план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему. Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М"
Конспект логопедического занятия
"Дифференциация букв Л-М".
Конспект логопедического занятия для 2 класса.
Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М".
В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков;
Кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] - [М];
Связь звукового образа [Л] - [М] с их графическим изображением;
Навыки оптического анализа и синтеза букв;
Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез;
Правильное написание букв в слогах, словах, предложении, тексте;
Закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. развитие лексико-грамматического строя речи.
Тема: Преодоление смешений букв по кинетическому сходству.
Дифференциация Л-М.
Подготовила учитель-логопед МБОУ «СШ №1»
Кузьменкова Г.Л.
Нижневартовск-2015 год
Цель занятия:
Совершенствование навыков дифференциации букв Л-М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о механизме образования звуков;
- закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
- обогащение и активизация словаря.
Коррекционно - развивающие:
-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
-развитие слухового внимания, памяти.
-увеличение объёма зрительного восприятия.
-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно- воспитательные:
-формирование интереса к логопедическим занятиям;
-формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование
: индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Л, М, картинки, слова –карточки.
1.Организационный момент
(организация внимания учащихся).
Разгадывание загадки.
И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые... (лягушки
).
На носу зверь носит рог
И зовется... (носорог
).
2.Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы верно,четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3.
Формулировка темы урока.
-Назовите животных, в названиях которых встречается [ л].
-Лиса, олень, лось, лама.
-Определите место звука [ л] в каждом слове.
-Первое, второе, первое, первое.
Назовите животное,в названии которого есть звук [ м].
-медведь.
В слове мамонтенок Сколько раз в слышится [ м]?
-Два раза.
-Правильно.
Подумайте о каких буквах будем говорить на занятии? (Л,М)
Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.) (слайд1)
Сегодня мы будем говорить о буквах М и Л.
-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент.
- Какой вывод мы можем сделать отсюда?
-Буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать.
-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».
4.Установление связи артикулема-кинема-графема
-Какой орган речи помогает произнести звук [ л].
-Язык.
-Язык у нас один.(Показывает карточку-опору).
Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счёт «раз-и».
(слайд с изображение языка)
.
Теперь произнесём звук [ м]. В его произнесении участвуют губы,
Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз-и два»
(
слайд с изображением губ).
Какой вывод мы можем сделать?
-Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М- «двойная» буква, звук произносим губами.
5.Выбор буквы
-
Сегодня я получила письмо от подруг, но первые буквы потерялись
в их именах. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
…арина, ..ена.
Вспомните, как пишутся имена.
-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).
-А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все, что увидите.(Показывает таблички)
МыЛо ( слайд с изображение геометрических фигур - овал- М; треугольник-ы;
прямоугольник – Л, круг-О).
Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья, четвертая буквы?
(Ученики отвечают на вопросы).
-В названиях каких фигур есть л,м?
-Овал, треугольник, прямоугольник.
-Назовите ягоду, В названии которой встречается буквы Л,М.
Малина.
6.Слоговой анализ и синтез
- Я приглашаю вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова?
-Слоги.
-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)
Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.
Последний слог: зима, читала, апрель, камень, карамель.
(Дети выполняют задание).
-Я записала слова, но он перепутала все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)
ла,Ми
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем
-Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?
-В каждом слове есть буквы л,м.
7.Пальчиковая гимнастика
Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?
Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным- клубнику.
Поочередно соединяют пальцы с большим.
А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.
Л3 Л2 М1Л3 М3Л4
8.Графический диктант
-Отгадайте о каком предмете я вам скажу кислый, жёлтый, ароматный, крупный?
-Лимон.
-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер в слове. Например, лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.
Его даёт корова (молоко- м1л3)
Грядка для цветков (клумба-л2м4).
(Дети выполняют задание).
9.Работа со слоговой таблицей
-А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором, выборочно по одному).
ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл
Прочитайте стихотворение. ( Выдаюу слова каждому ученику) Мышка
Мышка весело жила,
На пуху она спала.
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
Теперь прочитайте стихотворение и назовите слова в которых есть звук Л, М.
(Учились в предложениях находить слова со звуками Л,М)
10. Дифференциация «л-м» в предложениях, пословицах, поговорках.
Задание: Вставь буквы «л-м».
Олчание – знак сог.асия.
По.ожить зубы на по.ку.
Го.ова седая, да душа.олодая.
У.ение – по.овинаде.а.
Кто с.ел, тот и съе.
Кабы куст не бы. ми., со.овей гнезда б не ви.
Где много с.ов, та. мало де.а.
У.елого по с.овам – неу.елого по г.азам видать.
С.ово сказа. – стре.упос.ал, пись.онаписа. – в западню попа. .
11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».
-Прослушайте предложение. В каждом слове ищите букву л, м и записывайте их, пользуясь подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте галочкой (\/), . У нас получиться схема предложения. (Зашифрованное письмо)
На лесной опушке встретились молодые ёлочки.
/\ Л --- Л МЛ Л
Вечерняя мгла покрыла все поля.
--- МЛ Л -- Л
Послышался мелодический голосок иволги.
Лл МЛ Л Л
12.Закрепление букв в словах и совосочетаниях.
-С чем мы пьём чай?
(Дети перечисляют).
Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске).
....
ёд, ...ята, ..и..он, ...о око.
Чтобы записать в тетрадь словосочетания, написанные на доске, нужно вставить буквы Л или М.
И…ая …а…а.
Бе…ая...и…ия.
Под…е…а по….
При…ери…а п…атье.
Весе…ая …е…одия.
…а…енький …а…ьчик.
Насто…ьная …а…па.
С…ивочное …ас…о.
Свари…и пе…ь…ени.
13.Закрепление букв в предложении.
Я забыла, куда какое слово нужно ставить. Помогите мне.
Чтоб полы покрыть, нам нужен......
Чтобы сад украсить, мы посадим..(лак, мак).
Кто бы нам порезал.....
Резать лук такая... (мука, лука).
14.Дидактическая игра « Пара к паре»
-Сейчас мы будем составлять предложения на основе установления простых аналогий между предметами. решение головоломки. (
Запись слов на доске).
Лимон ___ яблоко___________________
Кислый круглое, сладкое, зелёное, большое
-Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же, как слово кислый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.
Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.
15. Дифференциация в текстах.
Слуховой диктант.
Солнечные лучи осветили землю. Колокола звонили на всю площадь. Люди шли толпами и пели. Стоял месяц май. Я любовался молодой зеленью.
Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты - молодец!
16.Итог занятия.
-Какие буквы мы сегодня учились различать?
-Мы учились различать буквы Л и М.
- Чем отличаются эти буквы?
Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?
17.Рефлексия.
-Ребята изобразите собой шкалу успеха. Покажите,на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо- сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (дети определяют шкалу успеха).
Занятие окончено.
1. Вставь в слова пропущенные буквы И или Ш.
Р__ска мы__ка __гру__ка
Гла пу__ка __збу__ка
2. Вставь пропущенные буквы И или Ш. Запиши словосочетания.
х__трая ко__ка
мам__на ча__ка
р__совая ка__а
Шарф, бабушка, вяжет, Саше.
Самостоятельная работа № 27
Дифференциация Л – М
1. Вставь в слова пропущенные буквы Л или М.
ко__ар __одка __е__кий
по__ощь __арка __а__ина
2. Вставь пропущенные буквы Л или М. Запиши словосочетания.
Е__кий __ук
И__оный сок
Исья __орда
3. Составь из данных слов предложение и запиши его.
Кисель, Марина, малиновый, любит.
Самостоятельная работа № 28
Дифференциация К – Н
1. Вставь в слова пропущенные буквы К или Н.
ба__ти__ клоу__ __озлё__о__
Анава __и__ка __и__о
2. Вставь пропущенные буквы К или Н. Запиши словосочетания.
Лубо__ __ито__
и__терес__ое __и__о
крас__ый ба__ти__
3. Составь из данных слов предложение и запиши его.
Купила, бант, красный, Марина.
Самостоятельная работа № 29
Дифференциация Н – П
1. Вставь в слова пропущенные буквы Н или П.
Ушка ка__ава __авли__
А__ка к__ига __а__ама
2. Вставь пропущенные буквы Н или П. Запиши словосочетания.
си__яя __а__ама
зуб__ая __аста
шерстя__ые __оски
3. Составь из данных слов предложение и запиши его.
Получил, папа, письмо, заказное.
Литература
1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005.
2. Ефименкова Л.Н.
Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Книголоюб, 2003.3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголоюб, 2005.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на первом этапе обучения. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2000.
6. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
7. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
8. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные.
Тетрадь для логопедических занятий № 3.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.9. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
10. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 1. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»
11. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 5. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»
12. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 2. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»
13. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.15. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
16. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
17. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
19. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л - М
Сравнение букв по словесному описанию.
Запись букв в воздухе с закрытыми глазами.
История о том, как буквы за покупками ходили.
Жили-были в городе Буквограде буквы Л и М . Жили они дружно, вместе играли, домики их стояли по соседству в алфавите. Некоторые ребята даже думали, что эти буквы - родные сестры, и путали их. В самом деле, буквы ведь были похожи. Чем похожи буквы, ребята? А чем они отличаются?
Однажды пошли буквы Л и М в магазин. В магазине продавались разные фрукты - яблоки, бананы, лимоны, мандарины. Буквы решили купить лимоны. Продавцы в магазине на каждый лимон наклеили этикетку с буквой Л , ведь в слове «лимон» первой пишется именно эта буква (демонстрация плаката). Букве М это так понравилось, что она тоже попросила наклеить свои этикетки. «Нет, - сказали ей продавцы, - ты слишком широкая, ты не не поместишься на лимоне, ведь у тебя не один крючочек, а два. Лучше выбери другие фрукты, например, мандарины. Они круглые, на них поместятся оба твоих крючочка. Да и первая буква в слове мандарин - М. Увидят ребята такие мандарины и не станут тебя путать с буквой Л . Они сразу вспомнят, какая буква стоит в начале слова «мандарин». Буква М согласилась. Посмотрите, как красиво получилось (демонстрация плаката).
С тех пор в городе Буквограде мандарины и лимоны продаются с этикетками.
Какая этикетка на лимонах? Мандаринах? Почему?
4. Работа с карточками.
На карточках - контурные изображения лимонов и мандаринов. Дети должны вписать соответствующие буквы.
5. Выкладывание букв из элементов.
Для выполнения этого задания потребуются вырезанные из картона элементы: ⌡ ɭ
Ведущий читает слова, а дети выкладывают из элементов букву, которая есть в слове. Слова: лапа, мак, лужа, мука, лыжи, мыло, лопата, столы, дама, полка, панама, сумка, вилка, стул, дом, соль, пол, ком, мел.
Мел, лес, люк. Миша, Лида, мед, люди, лиса, метла, милый, лень, ливень, мир.
6. Путешествие на море.
Наступило лето. Буквы Л и М поехали на море. Там они купались. загорали, играли. Букве Л больше всего нравилось кататься на лодке, ведь в слове «лодка» первая буква Л . А буква М очень любила купаться в море. Ей казалось, что волны моря похожи на букву М .
Посмотрите на карточку. Здесь нарисованы лодочки, которые плывут по морю. В каждую лодочку «посадите» букву Л . А волны моря сделайте из букв М .
Расскажите эту историю дома маме или бабушке, объясните им, почему буква Л больше всего любила кататься на лодке, а буква М - купаться в море.
7. Запись слогов и слов под определенными символами (лимон- мандарин, лодочка - волны моря). Инструкция: Слоги (слова) с буквой Л запишите под лимоном (лодочкой), а с буквой М - под мандарином (волнами моря).
8. Догони и верни букву.
Инструкция: Из слов убежали буквы Л или М. Догоните их и верните на место. Какое слово получилось? Слова:
Ашина, ...опата, ...исица, ...агазин, ...естница, ...едведь, ...олоко, со...нце, весе...о, у...ица, ...о...оток, ...ороз, костю..., ...имон, ...ед...енно, сто...ица, бо...ото.
Какие словарные слова вам встретились? Правописание каких гласных букв нужно запомнить? Напишите по памяти словарные слова в 2 столбика - в один с буквой Л , во второй - с буквой М .
9. Графический диктант.
Послушайте предложение. Скажите, сколько в нем слов. Начертите графическую схему предложения - столько черточек, сколько слов в предложении. Первую черточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть в этом слове буква М или Л? Напишите над соответствующей черточкой букву.
Образец : Мила любит мороженое.
Мл л м.
Предложения для графического диктанта.
Люда моет ладони мылом.
Марина помогает маме полоть лук.
Леша и Маша рисовали слона.
Муха села на салфетку.
Молоко убежало с плиты.
Летом в лесу много малины.
Медведь любит сладкую малину.
Мама купила масло, молоко и шоколадку.
В лесу жили олени, волки, медведи.
10. Слуховой диктант.
Слова для диктанта: малина, лимоны, лампа, молоко, малыши, сломал, мешал, мазал, вымыл, менял, смеялся, милый, смелый, пламя, пломба, клумба, молния, металл, алмаз, мускулы, Михаил.
Текст для диктанта.
Малыш Миша
Миша маленький. Мама любит Мишу. Миша милый малыш. Мама купила Мише новую машинку. Миша катал машинку по полу. Мама позвала Мишу ужинать. Миша вымыл ладони мылом. Мама дала Мише молочную лапшу. Потом Миша ел хлеб с маслом и пил малиновый компот.
11. Работа со словами-паронимами .
Инструкция : Ребята, буквы Л и М прислали вам шифровку. Прочитайте слова. Объясните значение каждого слова. Запишите слова. Подчеркните букву Л одной чертой, а букву М - двумя.
М Л Л Л
ёд ил аска ак
Конспекты занятий Тема: Дифференциация л – м в слогах и словах ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ Отработка и закрепление правильных движений руки при написании букв л, м. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Развитие слухового внимания, памяти. Увеличение объема зрительного восприятия. Обогащение и активизация словаря. Формирование интереса к логопедическим занятиям. ОБОРУДОВАНИЕ 1. Демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л и М, карточки-опоры Л и М. 2. Слоговая таблица, изображения Мальвины и Буратино, таблички М, Е, Л для тренировки распределения внимания. 3. Предметные картинки с изображением ягод. 4. Цепочки слов для каждого ученика, карточки. *** Организационный момент Логопед. Назовите учебные принадлежности, в названиях которых встречается звук [л]. Ученики. Линейка, пенал, фломастер. Логопед. Определите место звука [л] в каждом слове. Ученики. Первое, пятое, второе. Логопед. Назовите урок, в названии которого есть звук [м]. Ученики. Математика. Логопед. Сколько раз в слове слышится [м]? Ученики. Два раза. Логопед. Правильно. Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л, М.) О каких буквах будем говорить на занятии? Ученики отвечают, ищут сходства и различия букв. Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент. Какой вывод мы можем сделать отсюда? Ученики. Буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать. Логопед. Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу ее на доске: «Различай Л - М». Установление связи артикулема - кинема - графема Логопед. Какой орган речи помогает произнести звук [л]? Ученики. Язык. Логопед. Язык у нас один. (Показывает карточку-опору.) Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счет «раз - и». Теперь произнесем звук [м]. В его произнесении участвуют губы, их две. (Показывает карточку-опору.) Напишите пальчиком букву М на счет «раз - и - два». Какой вывод мы можем сделать? Ученики. Л - «одинарная» буква, звук произносим языком, М - «двойная» буква, звук произносим губами. Выбор буквы Логопед. Сегодня к нам пришла сказочная героиня. (Показывает изображение Мальвины.) В ее имени потерялись буквы. Вернем их на место, используя наши подсказки. М - две губы - «двойная» буква - ведем руку на счет «раз - и - два». Л - один язык - «одинарная» - «раз - и». ..а..ьвина. Вспомните, как пишутся имена. Ученики. С большой буквы. (Выполняют задание.) Логопед. Ребята, вспомните, из какой сказки эта девочка? Мальвина учила Буратино писать без ошибок. Был ли он внимательным учеником? Ученики отвечают на вопросы. А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все, что увидите. (Показывает таблички 3-4 с) Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья буквы? Ученики отвечают на вопросы. В названиях каких фигур есть л, м? Ученики. Овал, треугольник, прямоугольник. Логопед. Назовите героев сказки «Приключения Буратино». Запишите четвертую по счету букву в слове Карло, соедините ее с буквой, пятой по счету в слове Артемон. Ученики выполняют задание. В именах каких героев сказки встречаются буквы л, м? Ученики. Лиса Алиса, кот Базилио, Дуремар, Тортилла. Слоговой анализ и синтез Логопед. Мальвина приглашает вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова? Ученики. Слоги. Логопед. Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует.) Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка. Последний слог: зима, читала, апрель, камень, карамель. Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует.) ла, Ми мон, ли мал, сло ло, мы лок, ме ля, зем Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов? Ученики. В каждом есть буквы л, м. Пальчиковая гимнастика Логопед. Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними. Пальчик, пальчик-непоседа, Где ты бегал, где обедал? Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами. Я с мизинцем ел калинку, С безымянным ел малинку, Ел со средним землянику, С указательным - клубнику. Поочередно соединяют пальцы с большим. Какие ягоды ел пальчик? Ученики называют ягоды, логопед выставляет предметные картинки с их изображением на доску. А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберем карточки к картинкам. (Карточки по одной прикрепляет к доске.) Графический диктант Логопед. Отгадайте о каком предмете Мальвина сказала кислый, желтый, ароматный, крупный? Ученики. О лимоне. Логопед. Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л, м и их порядковый номер в слове. Например, лимон - л1м3. Используйте подсказки-опоры при написании л, м. То же сделайте с другими словами. Свежее, коровье, сливочное (масло - м1л4). Высокая, кокосовая, стройная (пальма - л3м5). Теперь мы повторим признаки предметов. Зашифруем слова, определяя предмет по подсказкам: Его дает корова (молоко - м1л3). Грядка для цветов (клумба - л2м4). Материал для лепки (пластилин - л2л7). Древние ископаемые животные, похожие на слонов (мамонты - м1м3). Полное имя Люды (Людмила - Л1м4л6). Работа со слоговой таблицей Логопед. А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу на доске.) Придумайте и запишите слово по начальному слогу. (Показывает слог в таблице.) Ул.., ле.., ме.., юл.. и т.д. Покажите в таблице второй слог слов. (Значение незнакомых слов объясняет.) Поел, поем, колол, вымыл, помял, налил, налим, сломал, белым. Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы. (Выдает цепочки слов каждому ученику.) Мел - мил - мыл - мыло - смыл - смел - смело - мелок - мелко. Цепочки читают 2-3 ученика. Теперь закройте карточки. Назовите слова в два слога. Запишите их, используя наши подсказки. Какие слова различаются одной буквой? Мама - лама - мало - Мила - милый - налим - лимон - линия - лилия. Закройте слова. Запишите их в порядке названий. Фрукт. Цветок. Рыба. Животное. Слово, которое отвечает на вопрос какой? Какие слова остались? Ученики. Мама, мало, Ми-ла, линия. Итог занятия Логопед. Молодцы! Сегодня мы попали к Мальвине сразу на два урока. Что мы учились делать на занятии? Как губы и язык помогают различать буквы л, м? Какие задания Мальвины больше всего понравились? Ученики отвечают на вопросы.
- Уточнить представление учащихся о согласных звуках и буквах л-м.
- Учить соотносить звук с соответствующей буквой.
- Учить различать звуки и буквы л-м.
- Различать фонематическое и зрительное восприятие учащихся.
Презентация. Слайд 1.
1. Орг.момент.
Ребята, представьте, что мы с вами находимся в саду. Светит яркое солнышко, поют птички, ласковый ветер качает деревья. А вот растут вкусные яблоки, сливы, вишни. Давайте дотянемся и сорвем по яблочку. Какое вкусное яблоко! Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь друг другу.
А теперь садитесь.
Слайд 2.
А сейчас нарисуйте свое настроение в начале урока.
Слайд 3.
2. Ребята, послушайте пожалуйста скороговорку.
- Мама Милу мылом мыла
Мила мыла не любила.
Какой согласный звук встречается чаще других?
- У Лены зеленая лента.
Прочитайте, давайте повторим все вместе.
Ребята, а теперь давайте произнесем эту скороговорку весело, грустно, тихо, громко, по секрету.
Ребята еще раз послушайте эти скороговорки и скажите:
Какой звук чаще всего вы слышите?
Какая тема сегодняшнего урока?
Звуки и буквы л-м.
Слайд 4.
3. Ребята, давайте вспомним, сколько элементов у буквы л, а у буквы м ? Какой цифрой мы обозначаем букву л , а букву м ?
4. Игра “Волшебный мешочек”. Детям предлагается закрыть глаза и угадать на ощупь буквы л, м .
Слайд 5.
Расшифруйте слоги, заменив цифру 2 буквой л , цифру 3 – буквой м .
2а3 3а2 3ы2 2и2 3е2 3е3 2я3 2ю2 2е3 3а3
Какие из этих слогов являются словами? Подчеркните их. Составьте предложение.
Слайд 6.
Проверьте.
Слайд 7.
Ребята, а сейчас послушайте слова со звуками л, м. Запишите их в 3 столбика по схеме. Подчеркните букву л двумя чертами, букву м – тремя.
Лавка, маска, ландыш, компас, лампа, масло, комар, школа, мост, смола, клоун, гром, молоко, луна, мыло.
Слайд 8.
Посмотрите на экран и проверьте.
7. Физ.минутка.
Гимнастика для глаз.
Посмотри – повтори.
Кинезиологические упражнения.
1. Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем последовательно указательный и т.д.
2. Кулак – ребро – ладонь
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола.
3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.
4. Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.
5. Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе.
Слайд 9.
8. Игра “Шифровщики”.
Мама сварила компот из клубники. В лесу появилась спелая земляника. Людмила любит сладкую малину.
Слайд 10.
9. Ребята, исправьте допущенные ошибки.
По небу пмывут белые обмака. Пчема летит к душистолу цветку. Бемые лебеди уметели на юг.
Слайд 11.
Проверьте!
Слайд 12.
10. Игра геометрический конструктор.
“Бабочка” Из палочек выложить фигуру.
11. Релаксация.
Над какими согласными мы работали?
Чем отличаются буквы л, м?
Слайд 13.
А сейчас нарисуйте свое настроение.
Хорошее, веселое. Без эмоций. Грустное.