Притязания личности. Определение уровня притязаний
Каждый человек имеет определённую цель в своей жизни. Кто-то мечтает, а кто-то ставит перед собой точные цели и задачи, которые во чтобы то ни стало стремится достигнуть. Это и считается притязанием, просто в другой терминологии. Уровень притязания - это стремление получить от жизни то, что человек считает возможным и достоянным для себя.
В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные , а у остальных - нереалистичные.
Притязания - это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании. Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний. До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот - притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.
Уровень притязаний характеризуется:
- уровнем трудности достижения цели и проецирование своих будущих действия;
- выбор человеком очередного действия и следующей цели, которая возникает в результате переживания успеха либо неуспеха после ряда прошлых действий - притязания в настоящий момент;
- желаемый уровень своей самооценки - собственное я.
Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах .
Самооценка личности и притязания
В поставленной цели индивид может преследовать цели поднять свою самооценку либо лишний раз подтвердить её. Если говорить о ней подробно, то она представляет отношение человека к своей личности, попытку оценить свои силы , достоинства, качества и недостатки, а также влияние на остальных людей в обществе.
В зависимости от особенностей человека самооценка может разделяться на разумную, заниженную либо завышенную.
Не подлежит сомнению тот факт, что между показателями притязаний есть тесная связь, так как ни одно из этих понятий не может нормально существовать без другого.
При повышении либо снижении уровня ожиданий человек получает возможность управлять своей самооценкой, которую некоторые, к несчастью, не всегда могут адекватно применять. В результате этого могут очень часто происходить внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, который будет сопровождаться длительными депрессиями, нервными срывами и состоянием сильной злобы на окружающих и весь мир.
Диагностика сильно завышенной самооценки будет включать в себя выявление таких признаков, как:
Слишком низкая самооценка
Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии , уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:
Фрустрация - это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.
При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.
В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе - такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера - самоуважение.
Частный и общий уровень
Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.
Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.
Стремление к увеличению уровня своей самооценки в тех условиях, когда личность свободна в выборе трудности своего последующего действия , приводит к развитию конфликта двух тенденций.:
- увеличить притязания, чтобы достичь максимального успеха в ситуации;
- снизить его, чтобы избежать возможной неудачи.
Получение неуспеха либо успеха после достижения (либо недостижения) определённого уровня притязания в результате приводит к его смещению в область более трудных или же лёгких задач. Снижение трудности выполняемой задачи либо повышение уровня после неудачи - атипичное изменение в притязании - сообщает о нереалистичности показателя притязаний и неадекватной самооценки.
Основные методы проведения исследований
Есть три метода оценки притязания:
- Высота притязания: высокий либо низкий.
- Показатель адекватности притязаний - адекватный либо неадекватный.
- Общая динамика - как меняется поведение.
Первый способ для исследования притязаний был предложен учеником К. Левина и Ф. Хоппе. Сейчас для проведения диагностики такого свойства личности есть большое количество методов. Многие из них основываются на методе оценки притязания, который был предложен Ф. Хоппе.
Такой способ строится по определённой схеме: человеку предлагается выбрать некоторую последовательность действия для решения определённого числа задач (чаще всего их количество устанавливается). Предварительно все задачи, которые однотипны по своему содержанию, классифицируются по показателю трудности. Притязания можно определить с помощью показателя трудности выбираемых тестируемых заданий и его поведением в зависимости от успешности общего решения.
При оптимальном показателе притязаний после хорошо решённой задачи индивид чаще всего выбирает для себя более сложную, а после неудачи, как правило, более лёгкую. Индивид с низким уровнем притязания чаще всего поступает также, а после значительной неудачи выбирает либо лёгкую задачу, либо, наоборот, слишком трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью выбранной задачи и таким способом лишний раз защитить свою репутацию. Человек же с завышенной самооценкой и показателем притязаний в любой ситуации будет выбирать лишь задачи с высоким показателем трудности.
Чаще всего при проведении тестирования показателя притязаний от человека скрывается настоящая цель проведения эксперимента. В большинстве случаев испытуемому говорят, что таким методом проверяется показатель его интеллекта. Содержание же задачи, в этом случае особо значения не имеет.
Хоппе оценивал притязания, используя для этого три фактора:
Ф. Хоппе подчёркивал, что в данной ситуации можно было получить информацию об уровне притязания человека в ходе проведения самого эксперимента. Поведение участников во время эксперимента и их резкие высказывания тщательно записывались и рассматривались с разных сторон.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Характер проявляется не только в отношении к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе. Формируется набор самооценок, от которого зависит, скромные ли мы или высокомерные, требовательные ли к себе или самоуспокоенные, застенчивые или кичливые.
Невозможно понять истоки некоторых столкновений, если не проанализировать самооценки конфликтующих людей. Как вы себя оцениваете? Какое место займете на шкале: самый умный /самый красивый - самый глупый/самый уродливый?
Большинство людей оценивают себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если он обладает высоким уровнем самооценки, то сможет успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно». Срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.
У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Человек с истерическими проявлениями говорит: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».
Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой? Считающие себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающие неминуемо вызывают раздражение других людей. Это естественно, ведь мысль: «Видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. Кому же приятно, когда его считают глупым?
Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим - неиссякаемый источник негативного отношения. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво и завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти - зависть к умственному превосходству», - утверждал Д. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и негативные реакции окружающих.
Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, - чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение других людей. Но что значит для человека «несправедливое»? Когда чье-то мнение о нем ниже его собственного о себе. Понятно, что завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего Я даже серьезную критику человек не принимает близко к сердцу).
Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной награды закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и наконец прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.
С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи в основном людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера. В результате возникает пониженный фон настроения, закрепляется комплекс неполноценности. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, робость, замкнутость, искаженное восприятие окружающих.
Как человек реагирует на попытки других людей снизить его самооценку упреками, критикой? Удовольствия при этом он не испытывает, но его эмоции зависят от того, кто и за что критикует, с какой целью и, главное, насколько высказанная оценка случившегося расходится с собственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых очень дорожат (их замечания не унижают, а помогают). Подчас не принимают во внимание упреки со стороны посторонних.
Но у каждого есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика которых вызывает резкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка их внешности, хозяйственности, опрятности, для мужчин - профессиональных качеств и традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки). Есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб взаимоотношениям, что все последующие компенсирующие действия не могут их исправить. Например, в пылу семейной ссоры муж заявил жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне неприятна». И хотя это не так, о чем свидетельствуют дальнейшие поступки, подобные необдуманные слова уносят с собой тепло супружеских отношений. Следует учесть, что нельзя по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности и в то же время нельзя изводить человека постоянными мелочными упреками. Иначе это вызовет обиду, неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.
Как реагирует человек на попытки окружающих завысить его самооценку лестью, комплиментами, похвалой? Многие чувствуют себя неуютно, сталкиваясь с тем, кто источает непрерывные восторги в их честь. В ситуации, когда один человек хвалит другого, они находятся в неравных отношениях. Первый осознает свою цель и истинные чувства и четко понимает, что за этим кроется, - лесть, комплимент или заслуженная похвала. Тот же, кто слушает, оказывается в более трудном положении, поскольку не всегда может уловить цель собеседника. Поэтому неудивительны настороженность и негативизм, с которыми встречают хвалебный поток, особенно со стороны неспециалиста.
Лесть - это явно преувеличенная похвала, произносимая с целью завоевать чье-либо расположение. Если она усваивается тем, кому адресуется, то наносит ему вред, делая надменным, самодовольным и самоуспокоенным, а в последующем закономерно рождает неприязнь и насмешки окружающих.
Комплимент в отличие от лести не преследует выгоды и является следствием искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости. Своевременно сказанный, хотя и ненадолго, он повышает настроение человека.
Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень притязаний человека и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи - в этом ее польза. Она произносится и реже, и убежденнее, без патетических восторгов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнением дорожат, то доставляет удовольствие.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие с раннего детства, - отношение родителей и педагогов, положение среди сверстников. Сопоставляя мнение о себе разных людей, человек формирует свою самооценку, причем любопытно, что сначала он учится оценивать других, а потом уже себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые результаты и тем самым оценивает себя: «Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.
Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или заниженной. Это, в свою очередь, влияет на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется привлекательным и возможным.
Уровень притязаний - тот масштаб трудности задания, которого человек обязуется достичь, зная уровень своего предыдущего выполнения. На него воздействует динамика жизненных неудач и удач, успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, который реально может достичь, соответствующие его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным/заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.
Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя возможно достичь значительно более высоких), случается при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя неполноценным). Однако он бывает и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, хотя цели выбирает попроще, чтобы не перетрудиться, не высовываться, проявляя своеобразную социальную хитрость).
Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, разочарованию, фрустрации. В юности часто выдвигаются такие нереалистические притязания, переоцениваются свои способности, - эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, приводит к конфликтам, неудачам, разочарованиям. Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей.
Насколько опасной ни была бы юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социльных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от любой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (он не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых бы они получали ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, поверили в себя, чтобы блокировать нежелательный для личности процесс.
Самоуважение - обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание) . Чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он смог себя уважать.
Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой в их преодолении, а средством самооправдания, отказом от деятельности.
Однако неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Так, интеллектуально развитые и творческие люди остро осознают расхождение между свойствами, которые у них есть, и теми, которыми бы они хотели обладать. Отсюда возникает недовольство собой, побуждающее человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.
Фрустрации - специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других (агрессивная фрустрация) или самого себя (регрессивная фрустрация) .
Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность - у одних; вялость, неверие в себя, комплекс неполноценности, безразличие, безынициативность - у других. Если человек длительное время не выходит из подобного состояния, формируется невроз - болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой, при столкновении желаний и действительности, которая их не удовлетворяет.
Уровень притязаний личности (англ. personal level of aspiration) - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих возможностей (см . Я-концепция ), Сохранение которой стало для человека потребностью.
Уровень притязаний личности, который относится к достижению в отдельных видах и областях деятельности (напр., в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.), называется частным. В основе такого У. п. л. лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний личности может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого У. п. л. лежит целостная оценка себя как личности.
Понятие Уровень притязаний личности было введено К. Левином и его учениками. Было показано, что У. п. л. в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных (см . Достижения мотив ). Уровень притязаний личности м. б. адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенный уровень притязаний личности может стать источником аффекта неадекватности.
При воспитании детей важно учитывать особенности У. п. л., так как его соответствие возможностям ребенка - одно из условий гармоничного развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с др. людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности (см . Аффективные дети , Притязания детские).
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Уровень притязаний - характеризует:
- уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
- выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент);
- желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Каждый человек к чему-то стремится в своей жизни. Кто-то мечтает, кто-то ставит перед собой задачи и и есть притязания, просто в другой терминологии. Итак, притязания - это стремление получить от жизни то, что человек считает возможным и достойным своей личности. Вот здесь и начинается самое «интересное»: почему у одних людей завышенный уровень притязаний, у других - заниженный? Почему у одних ожидания адекватные, а у других - нереалистичные? И кто может судить, что они таковы?
Разные уровни
Итак, притязания - это внутреннее право человека на получение тех или иных жизненных благ. Речь может идти как о карьерных успехах, путешествиях, выгодном браке, так и об успеваемости в школе, институте или в городском кружке. Независимо от этого, различают разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний, как ни странно, характерен для людей с неадекватной самооценкой, которая влияет на До сих пор неясно, правда, качество притязаний влияет на самооценку или самооценка - на притязания, однако наличие связи между этими явлениями - бесспорно.
Самооценка и притязания
Психологи отмечают, что люди с завышенной или как ни парадоксально, могут обладать и высоким уровнем притязаний, и низким. Когда речь идет о высоком уровне, значит, человек не в силах адекватно оценить собственные силы и возможности для достижения желаемого. Если речь идет о низком уровне притязаний, то человек, в силу заниженной самооценки, а, значит, и неверия в собственные силы, заведомо ставит себе незначительные
Определение уровня притязаний
Успешные, активные и целеустремленные личности обладают и не высоким, и не низким уровнем притязаний. У них есть реальные притязания, которые рано или поздно воплощаются в жизнь. В отличие от мечтателей или тех, кто видит мир «в розовых очках», эти люди ставят себе задачи, выполнение которых полностью соответствует их личностным качествам. Американские психологи выяснили, что они обладают высоким уровнем мотивации, который толкает их к достижению своих притязаний.
У тех, кто имеет нереальные высокие притязания к жизни, как правило, часто слабый уровень мотивации, не способный реализовать их амбиции.
Пример неадекватно завышенных притязаний
Довольно распространенный пример, когда девушка из провинции считает, что заслуживает в мужья принца Англии. При этом она не знает даже его родного языка, не имеет образования, воспитания и что хуже всего - к этому даже не стремится. Она просто уверена, что заслуживает его просто так. Вот пример, когда отдельно взятые притязания - это несоответствие между реальными и ее устремлениями.
Можно ли определить свой уровень притязания?
Это делается с помощью опытного психолога или специальных тестов. Порой такой анализ необходим, если не получается в жизни достичь каких-то целей, а она сама явно не складывается. Возможно, в этом случае уровень притязаний не совпадает с уровнем личностных характеристик. Тогда нужно или снижать притязания, или работать над своими отдельными качествами характера. Изменить свою личность, чтобы соответствовать своим притязаниям - сложный, долгий путь, не всем подходящий.
Уровень притязаний
Характеризует:
1) уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент);
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) У. п., влечет за собой смещение У. п. в область более трудных задач (или более легких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.
Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .
Уровень притязаний
Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей.
Характеризует:
1 ) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;
2 ) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;
3 ) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.
Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. (см. уровень притязаний).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:
1 ) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;
2 ) снизить их, чтобы избежать неудачи.
Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.
Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.
Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Уровень притязаний
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ (с. 619) - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.
Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.
Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.
Уровень притязаний как психологическая характеристика впервые был экспериментально изучен в 20-х гг. XX в. под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).
Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.
Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности.
Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .
Смотреть что такое "уровень притязаний" в других словарях:
Уровень притязаний - личности это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей… … Википедия
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ Энциклопедия социологии
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - – 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель)); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий; … Словарь по профориентации и психологической поддержке
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - См притязаний, уровень … Толковый словарь по психологии
Уровень притязаний - 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный… … Психологический лексикон
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - англ. level of claims; нем. Anspruchsniveau. 1. Идеальная цель, достижение к рой связано с определенными трудностями и целым рядом будущих действий. 2. Цель очередного действия, формирующаяся в результате успешности или безуспешности прошлых… … Толковый словарь по социологии
Уровень притязаний - желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка У.п. проводится с точки зрения его адекватности соответствия реальным возможностям… … Педагогический терминологический словарь
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, к рые личность перед собой ставит. Оценка У. п. проводится с точки зрения его адекватности соответствия реальным возможностям человека.… … Российская педагогическая энциклопедия