Предлоги сочинительные и подчинительные таблица. Подчинительные союзы
вопрос и относящиеся к одному
члену предложения;
в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвеча-
ющие на разные вопросы.
2. В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):
а) Купим удобный широкий стол.
б) Купим удобный письменный стол.
3. Найдите предложение с однородными членами:
а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.
в) С утра шел дождь и небо было затянуто тучами.
4. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союза-
ми, в устойчивых сочетаниях.:
5. Двоеточие при обобщающих словах ставится:
а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;
б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.
6. Найдите предложение, соответствующее схеме: О: О, О, О -…
(запятые не проставлены).
а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкус-
ных блюд.
в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.
1. Какими способами соединяются однородные члены предложения:
а) сочинительными союзами и интонацией;
б) подчинительными союзами и интонацией.
2. Найдите противительный союз:
3. К какой группе относится союз или:
а) сочинительный;
б) противительный;
в) разделительный.
4. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтакси-
ческую функцию.
а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.
б) Розово и зыбко явь отражается в снах.
в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.
г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.
1. подлежащее;
2. сказуемое;
3. определение;
4. дополнение;
5. обстоятельство.
5. Определите, как связаны между собой однородные члены:
а) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.
б) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.
1. союзная связь;
2. бессоюзная связь.
9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Работая над рецензией.
А. определите сначала главную мысль текста.
Б. главная мысль определяется не сразу.
В. была дана оценка тексту.
Г. анализируются языковые средства выразительности текста.
10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
А. Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.
Б. У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.
В. Писателя занимает мечта, которая живет у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.
Г. Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.
11. Укажите верную характеристику предложения.
… природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.
А. сложносочиненное;
Б. сложноподчиненное, состоящее из трех частей;
В. сложноподчиненное, состоящее из четырех частей;
Г. сложное с сочинительной и подчинительной связью.
опираться на гипертекст (20)Аборигены Сети помнят один из первых популярных сайтов - сетевой роман (21)Он начался с одного абзаца, датируемого 1987 годом. (22)С тех пор каждый мог дописывать к нему всё что угодно.
(23)Интернет можно использовать, чтобы обучать импровизации, сочинительству, но к будущему литературы он не имеет никакого отношения. (24)Одно дело - законченная и закреплённая на магнитофонной ленте или ином носителе музыка, и совсем другое – джаз как не загнанная в рамки импровизация (25)Возможно, в будущем ограничений здесь будет меньше. (26)Но в результате всё сведётся к формуле Умберто Эко из эссе «Как написать роман».
А 1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?1) позволить
2) косьба
3) безработный
4) метраж.
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кОрысть
2) крАлась
3) пОняла
4) (хороших) нОвостей.
А3. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) четырьмястами строчками
2) полощущий белье
3) все директора гимназий
4) более выше
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Поднявшись на смотровую площадку,
1) можно увидеть весь город.
2) открывается чудесный вид на город.
3) город виден как на ладони.
4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов.
А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».
2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.
3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.
4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.
Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.
(1)…(2) Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червем размером в несколько сантиметров. (3) Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги.(4) Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчетливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5) Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)… можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то желтый, то зеленый, то синий цвета, и глазу он предстает поочередно во всех цветах радуги.
А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте
1) Интересно, что морская мышь – не единственный носитель фотонных кристаллов в море.
2) В конце XX века ученые обнаружили, что ворсинки их меха являются даже не одномерным, а полноценным двумерным фотонным кристаллом.
3) Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей.
4) Если смотреть на волосок морской мыши под прямым углом, то он окажется ярко-красным.
А8. Какое из приведенных ниже слов(сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) К счастью
2) Поэтому
3) Потому что
4) Несмотря на это.
А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) морская мышь является (предложение 2)
2) тело покрыто бахромой(предложение 3)
3) переливаются (предложение 3)
4) поместить (предложение 4).
А10. Укажите верную характеристику четвертого предложения текста.
1) Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
2) Сложносочиненное
3) Сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
4) Сложноподчиненное.
А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТО (предложение 3)
1) причастие
2) наречие
3) прилагательное
4) деепричастие.
А12. Укажите слово, которое имеет значение «быстрая смена пятен света, красок».
1) радуга (предложение 3)
2) игра (предложение 4)
3) диапазон (предложение 5)
4) поток (предложение 6).
А13. В каком слове есть суффикс –Д-?
2) посуда
3) причуда
4) кривда.
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одаре(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведет себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.
А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой.
2) К…лыхаясь, отгор…диться, оп…лчение.
3) Бл…гоухать, пл…вец, распол…жжение.
4) Г…рячий, прип…сенный, пап…ротник.
По синтаксическим свойствам союзы делятся на сочинительные
и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены простого
предложения и части сложносочиненного предложения. Формальной
особенностью сочинительного союза является то, что, располагаясь ме-
жду соединяемыми компонентами, он не входит в синтаксическую
структуру ни одного из них. Тогда как подчинительный союз принадле-
жит придаточной части, вместе с которой может занимать разные пози-
ции по отношению к главному предложению: Когда отряд вошел в го-
род, солнце садилось -> Солнце садилось, когда отряд вошел в город ->
Солнце, когда отряд вошел в город, садилось.
Сочинительные союзы соединяют компоненты как функционально
равноправные: при сочинении нельзя выделить ни главной, ни зависи-
мой части. При этом однородность, выражаемая сочинительным сою-
зом, неодинакова. Она может относиться к синтаксическому уровню -
союз соединяет одинаковые члены предложения: заведу кошку и попугая;
может быть лексико-семантической - союз соединяет разные формы
при их общей или однотипной референтной направленности: говорю
с поэтами и о поэтах
(В. 3. Санников); а также коммуникативной - со-
юз соединяет функционально разные члены предложения: Дождь идет,
и сильный; Она вернется, но нескоро -
прилагательное и наречие, при-
соединенные сочинительным союзом к предложению, прочитываются
тоже как предложение) 106 .
Сочинительные союзы делятся на: 1) соединительные, 2) раздели-
тельные, 3) противительные, в которых особо выделяют градационные,
4) присоединительные и 5) пояснительные.
Примечание.
Данная классификация является традиционной. Она (с не-
значительными вариациями) представлена во многих грамматиках
русского языка. В. 3. Санников предложил разбиение сочинительных
союзов не по признаку синтаксического отношения, а на основе мо-
дальности. Он выделил соединительные, разделительные и замести-
тельные союзы. Соединительные союзы соединяют части, каждая из
которых обозначает реальный / нереальный факт. По признаку ре-
альной модальности к соединительным отнесены и противительные
союзы (а также, очевидно, должны быть отнесены и пояснительные
союзы). Разделительные союзы связаны с модальностью возможно-
сти факта. К заместительным отнесены союзы типа не... а,
которые
свидетельствуют о том, что только вторая часть синтаксической
структуры обозначает реальный факт: Петя не спит, а читает
(Петя,
вместо того, чтобы спать, читает) 107 .
Соединительные союзы и, ни... ни, да
(в значении м), как... так и,
«... и.
Эти союзы выражают соединение, не осложненное дополнитель-
ными смыслами, часто они используются для обозначения перечисле-
ния: И сделалась моя Матрена ни пава, ни ворона
(Крылов); И пращ,
и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы
(Пушкин). Самым
отвлеченньм из соединительных союзов является союз и,
который, по
словам А. М. Пешковского, выражает «чистую идею соединения». Союз
и
используется не только для выражения перечисления и соединения.
Подробнее об этом см.: В. 3. Санников.
Русские сочинительные конструкции. Семанти-
ка. Прагматика. Синтаксис. М., 1989. С. 13-25.
В. 3. Санников. Указ соч. С. 92-97.
С опорой на наречия, частицы, модальные слова (и тогда, и поэтому,
и следовательно, и значит, и все-таки, и все же, и тем не менее),
а также
смысл объединяемых частей он может передавать временные, причин-
но-следственные, уступительные, условные, противительные и присое-
динительные значения.
Разделительные союзы или, либо, то... то. не то... не то, или... или,
либо... либо, то ли... то ли, а то, а не то
выражают два основных син-
таксических отношения: 1) значение взаимоисключения: То ли она -
телеграмма - попала в сугроб и теперь лежит глубоко под снегом, то ли
она упала на тропку и ее утянул какой-либо прохожий...
(Гайдар), 2) зна-
чение очередности: То дождь, то град, то снег, как белый пух, То солнце,
блеск, лазурь и водопады...
(Бунин); Буря мглою небо кроет. Вихри снеж-
ные крутя: То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя
(Пушкин).
Примечание.
В. 3. Санников отметил употребление в разделительном
значении союза и;
на это значение он приводит пример из «Скупого
рыцаря» Пушкина: Барон здоров. Бог даст - лет десять, двадцать,
и двадцать пять. и тридцать проживет он ш.
Противительные союзы а, но, однако, да
(в значении но) являются
многозначными, контекст может модифицировать их содержание; ос-
новное значение союза а сопоставительное: Еще в полях белеет снег,
а воды уж весной шумят
(Тютчев), союзов но, однако, да -
противи-
тельное: Она подходит - ив слезах На воды шумные взглянула. Ударила,
рыдая, в грудь, В волнах решилась утонуть - Однако в воды не прыгнула
И дале продолжала путь
(Пушкин).
Градационные союзы (их еще называют двойными сопоставитель-
ными союзами) не только... но и. не только... а и, не только не... но, не
столько, ..сколько, даже не то что
и др. выражают сопоставление или
противопоставление по сюпени значимости: Он не только красив, но
и талантлив.
Присоединительные союзы да и, да и то, (и) причем, (и) притом,
тоже, также
выражают добавочную информацию к сказанному: Воды
было много, и притом она была не испорчена.
Пояснительные союзы а именно, то есть, или, как-то
выражают по-
яснение и уточнение: Пили по-обыкновенному, то есть очень много
(Пуш-
кин); Весь день Анна провела дома, то есть у Облонских...
(Л. Толстой);
Домашние животные, а именно кошки, действуют на человека успокаи-
вающе; Она зовется так, то есть ее прозвание Маниловка, а Заманиловки
тут вовсе нет
(Гоголь).
Примечание.
В некоторых работах пояснительные союзы отграничива-
ются от сочинительных и признаются лексемами, формирующими
Там же. С. 197. |
особый тип синтаксических отношений, промежуточный между сочи-
нительными и подчинительными отношениями.
Подчинительные союзы
Подчинительные союзы присоединяют придаточные части к глав-
ным частям сложноподчиненного предложения. Некоторые подчини-
тельные союзы используются и при построении простого предложения.
Так, союз как
может ставиться перед именной частью составного ска-
зуемого: Дом как проходной двор
или входить в обстоятельство образа
действия: Как дым рассеялись мечты
(Лермонтов), союз чтобы
может
присоединять обстоятельство цели, выраженное инфинитивом:
Собрались, чтобы обсудить план действий.
Ср.:
Собрались обсудить план
действий.
Подчинительные союзы принято делить на семантические и асе-
мантические. К последним относят союзы, присоединяющие придаточ-
ные изъяснительные предложения: что, как, чтобы, будто.
Их обычно
сравнивают с грамматическими падежами, так как при помощи изъяс-
нительных союзов нередко замещаются такие синтаксические места,
в которых может быть и грамматический падеж (Слышно шум ветра,
Слышно, что 1 как 1 будто шумит ветер; Снится весна. Снится будто
весна; Вспомнил о случившемся. Вспомнил, что случилось).
Подобно грам-
матическим падежам изъяснительные союзы выражают синтаксические
отношения, предопределенные (заданные) семантикой того слова (или
словоформы), к которому относится придаточное предложение. Изъяс-
нительный союз не формирует синтаксического смысла сложного пред-
ложения, а только его выражает.
Однако было бы неверно думать, что в содержательном отношении
изъяснительные союзы - это пустые слова. Изъяснительные союзы
различаются между собой модальными компонентами значения. Союз
чтобы
выражает желательную модальность (скажи, чтобы пришел),
будто -
неуверенность (вижу, будто кто-то стоит), что
и как
связа-
ны с реальной модальностью.
Семантические подчинительные союзы имеют собственные значе-
ния. Они определяют синтаксические отношения в структуре сложного
предложения.
Семантические союзы делятся на группы по значению: 1) времен-
ные союзы когда, перед тем как, после того как, едва... как, как только,
едва лишь,
2) причинные потому что, оттого что, так как, ввиду того
что, тем более что, из-за того что, благодаря тому что, в силу того
что, в связи с тем что. вследствие того что, в результате того что;
3) условные если. если... то, в случае если, в том случае если, при условии
что, ежели
и др.; 3) уступительные несмотря на то что, хотя, невзирая
на то что, вопреки тому что, при всем том что, независимо от того
что;
4) следствия так что, в результате чего;
5) цели чтобы, для того
чтобы, ради того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы;
6) сравнительные
как, как будто, будто, словно, так же как, подобно тому как, вроде того
как, как если бы;
7) сопоставительные союзы, совпадающие с подчини-
тельными союзами по формальному признаку, а по значению не проти-
вопоставленные сочинительным союзам если... то, в то время как, меж-
ду тем как, тогда как, по мере того как, чем... тем.
Например, Отцы
друг к другу не ездили, она Алексея еще не видала, между тем как
(= а) молодые соседки только об нем и говорили
(Пушкин).
Примечания.
1. Сопоставительные союзы, в связи с тем, что они не выра-
жают синтаксического неравноправия, иногда включаются в состав
сочинительных, особенно в тех случаях, когда возможна замена на
союз а
109 . 2. Среди сравнительных союзов особо следует отметить
союз как,
употребляющийся в структуре простого предложения
в функции, синонимичной предлогу в качестве (Мы знаем его как учи-
теля 1 в качестве учителя}.
Специфика соответствующих конструк-
ций состоит в том, что союз присоединяет существительное, падеж-
ная форма которого выбирается на основе согласования: он
(И. п.)
нравится как поэт
(И. п.), помогаем ему
(Д. п.) как поэту
(Д. п.), це-
ним его
(В. п.) как поэта
(В. п.), заинтересовались им
(Т. п.) как по-
этом
(Т. п.),расскажу о нем
(П. п.) как о поэте
(П. п.) 110 .
Союзные слова
Союзные слова (или относительные местоимения) - это место-
именные слова различных частей речи, используемые при построении
сложноподчиненного предложения в роли подчинительного союза.
Подчинение, оформляемое союзным словом, принято называть относи-
тельным.
В роли союзных слов используются следующие лексемы: кто, что,
какой, который, каков, чей, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего,
зачем, сколько.
В отличие от союзов союзные слова являются членами предложе-
ния, к ним можно поставить смысловой вопрос, и, что важно, они вво-
дятся в придаточные части на основе синтаксической связи с другими
компонентами. Например, в предложении Самое удивительное было то,
как быстро они договорились
(Фадеев) слово как
образует словосочета-
ние с наречием быстро,
в котором выражается значение степени, а по-
тому не может считаться союзом. Точно так же союзное слово что -
109 Современный русский язык. Часть 2/Под ред. Е. И.Дибровой. С. 148-149.
110 Подробнее об этом см. А. Ф. Прияткина.
Союз «как» в значении «в качестве». Владиво-
сток, 1975.
это всегда или сильноуправляемый В. п. (Вспомни, что ты говорил ут-
ром), или
И. п. подлежащего (Трудно понять, что происходит).
Союзная функция относительных местоимений опирается на раз-
ные их свойства. 1.При оформлении придаточных изъяснительных
предложений местоимения реализуют свою вопросительную семантику
и выбираются в зависимости от того, на что направлен вопрос: Нас
спросили, кто приезжает, что случилось, когда наступят холода, почему
не летают самолеты, какое ожидается лето
и т. п.
Примечание.
Лексема когда
является союзом, если присоединяет прида-
точное времени.
2. Если придаточное предложение относится к существительному
или соотносительному местоимению, то в союзном слове реализуется
его способность употребляться анафорически: чаще всего оно вводит
в придаточное предложение компонент, упомянутый в главной части:
расскажи о письме, которое ты получил; я тот, кого вы ждете; мы были
там, куда вы идете; на березе, что растет под моим окном, галки свили
гнездо.
Примечание.
Относительные местоимения-прилагательные при оформле-
нии присубстантивных придаточных в роде и числе согласуются с тем
существительным в главной части, к которому они относятся, а фор-
ма падежа определяется их местом в структуре придаточного предло-
жения. См. Места, по которым они проезжали, не могли назваться
живописными
(Тургенев) - предложно-падежная форма по которым
предопределена синтаксической связью с глаголом проезжали (Где
проезжали?- Проезжали по...),
а число определяется согласованием
с словоформой места.
Подчинительные союзы и союзные слова являются связующим звеном между главным и зависимым предложением в сложноподчиненном предложении (СПП). Приведем список союзных слов и подчинительных союзов в зависимости от того, какую по смыслу придаточную часть они присоединяют.
Подчинительные союзы
В отличие от союзов, слов служебной части речи, они выполняют роль союза и в то же время остаются полноправными членами предложения.
Меня спросили, кто я такой, сперва по-португальски, потом по-испански, потом по-французски, но ни одного из этих языков я не знал (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
- (Кто?) я - это подлежащее;
- (что говорится обо мне?) кто такой - составное именное сказуемое.
Перечислим союзные слова - местоимения :
- кто;
- что;
- какой;
- каков;
- который;
- чей;
- сколько (сколь).
Примеры предложений с союзными словами - местоимениями
Разрешите полюбопытствовать, кто имеет честь быть первым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).
Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихнет и милостиво со мною разговаривает (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
Ответа не было, кроме того общего ответа, который дает жизнь на все самые сложные и неразрешимые вопросы (Лев Толстой. Анна Каренина).
Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).
Неужели он обречен на гибель, этот юноша с прекрасным сильным телом, юноша, чей голос звучит, как призыв горна и звон оружия? (Джек Лондон. Железная пята).
А вот поди же ты, сколько в ней еще неиспорченного, детского (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Но он вошел уже в такой раж, что не замечал, сколь тщетны его усилия (Джек Лондон. Сердца трех).
Союзными словами являются местоименные наречия :
- где;
- зачем;
- как;
- когда;
- куда;
- откуда;
- отчего;
- почему;
- насколько.
Примеры предложений с союзными словами - наречиями
Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
Догадывались, зачем царь позвал во дворец (Алексей Толстой. Пётр Первый).
Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно тупая игла выскочила из сердца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Он не соображал, куда он шагает, широко раскидывая ноги, но ноги прекрасно знали, куда несли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Двое уже ехали вперед к месту, откуда должны были пускать (Лев Толстой. Анна Каренина).
Мод выпустила его руку, отчего пальцы его слегка разжались и карандаш выпал (Джек Лондон. Морской волк).
Тут он потерял терпение и начал роптать, почему его всегда заставляют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).
Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Как отличить союзы от союзных слов
Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения , а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.
Например:
Горько думать, что пройдет жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)
Сравним:
Отец догадывался, что у меня на душе (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений .
Например:
Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло.
Не знаю, зачем он это сделал.
В данных предложениях союзные слова «где» и «зачем» являются обстоятельствами.
По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на соединительные: и, да (в значении и); и...и, ни...ни; сопоставительные: не только...но и, как...так и; противительные: а, но, да (в значении но), однако, же, зато; разделительные: или, или...или, либо, либо...либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли; присоединительные: да и, также, тоже.
Подчинительные союзы обычно соединяют части сложноподчиненных предложений, хотя иногда, сравнительно редко, могут использоваться и в простом предложении для связи членов предложения. Например: Он известен как хороший бригадир; Она мне как пecня.
Некоторые подчинительные союзы могут распадаться на две части, например, потому что, с тех пор как и др.: одна часть образует соотносительное слово в главной части предложения, другая — союз в придаточной.
Подчинительные союзы делятся на временные (когда, едва, лишь, пока, покамест, покуда, лишь только, с тех пор как), причинные (так как, потому что, оттого что, вследствие того что), целевые (чтобы, для того чтобы), следствия (так что), условия (если, ежели, коли), уступительные (хотя, пускай, несмотря на то что), сравнительные (как, как будто, будто, словно), изъяснительный (что).
Различие между сочинительными и подчинительными союзами как в отношении морфологическом, так и в отношении синтаксическом не является устойчивым. Так, союз хотя (хоть) может соединять однородные члены и части сложноподчиненного предложения: Он стрелял быстро, хотя не точно (Купр.); Хоть видит око, да зуб неймет (Кр.).
В функции союзов могут использоваться местоимения и местоименные наречия, которые в таком случае называются союзными, или относительными, словами. Выполняя роль союзов, т.е. служа средством связи, союзные слова, в отличие от союзов, являются членами придаточной части предложения. Ср.: Что посеешь, то и пожнешь (посл.) (что — относительное слово, дополнение); Я глуп, что осердился (П.) (что — союз).
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.
Которые необходимы для связи компонентов в сложном предложении, однородных членов в предложении, а также отдельных предложений в одном тексте.
В русском языке в класс союзных слов и союзов входят те слова, которые отвечают за синтаксические связи в предложении или словоформе. В отличие от предлогов, осуществляющих служебную функцию в единстве с падежными существительными формами, эта часть речи не только никак не связана с грамматической формой соединяемых слов, но и вообще безразлична к принадлежности их к какой-либо части речи. Одно и то же может соединять как существительные (например, «у меня есть папа и мама »), так и глаголы («мальчик поет и танцует »), прилагательные («девочка красива и умна »), наречия и даже те слова, которые принадлежат к различным частям речи. Единственным условием является совпадение их синтаксических функций - например: «писать красиво и без ошибок» .
Многие союзы и союзные слова не столько должны устанавливать связь, сколько выявлять и конкретизировать ее. Это еще одна их отличительная способность, которой нет у предлогов. Последние с падежной флексией не только выявляют связь, но и при этом ее формируют.
Союзы не только не считаются членами предложения - они и не изменяются. По происхождению они подразделяются на производные - например, чтобы, будто, в которых можно проследить способообразовательную связь с теми знаменательными словами, от которых данные союзы образовались. Другой разновидностью являются непроизводные союзы, которые не связаны по происхождению в сегодняшнем русском языке с другими частями речи. Это союзы или, да, и.
А по способу употребления выделяются следующие формы:
- неповторяющиеся или одиночные - однако, но;
- парные или двойные, например, как… так и, если … то;
- повторяющиеся - это и…и, ни…ни.
Исходя из строения, союзы делятся на простые, которые пишутся без пробелов - а, ибо , и на составные - в то время как, так как .
По характеру выражаемых с их помощью синтаксических отношений бывают сочинительные и подчинительные союзы.
Сочинительные виды соединяют равноправные компоненты - такие, как части
По своему значению сочинительные союзные слова бывают:
- соединительные, которые выражают отношение перечисления - да, и, тоже, и...и, также;
- противительные, выражающие отношение противопоставления - однако, но, а, же;
- разделительные, выражающие отношение взаимоисключения - или...или, или, то...то;
- пояснительные, которые выражают отношение пояснения - как то, именно;
- присоединительные, выражающие отношение присоединения - а также, да и.
Их другая разновидность - подчинительные союзы - призвана показывать зависимость одного компонента от другого, связывая между собой, в основном, звенья сложного предложения. Иногда они используются и в простых предложениях для неоднородных и однородных членов.
К примеру, подчинительные союзы хотя, как, словно, будто, чем.
День зимой короче, чем ночь. Озеро словно зеркало. Как видим, подчинительные союзы связывают любые члены предложения. Они могут быть как однородными, так и неоднородными.
Отдельные сложноподчиненные союзы используются в таких случаях, когда есть главное и несколько Это, например, такие слова: кто, куда, какой, который, чей, где, насколько, откуда, почему, зачем, сколько .
По параметру значения подчинительные союзы бывают следующих разрядов:
- причинные - потому что, так как, ибо ;
- временные - когда, лишь, пока, едва;
- целевые - для того чтобы, чтобы, дабы ;
- условные - если, кабы, коли;
- изъяснительные - как, что, чтобы;
- уступительные - несмотря на то, что; хотя;
- сравнительные - как, будто, точно, словно, чем;
- следствия - так что.