Правило определение спп с несколькими придаточными. Виды подчинения в спп с несколькими придаточными
Цели:
- Обучающие : углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
- Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;
- Воспитывающие : продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.
Установка урока: организация учебного процесса с целью обеспечения достижения всеми учащимися базового уровня по теме, создание условий для усвоения материала на более высоком уровне для определенной группы учащихся.
Оформление к уроку: плакат "Изучаем сложноподчиненное предложение" (определены задачи, практические навыки при изучении темы); дидактический материал - карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
1. Организация учащихся на урок. Цели и задачи урока; оформление записей в рабочей тетради.
Слово учителя:
Мы продолжаем изучать тему "Сложноподчиненное предложение". Задачи урока: углубить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Практически по этой большой теме мы работали на предыдущих уроках, дома вы отработали теоретический материал по теме (209, Учебник В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория. 5-9класс" - Просвещение, М. 2005)
Итак, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, характер подчинения, виды подчинения; отрабатываем практические навыки и умения слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения; попутно повторим материал по анализу, синтаксической характеристике сложного предложения.
2. Реализация домашнего задания. Уплотненный опрос:
а) 4 ученика работают с карточками индивидуального задания у доски(карточки № 1, 2, 3, 4 - <Приложение 1 >)
б) Класс работает в парах. Задание: опрос - проговаривание изученного теоретического материала по теме урока (Параграф 209 учебного пособия), чертят, объясняют графические схемы сложноподчиненного предложения с разными типами подчинения.
Контроль осуществляется учащимися, оценки дети выставляют друг другу, затем передают листочки с оценками учителю. Учитель контролирует опрос, затем обращает внимание учащихся класса на доску - схемы предложений карточки № 2.
Проверим себя, умеем ли мы на слух определить вид подчинения, структуру предложения, вид придаточного; примеры карточек № 1, 3, 4.
Выводы по проверке домашнего задания и повторению готовят учащихся к следующему виду работы.
3. Графический диктант.
1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).
2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.
Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.
3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.
Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)
4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением.
Контроль этого вида работы: на оборотной стороне доски заранее начерчены схемы продиктованных предложений. Дети меняются тетрадями, проверяя друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставляют друг другу отметки за графический диктант. Затем учитель просит прокомментировать составленные схемы, обращая внимание на четвертую схему с комбинированным типом подчинения и отсутствием запятой перед союзом И при однородном подчинении.
Подводится итог работы:
Мы выполняли работу с отдельными предложениями, учились на слух анализировать структуру предложений, графически воспроизводить ее. Следующий вид работы - с текстом. Работаем в двух группах. На столах учащихся заранее разложены карточки с текстом и заданием к нему (Вариант "А" и "Б").
4. Работа с текстом (Вариант "А" и "Б" - <Приложение 2 >).
- Задания № 1, 2, 3 выполняются устно.
- Задание № 4 - письменно.
Контроль: по окончании выполнения работы, заслушиваем ответы учащихся группы "А", затем группы "Б"
Выводы по работе, связанной с анализом текстов (комплексный анализ текста). Особо подчеркиваем выводы по материалу, изучаемому на уроке - сложноподчиненное предложение с несколькими видами придаточных.
5. Следующий вид работы связан с умением пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, умением их конструировать; при этом отрабатывается навык в умении ставить знаки препинания, выделять смысловые части предложений, выразительно их читать.
Итак, развитие речи. Работаем в группах № 1, 2, 3. Находим карточки-задания "Развитие речи" <Приложение 3 >. По окончании работы с карточкой заслушиваем ответы учащихся из групп. Учитель обязательно обращает внимание детей на смысловую сторону текста в любом виде работы по теме.
Выводы: сложные предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что сложноподчиненные предложения используются в рассуждении в текстах публицистического характера.
6. Самостоятельная работа с текстом в двух вариантах (карточки-задания для самостоятельной работы и домашнего задания - варианты "А" и "Б" - <Приложение 4 >)
Предлагается, выполняя самостоятельную работу по тексту, понаблюдать за использованием сложных предложений в художественном стиле речи.
Учащиеся, не закончившие работу на уроке, берут ее в качестве домашнего задания, сдают на следующий урок.
7. Итоги урока. Учащиеся подводят итоги урока, говорят, что нового узнали они на уроке, чему научились.
Учитель обобщает выводы, комментирует оценки, выставленные за урок (оценки получили все учащиеся за теоретический материал и практическую работу, за самостоятельную работу - после проверки ее на следующем уроке)
Задание 75. Прочитайте информацию о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и ответьте на вопросы, данные после таблицы 10.
Задание 76. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и на отдельном листе воспроизведите таблицу 10, заменяя предложенные примеры своими.
Задание 77. Подчеркните грамматические основы предложений, квадратными скобками обозначьте главные предложения, круглыми – придаточные. Укажите тип подчинения.
1) Мы, замерев, слушали, как свободно лились итальянские кантилены, как отрывисто гремели песни басков, как ликовала вся в звоне труб и пороховом дыму «Марсельеза». (К.Г. Паустовский)
2) Слышалось изредка, когда проезжали мимо ущелий, как где-то с высоты падала вода и шлепала по камням. (А.П. Чехов)
________________________________________________________________________________________
3) Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. (Н.В. Гоголь)
________________________________________________________________________________________
4) Обласканные солнечным лучом листик заячьей капусты сейчас же сложился, как складывается зонтик, когда дождь перестал. (М.М. Пришвин)
________________________________________________________________________________________
5) Рассказывала мне няня, что, если смотреть на стеклышко долго- долго, увидишь живого ангелочка. (И.С. Шмелев)
________________________________________________________________________________________
6) Взглянешь на бледно- зеленое, усыпанное звездами небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему летний теплый воздух недвижим, почему природа настороже. (А.П. Чехов)
________________________________________________________________________________________
7) Собакевич в четверть часа с небольшим доедал осетра всего так, что когда полицеймейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от произведения природы остался один хвост. (Н.В. Гоголь)
________________________________________________________________________________________
8) Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. (М.А. Булгаков)
________________________________________________________________________________________
9) Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. (Л.Н. Толстой)
________________________________________________________________________________________
10) Но грустно думать, что напрасна была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она. (А.С. Пушкин)
________________________________________________________________________________________
11) Бывает так, что, когда я так стою, вдруг из- под ног вылетает с криком птица. (М.М. Пришвин)
________________________________________________________________________________________
12) Мне открылось, Что Времени нет, что недвижны узоры планет, что Бессмертие к Смерти ведет, что за Смертью Бессмертие ждет. (К.Д. Бальмонт)
________________________________________________________________________________________
Задание 78. Рассмотрите таблицу с правилами о постановке знаков препинания в предложениях с несколькими придаточными.
Правило | Примеры |
Части СП разделяются запятыми | [И старик не сумел ответить], (что он будет делать с кладом), (еслинайдет его). (А.П. Чехов) |
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и как, что и если , что и когда , так что и хотя и др., между союзами ставится запятая. , (что, (как),). | [И они [олени] до того привыкли], (что,(какзавидят у нас мешок с бобами), бегут к нам и толпятся возле корыта. (М.М. Пришвин) |
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы, один из которых двойной, то запятая между союзами не ставится. , (что (если), то). | [У многих зверей есть такая повадка], (что(если их гонят), тоони бегут по кругу и возвращаются на то же самое место). (М.М. Пришвин) |
Между однородными придаточными запятые ставятся также, как при однородных членах. , (где) и (где). , (где) и (что). (Когда) и (), . | [Стали искать], (гдевосток) и (где запад). (М.Е. Салтыков- Щедрин) [Мишка первый проснулся и вскочил на ноги, не понимая], (где он) и (чтос ним). (А.С. Серафимович) (Когдазашло солнце) и (стало темно), [им овладело беспокойство]. (А.П. Чехов) [Приглядевшись, можно было по теням и разным оттенкам цвета догадаться], (гдесквозь леса проходят просеки и проселочные дороги), а (гдескрывается бездонный провал). (К.Г. Паустовский) |
Если две главные части соединены между собой союзами и, или, либо и имеют при себе общую придаточную часть, то между главными частями запятая не ставится. и , (когда). | [Звезды уже начинали бледнеть] и [небо серело], (когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском). (И.С. Тургенев) |
Задание 79. Графически объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.
1) Перед вечером, когда уже стало ясно, что неприятель бежит, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, туда была переведена в нынешний день главная квартира. (Л.Н. Толстой)
________________________________________________________________________________________
2) Видел Егорушка, как мало- помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (А.П. Чехов)
________________________________________________________________________________________
3) В этот блеснувший миг понял Илья трепетным сердцем, как неистощимо богат он и какую имеют силу. (И.С. Шмелев)
________________________________________________________________________________________
4) Когда я вернулся, у Кати были красные глаза и она сидела на скамейке, опустив руки с письмами на колени. (В.П. Катаев)
________________________________________________________________________________________
Задание 80. Составьте предложения по указанным ниже схемам.
1) , (где), (который).
2) (Когда), , (куда).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) , (как) и (как).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) , (если) или (если).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) , (что) и ().
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) , (зачем) и (где).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) , (почему) и (что).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) и , (когда).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) и , (когда).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10) , (что, (если),).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11) , (что (если), то).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12) , (что, (когда),).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 81.
1) Недаром Салтыков- Щедрин говорил что если хоть на минуту замолкнет литература то это будет равносильно смерти народа. (К.Г. Паустовский)
________________________________________________________________________________________
2) Меня мучили противоречия между книгами которым я почти непоколебимо верил и жизнью которую я уже достаточно хорошо знал. (М. Горький)
________________________________________________________________________________________
3) Слышно было как ворчала река и без умолку кричали цикады. (А.П. Чехов)
________________________________________________________________________________________
4) Кузьмин сказал в темноту кто он и зачем приехал. (К.Г. Паустовский)
_________________________________________________________________________________________
5) Здесь производилась починка часов и принимал заказы сапожник. (К.Г. Паустовский)
________________________________________________________________________________________
6) Утро такое тихое что слышно как бегают голубки по крыше и стряхивается со сна Бушуй. (И.С. Шмелев)
________________________________________________________________________________________
7) Я долго не мог разобраться где я и что со мной. (А.С. Серафимович)
________________________________________________________________________________________
8) Накричавшись досыта он без всяких переходов и пауз осведомлялся откуда офицеру носят обед и сколько он за него платит. (А.И. Куприн)
________________________________________________________________________________________
9) Когда обрывалась песня и пастух переводил дыханье слышались голоса на улице:
Вот это ма- стер!.. (И.С. Шмелев)
________________________________________________________________________________________
Задание 82. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.
1) Утром мальчик разбудил меня и рассказал что он сам только что видел как барсук лечит свой обожженный нос. (К.Г. Паустовский)
________________________________________________________________________________________
2) Неизвестно что сделал бы в своей жизни Пришвин если бы он остался агрономом.
________________________________________________________________________________________
3) Уж будьте милостивы если что можете сделать то сделайте. (А.И. Куприн)
________________________________________________________________________________________
4) Чем больше знает человек тем резче сильнее он видит поэзию земли там где ее никогда не найдет тот кто обладает скудными знаниями. (К.Г. Паустовский)
________________________________________________________________________________________
5) Ему казалось что он давно уже едет и подпрыгивает что солнце давно уже печет ему в спину. (А.П. Чехов)
________________________________________________________________________________________
6) Леонтьев знал что самый страшный лесной пожар это верховой когда деревья горят целиком от вершины до подножия. (К.Г. Паустовский)
________________________________________________________________________________________
7) Он развалился на ковре накрылся бараньим тулупом потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее когда был дома. (Н.В. Гоголь)
________________________________________________________________________________________
8) Пока мать готовила пирог Петрушка посадил в печь большим рогачом чугун со щами чтобы не горел зря огонь…. (А.П. Платонов)
________________________________________________________________________________________
9) Кто полюбил тот не будет спрашивать любит ли он. (К.Д. Бальмонт)
________________________________________________________________________________________
10) Когда я пошел к ней было светло и еще не зажигали ламп. (А.П. Чехов)
________________________________________________________________________________________
11) Ясность воздуха придавала какую-то необыкновенную силу и первозданность окружающему, особенно по утрам, когда все было мокро от росы и только голубеющая туманка лежала в низинах. (К.Г. Паустовский)
________________________________________________________________________________________
Задание 83. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.
1) Андрей часто отрываясь от дел ехал посидеть на широком диване Обломова в ленивой беседе отвести встревоженную душу и всегда испытывал то успокоительное чувство какое испытывает человек приходя из великолепных зал в березовую рощу где гулял еще ребенком. (И.А. Гончаров)
________________________________________________________________________________________
2) Я мысленно кланяюсь до земли мебели на которой Вы сидите паркету по которому Вы ходите деревьям которые Вы мимоходом трогаете прислуге с которой Вы говорите. (А.И. Куприн)
________________________________________________________________________________________
3) Пожалуй ни одному из художников не удалось передать таинственное безмолвие северной сыроватой ночи когда каждая капля росы вызывает такую внезапную и сокровенную любовь к России что хочется жить сотни лет чтобы смотреть на эту бледную как полевая ромашка северную красоту. (К.Г. Паустовский)
________________________________________________________________________________________
4) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он шатается на дрожащих ногах ему стало еще больше жаль парня. (М.Горький)
________________________________________________________________________________________
5) Ольга Михайловна вспомнила как она чтобы не скучать одной дома в первые месяцы замужества ездила в город на съезд где иногда вместо ее крестного отца графа Алексея Петровича председательствовал Петр Дмитрич. (А.П. Чехов)
________________________________________________________________________________________
6) Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец если Андрей уедет не помирившись с ним. (Л.Н. Толстой)
________________________________________________________________________________________
7) Но ей казалось что она вечно будет лететь мимо отвесно уходивших вверх скал зеленых мхов темных расщелин из которых местами как змеи свешивались корни. (А.С. Серафимович)
________________________________________________________________________________________
8) Мне казалось что если я буду идти все прямо то непременно встречусь с Ярмолой на Ириновском шляху. (А.И. Куприн)
________________________________________________________________________________________
9) Пока секретарь собирал совещание прокуратор в затененной от солнца темными шторами комнате имел свидание с каким- то человеком лицо которого было наполовину прикрыто капюшоном хотя в комнате лучи солнца и не могли его беспокоить. (М.А. Булгаков)
________________________________________________________________________________________
10) Прежде чем вывести первую букву он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна покосился на темный образ по обе стороны которого тянулись полки с колодками и прерывисто вздохнул. (А.П. Чехов)
________________________________________________________________________________________
11) Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. (В.Г. Короленко)
________________________________________________________________________________________
12) В один из весенних вечеров в конце марта когда уже на земле не было снега и в больничном саду пели скворцы доктор вышел проводить до ворот своего приятеля почтмейстера. (А.П. Чехов)
________________________________________________________________________________________
Термином «СПП» следует обозначать только двухкомпонентное СП , т.е. состоящее из главной части и придаточной. Термин «СПП с несколькими придаточными» означает особый вид СП – усложнённое СП, в котором подчинительная связь реализуется более одного раза.
СПП с несколькими придаточными включают конструкцию элементарного СПП, форма которого в них повторяется многократно . Каждая придаточная часть поясняет ту или иную предикативную часть, связывается с ней посредством союза, союзного слова или других средств. При этом понятие главной части становится относительным , так как одна и та же предикативная единица может быть зависимой от другой и в то же время господствующей по отношению к ней.
СПП с несколькими придаточными различаются своим построением:
Все придаточные могут быть одноименными (т.е. иметь одно значение) с одинаковым отношением: они относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части в целом. Такие придаточные считаются однородными и соподчиненными :
1) Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди (М.-Сиб.);
2) В праздничные дни хозяин нарочно приискивал какое-нибудь дело, лишь бы занять чем-нибудь время, лишь бы не был батрак его без работы (Шол.).
Неоднородными являются придаточные, разные по значению (при одинаковой отнесенности к главной части), а также одинаковые по значению, но отнесенные к разным словам главной части. Возможны такие комбинации придаточных частей:
1) Дело не в том, как называли ее, а в том, что она улица удивительная! (С. Бар.);
2) Хотя в посадках было почти сухо, Ковтуну от потери крови казалось, что он при каждом шаге вытягивает ноги откуда-то глубоко из-под земли (Сим.);
3) Пока еще не стемнело, мы вышли из лесу, так как боялись заблудиться.
Однако частооднородные и неоднородные придаточные присутствуют в сложноподчиненном предложении одновременно : И может быть, именно потому, что дорога всегда радует солдата, а сборы всегда немного хлопотны, никто из нас - ни офицеры, ни часовые, ни мы, таскавшие к машинам технику, - не заметили того, что следовало заметить или хотя бы услышать (С. Бар.).
Придаточные могут образовывать последовательную цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй и т.д. Такое подчинение считается последовательным, а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д . Например:
1) Поражало безмолвных посетителей филиала то, что хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера (Булг.);
Последовательно подчиненные придаточные и придаточные однородные и неоднородные могут совмещаться в пределах одного сложного предложения:
1) Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно, - что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало мое существо (Пауст.);
2) Пока сидел ты в школе, на уроках, мать слезы вытерла, чтоб ты не знал, что есть нужда и что она жестока (Люк.).
2. Многочленное сложноподчиненное предложение может иметь две (или несколько) главные части с общей (или общими) придаточной. Как правило, это предложения с придаточной частью, отнесенной ко всей главной в целом (в данном случае одновременно к двум или даже трем). Это придаточные с обстоятельственными значениями, чаще временными и условными.
1) ...Когда происходило действие этого рассказа, валы были еще покрыты зарослями жимолости и боярышника и в них гнездились птицы (Пауст.);
2) ...Когда Вронский подъезжал на всей рыси коренного, вытягивавшего скакавших уже без вожжей по грязи пристяжных, солнце опять выглянуло, и крыши дач, старые липы садов по обеим сторонам главной улицы блестели мокрым блеском, и с ветвей весело капала, а с крыш бежала вода (Л. Т.).
Реже встречаются конструкции с присловной зависимостью, например местоименно-союзного соотносительного типа : Ляля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.) - и предложения присубстантивно-определительного типа: Там было море и там была степь, которых Петя еще никогда не видел наяву (Кат.).
Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.
Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:
1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;
2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.
I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.
1. Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.
При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.
Например:
[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)
[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)
[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).
В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.
Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)
2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:
а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;
б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.
Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)
(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)
[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).
II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.
К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.
Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)
Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.
Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).
При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.
Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).
Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.
Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)
Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными
Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами.
Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.)
Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (Ес.)
Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исак.)
Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой).
Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)
Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе... вышли из леса. (М. П.).
При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.
Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской... (Л. Т.).
Союзы ли... или при соединении предикативных частей сложного предложения рассматриваются как повторяющиеся, а однородные придаточные предложения разделяются запятой, которая ставится перед или .
Например: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом. (Пис.).
При неоднородном соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми.
Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.)
Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность. (Пауст.).
При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.
Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.)
Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. (Л. Т.)
Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает, что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идет искатель к цели (М. П.)
Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.
Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)
Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.
Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила.
Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части.
Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так , то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится .
Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.)
Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).
Изъятие или перестановка придаточной части (если он протянет руку в окно и если в сию решительную минуту не переспорю старика) невозможны, так как рядом окажутся части двойного союза что то.
Тире в сложноподчиненном предложении
Между придаточной частью (группой придаточных) и последующей главной частью предложения может ставиться тире , если придаточная часть или группа придаточных частей, предшествующих главному предложению, произносятся с логическим выделением информативно важного слова и с глубокой паузой перед главной частью (обычно так выделяются придаточные изъяснительные части, реже – условные, уступительные и др.).
Например: Куда уехала Нелидова – Наташа не знала (Пауст.); И если долго на них смотреть – скалы начинали двигаться, рассыпаться (Аст.); Созвал ли он их, пришли ли они сами собой – Нежданов так и не узнал... (Т.).
Тире ставится также между придаточной и главной частями в однотипно построенных параллельных сложноподчиненных предложениях.
Например: Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (Л.-К.).
Тире ставится после придаточной части, стоящей перед главной, при наличии в ней слов это, вот, а также если придаточная часть является неполным предложением.
Например: Что она натура честная – это мне ясно. (Т.)
Что он в ней нашел – это его дело.
Где он сейчас, чем занимается – вот вопросы, на которые я не мог ответить.
Я что-то ответил, что – я и сам не знаю (сравните полное – что я ответил ).
Тире ставится между соподчиненными придаточными частями при отсутствии между ними противительного союза или второй части сопоставительного союза.
Например: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места – чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).
Тире ставится при уточняющем характере придаточной части.
Например: Только раз она оживилась – когда Мика рассказала ей , что на вчерашней свадьбе пели частушки. (Р. Зернова)
Тире ставится для усиления вопросительного характера предложения при подчеркивании необычности расположения придаточной части перед главной или интонационного отделения главной части от последующей придаточной.
Например: А что такое влияние – ты знаешь?; А вы уверены – нужно ли это?
Тире ставится также при обилии запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак.
Например: Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати – не переплатишь.
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
Запятая и тире как единый знак препинания ставятся в сложноподчиненном предложении перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных частей, если подчеркивается распадение сложного предложения на две части с длительной паузой перед главной частью.
Например: Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, – все мои мысли были заняты образом Олеси. (Купр.)
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам. (Кр.)
Этот же знак ставится также перед словом, повторяющимся в той же части предложения для того, чтобы связать с ним новое предложение или следующую часть того же предложения.
Например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой , не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, – муж мой , которого я знала, как самое себя. (Л. Т.)
И мысль , что он может руководствоваться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирение с женой, – эта мысль оскорбляла его. (Л. Т.)
Тире ставится после запятой, закрывающей придаточную часть, в том числе и перед словом это.
Например: Самое лучшее, что он мог сделать, – вовремя уйти; Единственное, что мне здесь нравится, – это старый тенистый парк.
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.
4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).
5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).
Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна ), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).
[…сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему …), (почему …).
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо , отвечает на вопрос какое на котором ); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь , отвечают на вопрос что ?, присоединяются союзным словом почему)).
2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то , (что разъединяет его с людьми ), а то ), (что соединяет его с ними ) (Л. Толстой).
[…глаг.], (что …., (что …), а то ), (что …).
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает , отвечает на вопрос что ?, присоединяется союзом что ), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то , отвечает на вопрос какое (то) ?, присоединяется союзным словом что ).
I. СПП с несколькими придаточными делятся на:
1. СПП с подчинением;
2. СПП с соподчинением.
1) СПП с подчинением – это СПП с такой подчинительной связью, при которой зависимость только одной придаточной части направлена на главное, все же остальные придаточные зависимы от других придаточных частей.
Принципиально структура таких СПП соответствует следующей схеме:
[ …],(…),(…),(…)
Подчинение, таким образом, может быть только последовательным. В СПП с последовательным подчинением лишь придаточное I-ой степени относится к главному, а придаточное II –ой степени – к придаточному I-ой степени, придаточное III-ьей степени – к придаточному II-ой степени и т. д. – по цепочке. Иными словами, в СПП с последовательным подчинением каждое последующее придаточное относится к предшествующему:
Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
а) , (ибо…сущ.), (которых)
2) СПП с соподчинением делятся на 2 разновидности:
1. СПП с однородным соподчинением
2. СПП с неоднородным (параллельным) соподчинением
1) СПП с однородным соподчинением: придаточные части, подобно однородным членам предложения, зависят от одного и того же компонента в главном или от всего главного в целом и обладают одним и тем же значением. Принципиально структура таких СПП соответствует следующей схеме:
Когда кругозор учителя неизмеримо шире школьной программы, когда знание программы сосредоточено в его мозгу где-то не в центре, а в стороне от самых активных участков коры, – лишь тогда он подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса… (В. А. Сухомлинский) .
Линейная (горизонтальная) схема СПП
а) (С. сл. когда), (с сл. когда), – [корр. ].
времени с доб. знач. условия
Блочная (вертикальная) схема СПП
И когда друг друга проклинали В страсти, раскаленной добела, Оба мы еще не понимали, Как земля для двух мала…
а) Линейная (горизонтальная) схема СПП
Комбинация подчинения и соподчинения может быть различной в многочленных структурах СПП
Например:
1. Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? (И. С. Тургенев)
(Если…сущ.), (в которое), (сущ.), (на которой), ?
СПП с несколькими придаточными с однородным соподчинением и последовательным подчинением.
2. В то утро она проснулась с чувством сильнейшего беспокойства и теперь, стоя на балконе, спохватилась, что впервые вышла из состояния матового оцепенения, к которому за последнее время привыкла, но сама не могла понять, чем нынче так странно взволнована. (В Набоков).