Праздник Вознесения Христова: история и значение.
Икона «Вознесение Господне» , иконописец Юрий Кузнецов Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности, уже Апостольские постановления, которые датируются исследователями IV веком, предписывают его совершать (книга 5, гл. 18). Праздник становится всеобщим в Христианской Церкви к IV-V веку, о нем упоминают такие известные богословы, как Григорий Нисский и св. Иоанн Златоуст. Основу сюжета Вознесения составляют тексты Евангелий и Деяний апостолов. Эти тексты дают представление и о том, как вознесся Христос, и о том, как он возвратится в будущем, и о его обетовании апостолам. Новый Завет точно определяет время и место Вознесения Христа - это произошло сорок дней спустя после Воскресения: «...явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3) на горе Елеон (Деян. 1:12), вблизи Вифании (Лк. 24:50). Значение Вознесения Христова для апостолов и всех христиан «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостию, и пребывали в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24: 50-53) «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1: 8-12).
Воскресение Христа и его Вознесение убедили апостолов в истинности Его учения, в Божественности Его происхождения, ибо воскреснуть из мертвых и вознестись мог только Бог воплощенный, без Бога никакие чудеса истинные невозможны. И это было не восхождение умом, в мечтах или призрачно, а действительное вознесение в собственном (земном) теле. Здесь проявляется онтологическое значение праздника и иконы «Вознесение Господне». Онтология как учение о бытии, сущности и сути включает в себя вопросы познания человеком смысла собственной жизни и сущности мира, смерти и бессмертия. Христианский смысл жизни, заключающийся в приобретении личностью еще здесь, на земле, богоподобных духовных ценностей и вере в реальное воскресение тела для бесконечной жизни в Боге (иначе говоря, в спасение), открывается в событиях Воскресения Иисуса Христа. Эти истины отражены в Символе веры - основе христианского вероучения: «Ожидаю воскресения мертвых»; «И жизни будущего века». Смысл и цель праздника Вознесения Смысл и цель этого праздника в том, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, «помнили о том, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, старались мыслями и сердцем подниматься над всем чувственным», обращаясь к вечности (архимандрит Рафаил (Карелин)). Праздник Вознесения - это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома. Праздник полного освобождения от страданий. «Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни, подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат - там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены, как пишется об этом в Откровении: «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет». Потому и ключи там не нужны. Сам Господь не носит их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: «Мне они не нужны; носите их вы и уже без труда открывайте открытое, отпирайте незапертое. Если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь этими ключами, следующие же за Мной свободно войдут и без ключа». О, как радостна эта причина Вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам. Господи, отверзи двери милосердия Твоего! » Свт. Дмитрий Ростовский |
Церковь в этот день вспоминает евангельские события, связанные с последним моментом пребывания Иисуса на земле после его Светлого Воскресения — в это время Спаситель завершает дела, ради которых пришел на землю и возносится к своему Отцу.
События Вознесения
Как повествует Евангелие, на сороковой день Христос собрал апостолов в Иерусалиме и вывел их из города на гору Елеонскую, где повелел им не расходиться, сказав "вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым". Затем Иисус, благословив учеников вознесся на небо.
Когда светлое облако скрыло Спасителя от учеников, им явились два ангела, сказав, что Господь снова придет на землю так же, как видели Его восходящим на небо. Апостолы поклонились вознесшемуся Христу и возвратились в Иерусалим, где рассказали об увиденном.
© photo: Sputnik / Б. Криштул
Репродукция иконы художника Иова Кондзелевича "Вознесение" (1698-1705)
Тогда люди поняли, что смерть — это не печаль, а переход души в другой мир, где ее ожидает Господь, который избавит от пороков и соблазнов. Именно открытые небеса дают верующим надежду на искупление грехов и обретение в конце пути дома в Царствие Божием.
История и значение праздника
Празднование данного дня берет свое начало с самой глубокой древности, но как великий праздник отмечается с IV века. Согласно книге Деяний святых апостолов, Иисус после своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся своим ученикам и говорил им о Царствии Божием.
Празднику Вознесения Господня в православном мире уделяется особенное значение. В этот день просят прощения за обиды и совершенные грехи. За сутки до праздника во всех храмах проводится всенощное бдение.
Грузинская церковь, как и весь православный мир, отмечает этот великий день — праздничная служба состоится во всех православных храмах Грузии.
Число "40" также не случайно — во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. Сорок дней Бог посылал дожди во время пребывания Ноя в ковчеге, сорок лет длился поиск земли обетованной.
По закону Моисееву в сороковой день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. В сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне человеческое естество возводится к бесконечной божественной жизни. Вознесением завершается широкое празднование Пасхи, поэтому этот день именуется также "отданием Пасхи".
На горе, на большом камне, на котором стоял Христос, остались следы его ног. Один из следов был вырублен и увезен как драгоценная святыня, но второй пребывает там и поныне. По учению Церкви, Вознесением завершилось земное пребывание и служение Бога-Сына.
Праздник имеет большое значение, потому что он дает всем христианам надежду на вечную жизнь.
В молитвах перед иконой "Вознесение Господне" люди просят Спасителя о помощи в укреплении духовных сил, а также о том, чтобы Господь помог правильно расставить жизненные приоритеты между телесным и духовным.
Молитва Вознесению Господню
"Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца!
В сей "ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения" Твоего "земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари", человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще:
Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?!
Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть,
здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха.
Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи,
оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире,
возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити,
но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем,
дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем
и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Приметы, обычаи, поверья
Вознесение Господне издревле считался последним весенним праздником — он был связан с множеством примет, так как попадал в самый разгар полевых работ. Поэтому земледельцы внимательно относились к изменениям погоды, так как это могло подсказывать, каким будет результат их труда.
Например, дождь на Вознесение является предвестником скромного урожая и хворей домашних животных. Но если дожди продолжались несколько дней, люди надеялись, что беды пройдут стороной.
С Вознесения Господнего погода перестает быть изменчивой и дарит только теплые, солнечные дни. Если в этот день стоит теплая погода, люди ходят купаться в водоемах. Считается, что после купания никакая хворь не возьмет.
Как и в другие религиозные праздники, в этот день запрещено шить и вязать, заниматься тяжелой работой по дому. Время праздника предназначено для молитв, прощения обид, духовного самопознания. Сам же труд не запрещается в том случае, если не мешает человеку посетить церковь и обратиться к Богу.
Ночь перед праздником называют соловьиной. Считается, что трели соловья возвещают о Вознесении Господнем, поэтому ловить этих птиц в этот день нельзя — большой грех.
Те, кто хочет быть красивыми и здоровыми, в старые времена в этот день собирали утреннюю росу, пили ее и умывались. По преданиям, роса — это слезы земли об Иисусе Христе, который в этот день покидает ее.
© photo: Sputnik / Юрий Артамонов
Именно в праздник Вознесения знахари ходили на заготовку лекарственных трав, так как считалось, что все целебные растения, собранные в этот день, обладают необычными свойствами, что их сила возрастает.
Вообще люди верили, что все, что в этот день попросить у Бога — исполнится. Но нельзя просить о богатстве, достатке — просить о деньгах можно только, если они нужны на лечение больного. Господь пошлет столько денег, сколько понадобится для него.
Вознесение Господня считается последним весенним праздником. Спустя 10 дней после Вознесения Господня православный мир отметит еще один двунадесятый праздник — Троицу или День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа).
Его празднуют на пятидесятый день после Пасхи, а знаменует он сошествие Святого Духа на апостолов Христа. В 2018 году День Святой Троицы верующие отметят 27 мая.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Ежегодно на 40-й день после православные отмечают великий двунадесятый праздник – Вознесение Господне, история которого связана с земной жизнью Иисуса Христа.
История праздника Вознесения
Название праздника напрямую связано с событием, которое отмечает весь православный мир. В этот день, спустя 40 дней после воскресения, Иисус Христос завершил свое земное служение и вновь вошел в храм Отца небесного, вознесшись на небо.
Как известно, своими страданиями и смертью Иисус искупил грехи человечества и стал Спасителем, дав людям возможность вновь воскреснуть и обрести вечную жизнь. А Его вознесение – это праздник открытия Неба, вечной обители для человеческих душ. То есть, своим вознесением, Христос вновь открыл нам Небо как Царствие Божие, царство истины, счастья, добра и красоты.
В последний день своей земной жизни Иисус Христос явился к своим ученикам и последователям. С ними была и Его Мать – Пречистая Богородица. Он давал им последние наставления, заповедал ученикам идти по всему миру с евангельской проповедью, но перед тем дождаться явления Святого Духа.
Его последними словами было предсказание сошествия на учеников Святого Духа, который должен был вдохновить и утешить их, благословив на проповедование Божьего учения по всему миру.
После этого, Иисус взошел на гору Елеонскую, поднял вверх руки и, благословив учеников, начал подниматься от земли к небу. Постепенно светлое облако закрыло Его от глаз недоумевающих учеников. Так Господь вознесся на Небо к своему Отцу. А перед Апостолами предстали два светлых вестника (ангела), которые возвестили, что Иисус, вознесшийся на небо, через некоторое время вновь придет на землю тем же образом, как взошел на небо.
Апостолы, утешенные таким известием, возвратились в Иерусалим и рассказали об этом людям, после чего в постоянной молитве стали ожидать обещанного сошествия Святого Духа.
Таким образом, в православии история праздника Вознесения Господнего неразрывно связана с последним действием Иисуса Христа в деле нашего спасения и соединения земного и небесного. Своей смертью Господь разрушил царство смерти и дал шанс всем людям войти в Царство Небесное. Сам же воскрес и стал предтечей перед своим Отцом в лице искупленного человека, сделав возможным всем нам после смерти попасть в Рай.
Народные приметы и традиции праздника Вознесения
Как и с большинством других , с праздником Вознесения Господнего и его историей связано множество примет, традиций и гаданий.
Восхождение Господа на небо люди всегда стремились отметить с обрядовым знаком вроде пасхальных куличей и яиц. В этот день принято было печь пироги с зеленым луком – так называемые хлебные «лесенки» с семью перекладинами, символизировавшими ступени по числу небес апокалипсиса.
Сперва эти «лесенки» освящали в храме, а затем бросали с колокольни на землю, гадая о том, на какое из семи небе суждено попасть гадающему. Если все семь ступенек оставались целым, это означало что он попадет напрямую на небо. А если «лесенка» разбивалась, это означало грешность кидающего, который не годился ни для одного из семи небес.
Согласно поверьям, если снесенное в это день яйцо подвесить на крышей дома, оно будет охранять дом от вреда.
Если в день Вознесения идет обильный дождь, это означает предотвращение неурожая и болезней скота. И после дождя всегда устанавливается хорошая погода, которая держится до дня Святого Михаила.
И самое главное – все, что в этот день попросишь в молитве, непременно сбудется. Это связано с тем, что в день своего Вознесения, Господь разговаривал с Апостолами напрямую. И в этот день все люди имеют уникальную возможность попросить Господа о самом важном.
Вознесение Господне - один из самых больших праздников для православных людей. Он отмечается на сороковой день после Пасхи и тоже имеет переходящую дату. Посвящается торжество, как ясно из названия, вознесению Христа на небеса. А еще в народе этот день считают началом лета и концом весны, поэтому у людей есть в два раза больше поводов для радости. В этом празднике объединились православные и языческие традиции.
История праздника
Название праздника отражает суть события - это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Число 40 - не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву, в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу.
И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества. Христос задолго до событий, связанных с его смертью, предсказывал свою судьбу. Он говорил ученикам о том, что не просто будет распят - через время он вознесется на небеса и явит миру очередное чудо.
На сороковой день после свой смерти Иисус попросил учеников собраться в Иерусалиме, где и вознесся в небо, а к апостолам явились ангелы. Они рассказали о том, что Господь однажды так же вернется на землю, как и поднялся к небесам. Этот значимый для всех верующих день упоминается в Евангелиях от Луки и Марка. До конца четырнадцатого века Вознесение Господне праздновалось в один день с Троицей, но затем эти праздники разделили.
Вознесение Господне (см. Лк. 24, 50–53; Деян. 1, 9–12) - двунадесятый праздник, отмечаемый на 40-й день после , когда согласно Евангелию Иисус вознесся на небо.
Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) - двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после , в четверг шестой послепасхальной седмицы. Согласно Евангелию, сорок дней от до Вознесения Христос провел на земле, являясь в разное время и в разных местах своим ученикам. На протяжении этого временного периода (число "40" используется в Библии для определения наиболее полного и достаточного срока), Христос рассказывал апостолам о Царстве Божием, готовил их к выполнению миссии по вселенскому распространению христианского вероучения, и завершив этим свое земное служение, вознесся на небо.
Об этом великом событии рассказывается в книге «Деяния святых апостолов».
В сороковой день после воскресения Иисуса Христа ученики Христовы собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: "так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы".
Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Он сказал: "Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым".
Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую.
Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?"
Спаситель же сказал им: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".
Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.
Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т.е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде.
Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: "мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо". После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т.е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною.
О событии, которому посвящен праздник, в народе говорили: "До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает". Во многих северорусских губерниях крестьяне считали, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окошку, чтобы послушать, что люди говорят, что делают. Поэтому в это время запрещалось выбрасывать что-либо из окон, плевать за окно, лить воду, иначе "в Христа попадешь", "обольешь Христа"; также запрещалось лазить и даже разговаривать через окно. От Пасхи до Вознесения, заходя в чужой дом, крестьяне приветствовали друг друга словами: "Христос Воскресе!". До Вознесения продолжалось пение Христа. По народным представлениям, до Вознесенья грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут видеться с праведниками - "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам, и внукам, и раю и мукам!".
В церкви в среду шестой седмицы после Пасхи, на 39 день, совершается чин "отдания Пасхи". В народе среда, предшествовавшая Вознесению, считалась днем "проводин Пасхи" и называлась "отдание" или "отданье Паски". В этот день было принято ходить к литургии и до обеда запрещалось работать. На следующий 40 день, в четверг, празднуется Вознесение Господне. Оно знаменуется торжественной литургией, за которой при звоне колоколов читается два текста Евангелия, повествующих об этом событии: начало первой главы Деяний Апостолов и, более торжественно, часть последней главы Евангелия от Луки. Русские крестьяне верили, что во время обедни в Вознесеньев день над каждой церковью разверзаются небеса, и к ее куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы и становятся с двух сторон у ее основания в ожидании Христа. И, как только в церкви ударит колокол, Христос возносится на небеса, сопровождаемый небесным воинством, но видеть это дано только благочестивым людям.
В церковном календаре праздник Вознесения Господня начал отмечаться в VI веке. В этот день по древнему обычаю в полях устраивали трапезы с блинами, "лесенками" и яичницей, отмечая конец весны и начало лета.
Праздник Вознесения, заканчивавший пасхальные торжества, в народном сознании ассоциировался также и с концом весны, началом лета. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья"; "Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется"; "Дошла весна-красна до Вознесенья, тут ей и конец пришел"; "Весна о Вознесении на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится".
В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, а тайное становится явным. "К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают - Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают". Ночь на Вознесенье считалась соловьиною, верили, что тогда соловьи громче и звонче поют, чем в остальное время. Крестьяне говорили, что в эту ночь ловить их - большой грех, а кто поймает, тот весь год не будет иметь ни в чем удачи. Во многих местах особая целительная сила приписывалась вознесенской росе, которую рано утром собирали с трав знающие люди.
Вознесение Господня считается последним весенним праздником. «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!»
Таким образом, на Вознесенье завершалась пасхальная обрядность (см. ) и начиналась троицкая (см. Семик, Троица).