Педагогическая концепция учителя физкультуры. Должностная инструкция учителя физкультуры
Учитель физкультуры и его уроки отличаются от прочих школьных предметов. Ведь физкультурные занятия должны в себе содержать и пользу, и развлечение одновременно.
Профессия учителя в России не является редкой. Ее выбирают как женщины, так и мужчины. Несмотря на это, на рынке труда спрос на специалистов данной отрасли не падает учителя физкультуры, согласно опросам, является довольно востребованной.
Для работы по профессии «учитель физической культуры» выпускнику школы, окончившему 9 или 11 классов, следует поступать в педагогический колледж или педуниверситет на соответствующую специальность, например, «педагогическое образование по профилю «Физическая культура», «педагогическое образование по профилю «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура» и пр. Хотя, если вы окончите педагогический колледж, получите среднее профессиональное образование и решите связать свою жизнь со школой, то вам доверят только учащихся начальных классов и максимум – среднее звено. Потому, скорее всего, все же придется окончить дополнительно вуз для получения высшего образования по той же специальности.
Кого возьмут в физруки
Профессию учителя физической культуры выбирать должны физически здоровые и крепкие юноши или девушки, так как физическая подготовка должна быть у педагога по на высшем уровне. Часто учителями физкультуры становятся юноши и девушки, с детства интересующиеся и занимающиеся спортом.
В обязанности учителя физической культуры входит проведение уроков, ведение документации (заполнение классного журнала, бумажного и электронного), участие в итоговой аттестации, повышение квалификации на соответствующих курсах не реже 1 раза в 5 лет, замещение временно отсутствующих учителей физкультуры и пр.
У данной профессии есть возможности карьерного роста. Учитель физкультуры всегда может проводить занятия в платных кружках и секциях. Существует возможность и вовсе уйти работать в детско-юношескую спортивную школу.
Учитель физкультуры должен обладать навыками сплочения коллектива, ведь класс на его должен превратиться в команду или в две. Кроме того, повышенным чувством ответственности, ведь его предмет обладает высоким уровнем травматизма, потому соблюдение техники безопасности на физкультуре – первостепенная задача.
Нужно ли иметь педагогическое образование для того, чтобы стать учителем? Где готовят учителей?
Для того, чтобы стать учителем начальных классов, достаточно поступить в педагогическое училище после 9-го класса и успешно закончить его. Чтобы преподавать в старших классах школы, одного училища будет недостаточно - потребуется высшее педагогическое образование. В большинстве своем , преподающие в школах и детских садах, имеют специальное профильное образование. Самый простой путь получения педагогического образования – педагогический институт, но, к счастью, этот путь не является единственным. Окончив любое высшее заведение, выпускник имеет право преподавать в других учебных заведениях, имеющих 1-3 уровень аккредитации. Например, специалист по программированию вполне может пойти работать в учителем информатики.
Если вы не просто хотите стать учителем в , а стремитесь преподавать в , вам придется закончить магистратуру. Бывают случаи, когда для преподавания не ни ученые степени, ни дипломы престижных вузов – вам всего лишь нужно досконально владеть тем предметом, который хотелось бы преподавать. Зачастую, будучи студентами, некоторые специалисты репетиторством, помогая школьникам или одногруппникам, отстающим по некоторым предметам из общего курса. Здесь может быть все, что – математика, химия, физика, иностранные языки, все зависит от ваших предпочтений и умений. По мере достижения успехов в выбранной области может перерасти в основную профессию – ведь каждый новый ученик помогает вам получать ценный опыт, совершенствоваться, овладевать современными методами обучения. В дальнейшем это может также помочь вам при поступлении на какие-либо престижные профильные курсы.
Для работы учителем начальных классов нужно иметь специальное педагогическое образование: среднее или высшее. Кроме того педагог должен любить детей и обладать отличными организационными способностями.
Учитель является одновременно педагогом, психологом и воспитателем. Именно начальных классов во многом зависит формирование личности ученика, его отношение к школе и уровень успеваемости.
Учитель начальных классов должен обладать такими качествами как любовь к детям, высокая коммуникабельность, эрудиция, умение увлечь учеников своим предметом.
Образование, которое дает право работать учителем начальных классов
Получить среднее педагогическое образование по специальности «Преподаватель начальных классов» можно после курса обучения в колледже или . На базе 11 классов срок обучения составляет 3 года, на базе 9 классов – 4 года. Однако практика показывает, что среднее педагогическое образование не гарантирует устройства на работу, поэтому выпускники техникумов и колледжей обычно поступают в ВУЗы. Первый уровень высшего педагогического образования называется бакалавриат, где обучение продолжается 4 года. Обучение на втором уровне – магистратуре – длится два года.
Третий уровень подготовки – аспирантура, где происходит подготовка научно-педагогических кадров для преподавания в высших учебных заведениях.Получение высшего образования дает выпускнику возможность не только стать учителем начальных классов, но и сделать в будущем хорошую административную карьеру. Педагог может «дорасти» до завуча или директора школы, перейти на руководящую должность в городской или районный отдел народного образования.
Как работает учитель начальных классов
Учитель осуществляет воспитание и образование своих учеников в рамках образовательной программы, организовывает детский отдых и досуг, вместе с детьми участвует в подготовке школьных развлекательных мероприятий. Кроме этого учитель проводит уроки вместо отсутствующих коллег, занимается репетиторством, участвует в общественной работе, ведет необходимую документацию.
Будущих педагогов не в последнюю очередь интересует вопрос,
Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:
- Дидактические способности – это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности.
- Академические способности – это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объёме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведёт исследовательскую работу.
- Перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния.
- Речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит.
- Организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность.
- Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета.
- Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности.
- Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников.
- Аттенционные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.
Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным;
Умения учителя физической культуры
Умение – это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.
Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).
Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность.
К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.
Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счёт организаторских способностей и умений хорошо провести урок.
Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников. У разных учителей это получается не одинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовать своё рабочее время, правильно выбирают своё местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.
Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения.
Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлечённость ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает, прежде всего, культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.
Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.
Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т. д.
Знания учителя физической культуры
Знания являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться. входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.
Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.
Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные .
Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности, наряду с теорией и методикой физического воспитания, являются психология и физиология. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в глазах учащихся.
Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на теоретические, практические и методические.
Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т. д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?».
Практические знания учителя физической культуры касаются, прежде всего, знаний о том, как нужно сделать то или иное упражнение. У студентов факультета физической культуры это основные знания, которые приобретаются ими на практических занятиях и во время занятий по спортивной специализации.
Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знание того, как научить другого.
Часто у студентов факультета физической культуры наблюдается отождествление практических и методических знаний: они полагают, что раз они знают, как нужно делать упражнение, и умеют его делать, то они сумеют и объяснить учащимся, как это упражнение нужно делать. В действительности же обучение других – это специальный раздел педагогики физического воспитания, методика физического воспитания, которой нужно овладевать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной спортивной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.
Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке – одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это «деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей».
Организаторская деятельность проявляется различным образом:
во-первых, в речи учителя (при объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т. д.);
во-вторых, в поведении учителя:
- в выборе места для ведения урока;
- в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;
- в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;
- в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;
- в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;
- в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;
- в регулировании физической нагрузки для каждого ученика;
в-третьих, в управлении деятельностью учащихся:
- в построении и перестроении на месте и в движении;
- в выборе способов выполнения упражнений;
- в активизации познавательной деятельности учащихся;
- в организации усвоения и запоминания учебного материала;
- в проверке и оценке знаний, умений учащихся.
Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности. Например, Л. И. Уманский, изучавший способности у 342 организаторов, выделил 18 типичных организаторских качеств личности.
Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.
Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:
- в формах обращения учителя к учащимся;
- в тоне обращения;
- в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);
- в мотивах общения.
На уроке учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность как организаторская – деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.
Педагогическая направленность – это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.
Педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе двух мотивационных образований: так называемой «любви к детям» и интереса к физической культуре (к сожалению, о наличии третьего – престижа профессии учителя – сейчас говорить не приходится).
Большое значение ей придавал В. А. Сухомлинский, подчёркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Конечно, выражение «любовь к детям» не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего, имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребёнку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет учителю огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Любовь к детям – это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.
Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры. Спортивная направленность юношей и девушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физкультурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей.
Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью. А. С. Макаренко говорил, что воспитывать легко, если этому отдаёшь всю жизнь.
Поэтому у учителей – мастеров своего дела отмечается большая удовлетворённость своей профессией.
Ответственный за информацию: Колотильщикова С.В., методист ГМЦ ДОгМ.
Должностная инструкция учителя физкультуры
Общие положения
- Учитель физкультуры школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
- В своей деятельности учитель физкультуры руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
- Учитель физкультуры должен знать:
- Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
- основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
- основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Должностные обязанности учителя физкультуры
- Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
- Учитель физкультуры обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
- Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
- безопасное проведение образовательного процесса;
- принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
- проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
- организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
- осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
4. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.
5. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
6. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях
контроля за работой.
7. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
8. Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.
9. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании»,
Конвенции о правах ребёнка.
10. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).
11. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности
методических объединений и других формах методической работы.
12. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических
советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а
также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.
13. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как
классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на
дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.
14. Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.
15. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
16. Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей
собрания.
17. Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по
оказанию помощи пострадавшим.
18. Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.
19. Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до
столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.
20. Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на
следующий день.
21. Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения
контрольных и лабораторных работ на месяц.
22. Учителю физкультуры запрещается:
§ изменять по своему усмотрению расписание занятий;
§ отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между
§ удалять учащегося с урока;
§ курить в помещении школы.
23. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:
§ проводит паспортизацию своего кабинета, спортивного зала;
§ постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения
учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
§ организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
§ в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в
установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
§ разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
§ принимает участие в смотре учебных кабинетов.
Права учителя физкультуры
- Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
- На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
- На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
- На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
- На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
- На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
- На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
- На защиту профессиональной чести и достоинства.
Ответственность учителя физкультуры
- За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
- За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
- За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
- В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
- За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.
С инструкцией ознакомлен: __________________(________________)
Физкультура - это сила!
Вам спасибо за предмет:
Ведь на поприще спортивном
Педагога лучше нет.
Пусть проходит жизнь в движении,
Новый день вам счастье даст -
Поздравляем с уважением
С Днём учителя мы вас!
Все мы любим физкультуру,
Дарит радость нам она.
И учителя крутого
Подарила нам судьба.
В день учителя желаем
Вам медали жизни брать.
Опыт свой, задор и силу
Также детям отдавать.
Чтоб в здоровом теле дух
Чувствовал себя комфортно,
Чтоб огонь в груди не тух,
Учите дружить со спортом,
Развивать мускулатуру,
Сил иметь большой запас.
Вас, учитель физкультуры,
Поздравляем мы сейчас.
И желаем Вам здоровья,
Не грустить, не унывать
И учеников с любовью
Физкультуре обучать.
Вы - учитель физкультуры,
Потому всегда бодры!
Сделать впрямь стройней фигуры
Помогаете нам Вы!
С Днем учителя! Успехов,
Счастья, радости, добра,
Ясных солнечных просветов
В небе с самого утра!
Кто не знает - физкультура
Закаляет детский дух!
Для отличного здоровья
Расширяете вы круг!
В День учителя желаем,
Чтоб смогли осуществлять
Все прекрасные мечтанья.
Как учитель - процветать!
Достигать высоких целей,
И в карьере вам - расти!
Чтоб смогли вы в физкультуре
Смысл, изюминку найти!
Чтоб не портилась фигура,
И здоровье укреплялось,
Вы, учитель физкультуры,
С нами стойко занимались.
Благодарность вам большая
За упорство и терпенье.
Мы вам искренне желаем
Всех желаний исполненья!
Сегодня с Днем учителя
Мы вам шлем поздравления,
Учитель физкультуры,
Вы всегда в движении.
Вы учите нас бегать
И двигаться вперед,
Ведь только движение
К победе приведет.
Заботитесь серьезно
О нашем вы здоровье
На уроки ваши
Мы спешим с любовью.
Желаем вам энергии,
Бодрости, терпения,
Пусть будут вам подарком
Наши достижения.
Без учебников, тетрадей,
Только форма и настрой,
Мы идем на физкультуру,
Дружно встанем в длинный строй,
Но сегодня день особый,
Праздник всех учителей,
Физрука мы поздравляем,
Будет он пускай добрей!
Поздравляем замечательного учителя физкультуры, который вкладывает в наше молодое тело здоровый дух. Желаем бодрости, терпения и здоровья. Пускай Ваш вклад в наше физическое воспитание будет по достоинству вознагражден медалями, званиями и успехами Ваших учеников. Желаем собственных успехов, жизненных побед и взятия новых целей. С днем учителя!
В день учителя в шеренгу
Ровную мы встанем,
Вас, учитель физкультуры,
С праздником поздравим.
Мы желаем, чтоб из нас
Вы сделали спортсменов,
Будем бегать на уроках
И на переменах.
Будем радовать своими
Вас мы достижениями,
Обеспечим на всю жизнь
Хорошим настроением.
Мастерство учителя физкультуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.
Все профессионально важные качества учителя физкультуры можно разделить на следующие группы :
- - мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт),
- - волевые, интеллектуальные, - включая перцептивные, аттенционные (качества внимания),
- - мнемические (качества памяти), - двигательные (психомоторные).
Мировоззрение учителя физкультуры мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.
Отражением общественного мировоззрения учителя физкультуры являются такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика как активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом. Воспитывая патриотизм, учитель физкультуры должен сам быть патриотом. Патриотизм учителя должен проявляться в гордости как за достижения отечественных спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы, искусства, массовой физической культуры. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать в дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.
Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах Нравственность, или мораль, - это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.
Учитель физкультуры должен обладать целым комплексом нравственных качеств - гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т. д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего па личном примере . К.Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» . Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь. Учитель физкультуры обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек, специальностью которого является правильное поведение.
Постоянный контроль за своим поведением, необходим учителю физкультуры в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причем в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными. Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителя физкультуры, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это введение, невольно копируя не только хорошие привычки тренера пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен отделить в учителе плохое от хорошего, учитель может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова расходятся с поступками. Например, если учитель физкультуры курит, то ему невозможно будет убедить ученика, что курить вредно для собственного здоровья и здоровье окружающих, что курение снижает спортивные результаты.
Усердие в работе передается и ученикам. Они на примере учителя физкультуры начинают понимать, что работа - это одна из главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, но и окружающим. Только личным примером учитель физкультуры может заразить учащихся своей профессией.
В связи с этим важным нравственным качеством учителя физкультуры является педагогический оптимизм (по А.С. Макаренко). Он включает доброту, чуткость учителя физкультуры, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера учителя физкультуры заставляет и учеников поверить в свое исправление.
Эмоционально положительное отношение к детям, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение с учителем физкультуры, делает их откровенными, инициативными, создает в группе товарищескую атмосферу.
У эмоционально неуравновешенного учителя физкультуры - то подозрительного и отрицательно настроенного к ученикам, то сентиментального и необоснованно поощряющего учеников - группа бывает нервозной, неровной в отношениях друг к другу. Доказано, что почти все ученики улавливают настроение учителя физкультуры, и на большинство из них это настроение влияет положительно, если настроение учителя физкультуры хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когда учитель в настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легче усваивается, урок не кажется скучным, ученики меньше устают. Когда же учитель физкультуры в плохом настроении, то и у учащихся все валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к тренировке. Недаром А.С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе всегда царило бодрое, жизнерадостное настроение.
Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворенность работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении учителя физкультуры к делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать учителя физкультуры с новой силой искать выход из тупика.
Одним из важных качеств учителя физкультуры является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними учителя физкультуры. Если ученик почувствует, что учитель ведет с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам учителя исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между учителем и учеником возникает барьер недоверия.
Одним из ведущих нравственных качеств учителя физкультуры является гуманизм, характеризующий отношение учителя к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не имеет ничего общего со слащавым, преклонением перед детьми, с всепрощением и нетребовательностью, которые, например, в глазах некоторых родителей символизируют любовь к детям. Гуманное отношение учителя физкультуры выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у учителя физкультуры, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм учителя физкультуры способствует воспитанию гуманизма и у учащихся.
Учитель физкультуры должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В.А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.
Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают учителю физкультуры устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя. К этим качествам относится и педагогический такт.
Большое значение для учителя физкультуры имеет такое качество, как находчивость. На тренировке часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задает вопрос, на который учитель физкультуры не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какого-нибудь упражнения. Если учитель физкультуры растеряется, покраснеет от неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление им некомпетентности. Находчивый учитель не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он не будет лгать ученикам, придумывая ответ, не соответствующий реальности. В зависимости от ситуации и вопроса он поступит по-разному. Если вопрос не относится к предмету, то в ряде случаев можно сказать: «Я не знаю». В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса: «Ты мешаешь, вести урок, об этом поговорим после», или: «Как раз на следующем уроке я собирался продемонстрировать вам этот способ выполнения упражнения». Конечно, на следующем уроке ученик должен получить ответ на свой вопрос. Чем больше педагогический опыт учителя физкультуры, тем меньше возникает неожиданных для него ситуаций, требующих находчивости, сообразительности, быстрой ориентировки. Однако совсем избежать неожиданных ситуаций не удается даже опытным учителям физкультуры, поэтому роль этих качеств не снижается.
Непременным качеством учителя физкультуры должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают учителей физкультуры, которые умеют добиваться своего без грубого принуждения и угроз. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость учителя физкультуры, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой учитель предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие тренера.
Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения учителя физкультуры, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества учителя физкультуры, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности учителя физкультуры играет оперативность мышления, характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся. Особую роль играет такое качество, как распределенность внимания. Учитель физкультуры одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением всю группу. При этом он должен чутко реагировать на состояние и настроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление), уловить - понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении ими упражнений. Неопытные учителя физкультуры, увлекаясь изложением материала, его показом, упускают из-под контроля учащихся, если же пытаются внимательно наблюдать за учащимися, то теряют нить изложения, делают ошибки и остановки при показе упражнения. Во многих случаях, чтобы не прерывать ход показа, объяснения, выполнения упражнения, учитель физкультуры должен отсрочить свое воздействие на учащегося (например, он может сделать замечание нарушителю дисциплины после окончания выполнения упражнения, указать на допущенные конкретными учащимися ошибки). Это требует от учителя физкультуры хорошей кратковременной памяти, чтобы не позабыть, что он должен сказать тому или иному ученику, когда закончится выполнение упражнения или фрагмента урока. Таким образом, успешная педагогическая деятельность учителя физкультуры связана и с мнемическими качествами - быстротой и прочностью запоминания.
Психомоторные качества особенно необходимы учителя физкультуры. Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д.
Деление профессионально важных качеств учителя физкультуры на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание.