Тема 3 ручные пожарные лестницы. Правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц
В верхние этажи зданий, а также для работы на крутых склонах крыш при раскрытии кровли, оборудована небольшим крюком, для подвешивания ее за подоконник и выступления здания.
Наиболее успешно используется в комбинации с трехколенной выдвижной и автолестницей . Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте .
В настоящее время применяется редко, в основном на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту . Штурмовые пожарные лестницы не предназначены для спасения людей из горящих зданий, кроме сложных экстренных случаев.
Конструктивные особенности
Отношение массы лестницы к ее длине не должно превышать 2,65 кг/м .
Каждая лестница на внешней стороне тетивы должна иметь маркировку, содержащую следующие данные:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- обозначение лестницы;
- порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- месяц и год изготовления.
Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей, должны быть исполнены на русском языке .
Требования к штурмовым лестницам
Остаточная деформация тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине ее длины предварительной статической нагрузки 490,5 Н (50 кгс) и контрольной статической нагрузки 1569,6 Н (160 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.Остаточная деформация тетив штурмовой лестницы, установленной на ребро, после воздействия посредине длины нижней тетивы статической нагрузки 588,6 Н (60 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.
Остаточная деформация неопертого конца одной из тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине длины неопертой тетивы статической нагрузки 294,3 Н (30 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.
Остаточная деформация середины ступеньки штурмовой лестницы после воздействия на нее статической нагрузки 3531,6 Н (360 кгс) не должна превышать 2 % от ширины лестницы (колена) в свету.
Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс), приложенную вплотную к одной из тетив.
Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать циклический крутящий момент не менее 50 Нм.
Штурмовая лестница в рабочем положении должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс).
Штурмовая лестница, подвешенная за концевой зуб крюка, должна без деформации выдерживать статическую нагрузку не менее 1569,6 Н (160 кгс) .
При подъеме по штурмовой лестнице с инструментом принимаются меры, исключающие падение инструмента .
Ранее, в приказе МЧС от 31.12.2002 №630, так же имелись следующие требования:
При проведении занятий по обучению личного состава подразделений ГПС работе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башни выставляется личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся .
Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой и выдвижной лестниц проводятся только после того, как руководитель занятий лично проверит состояние страхующего приспособления, предохранительной подушки учебной башни, проинструктирует людей, выделенных для страховки на этажах. Все виды работ выполняются в боевой одежде и в касках .
Внешним осмотром у лестницы-штурмовки проверяется состояние крюка и страховочных тросов деревянной лестницы. Крюк не должен быть искривленным и шататься. Страховочный трос должен быть целым и находиться в пазах тетив.
Испытания на прочность лестницы-штурмовки состоит из двух частей: испытание тетивы и крюка.
При испытании на прочность тетив лестница-штурмовку подвешивается на 2-3 зубах крюка, расположенных ближе к тетивам. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс). Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.
При испытании на прочность крюка лестница-штурмовку подвешивается за большой зуб крюка. В обоих тетив на высоте второй ступени снизу прикладывается нагрузка (1,6±0,05) кН ((160±5) кгс). Лестница выдерживается при указанном нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.
После испытаний лестница-штурмовку не должна иметь остаточной деформации, повреждений деталей и трещин крюка, что определяется визуально. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части .
При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка .
К работе с ЛШ допускаются лица, прошедшие проверку знаний правил работы с лестницей в соответствии с Правилами по охране труда в подразделениях
ТТХ различных модификаций
ПОКАЗАТЕЛИ | МАРКА ЛЕСТНИЦЫ | ||||||
ЛШМ | ЛШ | ЛШМ | ЛШМ | ЛШМ | ЛШ | ЛШМП | |
Код изделия | 48 5485 1904* | 48 5485 1916* | 48 5485 1901* | 48 5485 1425* | |||
Нормативный документ | ТУ 78.7.204-95 | ТУ 4854-034- 00323890-99 с изм. | ТУ 78.7.013-94 (ТУ 4854-013 -08556091-01) | ТУ 4854-015-08559824-99 с изм.1 | ТУ 4854-015-00232236-03 | ТУ У 28.7-26287312-013 -2003 | ТУ 4854-003-44036714-98 |
Код предприятия изготовителя | |||||||
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |||||||
Габаритные размеры, (ДхВхШ), мм | 4100х655х300 | 4110±5х655±5х300±3 | 4100х643х300 | 4100±5х641±5х300±3 | 4110±5x655±5x300±5 | 4100±5x655±5x300±5 | |
Расстояние между ступенями, мм | 340 | 340 | 340±3 | 340 | 355 | ||
Климатическое исполнение (ГОСТ 15150) | У, ХЛ | УХЛ 1 | У, ХЛ | УХЛ 1 | УХЛ1 | ||
Расстояние между внутренними кромками стоек, мм | 250 | 250 | нет данных | 250±2 | нет данных | нет данных | |
Масса, кг, не более | 11 | 10,8 | 9,5 | 9 | 8,6 | 10,8 | 10,9 |
Гарантийный срок службы, мес, не менее | нет данных | 12...24 | нет данных | 12 | 12...24 | 12 |
Специализированная лестница, предназначенная для вертикального подъема и спуска на верхние этажи пожарных, вспомогательного оборудования тушения пожара, а также эвакуации и спасения людей из очага возгорания.
Классификация пожарных лестниц по видам
По своим видам пожарные лестницы разделяются на три группы:
- Лестницы ручного применения.
- Автомобильные пожарные лестницы.
- Стационарные лестницы, которыми в обязательном порядке оснащаются все высотные и малоэтажные здания любого назначения, еще на этапе строительных работ.
Ручные пожарные лестницы
В свою очередь, лестницы, предназначенные для личного, а также группового применения без использования механических средств делятся на:
- Складная лестница.
- Выдвижная трехколенная лестница.
- Подвесная штурмовая лестница.
Трехколенная пожарная лестница (ТТХ)
Лестница ручная трех коленная пожарная - это конструкция из алюминиевого сплава из трех параллельно соединяющихся частей (колен), снабженная механическим приспособлением для их свободного перемещения по отношению друг к другу по оси, в целях быстрой регулировки длины. Начальный отсчет по коленам производится с верхней части лестницы.
На сегодняшний день производятся лестницы только одного типа-трехколенного, имеющие следующие ТТХ.
- Длина лестницы в сложенном виде составляет 4 метра 38 сантиметров (4380 мм).
- В раздвинутом, рабочем состояние - 10 метров 70.6 сантиметров (10706 миллиметров).
- 12 ступеней с шагом в 35 см (350мм) у первого и второго колена и 11 ступеней - у третьего.
- Ширина в собранном виде - 48 сантиметров.
- Общий вес конструкции - 46.2 килограмма.
До того как, на вооружение пожарных расчетов появилась трех коленная алюминиевая лестница, в качестве материала для их изготовления использовалось дерево. И ныне существующая маркировка пожарной лестницы Л-60, осталась как раз из того времени. То есть, л - это, лестница, а 60 - ее вес. С тех пор так и повелось на Руси трех коленку называть Л-60. Потом пришли новые технологии, алюминий, Но название не было изменено.
Схему конструкции и работы выдвижного механизма трех коленной пожарной лестницы из алюминия, можно подробно рассмотреть на прилагаемом фото и видео материале.
Правила подъёма и установки выдвижной лестницы
Все действия по перемещению, установке лестницы в рабочее, вертикальное положение, а также выдвижение колен и их последующие складывание производиться боевым расчетом пожарных из двух человек.следующим образом:
Один из бойцов удерживает лестницу за тетиву (боковые, вертикальные стойки) 3 колена, тем самым предотвращая ее опрокидывание. Одновременно с этим, 2 пожарный путем перебора натяжного каната руками вниз, выдвигает 2 часть лестницы до ее установки на крючья останова.третьего колена.
Схема механизма выдвижения и останова колен пожарной лестницы
Точно таким образом происходит выдвижение и третьего участка. Возвращение лестницы в исходное состояние производиться в обратной последовательности.
Спуск, подъем по трех коленной лестнице, как и ее приведение в рабочее состояние и сборка, неотъемлемая часть подготовки современных пожарных отрабатывается на обязательных тренировках до полного автоматизма по установленным временным нормативам при различных ситуационных обстоятельствах.
Испытательные проверки
Испытание трехколенной лестницы, проводятся не реже одного раза в год и в обязательном порядке, после ее ремонта. Что фиксируется в специальных актах.
Применение пожарного оборудования, в данном случае ручной, выдвижной трех коленной лестницы имеющей повреждения и неисправности конструктивных элементов как самой лестницы, так и выдвижного механизма или не прошедших плановую техническую аттестацию, для тушения пожаров либо тренировочных процессов, строго запрещено.
При проведении испытаний, исправность состояния лестницы производиться следующим образом:
Собранная на полную длину, на ровной и твердой площадке по выше названым правилам лестница, устанавливается под углом в 75 градусов относительно к горизонтальной поверхности, к стене подходящего по высоте здания. Угол (75°) определяется расстоянием в 280 сантиметров между опорными башмаками лестницы и стеной.
Далее, каждое из трех колен подвергается нагрузке в своей средней части, весом в двести килограмм на протяжение двух минут времени. В таком виде происходит и проверка выдвижного механизма и вспомогательной веревки и троса.
Испытания считаются успешно проведенными, только в том случае, если после снятия нагрузки с составных частей конструкции в ее работе не происходит изменений, типа деформации отдельных деталей и всей лестницы в целом. Заедание при выдвижении и сборке колен или обрыве веревки (троса).
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ФПС ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
РЕФЕРАТ
на тему: "Ручные пожарные лестницы"
Челябинск - 2011 г.
Ручные пожарные лестницы
К ручным пожарным лестницам относятся: выдвижная пожарная лестница, лестница-штурмовка, лестница-палка. Меры безопасности при их использовании должны соответствовать НПБ.
Назначение
Лестница пожарная ручная трехколенная металлическая Л-60 предназначена дли поднятия личного состава пожарных частей на второй и третий этажи, чердаки и крыши двухэтажных зданий, для работы внутри помещений (в залах) при пожарах, а также для учебно-тренировочный занятий.
Устройство и принцип действия
Рис. 1 Лестница трехколенная выдвижная Л-60 1-подвижной блок, 2-второе колено; 3-первое колено; 4-стальной канат; 5-пеньковый канат; 6-верхняя ступень; 7-третье колено; 8-неподвижный блок; 9-тяга; 10-вилка останова; 11-нижняя ступень; 12-стенной упор; 13-стальной кронштейн; 14-блок; 15-ролик; 16-кронштейн; 17-башмак; 18-стальная труба; 19- крюк; 20-пружина
Лестница состоит из трех телескопически сдвигающихся колен, из однотипных профилей и деталей.
Принцип выдвигания колен - ручной с помощью канатов и блоков. У лестницы имеется подвижной блок 1, установленный на втором колене 2. Первое колено 3 подвешено на стальном канате 4 диаметром 4,8 мм, второе - выдвигается с помощью пенькового каната 5 диаметром 12 мм. Верхний конец пенькового каната закреплен на верхней ступени 6 третьего колена 7, который проходит через подвижной блок 1 второго колена и далее -- на неподвижный блок 8 третьего колена, связанный тягой 9, с вилкой 10 останова, закрепленном на третьем колене. Далее канат идет к нижней ступени 11 третьего колена, на ней и закрепляется его второй конец.
Колено первое
Состоит из двух балок (тетив) таврового сечения, соединенных между собой рифлеными трубами (ступенями).
Тавровая балка в средней части имеет полое прямоугольное утолщение для заделки ступеней. На верхних концах тетив установлены стенные упоры 12, которые состоят из вилки, оси и ролика.
На нижних концах тетив с внешней стороны на нижней полке установлены упоры, которые удерживают колено от выпадения при выдвигании лестницы на полную длину и придают направление колену, скользя по выемке тетив второго колена.
К нижней ступени прикреплен стальной кронштейн 13 для крепление стального троса выдвигания колена. Колено имеет 12 ступеней с шагом 350 мм. Ступени укреплены в тетивах методом завальцовки и образуют неразъемное соединение.
Колено второе
пожарный лестница штурмовка безопасность
Конструкция аналогична первому колену по всем основным элементам (тетивы, ступени).
К верхней ступени колена прикреплен кронштейн с блоком 14, через который проходит стальной трос выдвигания первого колена, на нижней ступени установлен кронштейн с блоком 1 для пенькового каната.
Над верхней и третьей ступенями с внутренней стороны, на верхней полке тетив установлены на заклепках упоры, придающие направление первому колену при выдвигании и сдвигании, а также удерживающие его от выпадения при выдвигании лестницы на полную длину, при этом нижние упоры первого колена упираются в верхние упоры второго колена.
На некоторых ступенях установлены по два ролика 15, по которым скользят при выдвигании и сдвигании опорные плоскости тетив вышележащего колена. Колено имеет 12 ступеней с шагом 350 мм. Крепление ступеней такое же, как и в первом колене. На нижних концах тетив установлены упоры, имеющие то же назначение, что и нижние упоры первого колена.
Колено третье
Конструктивно мало чем отличается от первого и второго колена. К верхней ступени прикреплен кронштейн 16, к которому крепятся концы стального и пенькового канатов. Над верхней и второй ступенями, как и во втором колене, распложены упоры, удерживающие и направляющие второе колено. На трех ступенях колена установлены по два ролика 15, по которым скользит второе колено при выдвигании и сдвигании лестницы. На нижние концы тетив крепятся башмаки 17. Колено имеет 11 ступеней с шагом 350 мм и с креплением, аналогичным первому и второму коленам. Между верхней и второй ступенями крепится останов, предназначенный для удержания колена и всей лестницы в выдвинутом положении. Останов выполнен из стальной трубы 18, к которой приварены два крюка 19, а в средней части трубы приварена вилка для соединения с тягой неподвижного блока системы выдвигания лестницы.
Работа лестницы
Переноску, установку лестницы в вертикальное положение в сложенном состоянии, выдвигание и складывание производят два человека.
При выдвигании лестницы один человек должен удерживать ее от опрокидывания за тетивы третьего колена. Второй - берется руками за наружную ветвь пенькового каната и, перебирая канат, тянет его вниз до тех пор, пока лестница не выдвинется на необходимую длину. После этого необходимо посадить второе колено ближайшей ступенью на крюки останова, находящегося на третьем колене.
Работа останова заключается в следующем: при выдвигании лестницы усилие натянутого каната передается на останов и поворачивает его на угол 20 градусов. При этом крюке останова приподнимаются настолько, что второе колено беспрепятственно двигается вверх и вниз относительно нижнего колена.
Для посадки второго колена на крюки останова необходимо ослабить натяжение каната (освободить его, не выпуская из рук), после чего пружина 20 повернет останов, и крюки зацепятся за ближайшую ступень второго колена. Высота свободного падения второго колена (при полностью ослабленном канате) за время срабатывания пружины останова не превышает 5-10 см.
Первое колено во время выдвигания лестницы автоматически выталкивается вторым коленом вверх и висит на стальном тросе. Раздвинутую лестницу прислоняют к стене.
Складывается лестница в обратном порядке. Натягивая пеньковый канат, приподнимают слегка второе колено вверх (снимают его с останова), а затем, не ослабляя натяжения каната плавно опускают колено вниз до полного складывание лестницы.
Обрыв пенькового каната при выдвигании лестницы не приводит к аварии, т. к. останов под действием пружины автоматически сработает и посадит второе колено ближайшей ступенью на крюки останова третьего колена.
Длина лестницы, сложенной4400
полностью раздвинутой10700
Габаритная ширина лестницы, мм
Расстояние между тежзаш в свету, мм
первое колено350
второе колено386
Высота комплекта колен в сложенном виде, мм202
Растояние между ступенями, мм350
Усилие каната при выдвигании лестницы, кгс, не более40
Масса, кг, не более48
Техническое обслуживание
После каждого применения на пожаре или учении лестница должна быть очищена от пыли и грязи, стальной канат и оси блоков смазаны. Для исправного содержания необходимы регулярные осмотры, испытания и ремонт лестницы. При профилактическом осмотре не реже одного раза в месяц проверять:
а) состояние тетив и ступеней;
б) прочность заделки ступеней в тетивы;
в) наличие стенных упоров;
г) затяжку гаек болтовых соединений;
д) состояние блоков и осей;
е) состояние канатов и заделку их концов;
ж) отсутствие заедания при выдвигании и сдвигании колен лестницы;
з) исправное состояние и работа у механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова.
Испытание
Все ступени лестницы подвергаются механическому испытанию крутящим моментом 1, 6 кгм. Время испытании 10 секунд. Проворачивание ступеней не допускается.
При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75 град, к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.
После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.
Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.
Характерные неисправности и методы их устранения
Наименование неисправности |
Вероятная причина |
Метод устранения |
|
1. Лестница не выдвигается и не сдвигается |
Произошло заедание каната между блоками |
Извлечь канат и уложить его в обойму. Отрегулировать зазор между ступицей блока и обоймой. |
|
2. Выдвижение и сдвигание происходит с перекосом или с большим сопротивлением |
Нарушены нормальные зазоры между передними упорами стоек или стойкой и задними упорами |
Отрегулировать зазоры с счет пропиловки задних или передних упоров |
|
3. Лестница при выдвижении не фиксирует своего положения |
Не работает механизм останова |
Заменить пружины или отремонтировать крюки |
Лестница штурмовая. Назначение
Предназначена для подъема на верхние этажи здания путем постепенного перехода по наружной стене с этажа на этаж, от окна к окну.
Устройство
Лестница состоит из двух металлических тетив, соединенных тринадцатью ступенями, и стального крюка с зубьями. Ступеньки закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки.
Стальной крюк укреплен на трех верхних ступенях. На нижней стороне крюка расположены зубья, предотвращающие его скольжение по опорной поверхности. Для облегчения веса крюк имеет шесть просверленных отверстий, а для жесткости - ребра, приваренные перпендикулярно к плоскости крюка. Нижние концы тетив имеют башмаки для предотвращения скольжения по опорной поверхности.
Техническая характеристика
Габариты лестницы, мм:
Д лина 4100
ширина 300
вылет крюка 590
Расстояние между тетивами 250
Шаг между ступенями 340
Количество ступеней..,13
Масса, кг 9,3
Испытание
Штурмовую лестницу требуется подвесить свободно за конец крюка и на обе тетивы (на высоте второй ступеньки снизу) нагрузить грузом по 80 кг (всего 160 кг) на 2 мин. (рис.2.а).
Для испытания ступеней, штурмовую лестницу, подвесить за крюк, испытать одну из ступеней, не имеющей металлических креплений, нагрузкой 200 кг на 2 мин, приложенной к середине ступени (рис.2.б)
Рис. 2. Испытание лестницы-штурмовки
При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.
Лестница-палка. Назначение
Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий.
Лестница-палка в сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что позволяет использовать ее для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ при пожарах.
Устройство
Она состоит из двух деревянных тетив 1 и 2, восьми ступеней овального сечения 2, шарнирно соединенных с тетивами. Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.
При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив.
На одном конце каждой тетивы с помощью наконечника 7 и стяжки 8 крепят накладку, за которую убирают другую тетиву при складывании лестницы. Для предотвращения скалывания тетив на их концах установлены металлические планки 8.
Рис.1 Лестница-палка 1,2-тетивы; 3-шарнир; 4-ступень; 5-деревянная накладка; 6-стяжка; 7-наконечник; 8-металлическая накладка
Техническая характеристика
Длина лестницы, мм:
С ложенной - 3400
Р азвернутой - 3116
Сечение сложенной лестницы, мм - 105x68
Расстояние между тетивами, мм - 250
Шаг между ступенями, мм - 340
Масса, кг, не более - 10,5
Испытание
Установить лестницу на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75° и нагрузить посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 мин. Для испытания ступеней одну из них подвергнуть (посредине) нагрузке 120 кг на 2 мин.
При снятии груза после испытаний в лестнице и ее деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба.
При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75 град, к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.
Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.
Характерные неисправности и методы их устранения
Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к ручным пожарным лестницам
Ручные пожарные лестницы должны обеспечивать личному составу пожарной охраны возможность проникновения в помещения и на крыши зданий, сооружений и строений, подачи в указанные помещения огнетушащих средств и веществ, а также спасание людей из этих помещений, минуя пути эвакуации.
Габаритные размеры и конструкция ручных пожарных лестниц должны обеспечивать возможность их транспортирования на пожарных автомобилях.
Механическая прочность, размеры и эргономические и защитные показатели ручных пожарных лестниц должны обеспечивать возможность выполнения задач по спасанию людей с высотных уровней и подъем необходимого пожарно-технического оборудования.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Технология электродуговой сварки. Материалы, используемые для выполнения электродуговой сварки. Оборудование, инструменты и приспособления для электродуговой сварки. Технологический процесс и используемые материалы для сборки и сварки пожарной лестницы.
курсовая работа , добавлен 10.01.2015
Техническое описание, устройство и принцип работы насоса ЦНСМ 60-99. Порядок установки и подготовка к работе. Инструкции по эксплуатации и меры безопасности. Характерные неисправности и методы их устранения. Вибродиагностика, центровка насосного агрегата.
курсовая работа , добавлен 07.02.2013
Назначение, область применения и технические характеристики токарно-винторезного станка. Устройство, принцип работы и электрическая принципиальная схема. Основные неисправности, их причины и методы устранения. Требования безопасности при эксплуатации.
статья , добавлен 17.01.2015
Передачи, их классификация, понятие о передаточном числе, краткая характеристика основных видов передач. Машина для нарезки овощей МРО 400-1000. Назначение, устройство, принцип действия. Контрольно-регистрирующая машина "Самсунг", назначение и устройство.
курсовая работа , добавлен 16.10.2010
Устройство и тепловая изоляция холодильника. Порядок и последовательность работы холодильного устройства. Приемка устройства в эксплуатацию. Возможные неисправности холодильника, методика их ремонта. Описание схемы электрической принципиальной.
курсовая работа , добавлен 24.01.2012
Устройство, принцип действия вращающейся электрической жаровни ВЖШЭ-675. Неисправности и способы их устранения. Техническая характеристика аппаратов пароварочных электрических секционных модулированных. Электрическая схема котла пищеварочного КПЭ-100.
контрольная работа , добавлен 06.02.2015
Назначение, устройство, принцип работы и правила эксплуатации стиральной машины "Амгунь". Возможные неисправности электрооборудования, причины возникновения и способы устранения. Восстановление изношенных деталей. Технические требования к данной машине.
курсовая работа , добавлен 23.01.2014
Назначение и основные технические характеристики блока дифференциальных реле, сферы и методы его употребления. Устройство и элементы блока, порядок и принцип его действия. Правила проведения текущего ремонта БРД-356, неисправности и их устранение.
контрольная работа , добавлен 04.11.2009
Устройство, преимущества и особенности применения поршневых насосов в промышленности. Теоретическая секундная подача объемного насоса. Определение высоты всасывания поршневого насоса. Мероприятия по технике безопасности при использовании насоса.
курсовая работа , добавлен 09.03.2018
Общая характеристика микроволновой печи Rolsen MN1770MS, ее устройство и принцип работы, главные правила установки и обслуживания. Возможные неисправности и принципы их устранения. Техника безопасности и охрана труда при проведении ремонтных работ.
Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий.
Лестница-палка (рис. 2.14) в сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что позволяет использовать ее для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ при пожарах.
Она состоит из двух деревянных тетив 1 и 2, восьми ступеней овального сечения 2, шарнирно соединенных с тетивами. Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.
При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив.
На одном конце каждой тетивы с помощью наконечника 7 и стяжки 8 крепят накладку, за которую убирают другую тетиву при складывании лестницы. Для предотвращения скалывания тетив на их концах установлены металлические накладки 8. Технические характеристики лестницы-палки приведены в таблице 2.5.
Рис.2.14. Лестница-палка
1,2-тетивы; 3-шарнир; 4-ступень; 5-деревянная накладка; 6-стяжка;
7-наконечник; 8-металлическая накладка.
Таблица 2.5
Техническая характеристика лестницы-палки
При испытании на прочность лестницу устанавливают на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75° и нагружают посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 мин. Для испытания ступеней одну из них подвергают (посредине) нагрузке 120 кг на 2 мин (рис. 2.17а).
Лестница -штурмовка предназначена для подъема на верхние этажи здания путем постепенного перехода по наружной стене с этажа на этаж, от окна к окну. Лестница-штурмовка (рис. 2.15) состоит из двух металлических тетив 2, соединенных тринадцатью ступенями 1 и стального крюка 4 с зубьями. Ступени закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки. Накладки 3 служат для увеличения износостойкости тетив при работе с лестницей. В нижней части лестницы предусмотрены башмаки, предотвращающие повреждение тетив и их скольжение по опорной поверхности.
Рис. 2.15. Лестница-штурмовка
1-ступень; 2-тетива; 3-накладки; 4-крюк; 5-башмак.
Стальной крюк укреплен на трех верхних ступенях. На нижней стороне крюка расположены зубья, предотвращающие его скольжение по опорной поверхности. Для облегчения веса крюк имеет шесть просверленных отверстий, а для жесткости - ребра, приваренные перпендикулярно к плоскости крюка. Технические характеристики лестницы-штурмовки приведены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Техническая характеристика лестницы штурмовки
При испытании на прочность штурмовую лестницу требуется подвесить свободно за конец крюка и на обе тетивы (на высоте второй ступеньки снизу) нагрузить грузом по 80 кг (всего 160 кг) на 2 мин. (рис. 2.17б).
Для испытания ступеней, штурмовую лестницу подвешивают за крюк, испытывают одну из ступеней, не имеющей металлических креплений, нагрузкой 200 кг на 2 мин, приложенной к середине ступени.
При снятии груза после испытаний в лестнице и ее деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба.
Лестница пожарная ручная трехколенная металлическая Л-60 предназначена для поднятия личного состава пожарных частей на второй и третий этажи, чердаки и крыши двухэтажных зданий, для работы внутри помещений (в залах) при пожарах, а также для учебно-тренировочный занятий.
Лестница (рис. 2.16) состоит из трех телескопически сдвигающихся колен, из однотипных профилей и деталей.
Рис. 2.16. Лестница трехколенная выдвижная Л-60
1-подвижной блок, 2-второе колено; 3-первое колено; 4-стальной канат; 5-пеньковый канат; 6-верхняя ступень; 7-третье колено; 8-неподвижный блок; 9-тяга; 10-вилка останова; 11-нижняя ступень; 12-стенной упор; 13-стальной кронштейн; 14-блок; 15-ролик; 16-кронштейн; 17-башмак; 18-стальная труба; 19-крюк; 20-пружина.
Принцип выдвигания колен - ручной с помощью канатов и блоков. У лестницы имеется подвижной блок 1, установленный на втором колене 2. Первое колено 3 подвешено на стальном канате 4 диаметром 4,8 мм, второе -- выдвигается с помощью пенькового каната 5 диаметром 12 мм. Верхний конец пенькового каната закреплен на верхней ступени 6 третьего колена 7, который проходит через подвижной блок 1 второго колена и далее - на неподвижный блок 8 третьего колена, связанный тягой 9, с вилкой 10 останова, закрепленном на третьем колене. Далее канат идет к нижней ступени 11 третьего колена, на ней и закрепляется его второй конец.
Переноску, установку лестницы в вертикальное положение в сложенном состоянии, выдвигание и складывание производят два человека.
При выдвигании лестницы один человек должен удерживать ее от опрокидывания за тетивы третьего колена. Второй - берется руками за наружную ветвь пенькового каната и, перебирая канат, тянет его вниз до тех пор, пока лестница не выдвинется на необходимую длину. После этого необходимо посадить второе колено ближайшей ступенью на крюки останова, находящегося на третьем колене.
Работа останова заключается в следующем: при выдвигании лестницы усилие натянутого каната передается на останов и поворачивает его на угол 20 градусов. При этом крюке останова приподнимаются настолько, что второе колено беспрепятственно двигается вверх и вниз относительно нижнего колена.
Для посадки второго колена на крюки останова необходимо ослабить натяжение каната (освободить его, не выпуская из рук), после чего пружина 20 повернет останов, и крюки зацепятся за ближайшую ступень второго колена. Высота свободного падения второго колена (при полностью ослабленном канате) за время срабатывания пружины останова не превышает 5-10 см.
Первое колено во время выдвигания лестницы автоматически выталкивается вторым коленом вверх и висит на стальном тросе. Раздвинутую лестницу прислоняют к стене. Складывается лестница в обратном порядке. Натягивая пеньковый канат, приподнимают слегка второе колено вверх (снимают его с останова), а затем, не ослабляя натяжения каната плавно опускают колено вниз до полного складывание лестницы. Обрыв пенькового каната при выдвигании лестницы не приводит к аварии, т. к. останов под действием пружины автоматически сработает и посадит второе колено ближайшей ступенью на крюки останова третьего колена. Техническая характеристика трехколенной лестницы указана в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Техническая характеристика трехколенной лестницы
После каждого применения на пожаре или учении лестницу очищают от пыли и грязи, стальной канат и оси блоков смазывают. Для исправного содержания необходимы регулярные осмотры, испытания и ремонт лестницы.
При профилактическом осмотре не реже одного раза в месяц проверяют:
а) состояние тетив и ступеней;
б) прочность заделки ступеней в тетивы;
в) наличие стенных упоров;
г) затяжку гаек болтовых соединений;
д) состояние блоков и осей;
е) состояние канатов и заделку их концов;
ж) отсутствие заедания при выдвигании и сдвигании колен лестницы;
з) исправное состояние и работа у механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова.
При испытании лестницу устанавливают на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75°, и каждое колено нагружают посредине на обе тетивы грузом 100 кг на 2 мин (рис. 2.17в).
Ручные пожарные лестницы должны испытываться перед постановкой в боевой расчет, после ремонта, но не реже одного раза в год. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания не разрешается.
Рис. 2.17. Схемы испытаний ручных пожарных лестниц нагружением: а – лестницы-палки; б – лестницы-штурмовки; в – трехколенной лестницы.
При тушении возгораний и проведении спасательных работ очень часто применяются ручные пожарные лестницы. Они дают спасателям возможность попасть внутрь помещения, вход в которое прегражден огнем или завалами. Переносные пожарные лестницы также порой бывают единственным способом эвакуации граждан, изолированных от других путей спасения.
Огонь – грозная стихия
Эти вспомогательные конструкции отличаются от основных тем, что у них отсутствует электро- или пневмопривод. Ручные пожарные лестницы приводятся в рабочее состояние исключительно силами спасателей. В зависимости от функционального назначения пожарные лестницы подразделяют на три типа.
- Лестница-палка. Самое простое приспособление для подъема на небольшую высоту. Состоит из двух опор и ступеней; в сложенном состоянии представляет собой подобие палки.
- Штурмовая лестница. Не складная конструкция, дополненная крюком для зацепа.
- Выдвижная лестница. Используется для подъема на более высокие этажи; состоит из нескольких сегментов, соединенных в телескопическую конструкцию. Она обеспечивает подъем одного звена относительно остальных и их фиксацию на заданном уровне.
Лестница-палка в собранном и работоспособном видах
Принцип работы с лестницей-палкой
Конструкция этой лестницы позволяет ее переносить в сложенном виде. Основное функциональное назначение – подъем пожарных на нижний этаж через оконные проемы и использование ее внутри в качестве приставной. Нередко, в сложенном состоянии, она применяется как таран, для пробивания завалов и дверей. В развернутом виде лестница может использоваться в качестве носилок.
Конструкция состоит из двух , соединенных восемью ступенями. Ключевая ее особенность состоит в шарнирном креплении последних – оно и позволяет лестницу сдвигать. В обоих концах тетивы имеются углубления. За них и убирается край второй тетивы, когда появляется необходимость составить ступени. В собранном состоянии ступени закладываются в пазы, проделанные в . Концы опор окованы, что и позволяет пожарным использовать сложенную лестницу в качестве ударного орудия.
Технические характеристики лестницы:
- длина в собранном состоянии – 3400 мм;
- длина в рабочем положении – 3116 мм;
- дистанция между тетивами – 250 мм;
- расстояние между ступенями – 340 мм;
- масса – 3,1 кг на один метр; общий вес не должен превышать 10,5 кг.
После каждого использования или раз в год, если лестница-палка пожарным не пригодилась, оборудование должно пройти проверку. Помимо внешнего осмотра, конструкция подвергается испытаниям на прочность.
- Испытания . Лестница устанавливается на твердую поверхность под углом в 75 градусов. На каждую из опор по центру на 2 минуты вешается груз в 120 кг.
- Проверка на прочность ступеней. На любую из них подвешивается груз той же массы на то же время.
По окончании испытаний проводится визуальный осмотр. Ни одна из частей лестницы не должна иметь следов повреждений или остаточного прогиба.
Тренировка со штурмовой лестницей
Штурмовая лестница
Эта конструкция состоит из двух с жестко закрепленными ступенями и подвесным крюком на одном из концов лестницы. Он позволяет зацепить спасательное оборудование за любую подходящую опору. Штурмовая лестница используется для подъема на верхние этажи снаружи здания: пожарный, находясь в оконном проеме нижнего этажа, цепляет крюком подоконник верхнего. После надежной фиксации получает возможность добраться до изолированного огнем помещения. Также эта конструкция применяется во время подъема по скату крыши для разбора кровли. Наиболее эффективна в применении вместе с трехколенной лестницей либо в сочетании с автолестницей.
Конструкция состоит из двух опор- , захватного крюка из стали и 13 ступеней. Для увеличения прочности лестницы оборудуются стяжки из металла (под 1, 7 и 12 ступеньками). Нижние концы тетив для повышения устойчивости выполняются заостренными. Для укрепления периметра штурмовки с внутренней стороны опор пролагаются страховочные тросы из стали. Они охватывают и верхнюю ступеньку, и металлическую стяжку.
По поводу крюка. Он фиксируется на лестнице специальными коробами, на внутренней стороне оснащен зубцами – для предотвращения соскальзывания путем более плотного сцепления с опорой – и с обоих сторон оборудован ребрами жесткости.
Штурмовые лестницы должны соответствовать следующим параметрам.
- Длина конструкции – 4100 мм.
- Расстояние между опорными планками – 250 мм.
- Общая ширина лестницы – 300 мм.
- Выброс крюка – 650 мм.
- Масса – 2,65 кг на каждый метр, но не более 10 кг.
Раз в год, после ремонтов или выезда на спасательные пожарные работы штурмовка, как лестница-палка, подвергается испытаниям. Проверка состояния проводится уже описанным образом. К ней добавляется контроль прочности крюка. Лестница подвешивается за него так, чтобы нижняя ее часть ни на что не опиралась. На нижнюю ступеньку подвешивается утяжелитель. После его снятия на крюке не должно быть трещин, его форма должна остаться прежней, сам крюк должен сидеть на месте крепления плотно, не шатаясь.
Штурмовая лестница в реальных условиях
По обращению с раздвижной лестницей есть определенные правила
Трехколенная лестница
Выдвижная лестница этого типа используется для подъема на третий этаж или крышу одно-, двухэтажного дома пожарных, доставки необходимого для тушения оборудования, эвакуации населения при невозможности ее проведения традиционными путями.
Конструкция включает в себя три колена, выполненных из однотипного металлического профиля. Кроме того, выдвижная лестница оборудована механизмом выдвигания, который отвечает также за смещение и фиксацию каждого из колен. Отдельно взятая секция состоит из двух точно обозначенного диаметра, соединенных друг с другом рифлеными трубами. Каждое колено содержит по 12 ступеней, закрепленных в отверстиях стояков методом развальцовки. Торцы тетив первого и третьего колена оснащаются либо наконечниками-шипами, либо противоскользящими упорами.
При выдвижении второго колена оно продвигается между первого. После его фиксации задействуется механизм выдвигания третьей секции, которая скользит между стойками уже второго колена. Приведение лестницы в рабочее состояние производится травления веревки через блоки выдвижного механизма. Для фиксации секций в нужном положении перемещения троса прекращают, и выдвижение лестницы останавливается. Если достаточно длины второго колена, третье можно не выдвигать.
Технические характеристики выдвижной лестницы:
- в сложенном состоянии длина 4400 мм;
- длина раздвинутой выдвижной лестницы 10700 мм;
- ширина между стойками – 480 мм;
- дистанция от ступени до ступени – 360 мм;
- вес выдвижной лестницы – до 50 кг.
В зависимости от веса спасателей и эвакуируемых, одновременно на выдвижной лестнице может находиться от 1 до 4 человек.
Для установки выдвижной лестницы нужны два человека
Использование трехколенной лестницы
Выдвижная конструкция для доставки к месту и раскладывания требует наличия двух операторов. В одиночку раздвинуть лестницу крайне затруднительно. Алгоритм установки следующий.
- Один человек держит лестницу за третьего колена. Второй тянет за канат вниз, выдвигая конструкцию до требуемой высоты.
- Второе колено зацепляется за стопорные крюки одной из ступеней. Для этого канат ослабляется.
- Разложенное второе звено автоматически выталкивает первое колено, которое повисает на стальном тросе.
В разложенном состоянии лестница опирается на стену здания в нужном месте. Процесс складывания заключается в тех же действиях, производимых в обратном порядке.
Во время эксплуатации раздвижной лестницы нужно также соблюдать определенные правила. При съеме оборудования с пожарной машины принимать ее положено на выпрямленные руки, не допуская удара об асфальт или землю.
При подъеме пожарных по лестнице они должны смотреть перед собой, не задирая голову вверх – это раскачивает конструкцию, ослабляя болтовые крепления и расшатывая в пазах ступеньки.
Хранить трехколенную лестницу следует вдали как от источников питания, так и от электрических проводов.
Послеэксплуатационное обслуживание
Каждое использование раздвижной лестницы – в процессе тушения пожара или для проведения тренировки – должно заканчиваться грамотным консервированием оборудования. Для этого следует:
- отчистить лестницу от грязи и, если они есть, продуктов горения;
- подвижные части механизма выдвигания (блоки с канатами) тщательно смазать;
- лестницу убрать в место хранения в сложенном состоянии.
Если оборудование какое-то время не эксплуатируется, его следует раз в месяц обследовать, проверяя, в рабочем ли состоянии находится лестница. Проверке подлежат следующие параметры.
- Целостность обеих .
- Исправность всех ступеней в каждом из колен.
- Прочность фиксации ступеней в отведенных им отверстиях.
- Степень затяжки в болтовых соединениях.
- Исправность каждого из элементов выдвижного механизма.
Канат полагается проверять по всей его длине: истертость в любом его месте не позволит разложить выдвижную лестницу с достаточной скоростью. А это может стоить жизни людям, ожидающим помощи от пожарных.
Схема проверки трехколенной лестницы
Контроль состояния трехколенной лестницы
Испытания конструкции на предмет работоспособность проводятся не реже раза в год. Если за этот период был проведен ремонт, то обязательной становится внеплановая проверка. Испытания должны контролироваться специальной комиссией, результаты заносятся в соответствующий журнал.
Первый этап проверки – визуальный: лестница проверяется на целостность поверхностей. К эксплуатации не допускаются конструкции, имеющие сколы, углубления, следы коррозии, разрывы.
Второй этап – проверка состояния выдвижного механизма. Лестница должна раздвигаться плавно, без рывков и заеданий, не требуя усилий более положенных. Под собственным весом колена конструкции съезжать в исходное положение не должны.
Чтобы успеть спасти людей, нужно держать оборудование в работоспособном состоянии
Третий этап – проверка прочности элементов в целом.
- Выдвижная лестница собирается на полную длину.
- Конструкция устанавливается на относительно ровной твердой площадке; верхний ее край упирается таким образом, чтобы угол наклона составлял 75-80 градусов. То есть подножие лестницы должно отстоять от стены на 2,5-3 метра.
- Поочередно на центр каждого из колен подвешивается груз в 200 кг, по 100 кг на каждую из ; время выдерживания – 2 минуты.
Таким же образом проверяется и состояние натяжного каната: он должен выдержать нагрузку в 200 кг без разрывов, растяжений и деформаций.
После проверки на прочность повторно проводятся испытания выдвижного механизма. Оказанные на лестницу нагрузки не должны привести к его заеданию.
Испытания считаются успешными в том случае, если удаление утяжелителей не привело к деформациям отдельных элементов, прогибу колен или лестницы в целом.