Пример расторжения контракта по 44 фз. Расторжение госконтракта
Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.
Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?
Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ
В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:
- изменение условий , в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами . В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
- изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
- если речь идет об изменении контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения , но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
- произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации , если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
- если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта . Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
- если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.
В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.
Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика
Расторжение контракта может быть осуществлено в порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.
По инициативе государственного контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения , например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.
Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в . Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.
Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением. Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.
Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.
Расторгнуть контракт заказчик может в случае:
- если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям , которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
- производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут ;
- расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного . Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.
Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:
- Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа . Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
- Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта . Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
- Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
- Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков , если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.
Расторжение контракта по инициативе исполнителя
Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».
Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.
Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:
- Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц , которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
- Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
- Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.
Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.
Частичное расторжение контракта
Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.
Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.
Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:
- Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа , например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
- Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта , осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
- Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.
Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.
Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.
Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».
В 44 Федеральном Законе досконально описаны все принципы расторжения договора в одностороннем порядке. Согласно взаимному решению Исполнителя и Заказчика особого порядка не имеется. Законодатели предусмотрели данную возможность, но не более того. Следовательно обеим сторонам следует нацелиться на изучение норм ГК РФ для решения данного вопроса.
Процедура расторжения может быть написана и в документации договора. Однако, подобная норма не является обязательной, поэтому зачастую Заказчик просто не прописывает такой пункт в договоре. Впрочем, отказаться от выполнения обязательств в рамках договора можно даже в том случае, если в тексте документов не указан порядок проведения такой процедуры.
Договор о прекращение контрактных обязательств составляется точно так же, как и первоначальный договора.Он формируется в письменном виде и удостоверяется подписями и печатями Исполнителя и Заказчика. В случае, если в период расторжения договора, Исполнитель уже выполнил ряд своих обязательств, то он не вправе выдвинуть второй стороне требование о возврате денежных средств, которые были потрачены на исполнение этих самых обязательств
2. В каких ситуациях возможно расторжение по обоюдному согласию
Расторжение договора по обоюдному согласию может происходит в таких случаях, как:
1. В случае, если у Исполнителя нет возможности выполнить взятые на себя обязательства по непредвиденным и независящих от него причинам.
2. Заказчик не нуждается больше в данной закупке.
3. Выполнить обязательства по договору нет возможности из-за сторонних факторов.
4. В случае если Заказчиком не был выбран весь заявленный объем работы, а действие договора уже истекло.
5. Исполнитель утратил возможность выполнения контракта во время, а Заказчиком было принято решение отказаться от договора.
Возможность прекращения договорных обязательств при обоюдном согласии может осуществляться только при наличии достаточно серьезных обстоятельств, это правило предусматривается в 451 статье Гражданского Кодекса России. Значимыми ситуациями признаются только такие случаи при обнаружении которых до заключения сделки, она бы вовсе не была бы подписана.
Нужна помощь в расторжении контракта?
Работая с нами вы получаете грамотную консультацию специалистов по всем вопросам! Проконсультируйся сейчас - бесплатно!
3. Процедура расторжения контракта
В статье номер 452 Гражданского кодекса, говорится о прекращении договорных соглашений при взаимном согласии между Исполнителем и Заказчиком, а также оформлении этого соглашения в письменном виде. Сведения о данном документе должны быть в трехдневный срок . Данный порядок регламентирует статья 103 44 Федерального Закона.
Сам процесс расторжения договоренностей в этом случае совершенно никак не регламентируется, о чем мы уже писали выше, а данный процесс состоит из таких этапов, как:
1. Заказчиком или Исполнителем разрабатывается документ о соглашении расторжения договора. В нем указывается :
Номер и дата подписания контракта
Причина расторжения.
Оформляется данное соглашение согласно самому договору.
2. После составления и подписания документа, он направляется второй стороне, которая должна его изучить и подписать.
3. После чего Заказчиком должны быть внесены данные о формировании такого соглашения в реестре договоров. На должна быть опубликована информация о дне прекращения действия контракта. Подробного указания причины не требуется, достаточно прописать код “01”.
Договор считается разорванным в тот момент, когда произошло его подписания Заказчиком и Исполнителем. Дата заключения соглашения указывается в тексте.
4. Какие последствия может иметь расторжение контракта по взаимному согласию
Последствий при расторжении договорных обязательств регламентирует 453 статья ГК РФ. Результатом данной процедуры является отсутствие претензий у обеих сторон, а все взятые обязательства прекращают свое действие.
Заказчик не вправе передавать сведения о поставщике в в случае прекращения договорных обязательств по обоюдному согласию. Требовать возврата уже исполненных обязательств стороны не могут.
Немаловажным вопросом становится порядок . Законодательно предусмотрено, что оно возвращается после полного исполнения поставщиком своих обязательств. В случае расторжения контракта заказчик иногда пытается оставить залоговую сумму себе. При этом он основывается на правилах ГК РФ и расценивает обеспечение контракта, как компенсацию понесенных убытков в результате неисполнения поставщиком обязательств. Такое поведение заказчика может стать поводом для поставщика обратиться в суд и признать его действия оппонента неправомерными. Поэтому чаще всего после расторжения контракта заказчики возвращают всю сумму обеспечения.
Разрыв контрактных обязательств является самым предпочтительным вариантом событий. Данный процесс не может повлечь за собой негативные последствия ни для одной из сторон. В случае, если у одной из сторон не получено согласие на разрыв договора таким методом, единственный вариант - обращение в суд , но в этом случае придется доказать невозможность выполнения обязательств по договору.
5. Образец расторжения контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ
Скачать
образец
6. Видео-инструкция Изменения и расторжение контракта
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
РЕЖИМ РАБОТЫ:
Ежедневно: с 9:00 до 20:00, без перерыва на обед.
Email: [email protected]
Деловое предложение
юридическим лицам по юридическому (абонентскому) обслуживанию компании
В чем выгода от сотрудничества с нами? Ответ очевидный: не нужно платить соответствующие налоги, делать ежемесячные перечисления в различные фонды, тратить ресурсы на обеспечение рабочих мест... Предусмотрены различные формы оплаты наших услуг, в том числе по безналичному расчету...
МЫ РАБОТАЕМ ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ РОССИИ
Расторжение Госконтракта
ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. Приступаем к производству по данной категории дел только после предварительного анализа и подготовки правового заключения в письменном виде для Заказчика с указанием перспектив (услуга платаная).
Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.
Практика показывает, что расторжение госконтракта - ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:
Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),
У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,
Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).
Расторжение обязательств по соглашению сторон - оптимальный вариант решения недоговоренностей
При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон - самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.
При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:
О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,
Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,
Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,
Об отсутствии взаимных претензий,
Подписи и реквизиты обеих сторон.
Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.
Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей
Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.
Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.
В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны - основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.
В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.
У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:
Прописать пункт о возможности расторжения контракта,
В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.
Реализация права заказчика
Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:
Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,
Отправить электронное письмо.
Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.
Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.
Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.
Реализация права поставщика
Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.
Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.
Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.
Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.
Когда ответчик считается официально уведомленным
Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:
Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,
Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,
По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.
Возможные последствия расторжения госконтракта
После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.
МЫ СМОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ!
Долг по алиментам на момент совершеннолетия ребенка составил…
Все не совсем так. Алименты с вашего бывшего мужа уже взысканы судом и должны были выплатиться ребенку…
Одностороннее расторжение контракта – почти всегда конфликт. У заказчика есть право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Возможно ли злоупотребление со стороны заказчика?
Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).
В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст.95 № 44-ФЗ):
- обязательное уведомление второй стороны,
- отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.
Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?
Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.
При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч.23, ст.95 № 44-ФЗ).
Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?
Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.
Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия:
- Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст.450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
- В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч.4, ст.34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч.5, ст.34 № 44-ФЗ).
В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.
И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?
№ 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы, в той части, в какой они не противоречат №44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч.1, ст.2, № 44-ФЗ).
Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?
Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).
В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например, через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).
Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.
Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт — аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.
Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда
По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).
Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.
На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.
Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.
Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).
Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?
Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.
При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с тем, что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.
В соответствии с частью 14 статьи 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.
Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).
Вебинар в Школе электронных торгов
Подрядчик нарушил сроки
Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе, подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.
Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство; согласовать ее с заказчиком и компетентными органами, и передать заказчику.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.
Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.
При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).
Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.
Отказ от приемки
Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).
Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.
Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора. То есть в срок до 11.04.2014.
Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.
В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.
Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.
Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.
Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.
Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта и тем более, основанием для одностороннего расторжения контракта.
Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.
Вывод
Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.
Основной курс для специалистов заказчика. Управление государственными и муниципальными закупками» . Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов.
137 481 просмотр
Приветствуем вас, дорогие сотрудники контрактных служб. Не секрет, что стабильность в обществе поддерживается благодаря грамотному распределению бюджетных ассигнований. Именно поэтому работа с 44 Федеральным Законом и грамотное его применение – залог стабильности. Но это не точно.
Расторжение контракта чем-то похоже на супружеский развод. Причины для него во многом схожи, но каждый раз ситуация уникальна. Однако, ошибки, совершаемые сторонами, скрепленными государственным контрактом, во многом однообразны и одинаково грустные.
В нашей статье мы попытаемся разъяснить как грамотно и точно провести процедуру одностороннего расторжения контракта, объяснив это максимально простым языком. Одностороннее расторжение это ваша защита на случай столкновения с недобросовестными действиями другой стороны.
Опытные участники понимают, когда можно вести переговоры, а когда их ведение лишь вредит. Однако, несмотря на то, что расторжение называется односторонним, это совсем не означает, что другая сторона никак не может участвовать в данном процессе – напротив: существует определенный порядок, нарушение которого может привести к признанию одностороннего расторжения незаконным.
ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА:
Кто-то с кем-то что-то не поделил, или не смог найти общий язык? В процессе исполнения возникли неразрешимые противоречия в оценке действий сторон договора? Возможно вы, столкнулись с тем, что Исполнитель грубо и неоднократно нарушил сроки исполнения взятых на себя обязательств? (подробнее см. п.15 ст.95) Неважно почему, но если Вы хотите немедленно расторгнуть контракт, для начала убедитесь в следующем:
- ваш контракт предусматривает одностороннее расторжение
Можно заключить государственный контракт без возможности одностороннего расторжения. В таком случае, расторжение возможно только через суд.
- вы действительно уверены, что уведомили Исполнителя
Для этого необходимо внимательно ознакомиться с текстом самого контракта, что в обычном состоянии человеку несвойственно. Ваш контракт обязательно содержит в себе сведения о порядке уведомления сторон.
Пример: Вы заключили контракт на поставку товара партиями по заявке. Заявки вы высылаете на электронную почту Поставщику, однако товара нет. Вы высылаете на электронную почту Поставщику претензию, однако ответа и товара по-прежнему нет. Вы принимаете решение о расторжении, и высылаете его на электронную почту Поставщику и через 10 дней, не дождавшись ответа, расторгаете контракт, выкладывая в ЕИС сведения о расторжении.
Однако, Поставщик, подает в суд на вас и побеждает, поскольку доказывает что не получал от вас никаких писем. На ваши аргументы и скриншоты, свидетельствующие об отправке писем, он заявляет, что данный ящик не имеет к нему никакого отношения. Контрактом не оговорена переписка по электронной почте, либо есть условие, согласно которому вся электронная переписка должна в обязательном порядке дублироваться на бумажном носителе.
Часто Заказчик ведет деловую переписку небрежно, без надлежащего оформления. Помните, простое письмо на электронный адрес, если это не оговорено контрактом, не имеет юридической силы. Конечно, исхитрившись, можно попытаться доказать что имело место надлежащее уведомление (для этого надо доказать что адрес электронной почты имеет публичный характер и принадлежит именно Поставщику и т.д.), но надо ли создавать лишние сложности, чтобы потом доказывать что скан письма без печати и подписи ответственного лица, отправленный на почту стороннего менеджера, это и есть надлежащим образом оформленная заявка?
Важно: расторжение дело ответственное, поэтому только «хардкор» – только бумажное письмо с уведомлением на юридический адрес. Все телефонные разговоры, связанные с контрактом, только под запись (можно записывать без уведомления другой стороны).
- вы поставили товар на ответственное хранение и уведомили об этом
При обнаружении недостатков, вы обязаны поставить товар на ответственное хранение, уведомив при этом Поставщика. Сделайте это незамедлительно, поскольку, не взяв товар на ответственное хранение (на бумаге) вы подвергаете себя риску вины за состояние и качество товара.
- вы действительно уверены, что нарушение сроков это существенное нарушение
Если контрактом не оговорены, какие сроки являются для вас существенными, то вряд ли можно расторгнуть контракт за просрочку исполнения обязательств. Обычно в условиях контракта оговаривается, после какого периода ожидания Заказчик вправе осуществить расторжение.
Если вы надлежащим образом направили Поставщику заявку на поставку товара, или контрактом строго оговорены сроки выполнения работ/услуг, можете высылать претензию только при достижении критических значений (обычно 30 дней). Если сроки выполнения работ не оговорены, вы обязаны начислить пени, но не расторгать контракт. Другой случай, если сроки нарушены неоднократно: при таких обстоятельствах вы имеете право расторжения.
- вы сами не нарушили условий
Приемка результатов работы или товара, дело рутинное, но в то же самое время не лишенное творческого потенциала. Убедитесь, что вы приняли товар в надлежащие сроки и провели проверку качества надлежащим образом. Так же позаботьтесь о грамотном составлении акта о выявленном нарушении. Сам акт о выявленных недостатках, нужно направить вместе с решением о расторжении.
Важно: если вы включили в текст контракта ссылку на инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (П-7) и количеству (П-6), утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966, то действуйте в строгом соответствии с ней. Любое нарушение сроков и порядка уведомления будет рассматриваться судами высшей инстанции как причину в отказе удовлетворении интересов стороны, нарушавшей инструкцию.
В случае, когда решение было принято, оно должно быть размещено в течение 3-х рабочих дней в ЕИС и направлено поставщику надлежащим образом. После уведомления (подробнее см. п.12. ст. 95 – дата уведомления это не момент направления вами письма, а момент его получения/неполучения Исполнителем) вы отсчитываете 10 дней и на 11 день, при не устранении нарушения, контракт считается расторгнутым. Берите калькулятор, считайте пени и штраф, подавайте досудебную претензию и не забудьте направить в сведения о включении Исполнителя в РНП.
ДЛЯ ПОСТАВЩИКА:
Если вы поставщик, вы так же имеете право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если это право есть у Заказчика, даже если это не оговорено текстом контракта. В вашем случае все проще: если Заказчик нарушает существенные условия контракта, (в том числе неоднократно, сроки оплаты) у вас есть право удивить Заказчика односторонним расторжением контракта. Порядок уведомления точно такой же как у Заказчика, за той лишь разницей что вы ничего в ЕИС не размещаете. Удивительно, но Заказчик не всегда знает, что делать в таких случаях.
Важно помнить, что любое нарушение допущенное Заказчиком, не зафиксированное вами на бумаге или иным образом, не имеет никакой доказательной силы.
Резюме:
Если вы хотите расторгнуть контракт в одностороннем порядке, дружите со ст. 95 . Если вы обнаружили в тексте вашего контракта что-то связанное с СССР и П-6 и П-7, будьте КРАЙНЕ внимательны к срокам и уведомлениям (см. практику судов высшей инстанции).
Определение ВС от 24 октября 2017 г. по делу № А07-9954/2016
Определение ВС от 12 октября 2015 г. по делу № А28-14637/2013
Определение ВС от 16 марта 2015 г. по делу № А59-5567/2013
Определение ВАС РФ от 12.04.2013 N ВАС-3489/13 по делу N А21-2740/2012.
Определение ВАС РФ от 05.07.2012 N ВАС-8673/12 по делу N А27-3941/2011;
Определение ВАС РФ от 05.03.2012 N ВАС-1816/12 по делу N А56-73083/2010;
Определение ВАС РФ от 11.04.2011 N ВАС-4823/11 по делу N А32-2862/2010-21/40;
Определение ВАС РФ от 23.03.2011 N ВАС-2781/11 по делу N А41-6481/10;
Определение ВАС РФ от 26.11.2010 N ВАС-16010/10 по делу N А56-17686/2009;
Определение ВАС РФ от 15.09.2010 N ВАС-12245/10 по делу N А31-3296/2009;
Определение ВАС РФ от 16.08.2010 N ВАС-10410/10 по делу N А76-27471/2009-16-799/8;
Определение ВАС РФ от 04.05.2010 N ВАС-5361/10 по делу N А32-22020/2009-35/503;
Определение ВАС РФ от 21.04.2010 N ВАС-4586/10 по делу N А63-64/09-С2-12;
Определение ВАС РФ от 18.03.2010 N ВАС-2907/10 по делу N А32-27540/2008-62/409;
Определение ВАС РФ от 16.03.2010 N ВАС-2784/10 по делу N А50-5974/2009;
Определение ВАС РФ от 05.03.2010 N ВАС-2322/10 по делу N А32-26907/2008-32/415.
Определение ВАС РФ от 01.10.2009 N ВАС-12301/09 по делу N А62-2129/2008
Определение ВАС РФ от 03.09.2009 N ВАС-11268/09 по делу N А63-3515/2008-С2-26
Определение ВАС РФ от 19.06.2009 N ВАС-7315/09 по делу N А10-2453/08
Определение ВАС РФ от 11.11.2008 N 14418/08 по делу N А76-26105/2007-17-304/38