Самосовершенствование через самоменеджмент. Принципы самоменеджмента
Самоменеджмент. Под ред. Парахиной В.Н., Перова В.И.
М.: 2012. - 368 с.
Учебное пособие представляет собой обобщение теоретического исследования и практического опыта преподавания самоменеджмента в российских вузах.Актуальность изучения проблем самоменеджмента определена огромной загруженностью руководителей и специалистов, постоянными стрессовыми ситуациями, возникающими в связи с этим в их работе. Курс самоменеджмента является основополагающим для формирования у руководителей и специалистов знаний и умений правильно распределять свое время, организовать рабочий день, а также для формирования здорового образа жизни и поддержания длительной трудовой и личной активности - все это крайне важно и необходимо для любого человека, а для менеджера - признак его профессиональной пригодности.В учебном пособии комплексно рассмотрены все стороны самоменеджмента, приводятся рекомендации формирования практических навыков грамотного управления собой, что в условиях перехода к компетентностному подходу к подготовке выпускников вузов может быть основой для формирования ряда компетенций, включая самомотивацию, самоорганизацию, умение управлять своим временем, планировать рабочий день и др.Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, руководителей и специалистов организаций, думающих о своем будущем и стремящихся максимально использовать имеющееся у них время. Ключевые слова: самоменеджмент, самомотивация, планирование своей деятельности, самоконтроль, методы управления своим временем, личная работоспособность, управление деловой карьерой, управление ресурсом личной платежеспособности, управление ресурсом образованности, развитие своего собственного потенциала.
Формат: pdf
Размер: 7 Мб
Смотреть, скачать: yandex.disk
Содержание
Введение 5
1. Сущность и функции самоменеджмента, его составные части 9
1.1. Понятие «самоменеджмент», его составные части 10
1.2. Содержание основных функций самоменеджмента 15
1.2.1. Самомотивация 16
1.2.2. Принятие решений по предстоящим делам 23
1.2.3. Планирование своей деятельности 28
1.2.4. Коммуникации и восприятие информации 30
1.2.5. Организация и реализация 35
1.2.6. Самоконтроль 38
1.3. Значение самоменеджмента в профессиональной деятельности людей 39
1.4. Самосовершенствование через самоменеджмент 44
Краткие выводы 52
Вопросы для самопроверки 54
2. Управление ресурсом времени 56
2.1. Сущность времени. Понятие ресурса времени и его определение 57
2.2. Инвентаризация и анализ временных затрат 62
2.3. Методы управления своим временем 74
2.4. Принципы и приемы организации времени 87
Краткие выводы 106
Вопросы для самопроверки 107
3. Управление ресурсом активности и работоспособности 109
3.1. Понятие ресурса активности и работоспособности ПО
3.2. Методы управления ресурсом активности и работоспособности 117
3.3. Управление работоспособностью: жизненные и временные циклы 124
3.4. Развитие навыков здорового образажизни 132
3.4.1. Общие представления 132
3.4.2. Закаливание организма 134
3.4.3. Рациональное питание как важная составляющая здорового образа жизни
человека 134
3.4.4. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 139
3.4.5. Личная гигиена человека, эстетика труда и отдыха 140
3.4.6. Экологическое сознание и поведение 143
3.4.7. Положительные эмоции и нравственная регуляция 143
3.5. Управление деловой карьерой 147
Краткие выводы 155
Вопросы для самопроверки 156
4. Управление ресурсом платежеспособности 158
4.1. Финансовое планирование жизни 159
4.2. Личные финансовые отчеты. Домашняя бухгалтерия 163
4.3. Доходы и их источники 172
4.4. Способы экономии личных средств 183
4.5. Виды инвестирования денег 187
4.6. Страхование в жизни человека 194
4.6.1. Страхование вкладов 194
4.6.2. Страхование жизни, здоровья, трудоспособности 197
4.7. Личные финансы на ПК 204
Краткие выводы 207
Вопросы для самопроверки 210
5. Управление ресурсом образованности 211
5.1. Взаимосвязь понятий: грамотность, образованность, культура 212
5.2. Образованность как стратегическое преимущество личности 215
5.3. Образовательная среда и образовательное пространство 217
5.3.1. Образовательная парадигма 217
5.3.2. Образовательная среда и образовательное пространство: понятие, отличия
218
5.3.3. Социальное и индивидуальное образовательное пространство 220
5.4. Система открытого образования 222
5.4.1. Непрерывное образование как насущная потребность 222
5.4.2. Дистанционное образование 223
5.5. Законы работы мозга 226
5.5.1. Основные законы памяти 227
5.5.2. Детализированные законы памяти 228
5.5.3. Системы памяти 229
5.6. Технологии эффективной учебной деятельности 230
5.6.1. Правила стратегии обучения 230
5.6.2. Инструменты профессионального саморазвития 232
5.6.3. Концентрация внимания 235
5.6.4. Советы по улучшению концентрации 238
5.6.5. Упорядочение знаний 243
5.7. Качества творческой личности 245
5.8. Развитие познавательной деятельности 246
5.8.1. Формирование устойчивой познавательной мотивации 246
5.8.2. Совершенствование познавательных умений и навыков 248
5.9. Повышение уровня креативности при решении профессиональных задач 264
Краткие выводы 272
Вопросы для самопроверки 274
6. Практикум по оценке и развитию навыков самоменеджмента 276
7. Глоссарий 347
8. Тестовые задания по проверке знаний 352
Таблица ответов на тестовые задания 361
Список использованной литературы 362
Summary 365
О том, что такое самоменеджмент, знают или хотя бы слышали сегодня многие. С тем, что управление собой, своим временем и ресурсами полезно и правильно, соглашаются тоже многие. Но почему-то тех людей, которые вечно опаздывает, не знают, за которое из своих двадцати дел хвататься, по — прежнему больше, чем пунктуальных и уверенных.
Эти несчастные всегда находят массу причин тому, почему ничего не успевают, и, главное, не хотят учиться успевать. Но, как оказывается, это всего лишь мифы, которые развеиваются специалистами так же легко, как придумываются теми, кто не хочет научиться управлять собой и своим временем.
Миф №1 «Самоменеджмент необходим только руководителям. Вот стану начальником - научусь»
Не станете, если не измените этого убеждения. Ведь основная цель саморганизации состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, т. е. добиваться результатов и улучшать качество своей жизни. Поэтому самоменеджмент важен не только для рядового сотрудника компании, но и для любого человека в принципе.
В чём заключается самоорганизация личности?
Управление собой позволяет достигать поставленных в жизни целей и чувствовать, что жизнь не проходит мимо
Самоменеджмент как инструментарий важен для всех, кто хочет достичь успеха в жизни, независимо от своего статуса.
Самоменеджмент часто воспринимают как строгое подчинение распорядку дня, которое нужно еще продумать и составить.
Поэтому отсутствие четкости в своих действиях объясняется многими как нежелание подчинять себя графику, особенно если речь идет о работе вне офиса, фрилансе.
Но самоменеджмент подразумевает не только планирование своего времени
Что такое самоорганизация личности?
Самоменеджмент - это умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире.
Быть организованным независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к вашему времени, значит быть подготовленным. Это позволяет чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями.
Миф №2 «Самоменеджмент нужно использовать, только когда это необходимо - при ведении сложного проекта или работе в авральном режиме. В другое время он мне не нужен»
Это утверждение не совсем верное хотя бы потому, что приобретение любого навыка на первых порах вызывает спад продуктивности.
Таким образом, период выполнения сложного проекта не самое лучшее время для экспериментов. В идеальном случае самоменеджмент это привычка и стиль жизни. Но не все к этому готовы.
Самоменеджмент действительно можно использовать как инструментарий во время какого — то сложного проекта или ситуации аврала. Но если он помогает достичь результатов в наиболее сложных ситуациях, почему бы не использовать его всегда?
Кроме того, стоит учесть, что самоменеджмент - навык, который нельзя моментально приобрести в нужную минуту
Развитие самоорганизации личности
Это как знание иностранного языка: вы либо говорите по — китайски, либо нет, и думать, что при встрече с китайцем грамотная речь польется сама, не приходится. И так же как язык забывается без практики, умение управлять собой пропадает, если его не использовать.
Миф №3 «Самоменеджменту невозможно научиться»
Как говорила героиня Лии Ахеджаковой в фильме «Служебный роман»: «Даже зайца можно научить курить, а уж для разумного человека тем более нет ничего невозможного».
Специалисты уверяют, что научиться самоменеджменту можно с помощью специальных курсов или самостоятельно, прочитав соответствующие книги, как теоретические, где описываются стандарты и техники, так биографии и автобиографии известных людей, в которых описываются истории людей, достигших выдающихся результатов.
При этом нужно помнить, что управление собой - вещь очень индивидуальная. Из десятков предложенных советов человек должен подобрать только те, что походят именно ему, и заставить их работать на себя. Научиться управлять временем - задача не для слабохарактерного человека.
Миф №4 «Я просто не могу себя заставить быть более организованным»
«Не могу живет на улице не хочу» — гласит английская пословица
Пока джинсы с трудом, но налезают, диета будет откладываться «до понедельника». Когда джинсы разойдутся по швам на ответственном мероприятии, диета начнется тут же и не будет казаться столь мучительной.
Также увольнение из — за очередного срыва всех сроков может стать отличной мотивацией, чтобы заняться самоменеджментом. Но доводить до этого, конечно, не стоит. Лучше найти мотивацию раньше.
Где ее искать? Для начала ответить на вопрос: «А люблю ли я то, чем занимаюсь?» Если ответ отрицательный, мотивации вам не найти. Но «точку опоры» можно отыскать, например вспомнив то, что всегда нравилось или лучше всего получалось.
Способность к самоорганизации
Построение себя возможно как раз через развитие «любимых» компетенций. Может случиться и так: то, чем вы реально хотели бы заниматься, вы делать не умеете. В таком случае придется начинать, скорее всего, со стартовых позиций. Но иногда эффективнее изыскать ресурсы для переориентации, оставаясь на текущем месте. В этом случае планируйте вашу рабочую неделю так, чтобы в ней было как минимум 10 часов, которые вы сможете посвятить исключительно себе.
Самоменеджмент помогает не только добиваться поставленных бизнес — целей, но и просто находить время для себя
Разве желание заняться спортом, рисованием, отдохнуть, чаще видеться с друзьями, т. е. найти время на любимые занятия и отдых, не является достаточной мотивацией для этого? Как и желание, например, приобрести себе дорогое пальто с первой высокой зарплаты, которая обязательно станет такой, когда вы научитесь эффективно управлять собой
Знания и навыки самоменеджмента необходимы соискателям в процессе трудоустройства и на других этапах развития карьеры. Службы управления персоналом государственных и коммерческих организаций должны уделять больше внимания развитию навыков самоуправления сотрудников в процессе управления карьерой.
Оптимальной формой обучения признаны тренинги и деловые игры, в ходе которых слушатели приобретают и совершенствуют практические навыки управления собой. Кроме того, нужно искать новые информационные и емкие технологии для осуществления образовательного процесса.
Можно с уверенностью сказать, что навыки самоменеджмента помогут людям не ошибиться в профессиональном выборе и достичь определенных карьерных высот.
» Управление временем
© П. Г. Перерва
Самоменеджмент - условие личного и профессионального успеха
«Время - самый ограниченный капитал, и, если не можешь
им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим».
П. Друкер
Время - это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность - его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Не даром же говорят: время - деньги. Это не просто слова.
Действительно, если, например, работник неправильно распорядился своим временем, условия контракта не были выполнены в срок, фирме придется уплатить штраф, чтобы возместить убытки, связанные с простоем. Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономической величины, но и от того, как он распоряжается самым ценным приобретением - временем. Руководитель должен сознательнр и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленной цели.
Самоменеджмент (или таймменеджмент) - техника правильного использования времени. Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы. Известный специалист в области менеджмента Ален Маккензи утверждал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным».
Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей. Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:
- решить, чего вы хотите достичь;
- создать собственное видение успеха;
- использовать метод «больших скачков»;
- верить, что успех придет;
- сосредоточиться на целях, ведущих к успеху;
- не падать духом при неудачах.
У самоменеджмента определен круг правил и функций. Отметим основные из них.
1. Постановка цели
Это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или другие параметры изменились, а это приводит к необходимости пересмотра цели. Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознание того, куда работник хочет прийти и куда он попасть не хочет (но куда его хотят привести другие). Одно из правил эффективного менеджмента гласит: «Случайные успехи красивые, но не гарантированные. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляются и случаются чаще».
Стоит устанавливать краткосрочную цель, согласованную с достижением долгосрочной глобальной цели.
2. Планирование
Призвано обеспечить рациональное использование самого ценного ресурса - времени. Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Планирование как составная часть заданий и правил самоменеджмента означает подготовку к реализации цели. Планирование ежедневной работы, средне- и долгосрочных задач означает также выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.
Главное преимущество, которое достигается путем планирования работы, заключается в том, что планирование времени приносит выигрыш во времени. Общий практический опыт на производстве показывает, что увеличение расходов времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом.
3. Основные правила планирования времени
3.1. Соотношение (60:40). Опыт показывает, что лучше всего составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (па 60 %). Приблизительно половину рабочего дня руководитель проводит не на рабочем месте, потому что работа требует взаимодействия с людьми, обмена информацией. Всегда нужно оставлять определенный процент времени как резерв для неожиданных посетителей, телефонных разговоров, экстренных случаев или в результате недооценки длительности каких-то дел.
3.2. Регулярность - системность - последовательность. Над планами времени нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое дело.
3.3. Реалистичное планирование. Планировать нужно только такой объем задач, с которым работник реально может справиться.
3.4. Заполнение потерь времени. Заполнять потерю времени лучше но возможности сразу, например лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего целого дня наверстывать потерянное накануне.
3.5. Фиксация результатов вместо действий. Фиксировать в планах нужно результаты или цель, а не просто какие-либо действия, чтобы усилия были исходно направлены непосредственно на достижение цели. Это поможет избежать внеплановой деятельности.
3.6. Срок выполнения. Во избежание промедления и откладывания дел, нужно устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности.
3.7. Согласование различных планов во времени. Чтобы более успешно внедрять свои планы в жизнь, работнику необходимо согласовывать их с планами других людей (начальника, подчиненных, коллег).
4. Принятие решений
Принятие решений допускает выбор первоочередных заданий и дел. Принять решение - значит установить приоритетность. Основная проблема руководителей заключается в том, что они пытаются сразу выполнить слишком большой объем работы и распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущихся необходимыми дела.
Очередность выполнения заданий можно определять, пользуясь следующими критериями и методами:
- принцип Парето (соотношение 80:20). Исходя из этой закономерности можно сделать вывод относительно рабочей ситуации руководителя: в процессе работы тратится 20 % времени для достижения 80 % результатов. Это значит, что не следуют сразу браться за самые легкие, интересные или нуждающиеся в минимальных расходах времени дела. Необходимо приступать к вопросам в соответствии с их значением и важностью;
- установление приоритетов с помощью анализа АБВ. Техника этого анализа основывается на том, что доли в процентах более важных и менее важных дел в сумме остаются неизменными. С помощью буквы «А», «Б» и «В» все работы подразделяются на три группы в соответствии с их значимостью (важнейшие, важные и несущественные (менее важные)). Анализ АБВ основывается на трех закономерностях:
- важнейшие задачи составляют приблизительно 15 % всего количества дел, которыми занимается руководитель. Вклад этой задачи в достижение конечной цели составляет около 65 %;
- на важные задачи приходится около 20 % общего количества дел, значимость которых также около 20 %;
- менее важные и несущественные задачи составляют около 65 % всех дел, а значимость их составляет всего лишь приблизительно 15 %.
Чтобы применить анализ АБВ, необходимо следовать следующим правилам: составить список всех будущих заданий;
- систематизировать их по степени важности и установить очередность;
- оценить задачи в соответствии с категориями А, Б, В;
- задачи категории А руководитель должен выполнять сам;
- задачи категории Б следует перепоручить;
- задачи, которые остались, подлежат обязательному перепоручению:
- ускоренный анализ по принципу Дуайта Эйзенхауэра (президент США в 1953 - 1961 гг.). Этот принцип является простым вспомогательным средством в тех случаях, когда необходимо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать преимущество. Приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела. Все дела подразделяются на 4 группы:
- Срочные (важные дела) - их необходимо выполнять самому руководителю;
- Срочные (менее важные дела) - их нужно делегировать;
- Менее срочные (важные задачи) - их необязательно выполнять сразу, но выполнять их нужно самому;
- 4Менее срочные (менее важные задачи) - от их выполнения можно воздержаться.
Делегирование является ключевой деятельностью менеджера. Под делегированием в общем значении понимается передача заданий своему подчиненному из сферы деятельности самого руководителя, но при этом начальник сохраняет за собой ответственность за руководство, которое не может быть делегировано. Передача задачи или деятельности может осуществляться на длительный срок или ограничиваться разовыми поручениями. Отказ от делегирования приводит к перегрузке руководителя, сокращает время, необходимое для выполнения своих непосредственных обязанностей. Делегирование помогает руководителю освободить время для более важной задачи и снизить загруженность, а также способствует использованию профессиональных знаний и навыков работников, положительно влияет на мотивацию труда сотрудников. Для того чтобы успешно осуществлять делегирование, необходимо подобрать нужных сотрудников, четко распределить сферу ответственности, координировать выполнение порученной задачи и осуществлять контроль рабочего процесса и результатов, пресекать попытку обратного или следующего делегирования. Не менее важно стимулировать и консультировать подчиненных, давать им оценку. Делегировать следует рутинную работу, специализированную деятельность, частные вопросы и подготовительную работу. Ни в коем случае нельзя делегировать такую работу, как определение цели, руководство сотрудниками, задача высокой степени риска.
5. Реализация и организация
Допускает составление распорядка дня и организацию трудового процесса с целью достижения поставленной цели. Организация своего рабочего дня должна отвечать основному принципу: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот». Существуют 23 правила, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.
Правила начала дня:
- Начинать день с позитивным настроением;
- Начинайте работу по возможности в одно и то же время;
- Повторный обзор плана дня, составленного накануне;
- Сначала - ключевые задания;
- Приступать без раскачивания;
- Согласовать план дня с секретарем (он будет эффективнее работать и сможет оградить руководителя от ненужных препятствий);
- Утром заниматься сложными и важными делами, потому что позже менеджер обычно бывает занят текущими делами.
Правила основной части дня:
- Логичная подготовка работы;
- Влиять на фиксацию сроков в собственных интересах;
- Перепроверять весь комплекс работ с точки зрения необходимости отдельных работ;
- Отклонять дополнительно возникающую безотлагательную проблему;
- Избегать незапланированных импульсивных действий;
- Вовремя делать паузу и соблюдать размеренный темп;
- Небольшие однородные задания выполнять серией (при этом только один раз проводится подготовка и в течение определенного времени руководитель занимается однородной деятельностью; благодаря непрерывности и концентрированности на процессе достигается экономия времени;
- Рационально завершать начатое (отвлечение и следующее возвращение к работе требуют некоторого времени, потому начатое дело нужно или доводить до конца, или прерывать в нужный момент);
- Использовать незапланированные временные промежутки для подготовительной или рутинной деятельности;
- Работать антициклично (т. е. в начале дня целесообразнее заниматься важнейшими заданиями, а в более беспокойный период - делами менее важными);
- Выкраивать спокойное время для восстановления сил;
- Контролировать время и планы.
Правила завершения рабочего дня:
- Завершить начатые небольшие дела;
- Контроль над результатами и самоконтроль;
- Составить план на следующий день;
- Каждый день должен иметь свою кульминацию.
6. Контроль
Контроль над результатами служит улучшению, а в идеальном случае - оптимизации трудового процесса. Все перечисленные выше функции самоменеджмента будут не настолько эффективными, если не будет проводиться соответствующий контроль. Контроль охватывает три задания:
- осмысление физического состояния;
- сравнение запланированного с достигнутым;
- корректировка но установленным отклонениям.
Необходимо регулярно, через одинаковые промежутки времени, проверять свои планы и организацию труда, анализировать свою деятельность и свое время и составлять листок дневных препятствий. Контроль над результатами труда должен в любом случае производиться после выполнения задания. Тот, кто хочет себя по-настоящему разгрузить, не может отказаться от самоконтроля.
7. Информация и коммуникация
Это важнейшая фаза, потому что все другие фазы нуждается в ней. На руководителя ежедневно обрушивается поток информации, с которым ему приходится разбираться. В реальной жизни руководитель обрабатывает намного больше информации, чем это необходимо для эффективной работы. Для того чтобы экономить свое время, руководителю необходимо разработать рациональный подход к получению, обработке и использованию информации.
И еще...
Деловые люди часто сетуют на то, что в сутках всего 24 часа. Успеть за день все запланированное просто невозможно, даже если вести переговоры с помощью конференц-связи и делать макияж стоя в пробке. К тому же и переговоры и макияж при этом не всегда удаются. Обвинять в неудачах можно кого угодно. А можно научиться самоменеджменту, т. е. искусству управлять своим временем и ресурсами с максимальной эффективностью. Тогда окажется, что в сутках есть время не только на сон, но даже на спорт и отдых.
Мифы о самоменеджменте
О том, что такое самоменеджмент, знают или хотя бы слышали сегодня многие. С тем, что управление собой, своим временем и ресурсами полезно и правильно, соглашаются тоже многие. Но почему-то тех людей, которые вечно опаздывает, не знают, за которое из своих двадцати дел хвататься, по-прежнему больше, чем пунктуальных и уверенных. Эти несчастные всегда находят массу причин тому, почему ничего не успевают, и, главное, не хотят учиться успевать. Но, как оказывается, это всего лишь мифы, которые развеиваются специалистами так же легко, как придумываются теми, кто не хочет управлять собой .
Миф №1. «Самоменеджмент необходим только руководителям. Вот стану начальником - научусь»
Не станете, если не измените этого убеждения. Ведь основная цель самоменджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, т. е. добиваться результатов и улучшать качество своей жизни.
Поэтому самоменеджмент важен не только для рядового сотрудника компании, но и для любого человека в принципе. Управление собой позволяет достигать поставленных в жизни целей и чувствовать, что жизнь не проходит мимо. Самоменеджмент как инструментарий важен для всех, кто хочет достичь успеха в жизни, независимо от своего статуса. Однако для топ-менеджеров самоменеджмент еще более важен, так как от их работы зависит достижение компанией своих целей.
Самоменеджмент часто воспринимают как строгое подчинение расписанию, которое нужно еще продумать и составить. Поэтому отсутствие четкости в своих действиях объясняется многими как нежелание подчинять себя графику, особенно если речь идет о работе вне офиса, фрилансе. Но самоменеджмент подразумевает не только планирование своего времени. Самоменеджмент - это умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Быть организованным независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к вашему времени, значит быть подготовленным. Это позволяет чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями.
Миф №2. «Самоменеджмент нужно использовать, только когда это необходимо - при ведении сложного проекта или работе в авральном режиме. В другое время он мне не нужен»
Это утверждение не совсем верное хотя бы потому, что приобретение любого навыка на первых порах вызывает спад продуктивности. Таким образом, период выполнения сложного проекта не самое лучшее время для экспериментов. В идеальном случае самоменеджмент это привычка и стиль жизни. Но не все к этому готовы. Самоменеджмент действительно можно использовать как инструментарий во время какого-то сложного проекта или ситуации аврала. Но если он помогает достичь результатов в наиболее сложных ситуациях, почему бы не использовать его всегда?
Кроме того, стоит учесть, что самоменеджмент - навык, который нельзя моментально приобрести в нужную минуту. Это как знание иностранного языка: вы либо говорите по-китайски, либо нет, и думать, что при встрече с китайцем грамотная речь польется сама, не приходится. И так же как язык забывается без практики, умение управлять собой пропадает, если его не использовать.
Миф №3. «Самоменеджменту невозможно научиться»
Как говорила героиня Лии Ахеджаковой в фильме «Служебный роман»: «Даже зайца можно научить курить, а уж для разумного человека тем более не» ничего невозможного». Специалисты уверяют, что научиться самоменеджменту можно с помощью специальных курсов или самостоятельно. Курсы больше подойдут для обучения сотрудников компании, которые лучше проводить в корпоративном формате, чтобы не создавать искусственного разделения сотрудников. И самоменеджменту совершенно точно можно научиться самостоятельно, прочитав соответствующие книги, как теоретические, где описываются стандарты и техники, так биографии и автобиографии великих людей, в которых описываются истории людей, достигших выдающихся результатов.
При этом нужно помнить, что управление собой - вещь очень личная. Из десятков предложенных советов человек должен подобрать только те, что походят именно ему, и заставить их работать на себя. Научиться управлять временем - задача не для слабого человека.
Миф №4. «Я просто не могу себя заставить быть более организованным»
В данном случае «не могу» равно «не хочу». Пока джинсы с трудом, но налезают, диета будет откладываться «до понедельника». Когда джинсы разойдутся по швам на ответственном мероприятии, диета начнется тут же и не будет казаться столь мучительной. Также увольнение из-за очередного срыва всех сроков может стать отличной мотивацией, чтобы заняться самоменеджментом. Но доводить до этого, конечно, не стоит. Лучше найти мотивацию раньше.
Где ее искать? Для начала ответить на вопрос: «А люблю ли я то, чем занимаюсь?» Если ответ отрицательный, мотивации вам не найти. Но «точку опоры» можно отыскать, например вспомнив то, что всегда нравилось или лучше всего получалось. Построение себя возможно как раз через развитие «любимых» компетенций. Может случиться и так: то, чем вы реально хотели бы заниматься, вы делать не умеете. В таком случае придется начинать, скорее всего, со стартовых позиций. Но иногда эффективнее изыскать ресурсы для переориентации, оставаясь на текущем месте. В этом случае планируйте вашу рабочую неделю так, чтобы в ней было как минимум 10 часов, которые вы сможете посвятить исключительно себе.
Самоменеджмент помогает не только добиваться поставленных бизнес-целей, но и просто находить время для себя. Разве желание заняться спортом, рисованием, съездить на Мадагаскар, чаще видеться с друзьями, т. е. найти время на любимые занятия и отдых, не является достаточной мотивацией для этого? Как и желание, например, сделать маме дорогой подарок с первой высокой зарплаты, которая обязательно станет такой, когда вы научитесь эффективно управлять собой.
Знания и навыки самоменеджмента необходимы соискателям в процессе трудоустройства и на других этапах развития карьеры . Службы управления персоналом государственных и коммерческих организаций должны уделять больше внимания развитию навыков самоуправления сотрудников в процессе управления карьерой. Оптимальной формой обучения признаны тренинги и деловые игры, в ходе которых слушатели приобретают и совершенствуют практические навыки управления собой. Кроме того, нужно искать новые информационно емкие технологии для осуществления образовательного процесса.
Можно с уверенностью сказать, что навыки самоменеджмента помогут людям не ошибиться в профессиональном выборе и достичь определенных карьерных высот.
П.Г. Перерва. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем. - Х. 2009. См. также:Менеджеру по роду работы приходится много времени тратить на решение рутинных вопросов: разговоры по телефону, подготовка отчетов, проведение совещаний, контроль и проверка выполненных заданий, и если он заранее не распланирует свое время они могут постепенно загрузить целый день, не оставляя времени на решение глобальных вопросов. В таких условиях снижается работоспособность руководителя, и все внимание уже направлено на текущие дела, а не на результат. Отработанные методы самоменеджмента помогут обнаружить и устранить утечку времени и помочь руководителю более короткой дорогой достичь главных целей компании.
Самоменеджмент играет важную роль и в формировании имиджа руководителя, без него успешная карьера обречена. Начальник должен руководить и мотивировать подчиненных, но человек не может эффективно управлять другими, если он не научился управлять собою. Личный рост подразумевает саморазвитие и работу над собой. Чем выше личные и профессиональные качества руководителя, тем легче работники ему подчиняются.
Основы самоменеджмента
Самоменеджмент – это последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике для осмысленного оптимального использования времени.
Цель самоменеджмента – использовать свои возможности по максимуму, сознательно управлять ходом своей жизни и преодолевать обстоятельства извне в личной жизни и на работе.
Существует 6 основных функций самоменеджмета: постановка цели, планирование, принятие решений, реализация планов, контроль коммуникация и информация. Они позволяют ежедневно решать различные задачи и проблемы. Осуществить эти функции и достичь своих целей помогают различные инструменты и методы самоменеджмента. Чтобы понять, какие функции самоменеджмента они помогают осуществить и в чем их преимущества, рассмотрим наиболее распространенные из них.
- Постановка целей. Выполнить эту функцию можно с помощью таких методов как SWOT-анализ, правильная постановка цели, выбор стратегии поведения. Эти приемы позволяют рассмотреть слабые места и направить усилия на их устранение.
- Планирование. Реализовать данную функцию помогут инструменты самоменеджмента – годового, месячного и ежедневного планирования, составление стратегических и оперативных планов, использование задач временного менеджмента и системы управления временем Бенджамина Франклина, ведения «Дневников времени» и составления плана на день по методу «Альпы». Это способствует правильному распределению времени и экономии до нескольких часов каждый день.
- Принятие решений. Для реализации этой функции применяют такие инструменты, как: закон Парето, метод Эйзенхауэра, расстановка приоритетов, делегирование полномочий, АТВ-анализ. Они направлены на решение в первую очередь самых важных задач, с их помощью можно избежать дедлайнов.
- Организация и реализация. Для исполнения данной функции обычно исследуют свои биоритмы и строят график продуктивности, чтобы определить наиболее продуктивное время работы, а затем, ориентируясь на них, составляют ежедневный план. Это способствует улучшению результатов работы вследствие верного перераспределения времени.
- Контроль. Функция направлена на контроль над процессом выполнением работы и проверку ее конечных результатов. Она дает возможность сравнить намеченное с конечным результатом. В итоге это способствует более корректному исполнению намеченных задач.
- Коммуникации и информация. При воплощении функции используют следующие методы: применение памяток, компетентное ведение переговоров, быстрый оптимизированный поиск нужной информации и разумное применение коммуникационных средств.
Преимущества самоменеджмента очевидны:
Начинайте уже сегодня работать над собой, и у вас будет прочный фундамент для развития вашей карьеры. Карьерный самоменеджмент – залог будущего успеха!
1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента
Менеджер в своей повседневной работе много сил и времени тратит на выполнение рутинных обязанностей: участие в совещаниях, инструктаж подчиненных, подготовка и чтение отчетов, ответы на телефонные звонки, просмотр электронной почты и текущей корреспонденции, контроль и оценка результатов работы подчиненных и т. д. Эти дела, многие из которых не были заранее запланированы, заполняют рабочий день, и управляющему приходится только реагировать на них, а не опережать события. В таких условиях высока вероятность возникновения ошибок: неправильно выбираются приоритеты, второстепенные дела не делегируются, происходит ориентация на процесс деятельности, а не на результат.
Ко всем текущим, рутинным обязанностям руководителя можно применить рациональные процедуры, отработанные и испытанные методы, позволяющие устранить причины непроизводительного расхода времени, и помочь руководителю быстрее и с меньшими затратами достичь целей компании.
Самоменеджмент – это применение рациональных процедур, эффективных методов работы в повседневной, текущей деятельности, чтобы оптимально использовать свое время. Основная цель самоменеджмента – максимально реализовать свои возможности как на работе, так и в личной жизни, преодолевая неблагоприятные обстоятельства и сознательно управляя своей жизнью.
Самоменеджмент позволяет добиться следующих преимуществ:
1) выполнения работы с меньшими затратами времени и усилий;
2) лучшей организации труда и более высоких результатов;
3) меньшей спешки и стресса;
4) большей удовлетворенности от выполненной работы;
5) большей мотивации труда руководителя и работников;
6) меньшей загруженности работой;
7) роста квалификации руководителя и персонала;
8) достижения профессиональных и личных целей кратчайшим путем.
Начинать самоменеджмент необходимо с анализа практикуемого стиля работы, с инвентаризации своего времени. Она проводится за несколько рабочих дней (обычно за неделю) с целью определения причин возникающих дефицитов времени.
На первом этапе составляется инвентарная опись всех видов деятельности, в которых участвует руководитель:
1) анализ видов деятельности и расхода времени;
2) листок «дневных помех», перерывов в работе.
Второй этап – анализ инвентарной описи времени с позиций сильных и слабых сторон руководителя. Для этого необходимо проанализировать выполненную в течение недели работу по следующим критериям:
А – была ли работа необходима? (да; нет. Ответ «нет» занести также в графы «Б» и «В»).
Б – были ли оправданы затраты времени? (да; нет). В – был ли сознательно определен временной интервал для выполнения работы? (да; нет).
1) общую продолжительность работы соответствующего дня (ОПД);
2) продолжительность работ, по которым руководитель дал ответ «нет» (ПА, ПБ, ПВ);
3) соотношения:
а) ПА / ОПД х 100 %;
б) ПБ / ОПД х 100 %;
в) ПВ / ОПД х 100 %.
Если окажется, что более чем на 10 % деятельность руководителя была необязательной, то это значит, что у руководителя имеются проблемы с делегированием дел и с установлением приоритетов.
Если более чем в 10 % случаев расход времени был слишком велик, то руководитель должен проанализировать причины этого перерасхода (может быть, слабая самодисциплина, нерациональные технические приемы и т. д.)
Если более чем в10 % случаев момент исполнения работы был определен спонтанно, то у руководителя проблемы с планированием рабочего времени (составление планов дня, подготовка к работе и т. д.).
Третий этап – обработка данных таблицы «Листок дневных помех» с целью выявления их причин.
Из книги Теория организации: конспект лекций автора Тюрина Анна2. Необходимость страхования Страхование – это важнейший элемент экономических отношений, наиболее эффективный способ возмещения ущерба, своеобразная форма платы за риск. Риск – это неопределенность будущего, боязнь не достигнуть поставленной цели. В рыночной
Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И3. Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра Функциями самоменеджмента, как и любого управленческого
Из книги Истинный профессионализм автора Майстер Дэвид Из книги Делегирование полномочий автора Кинан КейтНеобходимость делегирования Делегирование – неотъемлемая часть управленческой деятельности, потому что выполнить всю работу самостоятельно зачастую невозможно. Если вы желаете, чтобы ваш бизнес или деятельность вашей организации осуществлялись должным образом, то
Из книги Решение проблем автора Кинан КейтНеобходимость решения проблем Под проблемой обычно подразумевают ситуацию, вызывающую состояние неуверенности и сомнений, или какое-либо препятствие. Отсутствие стимула делать что-либо вообще, не говоря уже о желании принимать правильные решения, чаще всего само по
Из книги Проведение переговоров автора Кинан КейтНеобходимость проведения переговоров Переговоры играют чрезвычайно важную роль во всех сферах человеческой деятельности. Смысл переговоров заключается в том, чтобы достичь намеченной цели. Когда путь к достижению желаемого находится в сфере контроля других лиц, это не
Из книги Быстрые деньги на работе. Как за 9 дней повысить зарплату автора Парабеллум Андрей АлексеевичНеобходимость корочек С одной стороны, качество образования сильно падает и большинство корочек бестолковые. Но опытный работодатель понимает, что хороший сотрудник без обучения не растет. А без корочек сложно понять, действительно ли он учится.Если сертификаты
Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда Из книги Турбостратегия. 21 способ повысить эффективность бизнеса автора Трейси Брайан Из книги Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности автора Тейт Карсон Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл Из книги Информатизация бизнеса. Управление рисками автора Авдошин Сергей Михайлович Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе Из книги Результативность. Секреты эффективного поведения автора Стюарт-Котце Робин Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл