Открытие предприятием счетов в банке. Порядок открытия счета в банке: подробное описание
Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 - 1789 гг. Первая - дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Французская революция, начавшаяся в 1789 г., воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами. Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.
Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума» прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого «царства разума» должно быть" "естественное равенство", а отсюда - политическая свобода и гражданское равенство.
При всем многообразии мнений большинство мыслителей сходились в оценке. Просвещения как передового новаторского явления. Например, Иммануил Кант (1724 - 1804) понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Энгельс (1820 - 1895) усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.
Просветителям были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже божественного проведения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс.
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, становясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения.
Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.
Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.
В Англии в XVII - XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступила церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.
В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632 - 1704). Основное его сочинение "Опыт о человеческом разумении" содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к трудовой теории стоимости Адама Смита. Локк, как и представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов; правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных. Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству"
Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени. Его секретарем был Дэвид Юм (1711 - 1776), а одним из членов - философ и экономист Адам Смит (1723 - 1790). Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. В своей теории Смит отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме.
Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694 - 1778), Жан-Жаком Руссо (1712 - 1778), Дени Дидро (1713 - 1784), Шарлем Монтескье (1689 - 1755), Полем Анри Гольбахом (1723 - 1789) и др. Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств. С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движении Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо писал:
"Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле".
Наиболее видным представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724 - 1804). Знаменитые вопросы Канта: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" - были подготовлены предшествующей философией. Славу модного писателя принесла Канту работа "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного" (1764). Прекрасное и возвышенное служит для нет стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом человеке. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства.
"Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные, кик несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм".
Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие.
Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в поэме И.П. Пнина (1773 - 1805) "Человек". Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.
Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына (1783 - 1840) "Право естественное". Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Вместе с этим русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу.
Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Целью свободного общества, по мнению просветителей, является благополучие граждан. "Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками", - писал А.Ф. Бестужев (1761 - 1810). Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании". Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и нравственных проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.
Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов. Его стараниями был открыт университет в Москве. Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе - в произведениях Д.И. Фонвизина (1744/45 - 1792), Г.Р. Державина (1743 - 1816), В.К. Тредиаковского (1703 - 1768). Представителями этого направления в русской живописи были Ф.С. Рокотов (1735 - 1808), Д.Г. Левицкий (ок. 1735 - 1822).
Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Радищев (1749 - 1802) в своих произведениях (одах, "Путешествие из Петербурга в Москву", 1790) отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.
Крупнейший представитель русского просветительства Н.И. Новиков (1744 - 1818). Издатель сатирических журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек", организатор типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Книги, издаваемые при его участии, охватывали все отрасли знаний. Выступал против крепостничества. В 1792 - 1796 гг. по приказу Екатерины II (1729 - 1796) Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость.
Разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их творческой деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого заплатили.
XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения. Эстетическое новаторство в XVIII в. проявило себя не столько в желании сломать или даже реконструировать традиционные формы, сколько в кидании каких-то иных форм, существующих в обход традиции и как бы независимо от нее.
Основной литературный жанр эпохи Просвещения - роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно coзнавали, насколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону из первой части романа Даниэля Дефо (ок. 1660 - 1731), человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье. Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует Джонотан Свифт (1667 - 1754) в книге "Путешествия Гулливера", когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей. Как невозвратно далеко ушел человек от этой патриархально-справедливой жизни, и мечтающий о разумном идеале, не напоминает ли он в действительности злобных йэху, высшее счастье которых алчно перебирать драгоценные камешки?
Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко представили и то, как живет человек, обманывая и обманываясь.
Нравственный идеал неизменно соседствует с сатирой. В романах, например Г. Филдинга (1707 - 1754) "История Тома Джонса, найденыша", нередко прибегали к параллельному построению сюжета, напоминающему сказочный: о добром и злом братьях, каждому из которых в конце концов воздается по заслугам. Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естественного человека представлено в трактатах Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и его романах "Юлия, или Новая Элоиза" и "Эмиль, или О воспитании".
Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения.
Это было время новых философских убеждений, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими. Широкий диапазон просветительской мысли представлен А. Попом (1688 - 1744) в дидактической поэме "Опыт о человеке", ставшей для Европы учебником новой философии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом русского Просвещения.
В конце XVII - XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) и Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759). Бах, великий немецкий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он до сих пор непревзойденный мастер полифонии. Гендель, как и Бах, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения - "Саул", "Израиль в Египте", "Мессия". Гендель написал более 40 опер, ему принадлежат органные концерты, сонаты, сюиты.
Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера - Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.
"Отцом симфонии" называют Йозефа Гайдна (1732 - 1809). Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них - темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершиной его творчества стали "12 Лондонских симфоний", написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. XVIII в. Гайдн написал множество замечательный квартетов (83) и клавирных сонат (52). Ему принадлежит свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории - "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801 г.), в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать букв. Необыкновенные способности Вольфганга развивались под руководством его отца - скрипача и композитора Леопольда Моцарта. С
1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх "Похищение из сераля" (1782), "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан" (1788), "Волшебная флейта" (1791) Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике. Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали три симфонии, написанные и 1788 г. (всего Моцартом было написано около 50). В симфонии "Ми бемоль мажор" (№ 39) показана жизнь человека, полная радости, игры, веселого танцевального движения. В симфонии "Соль минор" (№ 40) раскрывается глубокая лирическая поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремлений. Симфония
"До мажор" (№ 41), названная современниками "Юпитер", обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждая разумность и гармоничность его устройства.
"Музыка должна высекать огонь из людских сердец", - говорил Людвиг Ван Бетховен (1770 - 1827), чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера "Фиделио" и музыка к драме И.В Гете "Эгмонт". Завоевание свободы в результате упорной борьбы - вот главная идея его творчества. Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, здесь он еще юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор - все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драматические образы Четырнадцатой ("Лунной") и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей симфонии (1804) ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Композитора привлекают камерные жанры. Свидетельство тому вокальный цикл "К далекой возлюбленной". Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека. Апофеозом его творчества являются - Девятая симфония (1823) и Торжественная месса (1823).
Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) - характерные черты искусства XVIII в. Эти свойства художественного восприятия жизни оказали заметное влияние на развитие мировой художественной культуры.
Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к искусству программно гражданственной направленности. В искусстве и особенно в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма. Молодой Гойя (1746 - 1828) в Испании всем своим творчеством подготавливал романтизм нового столетия. Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины, развитие которой тесно связано с успехами философии.
Итальянское искусство XVIII в. достигло своего расцвета только в Венеции, которая была центром музыкальной (оперные театры, музыкальные академии и консерватории) и театральной (драматургия Гольдони и Гоцци) жизни Европы, книгопечатания, знаменито на весь мир стеклоделия (венецианское стекло). Она славилась также своими празднествами, регатами, а главное, маскарадами, длившимися почти круглый год, кроме поста. Эта театрализация жизни, проникновение театра в реальную жизнь и как бы смешение театра и подлинной жизни наложили отпечаток и на все изобразительное искусство Венеции XVIII в.
Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696 - 1770), крупнейший итальянский живописец XVIII в., последний представитель барокко в европейском искусстве. Тьеполо принадлежали гигантские по масштабу росписи как церковные, так и светские.
Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты - городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697 - 1768)1 прославленного торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры ("Прием французского посольства в Венеции"), и более поэтического, более романтического мастера, передающего тончайшими оттенками цвета сам воздух Венеции и ее лагун, Щ Франческо Гварди (1712 - 1793) ("Венецианский дворик").
Английское искусство XVIII в. - расцвет национальной школы живописи в Англии - начинается с Уильяма Хогарта(1697 - 1764) живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин "Карьере проститутки", "Карьера Мота". Хогарт был единственным художников Английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирическими журналами, с литературой Просвещения. Свои эстетические взгляды он изложил в трактате "Анализ красоты" (1753 г.). Хогарт много делал для введения в практику художественных выставок.
Замечательным художником - портретистом этого времени был Томас Гейнсборо (1727 - 1788). Портретным образам Гейнсборо, нередко помещенным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны душевная утонченность, одухотворенность и поэзия. Знаменательно, что
этот жанр занимает главное место в стенах Королевской Академии искусства, открытой в 1768 г.
В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением во французском искусстве XVIII в. стало рококо. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к слову "раковина" (фр. рокайль). Сюжеты - только любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые "триумфы" и "туалеты". Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Куше (1703 - 1770). "Первый художник короля", как он официально именовался, директор Академии, Куше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Типичные сюжеты его полотен - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Венера с Амуром", "Купанье Дианы" и т.п.
Просветительские идеи не только влияли в целом на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дени Дидро (1713 - 1784) были первой формой критической литературы по искусству. В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена (1699 - 1779), художника, создавшего в сущности, новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи: "Молитва перед обедом" (около 1740 г.), "Прачка" (около 1735 г.), а от нее - к портрету.
Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание классических черт - во второй. Черты легкости, свободы, динамики видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714 - 1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственности и изящества "Меркурии, подвязывающем сандалию" (1744). Жан Антуан Гудон (1741 - 1828) - истинный историограф французского общества, передал в своей скульптурной портретной галерее духовную атмосферу эпохи. "Вольтер" Гудона - свидетельство высшего уровня французского искусства.
Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII - XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество - смуту, нарушившие естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось его историческое предназначение.
По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подводит И.В. Гете в трагедии "Фауст", оценивая новый исторический вид человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим вызванными к жизни могучими силами.
Это был век великих открытий и великих заблуждений, век о котором русский просветитель А.Н. Радищев проницательно и афористично сказал в стихотворении "Осьмнадцатое столетие" (1801 - 1802 гг.): "Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро, Будешь проклято вовек, ввек удивление всем".
Оценка, данная русским писателем с особым на то правом, может быть распространена на всю эпоху потому, что именно в это время Россия вступает в круг современной европейской образованности, учась у нее и обретая свою самостоятельность внутри этого культурного единства. Само понятие "европейская культура" теперь имеет новое значение, рамки его расширяются настолько, чтобы в полной мер включить в себя молодую и стремительную в своем развитии культуру России.
Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты Жаворонкова Александра Сергеевна
19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА
XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России.
Родоначальники просветительских идей - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.
Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.
Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.
Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.
Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).
Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:
Материалистическая мировоззренческая ориентация;
Идеалистическая мировоззренческая ориентация;
Атеистические взгляды;
Деистические взгляды.
В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.
Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:
- деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;
- теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), который вошел в историю философии как:
Блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;
Защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.
На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.
Шарль Луи Монтескье (1689–1755):
Один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;
Развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.
Во Франции работала группа философов - передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.
Из книги Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего автора Степлдон Олаф3. Культ юности Жители Патагонии прошли через все духовные фазы, которые были известны и древним расам, но своим особым способом. У них была своя примитивная племенная религия, унаследованная из далекого прошлого и основанная на страхе перед силами природы. У них было и
Из книги Мир дураков автора Бурьяк Александр Владимирович1. Культ эфемерности Пятые Люди не были одарены тем потенциальным бессмертием, которым обладали сами их создатели. И из того факта, что они были смертны и, тем не менее, долговечны, их культура в основном и черпала свой блеск и остроту. Существа, для которых естественный
Из книги Мир Софии автора Гордер Юстейн20. Культ разума Особое почтение уму в нынешней массовой культуре – неоправданное, извращенное: интеллект не более заслуживает почтения, чем желудок, почки или бицепсы. Он – вовсе не главное качество личности, а лишь необязательный придаток к куску живого мяса.
Из книги Судьба цивилизации. Путь Разума автора Моисеев Никита НиколаевичЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ …от способа вдевать нитку в иголку до способа заряжать пушку… Хильда начала читать главу про Возрождение, когда внизу хлопнула входная дверь, - это пришла с работы мама. Девочка посмотрела на часы. Было уже четыре часа.Взлетев по лестнице, мама
Из книги Рабочий. Господство и гештальт автора Юнгер ЭрнстГлава шестая. ЭПОХА НООСФЕРЫ 1. Эпоха ноосферы и проблема коэволюции В 20-х годах Леруа впервые употребил термин “ноосфера” - сфера Разума, который затем широко использовал Тейяр де Шарден. Именно благодаря ему этот термин получил широкое распространение. Тейяр де Шарден
Из книги Индийская философия (Том 1) автора Радхакришнан СарвепаллиЭПОХА ТРЕТЬЕГО СОСЛОВИЯ КАК ЭПОХА МНИМОГО ГОСПОДСТВА 1 Господство третьего сословия так и не смогло затронуть в Германии то внутреннее ядро, которое определяет богатство, власть и полноту жизни. Оглядываясь на более чем столетний период немецкой истории, мы вправе с
Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм ФридрихVI. КУЛЬТ ДУРГИ Культ Дурги упоминается в Махабхарате в начале Бхишмапарвы. Кришна советует Арджуне выразить уважение Дурге перед началом битвы и помолиться за успех . На первой стадии Дурга является лишь богиней-девственницей, почитаемой дикими племенами района
Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий3. Культ Движение обеих сторон, в котором форма божества, движущаяся в чистой ощущающей стихии самосознания, и форма божества, покоящаяся в стихии вещности, взаимно отказываются от своих разных определений, а единство, которое есть понятие их сущности, достигает
Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр АлександровичЭпоха Нового времени – эпоха культа разума Эпоха Нового времени – это период в истории мировой цивилизации, когда все общество словно встряхнулось от длительной спячки в кошмарной среде и увидело мир новыми глазами (равно как и самих себя). Начался новый период
Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз РоджерКУЛЬТ ЛИЧНОСТИ При критике сталинизма обычно наряду с репрессиями, коллективизацией сельского хозяйства, гонениями на церковь, преследованиями некоторых отраслей науки и деятелей культуры в числе его грехов называют культ личности Сталина. При этом причины культа
Из книги Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму автора Субетто Александр ИвановичЧасть II Новая физика, необходимая для понимания разума В поисках невычислительной физики
Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг18.2. Переломная эпоха начала XXI века как Эпоха Великого Эволюционного Перелома Первое. Это есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома , потому что на рубеже 1980-х – 1990-х годов человечество со своим рыночно-капиталистическим мирохозяйствованием на Земле вступило в
Из книги Критика чистого разума автора Кант Иммануил18.3. Переломная эпоха начала XXI века как Эпоха Глобального Краха Капитализма Второе. Это есть Эпоха Глобального Краха Капитализма в его империалистической форме. С одной стороны, глобальный империализм мировой финансовой капиталократии породил не только первую фазу
Из книги автора18.4. Переломная эпоха начала XXI века как эпоха ренессанса Великой Русской Социалистической Революции и торжества Дела Ленина и ленинизма Третье. Это есть Эпоха ренессанса Великой Русской Социалистической Революции и краха либерально-капиталистической контрреволюции в
Из книги автора Из книги автораАнтиномии чистого разума раздел третий Об интересе разума в этом его противоречии Мы видели здесь всю диалектическую игру космологических идей, которые не допускают, чтобы им был дан соответствующий предмет в каком-нибудь возможном опыте; более того, они даже не
Главная цель открытия расчетного счета в банке – обеспечение надежного хранения и оперативного доступа к денежным средствам. В большинстве случаев этот банковский продукт используется индивидуальными предпринимателями и руководителями коммерческих организаций.
Открытие расчетного счета в банке – неотъемлемый этап создания любого общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Зачем нужен расчетный счет? Законодательное регулирование вопроса
Действующее российское законодательство не накладывает на общества с ограниченной ответственностью () обязанности открытия расчетного счета в банке. Однако обойтись без него зачастую просто невозможно.
Он требуется :
- Для осуществления расчетов с клиентами и поставщиками безналичным методом. Вы можете отказаться от этого, но тогда максимальная сумма каждой операции не должна будет превышать 100 000 рублей. Да и современному человеку гораздо удобней расплачиваться пластиковой картой, нежели наличными деньгами.
- Для отчислений в налоговую службу и другие государственные органы. Все обязательные платежи могут совершаться только безналичным способом, наличный метод не практикуется.
- Для инкассации полученных от клиентов средств. Помимо всего прочего, необходимость открытия расчетного счета в банке обусловлена законодательным требованием инкассации выручки, т.е. передачи денежных средств на хранение в банк.
У юридических лиц, в том числе и обществ с ограниченной ответственностью, есть возможность оформления расчетного счета как в рублях, так и в валюте иностранного государства. При этом количество счетов законом не ограничивается: принятие этого решения находится в компетенции руководителя. Вы можете открыть несколько расчетных счетов в разных банках или в одном – на свое усмотрение.
По каким критериям выбирать банк?
При выборе банка для открытия расчетного счета ООО следует обратить внимание на следующие важные моменты :
Это главное, что следует учитывать при выборе банка для открытия расчетного счета общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего
это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:
Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.
Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь
, как это стало просто!
Необходимые документы
В каждой финансовой организации существует свой пакет документов, требуемый для открытия расчетного счета.
Их точный перечень можно узнать у сотрудников конкретного банка или на его официальном сайте.
Но в любом случае потребуется подготовить :
- о создании юридического лица (оригинал и копию). Документ должен быть заверен у нотариуса или в соответствующем регистрирующем органе.
- Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью ( и др.).
- Свидетельство о постановке на учет в ФНС (оригинал и копию).
- Паспорта лиц, которые буду нести ответственность за будущий расчетный счет, и документы, подтверждающие эти полномочия.
- Паспорт и документальное подтверждение полномочий руководителя организации.
В отделении самого банка потребуется также заполнить заявление на открытие расчетного счета, специальную карточку и несколько договоров. Эти документы предоставляются сотрудниками кредитного учреждения.
Порядок проведения процедуры
Первое, о чем необходимо позаботиться – документы. Они должны быть заверены строго согласно принятой в финансовой организации политике: в одних случаях требуется подпись нотариуса, в других достаточно предоставления оригиналов.
После этого в отделении банка потребуется заполнить следующий пакет документов :
- Заявление на открытие расчетного счета.
- Договор.
- Анкету.
- Письмо.
- Специальную карточку, содержащую информацию об ответственных за будущий расчетный счет лицах, их подписи, а также образец печати общества с ограниченной ответственностью.
Последний из вышеперечисленных документов можно оформить в нотариальном кабинете. Нередко в компаниях, особенно небольших, функции главного бухгалтера берет на себя руководитель. В этом случае в карточке необходимо указать факт отсутствия лица, наделенного правом второй подписи.
Стоимость
В каждом банке установлены свои тарифы на открытие счетов. Стоимость оформления расчетного счета варьируется в диапазоне от 500 до 1500 рублей. Некоторые кредитные учреждения предоставляют возможность бесплатного открытия
расчетного счета. Однако в этом случае следует помнить о тарифах на дальнейшее обслуживание, так как нередко подобные предложения являются всего лишь своего рода «приманкой», и последующие платежи сводят на нет всю экономию.
Отправка уведомления в налоговую инспекцию
В мае 2014 года было принято решение, согласно которому владельцам бизнеса больше нет необходимости уведомлять сотрудников ФНС и служащих других государственных органов об открытии расчетного счета в банке. Отныне они делают это самостоятельно.
Сроки оформления
Время оформления расчетного счета в большинстве современных банков не превышает трех суток. Обычно открытие осуществляется на следующий день после обращения и предоставления всех необходимых документов.
Возможные причины отказа банком
В некоторых случаях банк может отказать в открытии расчетного счета.
Самыми распространенными причинами подобного решения являются:
- Отсутствие юридического лица по указанному адресу. Для проверки этого обстоятельства сотрудники банка либо выезжают непосредственно на место, либо созваниваются с руководителем или другим ответственным лицом по телефону.
- Предоставление заведомо ложной информации о местонахождении.
- Выявление банком факта участия потенциального клиента в террористической или другой преступной деятельности.
- Предъявление поддельных документов.
Отказать в открытии счета финансовые организации могут и по многим другим причинам. Причем нередко о мотивах своего решения они не сообщают.
Сколько расчетных счетов может иметь организация, должен знать любой предприниматель, производящий в ходе осуществления своей деятельности взаиморасчеты с контрагентами и контролирующими органами. В нашей статье вы найдете информацию о максимально и минимально возможном количестве расчетных счетов, которые может использовать юридическое лицо, а также о преимуществах и недостатках одновременного использования нескольких счетов.
Расчетный счет — понятие и структура
Согласно п. 2.3 инструкции Банка России «Об открытии и закрытии…» от 30.05.2014 № 153-И, расчетный счет представляет собой вид банковского счета, открываемый для использования юридическими лицами, не имеющими статус кредитных организаций, и индивидуальными предпринимателями. Номер расчетного счета организации состоит из 20 знаков, которые позволяют идентифицировать вид счета и валюту, для работы с которой он используется. При этом номера счетов, открытых в разных банках, могут совпадать между собой, поэтому при осуществлении перевода необходимо указывать БИК, номер корреспондентского счета, а также некоторые другие реквизиты банка.
Обязательно ли для ООО открытие счета?
Согласно п. 4 ст. 2 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14, ООО имеет право на открытие банковских счетов в установленном законом порядке. Особое внимание стоит обратить на то, что создание и использование счета является правом юридического лица, т. е. законодатель не вменяет ему обязанность по созданию и использованию расчетного счета в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Это значит, что компания может осуществлять расчеты с партнерами, контрагентами и контролирующими органами и посредством передачи им наличных денег.
Определяющим условием для работы с наличностью является размер платежей: согласно с п. 6 указания Банка России «Об осуществлении…» от 07.10.2013 № 3073-У, он не должен превышать 100 000 руб. В том случае, если размер превышает указанное значение, расчеты могут осуществляться только с использованием банковского счета.
Сколько счетов может иметь юридическое лицо?
В некоторых случаях у организации может возникнуть необходимость в использовании нескольких расчетных счетов одновременно. Например, такое может быть при работе по разным, не пересекающимся между собой, направлениям, наличии у предприятия обособленных подразделений или филиалов или осуществлении расчетов в разных валютах.
Не знаете свои права?
В середине 90-х годов прошлого века в России действовал Указ Президента «Об осуществлении…» от 23.05.1994 № 1006, устанавливающий ограничение на максимально возможное количество расчетных счетов, используемых одной организацией, из-за чего одновременно предприниматель мог открыть только один счет. В марте 1995 года действие Указа № 1006 было прекращено, и с тех пор законодатель не вводил столь серьезных ограничений, существенно усложняющих предпринимательскую деятельность.
Действующее законодательство не запрещает предпринимателю открывать несколько счетов одновременно. Более того, он может открывать неограниченное их количество в разных российских банках, не передавая информацию о них в контролирующие органы. Федеральный закон «О внесении изменений…» от 02.04.2014 № 52 отменил действие подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики были обязаны уведомлять налоговую службу о факте открытия или закрытия банковских счетов в течение 7 дней. В настоящее время обязанность по передаче таких уведомлений в контролирующий орган лежит на банковской организации, в которой был открыт счет.
Преимущества и недостатки одновременного использования нескольких расчетных счетов
Принимая решение о необходимости создания более чем одного расчетного банковского счета, стоит оценить все преимущества и недостатки такого подхода к осуществлению оборота денежных средств.
К положительным сторонам использования нескольких банковских счетов относятся:
- Оперативность управления средствами. На практике нередки ситуации, когда срочный платеж не может быть отправлен из-за технических неполадок в банке. Наличие в таком случае запасного счета в другой организации позволит перечислить средства вовремя.
- Минимизация риска потери всех денежных средств в результате утраты банком платежеспособности.
- Уменьшение вероятности утечки информации. Рейдерам и недобросовестным бизнесменам, ведущим деятельность в той же отрасли, становится сложнее получать сведения об оборотах предприятия.
Недостатками одновременной работы с несколькими счетами являются:
- Увеличение стоимости обслуживания. За открытие и ведение нескольких счетов придется платить каждому банку отдельно, при этом вероятность предоставления льготных условий и иных дополнительных привилегий (например, закрепление за клиентом персонального менеджера) как представителю бизнеса, проводящему через банк внушительные суммы, снижается.
- Возникновение сложностей при управлении финансами и последующем анализе статей их расходования.
Итак, действующее законодательство не устанавливает для юридических лиц никаких ограничений, связанных с количеством расчетных банковских счетов, которые могут быть одновременно использованы ими в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Каждый бизнесмен может открыть любое удобное для него количество счетов как в одном, так и в нескольких банках. При этом стоит помнить о том, что для осуществления финансовых операций, размер которых превышает 100 000 руб., хотя бы один расчетный счет иметь необходимо. Если же оборот предприятия является небольшим и суммы, перечисляемые партнерам, не достигают указанного значения, счет можно и не открывать.