Велимир Хлебников: биография, интересные факты из жизни, фото. Велимир хлебников - биография, информация, личная жизнь
Хлебников Велимир (настоящее имя Виктор Владимирович) (1885-1922), поэт.
В 1903 г. окончил гимназию в Казани и поступил на физико-математический факультет Казанского университета. За участие в студенческих волнениях был исключён, некоторое время находился под арестом; завершил образование лишь в 1911 г. в Петербургском университете.
В 1903 и 1903 гг. в составе научных экспедиций побывал в Дагестане и на Урале. Первые сочинения Хлебникова (1905 г.) - статьи по орнитологии. Литературные произведения увидели свет в 1908 г.
Вскоре (с 1910 г.) о стихах Хлебникова, печатавшегося под псевдонимом Будетлянин («Заклятие смехом», «Зверинец» и др.), заговорили.
Поэт вошёл в авангардистское сообщество «Гилея» и увлёкся реформаторством поэтического языка. В 1916-1917 гг. Хлебников находился в чине рядового в составе запасных полков; антивоенные стихи этого периода вошли в поэму «Война в мышеловке» (1919 г.), проникнутую мечтой о всемирном братстве. Поэт приветствовал революционные события 1917 г., но выступал с резкой критикой «красного террора».
В 1919 г. в занятом белогвардейцами Харькове он уклонялся от призыва в армию, для чего лёг на обследование в психиатрическую лечебницу. Несмотря на голод и дважды перенесённый тиф, не переставал напряжённо работать.
В 1920 г. создал поэмы «Ночь в окопе», «Ладомир», «Царапина по небу», в 1921 г. - «Ночной обыск», «Председатель Чеки», «Ночь перед Советами».
В 1921 г. как корреспондент газеты «Красный Иран» Хлебников с частями Красной армии посетил Персию. В конце года поэт переехал в Москву, где умер бы от истощения, если бы не помощь друзей.
В юности, находясь под впечатлением от гибели в 1904 г. броненосца «Петропавловск», Хлебников дал клятву найти «основной закон времени», управляющий судьбами людей. Именно открытие такого закона, сделанное в 1920 г., он считал своим главным достижением.
Итоги исканий подведены в книге «Доски судьбы» (1922 г.). Вскоре пришла новая беда - малярия. Надежды подлечиться в Новгородской губернии не оправдались.
В 1960 г. останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.
Велимир (настоящее имя — Виктор Владимирович) Хлебников родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии России (ныне село Малые Дербеты, Калмыкия) в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи.
В 1903 году Хлебников поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В 1904 году он, подав прошение об увольнении, поступил на естественное отделение физико-математического факультета.
В 1903 году Хлебников был в экспедиции в Дагестане, в 1905 году — на Северном Урале.
В 1908 году поступил в Санкт-Петербургский университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический, но оставил учебу в 1911 году.
К его первым творческим опытам относятся не только стихи, сочинявшиеся им с 11 лет, но и "снимки" — записи фенологических и орнитологических наблюдений, перемежаемых размышлениями на темы биологии, психологии, философии, этики и набросками автобиографической прозы ("Еня Воейков"). Студентом Хлебников напечатал несколько статей по орнитологии.
В 1908 году в Крыму он познакомился с поэтом-символистом Вячеславом Ивановым и вошел в круг его "Академии стихов", но их пути быстро разошлись.
Литературным дебютом Хлебникова стала публикация в 1908 году в журнале "Весна" стихотворения "Искушение грешника".
Слава Хлебникова-новатора началась со стихотворений "Зверинец", "Заклятие смехом", "Бобэоби" (1908-1909). В 1910 году он вошел в группу "Гилея", в которую входили поэты Василий Каменский, Давид Бурлюк, а позже вошли Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц.
Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который он называл "будетлянством". Его стихи вошли в футуристический сборник "Садок судей" (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышли книги поэта "Ряв!", "Творения 1906-1908" и другие.
В 1912 году был опубликован впоследствии знаменитый сборник футуристов "Пощечина общественному вкусу", наполовину состоявший из стихов Велимира Хлебникова. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы "Маркиз Дэзес" (1909-1911) и поэмы "Журавль" (1909) были ориентированы на разговорную речь. В "Пощечине общественному вкусу" была напечатана составленная Хлебниковым таблица "Взор на 1917 год", в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал "падение государства".
В 1912 году также была издана книга Велимира Хлебникова "Учитель и ученик", где он изложил основы "будетлянства" как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу "заумного языка", разработанного им совместно с поэтом Алексеем Крученых и воплощенного в их общей поэме "Игра в аду" (1912) и в общем сборнике "Слово как таковое" (1913).
С 1915 года Велимир Хлебников разрабатывал утопическую идею Правительства Земного Шара из 317 председателей, способных установить справедливый миропорядок.
Во время Первой мировой войны поэт был призван в армию и с апреля 1916 года по май 1917 года находился в запасном полку в Царицыне. В это время он написал несколько стихотворений, которые позднее вошли в поэму "Война в мышеловке", опубликованную в конце 1920-х годов.
Весной 1917 года в Харькове маленьким тиражом вышло "Воззвание Председателей Земного шара" и стихотворение "Свобода приходит нагая…" — отклики на Февральскую революцию 1917 года.
Октябрьскую революцию 1917 года Велимир Хлебников встретил в Петрограде, описав увиденное в поэме "Ночной обыск"(1921). В 1918 году он находился в Астрахани и позже воплотил свои впечатления в поэме "Ночь перед Советами" (1921). В 1919-1920 годах на Украине в Харькове Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах "Ночь в окопе" (1920), "Каменная баба" (1919), в рассказе "Малиновая шашка" (1921). Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме "Ладомир" (1920), опубликованной в Харькове.
В апреле 1921 года с частями Красной Армии Хлебников отправился в Персию (Иран), во время путешествия им были написаны стихотворения "Иранская песня", "Ночь в Персии", поэма "Труба Гуль-муллы" — своего рода дневник его странствования.
Прощанию с Закавказьем посвящено стихотворение "Ручей с холодною водой…".
Октябрь 1921 года Хлебников провел в Железноводске, часть ноября и декабря — в Пятигорске. Работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. В этот период были завершены поэмы "Ночной обыск", "Председатель Чеки", "Ночь перед Советами", "Настоящее", "Горячее поле" ("Прачка"), "Берег невольников".
В декабре 1921 года Велимир Хлебников вернулся в Москву. В 1922 году им была завершена "сверхповесть" под названием "Зангези".
Весной 1922 года, будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернию вместе с художником Петром Митуричем.
Велимир Хлебников скончался в деревне Санталово Новгородской губернии. Был похоронен на погосте деревни Ручьи Крестецкого района Новгородской губернии. останки поэта были перенесены в Москву на Новодевичье кладбище.
Творчество Велимира Хлебникова оказало большое влияние на поэтов Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, Бориса Пастернака, Николая Заболоцкого.
Сестра поэта художница Вера Хлебникова (1891-1941) после смерти брата в 1922 году написала свои воспоминания, в 1920-е годы иллюстрировала его произведения. В 1924 году она вышла замуж за художника и педагога Петра Митурича (1887-1956), свидетеля смерти Велимира Хлебникова. Известность получили рисунки Митурича "Больной Велимир Хлебников" и "Велимир Хлебников на смертном одре" (1922).
28 июня 1986 года , в день памяти поэта, был открыт первый музей Велимира Хлебникова в деревне Ручьи Новгородской области. С 1986 года в деревне Ручьи проходят Хлебниковские чтения.
19 октября 1993 года в Астрахани, в бывшей квартире родителей поэта, был открыт Дом-музей Велимира Хлебникова.
В 2010 году была основана Всероссийская литературная премия "Послушайте!" имени Велимира Хлебникова, которая присуждается ежегодно в день рождения поэта 9 ноября.
В Калмыкии близ села Тундутово установлен памятник Велимиру Хлебникову работы скульптора Степана Ботиева.
На месте захоронения поэта в селе Ручьи Новгородского района был сооружен памятник Хлебникову работы известного московского скульптора Вячеслава Клыкова.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников родился 28 октября (9 ноября) 1885 года
в с. Тундутово, по другим сведениям с. Малые Дербеты, Астраханской губернии в семье ученого-натуралиста.
С 1903 года – студент Казанского университета физико-математического факультета. Однако в Казани Хлебников проучился недолго – за участие в студенческих выступлениях его исключили из университета, непродолжительное время Хлебников даже был под арестом. В 1903-1905 годах Велимир побывал в составе научных экспедиций по Дагестану и Уралу, писал статьи по орнитологии. В 1908-1911 учился в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета (не окончил; Хлебникова исключили, т. к. не внес плату за обучение). Литературный дебют – в 1908 . В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне» (так поэты называли квартиру главы символистов Вячеслава Иванова). Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 стал ведущим участником литературной группы футуристов. В 1912 году познакомился с В. Маяковским. В 10-е гг. выходят книжки Хлебникова «Ряв» (1913 ), «Изборник стихов. 1907-1914», «Творения 1906-1908», зарождаются его бунтарские и утопические проекты всестороннего переустройства мировой жизни («Труба марсиан», «Лебедия будущего»). Тогда же начинаются странствия Хлебникова, которые позже превращаются для него в жизненное выражение поэтической миссии с её «внебытовой» свободой. В пореволюционные годы Хлебников пишет очень много, но печатается мало (большинство произведений опубликовано посмертно).
Ближайшее окружение (футуристы, исследователи-формалисты, например Р. Якобсон, автор книги «Новейшая русская поэзия. Набросок 1-й. Виктор Хлебников», Прага, 1921) ценило Хлебникова преимущественно как реформатора поэтического языка. Однако предпринятое Хлебниковым «разрушение» классического поэтического слова было только одним из следствий его миросозерцания и художественной позиции. В 10-е годы он выступил как создатель «первобытной» славяно-языческой утопии (поэмы «Лесная дева», 1911 ; «И и Э», 1912 ; «Шаман и Венера», 1912 ; «Вила и леший», 1912 ) и как пророк грядущего «бунта вещей», автор антибуржуазных и антииндустриальных урбанистических гротесков (пьеса «Маркиза Дэзес», поэма «Журавль»). Хлебников обращается к фольклорно-мифологическим формам художественного мышления («Змей поезда», 1910 ; «Дети Выдры», 1913 ). В основе раннего словотворчества Хлебникова лежит принцип смысловой метаморфозы. Он отказывается от устойчивого рационального слова-понятия, дробя его на составные, наделенные текучим образным смыслом, и заново «складывая» полученные части (например, экспериментальные вещи «Заклятие смехом», «Любхо»). Этот процесс, вопреки представлениям самого Хлебникова, не возвращал к подлинной этимологии слова, к восстановлению его внутренней формы, но помогал стилизовано воссоздать самый тип архаического языкового мышления, воспроизвести «заумный» словесный колорит заговоров и заклинаний. Вместе с тем выработанная Хлебниковым примитивистская техника нарочитого инфантилизма, «сдвига», стилистических анахронизмов, внезапных сломов классического метра бросала некую ироническую тень на мечту поэта о докультурной гармонии с природой, на его «новую мифологию» (поэма «Поэт», 1919 , дает эту же тему в трагическом аспекте).
Война внесла в творчество Хлебникова современную тему, а революция существенно переориентировала его. К революции 1917 года Хлебников отнесся положительно, но последовавшую за ней политику «красного террора» принять никак не мог. В 1919 году Велимир Хлебников, находясь в Харькове, который был в то время занят белогвардейскими войсками, лег на обследование в психиатрическую больницу, чтобы избежать призыва в армию. Хлебников два раза переболел тифом, но, несмотря на плохое состояние здоровья и голод, продолжал много писать. Через неприятие империалистической войны (поэмы «Война в мышеловке», 1915-1919 ; «Берег невольников», 1921 ) Хлебников приходит к мечте о всемирном братстве людей (в частности, многоплеменная Азия мыслится им как прообраз грядущего сопряжения разных культур). Сочетая современность с седой древностью, поэзия Хлебникова утверждает эпический, былинный размах революционных событий («Каменная баба», 1919 ; «Ночь в окопе», 1921 ). Подобно А. Блоку, Хлебников усматривает в народном восстании, в бунте «колодников земли» исторической возмездие (поэмы «Прачка», «Настоящее», «Ночной обыск», «ночь перед Советами», написанные в 1921 ) и вместе с тем – прорыв к переустройству Вселенной на новых началах. Желанное воссоединение с природой видится теперь Хлебниковым на открытых революцией научно-трудовых путях («Ладомир», 1920 ). Поэтика Хлебникова решительнее отрывается от экспериментально-стилизаторских задач, обретает большую непосредственность, обогащается многоголосицей ритмов, обращением к интонационному стиху, свободно следующему за поэтическим образом («Труба Гуль-Муллы», 1921 ). В то же время революционный переворот жизненного уклада преломлялся у Хлебникова в анархическую утопию, в которой пророческой фигуре поэта отводится особая, мессианская роль. Хлебников искренне усвоил роль тайновидца, открывшего освобожденному человечеству путь к овладению числовыми «законами времени» («Доски судьбы», 1922 ) и к объединению через посредство «звездного», т.е. пригодного для всей нашей «звезды»-Земли, языка (построенного на выявлении смыслового ядра отдельных звуков, якобы сокровенно присутствующего в них, – программная статья «Наша основа», 1919 ). Претензия Хлебникова создать «сверхповесть» («Царапина по небу», 1920 ; «Зангези», 1922 , и др.) – некую «книгу судеб», которая преподала бы народам начатки «нового» знания и жизнетворчества, относится к числу трагических неудач поэта. Поэзия Хлебникова во многих отношениях оставалась в пределах литературного модернизма (принцип незавершенности, сводящий композицию вещи к ассоциативному нанизыванию тем и мотивов; недоверие к понятийному языку, отказ от прямого именования предмета, зашифрованность образов посредством перифрастического описания; сочетание элементов мифологического мышления с сугубо рационалистическим расщеплением слова и предмета).
Велимир Хлебников умер 28 июня 1922 года в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть, подлечиться. В 1960 г. прах В. Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.
Поэзия первой половины 20 века усвоила некоторые элементы поэтики Хлебникова: новые типы рифм, его интонационный стих, некоторые его образные ходы – реализацию метафоры и особенно насыщение звуковых элементов стиха смысловыми ассоциациями (в поэзии В. Маяковского, Н. Асеева, Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Цветаевой). В творчестве Н. Заболоцкого сказался не только гротескный примитивизм мифологических поэм Хлебникова, но и его уникальное чувство природы и «ладомирские» утопические идеи преображения мира.
Велимир (урождённый Виктор) Владимирович Хлебников (1885-1922) - советский и российский поэт, общественный деятель, родоначальник футуризма. Его творчество повлияло на многих известных личностей, включая Владимира Маяковского. Единомышленники считали поэта гением и новатором, однако у него было совсем немного читателей. Из-за тотального непонимания Хлебников столкнулся с разными трудностями, его биография наполнена болью и тяжёлыми переживаниями. Лишь задолго после смерти люди смогли по достоинству оценить талант Виктора Владимировича.
Детство и образование
Будущий поэт появился на свет 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкии. На тот момент его родное село было частью Астраханской губернии России. Хлебниковы были потомками старинного купеческого рода. У Виктора было двое братьев и две сестры, одна из которых впоследствии стала художницей. Вера Хлебникова была самым родным человеком для литератора, до конца дней ему так и не удалось создать семью.
Родители с детства приучали своих отпрысков к искусству и науке. Мать, Екатерина Николаевна Вербицкая, была родом из богатой семьи, в числе предков женщины были запорожские казаки. Екатерина окончила Смольный институт, она помогла своим пятерым детям получить отличное образование, привила любовь к литературе и истории. Уже в четыре года Велимир блестяще читал по-французски и по-русски, занимался рисованием.
Отец занимался орнитологией, дети нередко ходили в степь вместе с ним. Там они любовались небом и облаками, часами слушали пение птиц, вели записи. Впоследствии Владимир Алексеевич основал первый заповедник на территории СССР. Семья часто переезжала, в 1898 г. они отправились в Казань вместе с детьми. Там Велимир обучается в гимназии, испытывая особый трепет во время изучения математики и биологии. Уже в последних классах он начинает сочинять стихотворения.
В 1903 г. Виктор стал студентом физико-математического факультета Казанского университета. Год спустя он решил перевестись на естественное отделение, поэтому подал прошение об увольнении. В 1908 г. юноша поступает на естественный факультет Санкт-Петербургского университета. Незадолго после этого он переводится на историко-филологический. В 1911 г. Хлебникова отчисляют из-за того, что он не может оплатить учёбу.
В 1903 г. футурист отправился в экспедицию по Дагестану, через два года он повторил этот опыт на Северном Урале. В 1906 г. студента принимают в Общество естествоиспытателей, но незадолго после этого он окончательно перестаёт уделять внимание орнитологии.
Первые стихотворения
Ещё с детства поэт начал вести фенитологические и орнитологические записи во время походов с отцом. В его тетрадях биология и психология причудливо сочетались с размышлениями на тему философии и этики и даже набросками автобиографии. В студенческом возрасте юноша печатает несколько статей научного характера. С 11 лет он пишет небольшие стихи.
Несколько раз в 1904 г. Виктор отправлял свои стихи и рассказы А.М. Горькому в надежде быть опубликованным в его издательстве. Однако литератор ни разу не получил ответа. С юных лет до 1906 года он пишет автобиографическую повесть «Еня Воейков», так и оставшуюся незавершенной.
В 1908 г. юноша знакомится с Вячеславом Ивановым, крымским поэтом. В течение некоторого времени они общаются, футурист даже входит в круг «Академии стихов», но потом пути литераторов расходятся. В это время он также пересекается с Гумилёвым и Кузьминым, последнего стихотворец называет своим учителем.
Именно после знакомства с Ивановым поэт впервые публикует своё стихотворение в журнале «Весна», подписываясь Велимиром. Дебютом стало произведение под названием «Искушение грешника». Читатели не слишком восторженно восприняли его творчество, слава пришла к Виктору немного позже. В 1909 году он выпускает стихи «Бобэоби», «Заклятие смехом» и «Зверинец», которые были высоко оценены подписчиками журнала.
Примыкание к «будетлянам»
В 1910 г. стихотворец становится членом группы «Гилея» вместе с Василием Каменским и Давидом Бурлюком. Позднее в это объединение вступают Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц. Несмотря на тесное общение с символистами, акмеистами и художниками, Велимир уже тогда начинает придерживаться собственного стиля.
В 1910 г. выходит футуристический сборник «Садок судей», в который вошли некоторые сочинения Хлебникова. В это же время публикуются его книги «Ряв!», «Творения 1906-1908» и другие. В 1912 г. был выпущен сборник «Пощечина общественному вкусу», большая часть стихотворений в нём была написана поэтом. На последних страницах стихотворец вставил таблицу с датами падений великих государств. К вычислениям он добавил фразу «Некто 1917». Позже подобная информация была напечатана в книге «Учитель и ученик».
С 1915 г. поэт разрабатывает теорию Правительства Земного Шара, состоящего из 317 председателей. Он мечтал о мире на планете, равноправном и здоровом обществе, где все уважают друг друга. В это время распадаются все организации, к которым Велимир имел отношение. Маяковский утверждает, что футуризм «мертв как особенная группа».
Современные учёные относят его творчество к кубофутуризму, тогда как Хлебников называл себя «будетлянином». Литератор крайне серьёзно относился к языку, оберегая его от иностранных заимствований. Взамен он придумал множество новых слов, но они не прижились.
Мировоззрение футуриста
Хлебников всегда был на стороне справедливости, поэтому у него часто возникали конфликты с властью. Ещё во время учёбы в университете юноша участвовал в студенческой демонстрации, после этого он провёл месяц в тюрьме. По некоторым данным именно это стало причиной исключения с математического факультета в ноябре 1903 г.
В отличие от многих футуристов, Велимир никогда не был наглым и дерзким. Напротив, он вёл себя крайне рассеянно, не берёг свои сочинения. Иногда он даже использовал их для обогрева, ночуя в степи. Юноша бунтовал против буржуазного быта, уделял всё своё время науке и творчеству, из-за этого жил он крайне бедно. Чаще всего стихотворец скитался по квартирам друзей в разных городах и странах, иногда он снимал маленькие комнатушки.
Виктор привлекал окружающих людей благодаря своему необычному складу личности. Он оставался верным своим принципам и взглядам, несмотря на давление со стороны. У поэта было много различных увлечений и интересов. Он изучал японский язык, философию Платона и Спинозы, занимался кристаллографией и живописью. Также стихотворец пробовал себя в музыке, очень много времени он посвятил науке.
Хлебников ставил перед собой грандиозные цели, которые не мог выполнить никто другой. Некоторые из них находились на грани между реальностью и фантастикой, но футурист верил во всё, что он делает. Он хотел познать свою страну путём научного анализа, долго и ревностно изучал язык, увлекался историей. Всё это литератор делал ради будущего, он был уверен, что при определённом уровне знаний можно предсказать многие события.
После Цусимского сражения, происшедшего в ходе русско-японской войны, Виктор начал искать «закон времени». Он надеялся, что это поможет оправдать все исторические смерти. Впоследствии Хлебников смог точно предугадать дату Октябрьского переворота, также он предвидел Первую мировую войну.
Война и болезнь
В апреле 1916 г. поэта призывают в армию, до мая 1917 г. он пребывает в запасном полку в Царицыне. Эти годы становятся для Хлебникова самыми тяжёлыми, он пишет знакомым огромное количество писем. По его словам, за эти месяцы Велимир прошёл «весь ад перевоплощения в лишенное разума животное». Он сочинил множество антивоенных стихов, впоследствии выпущенных в сборнике «Война в мышеловке».
В 1917 г. психиатр Н. Кульбин помогает поэту вернуться из мобилизации. Он назначает ему комиссию сначала в Царицыне, потом в Казани, впоследствии мужчина скрывается в Украине, на территории Харьковской психиатрической больницы. Ещё до этого он пытается находиться в гуще событий Октябрьской революции, поэтому несколько раз меняет место жительства. Он поддерживал народ, надеясь на то, что революция сможет исправить всё к лучшему.
В 1921 году поэт отправляется в Пятигорск, там он работает ночным сторожем в Терской РОСТА. После этого он ненадолго возвращается в Москву, дописывая там незаконченные стихотворения. В декабре 1921 г. публикуется «сверхповесть» литератора под названием «Зангези». Также в этот период он выпускает произведения «Ночной обыск», «Горячее поле», «Берег невольников» и «Председатель Чеки».
В мае 1922 г. Хлебников с художником П. Митуричем отправляется в деревню Санталово Новгородской губернии, там он заболевает. Велимир погиб 28 июня 1922 года в глухой деревушке Санталово от недоедания и паралича ног. В 1960 г. прах стихотворца перевезли в Москву. Он похоронен на Новодевичьем кладбище, надпись на надгробии гласит «Председатель земного шара».
Велимир Хлебников (в ряде прижизненных изданий - Велемір, Велемир, Velimir; настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников). Родился 28 октября (9 ноября) 1885 года - умер 28 июня 1922 года. Русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма, реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара».
Виктор Владимирович Хлебников родился 28 октября (9 ноября) 1885 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия).
Отец - Владимир Алексеевич Хлебников - естественник-орнитолог, мать - Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая), историк по образованию. Виктор был третьим ребёнком в семье (позже у его родителей родилось ещё двое детей, одна из которых - художница Вера Хлебникова).
О месте своего рождения Хлебников писал: «Родился... в стане монгольских исповедующих Будду кочевников... в степи - высохшем дне исчезающего Каспийского моря» .
По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода - его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани. Имеет также армянские корни (Алабовы).
Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: в 1891 году отец семейства был переведён в Волынскую губернию, в 1895 - в Симбирскую. Здесь же, в Симбирске, Виктор начинает свою учёбу в гимназии.
В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. Через пять лет он окончил курс гимназии, осенью 1903 года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В ноябре того же года после участия в студенческой демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме.
В феврале 1904 года Виктор подаёт прошение об увольнении из числа студентов университета. Летом этого же года подаёт прошение о зачислении на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета, где и продолжает обучение.
К 1904 году относятся первые известные литературные опыты Хлебникова, он даже пытается опубликовать пьесу «Елена Гордячкина» , послав её в издательство «Знание» , но безуспешно.
В 1904-1907 годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует несколько статей по орнитологии. Тогда же Хлебников пытался самостоятельно начать изучение японского языка, думая найти в нём особые формы выразительности, и увлёкся творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.
Русско-японская война и произошедшее в ходе неё Цусимское сражение оказали большое влияние на Хлебникова и побудили его начать поиски «основного закона времени», пытаться найти оправдание смертям. Впоследствии Хлебников писал: «Мы бросились в будущее с 1905 года» .
Принятый в декабре 1906 года в Общество естествоиспытателей Казанского университета на правах члена-сотрудника и издавший статью об открытии во время одной из экспедиций нового вида кукушки, Хлебников уже после 1906 года практически перестал уделять внимание как орнитологии, так и занятиям в университете, сосредоточившись на литературе. Примерно в это время он пишет масштабное прозаическое произведение «Еня Воейков» , которое осталось незаконченным, но явилось важным этапом творческого становления Хлебникова.
Кроме того, в этот период им было написано большое количество стихотворений. Начался «словотворческий» период в творчестве Хлебникова.
В марте 1908 года Хлебников решился послать свои стихи поэту-символисту Вячеславу Иванову, чья статья «О весёлом ремесле и умном веселии», опубликованная в 1907 году в журнале «Золотое руно», произвела на него большое впечатление. Весной 1908 года в Судаке состоялось и личное знакомство. Попавший под влияние Иванова Хлебников в этот период написал около сотни стихотворений и пьесу «Таинство дальних» , полную аллюзий на античную мифологию. В этих произведениях прослеживается влияние символизма.
В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой.
В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь. В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает поэтические вечера. Увлечение языческой Русью и народным русским языком способствовало особенному сближению с Ремизовым.
К этому времени относится кратковременное увлечение Хлебникова идеей воинственного панславизма . 16 (29) октября 1908 в петербургской газете «Вечер» было напечатано анонимное «Воззвание учащихся славян» , написанное Хлебниковым. «Воззвание...» призывало к вооружённой борьбе за свободу славянских народов Восточной Европы. Появление его было связано с Боснийским кризисом; тем не менее, уже в конце ноября того же года Хлебников отошёл от принципов, заявленных в «Воззвании».
В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским, заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника» .
Большую часть 1909 года (вплоть до августа, с небольшим перерывом в мае) поэт провёл в Святошине, пригороде Киева, где жили его родственники - семья Варвары Николаевны Рябчевской (Вербицкой). С ними у Хлебникова установились близкие отношения, а в Марию Рябчевскую, дочь Варвары Николаевны, он был некоторое время влюблён и посвятил ей несколько стихотворений.
В апреле 1909 года начала работу «Академия стиха» на «башне» Вячеслава Иванова. «Башней» называлась квартира Иванова, находившаяся на последнем этаже дома 25 по Таврической улице, с круглой угловой комнатой. Её посещал и Хлебников в конце мая 1909 и после возвращения из Святошина.
В сентябре Хлебников подал прошение о переведении его на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, но, передумав, изменил свой выбор на историко-филологический факультет славяно-русского отделения.
Весной 1916 года Хлебников уехал в Астрахань и оттуда 8 апреля был мобилизован на военную службу, в 93-й запасной пехотный полк, находившийся в Царицыне. Военная служба давалась Хлебникову с большим трудом, о чём свидетельствуют его письма родным и знакомым. В это время он написал большое количество антивоенных стихотворений, которые позже составили поэму «Война в мышеловке» .
Уже через месяц после начала службы Хлебников написал давнему знакомому Н. И. Кульбину, который в годы Первой мировой войны был военным врачом-психиатром, письмо с просьбой о помощи. Тот сразу начал действовать и констатировал у Хлебникова «состояние психики, которое никоим образом не признаётся врачами нормальным»., после чего поэту назначили комиссию сначала в Царицыне, потом в Казани; затем Кульбин добился того, что в августе Хлебникова отправили на ещё одну комиссию в Астрахань. Поэту удалось получить отпуск на месяц, и он в конце августа нанёс визит к Николаю Асееву в Харьков.
Психиатрические комиссии продолжались до конца года. Хлебников попеременно жил то в больнице, то в казарме в Астрахани и Царицыне. В декабре его перевели в Саратов, а в начале весны 1917 года Хлебникову был предоставлен пятимесячный отпуск. Он сразу же уехал в Харьков, и после этого в армию уже не вернулся.
События Февральской революции побудили Хлебникова в мае отправиться в их центр, то есть в Петроград, где он немедленно включился в общественную и литературную жизнь: участвовал в литературной курии Союза деятелей искусств, принял участие в празднике Искусств 25 мая, написал и опубликовал несколько стихотворений, в том числе приветствовавших революцию:
Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на ты.
Мы, воины, строго ударим
Рукой по суровым щитам:
Да будет народ государем
Всегда, навсегда, здесь и там!
Пусть девы споют у оконца,
Меж песен о древнем походе,
О верноподданном Солнца -
Самодержавном народе.
В это время Хлебников всё ещё был увлечён идеей Общества председателей Земного шара. Он пригласил туда нескольких новых своих знакомых, например, композитора Артура Лурье.
Летом Хлебников путешествовал по России, посетив Киев, Харьков, Таганрог, Царицын и Астрахань, а в начале октября вернулся в Петроград, где поселился у Дмитрия Петровского. К тому времени у него уже кончился данный в армии отпуск, и поэту пришлось скрываться от комендатуры.
23 октября (5 ноября) 1917 было написано «Письмо в Мариинский дворец» от имени «председателей Земного шара»: «Правительство земного шара постановило: считать Временное правительство временно не существующим». Через два дня произошла Октябрьская революция; Хлебников же вскоре уехал наблюдать за развитием событий в Москву, а затем в Астрахань.
В 1918 году Хлебников снова путешествовал по России без особой цели. Весной поэт снова уехал в Москву. Там он жил в квартире врача А. П. Давыдова, в которой часто бывали представители богемы. Затем Хлебников отправился в Нижний Новгород, где пробыл довольно недолго, но успел издать несколько своих произведений в альманахе «Без муз», издававшемся Иваном Рукавишниковым. В августе он снова оказался в Астрахани, посетив попутно Казань.
При том, что ситуация в Астрахани в это время неустойчива, жизнь Хлебникова в те пять месяцев, что он провёл у родителей, была довольно стабильна, и поэт в течение необычно долгого для себя времени имел постоянную работу - сотрудничал в газете «Красный воин», органе Астраханского Военного совета. Вместе с Рюриком Ивневым Хлебников в это время участвовал в литературной жизни Астрахани и планировал издать многоязычный литературный сборник на русском, калмыцком, персидском и других языках.
Только в начале 1919 года Хлебников уехал из Астрахани. Поэт направился в Москву, где должна была выйти его книга, которая находилась в плане, предложенном Маяковским издательству ИМО. План был одобрен А. В. Луначарским, но сборник так и не появился, во многом из-за того, что Хлебников, уже написавший вступительную статью для этого издания, весной неожиданно уехал в Харьков. Делами, связанными с изданием стихов Хлебникова в Москве, занимался в основном Маяковский.
Конец лета и осень 1919 года Хлебников провёл в психиатрической лечебнице, известной в Харькове как Сабурова дача. Там поэт спасался от призыва в деникинскую армию, которая в июне заняла город. Этот период стал чрезвычайно плодотворным для Хлебникова: он написал большое количество небольших стихотворений, поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и др. После того, как поэту был поставлен диагноз, позволявший избежать призыва, Хлебников остался в Харькове, где вскоре написал утопическую поэму «Ладомир» , одно из самых значительных своих произведений.
Примерно тогда же, в начале 1920 года, появляется поэма «Разин» с подзаголовком «заклятье двойным теченьем речи, двояковыпуклая речь».
Весной 1920 года в Харькове оказались поэты-имажинисты и Анатолий Мариенгоф, с которыми Хлебников быстро свёл знакомство. По инициативе Есенина в Городском харьковском театре была проведена публичная церемония «коронования» Хлебникова как Председателя Земного шара. В церемонии участвовали С. Есенин, А. Мариенгоф и Б. Глубоковский. Вскоре он опубликовал три стихотворения в сборнике имажинистов «Харчевня зорь», вышедшем в Харькове. Через год Есенин издал в Москве отдельным изданием поэму Хлебникова «Ночь в окопе», крупное поэтическое произведение на тему Гражданской войны.
15 августа 1920 года Хлебников выступил с чтением стихов на сцене ростовского «Подвала поэтов».
Осенью 1920 года Хлебников оказался в Баку, где по инициативе Коминтерна проходил Первый съезд народов Востока (Азия всегда интересовала поэта). После него поэт решил не возвращаться в Харьков, а пробраться ещё дальше на восток, в Персию. Вскоре его замысел был осуществлён, но до этого Хлебников успел съездить в Ростов-на-Дону, где местная театральная студия осуществила постановку его пьесы «Ошибка смерти» (где роль одного из гостей Смерти сыграл Евгений Шварц, в будущем - знаменитый драматург), Армавир, а также в Дагестан, а после этого ещё несколько месяцев провести в Баку.
В апреле 1920 года на севере Ирана вспыхнуло антиправительственное восстание. 5 июня того же года было объявлено о создании в провинции Гилян Персидской советской республики.
В начале 1921 года советская Россия, поддерживавшая повстанцев, сформировала в Баку Персидскую красную армию (Персармию), которая была направлена в Персию. Хлебников был приписан к армии в качестве лектора и 13 апреля 1921 года отправился в Энзели. Там Хлебников провёл вместе с художником Мечеславом Доброковским некоторое время и свёл знакомство с несколькими дервишами, а также сам стал известен среди местных жителей как «русский дервиш».
Из Энзели Персармия переместилась в Решт, а оттуда (в начале июля) - в Шахсевар, по направлению к Тегерану. Там Хлебников устроился на службу к местному хану в качестве воспитателя его детей. Поработать там ему довелось лишь месяц - из-за измены одного из главнокомандующих революционных войск наступление на Тегеран было приостановлено, а Хлебников в августе 1921 года вернулся в Россию.
Путешествие в Иран стало очень плодотворным для Хлебникова. В этот период он создал большой цикл стихотворений, а также начал поэму «Труба Гульмуллы» , посвящённую его впечатлениям от Персии, которая была завершена в конце 1921 года.
После возвращения из Персии Хлебников снова путешествовал, не останавливаясь нигде на срок больше нескольких месяцев.
В декабре Хлебников вспомнил о своём желании ехать в Москву и неожиданно для окружающих отправился в столицу. Там его встретили старые друзья - Кручёных и Маяковский. Они обеспечили его жильём и поспособствовали тому, что Хлебников стал членом официального Союза поэтов (это произошло в январе 1922 года), а также устроили несколько творческих вечеров в богемном кафе, известном как «Домино».
Весной поэт начал страдать от приступов лихорадки. Он хотел снова отправиться в Астрахань, но пока что это было невозможно, и новый друг и поклонник таланта Хлебникова художник Пётр Митурич (будущий муж сестры Хлебникова Веры) предложил в мае две-три недели побыть в Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии, где жила жена Митурича и двое его детей. Вскоре после приезда туда Хлебников слёг, поражённый параличом.
Удалённость от крупных городов делала невозможной квалифицированную медицинскую помощь, а врач в посёлке Крестцы сказал, что смертельной опасности нет, и торопиться с поездкой в Петроград не сто́ит. Уже через две недели было очевидно, что это не так - окончательно отнялись ноги, развилась гангрена, и Хлебникова выписали из больницы в Крестцах уже как безнадёжного больного. Митурич перевёз почти полностью парализованного поэта в Санталово.
Велимир Хлебников был похоронен на погосте в деревне Ручьи. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.
В деревне Ручьи Крестецкого района Новгородской области, где в 1922 году был похоронен Хлебников, в 1986 году был открыт музей поэта, там проходят ежегодные литературные чтения.
В честь Хлебникова названа малая планета 3112 Велимир, открытая советским астрономом Н. С. Черных в 1977 году.
Первым серьёзным изданием считается 5-томное «Собрание произведений» под редакцией Н. Л. Степанова (1928-1933 гг.), а также дополняющий это собрание том «Неизданных произведений» под редакцией Н. И. Харджиева (1940 г.).
С 1941 по 1984 год в СССР вышла только одна книга Хлебникова - томик из Малой серии «Библиотеки поэта», увидевший свет в 1960-м во время т. н. «оттепели». Однако тексты Хлебникова и о Хлебникове продолжали появляться в научной и литературной периодике, в альманахах, а также - в самиздате. Количество публикаций неуклонно росло и к 100-летию поэта увенчалось выходом в свет тома «Творений» под редакцией В. П. Григорьева и А. Е. Парниса (1986).
В 2000-2006 годах было осуществлено новое 6-томное издание «Собрания сочинений» (в 7-ми кн.) Хлебникова (под ред. Е. Р. Арензона и Р. В. Дуганова).