Сертификация оит. Обязательная сертификация в атомной энергетике и промышленности Реестры выданных сертификатов
Название документа: | О введении в действие Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (дополнение к документу ОИТ-0013-2000) |
Номер документа: | 30/5/14 |
Вид документа: |
Приказ Госстандарта России Приказ Госатомнадзора России Приказ Минатома России |
Принявший орган: |
Госстандарт России Госатомнадзор России Минатом России |
Статус: | Действующий |
Опубликован: | Вестник Госстандарта России, N 3, 2002 год |
Дата принятия: | 21 января 2002 |
Дата начала действия: | 15 июня 2002 |
О введении в действие Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О введении в действие Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
(дополнение к документу ОИТ-0013-2000)*
________________
* Вестник Госстандарта России, 2000, N 7, с.65
В целях обеспечения реализации положений статьи 37 Федерального закона Российской Федерации "Об использовании атомной энергии" и в соответствии с требованиями документа "Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Порядок разработки и ведения Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации" (ОИТ-0015-2000), утвержденного Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии
приказываем:
1. Ввести в действие с 15 июня 2002 года Номенклатуру оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудование, изделий и технологий для ядерных установок радиационных источников и пунктов хранения (дополнение к документу ОИТ-0013-2000), утвержденную Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (приложение).
2. Руководителю Департамента атомной науки и техники Министерства Российской Федерации по атомной энергии Ю.А.Соколову, начальнику Управления по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности В.А.Гривизирскому и начальнику Управления машиностроения Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии В.В.Шильдину обеспечить публикацию дополнения к документу ОИТ-0013-2000 в открытой печати.
3. Заместителю руководителя Департамента атомной науки и техники Министерства Российской Федерации по атомной энергии Ю.Г.Ткачуку и заместителю начальника Управления по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности А.В.Агееву выдавать разъяснения по применению дополнения к документу ОИТ-0013-2000 совместно.
4. Руководителям департаментов, управлений, акционерных обществ (по согласованию), организаций и предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии, руководителям подразделений центрального аппарата, межрегиональных территориальных округов и НТЦ ЯРБ Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, руководителям подразделений центрального аппарата и подведомственных организаций и предприятий Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии принять настоящий приказ к руководству и исполнению.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Российской Федерации по атомной энергии Б.И.Нигматулина, заместителя начальника Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности A.M.Жокина, первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии И.А.Коровкина.
Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
Ю.А.Румянцев
Начальник Федерального
надзора России по ядерной
и радиационной безопасности
Ю.Г.Вишневский
Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
Б.С.Алешин
Номенклатура оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источни
УТВЕРЖДАЮ
Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
А.Ю.Румянцев
Начальник Федерального
надзора России по ядерной
и радиационной безопасности
Ю.Г.Вишневский
Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
Г.П.Воронин
НОМЕНКЛАТУРА
оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
(дополнение к документу ОИТ-0013-2000)
Введение
Настоящий документ является дополнением к , введенной в действие совместным приказом Минатома России, Госатомнадзора России и Госстандарта России от 24.04.2000 N 233/28/152 (далее - Номенклатура и Дополнение к Номенклатуре). Дополнение к Номенклатуре подготовлено во исполнение решений Центрального органа Системы в целях ее развития в соответствии с Федеральным законом Российской федерации "Об использовании атомной энергии" (ст.37) и "Областью действия Системы" .
Документ включает дополнительные группировки ОИТ, подлежащих обязательной сертификации, а также обобщенные характеристики (показатели) ОИТ, подтверждаемые при сертификации и обозначении основных определяющих нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация. Конкретизация характеристик (показателей) ОИТ и уточнение нормативных документов проводится при сертификации конкретных ОИТ.
Дополнение к Номенклатуре разработано в порядке и в соответствии с требованиями документа "Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации. Порядок разработки и ведения Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации" (ОИТ-0015-2000).
Обязательной сертификации подлежат ОИТ, поставляемые на объекты использования атомной энергии и включенные в Номенклатуру и Дополнение к Номенклатуре, в следующие сроки:
а) с даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре):
- ОИТ, разработка которых (техническое задание, технический проект, рабочая конструкторская документация) начата после даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре);
- впервые изготовляемые ОИТ, производство которых начато после даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре), в том числе по документации, разработанной до даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре);
- модернизируемые и модифицируемые* ОИТ;
________________
* Определение согласно Р-50-601-12 "СРПП. Модернизация, модифицирование и совершенствование выпускаемой продукции".
- ОИТ массового, серийного, единичного, повторяющегося единично производства, изготовление которых возобновляется после перерыва за год и более до даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре);
- ОИТ, которые к дате введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре) имели сертификаты, выданные в других системах сертификации (с учетом установленных в Системе процедур признания результатов ранее проведенных испытаний и сертификатов, выданных в других системах сертификации);
б) через двенадцать месяцев после даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре):
- ОИТ массового, серийного, единичного, повторяющегося единичного производства, изготовление которых начато до даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре) и продолжается без перерыва.
Сертификация ОИТ проводится в порядке, установленном в Системе, включая процедуры признания результатов ранее проведенных испытаний и сертификатов, выданных в других системах сертификации.
Номенклатура и Дополнение к Номенклатуре распространяются на оборудование и изделия, реализуемые на территории Российской Федерации, а также экспортируемые и импортируемые.
В отношении сертификации экспортируемых и импортируемых ОИТ, включенных в Номенклатуру и Дополнение к Номенклатуре, действуют правила, установленные в Системе. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, то применяются правила международных договоров.
Дополнение к Номенклатуре вводится в Российской Федерации совместным приказом Минатома России, Госатомнадзора России и Госстандарта России. Введение Дополнения к Номенклатуре осуществляется через шесть месяцев после утверждения приказа.
Заместитель руководителя
Департамента атомной науки
и техники Минатома России
Ю.Г.Ткачук
Начальник
Управления машиностроения
Госстандарта России
В.В.Шильдин
Заместитель начальника
Управления по надзору за
качеством и технической
безопасностью оборудования
для ядерно- и радиационно
опасных объектов
Госатомнадзора России
А.В.Агеев
Приложение
Наименование ОИТ | Характеристики (показатели) ОИТ, подтверждаемые при сертификации | Обозначение определяющего нормативного документа, на соответствие которому проводится сертификация |
||||||
Приборы радиоизотопные | 1. Функциональные показатели | НП- 001*** |
||||||
2. Показатели надежности | ГОСТ 17134 |
|||||||
Приборы и аппаратура для систем автоматического | 1 . Функциональные показатели | НП-001*** |
||||||
пожаротушения и пожарной сигнализации | 2. Показатели надежности | |||||||
3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям | ||||||||
Извещатели пожарные, извещатели | 1 .Функциональные показатели | НП-001*** |
||||||
охранные, устройства приемно- | 2. Показатели надежности | НПБ70 |
||||||
контрольные охранно-пожарные, устройства | 3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям | |||||||
сигнально-пусковые охранно- пожарные, приборы и оповещатели охранно-пожарные | 4. Требования электромагнитной совместимости** | Насосы и насосные агрегаты, их комплектующие | 1. Функциональные показатели | ПНАЭГ- 5- 006 |
||||
составные части | 2. Показатели надежности | ПНАЭГ- 7- 006 |
||||||
ПБЯ РУ АС**** |
||||||||
4. Показатели безопасности | ПТБ |
|||||||
5. Конструктивные показатели | Приводы (электро приводы, пневмотприводы | 1. Функциональные показатели | НП-001*** |
|||||
механизмы исполнительные | 2. Показатели надежности | ПТБ |
||||||
арматуре трубопроводной промышленной и специальной | 3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям, включая работоспособность при аварийных условиях | ПБЯ-РУ АС**** |
||||||
4. Показатели безопасности | Арматура трубопроводная промышленная | 1. Функциональные показатели | ПНАЭГ-5-006 |
|||||
и специальная, ее комплектующие составные части | 2. Показатели надежности | ПНАЭГ-1-009 |
||||||
3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям, включая работоспособность при аварийных условиях | НП-001*** |
|||||||
4. Показатели безопасности | ПБЯ РУ АС**** |
|||||||
5. Конструктивные | ||||||||
показатели | ООТ- 08042462 |
|||||||
6. Требования электромагнитной | ||||||||
совместимости** | ГОСТ 15.001 |
|||||||
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИКАЗ
Приказываем:
1. Утвердить "Систему сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения" (прилагается).
2. Ввести "Систему сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения" с 01.01.99.
Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
Е.О.Адамов
Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации,
метрологии и сертификации
Г.П.Воронин
Начальник Федерального
надзора России по
ядерной и радиационной
безопасности
Ю.Г.Вишневский
И.о. Министра промышленности
и торговли Российской Федерации
Г.В.Габуния
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
30 июня 1998 года.
Регистрационный N 1546
Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
УТВЕРЖДЕНА
приказом
Минатома России,
Госстандарта России,
Госатомнадзора России
от 22.04.98
N 281/168/39
Основные положения
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает цели, принципы, организационную структуру и основные правила Системы сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - Система) и определяет взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности (далее - организации), а также физическими лицами, деятельность которых связана с разработкой, изготовлением, испытаниями, использованием и сертификацией оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - ОИТ), включая сертификацию систем качества и производств ОИТ в соответствии с утвержденными формами сертификации.
Документ разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 N 5151-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 год, N 26, ст.966), Законом Российской Федерации "О стандартизации" от 10.06.93 N 5154-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 год, N 25, ст.917), Федеральным Законом "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 N 170-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 год N 48, ст.4552) , а также , утвержденными постановлением Госстандарта России от 16.02.94 N 3 , регистрационный N 521 от 21.03.94 (газета "Российские вести", 1994 год, N 56), и Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации , утвержденным постановлением Госстандарта России от 21.09.94 N 15 , регистрационный N 826 от 05.04.95 ("Российская газета" от 12.05.95, N 91).
Положения настоящего документа соответствуют Руководствам ИСО/МЭК (в т.ч. ИСО/МЭК 2, 7, 16, 23, 25, 27, 28, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 53, 54, 55, 56), стандартам ИСО серии 10000 и европейским стандартам серии 45000.
2. Общие положения
2.1. Система предназначена для проведения обязательной сертификации ОИТ, в том числе импортируемых, в соответствии с Федеральным Законом "Об использовании атомной энергии" .
Сертификация ОИТ в Системе осуществляется как сертификация соответствия.
2.2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации ОИТ осуществляется федеральными органами исполнительной власти - Минатомом России, Госстандартом России и Госатомнадзором России совместно в соответствии с действующим законодательством и Положениями о них, а также документами Системы.
2.3. Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом Система строится в соответствии с действующими международными нормами и правилами.
2.4. Система взаимодействует на основе соглашений с другими системами сертификации, в т.ч. международными, региональными, национальными, а также с системами контроля безопасности, которые функционируют под руководством специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
2.5. Сертификация конкретных видов ОИТ проводится в соответствии с документами, определяющими порядок сертификации этих видов ОИТ и конкретизирующими положения Системы с учетом специфических особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставок и использования.
3. Цели и принципы Системы
3.1. Основными целями Системы являются:
Подтверждение соответствия характеристик (параметров) ОИТ, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии, установленным нормативным требованиям;
Содействие повышению качества и конкурентоспособности ОИТ.
3.2. Работа по сертификации в Системе организуется для конкретных видов ОИТ по правилам сертификации, установленным в Системе, с учетом особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставки и использования.
3.3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в документах Системы, то применяются правила международного договора.
3.4. Требования по сертификации ОИТ являются обязательными при заключении контрактов на поставку ОИТ, входящих в номенклатуру ОИТ для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации.
3.5. Система предусматривает информирование потребителей (покупателей, заказчиков), изготовителей (продавцов, исполнителей), органов по сертификации, сертификационных экспертных центров, испытательных лабораторий (центров) (далее - испытательные лаборатории), а также других заинтересованных организаций о правилах и результатах аккредитации и сертификации, об участниках сертификации.
3.6. При сертификации в Системе должны соблюдаться требования Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.93 N 5485-1 ("Российская газета" от 21 сентября 1993 года, N 182), а также конфиденциальность в отношении коммерческой информации.
3.7. В соответствии с Законом РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25.10.91 N 1807-1 (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740) официальным языком Системы является русский. Все применяемые в Системе документы оформляются на русском языке.
4. Нормативные документы
4.1. Сертификация ОИТ в Системе проводится на соответствие обязательным требованиям государственных и отраслевых стандартов, норм и правил, применяемых в области использования атомной энергии, технических условий, а также международных и национальных стандартов, введенных в действие в Российской Федерации в установленном порядке (далее - нормативные документы).
При проведении сертификации по согласованию с Центральным органом Системы допускается использование иных документов.
4.2. Перечень нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация конкретных ОИТ, устанавливается при аккредитации органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий по данным видам ОИТ.
5. Участники обязательной сертификации
5.1. Участниками обязательной сертификации в Системе являются:
Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России;
Центральный орган Системы;
Органы по сертификации;
Сертификационные экспертные центры;
Испытательные лаборатории;
Изготовители (продавцы, исполнители).
5.2. Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии со совместно:
Создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
Осуществляют выбор способа подтверждения соответствия ОИТ требованиям нормативных документов (формы сертификации);
Определяют центральный орган Системы;
Аккредитуют органы по сертификации, экспертные сертификационные центры и испытательные лаборатории и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);
Ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
Устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
Устанавливают правила аккредитации;
Осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными ОИТ;
Рассматривают апелляции по вопросам сертификации;
Выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.
Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации совместно:
Утверждают номенклатуру ОИТ, подлежащих обязательной сертификации (п.2.8) ;
Разрабатывают и заключают соглашения с другими системами сертификации (п.2.3).
5.3. Центральный орган Системы определяется совместным решением Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России и действует в соответствии с документами, используемыми в Системе.
Основной задачей Центрального органа Системы является обеспечение функционирования и совершенствования Системы.
Центральный орган Системы в соответствии со :
Организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
Рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий.
5.4. Органы по сертификации в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" :
Сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
Приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
Предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Органы по сертификации в соответствии с пунктом 3.5 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации :
Формируют и актуализируют фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
Осуществляют инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ.
В отсутствии органов по сертификации в соответствиии с пунктом 1.1 "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации" сертификацию ОИТ проводят Минатом России и Госатомнадзор России. В этом случае сертификация ОИТ осуществляется на основании совместного решения (приказа) по Минатому России и Госатомнадзору России.
5.5. Сертификационные экспертные центры, аккредитованные в установленном в настоящей Системе порядке:
Осуществляют экспертизу представленных изготовителем (продавцом, исполнителем) и испытательной лабораторией документов;
Готовят заключение для принятия решения о возможности выдачи органом по сертификации сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;
Подготавливают необходимые документы для выдачи органом по сертификации сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;
Участвуют по поручению органа по сертификации в инспекционном контроле за сертифицированными ОИТ;
Анализируют и участвуют в формировании фонда нормативных документов, необходимых для сертификации;
Представляют изготовителю (продавцу, исполнителю) по его запросу необходимую информацию в пределах своей компетенции;
Подготавливают предложения по привлечению испытательных лабораторий и согласовывают их с органом по сертификации.
5.6. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном в настоящей Системе порядке, осуществляют испытания конкретных видов ОИТ или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
5.7. Органы по сертификации, сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории действуют в соответствии с положениями о них.
5.8. Изготовители (продавцы, исполнители) ОИТ, реализуемых на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" обязаны:
Реализовывать эти ОИТ только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;
Обеспечивать соответствие реализуемых ОИТ требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы, и маркирование их знаком соответствия в установленном порядке;
Указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должны соответствовать ОИТ, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
Приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированных ОИТ, если они не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицированы, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;
Обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию ОИТ и контроль за сертифицированными ОИТ;
Извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированных ОИТ.
5.9. Непосредственная работа в органах по сертификации, сертификационных экспертных центрах и испытательных лабораториях осуществляется с обязательным участием экспертов, аттестованных и зарегистрированных в соответствии с установленным в Системе порядком.
6. Правила сертификации в Системе
6.1. Органами по сертификации, сертификационными экспертными центрами и испытательными лабораториями могут быть аккредитованные в Системе организации, обладающие необходимой компетенцией и имеющие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, необходимые лицензии.
6.2. Аккредитация органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий осуществляется в соответствии с установленным в Системе порядком.
Официальное признание органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий удостоверяется аттестатом аккредитации.
6.3. Сертификация ОИТ проводится в соответствии с порядком, установленным в Системе.
6.4. На ОИТ, для которых по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, органом по сертификации выдается сертификат соответствия. Сертифицированные ОИТ маркируются знаком соответствия в порядке, установленном в Системе.
6.5. Сертификация отечественных, включая экспортируемые, а также импортируемых ОИТ проводится по одним и тем же правилам Системы, за исключением случаев, предусмотренных в п.3.3 настоящего документа.
6.6. Сертификаты и аттестаты аккредитации в соответствии с пунктом 4.8 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации вступают в силу с даты регистрации их в государственном реестре.
Аккредитованные сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории, нарушающие правила Системы, исключаются из государственного реестра в установленном порядке.
Информация об этом доводится до участников Системы и других заинтересованных организаций.
6.7. Проведение инспекционного контроля за деятельностью Центрального органа, аккредитованных в Системе органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий организуют Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в пределах своей компетенции (в соответствии с п.5.2 настоящего документа).
Инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ и состоянием их производства организует орган, проводящий их сертификацию.
Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных в Системе органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий, а также за сертифицированными ОИТ и состоянием их производства осуществляется с привлечением региональных и территориальных органов, базовых организаций по стандартизации и метрологии и других организаций Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России.
6.8. При возникновении спорных вопросов, связанных с деятельностью органов по сертификации, сертификационных экспертных центров, испытательных лабораторий, заинтересованная сторона может подать апелляцию. Апелляции в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" рассматриваются Центральным органом Системы.
Апелляции по вопросам сертификации в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" рассматривают совместно Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России.
7. Финансирование работ
7.1. Финансирование работ в Системе осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" .
Зам.начальника
Департамента
исследований в
области атомной науки и техники
Минатома России
Ю.Г.Ткачук
Начальник Управления
машиностроения
Госстандарта России
В.В.Шильдин
Зам.начальника Отдела
по надзору за качеством
и сертификацией оборудования
для ядерно- и радиационно
опасных объектов
Госатомнадзора России
А.В.Агеев
Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти",
N 16, 27.07.98
Атомная отрасль – потенциальный источник опасности, недаром к ней предъявляются повышенные требования безопасности и сертификации ОИТ. Сертификация ОИТ является обязательной, регламентируется ст. 37 Федерального Закона «Об использовании атомной энергии», подтверждает соответствие характеристик изделий, технологий отраслевым требованиям атомной индустрии РФ.
Этот документ необходим тем организациям и поставщикам, кто поставляет оборудование на объекты использования ядерных установок. Этот документ – прямое доказательство соответствия оборудования, комплектующих и материалов требованиям нормативных документов в области использования атомной энергии, подтверждение его качества и эксплуатационной надежности.
Особенности выдачи
При проведении сертификации ОИТ следует учесть некоторые нюансы:
- необходимость проведения испытаний;
- наличие протоколов соответствия требованиям безопасности атомной отрасли, выданных за рубежом, могут быть подтверждены на территории РФ без проведения дополнительных испытаний;
- комплект документов разрабатывается с учетом требований и критериев ядерной безопасности.
Получение сертификата ОИТ возможно на разные сроки. Длительность зависит от спецификации и вида оборудования, изделий, степени готовности предприятия к проверочным мероприятиям, но занимает не более 4 месяцев. У профессионального коллектива ГК «Эталон» за плечами годы практики с высокими показателями. Проводимая нами сертификация ОИТ имеет высокое качество и подтверждена аттестатами по аккредитации. Расчет цены проходит по каждому заказу индивидуально. Бесплатная консультация сотрудников поможет получить ответы на все интересующие вопросы.
Схема подготовки выдачи документа
Чтобы оформить и получить сертификат ОИТ необходимо пройти следующие этапы:
- Обращение заказчика в центр сертификации. Прохождение консультации со специалистом и определение всех деталей. Выбор схемы сертификации.
- Предоставление требуемого комплекта документов для получения сертификатов.
- Проверка комплекта документов на соответствие или несоответствие установленным требованиям, при необходимости проводится доработка комплекта – соответствующие рекомендации выдаются сотрудниками компании.
- Проведение проверки предприятия.
- Оформление сотрудниками документа и его регистрация в госреестре. Сертификат получает уникальный номер регистрации;
- Вручение документа заказчику.
Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее по тексту – система ОИТ 2) начала создаваться в 1998 г. совместно Минатомом России, Госстандартом России, и Госатомнадзором России. Это были годы, когда сертификация, как одна из форм подтверждения соответствия требованиям НД с уклоном на экономическую самостоятельность, начинала свое развитие в РФ.
Система ОИТ, организованная в соответствии с Федеральным законом «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) и Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» (1995 г.) устанавливает :
- полномочия федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области сертификации другими законодательными актами РФ;
- выполнение федеральными органами исполнительной власти организации работ по обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции;
- необходимость государственной регистрации в установленном порядке систем сертификации в Росстандарте;
- установление федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на это, форм обязательной сертификации с учетом сложившейся международной и зарубежной практики;
- состав участников обязательной сертификации, их полномочия и обязанности;
- условия ввоза импортной продукции;
Другие необходимые для деятельности системы ОИТ положения.
В 1999 г. Госстандарт зарегистрировал систему ОИТ. К этому времени были разработаны и введены в действие основные документы системы ОИТ (прил. 8). В настоящее время этот перечень включает в себя более 20 документов .
Одной из основных целей сертификации является установление контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества и подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. В связи с этим область действия системы ОИТ, определенная в ОИТ-0001-1998, относится к сертификации продукции применяемой на ядерных установках, радиационных источниках или в пунктах хранения и важной для их безопасности, а также продукции, производимой ими и представляющей собой ядерную и/или радиационную опасность.
Сертификация в системе ОИТ рассматривается в качестве инструмента, позволяющего подтвердить качество продукции, поставляемой на объекты ИАЭ или производимой ими, что в конечном итоге должно сказаться на общем уровне безопасности этих объектов. Это согласуется с существующим в международной практике подходом к обеспечению безопасности ИАЭ.
Структура системы ОИТ включает в себя Центральный орган, Орган по сертификации, Рабочий орган, сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном в системе ОИТ порядке, четыре из которых аккредитованы за рубежом. В Системе аккредитован также учебный центр – Московский институт повышения квалификации Корпорации «Росатом» (рис.5.2., рис. 5.3.). Функции федеральных органов исполнительной власти по организации сертификации и участию в ее проведении установлены основополагающим документом этой системы: ОИТ-0001-1998.
На начальном этапе организации системы ОИТ Центральный орган , состоящий из представителей Корпорации «Росатом», Росстандарта и Ростехнадзора, выполняет координирующие и регулирующие функции при установлении правил и процедур при сертификации продукции в системе ОИТ. Деятельность Центрального органа регламентируется документом ОИТ-0002-1998.
Непосредственно сертификацией занимаются Органы по сертификации в соответствии с функциями, возложенными на них документом ОИТ-0012-2000, в том числе:
Рис.5.2. Структура системы сертификации ОИТ.
Сертификация оборудования, изделий и технологий;
Выдача сертификатов;
Приостановка или отмена действия выданных ими сертификатов;
Предоставление заявителю необходимой информации (в пределах компетенции);
Проведение инспекционного контроля сертифицированных оборудования, изделий и технологий;
Формирование и внедрение фонда НД, необходимых для сертификации.
В системе ОИТ имеются организации, получившие лицензии от Ростехнадзора на право проведения работ в объеме ОК с выдачей соответствующего сертификата соответствия, в том числе автономная некоммерческая организация (АНО) «Атомсертифика», АНО «Атомтехнотест» и др. Это организации, имеющие специализацию по определенным видам деятельности, и обладающие необходимым комплектом испытательного оборудования и опыта работы в этой области ИАЭ.
В системе ОИТ аккредитовано свыше 35 сертификационных экспертных центра и свыше 40 испытательных лабораторий, функции которых установлены документами ОИТ-0005-1999 и ОИТ-0010-1999
Особенности работы испытательных лабораторий, отличающие их работу от подобных лабораторий других систем сертификации, состоят в следующем :
Испытания, подтверждающие соответствие параметров оборудования, изделий и технологий, должны проводиться в условиях, максимально приближенных к условиям их эксплуатации на объектах ИАЭ, включая и условия работы ОИТ при отказах и проектных авариях, если иное не требуется НД для конкретного вида испытаний;
При испытаниях оборудования, изделий и технологий, содержащих ядерные материалы или радиоактивные вещества или изготовленных из этих материалов изделия, должны выполняться требования соответствующих законодательных актов, федеральных норм и правил и иных НД, действующих в области ИАЭ.
В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии » предусмотрена обязательная сертификация всего оборудования, изделий и технологий без каких-либо исключений. Соответствующие ограничения на область действия системы ОИТ определяется документом ОИТ-0001-1998.
Следует заметить, что процедура сертификации в системе ОИТ выполняется в два этапа. На первом этапе по результатам предварительной экспертизы дается заключение о полноте учета требований НД, распространяющихся на данное оборудование, и о полноте подтверждения этих требований (протоколами испытаний, расчетами). На этом этапе Заявителю рекомендуется исправить выявленные недочеты (провести дополнительные испытания, откорректировать документацию и др.). На втором этапе производится анализ результатов дополнительных испытаний и исправлений документации. Затем проводится экспертиза основных и дополнительных материалов и определяется возможность выдачи сертификата соответствия.
Проведение работ по сертификации в два этапа помогает Заявителям обеспечить выполнение всех нормативных требований, действующих для конкретного вида оборудования и внести необходимые изменения в конструкторскую и технологическую документацию на изделие, а также провести весь спектр испытаний для достижения качества ОИТ для объектов ИАЭ необходимого уровня безопасности.
Сертификат выдается только при условии подтверждения всех характеристик (показателей) оборудования и изделий, важных для безопасности объектов ИАЭ.
Кроме того, вся серийная продукция, проходящая сертификацию в системе ОИТ, подвергается ежегодному инспекционному контролю в процессе которого проверяется изменение технологии изготовления продукции, документация, стабильность характеристик продукции. В соответствии со схемой сертификации системы ОИТ предусматривается проведение проверки производства на предприятии-изготовителе по утвержденной программе.
В отличии от других систем обязательной сертификации, в том числе ГОСТ Р, при сертификации в системе ОИТ подтверждаются следующие обязательные требования к:
Безопасности объекта ИАЭ в соответствии с принятой классификацией;
Показателям назначения (функциональным показателям);
Показателям надежности;
Показателям пожаробезопасности;
Показателям электробезопасности;
Конструктивно-технологическим характеристикам;
Устойчивости к внешним воздействующим факторам (сейсмические, радиация, механическим воздействиям, дезактивирующим растворам, климатическим воздействиям (температура, влажность, давление, коррозионно-активные агенты в атмосфере);
Электромагнитной совместимости;
Метрологическому обеспечению;
Программному обеспечению;
Маркировке и упаковке;
Транспортированию и хранению;
Условиям поставки импортного оборудования, комплектующих и материалов;
Материалам и полуфабрикатам;
Комплектующим изделиям.
Рис.5.3. Схема проведения сертификации
Примечание. Перечень и номенклатура системы ОИТ, подлежащих обязательной сертификации в системе ОИТ представлен документами , в которую входит 37 объектов (оборудования и изделий), что составляет менее 25% всего планируемого списка оборудования, изделий и технологий. Отсутствие некоторых позиций в номенклатуре сертифицируемых в системе ОИТ объясняется рядом причин, в том числе отсутствием аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий, способных действовать в объеме всех видов ОИТ, а также отсутствием ряда НД, на соответствие требований которых необходимо проведение сертификации. Порядок пополнения перечня ОИТ-0013-2000 и критерии включения в него, представлены в документе ОИТ-0015-2001.
Тем не менее, для сертификации продукции в системе ОИТ, не представленных в настоящее время в ОИТ-0013-2000 (оборудование системы обращения с РАО, контейнеры для отработавшего ядерного топлива и др.), действует схема проведения сертификации с участием экспертной комиссии, заменяющей собой экспертный центр, отсутствующий для этого вида ОИТ.
Сертификация вносит существенный вклад в обеспечение безопасности объектов ИАЭ, поскольку практика сертификации в системе ОИТ позволила:
Выявить ОИТ, не вполне соответствующие требованиям НД в области ИАЭ;
Установить при проведении сертификационных испытаний параметры ОИТ, которые не были определены изготовителями;
Ввести ограничения на параметры применения ОИТ на объектах ИАЭ в связи с неполным подтверждением обязательных требований.