Составление штатноего расписания. Кто должен формировать штатное расписание в бюджетном учреждении Утверждение штатного расписания казенного учреждения
«Штатные нормативы используются для медицинского персонала, при этом применяется расчетный способ формирования нормативов по труду».
В. М. Шипова , д-р мед. наук, член ученого совета ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН
Утверждение штатного расписания
Проще всего проблема полномочий по утверждению штатных расписаний решается в отношении автономных учреждений в силу прямого предписания федерального закона. Статья 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» устанавливает: «Руководитель автономного учреждения … утверждает штатное расписание автономного учреждения». Других вариантов нет.
Однако руководители бюджетных и казенных учреждений также обладают подобными правами. Действующие нормативные правовые акты не предусматривают различий прав руководителей учреждений по утверждению штатных расписаний в зависимости от типов государственных (муниципальных) учреждений.
Право на утверждение штатного расписания государственного (муниципального) учреждения (далее также - учреждение) принадлежит руководителю этого учреждения. Это, в частности, определяется приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (далее - Постановление № 329) утверждена Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (далее - Типовая форма трудового договора). Подпункт е) пункта 8 Типовой формы трудового договора, утвержденной данным постановлением, устанавливает, что к полномочиям руководителя относится «утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания учреждения, принятие локальных нормативных актов, утверждение положений о структурных подразделениях, а также о филиалах и представительствах учреждения (при их наличии)».
Итак, право на утверждение штатного расписания руководителем учреждения закреплено не только министерским приказом, но и Правительственным документом. Более того, обязанность следования типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения закреплена ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс). Она устанавливает: «Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Пункт 33 д) Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол № 11) предусматривает, что утверждение штатного расписания осуществляется руководителем учреждения.
Важно! Таким образом, ограничение прав руководителя государственного (муниципального) учреждения на самостоятельное утверждение штатного расписания учреждения фактически означает нарушение требований Трудового кодекса
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, здравоохранение относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Еще и поэтому не только министерства и ведомства, федерального уровня, но и региональные и муниципальные власти не вправе игнорировать положение Постановления № 329.
Соответственно и требования о соблюдении соотношения должностей врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения противоречат вышеуказанных документам.
Согласование штатного расписания не требуется
Правомерны ли требования вышестоящих органов по согласованию с ними штатных расписаний? Действующими федеральными нормативными документами не предусмотрено согласование штатных расписаний с вышестоящими органами.
Тем не менее на практике во многих случаях вышестоящие органы требуют предоставлять им штатное расписание на согласование. Но, во-первых, подобное требование нарушает полномочия руководителя, устанавливаемые Постановлением № 329 и другими нормативными правовыми актами.
Во-вторых, никаких негативных правовых последствий для учреждения в случае если вышестоящий орган не согласовал штатное расписание не наступает. То есть если даже вышестоящий орган не согласовал штатное расписание (например, настаивая на его пересмотре), штатное расписание действует в полном объеме.
Другое дело, что на руководителей учреждений может оказываться негласное давление со стороны вышестоящих органов, что, конечно же, выходит за замки правового поля.
В ряде случаев органы власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований пытаются соблюсти внешнюю видимость законности и включают требования о согласовании штатного расписания в уставы государственных (муниципальных) учреждений.
Казалось бы, правовая основа для этого есть. Пункт 7 Типовой формы трудового договора устанавливает: «Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения , коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц».
Однако, как уже отмечалось, право руководителей учреждения на утверждение штатного расписания прямо прописано в Постановлении № 329.
Поэтому в уставах не должно содержаться положений, ограничивающих права руководителей учреждений по сравнению с предусмотренными в Постановлении № 329 и других документах.
Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.1995
№ 2510/ 3499-95-19 и Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 29.12.1995 № ОК-6/10860 «О порядке разработки и утверждения уставов учреждений системы здравоохранения» посвящено уставам учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления и содержит Примерный устав государственного (муниципального) учреждения здравоохранения.
Письмо Минздравмедпрома России от 25.06.1996 № 2510/ 2926-96-27, Госкомимущества России от 11.07.1996 № ОК-6/5435 «О порядке разработки и утверждения уставов учреждений системы здравоохранения» содержит Примерный устав федерального государственного учреждения системы здравоохранения.
Примерные уставы, приведенные в обоих письмах, содержат фразы о том, что руководитель учреждения утверждает его штатное расписание.
Обращаем внимание на то, что сам по себе статус «вышестоящих» органов (органов управления здравоохранением) не дает им оснований предъявлять какие-либо требования к подведомственным учреждениям (например, о согласовании штатных расписаний с ними) - они могут это делать только в рамках полномочий, которыми их наделили в соответствии с положениями об этих органах. Не случайно в настоящее время в нормативных документах говорится не о вышестоящем органе, а об «органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя».
Еще раз приведем пункт 7 Типовой формы трудового договора с акцентом на ограничения полномочий руководителя учреждения: «Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц».
То есть, положения о соответствующих органах власти, ограничивающие права руководителей учреждений (в т. ч. и в вопросах утверждения штатных расписаний) могут содержать подобные пункты только если это прямо предусмотрено законодательством, причем федеральным!
ФФОМС о штатных расписаниях
Должны ли учреждения здравоохранения согласовывать штатные расписания с территориальными фондами обязательного медицинского страхования? В некоторых регионах штатные расписания требуют согласовывать не только с вышестоящими органами, но и с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) - как минимум штатное расписание в части ОМС.
Никаких правовых оснований для этого нет. Территориальные фонды ОМС не обладают соответствующими полномочиями.
Очевидно, эти неправомерные требования не осталось незамеченными со стороны Федерального фонда ОМС (далее - ФФОМС). По этому поводу недавно вышло специальное письмо ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30–4 «О порядке формирования штатных расписаний». В нем, в частности, говорится: «Структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи».
Как видим, позиция ФФОМС изложена предельно четко. Поэтому ни территориальные фонды ОМС, ни страховые медицинские организации, ни другие контролирующие органы не вправе вмешиваться в вопросы формирования штатных расписаний, осуществлять их контроль и т. д. И уж тем более, никакого согласования штатного расписания с территориальным фондом ОМС быть не должно.
Штатные нормативы
Часть 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что «порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя…4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений».
Сами порядки оказания медицинской помощи являются обязательными для исполнения. Закономерен вопрос о том, являются ли обязательными и содержащиеся в них рекомендуемые штатные нормативы?
Как следует из самого текста закона, штатные нормативы носят рекомендуемый характер. Мы должны строго руководствоваться нормами закона: порядки оказания медицинской помощи обязательны для исполнения, следовательно, в обязательном порядке следует рассматривать рекомендуемые штатные нормативы именно как рекомендуемые. Эту позицию, в частности, не раз озвучивал Росздравнадзор, отвечающий за соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Тем не менее остается еще один важный аспект - лицензирование. Для получения лицензии учреждение должно подтвердить, что оно обладает возможностями для оказания заявленных видов, профилей медицинской помощи. Например, при оказании хирургической помощи в штатном расписании должны присутствовать должности врачей анестезиологов-реаниматологов. Обеспечение круглосуточного наблюдения за пациентами не может быть обеспечено, если в штатном расписании имеется менее 4,0 ставки соответствующих должностей и т. д. Подобные отклонения в штатном расписании могут служить основанием для того, чтобы лицензия не была выдана.
Таким образом, никто не вправе требовать введения должностей строго в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, содержащимися в порядках оказания медицинской помощи. Но если имеющихся должностей недостаточно для организации оказания медицинской помощи, учреждение может не получить лицензию.
Штатное расписание - как результат нормирования труда
Еще со времен Советского Союза у нас в стране все штатные нормативы носят рекомендательный характер.
Согласно приказу Минздрава СССР от 10.03.1988 № 90 «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения» в целях рационального использования кадров медицинских работников в учреждениях здравоохранения, придания большей самостоятельности руководителям этих учреждений в вопросах расстановки кадров руководителям учреждений здравоохранения разрешается «Руководителям учреждений здравоохранения, исходя из производственной необходимости, усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности, не предусмотренные для них действующими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленных учреждению численности должностей и фонда заработной платы. При этом допускается замена должностей в любом порядке. Произведенные изменения вносятся в штатные расписания без согласования с вышестоящим органом здравоохранения».
Пункт 2 Указа Президента РСФСР от 15.11.1991 № 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений» предусматривает: «Предоставить право организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий.».
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» (далее - Распоряжение № 2190-р) говорится: «Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)».
Распоряжение Правительства Российской Федерации по статусу выше любых приказов любых министерств, в частности тех приказов, которыми утверждаются порядки оказания медицинской помощи. Это еще одно подтверждение того, что рекомендуемые штатные нормативы, содержащиеся в порядках оказания медицинской помощи, носят лишь рекомендательный характер и от них можно отклоняться.
Важно! Действующая нормативная база дает учреждениям чрезвычайно большие полномочия в вопросах нормирования. Но этими полномочиями нужно грамотно пользоваться - не достаточно просто продекларировать, что учреждение формирует штатное расписание на основе нормирования - нужно составление штатного расписания официально (через закрепление в положении о нормировании труда в учреждении) включить в систему нормирования труда
Поэтому в положении о нормировании труда, утверждаемом приказом по учреждению, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях», целесообразно со ссылкой на вышеприведенное Распоряжение № 2190-р закрепить, что штатное расписание учреждения рассчитывается в соответствии с нормативными правовыми актами (включая порядки оказания медицинской помощи, содержащие рекомендуемые штатные нормативы), методическими рекомендациями и т. д. в рамках штатного нормирования (определения норм численности), являющегося составной частью нормирования труда в учреждении.
При этом формирование штатного расписания выступает в качестве результата штатного нормирования - составной частью расчета численности персонала, необходимого для выполнения определенного объема работ. В данном случае нормой труда выступают нормы численности.
Важный момент заключается в том, что в рамках нормирования труда штатное расписание может формироваться в соответствии с совершенно иными принципами, чем предлагается в порядках оказания медицинской помощи. Например, в соответствии с объемом оказанных услуг (количество посещений, исследований, пролеченных пациентов и т. д.).
По итогам нормирования штатная численность работников, утверждаемая руководителем учреждения в рамках штатного расписания, может отличаться от той, которая предусмотрена соответствующими штатными нормативами.
Штатные должности, вводимые за счет приносящей доходы деятельности
Каковы дополнительные полномочия учреждений при формировании штатных расписаний за счет приносящей доходы деятельности? Что касается штатных должностей, вводимых за счет приносящей доходы деятельности (платных медицинских и иных услуг), то в эти вопросы «со стороны» вообще никто не вправе вмешиваться. Абзац второй п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает: «Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность… Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения».
Важно! Соответственно бюджетное учреждение вправе вводить за счет доходов от приносящей доходы деятельности любые штатные должности в любом количестве
В связи с этим обращаем внимание на письмо Минздрава России от 25.10.2012 № 16–5/10/2–3238 «О направлении методических рекомендаций «Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб». В письме говорится о целесообразности учитывать и такой фактор, как «наличие штатных и занятых должностей, содержащихся за счет приносящей доходы деятельности (платных услуг). Эта деятельность является самоокупаемой и нет необходимости осуществлять контроль за наличием и соотношением должностей, финансируемых за счет платных медицинских услуг и других направлений приносящей доходы деятельности. Например, дополнительные должности прочего персонала способствуют улучшению качества обслуживания пациентов при оказании платных медицинских услуг. Кроме того, распространена практика, когда ряд должностей прочего персонала, обслуживающего учреждение в целом, содержится за счет доходов от платных услуг. В условиях ограниченности бюджетного финансирования и средств обязательного медицинского страхования это можно рассматривать как положительный фактор».
Единое штатное расписание
Должны ли в учреждении утверждаться отдельные штатные расписания по источникам финансирования (бюджет, ОМС, приносящая доходы деятельность)? В пункте 35 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год» (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11) записано: «При применении систем оплаты труда работников учреждений следует обращать внимание на: … в) формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения».
В письме ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30–4 «О порядке формирования штатных расписаний» говорится: «Отдельного установления штатного расписания в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования не предусмотрено и не требуется».
Таким образом, составление отдельного штатного расписания по различным источникам финансирования не требуется. Либо в штатном расписании для каждой штатной должности указывается количество ставок соответственно, за счет бюджета, ОМС и приносящей доходы деятельности (при их отсутствии в графе ставится прочерк), либо в составе общего штатного расписания выделяются подразделения, финансируемые за счет соответствующего источника.
Превышение числа штатных должностей
Является ли нецелевым (неэффективным и т. д.) использованием средств превышение числа штатных должностей по сравнению с предусмотренными приказами и т. д.? В условиях ухудшающейся экономической ситуации и необходимости повышения заработной платы медицинских работников в соответствии с «майскими» Указами Президента, активизировались проверки целевого (эффективного, рационального и т. д.) использования как бюджетных средств, так и средств ОМС. Особенно много претензий учреждения получают по поводу превышения штатных должностей по сравнению с предусмотренными приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (далее - Приказ № 230).
Однако данный приказ вовсе не ограничивает учреждения в введении дополнительных должностей, сверх предусмотренных самим этим приказом. Приказ № 230 устанавливает: «Введение дополнительных должностей сверх действующих штатных нормативов допускается только при наличии должностной инструкции о функциональных обязанностях работника, дополнительно вводимого в штат учреждения, и экономического обоснования целесообразности введения указанной должности».
Как видим, введение дополнительных должностей прочего персонала сверх Приказа № 230 допустимо. Требуется лишь соответствующее обоснование. Это формальная сторона. По сути же, как было показано выше, Постановление № 329, определяющее права руководителей учреждений по утверждению штатного расписания, выше по статусу, чем данный приказ и соблюдение положений данного приказа не является обязательным.
Следует учесть и то, что приказ двенадцатилетней давности не учитывает роста потребности в должностях «прочего» персонала как в силу требований законодательства (например, «контрактная служба» в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), так и других факторов (например, технологический прогресс требует увеличения числа сотрудников службы информатизации) и т. д.
Вообще, в рамках современного статуса бюджетных и автономных учреждений, они самостоятельно распоряжаются средствами в соответствии со штатным расписанием и планом финансово-хозяйственной деятельности. Контроль за формированием штатных расписаний федеральными нормативными документами не предусмотрен также в отношении штатных расписаний казенных учреждений.
Итак, федеральные нормативные акты четко устанавливают право руководителей государственных (муниципальных) учреждений всех типов самостоятельно устанавливать штатные расписания. Не предполагают согласования штатного расписания с кем бы то ни было. Это исключительно право самого учреждения и касается любых органов власти любого уровня.
Важно! Превышение любых штатных нормативов само по себе не является финансовым или иным нарушением. Региональные и муниципальные власти не вправе устанавливать иное
Заключение
В заключение отметим, что более четкое закрепление прав руководителей учреждений в вопросах формирования штатных расписаний, имевшее место в последние годы - это один из элементов реализация реформы бюджетной сферы в соответствии с Федеральным закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Суть закона проста: учреждения получили больше прав и больше ответственности.
Логичным продолжением этого стал эффективный контракт, предоставляющий руководителям права больше персональных прав и устанавливающий большую персональную ответственность. Кстати, Постановление № 329 (как и соответствующая часть статьи 275 Трудового кодекса РФ) появились как раз в рамках мероприятий по введению эффективного контракта.
Поэтому для успешной реализации реформы бюджетной сферы, «майских» указов Президента и эффективного контракта необходимо неукоснительное соблюдение прав руководителей любых типов государственных (муниципальных) учреждений на самостоятельное утверждение штатного расписания.
подскажите пожалуйста наше учреждение МБУДО СДЮСШОР ввести в штатное расписание должность юриста? Число посещения детей в учреждение 639, в штатном расписании директор, главбух, зам по безопасности, зам по учебной части, ведущий бухгалтер, завхоз, отдел кадров, психолог, 3 инструктора методиста, 10 спортсменов инструкторов, 18 тренеров преподавателей, уборщицы.
Ответ
Ответ на вопрос:
Согласно положениям п. 2 Указа Президента РФ от 15.11.1991 N 211 "О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений" организации и учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливают формы и системы оплаты труда, определяют размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий . Соответствие Указа действующему законодательству подтверждено Верховным Судом РФ (решение от 14.04.2004 N ГКПИ04-170, определение от 18.05.2004 N КАС04-198).
Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика
Как не ошибиться в пяти главных графах штатного расписания.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1.Правовая база: Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений»
В целях усиления социальной защищенности работников, занятых в организациях и учреждениях здравоохранения, образования, культуры, науки, в правоохранительных органах, органах управления и других организациях, находящихся на бюджетном финансировании, и сближения уровней оплаты труда работников производственных и непроизводственных отраслей
постановляю:
1. Повысить с 1 декабря 1991 г. на 90 процентов размеры действующих тарифных ставок и окладов работников, занятых в организациях и учреждениях здравоохранения, образования, культуры, науки, в правоохранительных органах, судах, органах управления и других организациях, находящихся на бюджетном финансировании.
Повышению подлежат ставки и оклады, утвержденные Правительством РСФСР или по его поручению другими органами и увеличенные на размер компенсации, введенной с апреля 1991 г. в связи с повышением розничных цен.
Министерству экономики и финансов РСФСР представить на рассмотрение Правительства РСФСР предложения о порядке и источниках финансирования расходов на эти цели, имея в виду привлечение как бюджетных ассигнований, так и внебюджетных средств;
Министерству труда и занятости населения РСФСР разработать и представить Правительству РСФСР в 1992 году меры, направленные на совершенствование оплаты труда работников учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, имея в виду усиление дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификации и качества труда работников.
2. Предоставить право организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий.
3. Предоставить право правительствам республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга при изыскании дополнительных средств повышать за счет соответствующих бюджетов ставки и оклады работников, занятых в организациях, находящихся на бюджетном финансировании.
4. Правительству РСФСР в недельный срок определить по соглашению с Министерством обороны СССР порядок и условия повышения окладов и тарифных ставок военнослужащим и работникам предприятий и организаций этого Министерства.
Президент РСФСР
Б. Ельцин
Москва, Кремль
2. Ответ: Обязана ли организация составлять штатное расписание
В Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Однако нет и документов, отменяющих практику его составления. При этом есть веские аргументы в пользу оформления штатного расписания:
- штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;
- штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат).
В государственных и муниципальных учреждениях
В отношении государственных и муниципальных учреждений действует несколько иной порядок. В частности, для федеральных учреждений порядок утверждения штатного расписания прямо предусмотрен в законодательстве и делегирован руководителю учреждения ( Положения, утвержденного , Единых рекомендаций, утвержденных ). Учреждения субъектов РФ разрабатывают штатные расписания в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти.
Нина Ковязина ,
2. Вопрос из практики: как распределить должности сотрудников по отделам внутри организации
По общему правилу вопрос о распределении должностей по отделам решается по усмотрению руководства организации.
Коммерческие организации вправе самостоятельно решать, как именно распределять должности сотрудников по отделам или иным структурным подразделениям. Наименование должностей сотрудников и их распределение должны соответствовать исполняемой конкретным сотрудником трудовой функции (). При этом необходимо помнить о запрете дискриминации в сфере труда и необходимости (ст. , ТК РФ). Для распределения должностей внутри структурных подразделений можно воспользоваться и рекомендациями по определению численности, например, .
В отношении бюджетных учреждений распределение должностей внутри структурных подразделений также происходит по решению руководства, но с учетом ряда ограничений. Так, в федеральных госорганах распределение должностей по отделам происходит с учетом предельной утвержденной численности сотрудников и бюджета учреждения (см., например, Положения, утвержденного , Положения, утвержденного ). В федеральных казенных учреждениях - с учетом предельной утвержденной для них численности.
Вопрос из практики: может ли отдел состоять из одного сотрудника
Трудовое законодательство не запрещает работодателю создавать структурные подразделения (например, отдел, участок и т. д.), состоящие только из одного сотрудника. Вместе с тем, создание структурного подразделения по общей логике предполагает наличие нескольких сотрудников, работающих в нем, и их вертикальную подчиненность руководителю такого подразделения. Поэтому во избежание споров с проверяющими органами создавать структурное подразделение (отдел) из одного сотрудника не рекомендуется.
Подробнее о мотивации сотрудника, единолично обеспечивающего то или иное направление деятельности компании, а также о возможности создания отдела, состоящего из одного руководителя этого отдела, см. .
Нина Ковязина ,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
3. Ответ: Расчет штатной численности
Вопрос из практики: как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения
Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.
По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию.
При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора ().
В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывается необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.
Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:
Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год условно принимается за 2000 часов.
Нина Ковязина ,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
4. Ответ: Как внести изменения в штатное расписание? И как часто их можно вносить?
Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания работодатель определяет самостоятельно (). Соответственно, переутверждать штатное расписание каждый год при отсутствии необходимости внести в него какие-либо изменения .
Кроме переименования должностей, изменения размера и состава выплат и т. п., в трудовом законодательстве есть отдельные процедуры, которые также могут привести к трансформации штатного расписания. Например, (), .
Выбор того или иного варианта относится к компетенции работодателя. В случаях, когда изменения носят единичный характер, например изменилось наименование должности сотрудника, удобнее издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. Тогда все вносимые изменения работодатель отразит в самом приказе, а в штатном расписании в разделе «Примечание» укажет номер и дату приказа о внесении изменений. Если же изменения носят массовый характер или затрагивают не только названия должностей, но и структурных подразделений, то в этом случае внести изменения будет удобнее путем оформления и утверждения штатного расписания в новой редакции.
Пример внесения изменений в штатное расписание
Директор организации решил переименовать в штатном расписании должность помощника бухгалтера в младшего бухгалтера и добавить в производственный отдел ряд новых должностей. С этой целью он издал .
Совет: Продумайте заранее, придется ли принимать новичков в период изменения штатного расписания и действия срока предупреждения уже работающих по данной должности сотрудников. Есть способ изменений, который позволяет минимизировать издержки и принять новичка сразу на новые условия. .
Нина Ковязина ,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,
эксперт Системы Кадры
Самые важные изменения этой весны!
-
В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».
Запретные документы в кадровой службе
-
Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.
Обычно штатное расписание составляется на год. В то же время срок его действия никакими нормативными документами не регламентирован. Так что утвержденный документ может быть и бессрочным - действующим до отмены (необходимости внести изменения). Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания учреждение определяет самостоятельно. Кроме переименования должностей, установления другого оклада и т. п., в трудовом законодательстве есть отдельные процедуры, которые также могут привести к трансформации штатного расписания.
О боснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух версия для бюджетных, казенных и автономных учреждений
Кто обязан составлять
В Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Однако нет и документов, отменяющих практику его составления. При этом есть веские аргументы в пользу оформления штатного расписания:
- штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;
- штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат).*
В государственных (муниципальных) учреждениях
Государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают штатное расписание (ч. 2 ст. 13 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ , п. 10 Положения, утвержденного , п. 2 Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 211, п. 19 , решение Верховного суда РФ от 14 апреля 2004 г. № ГКПИ2004-170 , определение Верховного суда РФ от 18 мая 2004 г. № КАС04-198).
Утвержденное штатное расписание может служить основанием для расчета нормативных затрат на оплату труда при выделении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (выделении бюджетного финансирования). Подтверждается это, в частности, пунктом 25 Методических рекомендаций, утвержденных приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527 , пунктами , Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 .
Кроме того, утвержденное штатное расписание позволит обосновать получателям бюджетных средств целевое расходование средств, выделенных на зарплату.
Форма штатного расписания
Организации госсектора могут по собственному выбору:
- использовать унифицированную форму штатного расписания (№ Т-3), утвержденную ;
- применять самостоятельно разработанную форму.
Штатное расписание - документ обезличенный. В нем указываются не конкретные сотрудники, а количество должностей в организации и оклады по ним. Сотрудники же назначаются на должности приказами руководителя уже после утверждения расписания.
Главбух советует: чтобы обезопасить себя от претензий проверяющих, не устанавливайте в штатном расписании разную зарплату по одинаковым должностям.
Одинаковое наименование должностей подразумевает и одинаковые должностные обязанности. При этом нужно соблюсти принцип равной оплаты за труд равной ценности (ст. 22 и ч. 2 ст. 132 ТК РФ). В трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников можно закрепить различный уровень работ, разные права и обязанности, разный уровень ответственности. Однако лучше по-разному назовите должности, используя слова «старший», «младший», «ведущий» и т. п.
Пример оформления штатного расписания
Штат организации составляет 28 человек. Месячный фонд зарплаты - 367 000 руб. В штат, в частности, входят:
- директор (оклад 30 000 руб.);
- секретарь (оклад 8000 руб.);
- главный бухгалтер (оклад 25 000 руб.);
- бухгалтер (оклад 20 000 руб.);
- помощник бухгалтера (оклад 15 000 руб.) и т. д.
Ответственный за ведение кадрового учета - руководитель отдела кадров Е.Э. Громова.
В государственных и муниципальных учреждениях
Ситуация: может ли учреждение составлять два штатных расписания. Учреждение ведет как деятельность, связанную с выполнением государственного задания, так и приносящую доход деятельность
Нет, не может.
В Трудовом кодексе РФ сказано, что штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности учреждения (ст. 57 ТК РФ , раздел 1 указаний, утвержденныхпостановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). При этом оно должно включать в себя все должности (профессии) данного учреждения независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения (п. 10 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 , п. 19 , подп. «в» п. 35 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11 , раздел 1 указаний, утвержденныхпостановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).
Следовательно, составлять два штатных расписания, отдельно по каждой деятельности, не нужно.
Утверждение
Когда расписание составлено, его должен подписать главный бухгалтер и руководитель кадровой службы (или сотрудник, ответственный за кадровый учет). Если штат большой и расписание занимает несколько листов, то главный бухгалтер по своему усмотрению может подписаться как один раз (в конце документа), так и на каждом его листе. После этого штатное расписание должен утвердить руководитель организации приказом. Об этом сказано в разделе 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 .*
Изменение расписания
Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания работодатель определяет самостоятельно (п. 1 письма Роструда от 22 марта 2012 г. № 428-6-1). Кроме переименования должностей, установления другого оклада и т. п., в трудовом законодательстве есть отдельные процедуры, которые также могут привести к трансформации штатного расписания. Например, сокращение численности или штата сотрудников (ст. 180 ТК РФ), организационные или технологические изменения (ст. 74 ТК РФ) и т. д.*
Переименование должности сотрудника и изменение размера его зарплаты в штатном расписании влечет за собой изменение существенных условий трудового договора. А значит, до внесения изменений в штатное расписание нужно оформить перевод на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ). То есть нужно издать приказ о переводе по форме № Т-5 либо по самостоятельно разработанной форме.
Далее заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору и внесите запись о переводе в его трудовую книжку (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).
Если наименование должности или зарплата изменяются по инициативе администрации по организационным или технологическим причинам, процедура будет немного другой. Необходимо за два месяца уведомить сотрудника о предстоящих изменениях. Если сотрудник не согласится работать в изменившихся условиях, направьте ему письменное предложение другой работы, соответствующей его квалификации и состоянию здоровья. При отсутствии такой работы - предложите вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Если сотрудник откажется от всех предложений или у вас нет подходящей работы, оформите увольнение по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).
Такой порядок предусмотрен в статье 74 Трудового кодекса РФ.
В завершение процедуры оформите приказ о внесении изменений в штатное расписание. К этому приказу приложите штатное расписание с внесенными изменениями. С приказом под подпись ознакомьте сотрудников, которых коснулись изменения.
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2.Статья: Обновляем документацию
В каждой строительной компании есть комплект организационно-распорядительной документации длительного действия (штатное расписание, приказ о сроках выплаты заработной платы, график отпусков и т. д.). Некоторые локальные акты могут действовать по принципу «до замены». Другие же необходимо обновлять ежегодно.
Регулирование трудовых отношений и оплаты труда
Начнем с наиболее многочисленной группы документов, связанных с различными вопросами регулирования трудовых отношений.
Штатное расписание
В трудовом законодательстве нет прямого указания на обязательность составления и утверждения штатного расписания. Но оно упоминается в статье 57 Трудового кодекса РФ при уточнении обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, одним из которых является трудовая функция, определяемая в том числе как работа по должности в соответствии со штатным расписанием. Если же в трудовом договоре зафиксирован конкретный вид поручаемой работы, ссылка на штатное расписание не понадобится.
Однако совсем обойтись без штатного расписания не получится. Дело в том, что это один из основных документов, который непременно запрашивают трудовые инспекторы при проверках. Кроме того, при проведении проверок, связанных с оплатой труда и начислением обязательных страховых взносов, его требуют представить специалисты ФСС России и иных контролирующих органов. Это предусмотрено, в частности, в пункте 91 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок… утвержденных постановлением ФСС России от 7 апреля 2008 г. № 81 .
Обычно штатное расписание составляется на год. В то же время срок его действия никакими нормативными документами не регламентирован. Так что утвержденный документ может быть и бессрочным - действующим до отмены. То есть, если нет никаких изменений, переутверждать его каждый год необязательно. Хотя в реальности такого, как правило, не бывает - всегда происходят какие-то изменения: расширение сферы деятельности компании или, наоборот, ликвидация отдельных направлений, создание новых структурных подразделений, изменение условий оплаты, например повышение окладов, и т. д. › |
› | Уточнения в штатное расписание при необходимости могут вноситься и в течение года. Они оформляются приказами о внесении изменений в утвержденное штатное расписание.*
Важно запомнить
Четкое соблюдение графика документооборота всеми работниками существенно снижает риск несвоевременного или недостоверного отражения хозяйственных операций.
Н.Н. Максимова,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2013
* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.
С уважением,
Елена Пан эксперт «Системы Главбух»
Ответ утвержден:
Наталией Зориной ведущим экспертом Горячей линии «Системы Главбух»
___________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:
Здравствуйте! Вы когда-нибудь слышали о таком документе, как «Штатное расписание организации»? А ведь это документ, на основании которого начисляется заработная плата, а также принимают и увольняют сотрудников. Сейчас мы постараемся подробно рассказать о том, какие функции выполняет ШР и как правильно его составлять.
Что такое «Штатное расписание»
Каждый из вас хоть раз в жизни бывал в отделе кадров какого-нибудь предприятия. Вы наверняка видели бесчисленное количество папок и личных дел сотрудников. Наверняка многим было интересно, как работники этого отдела собирают и запоминают информацию обо всех должностях, сотрудниках и т.д.
А все довольно просто. У них есть такой документ, как штатное расписание.
Штатное расписание (ШР) – это нормативный документ, в котором указывается информация обо всех должностях предприятия, количестве штатных сотрудников, размере их тарифных ставок и величина надбавок.
Другими словами, это документ, который содержит обобщенные сведения о количестве работников предприятия и имеющихся должностях. Помимо этого, в штатном расписании указывается размер заработной платы для каждой должности с учетом всех полагающихся надбавок.
Очень часто этот документ помогает руководителям предприятия в ходе судебных разбирательств. Например, из-за вынужденного сокращения штата сотрудников, был уволен рабочий и он подал на бывших руководителей в суд. В этом случае ШР является прямым доказательством правомерности действий ответчика.
Ввиду важности этого документа, все страницы нумеруются, шнуруются и скрепляются печатью.
- Скачать Образец приказа об утверждении штатного расписания
- Скачать Штатное расписание форма N Т-3
Функции штатного расписания
Как и любой документ, ШР выполняет ряд функций. Основными, из которых, являются:
- Возможность организации рабочего времени персонала;
- Начисление ежемесячной заработной платы сотрудникам;
- Официальное оформление вновь принятых сотрудников;
- Оставление правил внутреннего распорядка дня;
- Перевод оформленных работников с одной должности на другую и т.д.
Штатное расписание – обязательный документ
На каждом предприятии существует большое количество документации. Есть документы, которые ведутся в обязательном порядке, а есть те, которые создаются по необходимости. На вопрос «Является ли ШР обязательным документом?» нельзя дать однозначный ответ.
Все из-за того, что трудовой кодекс не предполагает обязательного наличия на предприятии ШР. Но если рассматривать этот вопрос, основываясь на требованиях Роскомстата, то получается, что данный документ необходим, т.к. он является первичной документацией для учета выплат по заработной плате.
Хотя в законодательстве нигде не прописаны четкие нормы, но большинство организаций ведет данный вид документации. Ведь основная часть государственных проверок начинается именно с изучения ШР.
На самом деле, наличие данного документа облегчает жизнь не только проверяющим, но и руководителям, отделу кадров и бухгалтерии.
Какой срок действия штатного расписания
Ни в одном официальном документе не указан точный срок действия ШР. Руководитель сам вправе указывать срок, на которой составляется этот документ. Чаще всего его переделывают каждый год, а в действие вводят с 1 января. При составлении ШР, указывается дата его действия. Но если не указать дату, тогда документ считается бессрочным и его не нужно переделывать.
Сколько и где хранится штатное расписание
На основании постановления Росархива, ШР, после окончания действия, должно храниться на предприятии в течение 3 лет. А срок хранения штатных расстановок составляет 75 лет.
Штатная расстановка – необязательный для каждого предприятия документ, который создается на основе штатного расписания. Он является мобильной версией ШР и включает более подробную информацию о сотрудниках компании (указывается ФИО рабочих, группа инвалидности и т.д.).
Кто составляет
Перед тем как приступить к созданию документа, руководитель издает приказ об изменении штатного расписания, где назначает сотрудника, который будет его составлять.
Это может быть абсолютно любой работник организации. Но чаще всего такую работу поручают сотрудникам отдела кадров, бухгалтерии или инженеру по нормированию труда.
Сколько копий ШР должно быть на производстве
При составлении ШР, делается одна его копия. Таким образом, оригинал и копия должны храниться в отделе кадров и бухгалтерии.
Изменение штатного расписания
Иногда в действующее ШР приходится вносить изменения. Делается это в нескольких случаях:
- Если происходит реорганизация фирмы;
- Если необходимо оптимизировать и улучшить трудовую деятельность аппарата управления;
- Если внесенные в законодательство изменения требуют внесения обязательных поправок в ШР;
- В случае изменения штатных единиц;
- Изменения должности в штатном расписании;
- Изменения оклада в штатном расписании.
Если изменения незначительны и не требуют создания нового ШР, тогда руководитель издает приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ответственный работник вносит поправки в действующий документ.
При внесении изменений в штатное расписание, руководство не обязано письменно уведомлять об этом работников.
Второй способ внести поправки – это создать новое ШР.
При любых изменениях в ШР, поправки должны вноситься в трудовые книжки и личные карточки работников. Перед этим необходимо получить письменное разрешение на данное действие от сотрудников.
Например, если незначительно меняется формулировка названия должности, работник должен быть об этом письменно уведомлен. Только после этого вносятся изменения в его трудовую книжку.
Если изменения касаются величины окладов, в таком случае сотрудника уведомляют в письменной форме за 2 месяца. Эти поправки параллельно вносят и в трудовой договор.
Есть ли обязательная форма штатного расписания
Для составления ШР, чаще всего используют унифицированную . Она представляет собой бланк – таблицу, в которую необходимо вносить данные.
Большинство организаций берут форму Т-3 за основу и «подгоняют» под свое предприятие. Это разрешено, т. е. унифицированная форма этого документа не является обязательной.
В случаях, если предприятие имеет государственную форму управления, тогда штатное расписание оформляется по всем правилам.
Структура штатного расписания организации
ШР состоит из «шапки», таблицы и данных людей, которые подписали этот документ.
Первая часть документов содержит следующую информацию:
- Наименование организации, согласно учредительным документам;
- Дата начала действия ШР, его номер и срок действия. Нумерацию можно присваивать произвольную.
- Дата и номер приказа об утверждении штатного расписания;
- Общий штат сотрудников.
Вторая часть – это совокупность данных по всем должностям. Ее мы рассмотрим чуть позже.
В третьей части прописаны фамилии и должности людей, которые подписали этот документ. Чаще всего это руководитель кадровой службы и главный бухгалтер.
Как составить штатное расписание
Надеемся, что при заполнении «шапки» ни у кого вопросов не возникло, поэтому переходим к заполнению самой таблицы.
1 графа . Наименование структурного подразделения. Перечислять их нужно в порядке подчиненности. Например, администрация, секретариат, финансовый отдел, бухгалтерия и т.д.;
2 графа . Код подразделения. Нумеруем подразделения сверху вниз (01,02,03 и т.д.);
3 графа . Должность. Данные необходимо вносить в именительном падеже без сокращений, в единственном числе, руководствуясь квалификационно-тарифных справочникам;
4 графа . Кол-во штатных единиц. В данной графе указывается, сколько людей одной должности необходимо предприятию. Эта величина может быть как целой, так и дробной. Например, 2,5 может означать, что 2 сотрудника будет работать на полную ставку, и один на полставки;
5 графа . Величина оклада, тарифной ставки или бонусов. Указывается в рублях по каждой должности. Если, например, работает 2 бухгалтера, но руководитель платит им разную зарплату, то в штатном расписании указывается единый оклад, а в графе надбавки прописываются доплаты. То есть оклад работников на одной должности должен быть одинаковым;
6, 7, 8 графа . Надбавки за особые условия труда. Их может и не быть, тогда в графах ставятся прочерки. Но если работник трудится в ночное время, праздничные дни, убирает сан. узлы и т.д., тогда по закону ему необходимо выплатить определенную компенсацию;
9 графа . Всего за месяц. Суммируются данные по графам 5,6,7,8, после чего умножается на кол-во штатных единиц по каждой должности;
10 графа . Примечание. Может указываться локально-нормативный акт, на основании которого осуществляется оплата труда;
После внесения данных, необходимо подбить итог по 4 и 9 колонке. Таким образом, мы узнаем количество штатных единиц в штатном расписании и месячный фонд оплаты труда.
Утверждение штатного расписания
Согласно правилам утверждения штатного расписания, после составления и проверки всех данных, ШР подписывает руководитель, главный бухгалтер и начальник отдела кадров. После чего руководитель предприятия издает приказ о введении данного документа в действие.
Заключение
ШР – это не обязательный, но очень важный документ любой организации. На его основании можно или принять нового. Помимо этого, с его помощью начисляется заработная плата сотрудникам предприятия.
Данный документ не строго регламентирован, поэтому его можно «подгонять» под каждую организацию и переделывать в случае необходимости. Это палочка-выручалочка руководителя в период проверок государственных органов.
Работа каждого предприятия базируется на основании законодательных актов различного уровня подчинения. Большую роль в жизни любой организации играют локальные документы, приняты и изданы для самого предприятия.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
К документам локального характера относится и штатное расписание. Ниже раскрыты особенности и особенности оформления этого важного документа.
Что это за документ?
Штатное расписание – нормативный акт локального характера. Базируется на основании Устава предприятия.
Для унификации Постановлением Службы Государственной статистики была утверждена форма Т-3.
На предприятиях используется для оформления штатной численности сотрудников, их состава и структуры.
Включает в себя:
- Наименование отделов, присвоение им кода.
- Название должностей, специальностей, профессий, разряда, класса квалификации.
- Количество сотрудников, оклад, надбавки.
Штатное расписание призвано:
- Сформировать организационную структуру предприятия.
- Сформировать численность подразделений и штатных единиц.
- Сформировать систему оплаты труда сотрудников.
- Установить надбавки и их размер.
- Облегчить подбор персонала на вакансии.
Что говорит закон?
Нормативная база
- Трудовой кодекс. Ст. 15 и 57 содержат упоминания о штатном расписании. Это связано с тем, что обязанности, права и оплата труда работника исходят из штатного расписания.
- Инструкция по . Указано, что все записи заносятся в трудовую книжку на основании штатного расписания.
Нормативного акта, в котором указана обязанность по ведению штатного расписания, нет. Несмотря на подобную «дыру в законе», все контрольные службы запрашивают данный документ.
С его помощью проверяется и собирается информация о сотрудниках, вознаграждении о проделанной работе и т. д. Поэтому его отсутствие – это нарушение закона о труде и влечет за собой наложение штрафа.
Вывод: штатное расписание должно быть на каждом предприятии.
Ответственные лица. Кто подписывает?
Права подписи в штатном расписании имеет руководитель предприятия, начальники отдела кадров и бухгалтерии. Это значит, что ответственность за составление, оформление, внесение изменений несут сотрудники данных служб.
Подпись ставится в конце документа. В случае если штатное расписание состоит из не одной страницы, подписи ставятся на последней странице в специальных строках для подписи.
При первичной разработке штатного расписания графа для подписей может вноситься на каждую страницу документа.
Когда и как вносить изменения?
Нужно каждый год вносить изменения или нет решает каждый руководитель отдельно. Это плановый документ и желательно обновлять его ежегодно.
Ежегодное обновление позволит координировать количественный и качественный состав работников.
При необходимости введения или снятия должностей, упразднения или добавления отделов утверждать новый документ можно реже или чаще.
Внесение изменений возможно несколькими способами:
- Изменение в целом. Ему присваивается новый регистрационный номер и ратифицируется приказом (распоряжением).
- Выборочное изменение. Следует зарегистрировать в приказе или распоряжении. Данный способ возможен, если корректировки не существенны.
Внесенные изменения в штатное расписание влияют на уже работающий персонал, соответственно корректировки следует вносить в трудовые документы тех сотрудников, которых они касаются.
Это может быть изменение должности, отдела, дополнительные обязанности, изменение , .
При изменении должности, сотрудник должен быть в письменной форме проинформирован за два месяца.
Таким образом, внесение изменений состоит из этапов:
- Согласие сотрудника на внесение корректировок в расписание которые его касаются.
- Написание и принятие приказа (распоряжения) о внесении корректировок.
- Написание и принятие приложения к с работником, которого касаются изменения.
- Запись полученных изменений в трудовую книжку.
Как составить штатное расписание правильно?
Порядок, этапы и правила заполнения
При написании штатного расписания следует ссылаться организационную структуру предприятия.
Это связано с тем, что при составлении расписания необходимо указать подразделения, которые входят в состав предприятия. Далее заполняется стандартизированная форма.
Этапы внесения данных в стандартизированную форму:
- Указать название предприятия согласно учредительным документам. При наличии сокращенного названия его также необходимо указать – в скобках или строкой ниже.
- Указать код ОКПО.
- Указать порядковый номер, согласно Журналу регистрации документооборота. При многократном внесении корректировок следует ввести отдельную нумерацию (например, с буквенным значением).
- В специальную графу вносится дата составления документа. Может не всегда совпадать со временем вступления его в силу. В связи с этим в унифицированной форме есть графа, в которой указывается дата, с которой оно вступает в силу.
- В графу «Штат в количестве … единиц» вносится число должностных единиц.
- Заполняются графы.
Разделы, графы и их особенности
Раздел 1 «Наименование структурного подразделения»
Вносятся отделы, представительства, филиалы.
Данные вносятся сверху вниз.
В первой строке указывается руководство предприятия. Далее следуют финансовый отдел, бухгалтерия, кадры, отдел по экономическим вопросам.
После заполнения граф отделами первого уровня подчинения необходимо внести данные о производстве.
Указываются все цеха и участки. После этого уровня заносятся данные об обслуживающих подразделениях (склад, например).
Раздел 2 «Код структурного подразделения»
С помощью данного раздела четко прослеживается иерархическая структура предприятия.
С целью облегчения заполнения данной графы следует воспользоваться отраслевыми классификаторами.
Любому структурному подразделению назначается определенный код в целях облегчения ведения документооборота.
Присвоение начинается с крупных к мелким. Например, департамент – 01, отделы в департаменте – 01.01, 01.02 и т. д., в отделе группа 01.01.01 и т. д.
Графа 3 «Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации работника»
Заполняется раздел на основе Классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Для организаций, которые финансируются из федерального бюджета, использование классификатора является неотъемлемой частью процесса документооборота.
Вносятся данные в данную графу в соответствии с особенностями деятельности каждого предприятия.
Раздел 4 «Количество штатных единиц»
Содержит данные о количестве рабочих единиц. Штатные единицы бюджетной организации утверждаются вышестоящими организациями.
На предприятии не бюджетных форм собственности штатные единицы определяются его потребностями и экономической целесообразностью. Если на предприятии есть штатные единицы работающие на 0,5 или 0,25 ставки, то при заполнении данного раздела указываются доли.
Свободные рабочие места вписываются в количестве вакантных единиц штата.
Пример штатного расписания со ставкой 0,5:
Раздел 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.»
В данном разделе содержатся данные о заработной плате по должностям.
С помощью тарифной ставки осуществляется вознаграждение работников за выполненные обязанности согласно трудовому договору. Данный способ оплаты активно используется на государственных предприятиях и организациях. При тарификации окладов необходимо ссылаться на Единую тарифную сетку.
Оклад – фиксированное вознаграждение за выполнение обязанностей, которые непосредственно указаны в трудовом договоре.
Формирование оклада осуществляется за определенный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие).
Установление оклада работников бюджетных организаций основывается на Единой тарифной сетке. Предприятия частных форм собственности исходят из финансовых возможностей, но не ниже минимального размера оплаты труда, куда не входят премии, надбавки, выплаты за особые условия труда и т. п.
Данные указываются в рублях.
Раздел 6-8 «Надбавки и доплаты»
Содержит данные о стимулирующих выплатах, компенсациях (премии, ), установленные законодательством РФ («северные», за ученную степень) и введенных по усмотрению организации (связанные с условиями труда).
Для предприятий и организаций, которые финансируются из государственного бюджета, размер надбавок устанавливается Правительством РФ, для частных – руководством предприятия.
Надбавки устанавливаются в виде процента от оклада. Доплаты – фиксированная выплата.
Раздел 9 «Итого»
Суммируются графы 5 — 8. Указываются все расходы в течение месяца.
Раздел 10 «Примечание»
В графу вносятся изменения, уточнения по штатному расписанию.
Когда составляется и утверждается?
Составляется штатное расписание при открытии нового предприятия, филиала, дочерней компании и т. д. и при внесении существенных изменений.
В связи с тем, что заработная плата выплачивается ежемесячно, наиболее корректно дату вступления в действие назначить на первое число месяца.
Утверждается штатное расписание на основании приказа или распоряжения за подписью руководителя предприятия или уполномоченного лица.
Также в штатном расписании в графу «Утверждено» следует внести соответствующие реквизиты. Далее данные заносятся в Журнал регистрации, после чего номер вносится в приказ. Далее после процедуры утверждения штатное расписание отправляется на хранение.
Образец заполнения 2019:
Важные нюансы
Округление штатных единиц
При введении штатной численности в штатном расписании могут присутствовать целые единицы и дробные.
Существует два варианта округления штатных единиц:
- Округление осуществляется по каждому подразделению.
- Округляются штатные единицы по нескольким подразделениям.
При этом:
- Ставки менее 0,13=0, т. е. откидываются.
- Ставки 0,13–0,37 приравниваются к 0,25 штатной должности.
- Ставки 0,38-0,62 округляются до 0,5 ставки.
- Штатные ставки 0,63-0,87 приравниваются к 0,75 ставки.
- Свыше 0,87 — полная ставка.
Составление штатного расписания для индивидуальных предпринимателей
Согласно законодательству индивидуальный предприниматель может нанять работников. С момента принятия работников он становится работодателем и должен вести штатное расписание. Исключение составляют случаи, когда подробно обязанности, форма деятельности работника расписаны в трудовом договоре.
Штатное расписание помогает избавиться от трудностей непредсказуемых ситуаций при работе со штатом.
При составлении штатного расписания для индивидуальных предпринимателей стоит придерживаться тех же принципов и правил, что и для крупных компаний.
Но как минимум стоит заполнить Графы 1-5.
Разработка штатного расписания в бюджетном учреждении
Штатное расписание — неотъмлемая часть работы любой бюджетной организации. Составляется также согласно стандартизированной форме Т-3 согласно всем вышеперечисленным принципам и особенностям.
Однако для бюджетных учреждения в обязательном порядке является использование:
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).
При составлении и введении штатного расписания на государственных предприятиях необходимо ссылаться на отраслевые нормативно-правовые акты.
Ознакомление сотрудников
В нормативно-правовых актах, касающихся трудовых вопросов, указано: работодатель обязан ознакомить работников с внутренним трудовым распорядком, а также прочими нормативными актами локального характера, которые непосредственно влияют на его трудовую деятельность.
Ознакомление осуществляется под роспись. Соответственно, если штатное расписание — нормативный акт локального характера, то ознакомление с ним должно осуществляться так же.
Из вышесказанного следует сделать вывод о необходимости ведения штатного расписания на любом предприятии. Для упрощения работы со штатом принята стандартизированная форма Т-3. Ее использование упростит работу и взаимодействие с контролирующими органами.