Тире между подлежащим и сказуемым. Тема: Главные члены предложения
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
Впереди расстилалась большая БОЛОТИСТАЯ равнина.
ГОРДЫНЯ и тщеславие - вот что сгубило великий талант молодого писателя.
Не только ГУМАНИТАРНЫЕ науки привлекали Павла: с не меньшим жаром он отдавался математике, астрономии, химии, минералогии.
Письма Елены так и не доходили до АДРЕСАНТА и возвращались обратно.
Мебель в комнате была достаточно примитивная, из ЦЕЛЬНОГО дерева, часто расписанная индийскими орнаментами.
Пояснение (см. также Правило ниже).
адресант
Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение).
Тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).
Имеются в виду люди, которым предназначалась почта, поэтому они-адресаты.
Ответ: адресата|адресат.
Ответ: адресата|адресат
Актуальность: Используется с 2015 года
Сложность: обычная
Правило: Задание 5. Употребление паронимов
Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.
Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para - одинаковый, onyma - имя.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах , но ведь выучить паронимы для задания 5 - это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.
Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.
Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении. Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.
Абонемент - абонент
Артистический - артистичный
Бедный - бедственный
Безответный - безответственный
Болотистый - болотный
Благодарный - благодарственный
Благотворительный - благотворный
Бывший - былой
Вдох - вздох
Вековой - вечный
Великий - величественный
Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить
Враждебный - вражеский
Выбирая - избирая
Выгода - выгодность
Выдача - отдача - передача - раздача
Выплата - оплата - плата - уплата
Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить
Вырастить - нарастить - отрастить
Выращивание - наращивание - отращивание
Высокий - высотный
Гарантийный - гарантированный
Гармонический - гармоничный
Глинистый - глиняный
Годичный - годовалый - годовой
Гордость - гордыня
Гуманизм - гуманность
Гуманистический - гуманитарный - гуманный
Двоичный - двойной - двойственный - двоякий - сдвоенный - удвоенный
Действенный - действительный - действующий
Деловитый - деловой - дельный - деляческий
Демократичный - демократический
Диктант - диктат
Дипломант - дипломат
Дипломатический - дипломатичный
Длинный - длительный
Добротный - добрый
Доверительный - доверчивый
Дождевой - дождливый
Драматический - драматичный
Дружеский - дружественный - дружный
Единичный - единственный
Желанный - желательный
Жестокий - жёсткий
Жизненный - житейский
Жилищный - жилой
Загородить - огородить - оградить - отгородить - перегородить
Занизить - понизить - снизить
Заплатить - оплатить
Заполнить - наполнить - переполнить
Заполнен - наполнен - переполнен
Зачинатель - зачинщик
Звериный - зверский
Звуковой - звучный
Зрительный - зрительский
Изобретательный - изобретательский
Информативный - информационный - информация -информированность
Иронический - ироничный
Искусный - искусственный
Исполнительный - исполнительский
Исходный - исходящий
Каменистый - каменный
Комфортабельный - комфортный
Конный - конский
Коренастый - коренной - корневой
Костный - костяной
Красочный - красящий - крашеный
Лакированный - лаковый
Ледовый - ледяной
Лесистый - лесной
Личностный - личный
Микроскопический - микроскопичный
Мороженый - морозильный - морозный
Надеть - одеть
Наличие - наличность
Напоминание - упоминание
Невежа - невежда
Нестерпимый - нетерпеливый - нетерпимый
Неудачный - неудачливый
Обвинённый - обвинительный
Обрывок - отрывок
Обхватить - охватить
Ограничить - отграничить - разграничить
Оклик - отклик
Органический - органичный
Отборный - отборочный
Отклонение - уклонение
Отклоняться - уклоняться
Отличать(-ся) - различать(-ся)
Отличие - различие
Памятливый - памятный
Перетерпеть - претерпеть
Покупательный - покупательский - покупной
Популистский - популярный
Почтенный - почтительный - почётный
Практический - практичный
Предоставить - представить
Представительный - представительский
Признанный - признательный
Продуктивный - продуктовый
Производительный - производственный - производительность
Просветительский - просвещённый
Публицистический - публицистичный
Пугливый - пуганый
Раздражение - раздражительность
Ритмический - ритмичный
Романтический - романтичный
Скрытный - скрытый
Словарный - словесный
Сопротивление - сопротивляемость
Соседний - соседский
Сравнимый - сравнительный
Сценический - сценичный
Технический - техничный
Удачливый - удачный
Униженный - унизительный
Фактический - фактичный
Хищнический - хищный
Царский - царственный - царствующий
Целый - цельный - целостный
Экономический - экономичный - экономный
Эстетический - эстетичный
Этический - этичный
Эффективный - эффектный
Эффективность - эффектность
Упражнение 146.
А) учитель (2 скл), гитарист (2 скл), сварщик (2 скл)
Б) медвежонок (2 скл), избушка (1 скл), стульчик (2 скл)
В) выключатель (2 скл), ручник (2 скл), золотник (2 скл)
Г) доброта (1 скл), деление (2 скл), белизна (1 скл)
Упражнение 151.
Образуйте от указанных прилагательных их краткую форму. Сгруппируйте
прилагательные по способу образования краткой степени. Сделайте вывод. От всех
ли прилагательных можно образовать их краткую форму.
1. Хорош, горяч, рыж, летуч, трескуч, могуч, мал, лилов, родна (отбрасывается
окончание)
2. Светел, дружен, ясен, красен, интересен, наряден, полезен (появляется беглая
гл. е)
3. Зол, крепок, звонок, робок, мягок (появляется беглая гл. о)
4. Мудр, бодр, хитер, остер, умен (слова нужно запомнить)
5. Дружествен, блажен (искл), таинствен, величествен (от слов с безуд.суф. –енн)
6. Обыкновенен, мгновенен, неизменен (от слов с ударным суф. –енн)
7. Буланый, вороной, старинный (не образовать краткую форму)
Упражнение 159. Гоголь «Мертвые души»
Прочитайте внимательно. Из какого произведения отрывок и кто его автор?
Но как ни вооружались(частица с глаголом) и ни противились(частица с
глаголом) мужчины, а в их партии совсем не было (частица с глаголом) такого
порядка, как в женской. Все у них было както черство, неотесанно (грубо
синоним), неладно (плохосиноним), негоже (плохосиноним), нестройно
(вразнобойсиноним), нехорошо (плохосиноним), в голове кутерьма, сутолока,
сбивчивость, неопрятность(неряшливостьсиноним) в мыслях, одним словом, так
и вызначилась во всем пустая природа мужчины, природа грубая, тяжелая, не
способная (есть зависимое слово) ни к домостроительству, ни к сердечным
убеждениям маловерная, ленивая, исполненная беспрерывных сомнений и вечной
боязни. Они говорили, что все это вздор, что похищенье губернаторской дочки
более дело гусарское, нежели гражданское, что Чичиков не сделает (частица с
глаголом) этого, что бабы врут, что баба что мешок: что положат, то несет, что
главный предмет, на который нужно обратить внимание, есть мертвые души,
которые, впрочем, черт его знает, что значат, но в них заключено, однако ж, весьма
скверное, нехорошее (скверноесиноним).
4. Однородные члены предложения:
Ни вооружались и ни противились (союз)
Черство, неотесанно, неладно, негоже, нестройно, нехорошо (запятые,
интонация)
Кутерьма, сутолока, сбивчивость, неопрятность (запятые, интонация)
Грубая, тяжелая, не способная …, маловерная, ленивая (запятые, интонация)
Ни к домостроительству, ни к убеждениям (запятые, интонация)
Сомнений и боязни (союз)
Гусарское, гражданское (запятые, интонация)
Скверное, нехорошее (запятые, интонация)
5. Баба что мешок: что положат, то несет – женщины, что услышат, в то верят и
передают из уст в уста.
6. Души неодушевленное (В.п. – мертвые души)
Черт – одушевленное (В.п. – чертей)
7. Черт его знает – фразеологизм (никто не знает, непонятно)
Упражнение 162.
Поставьте в творительном падеже числительные.
I. Одной тысячью двумястами восьмьюдесятью пятью экземплярами книг, одной
целой одной второй, восемью котятами, тридцатью семью экскурсантами.
II. Одиннадцать целых три четвертых гектара земли, три целых семь десятых
процента, семнадцать целых пять десятых метра, ноль целых двадцать пять сотых
литра, к двум целым трем седьмым прибавить одну целую пять десятых, от двух
тысяч восьмисот шестидесяти пяти отнять одну тысячу триста шестьдесят девять.
Упражнение 163.
Подберите, пользуюсь словарем фразеологические выражения, содержащие
числительные. Определите их разряд. Составьте с этими фразеологизмами
предложения и определите их синтаксическую роль в предложении.
1. Два (количеств., целое) сапога пара
Маша и Катя – два сапога пара (сказуемое)
2. Семь (количеств., целое) пятниц на неделе
У моего начальника семь пятниц на неделе (подлежащее)
3. За семерых (порядковое)
Герасим работал за семерых (обстоятельство)
Упражнение 166.
Составьте предложения с указанными словами. Объясните, почему различно
написание этих слов.
1. Нужно заниматься спортом, потому что(союз) это полезно. - По тому(предлог
с местоимением) знаку они определили марку машины.
Затем мы пошли в магазин. - За тем (предлог с местоимением) деревом спрятался
Коля.
Шел дождь, поэтому мы не пошли в парк. - По этому (предлог с местоимением)
берегу прошли охотники.
Он также (союз) не знал, как решить задачу. - Вымой пол так же (частица с
местоимением) чисто, как и сестра.
II. Мне некого было винить. - Мне не у кого (предлог) было спросить дорогу.
замечать
(притяж.,определение) языка - есть слог. Гоголь не пишет, а рисует; его
(притяж.,определение) изображения дышат живыми красками действительности.
Видишь и слышишь их (личное, дополнение). Каждое (определит.,определение)
слово, каждая (определит.,определение) фраза резко, определенно, рельефно
выражает у него (личное, дополнение) мысль, и тщетно бы хотели вы придумать
другое (определит.,определение) слово или другую (определит., определение)
фразу для выражения этой (указат., определение) мысли. Это (указат.,
подлежащее) значит иметь слог, который (относит.,определение) имеют только
великие писатели.
Упражнение 196.
Объясните написание не в следующих словосочетаниях.
1. Разбил нечаянно вазу; сказал невпопад; нелепо; неистребимый
не
употребляется без не.
2. Нередко плакал (часто); поступил нехорошо (плохо); некрасивый (страшный)
берет; злой недруг (враг) – можно подобрать синоним без не.
3. Некого встречать; нечего делать; некто постучал; нечто принес – отриц. И
неопр. местоимения без предлога.
4. Нераскрытый портфель; несваренный борщ; неговорящий попугай полные
причастия без зависимых слов.
Не видимый глазу пейзаж (есть завис.слово); нехороший гриб(плохой); далеко не
хороший гриб; плакал не редко, а часто (противопоставление); плакала вовсе не
редко; не друг, а враг (противопоставление); некого спросить(отриц. мест. без
предлога); не у кого спросить (отриц. мест. с предлогом); нечего ожидать (без
предлога); не от чего (предлог) отказываться; некому (без предлога) сказать; не к
кому (предлог) пойти; узнал нечто (без предлога) хорошее; ухватиться не за что
(предлог); нераскрытый зонтик (нет завис.слова); зонтик не раскрыт (краткое
причастие); зонтик я не раскрыл (частица с глаголом); не раскрытый мною зонтик
(есть завис.слово); еще не говорящий попугай; невидимый(скрытый); никем не
видимый мир (есть зав.слово).
Упражнение 233.
Закончите предложения, добавляя однородные члены предложения своей
мысли.
1. Ветер, к сожалению, становился сильнее, порывистее. 2. Впереди, помоему,
высились дома деревянные, каменные и кирпичные. 3. Вероятно, не только люди,
но и звери, и даже рыбы прятались от надвигавшейся грозы. 4. В небе, в поле, в
парке - по правде сказать, всюду ослепительно сверкали молнии. 5. Муравьи,
Леша, тащили в свое жилище все: камешки, семена растений, сухие веточки.
Упражнение 241.
Замените придаточные предложения причастными или деепричастными
оборотами (где это возможно). Выделите их в предложении. Как вы полагаете,
какие предложения более выразительны, ярче передают мысль? Если замена
невозможна. Объясните почему.
1.По темному небу, |усеянному тысячами звезд|, вспыхивали едва уловимые
зарницы. (определение)
3.Впереди расстилалась большая болотистая равнина, |покрытая изжелтабурой
травой|. (определение)
5. |Выйдя изза облаков|, луна осветила бледным светом окрестность.
(обстоятельство)
6. Я глядел на кудрявый лес, |дышавший весенней прохладой|. (определение)
7. Рожь, |золотящаяся на солнце|, была похожа на безбрежное море. (определение)
8. |Перейдя через невысокий горный хребет|, (обстоятельство) отряд попал в
долину, |поросшую густым лесом|. (определение)
9. На снегу пустынной лесной дороги вился извилистый, нечеткий след, |
оставленный зверем|. (определение)
10. |Уже распустившиеся| ландыши издавали тонкий, нежный аромат весны.
(определение)
11. Лебеди, |изогнув длинные шеи|, близко плыли вокруг островка.
(обстоятельство)
В предложении №2 – условное наклонение глагола.
Предложение №4 – СПП с придаточным причины.
Упражнение № 1
1. По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы. 2. Сразу трудно было найти лодочника, который бы перевез нас на другой берег. 3. Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжелта-бурой травой. 4. Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. 5. Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность. 6. Я глядел на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой. 7. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море. 8. Когда мы перешли через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, которая поросла густым лесом. 9. На снегу пустынной лесной дороги вился извилистый, нечеткий след, который оставил зверь. 10. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, нежный аромат весны.
Лебеди изогнули длинные шеи, близко плыли вокруг островка.
Задание к упражнению:
Замените придаточные предложения причастными или деепричастными оборотами (где это возможно). Выделите их в предложений. Как вы полагаете, какие предложения более выразительны, ярче передают мысль? Нели замена невозможна, объясните почему.
Тема: Осложненное простое предложение.
Упражнение № 1
Прошло более двух лет. Кто(бы) узнал нашего провинциала в этом молодом человек., с изящ?ными манерами, в щегольском костюм..? Он очень изменился, возмужал. Мягкость линий юношеского лица прозрачность и нежность кожи пушок на подбородк..- все исчезло. (Н..)стало и робкой застен?чивости и грациозной (н..)ловкости движений. Черты лица созрели и образовали физиономию а физи..номия обозначила характер. Лилии и розы и..чезли (как)будто под легким загаром. Пушок заменился (н..)большими бакенбардами. Легкая и шаткая поступь стала ровною и твердою походкою. В голосе (пр..)бавилось (не)сколько басовых нот. Из подмалева(н, нн)ой картины вышел оконче(н, нн)ый портрет. Юноша превратился в мужчину. В глазах блистали сам..увере(н, нн)ость и отвага - (н..)та отвага, что слышно за версту что глядит на все нагло и ухватками и взглядами говорит встреч?ному и попереч?ному Смотри берегись не задень не наступи на ногу а не то - понимаешь? с нами расправа коротка! Нет, выражение той отваги о которой говорю, (н..)отталкива..т, а влечет к себе. Она узнает?ся по стремлению к добру, к успеху, по желанию уничтожить заграждающие их препятствия... Преж?няя восторже(н, нн)ость на лице Александра ум..рялась легким о(т, тт)енком задумчивости, первым признаком закравшейся в душу (н..)доверчивости и может быть единственным следствием уроков дяди и беспощадного анализа, которому тот подвергал все, что проносилось в глазах и в сердце Александра. Александр усвоил наконец и такт, то есть уменье обращаться с людьми. Он не бросался всем на шею, особенно с тех пор, как человек, склонный к искренним излияниям несмотря на предостережения дяди обыграл его два раза, а человек с твердым характером и железной волей перебрал у него (н..)мало денег (в)займы. И другие люди и случаи много помогли этому. В одном месте он зам..чал как испо?тишка смеялись над его юношескою восторже(н, нн)остью и прозвали романтиком. В другом - едва обращали на него внимание, потому, что от него (ни)кому (не)было ni chaud, ni froid. Он (н..)давал обедов (н..)держал экипажа (н..)играл в большую игру. Прежде у Александра болело и ныло сердце от этих стычек розовых его мечтаний с действительностью. Ему (н..)приходило в голову спросить себя Да что же я сделал отличного чем отличился от толпы? Где мои заслуги и за что должны замечать меня? А между тем сам..любие его страдало.
(И. Гончаров.)
Задание к упражнению:
Спишите текст, объясните пропущенные орфограммы и пункто- граммы (знаки препинания).
1) Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип, подчеркните грамматические основы.
2) Произведите полный синтаксический анализ выделенного предложения.
3) Определите принцип постановки каждого знака препинания и его функцию.
Упражнение № 2
1. Ветер становился... 2. Впереди высились дома... 3. Не только люди, но и... прятались от надвигающейся грозы. 4. В...- всюду ослепительно сверкали молнии. 5. Муравьи тащили в свое жилище все: ...
Задание к упражнению:
Закончите предложения, добавляя однородные члены для уточнения своей мысли, для усиления выразительности. Включите слова, грамматически не связанные с членами предложения.
–щий от глаголов сов.вида со зна-чением буд.времени ). 11) Впереди расстилалась большая болотистая равнина , покрытая изжелта-бурой травой.
№ 412. 1)
Заблудившись в лесу, мы возвратились домой поздно.
2) Охотники вздрогнули и оглянулись, услышав какой-то шорох в кустах. 3) Выйдя из облаков, луна осветила бледным светом окрест- ность. 4) По мере того как путешественники углублялись в горы, растительность становилась все более дикой (замена невозможна,
StudyPort.ru
138
т.к. различны производители действия
). 5) Поднявшись на горную вершину, они увидели вдали море. 6) Лес стоит молча, неподвижно, словно всматриваясь куда-то своими верхушками.
№ 413.
1)
Когда отряд перешел через невысокий горный хребет, то попал в долину, которая поросла густым лесом. 2) Большое дерево, которое лежало на земле, загородило путь. 3) Когда вступаешь в лес, который тянется на несколько сот километров, то невольно ис- пытываешь чувство некоторой робости. 4) Хотя путешественники сильно устали, они все же упорно шли вперед. 5) Они двинулись дальше после того, как отдохнули и утолили жажду. 6) Когда мы приближались к морю, то еще издали услышали его глухой шум.
№ 414.
В своей поэме он [Пушкин] умел коснуться так многого, на- мекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно на- звать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с та- ким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на со- временную ей, и на последующую русскую литературу? А ее влия- ния на нравы общества? Она была актом сознания для русского об- щества, почти первым, но зато таким великим шагом вперед для не- го. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным. Пусть идет время и при- водит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина», как бы далеко оно не ушло, но все- гда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор!
№ 415.
1) Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений.
, (что…), (что…), (что…).
2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необхо- димы, как подмазка необходима для колес , чтобы они ехали.
, (как…), (чтобы…).
3) Они [Синцов и Маша] приехали в квартиру Машиной матери на
Усачевке, где так недавно прожили двое суток по дороге в Симфе- рополь и куда вернулись теперь с таким чувством, словно прожили не пять дней, а пять лет.
, (где…) и (куда…), (словно…).
StudyPort.ru
139 4)
Серпилин смотрел на артиллеристов, соображая, может ли быть правдой то, что он только что слышал.
, (), (что…).
5) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притер- пелись после света к темноте, приходилось ощупью отыскивать до- рогу.
, (что…, (пока…)).
6) Когда их работа [рыбаков] кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса, я вижу, что все дно застлано живой, еще шевелящейся рыбой.
(когда …) и (…), , (что…).
7) Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение не- скольких лет, он также был бы неуловим. , (что…, (если…)).
8) Даша заметила, что, когда вслед за звонком в столовой появлялся
Рощин, Катя сразу не поворачивала к нему головы, а минуточку медлила.
, (что…, (когда…)).
9) Сажая деревца, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится.
, (что если…), (то…).
№ 416.
1) Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы... Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними.
, (что…), (которые…), [и, (если…),].
2)
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить корня- ми в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего ми- ра. , (что…), а (…). Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности.
3) Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и
StudyPort.ru
140 лесами, водами, старыми ивами, пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
, (что…, (чтобы…)…), (что…).
№ 417.
1)
Если человеку в учении все дается легко, если он мало работает над развитием своих способностей, то у него постепенно воспитывается лень мысли, которая может сформировать и легко- мысленное отношение к жизни. 2) Так как чтение - один из источ- ников мышления и умственного развития, надо приучать себя чи- тать внимательно, вдумчиво, чтобы чтение стало стимулом богатой духовной жизни. 3) Надо усвоить одну простую истину , что мы жи- вем в особую эпоху, когда без прочных научных знаний невозмож- но активное участие в общественной жизни. 4) Без хороших навы- ков чтения учиться трудно, так что мало знать буквы, слоги, уметь читать слова, ибо чтение должно быть беглым, быстрым.
№ 418.
1) Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, гово- рила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним.
, (что…), (как…), (ежели…).
2) Уже по тому, как их встретил дворецкий на крыльце одинцовско- го дома, приятели могли догадаться, что они поступили неблагора- зумно, поддавшись внезапно пришедшей им фантазии.
[ ,(как…) ], (что…).
3) Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге, что не совсем нравилось хозяйке, как она ни толковала о том, что для нее предрассудков не существует.
, (что…), (как…), (что…).
4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсужде- ние, я решился, наконец, спросить Лувена, о чем у них теперь идет разговор.
(когда (…) и (…), , (о чем…).
5) Когда Челкаш, меняясь с ним местами, взглянул ему в лицо и за- метил, что он шатается на дрожащих ногах, ему стало еще больше жаль парня.
(когда…), (что…), .
StudyPort.ru
141 6) И вдруг на гребне этого холма, в той точке, где как бы кончалась езженая дорога, возникло темное пятно, которое быстро стало вытя- гиваться навстречу в виде темной узкой ленточки.
[ ,(где…), ], (которое…).
7) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освобо- диться от его опеки. 8) Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро. 9) Я люблю эту бедную природу, может быть, потому что, какова она ни есть, она все-таки принадлежит мне. 10) Пойми, что если бы ты писал так рассказы, как пишешь письма, то давно бы уже был великим большущим че- ловеком... Думаю, что, если не поленишься, напишешь недурно.
№ 419.
1) Теперь, когда его нет, особенно мучительно чувствуешь, как драгоценно было каждое его слово , улыбка, движение, взгляд, в которых светилась его прекрасная избранная аристократическая душа.
[ ,(когда…) ], (как…), (в которых…).
2) Антон Павлович не любил и немного сердился, когда ему гово- рили, что его дача слишком мало защищена от пыли, летящей свер- ху, с шоссе, и что сад плохо снабжен водою.
, (когда…), (что…) и (что…).
3) Как часто, должно быть, думал он о будущем счастье человечест- ва, когда по утрам один, молчаливо подрезывал свои розы, еще влажные от росы, или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег.
, (когда…).
4) С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все лю- ди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики, но- сильщики, странники, почтальоны.
[ ,(с которыми…) ].
5) В хорошие теплые утра его можно было видеть на скамейке за домом, в самом укромном месте дачи, где вдоль стен стояли кадки с олеандрами и где им самим был посажен кипарис. 6) Но надо было видеть Чехова в иные минуты, увы, столь редкие в последние годы, когда им овладевало веселье и когда он быстрым движением руки
StudyPort.ru
143
ного предложения дополняет первую
) сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 6) Скажешь слово – добавят десять
(первая часть бессоюзного предложения обозначает условие дей-
ствия, о котором говорится во второй части
). 7) Кончил дело – гуляй смело (первая часть бессоюзного предложения обозначает
условие действия, о котором говорится во второй части
). 8) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце (вто-
рая часть бессоюзного предложения – результат того, о чем гово-
рится в первой
). 9) Погода была ужасная: (вторая часть бессоюзно-
го предложения раскрывает содержание первой
) ветер штормовой ревел с ночи, (части бессоюзного предложения обозначают одно-
временные, тесно связанные явления
) дождь лил как из ведра.
№ 422.
1)
Я поднял глаза и увидел: высоко в небе неслись над стан- цией птицы. 2) Староста спросил у него документ - документа не оказалось. 3) Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет. 4) Снег долго не выпадал - на санях начали ездить лишь в декабре.
5) Солнце сильно палит - к вечеру, по-видимому, соберется гроза.
№ 423.
I. 1)
Уже вечерело: солнце скрылось за небольшую осино- вую рощу , лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. 2) Картина переменилась: уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. 3) Я стал звать хозяина - молчат, стучу - мол- чат. 4) Несчастья бояться - счастья не видать. 5) На мостике труд- но было стоять: обливали волны, а ветер хлестал по лицу солеными брызгами, как плетью. 6) Мне страшно нравилось слушать девочку: она рассказывала о море, незнакомом мне.
II. 1) Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют. 2) Мне стало совестно, и я не мог докончить начатой речи. 3) Это была песня. Прислушива- юсь: напев стройный, то протяжный и печальный, то быстрый и жи- вой. Оглядываюсь: никого нет кругом, прислушиваюсь: снова звуки как будто падают с неба. 4) Взойдет красно солнце - прощай све- тел месяц! 5) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь, рана не опасная. 7) Шестнадцать лет служу - такого со мной не было. 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло, вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать, но не смог: чер- нила замерзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда.
III. 1) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист.
2) Поздней осенью, перед самой зимой, степь опять зеленеет. На- верху журавлиный крик: птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы, и бараны: кочевники едут на зимнее стойбище. 3) Глубже пахать -
StudyPort.ru
144 больше хлеба видать. 4) Я люблю лес, как бродяга: для меня он род- ной, он дороже мне всего, дороже моря и неба. 5) По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: от- цветает черемуха. 6) Будешь книги читать - будешь все знать.
7) Уля попыталась поймать вожжи, но не смогла дотянуться; кони, едва не налетев грудью на бричку впереди, взмыли на дыбы и рва- нули в сторону, чуть не оборвав постромки.
IV. 1) За мной гнались - я духом не смутился. 2) Равнина была пустынна и печальна – сжималось сердце. 3) Везде тишь: ни собак не тявкнет, ни голос человеческий не откликнется. 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни - это горит про- шлогодняя трава. 5) Пишу жизнь - выходит роман, пишу роман - выходит жизнь. 6) Снег падал медленно, тяжелыми пушистыми хлопьями, превращая дорогу в сугробы; он наклонял своей тяже- стью деревья. 7) Было так: из тьмы глубокой огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересек наискосок.
№ 424.
Из уст в уста, из поколения в поколение передавалась непи- саная мудрость народных примет. Идеальные барометры в воде - рыбы. Заметьте: вьюн, донный обитатель, всплыл на поверхность
(побудительное, невосклицательное, бессоюзное пояснения: 1. одно-
составное, обобщенно-личное, полное, нераспространенное, неос-
ложненное; 2. двусоставное, полное, распространенное, осложнено
распространенным приложением
). : . Проверьте и убедитесь, что на следующий день наступит дождливое ненастье. Славится как чуткий синоптик и голец. Лежит на дне - ясная погода без пере- мен. Стремительно мечется вверх-вниз - ждите дождя (повество-
вательное, невосклицательное, бессоюзное следствия: 1. Односо-
ставное, неполное, распространенное, неосложненное; односо-
ставное, обобщенно-личное, полное, распространенное, неослож-
ненное
). - . Усвойте полезные уроки живой природы! Но пом- ните: наблюдение вовсе не легкая наука. Чтобы научиться наблю- дать глубоко и всесторонне , необходимо долго упражняться.
№ 425.
1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; (части
бессоюзного предложения сильно распространены
) помириться с ним он все-таки не хотел; (части бессоюзного предложения сильно
распространены
) он стыдился своей заносчивости, (од.чл
.) своей неудачи, (од.чл
.) стыдился всего затеянного им дела, (прид
.) хотя и чувствовал, (прид
.) что более благоприятным образом оно кончить- ся не могло. ;;, (хотя…), (что…).
2) Еще была зима, (сл.с
.) но солнце начинало ходить выше и в полдень, (прид
.) когда вышедший рано утром отряд прошел уже
StudyPort.ru
145
верст десять, (од.чл
.) пригревало так, (прид
.) что становилось жарко,
(сл.с
.) и лучи его были так ярки, (прид
.) что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, (прид
.) которые вдруг вспыхивали на меди пушек, (сравн
.) как маленькие солнца.
, но [ ,(когда…),(что…)], и , (что…), (которые…).
3) Хотя день был очень хорош (прид
.), но земля до такой степени загрязнилась, (прид
.) что колеса брички, (д.об
.) захватывая ее, сде- лались скоро покрытыми ею, (сравн
.) как войлоком, (прид
.) что зна- чительно отяжелило экипаж; (части бессоюзного предложения
сильно распространены
) к тому же почва была глинистая и цепка необыкновенно.
(хотя…), , (что…), (что…); .
4) Зима начала хозяйничать над землей, (сл.с
.) но мы знали, (прид
.) что под рыхлым снегом, (прид
.) если разгрести его руками, еще мож- но найти свежие лесные цветы, (од.чл
.) знали, (прид
.) что в печах все- гда будет трещать огонь, (прид
.) что с нами остались зимовать сини- цы, (сл.с
.) и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
, но [ ,(что…, (если…), …), (что…), (что…)], и .
№ 426.
1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпилина, он вспомнил, что, когда она еще только строилась, ему бросился в гла- за очень высокий правофланговый боец.
(Когда…), , (что, (когда…)…).
2) У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широ- ких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями.
, (что (если…), то…).
3) Мы вступаем в открытое море , но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. , но
(если…), [то ].
4) Я присел под лиственницей, чтобы закурить папиросу, и, пока дымок тихо вился надо мною, отгоняя больших лесных комаров, меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота.
, (чтобы…), и, (пока…), .
StudyPort.ru
146 5) Солнце взошло, и хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странный: белесоватый в зените и серый ближе к гори- зонту. 6) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать но- гой в рожу обувающему его Захару, и если он в своей жизни не де- лает этого с другими, то единственно потому, что надеется встре- тить противодействие, которое нужно будет преодолеть. 7) Ей по- пробовали рассказать, что говорил доктор, но оказалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было точно передать того, что он сказал. 8) Нет такой мысли, которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу: «Нет слов выразить».
Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив, да вот еще что: надо иметь веры в ум и проницательность другого, по крайней мере, столько же, сколько в собственный.