Сроки и назначение боевой проверки сизод. Рабочая проверка сизод Порядок проведения проверок сизод 1 и 2
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Сроки и назначение проверки №2 СИЗОД. |
Рубрика (тематическая категория) | Металлы и Сварка |
Проверка N2 - вид технического обслуживания, проводимого в процессе эксплуатации СИЗОД: после проверки N 3, дезинфекции, замены регенеративных патронов и кислородных (воздушных) баллонов, закрепления СИЗОД за газодымозащитником, а также не реже одного раза в месяц, в случае если в течение этого времени СИЗОД не пользовались. Проверка проводится в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии
После пользования противогазом (дыхательным аппаратом) на пожаре (учении) и последующего проведения проверки N 2 замена регенеративного патрона обязательна, независимо от времени его работы.
Проверка проводится владельцем СИЗОД под руководством начальника караула (в службе пожаротушения - старшего дежурной смены).
Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения. Результаты проверки заносятся в журнал регистрации проверок N 2
а) проверить исправность маски.
б) исправность АП в целом
в) наличие избыт давления в подмас пространстве и гермитичность систем выс и ред давления
г) сигнальное
д) гермитичность воздуховодной системы с легочным автоматьм спас устройства
е) исправность ЛА и клапана выдоха спас устройства
ж) байпасы
з)давление в баллоне и запись в журнал
Сроки и назначение проверки №3 СИЗОД .
Проверка N 3 дыхательного аппарата предусматривает:
разборку, осмотр, промывку, чистку, дезинфекцию, регулировку узлов и сборку дыхательного аппарата. Эти операции проводятся в соответствии с техническим описанием (руководством по эксплуатации) на дыхательный аппарат;
проверку панорамных масок (лицевых частей), легочного автомата͵ разъемов, редуктора, вентилей баллонов, спасательного и сигнального устройств (для АИР), включателя резерва воздуха и зарядного штуцера (для АСВ);
ремонт и замену изношенных частей. Фильтры, прокладки, клапаны и все резиновые уплотнительные прокладки и кольца, как правило, заменяются;
Снаряжение дыхательного аппарата после полной сборки, его регулировку и проверку N 2.
12.Приборы, оборудование и материалы используемые для проведения проверок.
Для контроля параметров аппарата в процессе эксплуатации могут применяться установка контрольная КУ-9В 9В2.767.223ТУ или индикатор ИР-2 УХЛ 4 ТУ 12.4675547.271. Указанные приборы в состав аппарата не входят и приобретаются отдельно. Технические характеристики, описание и инструкция по применению установки КУ-9В и индикатора ИР-2 приведены в руководствах по эксплуатации этих приборов.
Для проверки давления на выходе редуктора применяется приспособление
Пр-633 (рисунок 6).
Сроки и назначение проверки №2 СИЗОД. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сроки и назначение проверки №2 СИЗОД." 2017, 2018.
Проверки СИЗОД (средств индивидуальной защиты органов дыхания) являются очень важной составляющей во время эксплуатации устройств. Ведь при любой неисправности или несоответствии спецификации, использование любого защитного средства становится бессмысленным.
Проведение проверок СИЗОД
Проведение проверок СИЗОД происходит в несколько этапов. Для проверки любого средства защиты имеются свои сроки и правила, регламентированные имеющимися у каждого аппарата нормативными документами. Порядок проверки СИЗОД всех типов обычно включает в себя рабочую проверку, проверку во время эксплуатации и техническое обслуживание.
Проведение проверок средств индивидуальной защиты органов дыхания должно осуществляться после предварительного инструктажа. Проверки проводятся лицами, непосредственно использующими данное устройство или лицами, ответственными за аппарат. Рабочие проверки проводятся под присмотром руководителя. Техобслуживание проводится только специально обученными лицами в соответствии с нормативами.
Рабочая проверка СИЗОД
Рабочая проверка СИЗОД проводится непосредственно перед каждым использованием устройства. Цель рабочей проверки – это оперативное установление целостности и исправности всех составляющих аппарата.
В первую очередь проверяется маска СИЗОД – она должна быть полностью укомплектована и без механических повреждений. Проверяется резиновая часть на отсутствие прорывов или порезов, очковые узлы на отсутствие сколов и трещин, металлические детали не должны иметь следов ржавчины или коррозии и т.д. Также, необходимо проверить герметичность маски – плотно зажать ладонью место подсоединения гофрированного шланга (клапан вдоха, вентиль баллона) и попытаться сделать вдох – если вдох сделать не удается, значит маска герметична.
В зависимости от используемого СИЗОД проверяются все его составляющие как на отсутствие механических повреждений, так и на исправность, наличие всех элементов и надежность их крепления, а также могут проводиться измерения давления, при котором срабатывает сигнальное устройство, давления воздуха в баллоне и пр.
В связи с тем, что СИЗОД обычно применяются при аварийных ситуациях, когда на счету каждая минута, рабочая проверка не должна занимать много времени – в среднем ее продолжительность должна быть не более 1 минуты.
Проверка 1 СИЗОД
Проверка 1 СИЗОД заключается в установлении исправности и правильности функционирования всех узлов и механизмов аппарата перед и после его применения, а также после замены отработанных фильтров, баллонов, после дезинфекции и пр. В случае, когда конкретное СИЗОД долго не использовалось, проверка 1 проводится регулярно каждый месяц.
В ходе проверки 1 проверяется исправность маски СИЗОД, устанавливается целостность всех его составляющих, правильность функционирования каждого элемента, надежность всех креплений.
В зависимости от типа используемого СИЗОД может проверяться исправность сигнального устройства, пускового устройства, дыхательных клапанов, клапана избыточного давления, давление воздуха в кислородном баллоне, избыточное давление в подмасочном пространстве и т.д. Проверка 1 включает в себя также проверочные работы с использованием контрольно-измерительных приборов в соответствии с методикой их использования.
При обнаружении любого рода неисправностей данное СИЗОД снимается с использования и отправляется на ремонт. Самостоятельно ремонтировать аппарат запрещается.
Проверка 2 СИЗОД
Проверка 2 – регулярная проверка всех находящихся в эксплуатации СИЗОД в полном объеме для постоянного поддержания их в исправном состоянии. Такая проверка проводится в установленные календарные сроки, но не реже одного раза в год.
В ходе данной проверки также устанавливается целостность и исправность каждой детали путем полного разбора устройства. Проверяются все части СИЗОД на отсутствие механических повреждений, прочность их креплений, правильность функционирования, а также проводятся необходимые измерения с использованием контрольно-измерительных приборов.
Проверка 3 СИЗОД
Цель проверки 3 – это промывка и дезинфекция СИЗОД. Проводятся данные работы согласно графику, но не реже одного раза в год. Проверке также подлежат все СИЗОД, находящиеся в эксплуатации и СИЗОД, нуждающиеся в полной дезинфекции всех составляющих.
В ходе проверки 3 производится полная разборка СИЗОД, их осмотр, промывка и очистка каждого элемента, регулировка всех узлов. Также, проводятся работы по ремонту и замене изношенных частей устройства, замена фильтров, прокладок и т.д.
1. Правила и порядок проведения проверок противогазов и дыхательных аппаратов.
1.1. Боевая проверка противогаза:
1.1.1. При закрытом вентиле баллона:
вынуть маску из сумки;
провести внешний осмотр маски;
вынуть пробку из патрубка соединительной (клапанной) коробки;
Поднести патрубок соединительной (клапанной) коробки ко рту и сделать несколько вдохов и выдохов. Если при вдохе слышен звук сигнала, сигнализатор считается исправным;
Сделать несколько выдохов в систему противогаза и наполнить дыхательный мешок воздухом до момента срабатывания избыточного клапана. Если избыточный клапан открывается без сопротивления выдоху, он считается исправным.
1.1.2.При открытом до отказа вентиле баллона:
а) проверить работу механизма постоянной подачи кислорода. Если слышен слабый шипящий звук поступления кислорода в дыхательный мешок, механизм считается исправным;
б) проверить работу легочного автомата:
в) проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса):
г) проверить давление кислорода в баллоне. Проверяется по показанию манометра.
1.2. Боевая проверка дыхательного аппарата.
При боевой проверке необходимо:
а) проверить маску (шлем-маску):
Вынуть маску из сумки и провести внешний осмотр маски. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной;
б) проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение:
При закрытом вентиле баллона плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать вдох. Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 с, дыхательный аппарат считается герметичным;
в) проверить работу легочного автомата и клапана выдоха маски:
открыть до отказа вентиль баллона;
Приложить маску к лицу и сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Если не ощущается сопротивление дыханию, легочный автомат и клапан выдоха считаются исправными;
г) проверить срабатывание звукового сигнализатора (для дыхательных аппаратов типа АИР):
Закрыть вентиль баллона;
Нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. Если при давлении воздуха в баллоне 5,5 _+ .1,0 МПа (55 _+ .10 кгс/см 2) слышен звуковой сигнал, звуковой сигнализатор считается исправным;
д) проверить давление воздуха в баллоне. Проверяется по показанию манометра;
е) проверить работу включателя резерва (для АСВ-2):
Для АСВ-2 со встроенным манометром повернуть рукоятку включателя резерва воздуха против часовой стрелки на 90 - 50 до упора, переведя его из положения "Р" в положение "0". Если показание давления на манометре увеличилось на 3-4 МПа (30-40 кгс/см 2), включатель резерва считается исправным. После проверки рукоятку включателя резерва воздуха 0установить в положение "Р";
Для АСВ-2 с выносным манометром установить рукоятку включателя резерва воздуха в положение "Р" и открыть вентиль аппарата до отказа. По манометру проверить рабочее давление воздуха в баллонах и закрыть вентиль аппарата. Нажатием на кнопку легочного автомата выпустить воздух из системы аппарата. Если показатель остаточного давления воздуха на манометре составляет 3-4 МПа (30-40 кгс/см 2), включатель считается исправным.
1.3. Проверка N 1 противогаза.
1.3.1. При закрытом вентиле кислородного баллона:
а) провести внешний осмотр противогаза:
Проверить чистоту металлических и резиновых частей, исправность маски или шлем-маски, подгонку ремней, надежность закрытия замков крышки и крепления выносного манометра на плечевом ремне;
б) проверить работу клапанов вдоха, выдоха и звукового сигнализатора (при его наличии):
Поднести патрубок соединительной (клапанной) коробки ко рту и сделать несколько вдохов и выдохов. Если при вдохе слышен звук сигнала, звуковой сигнализатор считается исправным;
Пережать шланг вдоха и силой легких создать разряжение в системе противогаза до возможного предела. Если дальнейшее разрежение в системе невозможно, клапан выдоха считается исправным;
Пережать шланг выдоха и силой легких попытаться создать давление в системе противогаза. Если выдох невозможен, клапан вдоха считается исправным;
в) проверить герметичность противогаза на разряжение:
Силой легких создать разряжение в системе противогаза до возможного предела. Если после задержки дыхания на 3-5 секунд дальнейшее разрежение в системе невозможно, противогаз герметичен;
г) проверить работу избыточного клапана:
Сделать несколько выдохов в систему противогаза и наполнить дыхательный мешок воздухом до момента срабатывания избыточного клапана. Если избыточный клапан открывается без сопротивления выдоху, он считается исправным;
1.3.2. При открытом до отказа вентиле баллона:
а) проверить соединения противогаза, находящиеся под высоким давлением:
Поднести к соединениям противогаза, находящимся под высоким давлением, тонкий тлеющий фитилек. Если отсутствует усиление горения фитилька, соединения противогаза, находящиеся под высоким давлением, считаются герметичными;
б) проверить работу механизма постоянной подачи кислорода. Если через соединительную (клапанную) коробку слышен слабый шипящий звук поступления кислорода в дыхательный мешок, механизм считается исправным;
в) проверить работу легочного автомата:
Сделать несколько глубоких вдохов из системы противогаза до срабатывания легочного автомата. Если появляется резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, легочный автомат считается исправным;
г) проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса):
Нажать на кнопку байпаса. Если слышен резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, клапан считается исправным;
Определить запас (давление) кислорода в баллоне. Определяется по показанию манометра.
1.4. Проверка N1 дыхательного аппарата.
При проверке N 1 дыхательного аппарата необходимо:
а) проверить исправность маски. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной;
б) провести осмотр дыхательного аппарата:
Подсоединить маску к легочному автомату;
Проверить надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона (ов) и манометра, а также убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей;
в) проверить герметичность системы высокого и редуцированного давления:
Открыть вентиль баллона, определить по манометру давление воздуха и закрыть вентиль баллона. Если в течение 1 минуты падение давления воздуха в системе аппарата не превышает 1 МПа (10 кгс/см 2), аппарат считается герметичным.
г) проверить величину давления, при котором срабатывает звуковой сигнализатор (для АИР):
Открыть и закрыть вентиль баллона и нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. Если при давлении воздуха в баллоне 5,5 + 1,0 МПа (55 + 10 кгс/см 2) слышен звуковой сигнал, сигнализатор считается исправным;
д) проверить исправность включателя резерва (для АСВ-2)
Для АСВ-2 со встроенным манометром повернуть рукоятку включателя резерва воздуха против часовой стрелки на 90 - 50 до упора, переведя его из положения "Р" в положение "0". Если показание давления на манометре увеличилось на 3-4 МПа (30-40 кгс/см 2), включатель резерва считается исправным. После проверки рукоятку включателя резерва воздуха установить в положение "Р";
Для АСВ-2 с выносным манометром установить рукоятку включателя резерва воздуха в положение "Р" и открыть вентиль аппарата до отказа. По манометру проверить рабочее давление воздуха в баллонах и закрыть вентиль аппарата. Нажатием на кнопку легочного автомата выпустить воздух из системы аппарата. Если показатель остаточного давления воздуха на манометре составляет 3-4 МПа (30-40 кгс/см 2), включатель считается исправным;
е) проверить герметичность воздуховодной системы с легочным автоматом:
Подключить дыхательный аппарат к индикатору ИР-2;
Создать в системе дыхательного аппарата последовательно избыточное давление и разряжение. Если падение давления в системе за 1 минуту не выходит за пределы зоны "Г" контрольного устройства индикатора, аппарат считается герметичным.
Если аппарат негерметичен, то для обнаружения места утечки его погружают в воду или наносят на все соединения мыльную пену. Обнаруженную не герметичность устраняют подтягиванием соответствующего соединения или заменой уплотнения при закрытом вентиле баллона и отсутствии давления в системе аппарата;
ж) проверить исправность легочного автомата и клапана выдоха:
Открыть вентиль баллона;
Создать индикатором ИР-2 разряжение под маской (в корпусе легочного автомата). Если при срабатывании легочного автомата, стрелка индикатора ИР-2 находится в пределах области "ЛА АСВ-2", легочный автомат считается исправным;
з) проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха:
Нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха легочного автомата. Если прослушивается характерный звук подачи воздуха, устройство считается исправным;
и) проверить исправность газового редуктора для дыхательных аппаратов типа АИР подключить контрольный манометр к разъему спасательного устройства дыхательного аппарата, открыть вентиль баллона (ов) и проверить редуцированное давление. Если редуцированное давление находится в пределах 0,7-0,85 МПа газовый редуктор считается исправным;
Для аппаратов типа АСВ-2 при помощи тройника установить между редуктором и шлангом легочного автомата контрольный манометр, открыть вентиль баллона (ов) и проверить редуцированное давление. Если редуцированное давление находится в пределах 0,45-0,5 МПа, газовый редуктор считается исправным.
Если при отсутствии расхода воздуха через легочный автомат редуцированное давление остается постоянным, клапан редуктора считается герметичным;
к) проверить давление воздуха в баллоне. Поверяется по манометру.
1.5. Проверка N 2 противогаза
а) провести внешний осмотр противогаза. Действия выполняются аналогично проверке N 1;
б) проверить годность регенеративного патрона.
Если с момента изготовления ХП-И прошло не более 2-х лет, срок снаряжения патрона не превысил 6 месяцев, а разница между действительным весом патрона и весом, указанном на этикетке корпуса патрона, не превышает _+ . 50 граммов, регенеративный патрон считается годным к работе;
в) проверить работу клапанов вдоха и выдоха. Проверка проводится аналогично проверке N 1;
г) проверить герметичность противогаза при разряжении:
Вставить пробку коллектора индикатора ИР-2 в патрубок соединительной (клапанной) коробки противогаза;
Установить ручку переключающего крана индикатора в положение "-";
Создать в воздуховодной системе противогаза разряжение. При достижении стрелки контрольного устройства индикатора зоны "Г" шкалы переключить кнопку перекрывного клапана индикатора ИР-2 в положение "З". Если в течение 1 мин стрелка контрольного прибора не выйдет за нижний предел зоны "Г", воздуховодная система противогаза считается герметичной;
Проверить герметичность противогаза при избыточном давлении:
Закрыть отверстие избыточного клапана дыхательного мешка респиратора УРАЛ-10 заглушкой, а противогаза КИП-8 проверочным приспособлением ПР-334;
Установить ручку переключающего крана индикатора в положение "+";
Создать в воздуховодной системе проверяемого противогаза избыточное давление;
При достижении стрелки контрольного устройства индикатора зоны "Г" шкалы переключить кнопку перекрывного клапана индикатора ИР-2 в положение "З". Если в течение 1 мин стрелка контрольного прибора не выйдет за нижний предел зоны "Г", воздуховодная система противогаза считается герметичной;
е) проверить непрерывную подачу кислорода:
Установить ручку переключающего крана индикатора ИР-2 в положение "Д", а кнопку перекрывного клапана в положение "З" и открыть вентиль баллона. Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 зафиксируется в пределах зоны "Д" шкалы, доза подачи кислорода установлена правильно;
ж) проверить сопротивление открытия избыточного (предохранительного) клапана дыхательного мешка:
Снять заглушку с избыточного клапана;
Установить ручку переключающего крана индикатора ИР-2 в положение "+", а кнопку перекрывного клапана в положение "З" и создать в воздуховодной системе противогаза избыточное давление. Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 находится в пределах зоны "С" шкалы (в области "Р" или "ИК КИП" - в зависимости от типа проверяемого противогаза), следовательно сопротивление открытия избыточного (предохранительного клапана) соответствует норме;
з) проверить работу легочного автомата:
Установить ручку переключающего крана в положение "-", а кнопку перекрывного клапана в положение "О" и создать разряжение в воздуховодной системе противогаза до момента срабатывания легочного автомата (появится характерный шипящий звук). Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 при работающем легочном автомате будет находиться в пределах зоны "С" шкалы (в области "Р" или "ЛА КИП" - в зависимости от типа проверяемого противогаза), следовательно легочный автомат исправен;
и) проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса). Действия выполняются аналогично проверке N 1;
к) проверить исправность работы звукового сигнализатора:
Закрыть вентиль баллона;
Сделать несколько вдохов через патрубок соединительной кла-
панной) коробки. Если звуковой сигнализатор противогаза КИП-8 срабатывает при давлении кислорода 35-20 кгс/см 2 , следовательно он считается исправным. Для респиратора Урал-10 исправность фиксируется по срабатыванию звукового сигнализатора;
л) проверить герметичность соединения противогаза, находящиеся под высоким давлением. Действия выполняются аналогично проверке N 1;
м) определить запас (давление) кислорода в баллоне. Определяется при открытом вентиле баллона по показанию манометра.
1.6. Проверка N 2 дыхательного аппарата
Проверка N 2 дыхательных аппаратов проводится в объеме и последовательности, предусмотренными настоящим Наставлением для проверки N 1 этих же аппаратов.
1.7. Если при проверке N 1,2 противогазов (дыхательных аппаратов) будут обнаружены неисправности, которые не могут быть устранены владельцем, они выводятся из боевого расчета и направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный противогаз (дыхательный аппарат).
1.8. Проверка N 3 противогаза
Проверка N 3 противогаза включает:
Разборку, осмотр, промывку, чистку, дезинфекцию, регулировку узлов и сборку противогаза. Эти операции проводятся в соответствии с техническим описанием (руководством по эксплуатации) на противогаз;
Проверку масок (шлем-масок) и регенеративных патронов на герметичность;
Обезжиривание деталей, работающих под давлением кислорода, и определение их годности;
Разборку воздухораспределительной системы (клапанная коробка, дыхательный мешок, избыточный клапан, звуковой сигнал и регенеративный патрон);
Разборку узлов кислородораспределительной системы (запорный вентиль кислородного баллона, редуктор, легочный автомат, манометр);
Ремонт и замену изношенных частей. Фильтры, прокладки, клапаны, эбонитовые подушки и все резиновые уплотнительные прокладки, как правило, заменяются;
Снаряжение противогаза после полной сборки, его регулировку и проверку N 2.
Примечание. Запрещается применять масла для смазки узлов и де талей противогаза.
1.9. Проверка N 3 дыхательного аппарата.
Проверка N 3 дыхательного аппарата предусматривает:
Разборку, осмотр, промывку, чистку, дезинфекцию, регулировку узлов и сборку дыхательного аппарата. Эти операции проводятся в соответствии с техническим описанием (руководством по эксплуатации) на дыхательный аппарат;
Проверку панорамных масок (лицевых частей), легочного автомата, разъемов, редуктора, вентилей баллонов, спасательного и сигнального устройств (для АИР), включателя резерва воздуха и зарядного штуцера (для АСВ);
Ремонт и замену изношенных частей. Фильтры, прокладки, клапаны и все резиновые уплотнительные прокладки и кольца, как правило, заменяются;
Снаряжение дыхательного аппарата после полной сборки, его регулировку и проверку N 2.
2. Правила и порядок проведения чистки и дезинфекции противогазов и дыхательных аппаратов.
2.1. При чистке противогаза проводится:
Промывка теплой водой, протирка влажной ветошью и просушка лицевой части, корпуса противогаза, блока легочного автомата с редуктором, соединительной (клапанной коробки), избыточного клапана дыхательного мешка, звукового сигнализатора и все металлические части;
Сборка и переснаряжение.
2.2. При чистке дыхательного аппарата проводится:
Неполная разборка;
Промывка теплой водой и просушка деталей и узлов;
Сборка и переснаряжение.
2.3. При дезинфекции противогаза проводится:
Неполная разборка противогаза;
Промывка теплым мыльным раствором маски, пробки, наружной поверхности дыхательного мешка;
Промывка теплой водой внутренних полостей дыхательных шлангов, соединительной (клапанной) коробки, дыхательного мешка, звукового сигнализатора;
Протирка наружных частей противогаза влажной ветошью;
Протирка внутренней части маски этиловым спиртом ректификованным;
Опускание клапанов, пружин и фитингов в дезинфицирующую жидкость:
Заливание дезинфицирующей жидкости на 2-3 мин в дыхательные шланги, дыхательный мешок, соединительную (клапанную) коробку и звуковой сигнализатор;
Промывка теплой водой узлов и деталей противогаза и просушка их в сушильных шкафах при температуре 40-50 О С;
Сборка и переснаряжение.
2.4. При дезинфекции дыхательного аппарата проводится:
Неполная разборка;
Промывка теплой водой деталей и узлов;
Протирка дезинфицирующим раствором внутренней части маски, промывка и просушка ее в сушильном шкафу при температуре 40-50 О С;
Промывка легочного автомата этиловым спиртом ректификованным и продувка его продувка его подогретым воздухом. Дезинфекции также подвергается спасательное устройство аппарата после каждого применения.
Примечание. Порядок неполной разборки противогазов (дыхательных аппаратов) определяется заводскими инструкциями по эксплуатации.
Оборудование постов и баз ГДЗС должно быть предельно функциональным и предназначаться для проведения качественного обслуживания, содержания и хранения СИЗОД. При этом главный критерий содержания изолирующих аппаратов – безопасность проводимых на базах работ по техническому обслуживанию.
Без проведения технических обслуживаний СИЗОД невозможно своевременно, еще до возможных поломок выявить неисправности, которые могут стать причиной отказа работы КИП или АСВ, невыполнение поставленной боевой задачи, человеческим жертвам. Не допустить подобных последствий позволяет правильная эксплуатация оборудования баз и постов ГДЗС, полное и своевременное ТО СИЗОД.
Рис 4.17. Технологическая схема обслуживания СИЗОД
Дезинфекция |
Промывка |
Ремонт | Сушка |
Выдача в На хранение
боевой расчет
Проверка №1; _ _ _ _ проверка №2.
Чтобы работа в СИЗОД была безопасной, боевая задача успешно выполнена звеном ГДЗС, газодымозащитнику необходимо знать и соблюдать определенные требования безопасности при работе, порядок включения в СИЗОД.На этом основана организация звена ГДЗС,исходя из этого оснащается звено ГДЗС,изменяется его состав.
1. проверить исправность маски . Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной;
2 .провести осмотр дыхательного аппарата:
Подсоединить маску к легочному автомату;
Проверить надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона и манометра, а также убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей;
3. проверить герметичность системы высокого и редуцированного давления:
Открыть вентиль баллона, определить по манометру давление воздуха и закрыть вентиль баллона. Если в течении 1 минуты падение давления воздуха в системе аппарата на превышает 1 МПа (10 кгс/см), аппарат считается герметичным;
Если аппарат негерметичен, то для обнаружения места утечки его погружают в воду или наносят на все соединения мыльную пену. Обнаруженную негерметичность устраняют подтягиванием соответствующего соединения или заменой уплотнения при закрытом вентиле баллона и отсутствии давления в системе аппарата;
4. проверить величину давления, при котором срабатывает звуковой сигнализатор:
Открыть и закрыть вентиль баллона и нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. Если при давлении воздуха в баллоне 5,5+1,0 МПа слышен звуковой сигнал, сигнализатор считается исправным;
5. проверить герметичность воздуховодной системы с легочным автоматом:
Подключить дыхательный аппарат к индикатору ИР-2;
Создать в системе дыхательного аппарата последовательно избыточное давление и разряжение. Если падение давления в системе за 1 минуту не выходит за пределы зоны «Г» контрольного устройства индикатора, аппарат считается герметичным.
Если аппарат негерметичен, то для обнаружения места утечки его погружают в воду или наносят на все соединения мыльную пену. Обнаруженную негерметичность устраняют подтягиванием соответствующего соединения или заменой уплотнения при закрытом вентиле баллона и отсутствии давления в системе аппарата.
6. проверить исправность легочного автомата и клапана выдоха:
Открыть вентиль баллона;
Создать индикатором ИР-2 разряжение под маской (в корпусе легочного автомата). Если при срабатывании легочного автомата, стрелка индикатора ИР-2 находится в пределах области «ЛА АСВ-2», легочный автомат считается исправным;
7. проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха:
Нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха легочного автомата. Если прослушивается характерный звук подачи воздуха, устройство считается исправным;
8. проверить исправность газового редуктора:
Для дыхательных аппаратов типа АИР подключить контрольный манометр к разъему спасательного устройства дыхательного аппарата, открыть вентиль баллона и проверить редуцированное давление. Если редуцированное давление находится в пределах 0,7-0,85 МПа газовый редуктор считается исправным;
Если при отсутствии расхода воздуха через легочный автомат редуцированное давление остается постоянным, клапан редуктора считается герметичным;
9. проверить давление воздуха в баллоне . Проверяется по манометру.
Проверка N 2 - вид технического обслуживания, проводимого в процессе эксплуатации СИЗОД после проверки N 3, дезинфекции, замены регенеративных патронов и кислородных (воздушных) баллонов, закрепления СИЗОД за газодымозащитником, а также не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не пользовались. Проверка проводится в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии.
После пользования противогазом (дыхательным аппаратом) на пожаре (учении) и последующего проведения проверки N 2 замена регенеративного патрона обязательна, независимо от времени его работы.
Проверка проводится владельцем СИЗОД под руководством начальника караула (в службе пожаротушения - старшего дежурной смены).
Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения. Результаты проверки заносятся в журнал регистрации проверок N 2.
Проверка N 3 - вид технического обслуживания, проводимого в установленные календарные сроки, в полном объеме и с заданной периодичностью, но не реже одного раза в год. Проверке подлежат все находящиеся в эксплуатации и в резерве СИЗОД, а также требующие полной дезинфекции всех узлов и деталей. Разборка и сборка противогазов и дыхательных аппаратов должны проводиться на разных столах.
Для новых СИЗОД проверка впервые проводится после окончания гарантийного срока, установленного предприятием - изготовителем для данного образца. При ее проведении в обязательном порядке проводится неполная разборка СИЗОД и его узлов с целью профилактического осмотра деталей и частей, проверки их состояния и замены.
4. Требования безопасности при работе с бензоинструментом.
· При работе с пилой всегда используйте индивидуальные средства защиты.
Защитный шлем.
Защитные наушники.
Защитные очки или полная маска.
Респиратор.
Прочные надежные для захвата перчатки.
Свободная, прочная и удобная одежда, не стесняющая движений.
Защита ног (от искр и частиц материала при резке).
Защитные сапоги, не скользящие, с металлическим носком.
· Содержите инструмент в запираемом помещении, недоступном для посторонних.
· При хранении и транспортировке режущий диск не должен быть смонтирован на пиле.
· Следите, чтобы режущий диск был правильно смонтирован и не имел повреждений. Дефект диска может привести к травме.
· Никогда не работайте с поврежденным инструментом.
· Не используйте инструмент с недостающими частями или если она не собрана должным образом.
· Проверьте, чтобы режущий диск не вращался при отпуске газа.
· Всегда убедитесь перед стартом и во время работы, что поблизости нет людей, животных или других факторов, могущих помешать вашему контролю над пилой.
· Всегда держите инструмент прочным захватом обеих рук, обхватывая ручку пилы всей ладонью.
· Никогда не работайте с инструментом в состоянии усталости, под воздействием наркотических веществ, алкоголя или лекарственных средств, влияющих на зрение и координацию.
· Не работайте с инструментом в плохих погодных условиях, например при густом тумане, сильном дожде, резком ветре, сильном морозе и т.д. Любая работа при плохих погодных условиях утомительна и может создать дополнительный риск.
· Никогда не начинайте работу, если рабочее место не свободно от помех и у вас нет надежной опоры под ногами. Предусмотрите возможные препятствия при необходимости неожиданного перемещения. Убедитесь, что никакие предметы не упадут, причинив травму, во время работы с машиной. Будьте особенно осторожны при работе на наклонной поверхности.
· Следите, чтобы одежда или части тела не соприкасались с режущим диском при старте мотора.
· Держитесь на расстоянии от режущего диска при работающей машине.
· Защитный кожух должен быть на машине при работе.
· Контролируйте правильность монтажа защитного кожуха перед запуском машины.
· Убедитесь, что рабочее место достаточно хорошо освещено для спокойных условий работы.
· Проверьте, нет ли в зоне работы электропроводки или электрического кабеля.
· Начинайте резку на максимуме оборотов мотора.
· Никогда не пользуйтесь инструмент с неисправными устройствами безопасности.
· В течение и некоторое время спустя после использования глушитель очень горячий. Не трогайте горячий глушитель!
· Внутри глушителя имеются химикаты, которые могут быть раковозбудителями. Избегайте контакта с этими элементами в случае повреждения глушителя.
· Избегайте резания плоскостью диска, он с большой вероятностью будет поврежден, разбит и может привести к серьезной поломке. Используйте только режущую часть.
· Не перекашивайте инструмент, от этого диск может заклиниться, разбиться и вследствие этого причинить травму человеку.
· После транспортировки и складирования осмотрите новые диски на предмет повреждений.
· Никогда не пользуйтесь режущим диском с более низким количеством оборотов, чем на табличке маркировки машины.
5. Особенности ведения аварийно-спасательных работ при ДТП с транспортным средством, перевозящим опасные грузы .
Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, обычно имеют специальную окраску кузова, информационные надписи, символы и таблицы с указанием вида вещества, степени его опасности и мер защиты от его воздействия при аварийной ситуации. АСР при ДТП с транспортным средством, перевозящим опасные грузы, должны проводиться спасателями только в необходимых средствах индивидуальной защиты.
Перевозка ГСМ, сжиженных газов и горючих веществ : возникновение и развитие пожара при ДТП с ТС, перевозящим горючие вещества, зависит от места возникновения, характера и количества горючего материала. Основные опасные факторы:
· большая площадь горения;
· высокая температура;
· выделение токсичных веществ;
· сильное задымление;
· угроза взрыва.
Основные задачи спасателей – эвакуация пострадавших в безопасную зону, технически помощь экипажам УГПС в тушении пожара, проведение мероприятий по экологической защите окружающей среды.
Перевозка АХОВ : АХОВ – химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовое поражение людей или животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.
Задачи при АСР:
· проведение разведки, определение размеров и ограждение зоны заражения;
· деблокирование и эвакуация пострадавших при ДТП в чистую зону;
· обследование участка зоны заражения на предмет обнаружения других (случайных) пострадавших;
В зону заражения для проведения АСР допускаются только аттестованные спасатели отряда, прошедшие специальную подготовку по РХБЗ!
Перевозка взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов : взрывчатые вещества – химические соединения или смеси веществ, способные в определенных условиях к крайне быстрому химическому превращению с выделением тепла и газообразных продуктов.
Взрывоопасные предметы – средства промышленного изготовления военного или гражданского применения, содержащие взрывчатые вещества и пиротехнические составы.
Основная угроза – детонация при перемещении или нагреве. Поражающие факторы взрыва:
· тепловое воздействие;
· ударная волна;
· поражение осколками конструкции.
АСР при ДТП с транспортными средствами, перевозящими вредные вещества и взрывоопасные вещества, проводятся только в средствах индивидуальной защиты!
Билет №8.
1. Что включает в себя понятие «аварийно-спасательные работы».
Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализация ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них жизненных факторов. Характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Аварийно-спасательные работы включают в себя работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях химического, бактериологического, радиационного заражения, непригодной для дыхания среды и задымленности, низких или высоких температур, угрозы взрывов, обрушения конструкций и др.
Виды аварийно-спасательных работ:
Разведка маршрутов движения и участков работ;
Подавление вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
Локализация и тушение пожаров;
Эвакуация населения из опасных зон;
Санитарная обработка населения и местности;
Поиск и извлечение пораженных из поврежденных зданий и сооружений, помещений, завалов;
Обеззараживание территорий, сооружений, транспорта, техники, средств защиты, продовольствия и воды;
Оказание первой помощи пострадавшим, их эвакуация в лечебные учреждения.
2. Понятие отравления. Первая помощь при пищевом отравлении.
Отравление (интоксикация) – патологическое состояние, возникающее при воздействии на организм химического соединения (яда), вызывающе нарушение жизненно важных функций и создающего опасность для жизни.
Признаки отравления:
· общее болезненное состояние и вид пострадавшего;
· тошнота, рвота;
· боль в груди или животе;
· нарушение дыхания;
· потливость;
· слюноотделение;
· потеря сознания;
· мышечные подергивания;
· неестественного цвета кожа, раздражения, ранки на коже;
· странная манера поведения.
Первая помощь при пищевом отравлении: промыть желудок вызыванием рвоты. Пострадавшему, если он в сознании, предлагается выпить 3-4 стакана теплой воды и вызвать рвоту. Эта процедура выполняется несколько раз (не менее 3 - 6 литров воды). Вызовите скорую помощь.
Рвоту нельзя вызывать в следующих случаях:
· если пострадавший находится без сознания;
· если пострадавший проглотил едкое вещество;
· если пострадавший имеет сердечное заболевание;
· при судорогах;
· если пострадавший беременная женщина.
3. Средства защиты от высоких температур и теплового излучения.
При работе под воздействием тепловых потоков с повышенной температурой и в непосредственной близости от открытого пламени особое место в решении вопросов обеспечения безопасных условий труда отводится разработке специальной одежды, надежно защищающей человека от влияния этих неблагоприятных факторов.
Специальная защитная одежда подразделяется на два вида:
автономный тип защитной одежды – защитная одежда с СИЗОД как источником снабжения дыхательной средой и не связанная коммуникационно с какой-либо базой;
СЗО ПТВ с пассивной защитой – СЗО ПТВ, в которой защита пожарного от повышенных тепловых воздействий осуществляется применением материалов с низкой теплопроводностью и высокой теплоемкостью без обеспечения теплосъема хладоносителями при помощи принудительной вентиляции.
Специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий (СЗО ПТВ) – одежда, изготавливаемая с использованием материалов с металлизированными покрытиями, предназначенная для защиты пожарного от повышенных тепловых воздействий (интенсивного теплового излучения, высоких температур окружающей среды, кратковременного контакта с открытым пламенем) и вредных факторов окружающей среды, возникающих при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в непосредственной близости к открытому пламени, а также от неблагоприятных климатических воздействий: отрицательных температур, ветра, осадков.
В зависимости от степени тепловой защиты СЗО ПТВ подразделяется на три типа исполнения:
· тяжелый - теплозащитный костюм;
· полутяжелый - теплоотражательный;
· легкий - средства локальной защиты (СЛЗ).
В зависимости от типа СЗО ПТВ должна состоять, как правило, из следующих частей:
для костюмов тяжелого типа : комбинезона, средств защиты рук, ног и головы (капюшон). Допускается изготавливать комбинезон и капюшон как единое целое;
для костюмов полутяжелого типа : комбинезона или куртки с брюками (полукомбинезоном), капюшона, средств защиты рук и ног. Капюшон может быть выполнен совместно с комбинезоном или курткой;
для легкого типа : капюшона с удлиненной пелериной, средств защиты рук и ног.
4. Средства защиты органов дыхания и кожи.
К индивидуальным средствам защиты относятся противогазы и средства защиты кожи. Они предназначаются для защиты человека от отравляющих и радиоактивных веществ и биологических средств.
Средства защиты органов дыхания применяются, когда в воздухе содержится не менее18% кислорода и не более 0,5% АХОВ.
Средства защиты кожи являются облегченными средствами защиты и применяются при концентрации вредных веществ, не превышающих 10-15 ПДК.
Предназначены для предохранения людей от воздействия АХОВ, ОВ, РВ и БС. Делятся на:
· специальные (воздухонепроницаемые),
· фильтрующие (воздухопроницаемые),
· подручные.
Наиболее важным средством защиты является противогаз. Он предназначен для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от воздействия отравляющих веществ, применяющихся в любом виде (пара, тумана, газа, дыма, капельножидком), радиоактивных веществ, находящихся в воздухе в виде радиоактивной пыли, болезнетворных микробов и токсинов, внесенных в воздух в виде туманов (аэрозолей).
Легкий защитный костюм (Л1) относится к специальной защитной одежде, которая используется для длительных действий на местности, зараженной АХОВ, ОВ, РВ и БС, а также для выполнения дегазационных, дезактивационных и дезинфекционных работ.
Комплекты изолирующей химической одежды КИХ-4(КИХ-5) предназначены для выполнения аварийных работ в условиях высоких концентраций АХОВ.
5. Опасные вторичные факторы при ДТП.
Для снижения или устранения воздействия возможных вторичных поражающих факторов во время проведения АСР, оценивается степень их опасности и принимаются меры по противодействию. Опасные вторичные факторы при ДТП:
Пожар (локализация или ликвидация пожара);
Дорожное движение (ограничение или прекращение движения);
Ограниченная видимость из-за рельефа или погодных условий (выставляются предупреждающие знаки и маяки);
Утечка или разлив ГСМ (локализация или ликвидация утечки и разлива);
Утечка или разлив опасных веществ (локализация или ликвидация утечки и разлива);
Возможность падения, сдвига, опрокидывания аварийного ТС (стабилизация ТС);
Неустойчивые объекты- деревья, столбы и т.п. (стабилизация);
Падение груза (закрепление груза или разгрузка ТС);
Напряжение в электросети ТС (отключение аккумулятора, электросети);
Давление в пневматической и гидравлической системах ТС (стравливание давления);
Не сработавшие подушки безопасности (отключение системы безопасности);
Свидетели ДТП (удаление на расстояние 15-20 м от места ДТП);
Острые металлические детали и стекло (удаление или накрытие);
Вторичное воздействие техногенной и природной среды (ограничение или устранение воздействия);
Внутреннее напряжение в деталях поврежденного кузова ТС (ликвидация внутреннего напряжения).
Билет №9.
1. Общие требования безопасности при ведении ПСР.
К поисково-спасательным работам в условиях чрезвычайных ситуаций допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, обученные по соответствующей программе, сдавшие зачет, получившие вводный инструктаж по технике безопасности, а также инструктаж непосредственно перед началом работ.
Личный состав соединений и воинских частей гражданской обороны, привлекаемый к проведению работ, обязан:
· строго выполнять все указания командиров подразделений,
· во время работы быть внимательным, не отвлекаться,
· строго соблюдать требования (правила) техники безопасности, установленные для выполнения данного вида работы.
Требовать соответствующего дополнительного инструктажа в случае получения приказа на выполнение определенной работы, если им недостаточно известны и понятны способы ее безопасного выполнения;
· быть внимательным к подаваемым сигналам и командам;
· не работать с использованием неисправных механизмов, инструментов и средств защиты;
· следить за выполнением требований безопасности лицам, не имеющим достаточного опыта работы в данных условиях;
· при получении травмы или внезапном недомогания в ходе ведения работ спасатель, а также очевидец несчастного случая из числа спасателей, немедленно сообщить об этом командиру;
· если спасатель в течении рабочей смены не сообщил о случае травмирования или заболевания командиру, или потеря трудоспособности наступила не сразу после несчастного случая, он обязан подать рапорт соответствующему командиру. О групповом несчастном случае и случае тяжелой травмы докладывается немедленно.
Все лица, непосредственно участвующие в поисково-спасательных работах, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, обувью с учетом особенностей выполняемых ими работ.
Личному составу подразделений при ведении поисково-спасательных работ запрещается:
· находиться в опасной близости от места выполнения работ без технологической необходимости, указаний командира, принятия специальных мер безопасности;
· заходить без указания командира за ограждения опасных зон;
· начинать работу без уведомления командира и принятия мер страховки;
· прикасаться к поврежденным линиям, оборудованию и приборам электрических сетей, наступать на электропровода, лежащие на земле;
· находиться на путях движения транспортных средств и инженерных машин, цепляться за движущиеся машины, подъемники, механизмы;
· курить, разжигать костры, пользоваться открытым огнем в неустановленных местах;
· при повреждении коммунально-энергетических сетей заходить без проведения специальной разведки и применения СИЗ, мер безопасности и страховки в изолированные помещения, подвесы;
· при работе в СИЗ снимать их без команды и в не установленных местах.
О неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента, выявленных при осмотре перед началом работ и возникших в ходе работ, спасатели, за которыми закреплены указанные средства, немедленно докладывают своему командиру и действуют по его указанию. Старший командир в случае поломки инструмента организует его замену или ремонт, а при неисправности техники, для ремонта которой требуется значительное время, докладывает установленным порядком.
Все лица, привлекаемые к ведению поисково-спасательных работ, должны быть обучены способам оказания первой помощи и обеспечены индивидуальным перевязочным материалом. Первая помощь пострадавшему оказывается в порядке самопомощи или взаимопомощи рядом работающим спасателем. В случае необходимости пострадавший доставляется в медицинский пункт.
2. Понятие и виды ожогов.
Ожогом называется повреждение тканей, вызванное местным воздействием высокой температуры, химических веществ или лучевой энергии.
Ожоги делятся на:
Термические;
Химические;
Радиационные.
Термические ожоги являются одним из наиболее частых и тяжелых видов поражений. Их классифицируют:
По площади поражения (в процентах к поверхности тела)
По глубине поражения (I ,II, IIIa , IIIb, IV степени) ;
По периоду течения ожоговой болезни (ожоговый шок, острая ожоговая токсемия, септикотоксемия).
Для определения площади ожога используют “правила ладони” и “правило девятки “.
Правило ладони - измерение площади ожога ладонью. Размер ладони равен 1% площади кожи человека. Этот способ используют при малой площади объема или при очень большой, когда проще подсчитать, сколько процентов тела не поражено и вычесть из 100 % = площади ожога.
Правило девятки:
- поверхность головы и шеи равна - 9% (15 лет –10 %, 5 лет-14%,1 год-18%);
- одна верхняя конечность равна – 9%;
- одна нижняя конечность равна – 18% (бедро-9%, голень и стопа –9%, 5лет- 16%,1 год –14%);
- задняя поверхность туловища равна – 18% (15 лет-36%, 5 лет-36%, 1 год – 38%);
Промежность и наружные половые органы составляют 1%.
Выделяют четыре степени ожогов:
1 степень – гиперемия и отек кожи;
2 степень – покраснение и отек кожи, с отслоением эпидермиса и образованием пузырей, наполненных прозрачной жидкостью;
3 А степень – эпидермис отсутствует, отек тканей, поверхность белесовато-серая, сосудистый рисунок отсутствует, болевая и тактильная чувствительность снижена;
3 Б степень – некроз кожных покровов, имеющих вид плотных сухих струпов буро-коричневого цвета, струп не берется в складку, болевая и тактильная чувствительность отсутствует.
4 степень – некроз кожи и глубоко лежащих тканей (обугливание).
3. Обязанности постового на посту безопасности.
Постовой на посту безопасности обязан:
· обеспечивать установленный порядок допуска звеньев ГДЗС к выполнению поставленных задач в непригодной для дыхания среде;
· постоянно информировать командира звена ГДЗС об обстановке на пожаре, указаниях РТП, о времени пребывания в непригодной для дыхания среде и времени возвращения звена;
· вести учет работающих звеньев ГДЗС и времени их работы;
· информировать в установленном порядке должностных лиц на пожаре о сведениях, полученных от звеньев ГДЗС;
· вести в установленном порядке служебную документацию поста безопасности.
4. Что называют эпидемией. Отличие эпидемии от пандемии.
Эпидемия - это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
Эпидемия, как ЧС, обладает очагом заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, или территорией, в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и животных возбудителями инфекционной болезни. В основе обусловленной социальными и биологическими факторами эпидемии лежит эпидемический процесс, то есть непрерывный процесс передачи возбудителя инфекции и непрерывная цепь последовательно развивающихся и взаимосвязанных инфекционных состояний (заболевание, бактерионосительство). Иногда распространение заболевания носит характер пандемии, то есть охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях.
Сравнительно высокий уровень заболеваемости может регистрироваться в определенной местности длительный период. На возникновение и течение эпидемии влияют как процессы, протекающие в природных условиях (природная очаговость, эпизоотии и т.д.), так и, главным образом, социальные факторы (коммунальное благоустройство, бытовые условия, состояние здравоохранения и т.д.).
В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:
· водный и пищевой, например, при дизентерии и брюшном тифе;
· воздушно-капельный - при гриппе;
· трансмиссивный - при малярии и сыпном тифе;
Зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.
Эпидемии - одно из самых губительных для человека опасных природных явлений. Некоторые инфекционные заболевания свойственны только людям: азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др. Существуют также общие для человека и животных заболевания: сибирская язва, сап, ящур, пситакоз, туляремия и др.
При возникновении очага инфекционного заражения на пораженной территории вводится карантин или обсервация. Постоянные карантинные мероприятия осуществляются также таможнями на государственных границах.
Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем. Вокруг очага устанавливается вооруженная охрана, запрещаются въезд и выезд, а также вывоз имущества. Снабжение производится через специальные пункты под строгим медицинским контролем.
Обсервация - это система изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на ограничение въезда, выезда и общения людей на территории, объявленной опасной, усиление медицинского наблюдения, предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний. Обсервация вводится при установлении возбудителей инфекции, не относящихся к группе особо опасных, а также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.
На данный момент карантин и обсервация - самые надежные способы борьбы с эпидемиями.
5. Спасение пострадавших при падении автомобиля в водоем.
Падение автомобиля в водоем возможно с мостов, паромов, причалов, эстакад, с прибрежных автомобильных дорог, с ледовой дороги.
Время возможного пребывания пострадавшего в «воздушной подушке» под водой зависит от герметичности салона, степени его деформации, наличия закрытых стекол.
Пострадавший, даже получивший травму, может выплыть, добраться до берега, но дальше не двигаться.
Необходимо эвакуировать пострадавших из-под воды (отдельно или автомобиле), вести поиск по берегу водоема.
До погружения в воду автомобиль может быть деформирован в результате столкновения с другим транспортным средством или с ограждением, от удара о водную поверхность и блокировать пострадавших.
Ведение ПСР в условиях подобного ДТП может усугубиться:
· ледовой обстановкой или низкой температурой воды;
· большой глубиной водоема;
· скоростью течения;
· наличием в водоеме затопленных предметов, обломков сооружения и топляка.
Если пострадавший оказался на поверхности воды, то технология их спасения такая же, как при спасении человека из воды.
Работа по вскрытию упавшего в водоем транспортного средства проводится механическим и гидравлическим аварийно-спасательным инструментом. Остроповка аварийного транспортного средства и подводка к нему тросов для эвакуации из-под воды – подъемным краном соответствующей грузоподъемности или тягачом. Работы с применением водолазных технологий выполняют, соблюдая Правила водолазной службы.
Билет №10.
1. Виды инструктажей по охране труда.
а) Вводный – проводится при поступлении сотрудника на работу инженером по охране труда или непосредственным руководителем.
б) Первичный – проводится при поступлении сотрудника к работе непосредственным руководителем.
в) Очередной – проводится инженером по охране труда по плану, с периодичностью, принятой в организации, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
г) Внеплановый – проводится инженером по охране труда при необходимости, при вводе нового оборудования, при несчастном случае на производстве.
2. Понятие кровотечения. Способы остановки венозного кровотечения конечностей.
Кровотечения – истечение крови из кровеносного сосуда при нарушении целостности или проницаемости его стенки . Кровь может изливаться наружу (наружное кровотечение) или во внутренние полости: черепа, груди, живота (внутреннее кровотечение).
Различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечение.
Венозное кровотечение возникает при ранении вен . Давление крови в венах гораздо меньше, чем в артериях, поэтому кровь из раненой вены вытекает медленнее, ровной струёй темно-вишневого цвета. Пережатие вены выше места ее ранения не только не прекращает, но даже усиливает кровотечение, поэтому при сильном венозном кровотечении пережимают и магистральную артерию, чтобы прекратить доступ крови к поврежденной части тела.
Кровь по венам движется за счет сокращения мышц и «присасывающего» действия сердца, поэтому при наличии зияющей раны на стенке крупной вены (особенно на шее, грудной клетке) в нее может поступать воздух. Пузырьки воздуха, попавшего в кровяное русло, закупоривают сосуды сердца и головного мозга, вызывая тяжелое, часто смертельное осложнение, называемое воздушной эмболией.
Способы остановки венозного кровотечения :
· наложить давящую повязку;
· придать конечности возвышенное положение.
Эти меры рассматриваются как промежуточные, т.к. полностью остановить кровотечение таким образом удается не всегда.
3. Информационные таблицы, используемые при перевозке грузов. Расшифруйте «234 КЭ».
На транспортных средствах, перевозящих опасный груз, устанавливаются опознавательные знаки в виде:
1. При осуществлении перевозок опасных грузов – в виде прямоугольника размером 690×300 мм, правая часть которого размером 400×300 мм окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, - впереди и сзади ТС.
2. Для международных перевозок - прямоугольник размером 400×300 мм, имеющий светоотражающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, - впереди и сзади ТС, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях – на боковых сторонах ТС и контейнеров.
На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза.
Проверка № 2 дыхательного аппарата предусматривает:
осмотр, неполную разборку, промывку, чистку, дезинфекцию и сборку дыхательного аппарата;
проверку лицевой части, легочного автомата, адаптера, коллектора, редуктора, сигнального устройства и спасательного устройства;
ремонт и замену изношенных частей; снаряжение дыхательного аппарата после полной сборки, регулировку
его узлов и проверку № 1.
Порядок проведения и выполнения операций при проверке № 2 определяется в соответствии с заводской инструкцией и руководством по эксплуатации дыхательного аппарата.
3.3. Порядок проведения проверок ДАСК
3.3.1. Рабочая проверка
При проведении рабочей проверки аппарата необходимо проверить: исправность лицевой части; исправность избыточного клапана; исправность клапанов вдоха и выдоха; герметичность аппарата на разряжение;
исправность звукового и светового сигналов; исправность впускного клапана; исправность системы аварийной подачи кислорода; давление кислорода в баллоне.
При закрытом вентиле баллона проверку исправности лицевой части произвести визуально. Если лицевая часть полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной.
Для проверки исправности избыточного клапана пережать шланг вдоха и, плотно прикладывая маску к лицу, сделать несколько глубоких выдохов в систему аппарата и наполнить дыхательный контур воздухом до момента срабатывания избыточного клапана. Если выдох осуществляется без ощутимого сопротивления, избыточный клапан считается исправным.
Для проверки клапанов вдоха и выдоха необходимо:
пережать шланг вдоха и усилием легких создать разряжение в системе аппарата до возможного предела. Если дальнейшее разряжение невозможно, клапан выдоха считается герметичным;
пережать шланг выдоха и усилием легких создать избыточное давление в системе аппарата до возможного предела. Если дальнейшее создание давления невозможно, клапан вдоха считается герметичным;
Попыткасделатьрезкийглубокийвдохможетпривестикбаротравмелегких! Для проверки герметичности аппарата на разряжение, необходимо плотно приложить маску к лицу и усилием легких создать разряжение в системе аппарата. Если дальнейшее разряжение невозможно, аппарат считается герме-
Исправность звукового и светового сигналов проверяется в соответствии с руководством по эксплуатации ДАСК.
При открытом вентиле баллона проверку работы впускного клапана проверяют, слегка оттянув обтюратор маски, создавая из нее небольшую утечку. Если при входе появится резкий шипящий звук кислорода, поступающего в подмасочник, впускной клапан считается исправным.
Работа аварийной подачи кислорода проверяется нажатием на кнопку байпаса, если слышен резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный контур, байпас считается исправным.
Давление кислорода в баллоне проверяется по показанию манометра аппарата.
3.3.2. Проверка № 1 ДАСК
При проведении проверки № 1 аппарата необходимо проверить: исправность лицевой части; исправность аппарата в целом; исправность клапанов вдоха и выдоха; наличие постоянной подачи кислорода;
герметичность аппарата при избыточном давлении; давление срабатывания избыточного клапана; срабатывание впускного клапана;
герметичность систем высокого и редуцированного давления; срабатывание сигнального устройства; давление кислорода в баллоне;
срок годности одноразовых поглотительных патронов; срок годности многоразовых поглотительных патронов; срок годности элементов питания.
Переснаряжение многоразовых поглотительных патронов должно производиться после каждого применения ДАСК, независимо от времени его использования.
Проверка № 1 ДАСК проводится в соответствии с руководством по его эксплуатации, при этом не реже 1 раза в месяц со всеми имеющимися на вооружении ДАСК, независимо от их использования, осуществляется проверка годности одноразовых и многоразовых поглотительных патронов, а также проверка элемента питания сигнализации.
Проверка годности одноразовых поглотительных патронов проводится по записи в документах, при этом необходимо убедиться, что срок замены поглотительных патронов и срок годности поглотителя не истекли.
Проверка годности многоразовых поглотительных патронов также проводится по записи в документах, при этом необходимо убедиться, что с момента изготовления ХП-И прошло не более 2-х лет, срок снаряжения патрона не превысил 6 месяцев, а разница между действительным весом патрона и весом, указанным на этикетке корпуса патрона, не превышает 50 граммов.