Великий пост. Чтение канона Андрея Критского
В первые четыре дня Великого поста утренние (кроме понедельника) в храмах совершаются особые великопостные утренние богослужения, читаются часы. Вечером - совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая Христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...
_____________________
ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА
В первую пятницу Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.
Молебен пред чудотворной иконой Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая" в этот день не служится
______
ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ - по окончании вечернего великопостного богослужения
_________
В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГИЕ, КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ВЧЕРА СТАРАЮТСЯ ПРИЧАСТИТЬСЯ
Суббота первая Великого Поста. Память Феодора Тирона
и совершенного им чуда: язычники специально осквернили пищу на рынках Константинополя, но благодаря предупреждению великомученика верующие смогли сделать запасы и не покупать оскверненную еду. Именно поэтому, накануне, в пятницу вечером, освящалось коливо в память о чуде.
__________
Первое воскресение Великого Поста
Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу - Торжества Православия.
Это первая торжественная служба Великого Поста, когда слышишь, как на колокольне трезвонят “во вся тяжкая” колокола… и становится так радостно, что наше православие такое могучее и просторное. И ты целиком ощущаешь, что такое “Торжеством Православия”...
_________
По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных даров
(младенцев за такой Литургией не причащают)
«Откуду начну плакати моего жития деяний…»: покаянный канон Андрея Критского
Если мы придем в храм вечером в один из первых четырех дней Великого поста, многих поразит необычная картина: в церкви темно, люди стоят с горящими свечами, звучит строгий и торжественный голос священника... Это читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач , раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
Чтение Великого покаянного канона в первую неделю Великого Поста в нашем храме совершается в понедельник, вторник, среду и четверг в 16:00
В пятую неделю Великого поста в четверг в 16:00
Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге.
Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере .
(Сделать это удобнее всего "режиме для печати", нажав соответствующую ссылку под заголовком публикации).
Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию? Далее в нем чередуются воззвания к собственной душе, обращения к Богу, главной темой которых остается раскаяние и надежда на прощение.
Нить мыслей святого Андрея о покаянии развивается на основе многочисленных библейских примеров. Персонажи священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то побуждают нас к внимательности примерами своего глубокого падения. Весь Ветхий Завет предстает перед нами в каноне как школа покаяния. Но здесь есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания, рассуждения, молитвы.
Если внимательно послушать слова канона, то перед каждым из нас одним за другим раскрываются свои личные грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история : Не возгнушайся меня, Спаситель, - не отринь от Твоего Лица”, - так по словам Канона молится грешник, - “Очисти и прости мои прегрешения. От юности я всестрастно преступил Твои заповеди по небрежению, не имею плодов благочестия, растратил богатство благодати в блуде. Не войди со мной в суд моих дел и слов, но яви щедрость”. “Милостивым Твоим оком воззри на меня и прими мое теплое исповедание. Я разодрал одежду благодати, наг, стыжусь и плачу слезами блудницы. Очисти меня, Спаситель, Твоим милосердием ”. И так, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. И вся жизнь моя открывается через канон как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. А это и есть основная задача и цель этого необыкновенного Великого канона: чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.
И грех является нам определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории , которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… - мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, - отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.
Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.
Кончается Великий канон мирными строками человеческого сердца, принесшего покаяние. Здесь опять исповедание милосердия Божия и духовной нищеты человека, который ее приносит Богу как приятную жертву.
Этот покаянный канон читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими так же, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. Слова церковно-библейских чтений, молитв, песнопений то оживляют требования совести человека, то успокаивают боли человеческого сердца.
Великий канон состоит из 250 тропарей (в обычных канонах их около 30) и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по высоте мыслей и силе их выражения.
Кто есть кто в Каноне Андрея Критского?
Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью?
Великий покаянный канон Андрея Критского - самый длинный из всех существующих канонов. Даже если вы приходите на великопостное богослужение с текстом канона (как делают многие), некоторые подробности и примеры из Ветхого Завета, которые приводит святитель Андрей, могут показаться трудными для восприятия и понимания
Великий покаянный канон – бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И ещё – вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?
Великий канон был создан преподобным Андреем Критским не для церковного употребления. Это была его личная покаянная исповедь, написанная для самого себя. Мы не можем определить, исполнялся ли он при его жизни соборно или он только дома, в келье своей, читал его. Есть лишь отдаленные отголоски свидетельств. Почти пятьдесят лет после кончины Андрея Критского, которая последовала в 740 году, этот канон нигде не употреблялся, а потом, в 790 году Константинополь пережил бедствие – случилось страшное землетрясение. О тех днях говорили, что земля тряслась, гул шел из земли, все было объято светом огня и пламени. Даже сохранилась такая память «Великого труса», то есть землетрясения
ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ
По обычнем начале мiрянин глаголет: М олитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А минь.
С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с поклонами) .
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. А минь.
П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Г осподи помилуй (трижды). С лава , и ныне .
О тче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
А минь.
Г осподи помилуй (12). С лава, и ныне.
П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .
П риидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон) .
П риидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .
Псалом 142.
Г осподи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля, безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой. Не отврати лица Твоего от мене и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, Господи, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь Твой, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене ради Твоего, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши из печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся, стужающие души моей, яко аз раб Твой есмь.
С лава, и ныне. А ллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами).
Г осподи помилуй (12) . С лава, и ныне.
Б ог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне.
И споведуйтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.
О бышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.
Н е умру, но жив буду и повем дела Господня.
К амень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших (и к каждому стиху припеваем: Б ог Господь:).
Таже, тропарь празднику, коему изволиши пети, глаголи дважды, С лава, и ныне: паки той же.
Аще ли единому святому поеши , то тропарь святому дважды. С лава, и ныне: Богородичен воскресен, по гласу тропаря святаго.
Псалом 50. П омилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А минь.
Посем канон ему же изволиши, празднику или святому.
Посем, Т рисвятое и по О тче наш: (молитвы от С вятый Боже: до О тче наш: и молитвы И исусовой включительно.)
Тропарь празднику. С лава, и ныне, кондак ему же.
Аще ли канон святому, то прежде тропарь святому. С лава, кондак ему же (ищи по 6-й песни). И ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
Посем, Г осподи помилуй (40) . С лава, и ныне.
Приложи и молитву святому, если есть.
По сем:
Ч естнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
С лава, и ныне. Г осподи помилуй (трижды), Г осподи благослови (с поклонами), и отпуст:
Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго (имя рек, имуже канон пелся), и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.А минь.
И по отпусте молимся о здравии и о спасении, глаголя трижды:
М илостиве Господи, спаси и помилуй рабы Твоя (имена их), [поклон]
избави их от всякия скорби, гнева и нужды, [поклон]
от всякия болезни, душевныя и телесныя, [поклон]
прости им всякое согрешение, вольное и невольное, [поклон]
и душам нашим полезная сотвори. [поклон]
Примечания:
(а по дониконовской практике катавасия читается после каждой песни)
После 3-й песни могут быть седальны - тропари в честь святого, названные так потому, что раньше при исполнении их и следовавших за ними святоотеческих чтений было принято сидеть. Последний седален (как и вообще последний тропарь) посвящен обычно Пресвятей Богородице, и потому называется Богородичен .
После 6-й песни и катавасии следует кондак и иногда икос .
После 9-й песни читается либо Д остойно есть: ( в начальных поклонах), либо сей задостойник: В ладычице, приими молитву раб Своих и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице оружие наше и стена. Ты еси Заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших, возвеличим Тя вси, Пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятый.
В великие праздники читается задостойник праздника.
После канона вновь читается Т рисвятое и по О тче наш: тропарь и кондак празднику или святому, 40 раз Г осподи помилуй (заменяющие сугубую ектению, читаемую, когда служит священник), затем может быть молитва святому, и затем обычное окончание с отпустом .
Есть древняя практика после отпуста молиться о здравии (например, тех, о ком пелся молебен), читая трижды с поклонами “М илостиве Господи, спаси и помилуй... ” ( в тексте). Всего 15 поклонов. При совместном молении старший прочитывает первую часть молитвы и произносит имена, а остальные хором дочитывают остальное (“Избави их от всякия скорби...” и далее до конца.)
По окончании молебна следует положить те же поклоны, что и в начале.
Если молебен совершают несколько человек, возглавляющий читает эту часть отпуста так: “...святых Ангелов, хранителей наших, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец”.
Вообще, если последующие чтения (например, седальны) разделяются Слава и ныне , то оно читается именно там, а не после “Г осподи, помилуй”. По 6-й же песни Слава и ныне читается сразу после “Г осподи, помилуй”, так как кондак и икос никогда славословием не разделяются.
Причастие и исповедь несут с собой очищение души человека, прощение его грехов. Искренность, правдивость, желание исправиться делают эти Таинства такими простыми и сложными одновременно.
Простота заключается в нехитрых действиях, которые под силу большинству людей. Сложность — в избегании формального подхода, в осознании своих грехов, в желании получить прощение. Это трудная внутренняя работа.
Молитва, канон перед Причастиемпризваны настроить человека на духовный труд. Умение прощать, понимать и принимать свои ошибки, стыд за них, желание измениться — это нелегкий путь, в конце которого Благодать снизойдет на душу. И не захочется больше врать, гневаться, злобствовать, завидовать. Постепенное очищение души повлечет за собой изменение в жизни. Появится внутреннее спокойствие, умиротворение, желание понимать и прощать других людей.
Канон в переводе с греческого языка означает «норма, правило». Имеет 2 значения.
Первое. Канон — это свод правил Православной церкви.
Второе. Канон — своеобразная поэма, гимн, который произносится во славу какого-либо праздника или святого. Он пришел на смену кондаку в VIII веке. Содержит 9 песней.
Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием,канонпо болеющим, по усопшим.
Существует книга «Правильные каноны». Она была написана для иноков старообрядческих монастырей в 1908 году. В ней имеются примечания, которые помогут правильно читать каноны в домашних условиях. В подсказках прописано, в каком каноне какую песнь читать, с каким припевом и сколько раз чередовать, когда класть поклон.
Как устроен канон
Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного — грешную).
Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.
В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.
Таинство Причастия
Причастие — это приобщение к Богу, важнейшее Таинство в жизни христианина. Этот ритуал можно проводить раз в год или чаще. Здесь важно не количество совершенных Причастий, а их искренность.
Для мирян существуют несколько правил перед тем, как принять Причастие.
- Соблюдать пост.
- Читать молитвы и каноны перед причастием.
- Получить на исповеди отпущение грехов.
- Воздерживаться от плотских отношений.
- Совершать дела милосердия.
Весь подготовительный процесс занимает 7 дней. Следует знать, что говеть следует столько же. Если состояние здоровья не позволяет совершать пост в течение недели, то он может быть ограничен 3-5 днями. В редких случаях говеть разрешается сутки.
Канон перед Причастиемчитается каждый вечер. После него — молитвы. В дни говенья следует бывать на церковных службах.
Кто не допускается к Причастию
- Женщины во время месячных.
- Отлученные от Святых Тайн.
- Не сходившие на исповедь.
- Супруги, имевшие половые отношения накануне Причастия.
- Умершие, умалишенные, находящиеся в бессознательном состоянии.
Дети до 7 лет допускаются к Причастию без исповеди и поста. В этом случае требуется другая, более упрощенная подготовка. Поведение родителей находит отражение в детях. Отношение к церкви, молитвам, плохому и хорошему поведению ребенок воспроизводит в себе. Поэтому каждая семья индивидуально находит подход в подготовке к Причастию.
Подготовка к Причастию
Перед таинством Причащения необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения — первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.
Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на покаяние. Это умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.
несут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них — вот истинная суть покаяния.
Таинство исповеди
Исповедь не является пространным рассуждением о своих грехах. Она не ведет к самооправданию. Это искреннее покаяние в своих недостойных мыслях, чувствах, действиях. Поэтому перед Причащением обязательна исповедь. Она готовит душу молитвами, осознанием греховности, необходимостью в прощении.
Канон перед причастиемтакже следует читать и перед исповедью. Это не механическое озвучивание текста, а целенаправленная подготовка души. Что исповедь не стала формальным ритуалом, а несла очищение и прощение.
Не стоит перед священнослужителем утаивать свои грехи. Только правда должна звучать на исповеди. Тогда муки совести, раскаяние, стыд приведут к полному осознанию и желанию бороться со своими грехами, искоренять их.
Молитвенная подготовка к исповеди поможет примириться с близкими, знакомыми. Искоренит черствость, самолюбование. Человек захочет меняться, становиться добрее.
Путь к Богу может быть долгим. Одна исповедь, одно Причастие не сделает равнодушного человека сразу внимательным и положительным. Скорее всего, через эти Таинства придется пройти много раз, прежде чем придет понимание сути православных ритуалов.
Каноны перед причастием
Причастие — это личное дело человека, его отношения с Господом. Поэтому читать или не читать домашние молитвы, каноны — каждый решает самостоятельно. В первую очередь должно идти очищение души от греховных мыслей. Не следует допускать в себе проявлений злобы или агрессии. Учиться спокойствию, терпению, пониманию.
Во время молитвенной подготовки к Причащению можно читать три канона. Они отражают всю суть обряда. Это подготовка тела и души к принятию Святых Тайн. Поэтому следует очистить тело постом. Душу — молитвами.
- Покаянный канон перед причастиемко Господу нашему Иисусу Христу.
- Молебный канон по Пресвятой Богородице.
- Канон Ангелу Хранителю перед причастием.
Практика чтения канонов перед Причастием не является обязательной. Поэтому следует посоветоваться со своим духовником.
После того как три канона перед причастиембудут озвучены, следует читать Последование ко Святому Причащению. Все это читается накануне обряда, после посещения вечернего богослужения. Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Прочитать их непосредственно перед ритуалом.
Молитвенное правило перед Причастием
Количество молитв, канонов, акафистов не имеет четких ограничений. В разных городах, церквях, монастырях существуют собственные правила. Поэтому следует обратиться к своему духовнику за наставлением. Обязательным является чтение покаянного канона и Последования к Причастию.
Молитвенное правило не насильственное решение. Каждый человек в индивидуальном порядке решает, что следует читать дома и сколько раз ходить на службу в церковь. Тем не менее, у христианина должно быть ежедневное молитвенное правило. Оно может быть изменено в соответствии со здоровьем, состоянием дел, внутреннего настроя.
Перед причастием следует избавиться от искушения и каждый день читать каноны и молитвы. Это должно войти в традицию, но не стать формальным шаблоном. Личная молитвенная подготовка остается на совести человека. Не следует и переутомлять себе бесчисленным повторением канонов. Они несут просветление душе, когда читаются искренне, осознанно. Монотонное повторение ведет к схоластическому пониманию церковных правил.
Умение вникать в суть Таинств позволит осознанно относиться к своему преображению. Если человек понимает, что ему следует изменить в себе, над чем поработать, тогда покаяние и Причащение не станут для него пустым звуком и стандартным ритуалом.
Искать полезность для души и тела — вот чему служит молитвенное правило. Каноны легко запомнить наизусть. Поэтому их можно читать и на пути к храму, стоя в пробках. Главное, чтобы они шли от души.
В какое время следует читать каноны
Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое — мирским делам.
Канон перед причастием, текстего создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.
Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время перед сном молитвам, подведению итогов дня. За одни — попросить божьего прощения, за другие — поблагодарить.
Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.
Совмещенные каноны перед причастием
Каноны допускается читать по одному каждый вечер. Такая молитвенная подготовка должна войти в ритуал каждого христианина. Накануне Причастия, до полуночи, рекомендуется озвучить необходимые три канона. Их можно читать друг за другом. А можно совместить.
Соединяются 3 канона перед причастиемтаким образом:
- ирмос 1 песни покаянного канона;
- тропари покаянного канона;
- тропари 1 песни канона Богородице, без ирмоса;
- тропари канона Ангелу Хранителю, без ирмоса.
Можно читать и все последующие песни, но в таком случае следует опустить тропари перед канонами Богородице и Ангелу Хранителю и стихиры после канона Богородице. В православном молитвослове можно найти более подробную информацию, о том, как возможно совместить каноны.
Как читать каноны
Во время говенья необходимо произносить утренние и вечерние молитвы, каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.
Правильные каноны перед причастиемчитаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.
Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.
Поведение перед Причастием
Перед Причастием следует усмирить жадность, завистливость, отказаться от излишеств, дурных привычек. Забыть злые помыслы, алчность, гнев, ярость. Постараться простить тех, кто обидел. Не запоминать и не держать в себе негативные проявления. Попросить прощения у знакомых и родственником. Почувствовать внутри себя смирение, готовность к покаянию.
Чаще оставаться в уединении. Сосредоточиться на молитвах, общении с Господом. Причастие врачует души людей. Вспыльчивые и раздражительные становятся добрыми и спокойными. Строптивые и равнодушные делаются покладистыми и внимательными. Грубые — вежливыми. Ленивые — трудолюбивыми. Люди перестают обижаться, ругаться. Проходит апатия и депрессия. Душа наполняется добротой и радостью.
Обязательно после причастия поблагодарить Господа, Богородицу, Ангела Хранителя. Попросить сохранить дар Причастия. Это делается для того, чтоб умиротворение души не покинуло. После выхода из церкви не разговаривать ни с кем, сразу идти домой. Перед сном еще раз произнести благодарственные молитвы. Стараться ни с кем не ссориться, не ругаться, больше молчать, не смотреть телевизор.
Значение канона
Каноны перед исповедью и Причастием — это просьба к Господу и Богородице, чтобы даровали здоровье и возможность исповедаться, чтобы придали сил сходить на Причастие и очистить свою душу, чтобы Ангел Хранитель охранял всю дорогу до церкви, не допустил искушений.
Бывает так, что человек забудет об исповеди и Причастии. Или устанет и откажется от приобщения к Таинствам. Канон перед причастием поможет настроить ум, душу и сердце на общение с Господом. Придаст сил и здоровья сходить на исповедь, очиститься от грехов, бороться с ними. Ни в коем случае не следует оправдывать себя, давать поблажки или винить других людей в своих проблемах. Переживание и стыд за свои деяния должны быть искренними.
Здоровье души придаст сил и физическому телу человека. Пройдет гневливость и злоба. Не захочется больше ругаться и ссориться. Появится хорошее настроение и желание делиться им с людьми. Известны факты, когда после исповеди и Причащения люди избавлялись от смертельных болезней, бросали свои дурные привычки. Мир и спокойствие появляется в душе после честного и искреннего обращения к Богу.
Православные верующие люди знают святого Андрея Критского как великого подвижника благочестия и молитвенника перед Богом. Своей жизнью праведник показал пример кротости, смиренномудрия и добродетели. Богослужебная жизнь Церкви и сейчас сохраняет, пожалуй, главный письменный труд святого – Великий покаянный канон.
Первая седмица Великого поста
Великий покаянный канон представляет собой выдающееся литургическое произведение, составленное из 250-ти покаянных тропарей, отображающих молитвенное обращение согрешившего человека к Богу с искренним раскаянием. В текстах молитвословий канона приводятся библейские ветхозаветные прообразы, показывающие всю глубину возможной греховности человека.
Чтение этого канона положено Церковью на время святого Великого поста. На первой седмице Четыредесятницы (в первые четыре дня) этот канон читается священником во время вечернего богослужения. Священник читает канон в центре храма в начале великопостного повечерья. Между тропарями произведения положены земные поклоны.
Все литургическое произведение святителя Андрея Критского на первой седмице поста разделяется на четыре части.
Четверг пятой седмицы Великого поста
Во время великопостного богослужения покаянный канон Андрея Критского вычитывается полностью в храме в четверг пятой недели Четыредесятницы, когда Церковь чтит память святой преподобной Марии Египетской. С учетом того, что богослужебный день начинается с вечера накануне события, покаянный канон читается на утрени четверга в среду вечером пятой недели.
Богослужение этого дня получило особое именование – Мариино стояние. Когда Церковь почитает выдающийся покаянный подвиг святой Марии Египетской, Великий канон святителя Андрея как нельзя лучше подходит для молитвенного раскаяния человека в своих прегрешениях.