В отделе критики и библиографии толстых журналов. Согласование определений и приложений
1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 9. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 10. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 11. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 12. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 13. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 14. Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение? 15. В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 16. Большую роль приобретает выработка правильных взаимоотношений воспитателей к воспитанникам.
1. | 9. |
2. | 10. |
3. | 11. |
4. | 12. |
5. | 13. |
6. | 14. |
7. | 15. |
8. | 16. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Домашнее задание.
1) Определите нормативное произношение слов. Где необходимо, поставьте точки над буквой е: афера, бытие, безнадежный, белесый, внесенный, гололедица, груженый, головешка, двоеженец, двоеженство, дареный, ерничать, желчный, желоб, завороженный, запечатленный, оседлый, плес, заряженный, иноплеменный, истекший период, истекший кровью, издалека, крестный ход, крестный отец, опека, свекла.
2) Объясните значение и происхождение фразеологизмов.
Валтасаров пир. Внести свою лепту. Колосс на глиняных ногах. Избиение младенцев.
3) Объясните значение неологизмов 21 века:
Спа, дедлайн, тренд, креативный, бренд, бонус, камбэк, мерчендайзер, копирайтер, клининговая компания, аккаунт-менеджер, IT-менеджер, мультиплекс.
4) По образцу составьте СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ по вашей специальности.
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html (дата обращения 01.09.2012).
2. Культура письменной речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gramma.ru/ (дата обращения 01.09.2012).
3. Русский язык и культура речи. Лекции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fictionbook.ru/ (дата обращения 01.09.2012).
4. Сложеникина Ю.В., Растягаев А.В. Языковая и персональная модели Тредиаковского [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал. М.: МосГУ, 2009. № 5. Режим доступа: http://www.zpujournal.ru/ezpu/2009/5/Slozhenikina&Rastiagaev/ (дата обращения 01.09.2012).
5. Справочно-информационный портал ГРАМОТА РУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.ru (дата обращения 01.09.2012).
Проверка домашнего задания.
Словарный диктант.
Правописание непроизносимых согласных в корне.
Чтобы проверить правописание сомнительных и непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.
Орфографический диктант.
1. Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости.
2. Стекло все шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода.
3. Однако пора вставать: уже без четверти шесть.
4. Печален я: со мною друга нет.
5. Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи.
6. Писатели-классики: Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.
7. Добрые люди понимали жизнь не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.
8. Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами.
9. В отношениях с посторонними он требовал одного: сохранения приличия.
10. Слышу: земля задрожала.
12. Я думал: волк.
13. Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20 - 30 лет?
Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.
4. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных - необходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.
1. Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение.
2. Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.
5. Отредактируйте предложения, исправив ошибки в управлении.
1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой награды. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно. 16. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 17. Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение? 18. В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 19. Исключительно важное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости. 20. Большую роль приобретает выработка правильных взаимоотношений воспитателей к воспитанникам.
6. Проанализируйте выбор управляемых форм с предлогом и без предлога, укажите ошибки в управлении и исправьте их.
1. Власть не выполняет свои обещания. 2. Больной не потерял надежду на выздоровление. 3. Он ни за что не перенесет этот удар. 4. Префект не может изменить этого решения. 5. Лаборант никому не сказал правду о результате эксперимента. 6. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 7. Стихотворений этих поэт публиковать не намерен. 8. Достойной мести придумать не мог. 9. Никакие журналы я не выписываю. 10. Мы не теряем время зря. 11. Серьезные преступления вскрыты по производству алкогольных напитков. 12. Чтобы выявить отклонения по нормируемым оборотным средствам до установленных нормативов, составляют таблицу. 13. Большая работа сейчас предстоит перед нашими сотрудниками, которые должны освоить компьютерную технику. 14. Уволены те, кто тормозил движению вперед. 15. Ваше предложение ни на чем не обосновано. 16. Преступник не раскаялся за содеянное. 17. Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим. 18. Вследствие намеченных переговоров конфликт может быть исчерпан. 19. Отсутствие необходимых материалов создает угрозу своевременного окончания строительных работ. 20. Люди жалуются на правоохранительные органы: стражи порядка часто грубят с задержанными гражданами.
7. Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного -множественного числа определяемого слова в следующих предложениях, мотивируйте свой выбор.
1. Трудно иметь дело с человеком, если знаешь, что он (неисправимый - неисправимая) недотепа. 2. Три (огромных-огромные) здания выросли на пустыре. 3. Комната была разделена на две (неравные - неравных) части. 4. Пришлось стоять в очереди (целых- целые) два часа. 5. Открыто движение на (новой - новом) шоссе-магистрали. 6. (Первые - первых) два места разделили два гроссмейстера, (набравшие - набравших) по 12 очков из 17 возможных. 7. Ни та, ни другая (команда - команды) не забила гола. 8. Пятое и шестое (место -места) уже заняты. 9. Законопроект об изменениях в финансовой и налоговой (области-областях) был утвержден. 10. Студенты географического и исторического ((факультета -факультетов) готовятся к экспедиции. 11. Нелегко было восстанавливать (разрушенную -разрушенные) промышленность и транспорт. 12. (Реставрированный -реставрированные) музей и картинная галерея открыты для посетителей.13. Объявлен конкурс на решение (шахматного- шахматных) этюда и задачи. 14. Изобретатель сконструировал (специальный - специальные) генератор и двигатель, с помощью которых энергия падающей воды или паровых двигателей превращается в электроэнергию. 15. Занятия посещают (отстающий-отстающие) ученик и ученица.
8. Устраните ошибки в согласовании определений и приложений.
1. Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены. 2. Две недавно отремонтированных комнаты сдаются в наем. 3. Мне хочется прочитать исторические роман или повесть. 4. Мы живем на даче последних пять лет. 5. Прошедший год был для актера плодотворным: сыграно три новых роли. 6. Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков. 7. Созданы новые программы для начальной и средней школ. 8. Сначала слышался веселые говор и хохот, а потом все стихло. 9. Престарелый отец и мать нуждаются в поддержке. 10. На пьедестал почета поднимаются спортсмены, занявшие первых три места. 11. Массовая печать, в частности газеты, надеется на помощь правительства. 12. Наш геоботанический отряд отъехал от поселка Тугая километров на восемьдесят. 13. Четыре остальных шахматных партии закончились вничью. 14. Маршрут похода протяженностью более двух тысяч километров пролегает по рекам Сейм, Десна, Днепр. 15. В русском языке различаются глаголы действительного и страдательного залогов, совершенного и несовершенного видов. 16. Война в Чечне в 1994-1996 годах нанесла огромный ущерб нашей экономике. 17. У станции Тайги мы пересели в вагон с дощечкой «Москва - Томск». 18. Застраиваются берега реки Ока от города Серпухов до городов Таруса и Алексин.
9. Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.
Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время "делать бизнес" в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет. Отсутствие таможенных границ с Белоруссией наносит ущерб российскому бюджету.
10. Отредактируйте предложения, устранив нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения.
1.Морфологический строй научно-популярной литературы имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию, более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности. 3. Солома, впитывая в себя ценные питательные соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно поедается скотом. 4. Где проходила наша экспедиция, то были глухие места. 5. Необходимо знания и навыки, полученные учащимися в школе, впоследствии могли бы быть применены ими в жизни. 6. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки объемной полиэфирной нити. 7. Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 8. После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил главному специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи Брючьеру. 10. В целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование его не по назначению начальникам участков проводить систематическое обследование предприятий. 11. «Оплата жилья и коммунальных услуг военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и проживающими совместно с ними членами их семей, гражданами, уволенными с воинской службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, и проживающими совместно с ними членами их семей, а также членами семей военнослужащих, потерявших кормильца и имевших право на указанные льготы на день гибели (смерти) военнослужащих, производится в размере 50 процентов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» . 12. В связи с обретением независимости Киргизию покинуло свыше... тысяч граждан.
11. Придумайте предложения с составным именным сказуемым, употребляя приведенные существительные в именительном и творительным падеже.
Банкир, бизнесмен, брокер, спонсор, имидж, дайджест, лидер, невозвращенец, рэкетир, взяточник, депутат, демократ.
12. Попытайтесь заменить в сказуемом форму творительного падежа прилагательного формой именительного падежа или краткой формой. Во всех ли случаях возможна замена обеими формами? Определите различие между формами по смыслу и стилистической окраске.
1. Предпринятые меры были решительными и быстрыми. 2. Освобождение заложников было молниеносным и бескровным. 3. Старушка была слабой и больной. 4. С виду парламентарий был спокойным и уравновешенным, но это только казалось. 5. Атака оказалась безрезультатной: освободить пленных не удалось. 6. Луна казалась тусклой, едва различимой за пеленой снежных облаков. 7. Положение вкладчиков «Роники» казалось безнадежным. 8. Обещания Минфина погасить задолженность по зарплате медикам представляются сомнительными. 9. В ярких лучах солнца маки казались огненно-красными. 10. Дуновение ветерка было легким и бодрящим.
Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.
4. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных - необходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.
1. Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение.
2. Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.
5. Отредактируйте предложения, исправив ошибки в управлении.
1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой награды. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно. 16. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 17. Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение? 18. В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 19. Исключительно важное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости. 20. Большую роль приобретает выработка правильных взаимоотношений воспитателей к воспитанникам.
6. Проанализируйте выбор управляемых форм с предлогом и без предлога, укажите ошибки в управлении и исправьте их.
1. Власть не выполняет свои обещания. 2. Больной не потерял надежду на выздоровление. 3. Он ни за что не перенесет этот удар. 4. Префект не может изменить этого решения. 5. Лаборант никому не сказал правду о результате эксперимента. 6. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 7. Стихотворений этих поэт публиковать не намерен. 8. Достойной мести придумать не мог. 9. Никакие журналы я не выписываю. 10. Мы не теряем время зря. 11. Серьезные преступления вскрыты по производству алкогольных напитков. 12. Чтобы выявить отклонения по нормируемым оборотным средствам до установленных нормативов, составляют таблицу. 13. Большая работа сейчас предстоит перед нашими сотрудниками, которые должны освоить компьютерную технику. 14. Уволены те, кто тормозил движению вперед. 15. Ваше предложение ни на чем не обосновано. 16. Преступник не раскаялся за содеянное. 17. Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим. 18. Вследствие намеченных переговоров конфликт может быть исчерпан. 19. Отсутствие необходимых материалов создает угрозу своевременного окончания строительных работ. 20. Люди жалуются на правоохранительные органы: стражи порядка часто грубят с задержанными гражданами.
7. Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного -множественного числа определяемого слова в следующих предложениях, мотивируйте свой выбор.
1. Трудно иметь дело с человеком, если знаешь, что он (неисправимый - неисправимая) недотепа. 2. Три (огромных-огромные) здания выросли на пустыре. 3. Комната была разделена на две (неравные - неравных) части. 4. Пришлось стоять в очереди (целых- целые) два часа. 5. Открыто движение на (новой - новом) шоссе-магистрали. 6. (Первые - первых) два места разделили два гроссмейстера, (набравшие - набравших) по 12 очков из 17 возможных. 7. Ни та, ни другая (команда - команды) не забила гола. 8. Пятое и шестое (место -места) уже заняты. 9. Законопроект об изменениях в финансовой и налоговой (области-областях) был утвержден. 10. Студенты географического и исторического ((факультета -факультетов) готовятся к экспедиции. 11. Нелегко было восстанавливать (разрушенную -разрушенные) промышленность и транспорт. 12. (Реставрированный -реставрированные) музей и картинная галерея открыты для посетителей.13. Объявлен конкурс на решение (шахматного- шахматных) этюда и задачи. 14. Изобретатель сконструировал (специальный - специальные) генератор и двигатель, с помощью которых энергия падающей воды или паровых двигателей превращается в электроэнергию. 15. Занятия посещают (отстающий-отстающие) ученик и ученица.
8. Устраните ошибки в согласовании определений и приложений.
1. Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены. 2. Две недавно отремонтированных комнаты сдаются в наем. 3. Мне хочется прочитать исторические роман или повесть. 4. Мы живем на даче последних пять лет. 5. Прошедший год был для актера плодотворным: сыграно три новых роли. 6. Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков. 7. Созданы новые программы для начальной и средней школ. 8. Сначала слышался веселые говор и хохот, а потом все стихло. 9. Престарелый отец и мать нуждаются в поддержке. 10. На пьедестал почета поднимаются спортсмены, занявшие первых три места. 11. Массовая печать, в частности газеты, надеется на помощь правительства. 12. Наш геоботанический отряд отъехал от поселка Тугая километров на восемьдесят. 13. Четыре остальных шахматных партии закончились вничью. 14. Маршрут похода протяженностью более двух тысяч километров пролегает по рекам Сейм, Десна, Днепр. 15. В русском языке различаются глаголы действительного и страдательного залогов, совершенного и несовершенного видов. 16. Война в Чечне в 1994-1996 годах нанесла огромный ущерб нашей экономике. 17. У станции Тайги мы пересели в вагон с дощечкой «Москва - Томск». 18. Застраиваются берега реки Ока от города Серпухов до городов Таруса и Алексин.
9. Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.
Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время "делать бизнес" в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет. Отсутствие таможенных границ с Белоруссией наносит ущерб российскому бюджету.
10. Отредактируйте предложения, устранив нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения.
1.Морфологический строй научно-популярной литературы имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию, более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности. 3. Солома, впитывая в себя ценные питательные соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно поедается скотом. 4. Где проходила наша экспедиция, то были глухие места. 5. Необходимо знания и навыки, полученные учащимися в школе, впоследствии могли бы быть применены ими в жизни. 6. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки объемной полиэфирной нити. 7. Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 8. После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил главному специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи Брючьеру. 10. В целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование его не по назначению начальникам участков проводить систематическое обследование предприятий. 11. «Оплата жилья и коммунальных услуг военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и проживающими совместно с ними членами их семей, гражданами, уволенными с воинской службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, и проживающими совместно с ними членами их семей, а также членами семей военнослужащих, потерявших кормильца и имевших право на указанные льготы на день гибели (смерти) военнослужащих, производится в размере 50 процентов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» . 12. В связи с обретением независимости Киргизию покинуло свыше... тысяч граждан.
11. Придумайте предложения с составным именным сказуемым, употребляя приведенные существительные в именительном и творительным падеже.
Банкир, бизнесмен, брокер, спонсор, имидж, дайджест, лидер, невозвращенец, рэкетир, взяточник, депутат, демократ.
12. Попытайтесь заменить в сказуемом форму творительного падежа прилагательного формой именительного падежа или краткой формой. Во всех ли случаях возможна замена обеими формами? Определите различие между формами по смыслу и стилистической окраске.
1. Предпринятые меры были решительными и быстрыми. 2. Освобождение заложников было молниеносным и бескровным. 3. Старушка была слабой и больной. 4. С виду парламентарий был спокойным и уравновешенным, но это только казалось. 5. Атака оказалась безрезультатной: освободить пленных не удалось. 6. Луна казалась тусклой, едва различимой за пеленой снежных облаков. 7. Положение вкладчиков «Роники» казалось безнадежным. 8. Обещания Минфина погасить задолженность по зарплате медикам представляются сомнительными. 9. В ярких лучах солнца маки казались огненно-красными. 10. Дуновение ветерка было легким и бодрящим.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Языковые ошибки. Умение их находить и исправлять Цели: систематизировать знания по нахождению и предупреждению языковых ошибок; развивать умения и навыки по исправлению языковых ошибок; познакомиться с классификацией языковых ошибок, допускаемых в сочинениях, изложениях; расширить свой словарный запас; добиваться активного владения богатствами русской устной и письменной речи; учиться более осмысленно относиться к правильному выбору слов и их форм, к построению синтаксических конструкций.
2 слайд
Описание слайда:
Нормы речи Нормы речи– это принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений. Норма представляет собой единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления слова, формы, конструкции.
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
Признаки нормы Основными признаками нормы литературного языка являются: относительная устойчивость; общеупотребительность; обязательность.
5 слайд
Описание слайда:
Признаки хорошей речи Речь, структура которой соответствует литературно-языковым нормам, называется правильной. Хорошая речь характеризуется: богатством (разнообразием) словаря и грамматического строя; чистотой, точностью; выразительностью.
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
8 слайд
Описание слайда:
9 слайд
Описание слайда:
Упражнение 1 Исправьте ошибки в предложениях. 1. На одно мгновенье мальчики забылись. 2. Печорин обладает талантом творческого доверия. 3. У Чацкого нет сообщников. 4. Пётр видел в Саше соотечественника по борьбе. 5. Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого. 6. К Онегину стали обращаться с уважением. 7. Перед нами возникает мещанская семья. Слова для справок: растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстаёт.
10 слайд
Описание слайда:
Проверьте себя. 1. На мгновенье мальчики растерялись. 2. Печорин обладает творческим талантом. 3. У Чацкого нет единомышленников. 4. Пётр видел в Саше соратника по борьбе. 5. Грибоедов хорошо раскрывает образ Чацкого. 6. К Онегину стали относиться с уважением. 7. Перед нами предстаёт мещанская семья.
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Проверьте себя. 1. Пушкин создал характеры людей того времени. 2. Фонвизин раскрывает свои взгляды в критических статьях. 3. Простакова груба со своими дворовыми. 4. Узнав, что крепостная Палашка заболела, она приходит в ярость. 5. Умственная ограниченность Коробочки доходит до абсурда. 6. Онегин вёл пассивный образ жизни. 7. Народ терпел двойной гнёт. 8. Тургенев получил мировую признательность.
13 слайд
Описание слайда:
Упражнение 3 Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их. 1. Она поборола боязнь и страх. 2. Манилов долго думал и размышлял. 3. Вскоре он воротился обратно. 4. Татьяна очень великой любовью полюбила Онегина. 5. Он негодовал от возмущения. 6. Светило огненное, как огонь, солнце. 7. Они проявили свою инициативу.
14 слайд
Описание слайда:
Проверьте себя. 1. Она поборола страх. 2. Манилов долго думал. 3. Вскоре он вернулся обратно. 4. Татьяна полюбила Онегина. 5. Он негодовал. 6. Светило огненное солнце. 7. Они проявили инициативу.
15 слайд
Описание слайда:
Упражнение 4. Исправьте предложения, избежав повторений. 1.Герасим пошёл к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принёс домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4. Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришёл к реке. Потом увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
16 слайд
Описание слайда:
Проверьте себя. 1.Герасим пошёл к реке. Там он увидел в воде щенка, взял его и принёс домой. 2. Ребята проснулись рано и задумали идти в лес за грибами. Они пошли по полевой дорожке и набрали много грибов и ягод. 3. На выходе он стал расспрашивать о происшествии. 4. В пасмурные дни деревья стоят голые. 5. Потом он пришёл к реке и увидел плот. 6. На деревьях распускаются почки. Дни стали длиннее. Снег начал таять.
17 слайд
Описание слайда:
Упражнение 5. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. 1. Когда Игорь собирается в поход, то собираются и другие князья. 2. Большую роль в показе образа князя Андрея играет показ его любви к Наташе. 3. Даже среди выдающихся романов Гончарова «Обломов» занимает выдающееся место. 4. Фамусов придерживается общественного мнения. Фамусов во всём придерживается старого. Он придерживается старых порядков. 5. Подъезжая к усадьбе, он увидел развалившиеся ворота. Войдя в дом, Чичиков увидел человека, который возился с какими-то тряпками.
18 слайд
Описание слайда:
Проверьте себя. 1. Вместе с Игорем собираются в поход и другие князья. 2. Большую роль в жизни князя Андрея играет его любовь к Наташе. 3. Среди знаменитых романов Гончарова «Обломов» занимает важное место. 4. Фамусов во всём придерживается старых порядков. 5. Подъезжая к усадьбе, Чичиков увидел развалившиеся ворота. Войдя в дом, он заметил человека, который возился с какими-то тряпками.
19 слайд
Описание слайда:
Упражнение 6. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. 1. Отображая помещиков в «Мёртвых душах», Гоголь отобразил и Плюшкина. 2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорблённый поэт ответил на это насмешливым стихотворным ответом. Оскорблённый Воронцов пожаловался царю. 3. В этой игре все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с физически и технически сильными игроками другой команды. 4. Образно говоря, в этом образе поэт изобразил пороки буржуазной морали и картины безобразной нищеты угнетённых людей. 5. На пробный круг для пробы новой машины выехал ветеран попробовать свои силы.
20 слайд
Описание слайда:
Проверьте себя. 1. Изображая помещиков в «Мёртвых душах», Гоголь показал и Плюшкина. 2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорблённый поэт ответил на это насмешливым стихотворением. Обиженный Воронцов пожаловался царю. 3. В этой игре все участники действуют с огоньком, смело вступая в единоборство с физически и технически сильными соперниками. 4. Поэт изобразил пороки буржуазной морали и картины неприглядной нищеты угнетённых людей. 5. На первый круг для испытания новой машины выехал попробовать свои силы ветеран.
21 слайд
Описание слайда:
Грамматические ошибки К грамматическим относятся нормы: словообразовательные (правила образования слов), морфологические (образование форм слов разных частей речи), синтаксические (правила построения словосочетаний и предложений).
22 слайд
Описание слайда:
Упражнение 1 Выберите из слов, данных в скобках, один вариант. Свой выбор мотивируйте. 1. Для проведения бесед и докладов были подобраны опытные (лекторы – лектора). 2. Многие (цехи – цеха) завода переориентированы на выпуск новой продукции. 3. Пастух приложил свою дудочку к губам, и над лугом поплыли нежные (тоны – тона) свирели. 4. На холсте Левитана нежные голубые (тоны – тона) неба передают прозрачность утреннего воздуха. 5. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры – шофера). 6. (Выборы – выбора) губернатора области показывают, что многие политические противники заключают (договоры – договора) о сотрудничестве. 7. Коммерческий банк выдал долгосрочные (вексели – векселя) некоторым преуспевающим фирмам. 8. Л.Н. Толстой сумел создать неповторимые художественные (образы – образа). 9. В летнее время у многих людей начинаются (отпуски – отпуска). 10. В нашем кондитерском отделе всегда свежие (торты – торта).
23 слайд
Описание слайда:
Упражнение 2 Используйте нужную форму кратких прилагательных, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов. 1. Этот метод лечения действ… и безболез… . 2. Актёр был естеств… в своём поведении. 3. Твой приход очень своеврем… . 4. Край был безлюден, пустын… и безжизн… . 5. Вид гор со снежными вершинами, окрашенными закатом, был величеств… и торжеств… . 6. Момент был для всех торжеств… . 7. Директор школы был ответств… за каждого ученика. 8. Фельетон, по мысли Кольцова, в какой-то степени родств… корреспонденции.
24 слайд
Описание слайда:
Упражнение 3 Исправьте ошибки в предложениях. 1.Главная бухгалтерия обслуживает сегодня тридцать два яслей. 2.Двадцать три суток прошло с момента отправки очередной научной экспедиции на станцию «Мир». 3.Трое бракованных плоскогубцев были проданы по сниженной цене. 4.За день торговый центр продал тридцать трое брюк. 5.В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней. 1.К пятнадцатому апрелю тысяча девятьсот девяносто девятому году намечено открытие выставки известного в нашем городе художника. 2.Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот. 3.Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI веке, является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4.В двухтысячном шестом году потребление энергии предприятиями области возрастёт в 1,3 раза.
25 слайд
Описание слайда:
Упражнение 4 Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления форм времени и наклонения глагола; исправьте предложения. 1.Готовясь к Олимпийским играм, китайский тяжелоатлет подымал вес свыше 300 кг. 2.За последний год спортсмены достигнули больших успехов. 3. Ещё в школе будущий чемпион умел замечательно прыгать в высоту, лазать по канату, подтягиваться на перекладине. 4.На своём веку охотник видал немало удивительных вещей. 5.Скипятите ¼ литра молока и разведите в нём 25 граммов соды.
26 слайд
Описание слайда:
Упражнение 5 Устраните неправильный порядок слов в предложениях. 1.В это время в реках и водоёмах области ловля рыбы запрещена всеми способами. 2.В наше время эти изделия вырабатываются при в два раза меньшей затрате труда. 3.Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации завода. 4. Все меры для повышения успеваемости в группах были приняты. 5.Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолёт с портретами космонавтов. 6.Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. 7.При переходе на новые формы обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте наблюдались некоторые трудности.
27 слайд
Описание слайда:
Упражнение 6 Выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор. 1.Ряд мероприятий, посвящённых юбилею И.А. Бунина, (пройдут – пройдёт) в Ельце, Воронеже, Орле. 2.В группу студентов, направленных на полевую практику, (входит – входят) сорок один человек. 3.Целый ряд выступающих (настаивал – настаивали) на отрицательном ответе. 4.Несколько наших старшеклассников (принимало – принимали) участие в городской олимпиаде. 5.В течение трёх последних лет руководство Центрального рынка неоднократно (обращалось – обращались) в вышестоящие инстанции с просьбой помочь в организации выездной торговли. 6.Ровно в 6 часов вечера (прозвучали – прозвучало) три выстрела. 7.Большинство произведений композитора (были созданы – было создано) в годы странствий.
28 слайд
Описание слайда:
Упражнение 7 Исправьте ошибки, вызванные несоответствием нормам управления. 1.В отделе критики и библиографии толстых журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 2.Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 3.Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 4.Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 5.Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 6.Он учился в школе хорошо благодаря своих способностей. 7.На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 8.Он выехал из города согласно предписания.
29 слайд
Описание слайда:
Упражнение 8 Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения. 1.Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2.Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха. 3.Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 4.Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5.Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6.Катание на лодках, находясь с маленькими детьми, категорически воспрещается. 7.Пользуясь газовыми плитами, населению необходимо сначала убедиться в их исправности. 8.Выяснив, что объём производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10.Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.
30 слайд
Описание слайда:
Упражнение 9 Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку. 1.В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялось конференция. 2.Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3.Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привёл интересное сравнение. 4.Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5.Основное, на что следует обратить внимание, - это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7.В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.
31 слайд
Описание слайда:
Упражнение 10 Найдите случаи нарушения синтаксических норм современного русского языка. Исправьте предложения. 1.Местные органы власти, общественность и граждане города широко готовятся отметить пятидесятилетие писателя-земляка. 2.Средства массовой информации призывают россиян участвовать в выборах. 3.Факты говорят за возможность использования резервов. 4.Руководство предприятия поблагодарило и премировало лучших работников ценными подарками. 5.Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 6.Книга, которую я взяла в библиотеке, которая находится недалеко от школы, мне понравилась. 7.Ясная картина состояния озонового слоя планеты возникает, изучив работы европейских и русских учёных. 8.Письмо-открытка была доставлена по адресу, однако абонент выбыл с указанного места жительства.
По значимости, оперативности, востребованности пользователями периодика занимает в библиотеке первое место. Имея в своём распоряжении достаточно широкий круг периодических изданий, работники библиотеки могут удовлетворять разнообразные информационные запросы читателей даже в условии тотального дефицита средств на комплектование фонда литературой.
Среди периодических изданий, выходящих в нашей стране, большое место занимают литературные журналы и газеты. Сложившаяся в настоящее время система периодических изданий по художественной литературе, литературоведению и критике представляет собой совокупность различных по своему конкретному содержанию, читательскому и целевому назначению журналов и газет.
Большую роль в освещении насущных вопросов развития и состояния художественной литературы и литературоведения, в информации о событиях литературной жизни играют центральные литературные газеты. К ним относятся такие издания, как «Книжное обозрение», «Литературная газета», «Литературная Россия» и др., из новых газет «Книжная витрина»; неспециализированные газетные издания «Общая газета», «Российская газета», «Труд» и др., а также местные газеты.
Мы рассматриваем эти газеты, потому что именно они являются наиболее яркими, массовыми библиографическими и литературными периодическими изданиями. Целевое и читательское назначение этих изданий различны, но общее между ними заключается в регулярности выхода, в хорошем художественном оформлении, в наличии разделов и рубрик, объединяющих сведения о произведениях литературы и другую информацию. На страницах этих газет дебютируют молодые авторы, печатаются уже признанные мастера художественного слова, даётся публицистический и критический материал по художественной литературе и литературоведению.
Газета «Книжное обозрение» выходит с 5 мая 1966 года, учредитель газеты - Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникаций. Это еженедельная газета, содержащая обширный материал о различных произведениях печати, выпускаемых как уже известными крупнейшими издательствами, так и вновь появившимися, такими, как «Вагриус», «Олма-Пресс», «ЭКСМО-Пресс», «Фаир-пресс».
Газета открывает страницы ранее неведомой политической истории - российской и мировой; первые опыты серьёзной работы с массовой художественной литературой, знакомит издателей друг с другом и читателя со всеми ними.
«Книжное обозрение» служило и служит надёжным источником информации обо всех изданиях, вышедших из печати. Во вкладке «PRO» существует рубрика «Сигнальный экземпляр». Благодаря этой рубрике, где есть раздел «Художественная литература», у читателей появилась возможность узнать, что издаётся в этом направлении (приложение 1).
В список включены отдельные издания и сборники произведений писателей разных народов и стран (художественная литература народов России; детская литература, зарубежная художественная литература), вышедшие за неделю.
«Сигнальный экземпляр» удобен тем, что оперативно оповещает читателей о новинках литературы.
«Сигнальный экземпляр» с библиографической точки зрения занимает центральное место в газете. Принцип расположения материала позволяет читателям быстро находить сведения о книгах по интересующей их отрасли или теме. Библиографические описания в необходимых случаях дополняются краткими аннотациями.
Чтобы облегчить использование газеты в работе с читателями, раздел «Сигнальный экземпляр» печатается на специальных полосах, которые можно вынимать и подшивать отдельно.
Многим читателям нравится рубрика «Выбор редакции» (приложение 2). Сейчас выходит столько новых книг, что хочется иметь что-то наподобие компаса в этом книжном океане. В выпуске рубрики предложены семь книг, которые, по мнению редакции, могут представлять наибольший интерес для читателя. Это различные произведения художественной литературы, альманахи, очерки, серии «ЖЗЛ», художественные произведения исторической тематики.
Думается, что здесь не обязательно делать полное библиографическое описание; главная цель - дать, хотя бы краткое, представление читателю о книге и о произведении. Это и сделано в аннотациях к ним.
«Книжное обозрение» печатает отзывы и рецензии на произведения. Порой это удачные, а порой слишком «сухие» рецензии.
На наш взгляд, не очень удачны рецензии на произведения Х.Л. Борхеса и Биой Касареса. Рецензии даёт В. Малеев «Биорхес и злой паук» (приложение 3). Это «сухая» рецензия, где даётся отрицательная характеристика произведениям. И кроме фразы «Что это? …Блестящая литература? Никаких в этом сомнений», нет ничего, что могло бы вызвать интерес читателя к этим книгам.
А вот рецензия К. Галстян «Метафизика жёлтой подлодки» (приложение 4) вызывает интерес читателя к Иосифу Бродскому как личности, о которой мы всё-таки мало ещё знаем, и к его книгам. Рецензент пытается показать нам многогранность личности И. Бродского, его интерес к мировой поэзии. К. Галстян пишет, что «…благодаря двум новым книгам лишний раз осознаёшь, что Бродский и Оден, Бродский и Кафавис, Бродский и античность - всё это части одной темы «Бродский и мир», без изучения которой нам к великому поэту по- настоящему не приблизиться».
Поэтому хочется открыть эти книги, чтобы «по-настоящему приблизиться к великому поэту».
И всё же ответ на гамлетовский вопрос «быть или не быть», т.е. «читать или не читать» каждый читатель задаёт себе сам, т.к. выбор остаётся за ним.
А для того, чтобы вызвать наибольший интерес читателя, «Книжное обозрение» могло бы печатать полемические, скандальные статьи, статьи с игровыми элементами. Может даже «сталкивать» писателей на своих страницах.
Интересна также «Викторина «КО»», которая задаёт такие вопросы читателям, на которые можно ответить, открыв книгу снова, а то и прочесть её, если она не прочитана (приложение 5). Всё это помогает пропагандировать или предлагать читателю лучшую литературу. И главное: победители получат призы - лучшие произведения художественной литературы.
«Книжное обозрение» ориентировано как на читателя, так и на издателя. Здесь очень много рекламы разных издательств, которые представляют свои книги. Интересен ежемесячный бюллетень издательства «ЭКСМО», где представлены книги издательства вместе с аннотациями (приложение 6); даются фотографии этих книг. В бюллетене представлены новинки издательства в жанрах классической литературы, психологии и философии, детские и словарно- справочные издания, самые популярные книги для любителей детективов, фантастики, любовных романов. Даются краткие аннотации на новые произведения известных писателей и молодых авторов.
Издательства «Просвещение», «Русская книга», «Молодая гвардия», Издательский дом «Инфра-М» также представляют свои книги вниманию читателей и книготорговцев на страницах «Книжного обозрения».
Много полезного получат для себя и библиотекари, и читатели, знакомясь с разделами «Книжного обозрения», где публикуются тематические списки и обзоры литературы, отзывы и рецензии на произведения, уже вышедшие или готовящиеся к изданию. Для библиотекарей всё это оказывает существенную помощь в подготовке бесед по культуре чтения, вечеров, конференций, в разработке и оформления выставок. Для читателей - это помощь в выборе лучшей литературы для удовлетворения своих читательских потребностей, повышение эстетического вкуса, приобретения жизненных ценностей.
«Литературная газета» - основана в 1830 году при участии А.С. Пушкина, возобновлена в 1929 году. Учредитель и издатель ОАО Издательский дом «Литературная газета». Орган писателей России.
«Литературная газета» является еженедельным изданием, своевременно и быстро знакомящим своих читателей с широким спектром российской и мировой литературы. Она представляет слово писателям всех направлений, регулярно публикует стихи и прозу (новая тематическая вкладка «Читальный зал»), вступает в диалог с читателями, рассказывает о новых книгах и издательских проектах («Книжный развал»). «Литературная газета» сохраняет лучшее легендарной «16 полосы», в «Клубе 12 стульев» читателя ждут встречи с известными и любимыми юмористами нашей страны. На страницах «Литературной газеты» публикуются литературно-критические и публицистические выступления, статьи по вопросам социологии, философии, морали и быта, много дискуссионного материала на литературные темы.
Чтобы помочь читателю ориентироваться в выборе литературы, на первой странице «Литературная газета» печатает рубрику «ЛГ-рейтинг»
Библиографические описания дополняются краткими аннотациями (приложение 7, 8). В них даются сведения о событиях, происходящих в произведениях, и действующих лицах. Рубрика печатается из номера в номер.
Рубрика «Книжный ряд» примечательна тем, что подробно знакомит читателей с отдельными произведениями. Для примера возьмём 2 книги, представленные «Книжным рядом» (приложение 9).
Рубрика даёт краткое библиографическое описание произведения, которое сопровождается развёрнутой рекомендательной аннотацией. Цель аннотации - заинтересовать читателя, показать значение и отличительные особенности произведения.
Аннотация на книгу Ю. Кобрина «Возмущение сирени» (приложение 9) даёт краткие сведения об авторе, содержит характеристику произведения, сообщает сведения о целевом и читательском назначении. Аннотация написана живым доступным языком.
Здесь же представлена книга А. Сеченя «Русский ураган». Библиографическое описание также снабжено развёрнутой рекомендательной аннотацией. Здесь уже отсутствуют сведения об авторе, но даётся характеристика содержания произведения, определяется жанр романа как «плутовской»: по форме изложения роман написан живо, интересно, увлекательно, дана характеристика художественно-полиграфического исполнения книги.
«Книжный ряд» представляет литературу различной тематики и разных жанров, знакомит с молодыми писателями и признанными авторами. Выходит на страницах «Литературной газеты» с различной периодичностью.
Рубрика «Губернские страницы» (в новой тематической вкладке «Читальный зал») представляет литературное творчество авторов разных регионов России; знакомит с местными литературно-художественными журналами.
Библиографические описания также снабжены развёрнутой рекомендательными аннотациями (приложение 10). Рубрика выходит с периодичностью через три номера на одиннадцатой странице.
В рубрике «Рассказ в газете» печатаются наиболее интересные произведения молодых современных авторов. «Рассказ в газете» печатается на страницах «Литературной газеты» с различной периодичностью.
«Литературная газета» рассказывает и о постановках в театрах по произведениям художественной литературы; проводит встречи с интересными авторами, где они дают интервью и рассказывают о своих произведениях. Это тоже является косвенной формой рекламы произведений. Интересными были встречи с Иоганной Хмелевской. Особый интерес представляет интервью с Виктором Петровичем Астафьевым, которое он дал незадолго до своего 75-летия, и которое, в силу ряда причин, не могло быть опубликовано при жизни писателя, тем ценнее его «слово» сейчас.
«Литературная газета» также помещает сведения и об издательских планах в той же рубрике «Книжная лавка».
В настоящее время (и это обидно) литературно-художественные («толстые») журналы стали стремительно терять массового читателя и подписчика именно тогда, когда впервые в российской истории получили полную свободу, необходимую для реализации всех потенций, заложенных с рождения в этот странный феномен, эту гибкую форму, эту гениальную формулу русской литературно-общественной жизни.
И тем не менее, именно «толстые» журналы являются главным каналом, по которому идут к читателю новинки оригинальной или переводной литературы. Литературно-художественные журналы, наряду с ведущим отделом беллетристики, имеют разделы литературной критики, рецензии на новые книги, хроники культурных новостей, содержат статьи по вопросам экономики, социологии, истории, текущей политики, поэтому многие «толстые» журналы являются и общественно-политическими.
Живому сближению и взаимодействию литературно-художественных публикаций и небеллетрических разделов в журнале немало содействуют публицистические материалы. Публицистика является неотъемлемой частью «толстых» журналов, подчёркивая их общественно-политический характер.
Существенной частью литературных журналов являются критические и библиографические разделы. Состав журнальных отделов критики и библиографии отличается большим разнообразием жанров публикующихся здесь материалов.
Будучи по типу «толстыми» журналами, литературно-художественные имеют большой объём, большое жанровое разнообразие публикуемых материалов, характеризуются обстоятельностью критических обзоров.
«Толстые» журналы отличаются оперативностью и планомерностью информации, актуальностью проблем, они рассчитаны на подготовленного читателя и предполагают в нём особый интерес к художественной литературе и литературному процессу.
В настоящее время выходит большое разнообразие литературно- художественных журналов, но для анализа нами выбраны такие журналы, как: «Звезда», «Знамя», «Иностранная литература», «Октябрь», «Москва», «Новый мир». По нашим наблюдениям они являются самыми читаемыми журналами в библиотеках.
«Знамя» - ежемесячный литературно- художественный и общественно-политический журнал, выходит с 1931 года.
Очень удобно в оформлении журнала то, что читатель может узнать о самых интересных публикациях в номере, сведения о которых выносятся на обложку журнала (приложение 11).
«Знамя» имеет несколько больших разделов - «non fiction», «Мемуары, архивы», «Публицистика», «Критика», «Наблюдатель», «Конференц-зал».
Открывается журнал художественными произведениями: поэзией, прозой. На страницах журнала хорошо «уживаются» и корифеи литературного пера, и молодые прозаики, реалисты с постмодернистами и т.д. Журнал представляет читателю современную словесность во всём многообразии жанров, стилей, манер.
Раздел «Критика» примечателен тем, что здесь печатаются не только «положительные» или «отрицательные» мнения обозревателей, но и разворачиваются полемические споры по поводу того или иного произведения. Это вызывает интерес читателя к художественному произведению и желанию его прочитать.
Так, например, происходит спор между А. Кузнецовой и её оппонентами по поводу философского романа А. Айвазяна «Американский аджабсандал» (перевод И. Карумян). Здесь каждый из них отстаивает свою точку зрения на это произведение и доказывает свою правоту. Спор идёт острый и динамичный, и каждый по-своему прав (см. «Знамя», 2002, №3).
Скорее всего, раздел «Критика» таким и должен быть, т.к. споры всегда вызывают интерес читателя к произведению, и ему самому хочется составить своё мнение о нём и прочитать это произведение. Это всё и помогает «найти» произведению «своего» читателя.
Рубрика «Наблюдатель» - это, своего рода, журнал в журнале, где разнохарактерные книжные рецензии чередуются с откликами на события театральной, музыкальной, выставочной, и другой культурной жизни.
Но в этой рубрике нас привлекают рецензии на художественные произведения. Здесь представлены развёрнутые рецензии на художественные произведения различных жанров, а также на произведения, напечатанные в других литературных журналах.
В отдельных рецензиях говорится и о самих авторах.
Проанализируем, например, рецензию Д. Дмитриева на книгу Д. Рубиной «Высокая вода венецианцев: повести, рассказы» (приложение 12),
В своей рецензии Д. Дмитриев представляет нам автора Д. Рубину, раскрывает сюжет каждой её повести, даёт характеристику творчеству автора, рассказывает о самом авторе. Рецензия обладает понятным и доступным языком, легко воспринимается.
Рецензии журнала «Знамя» хороши тем, что так подробно «говорят» о произведении. И, если по каким-либо причинам библиотекарь не смог его прочитать, то с помощью таких рецензий он сможет составить своё представление о нём и рекомендовать его читателю. По таким развёрнутым рецензиям легко составлять рекомендательные списки и литературные обзоры.
Интересна также рубрика «Незнакомый журнал», где происходит знакомство читателей с новыми литературными журналами, выходящими в различных регионах России, раскрывается содержание этих журналов: какие произведения публикуют и о чём сообщают эти «незнакомые журналы» (приложение 13).
В разделе «Литературный пейзаж» представлено творчество провинциальных авторов.
Несмотря на то, что в журнале немало места занимает публицистика, критика, информация, популярность журнала «Знамя» по-прежнему во многом определяют проза и поэзия.
На четвёртой странице обложки журнал представляет перспективную информацию - какие произведения и каких авторов будут публиковать на его страницах в новом году. Благодаря этому, читатели могут видеть, какие их любимые авторы здесь присутствуют, а также узнать имена новых (приложение 14).
«Москва» - ежемесячный журнал русской культуры «именем столицы названный». Учредители: Союз писателей России, Российский фонд Мира, Трудовой коллектив журнала «Москва». Издаётся с 1957 года в Москве.
Журнал печатает произведения российских прозаиков, поэтов, драматургов, писателей народов СНГ и дальнего зарубежья, материалы, посвящённые истории Москвы и её современной жизни. Значительное место в журнале занимает раздел «Публицистика», а также рубрики «Поэзия», «Проза», «Культура», «Домашняя церковь».
«Москва», как и «Знамя», выносит на первую страницу обложки лучшие, на взгляд редакции, публикации номера (приложение 15), а на четвёртой странице обложки даёт список произведений, печатающихся в журнале.
«Москва» также представляет молодых и маститых авторов. Удачная находка журнала в том, что он помещает фотографии и краткие сведения об авторе перед каждым произведением (приложение 16).
В разделе «Литературная критика» печатают статьи публичного характера по вопросам литературы и литературоведения; о творчестве отдельных писателей; даётся критика на художественные произведения.
В журнале отсутствует раздел рецензий, нет библиографических списков литературы, нет обзоров литературных и «книжных лавок».
«Москва» - это не просто литературно-художественный журнал, а журнал русской культуры. Это определение говорит само за себя; здесь уже намного меньше произведений литературы, и, практически, нет литературной библиографической информации; больше публицистики и другого информационного материала, касающегося культуры и искусства.
«Октябрь» - независимый литературно-художественный публицистический журнал. Издаётся с мая 1924 года. Имеет такие крупные постоянные разделы, как «Проза» и «Поэзия», «Публицистика», «Литературная критика».
Как и другие «толстые» журналы, «Октябрь» представляет нам известные и новые имена, печатает критику и рецензии, литературные обзоры. В журнале есть такие рубрики, как «Панорама», где даются рецензии на книги только что вышедшие или готовящиеся к изданию. Рецензии в журнале подробны и обстоятельны. Для примера возьмём рецензию В. Шубинского на книгу А. Ротмана «Нинвей» (приложение 17). В. Шубинский даёт нам представление об авторе книги, раскрывает содержание сборника стихов А. Ротмана. И, особенно приятно, то, что Шубинский даёт не только отрицательную, но и положительную характеристику сборнику.
Интересна и рубрика «Русское поле», которая пытается, хоть в какой-то степени, помочь преодолеть культурную разорванность центра и провинции. Воссоздать единое духовное пространство России невозможно без участия одарённой молодёжи - будущих создателей и устроителей нашей культуры и литературы. Поэтому рубрика представляет молодых авторов и их произведения из разных регионов России (приложение 18).
Рубрика «Титульный лист» представляет книги, которые уже вышли в свет. Здесь представлены не только художественные произведения, но и публицистика и мемуары (приложение 19). Библиографическое описание дополняется общими рекомендательными аннотациями. Выходит на страницах журнала «Октябрь» в течение года с разной периодичностью.
«Октябрь» выносит на первую страницу обложки информацию о самых лучших публикациях в номере журнала, а на четвёртой странице обложки даёт список произведений, которые публикуются в течение года, и будут публиковаться в следующем году.
«Новый мир» - ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли, издаётся с января 1925 года.
Открывается журнал художественными произведениями - это романы, повести, рассказы, стихи и поэмы. «Новый мир» представляет читателю авторов разных «рангов» - от начинающих до корифеев.
Немало места в журнале занимает интересующая нас рубрика «Рецензии и обзоры», где представлены обзоры художественной литературы и подробные, обстоятельные рецензии на них.
«Книжная полка» журнала «Новый мир» также знакомит нас с новыми книгами, книги представлены разными жанрами. Библиографическое описание снабжено рекомендательной аннотацией (приложение 20). Рубрику «ведут» разные авторы. В приложении представлена «Книжная полка Никиты Елисеева».
Очень интересна такая находка журнала, как «Библиографические листки». Здесь представлены не только отдельные книги, но и произведения из периодической печати, с указанием источника информации. Библиографическое описание снабжено рекомендательной аннотацией. Очень удобно для читателей то, что рубрика постоянна. Рубрика используется также и библиотекарями при подготовке рекомендательных списков, литературных обзоров, бесед, вечеров (приложение 21).
«Литературная критика» представляет нам новые произведения молодых авторов; критика читается с интересом, т.к. написана живым и интересным языком, имеет много спорных мнений различных авторов-критиков на одно и тоже произведение.
«Звезда» - «толстый» литературный журнал, издаётся с 1926 года.
Журнал тоже открывается художественными произведениями, представленными разными авторами во всём многообразии жанров и стилей.
В журнале есть всё: и публицистика, и поэзия, и проза, и эссеистика, и критика, и мемуары.
А раздел «Новые переводы» представляет литературу зарубежных авторов.
«Звезда» не публикует литературно-библиографической информации как таковой. Единственная форма ЛБИ - на четвёртой странице обложки журнала, где представляются вниманию читателя и книготорговцев списки книг, уже вышедших в свет или готовящихся к печати (приложение 22).
Раздел «Курьер «ИЛ»» знакомит нас с произведениями и авторами различных стран в форме литературного обзора.
«Среди книг» - в этом разделе печатается литературная критика.
Кроме «толстых» литературных журналов существуют также литературоведческие и «тонкие» журналы. Литературоведческие журналы удовлетворяют глубокий интерес читателей к литературным явлениям, потребность в изучении истории и теории литературы.
Одним из таких изданий является журнал «Вопросы литературы», рассчитанный на читателей, по роду своей деятельности связанных с литературой, и на широкие круги любителей литературы. На его страницах освещается текущая литературная жизнь России и зарубежных стран.
В центре внимания журнала находятся проблемы теории, истории литературы, критики, эстетики; публикуются материалы из архивов по истории русской классики, зарубежной и российской литературы. Рецензируются только литературоведческие работы, а обзоры посвящаются литературно- художественным произведениям.
Историко-литературный журнал «Русская литература» представляет особый интерес.
Каждый номер журнала открывается разделом, в котором разрабатываются проблемы истории и теории литературы. В критико-библиографическом разделе журнала «Обзоры и рецензии» анализируются заметные исследования теоретического и историко-литературного характера и капитального издания произведений писателей.
Для учителей-литераторов предназначен журнал «Литература в школе». Это журнал методического характера. Главная задача журнала - способствовать улучшению преподавания литературы в школе. Здесь печатаются статьи литературоведческого плана, обзоры, рецензии, списки книг.
Журнал «Детская литература» рассматривает проблемы истории, теории и современного развития детской литературы.
«Тонкие» или массовые иллюстрированные журналы существенно отличаются от «толстых» по своему профилю, задачам, читательскому назначению и внешнему облику. Эти журналы более оперативны и злободневны. Помимо литературно-художественных произведений, они публикуют материалы о международной жизни, о спорте, литературе и искусству. К таким изданиям относится, прежде всего, «Огонёк».
Ряд «тонких» журналов предназначаются для удовлетворения запросов определённых групп читателей - «Смена», «Сельская новь», женские журналы «Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг».
Публикация литературно-художественных текстов не занимает здесь ведущего места; обычно это небольшие повести, рассказы, очерки, стихи российских и зарубежных писателей. Литературная критика представлена лишь немногими краткими рецензиями и заметками о новых книгах или статьями, отмечающими крупные литературные юбилеи. Систематической литературно- библиографической информации «тонкие» журналы не содержат.
В местных журналах и газетах материалы о художественной литературе печатаются редко, но и здесь помещаются информационные материалы, пропагандирующие продукцию местных издательств.
В Тольятти выходят такие литературные издания, как литературный журнал «Город»; литературный альманах «Майские чтения»; вышел первый выпуск «Антологии тольяттинской литературы». В этих изданиях отражается литературная жизнь Тольятти: здесь представлены и юные, и опытные тольяттинские авторы: Борис Скотневский, Любовь Бессонова, Владимир Мисюк…
Закончить эту часть дипломной работы хотелось бы словами великого Николая Васильевича Гоголя, которые были обращены к охотникам «хоронить» именно журнальную литературу ещё в 1836 году, но которые актуальны и сегодня: «Журнальная литература, эта живая и свежая, говорливая и глубокая, также необходима в области наук, и художеств, и торговли. Она ворочает вкусом толпы, обращает и выпускает в ход всё выходящее наружу в книжном мире, и которое без того было бы в обоих смыслах мёртвым капиталом» (