Сообщение как осваивал человек планету земля. Как происходило освоение Земли человеком? Основные этапы и особенности
Освоение земли человеком длилось не одно тысячелетие, но даже сейчас трудно утверждать, что этот процесс изучения нашей планеты закончен. Хотя, наверно, не существует ни одного уголка нашей земли, где не ступала нога человека, впереди человечество ждет еще немало тайн и открытий. Эти знания помогут лучше понять процессы, происходящие на всей планете в целом и дальнейшую судьбу нашей цивилизации.
Местом зарождения жизни на планете ученые считают Африку, с ее теплым и комфортным для проживания климатом. Около 2 миллионов лет назад началось постепенное расселение древних людей в Евразию и дальше на север. По мере вымирания ранних племен людей, этот процесс заканчивается. Более 100 000 лет назад, со времени возникновения разумного человека начинается второй этап освоения людьми земного пространства.
Первые сообщества людей, называемые речными, возникали в местах протекания полноводных рек Нила, Тигра и Евфрата. Выбор этих участков для поселения был обусловлен природными особенностями земель, расположенными вокруг рек. Плодородная почва, наличие пресной воды и дичи для охоты, делали эти места пригодными к жизни. В дальнейшем, численность людей стала неуклонно расти, и процесс освоения земли и расселения народностей стал происходить с постоянной регулярностью. На основании исследований и раскопок, ученые сделали поразительные открытия о местах миграции древних людей. Этот путь освоения земли в далеком прошлом проходил через сушу, находящуюся сейчас под толщей воды Берингова пролива.
Иногда большие группы людей и даже народности, оставляли родные и обжитые места и уходили в поисках более легких условий жизни в неизведанные края. Новые земли позволяли эффективнее развивать и осваивать земли для пашни и давали пищу и кров для разрастающихся древних племен. Научившись изготавливать орудия добычи пищи и защиты от диких животных, люди уже не так сильно нуждались в скалистых убежищах пещер. Поэтому они все охотнее селились на ровных землях, дающих пастбища для прирученных животных и поля для земледелия.
Как сложилось исторически, на планете есть места с большей плотностью расселения людей, а есть необжитые, малолюдные области. Благоприятный, мягкий климат этих мест, наличие плодородных земель, достаточное количество легко добываемых природных ресурсов, делают эти места наиболее привлекательными при выборе места жительства не только древних, но и современных людей. К таким местам относится большая часть Европы, Америки и Южной Азии. Северные районы, с холодными зимами и непродолжительными периодами тепла, освоены до сих пор недостаточно. Поэтому человечеству еще предстоит сделать много важных открытий в деле освоения земли.
- Жизнь и творчество Ги де Мопассана
Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан – известнейший французский автор большого количества рассказов и романов. Самые популярные: «Пышка», «Жизнь», «Милый свет» и многие другие.
- Жизнь и творчество Кондратия Рылеева
Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826 гг.) является одним из известных русских поэтов, примкнувших к восстанию декабристов.
- Уильям Гарвей вклад в биологию и медицину
Уильям Гарвей – величайший английский биолог и врач, которого можно назвать основателем новейшей физиологии и эмбриологии. Вклад Уильяма Гарвея в науку огромен, он описал не только малый и большой круги
- Происхождение человека - сообщение доклад
Как конкретно появился человек на земле никому неизвестно, но существуют различные версии и рассуждения происхождения человека на нашей земле.
- Бег на короткие дистанции (спринт) - доклад сообщение
Для начала следует сказать, что бег на короткие дистанции также называется «спринтом» и подразумевает для преодоления бегунами расстояния до 400 метров включительно. Этот вид легкой атлетики включен в олимпийскую программу
Расселение человека по материкам. Большинство ученых считает, что древняя родина человека - Африка и Юго-Западная Евразия. Постепенно люди расселились по всем материкам земного шара, за исключением Антарктиды (рис. 38).
Предполагают, что вначале они освоили удобные для жизни территории Евразии и Африки, а затем другие материки. На месте Берингова пролива существовала суша, которая около 30 тыс. лет назад соединяла северовосточную часть Евразии и Северную Америку. По этому сухопутному «мосту» древние охотники проникли в Северную, а затем и в Южную Америку, вплоть до островов Огненная Земля. В Австралию человек проник из Юго-Восточной Азии.
Находки ископаемых останков людей помогли сделать выводы о путях расселения человека.
Главные области расселения. Древние племена переселялись из одних мест в другие в поисках лучших условий для жизни. Заселение новых земель ускорило развитие животноводства и земледелия. Постепенно росла и численность населения. Если около 15 тыс. лет назад на Земле, как полагают, было около 3 млн человек, то в настоящее время численность населения достигла почти 6 млрд человек. Большинство людей живет на равнинах, где удобно обрабатывать пашню, строить фабрики и заводы, размещать населенные пункты.
На земном шаре выделяют четыре области большой плотности населения - Южную и Восточную Азию, Западную Европу и восточную часть Северной Америки. Это можно объяснить несколькими причинами: благоприятными природными условиями, хорошо развитым хозяйством, давностью заселения. В Южной и Восточной Азии в условиях благоприятного климата население с давних пор занимается земледелием на орошаемых землях, что позволяет собирать несколько урожаев в год и прокормить большое население.
Рис. 38. Предполагаемые пути расселения человека. Опишите природу регионов, по которым проходило переселение людей
В Западной Европе и на востоке Северной Америки хорошо развита промышленность, много фабрик и заводов, преобладает городское население. На Атлантическом побережье Северной Америки оседало население, переселявшееся сюда из стран Европы.
Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Природа земного шара - это среда жизни и деятельности населения. Занимаясь хозяйством, человек воздействует на природу, изменяет ее. При этом разные виды хозяйственной деятельности влияют на природные комплексы неодинаково.
Особенно сильно изменяет природные комплексы сельское хозяйство. Для выращивания культурных растений и разведения домашних животных требуются значительные площади. В результате распашки земель сократились площади под естественной растительностью. Почва частично потеряла свое плодородие. Искусственное орошение помогает получать высокие урожаи, но в засушливых областях излишние поливы приводят к засолению почвы и снижению урожая. Домашние животные также изменяют растительный покров и почву: они вытаптывают растительность, уплотняют почву. В условиях засушливого климата пастбища могут превратиться в пустынные участки.
Под влиянием хозяйственной деятельности человека большие изменения испытывают лесные комплексы. В результате бесконтрольной рубки площади под лесами на земном шаре сокращаются. В тропических и экваториальных поясах до сих пор выжигают леса, освобождая место для полей и пастбищ.
Рис. 39. Рисовые поля. Каждый росток риса высаживают вручную на залитые водой поля
Быстрый рост промышленности оказывает губительное влияние на природу, загрязняя воздух, воду и почвы. Газообразные вещества поступают в атмосферу, а твердые и жидкие - в почву и воду. При разработке полезных ископаемых, особенно открытым способом, на поверхности возникает много отходов и пыли, образуются глубокие большие карьеры. Их площадь постоянно растет, при этом также уничтожаются почвы и естественная растительность.
Рост городов увеличивает потребность в новых земельных площадях для домов, строительства предприятий, дорог. Изменяется природа и вокруг крупных городов, где отдыхает большое число жителей. Загрязнение окружающей природы отрицательно сказывается на здоровье людей.
Таким образом, на значительной части земного шара хозяйственная деятельность людей в той или иной мере изменила природные комплексы.
Комплексные карты. Хозяйственная деятельность населения материков отражена на комплексных картах. По их условным знакам можно определить:
- места добычи полезных ископаемых;
- особенности использования земель в сельском хозяйстве;
- районы выращивания культурных растений и разведения домашних животных;
- населенные пункты, некоторые предприятия, электростанции.
Изображены на карте и природные объекты, охраняемые территории. (На комплексной карте Африки найдите Сахару. Определите виды хозяйственной деятельности населения на ее территории.)
Страны мира. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся устойчивую группу - этнос (от греческого ethnos - народ), который может быть представлен племенем, народностью или нацией. Великие этносы прошлого создали древние цивилизации и государства.
Из курса истории вы знаете, какие государства существовали в древности на территории Юго-Западной Азии, в Северной Африке и в горах Южной Америки. (Назовите эти государства.)
В настоящее время существует более 200 государств.
Страны мира различают по многим признакам. Один из них - размер занимаемой ими территории. Бывают страны, которые занимают целый материк (Австралия) или половину его (Канада). Но есть страны очень маленькие, как, например, Ватикан. Его площадь 1 км - всего несколько кварталов Рима. Такие государства называют «карликовыми». Значительно различаются страны мира и по численности населения. Число жителей некоторых из них превышает сотни миллионов человек (Китай, Индия), в других - 1-2 миллиона, а в самых маленьких - несколько тысяч человек, например в Сан-Марино.
Рис. 40. Сплав леса приводит к загрязнению рек
Различают страны и по географическому положению. Наибольшее количество их расположено на материках. Есть страны, расположенные на больших островах (например, Великобритания) и на архипелагах (Япония, Филиппины), а также на небольших по площади островах (Ямайка, Мальта). Одни страны имеют выход к морю, другие удалены от него на сотни и тысячи километров.
Многие страны различаются и религиозным составом населения. Наиболее распространена в мире христианская религия (Евразия, Северная Америка, Австралия). По числу верующих ей уступает мусульманская религия (страны северной половины Африки, Юго-Западной и Южной Азии). В Восточной Азии распространен буддизм, а в Индии многие исповедуют индуистскую религию.
Различаются страны и по составу населения, по наличию памятников, созданных природой, а также человеком.
Все страны мира неоднородны также по особенностям развития хозяйства. Одни из них более развиты в хозяйственном отношении, другие - менее.
В результате стремительного роста населения и такого же быстрого роста потребностей в природных богатствах во всем мире усилилось влияние человека на природу. Хозяйственная деятельность нередко приводит к неблагоприятным изменениям в природе и к ухудшению условий жизни людей. Никогда еще за всю историю человечества так быстро на земном шаре не ухудшалось состояние природы.
Вопросы охраны природы, сохранения условий для жизни людей на нашей планете превратились в одну из важнейших глобальных проблем, затрагивающих интересы всех государств.
- Почему в разных местах земного шара плотность населения неодинакова?
- Какие виды хозяйственной деятельности людей особенно сильно изменяют природные комплексы?
- Как хозяйственная деятельность населения в вашей местности изменила природные комплексы?
- На каких материках особенно много стран? Почему?
Цели:
Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей;
- дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;
Оборудование: карта полушарий, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I . Организационный момент.
II . Проверка Д/З.
I П. Изучение нового материала.
Одним из самых сложных вопросов является вопрос о месте и времени возникновения человека на Земле.
Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Нет-нет, современный человек живет на Земле не так давно. Миллион лет назад появились пер вые разумные существа, предки современного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовления орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75). Однако развитие их не стояло на месте. Эти существа совершенствовались, развивали свои мыслительные способности, старательно осваивали окружающую их природу. И конечно, изменялись внешне. Человек современного типа, почти ничем не отличающийся от нас с вами, появился сравнительно недавно, примерно 40 тыс. лет назад.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ.
Цели:
Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей;
- дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;
Оборудование: карта полушарий, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка Д/З.
IП. Изучение нового материала.
Возникновение человека и его расселение по планете
Одним из самых сложных вопросов является вопрос о месте и времени возникновения человека на Земле.
Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Нет-нет, современный человек живет на Земле не так давно. Миллион лет назад появились пер вые разумные существа, предки современного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовления орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75). Однако развитие их не стояло на месте. Эти существа совершенствовались, развивали свои мыслительные способности, старательно осваивали окружающую их природу. И конечно, изменялись внешне. Человек современного типа, почти ничем не отличающийся от нас с вами, появился сравнительно недавно, примерно 40 тыс. лет назад.
К этому времени люди жили уже не только в Африке. Задолго до появления современного человека началось расселение - первобытных людей по планете. А с чего бы это им покидать свою родину? Неужели там плохо жилось? А дело в том, что людей становилось все больше, им было нужно больше еды и больше места. А поскольку наш первобытный предок был существом ловким, сообразительным и умеющим приспосабливаться к совершенно новым условиям обитания, он стал осваивать все новые и новые территории.
Пути расселения людей пролегали через континенты, с материка на материк. Почти 30 тыс. лет назад древние племена оказались в Северной Америке, а через 10 тыс. лет была освоена и Южная Америка (рис. 76). В одно время с Северной Америкой люди появились и в Австралии. Вот так и оказалось, что человек расселился по всей планете. Только до Антарктиды он не сумел добраться. Но, если бы даже он туда попал, вряд ли ему там понравилось бы.
Хозяйственная деятельность человека и ее последствия
Человек — не обычный обитатель нашей планеты. Это единственное существо на Земле, которое наделено разумом. Преобразование человеком природы в собственных целях называется хозяйственной деятельностью. Вместе с развитием человечества менялся и характер его хозяйственной деятельности.
Первобытный человек занимался охотой и собирал съедобные растения, поэтому не так уж и сильно изменял природу. Его отношения с природой были почти такими же, как и у любого крупного хищника. Человек брал у природы только то, что она охотно давала ему сама. Можно ли это считать хозяйственной деятельностью? Можно. Только это был пока еще самый примитивный тип хозяйства, которое называют присваивающим хозяйством.
Но примерно 10 тыс. лет назад жизнь человека начала меняться. Возможно, климат планеты изменился или человек стал слишком многочисленным, но охота перестала удовлетворять его потребности в пище. И человек начал приручать некоторых животных и выращивать те растения, которые прежде просто собирал. Так в жизни людей появляется сельское хозяйство. Сельское хозяйство уже давало человеку не только то, что природа готова отдать сама по себе. Нет, с его помощью человек стал производить продуктов питания больше, чем способна дать дикая природа. Человек стал меньше зависеть от природы. Так произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству (рис. 77). Переход к производящему хозяйству привел к усилению воздействия хозяйственной деятельности на природу.
Человек захватывал все новые территории, заменяя естественные ландшафты на антропогенные. Вырубались и выжигались леса, на освободившихся землях разбивались поля, прокладывались оросительные системы, строились населенные пункты и дороги, полностью вытеснялись дикие животные и растения. Представьте себе, число коров на нашей планете достигает 1,5 млрд! Это при том, что средняя численность многих диких видов животных исчисляется десятками и сотнями тысяч. Слов нет: корова прекрасное животное. Но представьте себе, скольким диким животным не хватило бы места на пастбищах Земли из-за бесчисленных коровьих стад.
Сельское хозяйство оказалось способным прокормить значительно большее число людей, чем простая охота и собирательство. В результате численность населения планеты стала быстро расти. А значит, возросла потребность в полях и пастбищах.
Производящее хозяйство продолжало развиваться. В течение многих веков все необходимые человеку для жизни предметы: одежду, обувь, мебель, посуду, орудия труда, оружие — производили ремесленники в многочисленных, но маленьких мастерских. К XVII в. ремесленничество уже не могло обеспечить товарами выросшее население. И оно уступило место промышленности (рис. 78). На крупных заводах, оснащенных сложными машинами, можно производить гораздо больше продукции. Но это требует больше угля, металла, древесины и других природных материалов для того, чтобы их перерабатывать на промышленных предприятиях. Быстро растет количество добываемых природных богатств. Строятся все новые шахты, карьеры. Прокладываются новые дороги, необходимые для того, чтобы перевезти добытые в природе полезные ископаемые на заводы и развезти готовую продукцию по многим городам. И города растут, потому что с появлением в них заводов и фабрик выросло число городских жителей. И все это происходит не на пустом месте. Все это строительство идет за счет природы. Хозяйственная деятельность человека все шире распространяется по планете, все сильнее влияет на природу планеты.
Вы помните, что в природе, в природном комплексе, все взаимосвязано. И даже если хозяйственная деятельность повлияет только на один из природных компонентов, это изменяет весь облик природы в данном месте. А может быть, ведет и к ее полному разрушению.
Конечно, на Земле остались территории, не подверженные влиянию человека, и их немало. Однако мы должны обязательно помнить о том, что их существование целиком зависит от воли человека, от его готовности сохранить эти уголки природы родной планеты нетронутыми. Хотя бы для того, чтоб и наши далекие потомки могли сказать: «Какая же красивая планета нам досталась!»
IV. Закрепление урока .
1. Около 1 млн лет назад в Африке появились предки современного человека, обладавшие зачатками разума. Человек современного типа появился 40 тыс. лет назад. Приблизительно 10 тыс. лет назад человеком были заселены все материки планеты, кроме Антарктиды.
2. Человек занимается преобразованием природы, то есть хозяйственной деятельностью. Первым видом такой деятельности были охота и собирательство. Почти 10 тыс. лет назад возникло сельское хозяйство. Еще позднее, в XVII в., началось развитие промышленности. В результате развития сельского хозяйства и промышленности воздействие человека на природу расширилось и усилилось.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание : § 16
Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, расселение народов и войны приводили к накоплению знаний об окружающем мире. Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Географические знания, накопленные народами Востока, были расширены великими мыслителями Древней Греции. Они пытались объяснить происхождение и строение окружающего их мира, изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт).
В период раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки. Однако и в эту пору было совершено немало географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли бороздили воды Индийского океана. Арабы основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.
Значительно расширились и знания европейцев о земном пространстве в 13 веке в результате путешествий в азиатские земли венецианских купцов.
Когда на смену феодализму пришел капитализм, снова, как и в древнем мире, возрос интерес к наукам.
В эпоху Великих географических открытий бурно развиваются торговля и мореплавание. Португальские и испанские корабли устремляются на поиски путей в богатую Индию. В конце 1492 года произошло открытие, ставшее величайшим событием в истории человечества - Х. Колумб открыл Америку. А в 1521 году началось первое кругосветное плавание под началом Магеллана. Географический горизонт европейцев расширился до небывалых для того времени размеров. Благодаря этим открытиям люди узнали об истинных размерах своей планеты, о соотношении суши и воды на Земле.
Во второй половине 17 и в 18 веке путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг материков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науки внутренние части континентов. В этот период впервые организуются научные экспедиции, цель которых, наряду с открытиями - исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий.
Многочисленные экспедиции 18 - 19 вв и начала 20 в. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.
Новейшие открытия (20 в) внесли большой вклад в развитие знаний о нашей планете. Они проводятся с применением новых методов изучения Земли в специально созданных научных организациях цель которых - проведение научных исследований. Во многих странах мира ученые организуют большие по масштабу экспедиции в Арктику и Антарктику. Ведется широкое изучение Мирового океана. Начало его исследования было положено английской экспедицией на судне «Челленджер», продолжено на русском «Витязе» и других кораблях. В 60-е гг.67 стран приняли участие в исследованиях планеты по программе Международного геофизического года.
Впервые увидеть шарообразность и рельефность Земли из космоса посчастливилось нашему соотечественнику Юрию Алексеевичу Гагарину, когда он 21 апреля 1961 года за 108 минут облетел Землю на корабле-спутнике «Восток».
Проблемы освоения Земли
Сегодня Землю изучают из космоса, посылают автоматические станции к другим планетам, сравнивают их природу с природой Земли и глубже познают ее как часть Вселенной. Так же создаются международные научные экспедиции, проводятся совещания, идет обмен научной информацией, но за все это время человеку так и не удалось целостно освоить землю. Даже в наш век, век информационных технологий, Земля полна для нас Таин и загадок.
Проникнуть в глубь земли человеку удалось всего на 12 - 15 км. Строятся тоннели, шахты для добычи полезных ископаемых, ведутся раскопки. И поэтому удалось изучить лишь ту часть литосферы, в которую нам удалось действительно проникнуть.
Очень скромно изучена мантия планеты. Дойти до ее глубины естественным путем невозможно и поэтому ученые могут исследовать ее во время извержения вулканов.
Так же плохо изучен океан. Не удается проникнуть на глубину более 200 км. Поэтому дно океана практически не исследовано.
Конечно используя самое совершенное оборудование человек удалось составить примерное представление о нашей планете. Но ведь примерное - это не точное.
Так почему же человеку до сих пор не удается целостно освоить Землю?
Существует целый ряд факторов которые не дают человеку это проникнуть во все сферы Земли и прежде всего это физические условия. Так самые глубокие шахты очень сложно построить потому что нет таких прочных материалов которые бы выдержали давление Земли. Так же, как известно, чем ближе к центру Земли, тем больше температура воздуха (температура ядра составляет 1000 оС), создается риск для жизни человека.
Из-за огромного давления под водой на подводных лодках не выдерживает оборудование. Человеку еще не удалось создать такой подводный аппарат, который мог бы опустить человека до дна морского без риска для жизни.
В условиях вечной мерзлоты очень тяжело строить дороги, здания, вести добычу полезных ископаемых. Но все же в мире накопился большой опыт строительства и хозяйственной деятельности в условиях вечной мерзлоты. В частности в нашей стране в суровых условиях были построены такие города как Норильск, Мирный Шаткин Г.А. Наша планета - Земля// Наука и жизнь.-1999.-№5, с.19-20..
География 7 класс
Тема урока:Земля планета людей
Дата проведения…………….
Цели урока:
· Познакомить учащихся с районами современного размещения населения, основными направлениями хозяйственной деятельности человека.
· Раскрыть экологические последствия деятельности человека на природу.
· Воспитывать чувства бережного отношения к окружающей природе
Оборудование : Карта полушарий,презентация подготовленная учителем «Освоение Земли человеком», карты атласа, контурные карты.
Форма урока: нестандартный урок-телепередача.
Ход урока
До теперешней нашей Земли, до её снегов и метелей
бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели.
Это личная их беда, за неё никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда
Смерть нашли в тупиковой ветви…
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь - направо и ветвь - налево
«Человек» разумный сидит на вершине этого древа
А над ним проносится век. Поворот. Круговороты
Да неужто и человек - тупиковая ветвь природы?!
(Р. Рождественский)
Представление гостей телестудии: эксперт-эколог, эксперт-географ,ученик-телеведущий, учитель - дублер.
Учитель: Ребята, вы должны сегодня понять размеры катастрофы, нависшей над нашей Землей и, не пугаясь, найти пути возможного выхода из неё с вашим участием и в будущем, когда вы станете взрослыми.
Ученик-телеведущий:
Прошло уже около Iмиллиона лет, как появился человек на Земле
В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от неё.
Древняя родина человечества Африка и Юго-Восточная Евразия. Освоив удобные места для жизни, человек расселяется на другие материки.
Слайды 3-5.
Задание классу: На контурную карту нанести пути расселения человека по материкам.
Заселение новых земель ускорило развитие животноводства и земледелия, постепенно росла численность населения. Если 15 тыс. лет назад на Земле, как полагают, было около 3 млн. человек. То в настоящее время около 7 млрд. человек.
Задание классу: Определить по карте плотно населенные районы мира.
Беда наступила тогда, когда человек стал добывать в природе не только необходимое для жизни, а занялся хищническим истреблением её богатств, Когда ослепленный жаждой наживы,перестал задумываться над последствиями.
Слайд 6. Один служитель зоопарка в г. Бронксе (США)повесил на стене вольера обыкновенное зеркало с надписью: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле»
Почему?
Только человек способен истребить целые виды животных.
Вот несколько видов из огромного списка потерь.
Слайды 7-11 .Посмотрите внимательно на этих животных. Их нет!
Сообщение:
1. О стеллеровой корове
Стеллерова корова была открыта в 1741 году Георгом Стеллером, врачом экспедиции В.И.Берингом. Сначала Стеллер полагал, что имеет дело с обыкновенным ламантином и называл животное «манатом». «Если меня спросили бы,сколько я видел их на острове, то я бы незамедлительно ответил - их невозможно сосчитать, они бесчисленны…» - писал Стеллер.
«Запах и вкус жира очень приятен и по вкусу сильно превосходит сало морских и домашних животных. Этот жир может храниться даже в самые жаркие дни, не тухнет и не воняет. Мясо красное,более плотное, чем говяжье, по вкусу от него не отличается, сохраняется в жаркие дни долго, без запаха… Молоко коров жирное и сладкое, по густоте и вкусу как овечье» - записал Стеллер в своих заметках.
В результате хищнического промысла к 1768г.стеллерова корова была полностью истреблена
2. О странствующем голубе
Странствующий голубь в огромных количествах обитал а Северной Америке, общая численность колонии оценивалась в 160 млн. особей на площади 2200кв.км.иногда на одном дереве было до сотни гнезд.Эти птицы стали пушечным мясом для местного населения, их убивали ради интереса.
3. Дронты
Дронты были нелетающими птицами величиной с гуся. Предположительно взрослая птица весила 20-25кг., в высоту достигала метра, лапы дронта с четырьмя пальцами напоминали индюшачьи, клюв массивный. Дронты не умели летать, хорошо плавать, быстро бегать. В результате многовековой эволюции дронты утратили крылья, на них осталось всего несколько перьев, а хвост превратился в маленький хохолок. Дронты водились на Маскаренских островах в Индийском океане.Дронты полностью вымерли с появлением на островах европейцев. Охота на дронта стала источником пополнения корабельных запасов, Для охоты достаточно было подойти и ударить палкой по голове.
4. О бизонах
Бизонов убивали ради развлечения, на пари,…чтобы ускорить движение поездов, «просто так». Шла компания за их полное уничтожение.Застрелив бизона, «охотник» брал только язык.Главная задача «бизонобоев» была убивать как можно больше, убивать животных быстрее, чем они размножались. «Так может делать только сумасшедший», - говорили индейцы. Много сил и времени пришлось затратить Америке и Канаде на то, чтобы сохранить бизона как вид.
Вот первые экологические последствия хозяйственной деятельности.
Вопрос классу:
1. К чему привели эти последствия?
2. Какой вклад в охрану животного мира вы могли бы внести в будущем?
Скотоводство и земледелие основа сельского хозяйства, а развитие сельского хозяйства сильно изменяет природные комплексы.
Слайды 12-15
Справка:
На образование 1 см почвы требуется 100 лет. Плодородие можно потерять за один полевой сезон. Ежегодно реки уносят в Мировой океан примерно 25млрд. т. почвы.
Ежегодная эрозия почвы с 14% в России до 44% в США.
Вопрос.
Каковы главные причины опустынивания?
Пустыня - её пространство медленно и неуклонно расширяется. Этот процесс связан прежде всего с неумеренной хозяйственной деятельностью человека.
Причин опустынивания много. Это и неумеренный выпас скота, когда предельная нагрузка на пастбище приводит к уничтожению растительного покрова и эрозии почв. Это и хищническая вырубка деревьев и кустарников вблизи жилья, что приводит в движение пески, засыпающие поля и деревни.
Вопрос: Как вести борьбу с опустыниванием?
Борьба с опустыниванием -одно из основных направлений международного сотрудничества в области охраны природы планеты. Посадка саксауловых лесов, улучшение пустынных пастбищ путем высева различных трав, мелиорация засоленных почв. К сожалению, масштабы опустынивания значительно превосходят фронт борьбы с нежелательными экологическими последствиями. Проводимые мероприятия чаще бывают эпизодическими.Слайды 16-17
Справка: В настоящее время площадь лесов составляет около 3,9 млрд. гектаров (около 30%поверхности суши). Более половины площади мировых лесов (51%)расположено на территории четырёх стран: Россия- 22%, Бразилия - 16%, Канада - 7%, США - 6%
Вопрос: Каковы основные причины,изменяющие природные комплексы лесов?
Ежегодно уничтожается лес на площади 125 тыс. кв.км, что равно территории таких стран как Австралия и Швейцария вместе взяты. Главными причинами уничтожения лесов являются:расширение сельскохозяйственных угодий и вырубка лесов с целью использования древесины.Леса вырубаются в связи со строительством,частыми пожарами, возникающими по вине человека.
Вопрос: Каковы экологические последствия уменьшения площади лесов?
Экологические последствия являются причиной исчезновения природного комплекса, уменьшения кислорода, загрязнение атмосферы вредными газами, а лес является своеобразным фильтром. Вырубка леса на больших площадях, как правило, увеличивает поверхностный сток воды и усиливает эрозию почвы, Исчезают различные виды растений, животных.
Вопрос:
Какие растения нашей местности находятся под охраной?
Какие мероприятия необходимы для восстановления лесов?
Леса подлежат охране и регулированию использования как источник древесины, охране от лесных пожаров. Часто причиной возгорания служит детская шалость,неосторожное обращение с огнем в лесу, нужна разъяснительная работа среди учащихся и взрослого населения.
Зачитывается отрывок из стихотворения Геннадия Михасенко «БрАЗ» (Похоронный романс).
Непонятное в природе!
Взять хотя бы корнеплод!
В нашем чудо-огороде
Слаще редьки хрен растет!
Овощи - чудовища!
Разве это овощи?!
Не морковь, а просто срам,
Не щадя усилия,
Вырвешь не морковь, а храм
Блаженного Василия.
Как тут черта не помянешь
Восьмирогий корнеплод,
Что из грядки не потянешь
Или гниль, или урод.
Эти испражнения БрАЗа,
Хуже ведьменного сглаза
Посмотри-ка вдаль, братва,
Ядовитая ботва
Поднимается от БрАЗа
Наша гибель и зараза
Задание: Объясните, почему в стихотворении описаны такие явления?
Вопрос: Какое влияние оказывают предприятия городов на окружающую среду?Постарайтесь объяснить.
Задание: Самостоятельно заполнить схему в рабочие тетради
Хозяйственная деятельность человека
Итог урока: Окружающая нас природа серьезно больна, а это значит, больны и мы с вами.Долг наш быть «Человеком» с большой буквы.Поэтому каждый из нас должен поступать по-человечески.
Оценить деятельность учащихся можно по следующим критериям:
1. Выполнение работ на контурной карте.
2. Заполнение таблицы в тетрадях
3. Ответы учащихся на поставленные вопросы.
4. Выступления учащихся с дополнительными сообщениями.
Домашнее задание. Параграф 16, подготовить реферат на тему: Природная зональность