Реки земли. Что такое река в географии
Практическая работа Описание реки по плану 6 класс Цели и задачи: продолжить работу по формированию умений: определять географические координаты; определять направления по карте; определять характер течения рек в зависимости от рельефа. работать в соответствии с предложенным планом. сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Безногова О.Н. учитель географии МОУ "Приваленская СОШ" Омской области
Выход образец План описания реки: 1.Название реки; 2.Положение реки на материке; 3.Местоположение и географические координаты истока; 4.Общее направление течения; 5.Крупнейшие левые и правые притоки; 6.Характер течения реки; 7.Куда впадает река, географические координаты устья; 8.Использование реки человеком. подсказка
ПланКонспект 1. Название рекиОбь 2. Положение реки на материкеНа севере Евразии 3. Местоположение и географические координаты истока От слияния двух рек Бия и Катунь, которые берут начало с гор Алтая (52° с.ш. 85° в.д.) 4. Общее направление теченияС юго-востока на северо-запад, а потом на север. 5. Крупнейшие левые и правые притокиСамый крупный левый приток Иртыш. 6. Характер течения рекиВ верхнем течении бурная и быстрая, так как протекает в горах. В среднем и нижнем течении - тихое и спокойное, так как протекает по равнине. 7. Куда впадает река, географические координаты устья. В залив Карского моря (66,5° с.ш. и 70 в.д.). 8. Использование реки человекомВодоснабжение, орошение в верхнем течении, судоходство, рыбная ловля, отдых и туризм, ГЭС на Иртыше в Казахстане. Описание реки выход назад
Все мы знаем, что поверхность планеты, на которой мы живём, состоит из суши и океана.
Но на суше тоже встречаются водоёмы – это озёра и реки. О том, что такое река в географии, стоит поговорить подробнее, ведь речная система представляет собой довольно сложную структуру, функционирующую по своим законам.
Что такое река?
В географии рекой называют постоянный, т.е. текущий по одному и тому же руслу, естественный поток пресной воды достаточно большого объёма. При помощи рек происходит регуляция водного баланса на поверхности планеты: испаряющаяся с поверхности океана вода выпадает на сушу в виде дождя или снега, а затем с речными течениями возвращается в океан. Движение воды в реке происходит под действием силы тяжести: так как суша расположена выше, чем океан, то речная вода, используя естественные складки рельефа, стекает вниз, к морю или океану.
Так как наполнение большинства рек зависит от , их уровень претерпевает сезонные колебания: летом и зимой снижается (некоторые реки мелеют или даже пересыхают), весной и осенью поднимается. Эти колебания называются режимом реки. Каждая река собирает осадки с определённой площади, ограниченной возвышенностями, которые называются водоразделами. Площадь сбора влаги называется бассейном реки, и в него входят все притоки, ручьи и подземные источники, которые пополняют реку водой.
Реки распределены по поверхности суши неравномерно. Наибольшая густота сети рек наблюдается в экваториальном поясе с его частыми и обильными дождями. Умеренный и тропический пояса хуже обеспечены речной влагой: обширные площади здесь заняты пустынями, в которых реки текут лишь сезонно либо полностью пересохли.
Классификация рек
В географии реки принято классифицировать по размеру их бассейна, топографии местности, в которой они протекают, и некоторым другим признакам.
По размеру бассейна различают:
— большие реки с бассейнами, площадь которых превышает 50 000 квадратных километров, располагающиеся, как правило, в нескольких гидрографических зонах;
— средние реки с бассейнами, размеры которых варьируют в пределах 2 000 – 50 000 квадратных километров, протекающие по одной гидрографической зоне;
— малые реки с бассейнами, расположенными в одной гидрографической зоне и занимающими площадь менее 2 000 квадратных километров.
По топографическим особенностям различают горные реки, которые текут в горных местностях и отличаются бурным течением, и , русло которых проходит по равнинным местностям.
Строение реки
В состав большинства рек входят следующие части:
— исток – то место, откуда река берёт начало (ручей, ледник, озеро и т.д.);
— устье – то место, куда река впадает (другая река, море, озеро);
— – линейный вытянутый рельеф, по которому проходит её русло;
— пойма – часть речной долины, которая во время половодья или паводка обычно затопляется;
— плёс – глубокая часть русла;
— перекат – мелководная часть русла;
— стрежень – линия, на которой речная вода течёт с наибольшей скоростью;
— терраса реки – площадка в речном течении, не имеющая уклона либо имеющая минимальный угол уклона;
— притоки реки – более мелкие реки и ручьи, впадающие в реку и питающие её водой.
Полосы суши, окаймляющие реку, называются её берегами – правым и левым, по отношению к направлению течения. Устье закономерно располагается ниже, чем исток, и разница между этими высотами называется уклоном реки. Уклон аналогичным образом можно определить и для любого участка речного русла.
Использование рек человеком
Люди научились использовать преимущества, которые даёт река, с древнейших времён, располагая свои поселения рядом с крупными и небольшими реками. Сфера использования рек включает:
— добычу или производство продуктов питания (рыболовство, орошение земельных участков для выращивания сельхозпродукции, забор питьевой воды и др.);
— использование в качестве судоходной артерии, а также для сплава леса по течению;
— использование энергии течения реки (строительство водяных мельниц, а впоследствии – гидроэлектростанций);
— использование реки (базы отдыха, пляжи, санатории, водный туризм).
Кроме того, реки с глубокой древности используются в качестве естественной защиты от нападения неприятеля, разграничения регионов и т.д.
Класс: 6
Тема урока: Реки
Тип урока: урок изучения нового материала, практикум
Цели:
Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках России с использованием
новых информационнокоммуникационных технологий;
Расширить и углубить знания о водах суши – реках;
Научить обучающихся находить и показывать реки на карте;
Развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.
Задачи:
Образовательные
:
формировать представление о реках (части, состав, виды);
формировать умения работать с картой;
формировать умения составлять описание географического объекта;
формировать навыки по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
Развивающие
:
развивать навыки работы с информационным материалом.
развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинноследственные связи;
развивать познавательный интерес и географическое мышления обучающихся;
Воспитательные
:
воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
воспитывать бережное отношение к природе, Родине.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
Научатся называтьи
показывать на карте
крупные реки мира и России.
Получат возможность
научиться определять устье,
исток, притоки реки и
речные системы;
Описывать ГП реки по плану
Метапредметные УУД
Познавательные: выделяют главные,
существенные признаки понятий; сравнивают
объекты, факты, явления, события по
заданным критериям, качественно и
количественно описывают объект.
Коммуникативные: участвуют в
коллективном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями.
Регулятивные: прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого материала и
сохраняют учебную задачу
Личностные УУД
Сохраняют мотивацию к
учебной деятельности;
проявляют интерес к новому
материалу; выражают
положительное отношение к
процессу познания, адекватно
принимаютпричины
успешности/неуспешности
учебной деятельности
Методы и формы обучения:
Наглядный, частичнопоисковый, практический, контроля
Индивидуальный, фронтальный, работа в парах, группах
Образовательные ресурсы:
Учебник «География» начальный курс: 6 класса /И.И.Баринова, А.А Плешаков.
Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал
Карта полушарий
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Организационный момент
Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся:
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!
Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами плодотворно
поработаем!
Вы готовы –все в порядке,
И учебники, тетрадки!
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
На столе у каждого лежат листочки с заданиями, которые вы будете
выполнять по ходу нашего урока. На первом листочке – ваше «дерево
успеха», за каждое выполненное задание, вы ставите себе один балл, если
задание не смогли сделать 0 баллов
Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.
Какую оболочку Земли мы изучаем? Что она в себя включает?
Выполним задание № 1.Из списка географических объектов выберите только
те, которые относятся к водам суши
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те,
которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, река, залив,
родник, водохранилище, озеро, водопад, море.
Проверим задание. Правильно выполнили задание 1 балл.
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных вами
объектов. О каком, вам поможет определить загадка:
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.(Река)
Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение
Сегодня мы разберем один из водных объектов суши – это реки.
Вы все были на побережье реки, вспомните, что представляет собой река?
Что вы знаете о реках?
А что бы вы хотели еще узнать о реках? Какие цели мы перед собой
поставим?
Итак, сегодня мы должны узнать:
что такое река, ее части;
что такое речная система;
какие бывают реки;
зачем реки нужны человеку
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А
России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.
бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.
Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле
реки. Запись определения в тетрадь.
Схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.
А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера,
другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)
Значит, что такое исток?
Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.
Течет река на десятки, а то и на сотни километров и кудато впадает.
Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)
Как называют это место? (устьем)
Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись
определения в тетрадь.
Задание: Найдите на карте России исток и устье реки Волга. Определите,
где они находятся.
Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском
море.
Работа с атласом
Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2. Откройте физическую
карту Российской федерации на стр. 16.Ознакомьтесь с заданием: вам нужно
найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице.
Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам
справиться с этим заданием.(Приложение 2).
Задание № 2
Устье реки
Название реки Исток реки
Волга
Ангара
Географические объекты:
Каспийское море, озеро Байкал.
Задание № 2Б
река Енисей, Валдайская возвышенность,
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа
исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны
географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки Исток реки
Иртыш
Анадырь
Географические объекты: река Обь, восточные сколы хребта Монгольский
Алтай, Анадырский залив, Анадырское плоскогорье.
Устье реки
Задание № 2В
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа
исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны
географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки Исток реки
Амур
Лена
Географические объекты: Охотское море, слияние рек Шилки и Аргуни,
озеро в Байкальском хребте, море Лаптевых.
Устье реки
Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара.
Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание,
оцените работу.
Справились с заданием № 2 без ошибок, ставим 1 балл.
Прежде чем выполнять следующие задание,поработаем устно с понятиями
Как называется расстояние от истока до устья?
Значит, реки бывают длинными и короткими.
Работаем с физической картой Российской федерации стр. 16.
Приведите примеры длинных рек.
Приведите примеры коротких рек.
Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и
левыми. Как определить, где правый приток, а где левый?
Ответы детей
Обратимся к карте:
определим притоки (правый, левый) рек:
Лена (притоки Алдан, Вилюй)
Обь (приток Иртыш)
Волга (приток Кама).
Следующий вопрос Что такое речная система?
Продолжаем работу в прах. Приступим к выполнению задания №3
Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание.
Приложение 3.Схема реки
Задание № 3. Познакомьтесь со схемой реки. Подпишите части реки
Горы Озеро
Болото
Море
Словарик: исток, устье, правый приток, левый приток.
Проверка выполнения задания. На слайде показана схема. Проверяется
каждое пустое поле по парам. Если все задание выполнили правильно, ставим
1 балл.В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.
Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие
бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки
бывают равнинные и горные.
Вопрос: по каким признакам отличаются равнинные реки от горных?
Выполним задание № 4 на листочка Приложение 4
Задание № 4
Рассмотрите фото рек. Установите соответствие между характером реки и
приведенными ниже характеристиками.
__________________ __________________
__________________ __________________
__________________ __________________
Характеристики: Спокойное течение, широкая речная долина
большая длина,извилистое русло,удобна для судоходства Бурное
течение,узкая долина, прямое русло, короткая река,неудобна для
судоходства
Проверка задания. Типы рек
Слайд №15Равнинные
Горные Слайд №16
Спокойное течение
Широкая речная долина
Большая длина
Извилистое русло
Удобна для судоходства
Бурное течение
Узкая долина
Прямое русло
Короткая река
Неудобна для судоходства
Работа в группах
Иногда на реке можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в русле реки.(учащиеся записывают
определение)
Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.
Река размывает более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых
пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают
судоходству. При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле
река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из
твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде
водопада.
Что такое водопад?
Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.
Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и
равнинной местности.
Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50с.ш. и
630 з.д.?(Анхель, показывают на карте у доски)
Самый высокий водопад на Земле – Анхель, которыйнаходится в Южной
Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с
самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого
ущелья.
А вот еще один водопад, о котором расскажет
Сообщение о Ниагарском водопаде.
Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной
Америке.
Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на
реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.
Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить»
кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная
по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и
Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а
учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти.
Ребята как вы думаете какое значение рек? В природе? В жизни человека?
Ответы детей
Мы ребята продолжаем работу и чтобы закрепить знания, которые мы
получили на уроке, выполним практическую работу.
Работаем в группе.
Возьмите листочки Задание № 5 Описание реки по плану. Название реки
вы выбираете самостоятельно (приложение 5)
Приложение 5
Задание № 5
Описание реки по плану. Название реки выбираете самостоятельно.
План описания реки ___________________
1. Материк, на котором находится река
2. Исток реки
3. Устье реки
4. Направление реки
5. Характер течения (равнинная, горная)
6. Притоки реки
7. К бассейну какого океана принадлежит река
Корректирует работу в группах.
Проверка практической работы по группам
Подведем итог урока, сегодня мы узнали:
что такое река, ее части;
что такое речная система;
какие бывают реки;
зачем они человеку;
Пусть каждый возьмет свое «Дерево успеха» и оценит свою работу на уроке.
Ребята оцените, кто сегодня хорошо поработал на уроке. Согласны?!
Знакомит с домашним заданием:
Для всех Параграф 23, вопросы в конце параграфа
На выбор:
1Ребята, какая крупная река протекает в Ростовской области?
2)Творческое задание: описать реку Дон согласно плану практической
работы.
Река - природный постоянный водный поток (водоток) значительных размеров с естественным течением по руслу (выработанном им естественном углублении) от истока вниз до устья и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна.
Реки являются составной частью гидрологического цикла. Вода в реке, как правило, собирается с поверхностных стоков, образующихся в результате атмосферных осадков с определённой площади, ограниченной водоразделом (бассейн реки), а также из других источников, например запасов подземных вод, влаги, хранящейся в естественном льду (в процессе таяния ледников) и снеговом покрове.
В местах естественных или искусственных препятствий течению реки возникают водохранилища (проточные озёра либо искусственные моря). Лимнология (греч. λίμνε - озеро, λόγος - учение) или озероведение - раздел гидрологии, наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов, в том числе и водохранилищ. В свою очередь реки являются предметом одного из крупнейших разделов гидрологии суши - речной гидрологии или потамологии (от др.-греч. ποταμός - река, λόγος - учение - буквально наука о реках), которая занимается изучением строения речных сетей, стока рек, морфометрией речных бассейнов и так далее. Как правило, реки прокладывают свой путь и текут по зонам наименьшего напряжения и сопротивления - по тектоническим разломам.
Издавна энергия быстрых рек и водопадов широко используются в хозяйственной деятельности человека в качестве источника возобновляемой энергии для работы водяных мельниц и турбин гидроэлектростанций.
Общие сведения
В каждой реке различают место её зарождения - исток и место (участок) впадения в море, озеро или слияния с другой рекой - устье.
Реки, непосредственно впадающие в океаны, моря, озёра или теряющиеся в песках и болотах, называются главными; впадающие в главные реки - притоками.
Главная река со всеми её притоками образует речную систему, характеризующуюся густотой.
Поверхность суши, с которой речная система собирает свои воды, называется водосбором, или водосборной площадью. Водосборная площадь вместе с верхними слоями земной коры, включающая в себя данную речную систему и отделённая от других речных систем водоразделами, называется речным бассейном.
Реки обычно текут в вытянутых пониженных формах рельефа - долинах, наиболее пониженная часть которых называется руслом, а часть дна долины, заливаемая высокими речными водами, - поймой, или пойменной террасой.
В руслах чередуются более глубокие места - плёсы и мелководные участки - перекаты. Линия наибольших глубин русла называется тальвег, близко к которому обычно проходит судовой ход, фарватер; линия наибольших скоростей течения называется стрежнем.
Границей водотока реки называется берег, в зависимости от расположения по течению относительно средней линии русла водотока различают правый и левый берега водотока.
Разность высот между истоком и устьем реки называется падением реки; отношение падения реки или отдельных её участков к их длине называется уклоном реки (участка) и выражается в процентах (%) или в промилле (‰).
По поверхности земного шара реки распределены крайне неравномерно. На каждом материке можно наметить главные водоразделы - границы областей стока, поступающего в различные океаны. Главный водораздел Земли делит поверхность материков на 2 основных бассейна: атлантико-арктический (сток с площади которого поступает в Атлантический и Северный Ледовитый океаны) и тихоокеанский (сток в Тихий и Индийский океаны). Объём стока с площади первого из этих бассейнов значительно больше, чем с площади второго.
Густота речной сети и направление течения зависят от комплекса современных природных условий, но часто в той или иной мере сохраняют черты прежних геологических эпох. Наибольшей густоты речная сеть достигает в экваториальном поясе, где текут величайшие реки мира - Амазонка, Конго; в тропических и умеренных поясах она также бывает высокой, особенно в горных районах (Альпы, Кавказ, Скалистые горы и так далее). В пустынных областях распространены эпизодически текущие реки, превращающиеся изредка при снеготаянии или интенсивных ливнях в мощные потоки (реки равнинного Казахстана, уэды Сахары, Крик (пересыхающая река) и Австралии и другие).
Классификация
Классификация рек по величине
- Большими реками называются равнинные реки, имеющие бассейн площадью более 50000 км2, а также реки преимущественно горные с площадью водосбора более 30000 км2. Как правило, их бассейны располагаются в нескольких географических зонах, а гидрологический режим не свойственен для рек каждой географической зоны в отдельности.
- Средними реками называются равнинные реки, бассейны которых располагаются в одной гидрографической зоне, имеющие площадь от 2000 до 50000 км2, гидрологический режим которых свойственен для рек этой зоны.
- Малыми реками называются реки, бассейны которых располагаются в одной гидрографической зоне, имеют площадь не более 2000 км2 и гидрологический режим которых под влиянием местных факторов может быть не свойственен для рек этой зоны.
Топографическая классификация
В зависимости от рельефа местности, в пределах которой текут реки, они разделяются на горные и равнинные. На многих реках перемежаются участки горного и равнинного характера.
- Горные реки, как правило, отличаются большими уклонами, бурным течением, текут в узких долинах; преобладают процессы размыва.
- Для равнинных рек характерно наличие извилин русла, или меандр, образующихся в результате русловых процессов. На равнинных реках чередуются участки размыва русла и аккумуляции на нём наносов, в результате которой образуются осерёдки и перекаты, а в устьях - дельты. Иногда ответвлённые от реки рукава сливаются с другой рекой.
Гидробиологическая классификация
Классификация по возможности водного спорта
По Международной шкале сложности рек существует шесть уровней сложности.
Классификация по конфигурации сети притоков
Различают 12 классов рек по характеру сети притоков, определяемому Числом Стралера. Истоки рек по этой системе относятся к первому классу, а река Амазонка - к двенадцатому.
Использование рек
С древних времён реки используются в качестве источника пресной воды, для добывания пищи (рыболовство), для транспортных целей, в качестве защитной меры, разграничения территорий, как источник неисчерпаемой (возобновляемой энергии (вращение машин (например, водяная мельница) или турбин ГЭС), для купания, орошения сельскохозяйственных угодий и как средство избавления от отходов.
Тысячелетиями реки используют в навигационных целях. Самые ранние свидетельства о навигации по рекам относятся к цивилизации долины реки Инд, существовавшей на северо-западе современной территории Пакистана около 3 300 года до нашей эры. Применение речной навигации в хозяйственной деятельности человека обеспечивает дешёвым (водным) транспортом, и до сих пор широко используется на самых крупных реках мира, таких как Амазонка, Инд, Ганг, Нил и Миссисипи (река). Количество вредных выбросов, производимых речными суда́ми, во всём мире чётко не регламентируется и не регулируется, что способствует постоянному выбросу в атмосферу Земли большого количества парниковых газов, а также повышению заболеваемости местного населения злокачественными новообразованиями в результате постоянного вдыхания вредных частиц, выбрасываемых в воздух водным транспортом.
Реки играют важную роль в определении политических границ и защиты страны от нашествия внешних врагов. Например, Дунай был частью древней границы Римской империи, а сегодня эта река формирует бо́льшую часть границы между Болгарией и Румынией. Миссисипи в Северной Америке и Рейн в Европе являются основными границами, разделяющими восток и запад стран, расположенных на соответствующих континентах. В южной части Африки реки Оранжевая и Лимпопо образуют границы между провинциями и странами, расположенными вдоль их маршрутов.
Наводнение
Разлив (или половодье) является частью естественного цикла реки - одна из фаз водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в один и тот же сезон года, - относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня. Обычно сопровождается выходом вод из меженного русла и затоплением поймы.
Паводок - фаза водного режима реки - сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, вызванное усиленным таянием снега, ледников или обилием дождей. В отличие от половодья, паводок не повторяется периодически и может возникать в любое время года. Значительный паводок может вызвать наводнение. В процессе перемещения паводка по реке образуется паводочная волна.
Наводнение - затопление местности в результате подъёма уровня воды в реках, озёрах, морях из-за дождей, бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на побережье и других причин, которое наносит урон здоровью людей и даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб. Ветровые нагоны воды в морских устьях рек и на ветреных участках побережья морей, крупных озёр, водохранилищ. Возможны в любое время года. Характеризуются отсутствием периодичности и значительным подъёмом уровня воды.
Большая часть процесса эрозии русел рек и осаждения вымытых пород на соответствующих поймах происходит во время паводка. Во многих развитых районах земного шара хозяйственная деятельность человека изменила форму русла рек, оказав влияние на величину (интенсивность) и частоту возникающих наводнений. В качестве примеров воздействия человека на естественное состояние рек можно привести возведение (создание) дамб, выпрямление русла (строительство каналов) и осушение природных водно-болотных угодий. В большинстве случаев бесхозяйственная деятельность человека в поймах рек ведёт к резкому увеличению риска возникновения наводнений:
- искусственное выпрямление русла реки позволяет воде течь быстрее вниз, увеличивая риск затопления местности, расположенной ниже по течению;
- изменение характера речной поймы (спрямление) удаляет естественные противопаводковые водохранилища, тем самым повышая риск возникновения паводков в низовьях рек;
- создание искусственной насыпи или дамбы может только защитить область, лежащую ниже по течению реки (позади дамбы), а не тех местностей, которые расположены выше по течению;
- наличие дамбы, а также спрямление и укрепление берегов (например, создание набережных и так далее) также может увеличить риск возникновения наводнения на территориях, расположенных вверх по течению реки. В результате чего происходит затруднение оттока и повышение давления, оказываемого на нисходящий поток, связанного с препятствием для нормального оттока воды из-за узости канала, заключённого между уреплёнными берегами.
Подземная река
Большинство, но не все реки текут по поверхности Земли. Подземные реки несут свои потоки под землёй в пещерах. Подобного рода реки часто встречаются в регионах с известняковыми (карстовыми) отложениями в геологических формациях. Кроме того, различают пещеры, образуемые в теле ледников талой водой. Такие пещеры встречаются на многих ледниках. Талые ледниковые воды поглощаются телом ледника по крупным трещинам или на пересечении трещин, образуя ходы, иногда проходимые для человека. Длина таких пещер может составлять несколько сот метров, глубина - до 100 м и более. В 1993 г. в Гренландии был обнаружен и исследован гигантский ледниковый колодец «Изортог» глубиной 173 м, приток воды летом в него составлял 30 м3 и более. Из-за наличия «крыши», образованной из геологических пород, непроницаемых для воды (или льда) и высокого давления, направленного в сторону вышележащих массивов ледника, создаётся так называемый топографический градиент - такие потоки способны даже течь в гору. Ещё один тип ледниковых пещер - пещеры, образуемые в леднике в месте выхода внутриледниковых и подледниковых вод на краю ледников. Талые воды в таких пещерах могут течь как по ложу ледника, так и по ледниковому льду.
Вода, как правило, находится во многих пещерах, а карстовые пещеры обязаны ей своим происхождением. В пещерах можно встретить конденсатные плёнки, капель, ручьи и реки, озёра и водопады. Сифоны в пещерах существенно усложняют прохождение, требуют специального снаряжения и особой подготовки. Нередко встречаются подводные пещеры. В привходовых участках пещер вода часто присутствует в замёрзшем состоянии, в виде ледяных отложений, часто очень значительных и многолетних.
Подземная река Пуэрто-Принсеса - подземная река около филиппинского города Пуэрто-Принсеса, на острове Палаван (Филиппины). Данная река, длиной около 8 км, протекает под землёй, в пещере, в направлении Южно-Китайского моря. В районе её местонахождения создан Национальный парк подземной реки города Пуэрто-Принсеса (Puerto Princesa Subterranean River National Park) - заповедник, расположенный в 50 км от города. Парк находится в районе горного хребта Сент-Пол в северной части острова и ограничен бухтой Сент-Пол и рекой Бабуян. Известна подобная река на полуострове Юкатан в Мексике, но эта признана крупнейшей. Обе подземные реки своим возникновением обязаны карстовому рельефу. Вода в этих реках изменила направление своего течения, найдя дорогу вниз, благодаря растворению карбонатных пород и формированию обширной подземной речной системы.
Река Хамза (порт. Rio Hamza) - неофициальное именование подземного течения под руслом Амазонки. Об открытии «реки» было объявлено в 2011 году. Неофициальное название дано в честь индийского учёного Валия Хамза, который более 45 лет занимался исследованием Амазонки.
Крупнейшие реки мира
Величайшие реки мира
№ |
Название |
Длина (км) |
Площадь бассейна (тыс. км²) |
Средний расход воды в устье (тыс. м³/с) |
Наибольший расход воды в устье (тыс. м³/с) |
Твёрдый сток (млн т/год) |
1. | Амазонка | |||||
2. | Нил | |||||
3. | Янцзы | |||||
4. | Миссисипи - Миссури | |||||
5. | Хуанхэ | |||||
6. | Обь (с Иртышом) | |||||
7. | Парана (от истоков Паранаибы) | |||||
8. | Меконг | |||||
9. | Амур (от истоков Аргуни) | |||||
10. | Лена | |||||
11. | Конго (с Луалабой) | |||||
12. | Макензи (от истоков Пис-Ривер) | |||||
13. | Нигер | |||||
14. | Енисей (от истоков Малого Енисея) | |||||
15. | Волга | |||||
16. | Инд | |||||
17. | Юкон | |||||
18. | Дунай | |||||
19. | Ориноко | |||||
20. | Ганг (с Брахмапутрой) | |||||
21. | Замбези | |||||
22. | Муррей | |||||
23. | Днепр |
(Visited 259 times, 1 visits today)