Поминальные субботы в году православные. Родительская суббота
. Усопших поминают на 9-ый день после нее. В 2016-ом праздник выпадает на 1-е мая. Это первое воскресение после весеннего полнолуния. Следовательно, на кладбища верующие устремятся 10-го мая. Обычай заложили после крещения Руси. Узнаем, как это было.
История родительского дня
Второе обозначение родительского дня – Радоница. Название образовано от Радуницы. Так кликали одного из языческих Богов. Он хранил души ушедших в иной мир. Дабы обеспечить предкам покой, славяне умоляли духа жертвенными дарами. С 9-го столетия их заменили на пасхальные атрибуты – куличи, крашенные яйца, свечи. Скорбь сменила радость за переход усопших в вечную жизнь. Поэтому, дату и привязали к Пасхе. Она символизирует победу над смертью, ведь Иисус истек кровью и воскрес для вознесения на Небо.
Радуницу преобразовали в Радоницу, чтобы в имени праздника читались слова «род» и «радость». Кстати, исторически русичи кликали родными не только кровных родственников, а вообще всех предков. Поэтому, традициям не противоречит поднести пасхальные дары и к могилам незнакомых людей.
За пределами Руси обычай поминать усопших существовал и до 9-го столетия. Свидетельство тому – записи Преподобного Саввы, датированные 5-ым веком. К 4-5-му столетиям относят и трактаты Иоанна Златоуста. Архиепископ Константинопольский объяснил суть и смысл поминовения всех ушедших, не только родных. Часть христиан покидают земной мир, погибая в морях, непроходимых горах, на полях сражений. Как и куда именно сгинул человек, нередко, остается тайной. Поэтому, дело церкви и верующих – перечесть в поминальных молитвах все виды нечаянных, нежданных смертей. Кстати, делают это не только на Радоницу. В православной традиции почитанию усопших отведены многие дни. Настало время ознакомиться и с ними.Список родительских дней
Главный Родительский день — в 2016-ом году, как и в любом другом, выпадает на вторник второй недели после Пасхи. Это и есть 9-ый день от Воскресения Христова. Однако, возможность помянуть родных верующим предоставляется каждую субботу. Название этого дня в переводе с иврита означает «покой». В Израиле 6-ой день недели нерабочий. Время посвящается отдыху и молитвам за умерших.
Особых суббот в году 6. Их, так же, именуют родительскими днями. Уже определены даты, на которые они придутся в 2016-ом году:
- Мясопустная суббота назначена на 5-е марта. Дату высчитывают, отнимая неделю от . В этот день верующим последний раз разрешено полакомиться мясными блюдами. Отсюда и название. В Иерусалимском уставе, писанном Саввой Освященным, фигурирует не мясопустная, а Вселенская родительская суббота. На нее в церквях поются те же псалмы, что и в Радоницу.
- Вторая родительская суббота в 2016-ом году выпадает на 26-е марта. Дата приходится на 2-ю неделю Великого поста. На его протяжении не возможно совершение частных поминовений – сорокоустов, к примеру. Поэтому, чтобы не лишить ушедших из земного мира представительства пред Господом, проводят субботние службы и посещения могил.
- Третья родительская суббота отмечается в 3-ю неделю поста. В 2016-ом году день выпадает на 2-е апреля.
- Четвертая родительская суббота приходится в 2016-ом на 9-е апреля.
- Троицкая суббота приурочена уже не к Пасхе, а к празднику . В 2016-ом поминальный день назначен на 18-е июня. Об умерших вспоминают, поскольку сошествие Святого Духа – завершающий этап спасения человечества. В этом деле принимали участие и ангелы, то есть, души предков.
- Дмитровская суббота отмечается 5-го ноября, за неделю до дня почитания великомученика Дмитрия Солунского. В его честь назвали Дмитрия Донского. Он одержал победу на Куликовом поле. После битвы князь поименно помянул всех павших воинов в день своего ангела. Со временем, вспоминать стали всех усопших христиан, а не только служивых.
Правила родительских дней
У всех родительских дней единые правила. Верующие посещают храмы, в частности, заупокойные службы. С собой христиане захватывают постные блюда. Это жертва на панихидный стол. Его содержимое раздают служащим храма, нуждающимся, отправляют в детские дома. Кроме церквей, верующие посещают и кладбища. Однако, из всех поминальных суббот выходным днем в России объявлена лишь Радоница, и то не во всех регионах. Поэтому, наибольшая посещаемость кладбищ фиксируется именно на 9-ый день после Пасхи.
О празднике Радоница , видео
Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.
Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: “Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею”.
И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: “Покойный был хорошим семьянином и общественным работником”…
Нас не было – нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем “покойник в отпуске”?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:
Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да – и та! – нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.
Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни – в смерти? Или и смерть – “не впрок”? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, – в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…
Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, “миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя”. В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.
Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять – даже с ребенком – по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…
В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники – не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.
Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…
Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова – скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: “Господи, помяни раба Твоего Михаила”. Прикасается рука к томику Цветаевой – вздохните и о ней: “Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром”. Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.
Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли ” (Иис. Нав. 23,14).
Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : “Господи, как мне умирать будет?»
Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”.
Для восточного мистицизма тело человека – лишь тюрьма для души. По высвобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело – храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный – все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…
Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!” Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.
Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.
Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери – желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир – не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?
Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь “извергом”.
Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд – вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… “Хорошие новости из Иерусалима” состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным (“Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь ” Ин. 5,24).
Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? – Есть. Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. И напротив – бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).
“Смерти нет – это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть – пусть расскажут мне…” – просила Анна Ахматова. О том, “что есть”, и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же – праздник?
А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение – антоним смерти. Это, прежде всего – не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.
Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе – и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне – конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.
Отныне (в смысле – со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”, – говорил .
На иконе Успения Христос держит на руках младенца – душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. “Господи! Душа сбылась – умысел Твой самый тайный!” – можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.
Душа “сбылась”, исполнилась – и в слове “успение” слышатся отголоски не только “сна”, но и “спелости” и “успеха”.
“Время умирать ” (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Ушла культура старения, культура умирания.
Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени “подготовки к смерти”, когда “пора о душе подумать”, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние “права”… Она стала временем зависти.
У русского философа С. Л. Франка есть выражение – “просветление старости”, состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные “современностью” в раздел “декадентства”:
День только к вечеру хорош.
Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.
Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость – это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это – знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам – этим “живым мертвецам”, при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, – и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел “о самом важном”.
Самым важным Платон – отец философов – называл вот что: “Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти”.
В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:
“Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..”
Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же – это кусочек пространства, через который входят, проходя его.
Жить в двери нельзя – это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер – я вышел.
И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: “Мир ловил меня, но не поймал”.
“Все ли равно как верить” – М., 1997.
По Православному календарю всего в году 7 Родительских дней. В 2016 году эти дни выпадают на такие числа: 5 марта, 26 марта, 2 апреля, 9 апреля, 10 мая, 18 июня, 5 ноября. У нас же на Юге России принято ходить на кладбище и поминать усопших непосредственно в Пасху или на Красную горку, что совсем неправильно.
Родительские дни выпадают в 2016 году выпадают на следующие числа в календаре:
В 2016 году будет девять родительских суббот, в которые люди поминают своих ушедших в мир иной родственников, а если вы верующий человек, то вы можете в эти дни помолиться за упокой душ этих родственников. Все родительские девять суббот представлены ниже:
Но есть еще самый главный родительский день, в котором люди ходят на кладбище и носит этот день название Радоница, но там, где я живу такое название этого дня не применяется. Выпадает этот день на 10 мая , который будет девятым днем после празднования Великой Пасхи, которая, в свою очередь, выпадает в 2016 году на праздник Первомая, то есть на 1 мая.
26 марта будет родительская Вселенская суббота второй недели Великого поста. Суббота третьей недели Великого поста будет 2 апреля 2016 года. 9 апреля будет суббота 4 недели поста.
Завершающей родительской субботой в 2016 году будет Дмитриевская родительская суббота.
Потом во время Великого поста со 2 по 4 неделю поста, 26 марта, 2 и 9 апреля - Родительские вселенские субботы.
5.11.2016 года Дмитриевская родительская суббота.
Родительские дни (поминовение усопших) в 2016 году будут происходит в ниже перечисленные дни:
Практически для каждого человека в этом мире, в тот или другой момент, рано или поздно, приходит ситуация когда есть кого поминать, и именно в эти дни можно проделать соответствующие действия по всем правилам церкви. Но иногда можно и не ждать подходящего дня, а сделать это в удобное для себя время.
Даты поминовения родителей в Православии (Родительские субботы), год от года изменяются, зависят от церковного календаря. Первая отмечается 5 марта - Мясопустная суббота. Затем субботы во время Строгого поста - в марте 26 числа и в апреле 2 и 9 числа. В мае отмечается Радоница 10 числа. В июне 18 числа Троицкая родительская, в ноябре 5 числа Дмитриевская родительская - день поминовения павших воинов.
В 2016 году будет несколько родительских дней.
Сначала, 5 марта, наступит вселенская мясопустная суббота. Потом, 26 марта, наступает вторая суббота Великого поста. Следующий родительский день приходится на 2 апреля. Суббота четвертой недели Великого поста наступит, через неделю, 9 апреля.
9 мая наступит день памяти всех погибших во времена Второй Мировой войны. 16 июня, на седьмой четверг после пасхи, будет день поминания самоубийц, некрещеных и убитых насильственной смертью. Через 2 дня, 18 июня будет Троицкая родительская суббота. 11 сентября - день памяти воинов, погибших на войне. 5 ноября - Дмитриевская родительская суббота.
Поминальные дни или Родительские дни это дни в которые поминают усопших предков.
В церковном календаре несколько поминальных дней и всегда они приходятся на субботу.
На 9 апреля будет поминальный день - это будет четвертая родительская суббота Великого Поста.
На 5 ноября 2016 года выпадает поминальный день, который называется Димитровская родительская суббота.
Родительские дни - это поминальные дни для усопших предков. В календаре Православной Церкви каждый день посвящен определенному событию, поминальные дни приходятся на субботу.
Самыми главными в народе родительскими днями считаются Радоница, Троицкая суббота и Димитровская, но есть еще вселенские поминальные дни
В церковном календаре на 2016 год родительские субботы приходятся
В 2016 году родительские дни попадают на такие даты по церковным календарям:
пятое марта
двадцать шестое марта - вселенская суббота
второе апреля - вселенская суббота
девятое апреля - вселенская суббота
десятое мая - Радоница
восемнадцатое июня
пятое ноября - Дмитриевская суббота.
Поскольку даты некоторых православных праздников из года в год меняются, меняется и дата Радоницы. Скорее всего и вы задумались по-поводу того, какого числа Родительский день в 2016 году?
Дабы разобраться в данной тонкости, необходимо сначала узнать дату Пасхи.
Итак, праздник Пасхи в 2016 году приходится на 1 мая, поэтому усопших поминают на девятый день после неё, следовательно, Радоница в 2016 году приходится на 10 мая.
Что же следует делать в столь важный день?
Родительский день, ритуалы и обычаи
В Радоницу обязательно нужно съездить на кладбище и навестить могилы погибших близких людей, но перед этим есть ещё ряд ритуалов, которые следует соблюсти.
Прежде всего, один из родственников умершего человека должен прийти в церковь к самому началу службы и принести с собой записку (в ней указать имя покойного). Записку передают в церкви – тогда служащие произнесут соответствующие молитвы во благо души усопшего.
В храм следует приносить с собою и различные угощения (куличи, конфеты и печенья), и после того, как поминальная служба завершится, все угощения раздают бедным или детям из приюта при церкви.
Приветствуется причащение и самих родственников в этот день. Во дворе своего дома или коллегам на работе они тоже могут раздать угощения, дабы люди помянули усопшего.
Как вести себя на кладбище в Родительский день
Когда служба в храме завершена, родственники все вместе едут на кладбище, где вспоминают об усопшем и приводят в порядок его могилу.
Многие люди не только на Радоницу, но и в другие дни оставляют на кладбище печенья, конфеты, другую еду, однако православная церковь подобные действия не одобряет.
Оставляя еду, вы лишь привлекаете на могилу бродячих собак, птиц и бродяг. Все они топчут могилу, портят лежащие на ней цветы, а собаки и вовсе могут прилечь на могиле вашего близкого.
Согласитесь, при жизни человека вы бы не хотели, чтоб с ним рядом лежала грязная собака, поэтому и после его смерти допускать подобного не стоит.
Помимо еды, оставляют рюмку со спиртным и кусочек хлеба или даже льют спиртное на холмик, вспоминая, что погибший раньше любил выпить.
Но все перечисленные ритуалы к православию не относятся – они языческие, следовательно, от них лучше отказаться и не оскорблять усопшего.
Самое главное и важное, что вы можете и должны сделать – помолиться за душу.
Любую же еду необходимо раздать нуждающимся, пусть они помянут умершего человека.
На могиле не пейте (даже чуть-чуть), лучше приведите её в порядок, поправьте крест, сорвите сорняки, покрасьте оградку и т.п.
Захватите с собой на кладбище церковную свечу, зажгите её и прочтите специальную молитву или акафист об успокоении души усопшего.
Если не уверены в своих силах, не знаете, как всё сделать подобающим образом, можете пригласить священника. Он прочтёт нужные молитвы, расскажет вам, как правильно поминать, кроме того, вы сможете задать ему интересующие вас вопросы, поговорить о погибшем родственнике и о своей душе.
Ещё можно поговорить с умершим, рассказать добрые новости.
После этого просто помолчите у его могилы, подумайте об этом человеке, вспомните о нём всё хорошее.
Родственники стремятся украсить могилы близких людей цветами, но здесь существуют свои нюансы.
Если вы украшаете могилу искусственными цветами, тогда стоит отказаться от такого украшения. Искусственные цветы не являются настоящими, это обманный процесс.
Украшайте могилы исключительно живыми цветами, желательно, собранными из собственных садов. Если же вы решили купить цветы, то лучше раздайте эти деньги нищим и нуждающимся. Помните, вашему погибшему родственнику важно, чтобы о нём помнили и молились, а вот бессмысленные траты совершенно не нужны – ни вам, ни тем более ему.
Не смейтесь и не разговаривайте громко на кладбище, ни в коем случае не лейте слёзы по ушедшему человеку. Православные верят, погибшие уходят в лучший мир, поэтому им намного легче, чем живым.
Стоя у могилы, вспомните хорошие дела человека, его положительные качества, светлые моменты, связанные с ним при жизни. И всегда молитесь о его душе, просите за него у Бога – не только в Родительский день, но и в иные дни тоже.
Что нужно делать после посещения кладбища?
Ещё одна добрая православная традиция на Радоницу заключается в приготовлении поминального обеда для всей семьи. Впрочем, и столь простая традиция требует соблюдения определённых правил.
Во-первых, церковью запрещается употреблять спиртные напитки во время поминального обеда, даже в небольших количествах.
Дело в том, что поминая погибшего близкого человека спиртным, вы подобными действиями наносите ему оскорбление, оскверняете его память, не чтите её.
Не забывайте: погибшие люди больше всего нуждаются в молитвах, помогающих им на небесах, в ином мире. Ведь смерть очень часто приходит неожиданно, внезапно, и погибший человек попросту не успевает к ней подготовиться, покаяться во всех своих земных грехах, попросить прощения у Бога. Живые же способны помочь в столь значимом деле.
Нередко случается и так, что родственники ограничиваются лишь приготовлением обеда (пусть и пышным, вкусным), тратят на готовку поминальных блюд все свои силы. При этом они забывают или намеренно игнорируют церковное поминовение, хотя пользы для души умершего в этом нет абсолютно никакой.
Теперь вы точно знаете, какого числа Родительский день в 2016 году и знаете как правильно следует вести себя в этот день.
Дни поминовения усопших в православной церковной традиции еще называются «родительская суббота», хотя, не все они выпадают именно на субботы. В эти дни в храмах проходят поминовения умерших православных христиан. После службы, традиционно, принято посещать кладбище.
Почему у этих дней появилось название «родительский» попытались установить историки. Скорее всего, конечно, это от слова «родители». Но так древние христиане называли тех, кто уже отошел к отцам. Вторая версия говорит о том, что дни имеются так потому, что у православных христиан всегда было принято по субботам молиться за почивших родителей.
Интересно! Всего в году семь родительских суббот, а также несколько других дней для поминовения. У каждой есть своя установленная дата. Каждый год верующие сверяются с календарем, потому что даты многих родительских суббот переходящие. К примеру те, которые приходятся на период Великого поста, непосредственно зависят от дат поста в этом году.
Дни поминовения усопших в 2016 году: календарь
5 марта отмечают Субботу мясопустную. Она еще называется Вселенская родительская суббота. Это суббота последней недели перед Великим постом, когда еще можно кушать мясо. Потом наступает масленичная неделя или Сырная седмица (мясо уже кушать нельзя, но молочные продукты и рыбу можно). завершается в воскресенье (13 марта в 2016 году), а потом начинается Великий пост.
26 марта отмечают Субботу второй седмицы . Интересно, что в период поста богослужения за умерших людей не проводятся. Но в три установленные субботы позволено нарушить это правило, помолиться за усопших, посетить кладбище.
2 апреля будет родительская суббота третьей седмицы Великого поста.
9 апреля отмечается родительская суббота четвертой седмицы Великого поста.
10 мая будет большой праздник Радоница. В этот день верующие отправляются на могилы предков, чтобы рассказать им о том, что Христос Воскрес. Этот день всегда приходится на второй вторник от наступления Пасхи. Многие ездят на кладбище в саму Пасху, но, согласно церковным традициям, это неправильно. Для посещения могил в честь великого праздника есть специально выделенный для этого день – Радоница. В Беларуси этот день является официальным выходным днем.
9 мая проходит День Поминовения усопших воинов.
18 июня проходит Троицкая суббота.
5 ноября будет Дмитриевская суббота.
Что такое Вселенская суббота и панихида
Всего родительских суббот в году семь, но особенно православная церковь выделяет Вселенские субботы. В этот день церковь поминает молитвами всех усопших крещеных христиан. Вселенской является Мясопустная суббота, которая проходит за неделю до начала Великого поста, а также суббота Троицкая, которая отмечается накануне большого праздника Пятидесятница. В эти дни в церквях свершаются вселенские панихиды.
Вселенская или родительская панихида в церквях проходит в каждый установленный церковным календарем родительский день. Словом «панихида» называют заупокойное богослужение. На нем молятся об умерших людях и просят Господа, чтобы он подарил им милосердие, простил грехи. В переводе с греческого языка «панихида» означает «всенощный».
Родительские субботы Великого поста и Радоница
Итак, дни поминования усопших в в 2016 году пройдут 5, 26 марта, 2 и 9 апреля, 9 мая. А также уже после окончания поста будет Радоница, которая в этом году приходится на 10 мая. Согласно церковному Уставу в период поста заупокойные поминовения не совершаются. Но, выделены специально три дня, когда можно молитвой вспоминать усопших. Это всегда субботы на второй, третьей и четвертой недели поста.
Праздник Радоница также еще называют Радуница. Это день особенного поминовения умерших людей. Он связан с Пасхой и считается именно праздником. Праздник приходится всегда на вторник Фоминой недели после наступления Пасхи (это вторая праздничная неделя). В этот день следует отправляться на кладбище с крашеными яйцами и куличами, чтобы рассказать усопшим о том, что Иисус Христос возвестил своим воскресением победу жизни над смертью.