Погоны советника государственной гражданской службы. Классный чин
Госслужба придает огромное значение чинам и званиям. Ведь именно связанный с ними статус и материальные блага являются тем стержнем, на который в значительной мере опирается карьера госслужащего. В данной статье рассмотрим этот ключевой элемент госслужбы и подробно охарактеризуем основные элементы системы классных чинов.
Общие сведения
Вопросы госслужбы регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ ;
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ ;
- Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 №113 .
Исходя из действующего законодательства, можно выделить базовые составляющие такой правовой категории как «классный чин»:
- Это звание, присваиваемое госслужащим.
- Оно характеризует наличие у госслужащего определенного уровня знаний, опыта и профессиональной подготовки и, что не менее важно, стажа прохождения ГГС.
- Присваивается в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами, содержащими классификацию, основания и порядок его присвоения.
- Указывает на определенное положение госслужащего в служебно-чиновной иерархии.
- Характеризует наличие у госслужащего определенных дополнительных преимуществ, которыми не обладает лицо, находящееся ниже в иерархии.
- Присваивается лицу, замещающему должность соответствующей группы. Современное законодательство устанавливает подчиненное положение классного чина по отношению к замещаемой должности. Таким образом, именно замещаемая должность определяет тот чин, который может быть присвоен госслужащему.
- Присваивается на основе государственного квалификационного экзамена.
- Присвоение производится руководителем соответствующего госоргана.
- Зависит от выслуги лет в предыдущем статусе.
Таким образом, можно заключить, что классный чин госслужащего — это персонально присваиваемое на основании результатов специального экзамена звание, соответствующее служебному положению, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному государственному органу и заслугам.
Одним из определяющих для всей системы госслужбы принципов является то, что каждый чиновник пребывает в том или ином звании в течение определенного, законодательно установленного, периода времени, после чего он должен пройти процедуру квалификационного экзамена и продвинуться выше по иерархии.
Данное правило имеет принципиально важное значение, поскольку в противном случае резко снижаются стимулирующие мотивы добросовестного исполнения должностных обязанностей и мотивы долгосрочного построения служебной карьеры. Сроки нахождения в том или ином чине устанавливаются федеральным и региональным законодательством, и необоснованные задержки в продвижении могут привести к ответственности соответствующего должностного лица.
Процедура получения
Подробно этот вопрос освещен в Положении, которое было принято Указом Президента №113. Так, согласно действующему законодательству, звания могут быть первичными и очередными.
Первый классный чинприсваивается федеральному гражданскому служащему, который заступает на работу впервые. Этому должно предшествовать успешное прохождение испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через 3 месяца после его назначения на должность.
Очередной назначается служащему по прошествии периода, утвержденного для выполнения служебных обязанностей в действующем чине (они перечислены в пунктах 9-11 Положения). Так, для прохождения госслужбы устанавливаются следующие сроки:
- Для секретарей и референтов 3 и 2 уровня — не менее года;
- Для советников и госсоветников 3 и 2 уровня — не менее двух лет.
- Для действительного госсоветника 3 и 2 уровня — не менее года.
- Для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 уровня — сроки не устанавливаются.
Также в этом документе представлена таблица чинов, с учетом их иерархии, и определены принципы их назначения.
Классные чины | Группы должностей гражданской службы |
Секретарь государственной гражданской службы 3 класса Секретарь государственной гражданской службы 2 класса Секретарь государственной гражданской службы 1 класса |
Младшая группа |
Референт государственной гражданской службы 3 класса Референт государственной гражданской службы 2 класса Референт государственной гражданской службы 1 класса |
Старшая группа |
Советник государственной гражданской службы 3 класса Советник государственной гражданской службы 2 класса Советник государственной гражданской службы 1 класса |
Ведущая группа |
Госсоветник 3 класса Госсоветник 2 класса Госсоветник 1 класса |
Главная группа |
Действительный госсоветник 3 класса Действительный госсоветник 2 класса Действительный госсоветник 1 класса |
Высшая группа |
Оклад и надбавка
Порядок оплаты за выполнение обязанностей чиновника производится в соответствии со статьей 50 Закона №79-ФЗ, в которой предусмотрены следующие составляющие денежного довольствия:
- месячный оклад, определяемый должностью;
- месячный оклад, определяемый классным чином;
- дополнительные выплаты.
К дополнительным ежемесячным выплатам относятся надбавки:
- за выслугу лет;
- за особые условия работы;
- за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, которые выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Все выплаты, причитающиеся чиновнику за классный чин, утверждаются Президентом РФ. Если же сотрудник занимает госдолжность в субъекте РФ, то его денежное содержание определяется областными нормативно-правовыми актами. Таким образом, за классный чин предусмотрена не доплата, а конкретный оклад.
1. Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.
2. Классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение классных чинов юстиции и дипломатических рангов.
3. Классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, квалификационным требованием для замещения которых является наличие юридического образования, в определенных Президентом Российской Федерации федеральных государственных органах и их территориальных органах (органах), а также в аппаратах федеральных судов.
4. Дипломатические ранги присваиваются федеральным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации".
5. Классные чины - классные чины гражданской службы Российской Федерации, классные чины гражданской службы субъектов Российской Федерации, классные чины юстиции - присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.
6. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
7. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
8. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - советник юстиции 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
9. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - юрист 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
10. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.
11. Классные чины гражданской службы Российской Федерации - действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса и действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса и классные чины юстиции - действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса и действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса присваиваются Президентом Российской Федерации.
12. В федеральных органах исполнительной власти классные чины гражданской службы Российской Федерации - государственный советник Российской Федерации 1 класса, государственный советник Российской Федерации 2 класса и государственный советник Российской Федерации 3 класса присваиваются Правительством Российской Федерации. В иных федеральных государственных органах указанные классные чины присваиваются руководителем федерального государственного органа.
13. Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 8 - настоящей статьи, присваиваются представителем нанимателя.
14. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий (за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к высшей и главной группам должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации), классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
15. В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин гражданской службы Российской Федерации или классный чин юстиции федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:
1) до истечения срока, установленного указом Президента Российской Федерации для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы - не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
2) по истечении срока, установленного указом Президента Российской Федерации для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, - на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей, к которой относится замещаемая должность.
16. Порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы Российской Федерации федеральным гражданским служащим, соотношение классных чинов гражданской службы Российской Федерации, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, а также соответствие классных чинов гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной гражданской службы высшей группы должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.
17. Соответствие классных чинов гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной гражданской службы главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей в федеральных органах исполнительной власти устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации. В иных федеральных государственных органах указанное соответствие устанавливается актом федерального государственного органа.
18. Порядок присвоения и сохранения классных чинов юстиции федеральным гражданским служащим, а также соответствие классных чинов юстиции должностям федеральной гражданской службы устанавливается указом Президента Российской Федерации.
19. Порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также соответствие классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
Это аналог воинского звания, только для государственных гражданских служащих . Знаки различия классных чинов это погоны судебных приставов общегражданского образца, которые носятся различными гражданскими ведомствами (налоговая служба, таможенная служба, роспотребнадзор, госадмтехнадзор). Классный чин присваивается не военным, а гражданским служащим различных ведомств. Звезды и погоны отличаются цветом звезд и самого погона. Например у судебных приставов погоны темно-серого цвета с зеленой окантовкой с золотой звездой и зеленой эмалью в середине звезды. Также на краю погона имеются полоски золотого цвета, обозначающие к какому составу принадлежит госслужащий. Младший состав носит одну полоску, средний две полоски, старший три полоски, а высший носит резной погон без полосок.
Звезды располагаются вдоль продольной оси наплечных знаков. На поле наплечных знаков работников ведущей, старшей и младшей групп должностей располагаются три, две и одна поперечные полоски золотистого цвета шириной 3 мм. Расстояние между полосками 3 мм. Нижняя полоска располагается на расстоянии 5 мм от нижнего края наплечного знака.
Для ношения на воротниках пиджаков и жакетов эмблемы размещаются по биссектрисе на расстояние 35 мм от угла воротничка до центра эмблемы. Диаметр эмблемы 20 мм.
На шапке-ушанке кокарда носится спереди, в центре мехового околыша. На фуражке крепится спереди, посередине околыша.
Ведомственный нарукавный знак нашивается на внешней стороне левого рукава на расстоянии 8 см от верхней точки рукава до знака. Знак из ткани черного цвета представляет собой контур щита внутри контура щита в верхней части надпись РОССИЯ, в нижней части надпись ФССП.
Нарукавный знак ФССП нашивается на внешней стороне правого рукава на расстоянии 8 см от верхней точки рукава до знака.
Ордена и медали на пиджаке располагается так, чтобы верхний край общей планки первого ряда располагается ниже уровня угла лацкана на 70 мм. При это условные центры орденов должны быть на одном уровне. Расстояние между рядами орденов 10 мм. Между орденами 5-10 мм.
Знаки на пиджаке располагаются на уровне 70 мм от угла лацкана, а при наличии орденов и медалей на 10 мм ниже их.
Классные чины присваиваются согласно занимаемой должности.
На должности судебного пристава-исполнителя (судебного пристава по ОУПДС) присваиваются следующие классные чины:
Юрист 3 класса
Юрист 2 класса
Юрист 1 класса
На должности судебного пристава-исполнителя (пристава по ОУПДС) юрист 1 класса это предельный классный чин. Он обозначается на погоне двумя золотыми полосками и тремя звездами в ряд.
На должности начальника отдела или его заместителя (старшего судебного пристава или его заместителя) присваиваются следующие классные чины:
Советник юстиции 3 класса
Советник юстиции 2 класса
На должности старшего судебного пристава или его заместителя советник юстиции 2 класса это предельный классный чин. Он обозначается тремя золотыми полосками и двумя звездами в ряд.
На должности заместителя главного судебного пристава (заместителя руководителя региона) присваивается следующие классные чины:
Советник юстиции 1 класса
На должности заместителя главного судебного пристава государственный советник юстиции 1 класса предельный классный чин. Он обозначанется погоном с узорами и тремя большими звездами без полосок. На кителе вместо петлиц носятся лавровые венки расшитые золотой нитью на зеленом фоне.
На должности главного судебного пристава (руководителя региона) присваиваются следующие классные чины:
Государственный советник юстиции 3 класса
Государственный советник юстиции 2 класса
Государственный советник юстиции 1 класса
На должности главного судебного пристава (руководителя региона) действительный государственный советник юстиции 3 класса предельный классный чин. Он обозначается резным расшитым погоном с вышитой золотой звездой. Так же на кителе вместо петлиц вышиты на воротнике лавровые венки золотого цвета. На брюках лампасы зеленого цвета. Фуражка так же расшита золотым узором вокруг кокарды.
На должности заместителя главного судебного пристава Российской Федерации (директора службы) присваиваются следующие классные чины:
Действительный государственный советник юстиции 3 класса
Действительный государственный советник юстиции 2 класса
На должности заместителя главного судебного пристава Российской Федерации (директора службы)действительный государственный советник юстиции 2 класса предельный классный чин. Обозначается расшитым резным погоном с двумя вышитыми звездами.
На должности главного судебного пристава Российской Фелерации (директора службы) присваивается следующий классный чин:
Действительный государственный советник юстиции 1 класса
На должности главного судебного пристава Российской Федерации (директора службы) действительный государственный советник юстиции 1 класса предельный классный чин. Они занимаются исполнением особо важных исполнительных производств.
Так же существует отдельная категория судебных приставов-исполнителей - это судебный пристав-исполнитель при директоре. Это должность по уровню ответственности и масштабам исполнения соответствует должности заместителя главного судебного пристава (руководителя) региона. Им присваивается предельный классный чин советник юстиции 1 класса.
Сроки присвоения очередного классного чина для судебных приставов один год при отсутствии замечаний, взысканий и выговоров. При объявлении благодарности возможно присвоение очередного классного чина досрочно. Для этого необходима служебная записка от старшего судебного пристава с пометкой "прошу присвоить очередной классный чин досроно". При отсутствии благодарностей и выговоров досрочно можно получить классный чин при наличии служебной записки от старшего судебного пристава, но не ранее, чем через пол года со дня присвоения предыдущего классного чина .
На должности начальников структурных подразделений и их заместителей присваивают классный чин советника юстиции. На таком погоне носится три полоски и звезды. Высший состав руководители территориальных органов носят резной погон с большими звездами без полосок.
Более подробную информацию о данном вопросе можно узнать изучив Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции."
- Государственная служба в системе власти и государственного управления
- Концепция дихотомии государственной власти
- Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
- Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
- Теоретико-методологические основы государственной службы
- Общенаучные подходы к теории государственной службы
- Структура теории и методологии государственной службы
- Понятие «государственная служба»
- Характер государственной службы
- Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
- Общенаучные подходы к теории государственной службы
- Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
- Государственная служба как социальный институт
- Государственная служба как правовой институт
- Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
- Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
- Система государственной службы Российской Федерации
- Сущность и структура системы государственной службы современной России
- Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
- Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
- Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
- Структура и особенности федеральной государственной службы
- Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
- Государственная служба федеральной исполнительной власти
- Государственная служба судебной ветви власти
- Государственная служба субъектов Российской Федерации
- Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
- Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
- Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
- Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
- Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
- Государственный служащий: понятие, классификация
- Государственный служащий: понятие, признаки
- Классификация государственных служащих Российской Федерации
- Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
- Должности государственной службы: понятие
- Признаки государственной должности
- Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
- Квалификационные требования к должностям
- Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
- Должности государственной службы: понятие
- Прохождение государственной гражданской службы
- Теоретические основы прохождения государственной службы
- Основные типы процесса прохождения государственной службы
- Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
- Организация прохождения государственной службы
- Социальный и правовой статус государственного служащего России
- Статус государственного служащего: понятие и классификация
- Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
- Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
- Основные обязанности гражданского служащего
- Ограничения, связанные с гражданской службой
- Запреты, связанные с гражданской службой
- Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
- Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
- Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
- Управление государственной службой
- Концептуальные основы управления государственной службой
- Субъекты и объекты управления
- Система управления государственной службой Российской Федерации
- Федеральный уровень управления
- Уровень управления субъектов РФ
- Повышение эффективности системы управления государственной службой России
- Концептуальные основы управления государственной службой
- Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
- Теоретические основы реформирования государственной службы
- Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
- Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
- Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
- Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
- Теоретические основы государственной кадровой политики
- Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
- Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
- Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
- Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
- Субъекты и объекты государственной кадровой политики
- Объекты государственной кадровой политики
- Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
- Основные принципы реализации государственной кадровой политики
- Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
- Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
- Механизм организационного обеспечения кадровой политики
- Научно-исследовательский механизм кадровой политики
- Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
- Сущность, задачи и принципы кадровой политики
- Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
- Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
- Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
- Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
- Кадровая служба государственного органа
- Формирование кадрового состава гражданской службы
- Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
- Теоретические и организационные основы отбора персонала
- Способы замещения государственных должностей
- Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
- Теоретические основы оценки персонала государственной службы
- Методика оценки персонала государственной службы
- Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
- Аттестация на гражданской службе
- Квалификационный экзамен гражданских служащих
- Теоретические основы оценки персонала государственной службы
- Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
- Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
- Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
- Особенности формирования резерва управленческих кадров
- Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
- Управление служебно-деловой карьерой
- Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
- Продвижение по службе
- Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
- Кадровые технологии
- Факторы служебного роста
- Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
- Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
- Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
- Организация дополнительного профессионального образования
- Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
- Коррупция в органах государственной власти
- Сущность коррупции как социального явления
- Аспекты коррупции
- Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
- Формы проявления коррупции
- Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
- Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
- Сущность коррупции как социального явления
- Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
- Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
- Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
- Принцип служения государству и обществу
- Нравственные проблемы государственных служащих
- Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
- Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
- Государственная гражданская служба в Великобритании
- Государственная гражданская служба во Франции
- Государственная гражданская служба в ФРГ
- Управление государственной службой в зарубежных странах
- Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
- Кадровая политика на государственной службе во Франции
- Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
- Кадровая политика в сфере государственной службы в США
- Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
- Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
- Опыт государственной службы и кадровой политики России
- Государственная служба в царской России
- Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
- Государственная служба в партийно-советский период
Классификация государственных служащих Российской Федерации
Классификация государственных служащих - одна из сложных в административной науке и практике. Нормативно она решена лишь частично. Научные исследования данной проблемы свидетельствуют, что классификация государственных служащих многовариантна. Можно классифицировать российских государственных служащих по следующим признакам.
1. По уровням государственной власти:
- федеральные государственные служащие;
- государственные гражданские служащие субъектов РФ.
2. По ветвям государственной власти:
- государственные служащие законодательной власти;
- исполнительной власти;
- судебной власти и прокуратуры;
- иных высших государственных органов.
3. По видам государственной службы.
- гражданский служащий;
- военнослужащий;
- служащий правоохранительных органов.
4. По условиям прохождения службы:
- карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
- замещающие должности государственной службы по контракту на определенный срок.
5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, (дипломатическим рангам. Эта классификация особо значима, поскольку имеет давние исторические традиции и в настоящий момент в большей степени нормативно урегулирована. В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ классные чины на гражданской службе введены в Российской Федерации вместо квалификационных разрядов, установленных еще в 1995 г. Классные чины, воинские и специальные звания - одна из фундаментальных основ государственной службы, поэтому на ней следует остановиться подробно.
Чины, ранги, звания. В современном российском законодательстве определено четыре вида классификации государственных служащих. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу РФ, присваиваются:
- классные чины;
- дипломатические ранги;
- воинские звания;
- специальные звания.
Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются только классные чины 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 13. .
Законодательно установлены общие условия (принципы) присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий государственных служащих РФ:
- их последовательное присвоение по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
- присвоение классного чина, воинского звания и т.д. государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной службы;
- досрочное присвоение классного чина воинского звания и т.д. либо присвоение классного чина и т.д. на одну ступень выше, предусмотренных для замещаемой должности государственной службы, в качестве меры поощрения;
- учет классного чина воинского звания и т.д. при переводе или поступлении служащего с государственной службы одного вида на другой;
- сохранение присвоенного классного чина, воинского звания и т.п. при освобождении от замещаемой должности государственной службы или увольнения с государственной службы;
- лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания только по решению суда.
При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также пребывание в них учитываются при присвоении классного чина и т.д. по новому виду государственной службы. Заметим: учитываются, но не переносятся автоматически.
В частности, в указе Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими» 2005 г. № 113 говорится, что при поступлении на гражданскую службу гражданина РФ, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида службы, дипломатического ранга воинского или специального звания, то ему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.
Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.
Классный чин гражданского служащего РФ - это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.
Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:
- секретарь государственной гражданской службы РФ;
- референт государственной гражданской службы;
- советник государственной гражданской службы РФ;
- государственный советник Российской Федерации;
- действительный государственный советник РФ 2 .
В каждой группе чинов предусматривается три класса - 1, 2, 3-й (1-й класс высший). Всего, таким образом, в гражданской службе России 15 классных чинов.
Классные чины строго дифференцированы по группам должностей гражданской службы. Присвоение классных чинов производится последовательно в строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской службы:
- чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует младшей группе должностей;
- чин референта государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует старшей группе должностей;
- чин советника государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует ведущей группе должностей;
- чин государственного советника Российской Федерации 1-3-го класса соответствует главной группе должностей;
- чин действительного государственного советника Российской Федерации 1-3-го класса соответствует высшей группе должностей.
Присвоение классных чинов гражданских служащих РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.
Высшие классные чины - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3-го класса - присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ.
При этом:
- в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства РФ;
- в иных федеральных государственных органах (законодательной, судебной власти) или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.
Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим:
- в федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ;
- в иных федеральных государственных органах - руководителями этих органов.
Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа либо представителя этого руководителя.
Гражданским служащим субъектов РФ классные чины присваиваются в соответствии с законами субъектов Федерации 3 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 11. . Как правило, классные чины высших и главных групп должностей присваиваются губернаторами, а остальные - руководителями местных администраций и их структурных подразделений.
С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад по классному чину, входящий в денежное содержание служащего, и делается запись в личное дело, учетную карточку и трудовую книжку чиновника.
Законодательство устанавливает основные требования к присвоению классных чинов гражданским служащим:
- классные чины присваиваются гражданским служащим только в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы;
- гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена;
- классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, причем с соблюдением последовательности присвоения чина, с учетом профессионального уровня служащего и продолжительности государственной гражданской службы РФ в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.
Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, воинское, специальное звание, дипломатический ранг, присвоенные служащему на прежнем месте государственной службы России.
Например, первым классным чином для младшей группы должностей является секретарь государственной гражданской службы РФ 3-го класса для старшей группы должностей - референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса и т.д.
Первый классный чин федеральному гражданскому служащему присваивается после успешного завершения испытания. Если испытание не устанавливалось по условиям служебного контракта, то первый классный чин присваивается не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность.
Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый служащему.
Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:
- в классных чинах секретаря государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса - не менее одного года;
- в классных чинах советника государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, государственного советника РФ 3-го и 2-го класса - не менее двух лет;
- в классных чинах действительного государственного советника РФ 3-го и 2-го класса - как правило, не менее одного года.
Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря гражданской службы 1-го класса референта гражданской службы 1-го класса, советника гражданской службы 1-го класса и государственного советника РФ 1-го класса сроки не устанавливаются.
При назначении гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине.
Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а также должности категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.
Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче этого экзамена принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа.
В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:
- до истечения срока, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в занимаемой должности и не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
- по истечении срока - на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы, но в пределах группы должностей, к которой относится занимаемая должность.
Важно, что очередной классный чин не присваивается гражданскому служащему, имеющему дисциплинарные взыскания, а также служащему, в отношении которого проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от занимаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы, в том числе с выходом на пенсию, а также при поступлении на гражданскую службу вновь.
Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Дипломатические ранги. В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических работников. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.
Законодательством установлено, что лицам, заметающим должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, представительствах МИД РФ на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера присваиваются в соответствии с их квалификацией и занимаемой должностью дипломатические ранги. Они имеют следующие наименования: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1-го класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса советник 1-го класса советник 2-го класса, первый секретарь 1-го класса, первый секретарь 2-го класса, второй секретарь 1-го класса, второй секретарь 2-го класса, третий секретарь, атташе.
Воинские звания. На государственной военной службе традиционно существуют воинские звания. Они были и в армии императорской России, и в Советской Армии, есть и в современных Российских Вооруженных силах. Составы военнослужащих и их воинские звания Российской Федерации установлены Федеральным законом № 53-ФЭ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и рядом других нормативных актов. Согласно действующему законодательству все воинские звания делятся на войсковые и корабельные. Их иерархический уровень и старшинство зависят от состава военнослужащих и замещаемых ими должностей. На военной службе существует три состава (группы) военнослужащих: солдаты (сержанты), прапорщики и офицеры.
Группе солдат, матросов, сержантов и старшин соответствуют следующие воинские звания:
- войсковые - рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина;
- корабельные - матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина.
Группе прапорщиков и мичманов соответствуют воинские звания:
- войсковые - прапорщик и старший прапорщик;
- корабельные - мичман и старший мичман.
Офицерский состав подразделяется на три категории: младшие,
старшие и высшие офицеры.
Воинские звания младших офицеров:
- войсковые - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
- корабельные - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.
Воинские звания старших офицеров:
- войсковые - майор, подполковник, полковник;
- корабельные - капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга.
Воинские звания высших офицеров:
- войсковые - генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал- полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации;
- корабельные - контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.
Соответствие званий и чинов. Своя классификация специальных званий существует в правоохранительной государственной службе.
Сложный и пока до конца не решенный вопрос - правовое определение соответствия воинских званий званиям правоохранительной службы или классным чинам. Как уже отмечалось, они учитываются, но не переаттестуются автоматически. Все зависит от замещаемой должности в новом виде государственной службы.
Разработан табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам (теперь классным чинам) государственных служащих 4 Указ Президента РФ от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащего». .
Согласно нему соответствует:
- генералу армии, адмиралу флота генерал-полковнику, адмиралу - квалификационный разряд (классный чин) действительного государственного советника РФ 1-го класса;
- генерал-лейтенанту, вице-адмиралу - действительный государственный советник РФ 2-го класса;
- генерал-майору, контр-адмиралу - действительный государственный советник РФ 3-го класса;
- полковнику, капитану 1-го ранга - государственный советник РФ 2-го класса;
- подполковнику, капитану 2-го ранга - государственный советник РФ 3-го класса;
- майору, капитану 3-го ранга - советник РФ 1-го класса;
- капитану, капитан-лейтенанту - советник РФ 2-го класса;
- старшему лейтенанту - советник РФ 3-го класса;
- лейтенанту - советник государственной службы 1-го класса;
- младшему лейтенанту - советник государственной службы 2-го класса;
- старшему прапорщику, старшему мичману, прапорщику, мичману - советник государственной службы 3-го класса;
- старшине, главному корабельному старшине, старшему сержанту, главному старшине - референт государственной службы 1-го класса;
- сержанту, старшине 1-й статьи, младшему сержанту, старшине 2-й статьи - референт государственной службы 2-го класса;
- ефрейтору, старшему матросу, рядовому, матросу - референт государственной службы 3-го класса.
Следовательно, введение и присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий служащим являются фактором упорядочения государственно-служебных отношений, закрепления иерархии государственных должностей, стимулом повышения квалификации государственного служащего и фактом государственного признания его заслуг.
Одно из главных требований, которое предъявляется к государственным служащим, - их профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Данное требование вытекает из принципа современной государственной службы РФ - профессионализма и компетенции служащих. Возрастание сложности управленческого труда потребовало от служащего профессиональной специализации и квалификации, т.е. приобретения им специальных знаний, умений и навыков. Основные формы специализации персонала государственной службы - профессия, специальность, должность. Диагностика управленческих кадров по определению их профессиональной компетентности осуществляется с помощью специальных методов оценки персонала: конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, испытаний, составления профессиограмм, индивидуальных собеседований, наблюдений и т.д.
Весьма важен вопрос мотивации поступления граждан на государственную службу. Что влечет их стать государственными служащими? Социологические опросы показывают, что федеральные гражданские служащие среди мотивов поступления на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянности работы (44,7%), а далее - желание принести пользу государству и обществу, стремление реализовать свои способности, стремление сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию 5 Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики. М.: РАГС. 2005. С. 36. .
Результаты исследования говорят о том, что в целом у российских государственных гражданских служащих превалирует личная и одновременно общественно-государственная мотивация поступления на государственную службу и ее прохождения. Абсолютное большинство чиновников вполне удовлетворены своим положением. Все это говорит о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.
Прокуратура РФ имеет свою собственную эмблему и флаг. У ее сотрудников строго определенная форменная одежда, и награды. Для каждого классного чина предусмотрены погоны прокуратуры. Подробно рассмотрим их, а также информацию, которая поможет подробно раскрыть тему.
Что называется прокуратурой
Прокуратура РФ является единой централизованной системой федерального масштаба, которая от имени государства осуществляет надзор как за исполнением пунктов Конституции, так и за следованием всем принятым на территории России законам. Полномочия и виды деятельности этой структуры регулируются ФЗ "О прокуратуре РФ". Она является независимой от исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти и не принадлежит ни к одной из них.
Так как по закону данная инфраструктура является государственной военизированной, а деятельность ее сотрудников - федеральной гражданской, военной либо правоохранительной службой, то, помимо всего прочего, эта организация предполагает ношение погон прокуратуры.
Структура прокуратуры РФ
Как уже говорилось, российская прокуратура - это централизованная система со ступенчатым подчинением - нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а главенствует в этой структуре Генеральный прокурор. Чтобы разобраться в званиях и погонах прокуратуры РФ, рассмотрим ее составляющие элементы:
- генеральная прокуратура;
- академия при Генеральной прокуратуре;
- прокуратуры каждого из субъектов РФ;
- прокуратуры территориального уровня - городов, районов и т.д.;
- военная прокуратура;
- специализированные отделения прокуратуры - режимных объектов, природоохранные, транспортные, системы уголовных наказаний и пр.;
- научные и учебные учреждения прокурорской системы;
- печатные редакции, обслуживающие прокуратуру.
Теперь перейдем непосредственно к должностным категориям работников этой системы.
Должности в прокуратуре РФ
Погоны в соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" носят следующие должностные лица:
- В Генеральной прокуратуре:
- Генпрокурор (Чайка Ю.Я.);
- первый заместитель генпрокурора;
- "замы" генпрокурора;
- старшие помощники генерального прокурора (сюда относятся также советники, начальники управлений);
- помощники генпрокуроров в составе управлений, помощники по особым поручениям);
- старшие прокуроры и прокуроры в главных управлениях, управлениях и отделениях.
- В ряде прокуратур как субъектов страны, так и приравненных к ним объектов:
- прокуроры:
- первые заместители прокуроров;
- зам. прокуроров;
- ст.помощники прокуроров и начальники управлений;
- помощники прокуроров ("замы" начальников управлений, начальники отделений в составе управлений);
- ст. прокуроры, прокуроры в различных отделах и управлениях.
- В прокуратурах городского, районного уровня и равных им по масштабности специализированных отделений:
- прокуроры;
- первые заместители;
- заместители;
- начальники отделений;
- старшие помощники;
- помощники.
Классные чины в прокуратуре
Классным чином называется служебный разряд, который присваивается работнику данной системы согласно ст. 41 ФЗ №2202-1. Назначается он в соответствии с занимаемой должностью и стажем трудовой деятельности. Классные чины свидетельствуют о карьерном и профессиональном росте сотрудника. Работникам прокуратуры также могут быть присвоены разряды правоохранительной структуры.
Звезды на погонах в прокуратуре соответствуют занимаемому классному чину. Всего их десять и они подразделены на несколько категорий:
- Младшие начальствующие категории: юристы 3, 2, 1 класса.
- Средние начальствующие категории: младшие советники, советники, старшие советники.
- Высшие начальствующие категории: государственные советники юстиции 3, 2, 1 класса, действующие государственные советники юстиции.
Самый первоочередной классный чин (юрист 3 класса) и погоны прокуратуры присваиваются работнику, имеющему высшее образование юридической направленности и прошедшему аттестацию. С 2014 года лица без специального профобразования не могут получить прокурорский служебный разряд.
Если работник трудится в отделе то ему присваивается не прокурорское, а военное звание и соответствующие погоны. ФЗ "О прокуратуре РФ" (ст. 45) позволяет всем прокурорам постоянно иметь при себе и иные виды боевого стрелкового ручного оружия. Применять его можно в порядке, разрешенном законодательством государства.
Погоны в прокуратуре России: общее описание
Постановление Правительства РФ №352 (с изменениями 2011 года) указывает следующие необходимые характеристики для прокурорских знаков различия - плечевых погон:
- Форма : полумягкая деталь в виде вытянутого шестиугольника, один конец которого правильно прямоугольный, а другой своей формой напоминает трапецию (для младших и средних категорий) или срезанный угол (для старшего начальствующего состава).
- Размеры : длина - 10-12 см. Ширина зависит от классного чина владельца - 4,5 см для высшего состава и 4 см для среднего и младшего.
- Особенности : края всех видов погон принято окантовывать темно-зеленым сукном. Ширина такой вставки - 2,5 мм.
Погоны необходимо носить на рубашке, пиджаке, плаще или пальто.
Теперь рассмотрим знаки различия - погоны прокуратуры более детально по категориям их обладателей.
Погоны младшей начальствующей категории
Материал для погон - синяя волока с суконным подбоем. На поле знака отличия можно увидеть один темно-зеленый просвет. Особенности для каждого классного чина:
- Юрист 3 класса : на расстоянии 3 см от нижнего края расположены две парные позолоченные звездочки (диаметр элемента - 1,3 см). Расстояние в ряду между центральными точками звезд - 2,5 см.
- Юрист 2 класса : через 3 см от нижнего края знака можно увидеть две золоченные звезды (1,3 см в диаметре). Напротив них на просвете еще одна звездочка такого же размера, отдаленная на 4,5 см от той же нижней границы погона.
- Юрист 1 класса : погон этого должностного лица украшают уже 4 позолоченные звездочки (с тем же диаметром - 1,3 см); две - через 3 см от нижнего края и две - на просвете. Промежуток между центрами элементов - 2,5 см.
Погоны средней начальствующей категории
Знаки отличия изготавливаются из того же материала - синей волоки, только в этом случае они снабжены уже двумя темно-зелеными просветами. Эти погоны прокуратуры расстоянием между центрами звезд не отличаются от предыдущих. Особенности их в следующем:
- Младший советник : между просветами закрепляется одна позолоченная пятиконечная звезда, чем диаметр - 2 см. Расположена она в 4,5 см от нижней границы погона.
- Советник : погоны украшают две двухсантиметровые звезды. От нижнего края до первого пятиконечного элемента - 2 см, от первого до второго элемента - 2,5 см.
- Старший советник : этот сотрудник имеет на погонах три звезды (диаметр каждой - 2 см). Два элемента при этом расположены на просветах, а один - между ними.
Погоны высшей начальствующей категории
Ознакомившись с фото погон прокуратуры, вы без труда отметите знаки отличия высшего состава - они будут изготовлены из специальной волоки особого переплетения, а также лишены просветов и имеют не трапецевидный, а скошенный нижний край. Приведем их отличия друг от друга:
- Государственный советник юстиции 3 класса : в центре погона имеется одна вышитая пятиконечная звезда, диаметр которой - 2,5 см. Расположена она в 4,5 см от нижней границы погона.
- Госсоветник 2 класса : посередине погона расположены все те золоченные выпуклые звездочки диаметра 2,5 см. Расстояние от нижнего края знака до первой - 4 см, между первой и второй - 3,5 см.
- Госсоветник юстиции 1 класса : должностное лицо имеет на погонах уже три 2,5-сантиметровые звезды. Расстояние между ними соблюдается то же самое.
- Действительный госсоветник юстиции : середину погона украшает вышитый золотыми нитками герб РФ, высота которого - 3 см. Между ним и нижним краем погона - большая золоченная звезда (диаметр - 3 см). Между ее пятью гранями дополнительно вышиты пять своеобразных золотых лучей. Если погон изготавливается для белого пиджака действительного государственного советника, то для него берется золотистая волока на суконной прокладке. В этом случае золотистую звезду дополнительно обшивают контуром из красной нити.
Награды работников прокуратуры
Помимо собственных званий, погон в прокуратуре России есть особые награды, которые вручаются только ее сотрудникам. К ним относится:
- знак трех степеней "За верность закону";
- ведомственная медаль, вручаемая "За взаимодействие";
- медаль заслуженным работникам "Ветеран прокуратуры";
- для особо отличившихся "Почетный работник прокуратуры РФ";
- знак для ношения на груди "За безупречную службу";
- памятная медаль 2011 года чеканки "290 лет российской прокуратуре";
- медаль им. Руденко - самая "молодая" - введена в 2015 году.
Знаками отличия работников прокуратуры, помимо всего прочего, остаются погоны, выделяющиеся на фоне подобных элементов иных структур. По их размеру, количеству и расположению звездочек можно легко рассудить о классном чине того или иного работника - юриста, советника, государственного советника и т.д. Должности прокуроров и их классные чины взаимосвязаны - продвинуться по служебной лестнице в этой системе возможно, получив определенный опыт работы и повысив уровень своих профессиональных навыков.