Успение пресвятой богородицы.
Чин Погребения Пресвятой Богородицы включает в себя как грустные песнопения, посвященные успению (смерти) Девы Марии, так и богослужебные тексты, дарующие человеку надежду на исполнение обетования самой Богородицы о заступничестве человечества перед Богом до момента скончания времен.
Отправления богослужения Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, вошедшим в литургическую жизнь Церкви. В Типиконе (главной книге, отображающей богослужебный устав Церкви) самого последования чина Погребения Божией Матери и указаний на его совершение в православных храмах нет. Однако умолчание Типикона об этой службе не является серьезным препятствием к отправлению богослужения, ведь в таком действии проявляется особая любовь человека к Божией Матери и почитание усердной заступнице христиан.
Первые рукописи с чином Погребения Пресвятой Богородицы датируются приблизительно XV - XVI веками. По установившемуся благочестивому обычаю этот чин совершается в Иерусалиме при гробнице Богородицы утром накануне праздника Успения Божие Матери. Исторически в других Церквах православного Востока это богослужение совершалось в соединении с праздничной службой Успения Богородицы (28-го августа по новому стилю), то есть на сам праздник Успения. Однако Устав Великой Константинопольской Церкви запрещает такое соединение чина Погребения Пресвятой Богородицы с праздничной службой Успения. На Руси все же сохранилась практика совершения праздничной Успенской службы в соединении всенощного бдения (накануне Успения) с отдельной частью богослужения из чина Погребения. В таком случае чин Погребения приходится 27-го августа. Такая практика имеет место в Киево-Печерской Лавре и в Костромском Богоявленском монастыре.
В большинстве же храмов Русской Православной Церкви чин Погребения Пресвятой Богородицы принято совершать в ближайшие дни попразднства Успения. Чаще всего это богослужение совершается на третий день с момента праздника Успения Божией Матери. Если учесть, что богослужение суточного круга начинается накануне вечером празднуемого события, то само всенощное бдение с чином Погребения совершается во второй день вечером после праздника Успения Богородицы - 29-го августа.
Практика совершения чина Погребения Богородицы на третий день после Успения плотно укрепилась в России с середины XIX века, когда это богослужение именно в такой последовательности начало отправляться в Гефсиманском при Троице-Сергеевой Лавре.
Однако стоит учесть, что иногда третий день Успения Богородицы совпадает с воскресеньем. В таком случае чин Погребения Божией Матери не совершается вместе с праздничным воскресным богослужением, но переносится на день четвертый после Успения (соответственно всенощное бдение, совершаемое накануне вечером, отправляется на третий день). Так случилось в 2015 году. Праздник Успения Божией Матери выпал на пятницу 28-го августа, соответственно третий день совпадает с воскресеньем. Но накануне воскресенья совершается в субботу вечером праздничная воскресная служба. Поэтому богослужебный Устав рекомендует перенос богослужения Погребения Пресвятой Богородицы на 4 день после Успения (31-е августа понедельник). Соответственно сам чин Погребения служится в 2015 году 30-го августа вечером.
Стоит также заметить, что по благословению настоятеля прихода, вследствие каких-либо уважительных причин, чин Погребения Божией Матери может быть отслужен и в другие дни попразднства Успения Пресвятой Богородицы.
Среди всех праздников, отмечаемых православной церковью, богородичные, наверное, самые умилительные. Богородичными праздниками верующие называют те, когда вспоминается какое-то событие, касающееся Божьей Матери. Это Введение во храм Божьей Матери, Благовещенье, Успение и чин погребения, Рождество Божией Матери, Покров. Этот перечень - основные вехи жизни Девы Марии. Правда, она принимала участие и в некоторых других событиях, которые сейчас отмечаются праздниками: Рождество, Сретение, но эти дни считаются господскими праздниками.
Успение
В Евангелии описано только одно событие, которое соответствует Благовещению.
Матерь Божия была очень скромна и, хотя достоверно известно, что Евангелие от Луки практически писалось с ее слов, она ни разу не упомянула о других событиях, ее касавшихся. Все остальные события сохранились не в а в Священном Предании церкви. Русская Православная Церковь почитает Предание надежным и важным источником. Именно из него взята история Успения Божьей Матери.
История праздника
Незадолго до своей смерти Дева Мария пожелала видеть всех апостолов. Они были доставлены к ней на облаке, чтобы Матерь Божия могла попрощаться с учениками Христовыми на земле с надеждой на встречу в Горних обителях.
Только один апостол не прибыл на встречу, это был апостол Фома. Но, как станет ясно позднее, в этом был особый Божий промысел.
Очень боялась воздушных мытарств, и Сын Сам пришел забрать ее чистую душу на небо, на следующий день был назначен чин погребения Пресвятой Богородицы. На похороны собралось множество народу, иудеи и гонители христиан даже хотели устроить беспорядки. Но нечестивый, протянувший руку к одру Пресвятой Богородицы и хотевший опрокинуть его, тут же лишился их. Ангел отсек руки, прикоснувшиеся ко гробу.
После такого увечья иудейский священник уверовал во Христа, покаялся, был исцелен и стал продолжать чин погребения Пресвятой Богородицы со всеми учениками. Много чудес и исцелений происходило, пока гроб несли до Гефсиманского сада...
Апостол Фома прибыл в Иерусалим через три дня. Он очень расстроился, что не присутствовал при кончине Божьей Матери и пропустил чин погребения Пресвятой Богородицы.
Фома пошел в Гефсиманию и, желая поклониться останкам Божьей Матери, открыл погребальную пещеру. Тела Девы Марии там не было. Господь забрал Мать на небо, только пелены остались в пещере.
Современный праздник
Сейчас Успению Божьей Матери предшествует двухнедельный пост. Сам праздник отмечается 28 августа по новому стилю, а на 29 или 30 августа назначается чин погребения Пресвятой Богородицы.
В этот день служится торжественная и умилительная Всенощная. Все молитвы и канон посвящены Божьей Матери. Верующие как бы напоминают ей, что, несмотря на Успение, она обещала помогать христианам. В конце службы происходит чин погребения Пресвятой Богородицы.
Со дня Успения в храме стоит плащаница Божией Матери, а сейчас священники берут ее и с пением, молитвами, торжественно под колокольный звон обносят вокруг церкви.
Чин погребения Богородицы - одна из самых впечатляющих служб, на нее всегда стекается много народа.
В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее XV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее («Похвалы», или «Непорочны») представляет собой искусное подражание великосубботним «Похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси (потом эта служба была почти забыта).
В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем (Непорочны с припевами, разделяющиеся на 3 статии).
В настоящее время в Киево-Печерской Лавре полный чин погребения Богоматери совершается на утрене под 17/30 августа по чину Гефсиманскому с некоторыми изменениями. На праздничном же всенощном бдении перед полиелеем бывает пение особым напевом перед иконой Успения первых стихир и стихов трех статии чина «Погребения Богоматери».
По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30 августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника - утром 14/27 августа.
«Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» - под таким названием был напечатан впервые в Москве в 1872 году этот чин, совершавшийся в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне. Он был переложен с греческого языка профессором Холмогоровым в 1846 году; необходимые исправления были внесены Святителем Московским Филаретом. Это же «Последование» совершалось в Гефсиманском скиту. В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на второй или на третий день праздника.
Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в «Службе на Успение» (изд. Московской Патриархии, 1950 г. 167) в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях на 1950 год» 168 помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни перед утреней указано последование малого повечерия (по подобию службы в Великий Пяток). Последование утрени и «Похвалы» в «Богослужебных указаниях» напечатаны полностью (по Иерусалимскому исследованию).
Особенности службы погребения
В стихирах на «Господи, воззвах» последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования. Стихира на «Слава» «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне. Вход с кадилом. Паремии праздника. Лития (стихиры праздника).
«Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная». «И ныне: «Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим».
При пении тропарей из алтаря через Царские врата износится на середину храма икона Успения или плащаница и полагается на аналое или на гробнице (если это плащаница). Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа.
После тропарей поются «Непорочны» с припевами, разделенные на три статии. Между статиями - ектения и малое каждение (плащаницы, иконостаса и народа).
В конце третьей статии поются особые тропари «по Непорочных»: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся» с припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего».
После малой ектений - степенны, первый антифон 4 гласа «От юности моея». Полиелей и величание не поются. Далее - Евангелие и обычное последование утрени праздника. После Евангелия все прикладываются к иконе или плащанице, и настоятель помазует верующих освященным елеем.
Перед великим славословием на «Слава, и ныне» открываются Царские врата и священнослужители выходят на середину храма к плащанице.
После великого славословия при пении заключительного «Святый Боже» (как при выносе Креста) духовенство поднимает плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница полагается на середину храма. Далее - ектений и прочее последование утрени.
В ночь на 29 августа Святогорский наместник совершил всенощное бдение с чином Погребения Пресвятой Богородицы.
Одна из самых благолепных служб годового богослужебного круга в Святогорской Лавре традиционно совершается ночью. Возглавляет богослужение митрополит Святогорский Арсений в сослужении всего лаврского духовенства и сопровождении полного состава правого и левого клиросов лаврского хора.
На утрени после великого славословия митрополит Святогорский Арсений возглавил крестный ход с Плащаницей с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Во время крестного хода все верующие шли с зажжёнными свечами.
Трижды Плащаницу обнесли вокруг Успенского собора. Затем священнослужители остановились у церковных дверей, и все верующие проходили в храм под Плащаницей. Владыка наместник и служащие дьякона стояли напротив входа, дьякона совершали каждение.
После этого при соборном пении всем храмом тропаря праздника Успения Плащаница была положена посреди храма. Совершилось каждение (трижды) вокруг Плащаницы и помазание святым елеем.
История и особенности службы (публикуется с сайта patriarchia.ru)
Чин Погребения Пресвятой Богородицы
В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» . Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизменёнными.
В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле» // ЖМП, 1979, №3.
На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окружённая подсвечниками. Ещё с праздника Преображения перед Плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня - вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед Плащаницей. Затем Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поётся: «Сионяне, свещы возжгите» ). Плащаницу несёт в предшествии клира настоятель на широкой шёлковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.
14 августа утром около 9–10 часа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами - похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом. (Согласно описанию А.А. Дмитриевского, во времена османского владычества к богослужению в Гефсиманию прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем.) По каждении Патриархом одра с Плащаницей Богоматери в Пещере погребения, после обычного начала службы (Трисвятое по Отче наш), одр с Плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей - архиереи, архимандриты и иеромонахи.
Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается» . Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статие «Достойно есть величати Тя» Предстоятель Церкви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево» , кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор» . После ектении - ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли» ), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого иереи выносят одр с Плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей» . Затем Патриарх творит отпуст.
Богослужение в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать упомянутую Плащаницу. На отдание праздника по окончании Литургии Плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.
На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» - такое, как в Киевской лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет.
При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери - 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после Литургии, крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.
В 1845 году перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлён М.С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и исправлен святителем Филаретом Московским, стремившимся к большей ясности текста. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упомянутым выше названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 году вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи.
В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически - как третий день после Успения, и исторически - такова была практика в Гефсиманском скиту).
Чин погребения Божией Матери в храме Московской Духовной академии
По благословению Святейшего Патриарха, чин погребения Божией Матери совершается в храме Московской Духовной академии в день праздника вечером (хотя по Уставу положено на третий день). Богослужение начинается со всенощного бдения. (Вначале праздничная вечерня, а затем утреня). На «Бог Господь...» при пении (Болгарским распевом) особых тропарей из Иерусалимского «Последования» — «Благообразных ученик лик…», «Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная», «И ныне»: «Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящим...», — поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф...», духовенство выходит к плащанице, и поются «Непорочны» на 3 статии. Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-ой и 3-й - малое. После 3-й статии поются особые тропари: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся...» с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем — малая ектения, антифон 4-го гласа: «От юности моея...» (полиелей и величание не поются), прокимен «Помяну имя Твое...» и Евангелие от Луки, зач. 4-е. Потом — «Слава»: «Молитвами Богородицы...», «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника. Далее — «Спаси, Боже, люди Твоя...», возглас и оба канона праздника, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском «Последовании».
В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великое славословие вновь выходит к плащанице. Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет «Святый Боже...». После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не говорится). Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы и помазание елеем. Затем — ектении и отпуст.
Чин погребения Божией Матери в древнем богослужении
В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». Она открыта в рукописях (греческих и славянских) не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно поздних времен, среди которых имя великого ритора Еммануила. Служба совершается по подобию службы утрени Великой Субботы, и основная часть ее — «Похвалы», или «Непорочны», — представляет собой очень искусное подражание великосубботним «Похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси. Потом эта служба была почти забыта.
В синодальный период (в XIX в.) чин погребения Божией Матери совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту (близ Троице-Сергиевой Лавры).
В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался («Непорочны» с припевами, разделяющиеся на три статии) на всенощном бдении праздника перед полиелеем.
В Гефсиманском же скиту возле Троице-Сергиевой Лавры при митрополите Московском Филарете праздновался, кроме Успения, и праздник Воскрешения и взятия на Небо (с телом) Богоматери — 17 августа; накануне, на всенощном бдении, совершалось Иерусалимское последование.
В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 года) этот чин в древности совершался на всенощном бдении праздника (после 6-й песни канона): читались статии, затем следовали антифон, прокимен и Евангелие.
В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается патриархом и в наши дни — накануне праздника, утром 14 августа.
В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставлеение Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й или 3-й день праздника.
Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Церковная Служба на Успение Божией Матери», в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях на 1950 год» также помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой Субботы) и после него — утреня с «Похвалами» (по Иерусалимскому «Последованию»).
Особенности всенощного бдения с чином погребения
Возглас: «Слава Святей...», псалом 103-й, «Блажен муж...». «Господи, воззвах» — 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского «Последования». «Слава, и ныне» — стихира праздника. (Если погребение совершается в субботу, то на «Слава» — стихира праздника, на «И ныне» — догматик текущего гласа). Вход. Прокимен, глас 2: «Воскресни, Господи, в покой Твой...». Стих: «Клятся Господь Давиду...». Паримии три, которые читались на самый праздник. На литии — 6 стихир (из Минеи). На стиховне — 4 стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословении хлебов — тропарь праздника (трижды).
Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.