Максим Рыжков (Лондон), Вячеслав Филиппов (Берлин), Олег Зеленин (ООН).