Основные отличия 44 фз.
Приведем основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ в таблице по критериям: способы закупок, обеспечение контракта, отчетность, расторжение или изменение контракта и т.д.
По 44 и 223-ФЗ работают разные заказчики. Однако если по своей сути законы похожи: оба формулируют правила закупок и ответственность заказчика, однако по требованиям к процедурам закупок у них совершенно разный характер. Различно в них количество норм: 44-ФЗ в несколько раз длиннее.
Кто закупает по 44-ФЗ и кто по 223-ФЗ
44-ФЗ предназначен для компаний, которые полностью принадлежат государству. 223-ФЗ распространяется на компании с участием государства 50% и более, а также их "дочек" и "внучек". По этому закону также проводят закупки субъекты естественных монополий. Из этого следует, что 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют различный характер. В первом случае, если мы говорим о 44-ФЗ, государство полностью финансирует закупку товаров, работ, услуг и поэтому будет максимально контролировать все этапы контракта. Во втором, когда речь идет о 223-ФЗ, требования будут не столь строги, поскольку компания частично или полностью самофинансируется.
Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица
Способы закупок . 44-ФЗ ориентирует заказчика на проведение конкурентных закупок (различные формы конкурса, аукциона, электронного аукциона, запроса предложений и котировок). Излюбленная форма закупки у единственного поставщика ограничена строгим перечнем статьи 93 и требует серьезного обоснования. 223-ФЗ строго предписывает использовать только электронный аукцион и конкурс, остальное на усмотрение заказчика. Правила закупки у единственного поставщика определяются положением о закупке.
Обеспечение контракта . В 44-ФЗ поставщик обязан предоставить финансовое обеспечение контракта, которое может составлять существенную сумму. Обеспечение может быть представлено в виде банковской гарантии или внесением наличных средств на определенный счет. В 223-ФЗ финансовое обеспечение не обязательный элемент, его наличие или отсутствие определено в положении о закупках.
Расторжение контракта . В 44-ФЗ можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по соглашению сторон, но практически нельзя изменить существенные условия контракта. В 223-ФЗ заказчик может изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг, опираясь на свое разработанное положение.
Торговые площадки . В рамках 44-ФЗ проводить закупки можно только на 6 электронных площадках: Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Роселторг, ММВБ, ЗаказРФ и Российский аукционный дом. Закупки по 223-ФЗ заказчик может провести более чем на 170 торговых площадках, как бесплатных, так и коммерческих.
Подача заявки. 44-ФЗ строго регламентирует все этапы проведения процедуры, их сроки, которые должны соблюдать и заказчик, и участники. А в рамках 223-ФЗ контрактный управляющий сам устанавливает и отмечает в положении о закупке сроки, которыми потом будет руководствоваться и он, и участники закупки.
Критерий отличия | 44-ФЗ | 223-ФЗ |
---|---|---|
Заказчики | Государственные и муниципальные бюджетные организации | ✔
организации, доля участия государства в которых не превышает 50%; ✔ организации, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (например, в сфере водоснабжения, энергетики и прочих); ✔ компании, являющиеся субъектами естественных монополий (например, нефтегазовые компании, РЖД и прочие); ✔ бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда, полученных грантов, и иных внебюджетных средств. |
Участники | Физические и юридические лица | |
Контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы | Сотрудники должны иметь профильное образование в сфере закупок | Нет строгих требований |
Тип приоритетных участников | Организации инвалидов, УИС, СМП И СОНКО. | СМП, ССП, отечественные организации-производители товаров (минимум 18% годового объема) |
Способы закупок | Все доступные формы: конкурс, аукцион, запрос котировок и предложений, закупка у единственного поставщика | Обязательные: конкурс и электронный аукцион. Остальные - в Положении о закупке |
Торговые площадки | 6 федеральных электронных торговых площадок | Более 170 коммерческих платформ электронных торгов |
Обеспечение контракта | Банковская гарантия или денежное обеспечение | По усмотрению заказчика |
Отчетность | ✔
об исполнении контрактов; ✔ об объеме закупок у организаций малого бизнеса и социальных государственных учреждений; ✔ отчеты с обоснованием закупок у единственного поставщика (при необходимости) |
✔
об общей стоимости заключенных договоров, в том числе, при работе с единственным поставщиком; ✔ договоры по закупкам, данные которых содержат государственную тайну; ✔ договоры с субъектами малого и среднего бизнеса. |
Сроки подачи заявки | Строго регламентирует все этапы проведения закупок и их сроки | Устанавливаются в Положении о закупке |
Расторжение и изменение контракта | Можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по соглашению сторон, но практически нельзя изменить существенные условия контракта. | Можно изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. Это прописывается в Положении о закупке. |
Обжалование действий заказчика | Жалоба подается в территориальное отделение ФАС, публикуется на сайте госзакупок в течение 2 рабочих дней | 5 дней дается на рассмотрение и вынесение решения по жалобе. |
По сравнению с законом о закупках 44 фз, Федеральный закон 223-ФЗ имеет ряд преимуществ, позволяющих облегчить участие в государственных закупках. Выбор в пользу последнего нормативного акта бюджетное учреждение может сделать при соблюдении следующих условий:
- Денежные средства для распоряжения получены в виде грантов от физических и юридических лиц, переданных на безвозмездной основе;
- Бюджетное учреждение является исполнителем по контракту для привлечения субподрядчиков и поставщиков;
- Денежные средства для распоряжения получены от юридических или физических лиц в иной, приносящей доход, деятельности.
Различия в общих положениях законов 44-ФЗ 223-ФЗ
При сравнении общих положений в Федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ можно выделить различия:- Перечень заказчиков по закону 223-ФЗ шире. Полный перечень приводится в п.2 ст.1 223-ФЗ. К способам закупок по Федеральному закону 44-ФЗ относятся:
- открытый конкурс;
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- электронный аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- единственный поставщик (подрядчик, исполнитель);
- закрытые способы.
- Электронная цифровая подпись, согласно Федеральному закону 223-ФЗ должна быть усиленной квалифицированной, а по законe о закупках 44 фз усиленная неквалифицированная;
- По нормам Федерального закона 44-ФЗ перечень электронных площадок для размещения заказа строго регламентирован. В ст. 112 законf о закупках 44 фз говорится о том, что проведение электронных аукционов осуществляется на ранее аккредитованных (прошедших отбор) площадках. К ним относятся:
- ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
- ЗАО «ММВБ — Информационные технологии»;
- ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
- ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»;
- ООО «Индексное агентство РТС»
- Комиссия для проведения закупки по Федеральному закону 44-ФЗ создается в обязательном порядке, за исключением случаев, когда закупка ведется у единственного поставщика. По закону 223-ФЗ комиссия обязательно создается при проведении конкурса, либо согласно Положению о закупке. В ситуациях, когда организация одновременно осуществляет закупки по нормам законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, возможно создание одновременно двух комиссий.
Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ по информационному обеспечению закупок
В Федеральном законе 44-ФЗ очень много нюансов, касающихся информационного обеспечение закупочного процесса, подготовки необходимой документации и сроков ее предоставления. В законе 223-ФЗ эти нормы также прописаны, но требования к ним не такие высокие. Многие моменты предусматриваются Положением о проведении закупок, которого нет в законе 44-ФЗ.Планирование закупок
При планировании закупок в обоих нормативных актах необходим план (в 44-ФЗ план-график), который формируется сроком на 1 год и размещается в ЕИС. А дальше идут существенные различия:- По федеральному закону 44 фз - на втором этапе планирования необходим план закупок на 3 года с размещением в ЕИС. Нормативные акты, регулирующие их размещение - Приказы Минэкономразвития и Казначейства № 761/20н от 27.12.2011 года и № 182/7н от 31.03.2015 года. Кроме того, определенные закупки, которые осуществляются согласно п. 4,5, 23, 26, 33, 42 ч. 1 ст. 93 нужно показывать укрупненно;
- По 223-ФЗ - если закупки попадают в категорию п.3 ст.4, то необходим отдельный план закупок на срок от 5 до 7 лет с регистрацией в ЕИС. Его формирование осуществляется согласно Постановлению Правительства № 932 от 17.09.2012 года
Извещения о закупках, их изменениях или отмене
Извещения о закупках и их изменение:- По федеральному закону 44 фз - количество дней, в течение которых необходимо опубликовать извещение о проведении закупки или ее изменении, зависит от способа определения поставщика (аукцион, запрос котировок, запрос предложений), либо установления единственного поставщика. Все критерии даны в соответствующих статьях закона;
- По закону 223-ФЗ - при проведении открытого конкурса или аукциона извещение в единой информационной системе размещается в течение 20 дней до окончания приема заявок. В иных ситуациях необходимо руководствоваться Положением о проведении закупок. В случае внесения изменений в извещении в данном законе рассматривается ситуация, когда нововведения происходят по истечении 15 дней до даты окончания приема заявок. Срок подачи заявок просто продлевается.
Обеспечение заявок
В большинстве случаев согласно законe о закупках 44 фз необходимо обеспечение заявки. Оно может быть выражено в деньгах или банковской гарантией. В Постановлении Правительства № 199 от 06.03.2015 года приведены условия, когда можно обойтись без обеспечения исполнения контракта. В остальных случаях, оно обязательно при проведении конкурса или аукциона. Если поставщик выбирается посредством запроса котировок или предложений, или единственного поставщика, то заказчик вправе, но не обязан потребовать обеспечение заявки. По закону 223-ФЗ обеспечение заявки остается на усмотрение заказчика. Если право на него используется, то размер и вид обеспечения устанавливается положением о закупках.Описание предмета закупки и назначение максимальной цены контракта
Основным отличием, в данном случае, норм закона 44-ФЗ от 223-ФЗ является запрет ссылаться на конкретную торговую марку, фирменное наименование, производителя и т.д. При проведении работ или оказании услуг, если используется какой-то товар можно указать его товарный знак, но с возможность использования эквивалента. Закон 223-ФЗ не запрещает ссылаться на конкретный товар. При расчете максимальной цены контракта по закону 44-ФЗ применяется один из пяти методов, установленных ст.22. По нормам 223-ФЗ заказчик в Положении о закупках приводит свой способ формирования расценок.Предоставление преимуществ поставщикам
Федеральный закон 44 ФЗ предоставляет преимущества:- учреждениям УИС и организациям инвалидов - в отношении предлагаемой ими цены контракта до 15%;
- субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям - в отношении предлагаемой ими цены контракта не менее 15%.
- субъектам малого и среднего предпринимательства - не менее 18% от всего объема договоров;
- общий объем договоров закупок, поставщиками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства должен быть не менее 10% от всего всех закупок.
Изменение условий контракта и отчетность по закупкам
Нормы закона 44-ФЗ очень жесткие в отношении любых изменений условий и цены контракта. Они регулируются статье 34. Контракт должен заключаться на условиях, прописанных в документации и извещении. Цена не меняется на протяжении действия исполнения договора, и может быть увеличена при определенных условиях. Закон 223-ФЗ позволяет менять любые условия контракта: объем товаров (работ или услуг), их цену, сроки поставки/исполнения. Отчетность по исполнению контракта должна быть размещена в ЕИС:- По законe о закупках 44 фз - в течение рабочих 7 дней после исполнения контракта. Также необходимо разместить отчет до 1 апреля следующего года, если контракт был заключен и исполнен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям;
- По 223-ФЗ - не позднее 10 числа месяца, следующим за отчетным. Его форма и состав определяется п.19 ст.4.
Положения, не предусмотренные законом 223-ФЗ
Законом 223-ФЗ не предусмотрены или предоставлены на усмотрение заказчика, если утверждены в Положении о закупках, положения о:- Антидемпинговых мерах;
- Национальном режиме;
- Экспертизе товаров, работ или услуг.
Согласно законодательству Российской Федерации, осуществление закупок регулируется Федеральными законами 223 и 44. У них есть общие черты, но они отличаются друг от друга. Во избежание ошибок и путаницы в этих двух актах, рекомендуется изучить сравнение и выявление их отличий.
Общие сведения
ФЗ 44 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Федеральный закон о закупках номер 44 имеет 8 глав и 114 статей. Он регулирует закупку товаров, услуг и работ муниципальными и государственными учреждениями, контролирует законность, повышает эффективность, результативность, обеспечивает гласность и прозрачность закупок учреждениями, предотвращает коррупцию. Закон распределяется на область планирования, аудита, мониторинга покупок товаров, услуг и работ, на сферу определения поставщиков, заключение договоров и исполнения обязанностей по контрактам.
- В первой главе описаны сферы и области, на которые настоящий закон распределяется. Даны другие нормативы, акты и законы, регулирующие закупку товаров, работ и услуг. Описана электронная закупка и принципы работы в этой области, включая принципы открытости и прозрачности информации, единства системы, ответственности лиц за результат и т. д. Оформлены цели осуществления покупок и система закупок для бюджетных, государственных и муниципальных учреждений;
- В главе номер два оформлено составление плана закупки, подготовка к ней. Учреждение обязано составить подробный план, обосновать цели и задачи действий, провести совещание с обсуждением, составить график, договориться с поставщиком о ценах. Все товары, услуги и работы должны быть распределены по каталогам;
- Третья глава разделена на 7 параграфов. В ней описан сам процесс осуществления закупки. В первом параграфе описаны категории учреждений, имеющих право осуществлять покупки, даны требования и правила, форма контракта, описаны комиссии, специалисты и оценщики, их полномочия и обязанности. Дана информация о конкурсах и аукционах. Во втором параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения конкурсов и аукционов для определения поставщика. В третьем параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения запроса котировок для определения поставщика. В четвертом и пятом параграфах определение поставщиков при помощи запроса предложений и других, закрытых способов. Далее информация о выборе единственного поставщика и о изменениях в контракте;
- В четвертой гл. описан мониторинг и аудит в области закупок;
- Согласно гл. пять за закупками ведется контроль. В ней описаны категории и виды контроля, ведомственный, самостоятельно заказчиком, общественный. Даны сведения о государственных реестрах и учетах, реестрах и учетах отдельно для компаний и т. д.;
- В шестой даны формы жалоб и письменных заявлений, описаны процессы и особенности подачи этих заявлений в случае, если одна из сторон хочет пожаловаться на некачественное выполнение обязанностей, нарушения, несоблюдение условий или требований и т. д. Описана ответственность за выявленные и доказанные нарушения. Статья 66 подробнее ;
- В главе семь описаны разные категории отдельных видов закупок, их особенности и нюансы;
- В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения закона.
Закон регулирует и регламентирует правоотношения сторон заказчика (бюджетное, государственное или муниципальное учреждение) и поставщика. Подробнее о статье 94
Скачать Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции можно
Суть ФЗ 223
ФЗ 223 был принят Государственной Думой 8 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 7 июня 2017 года. Федеральный закон РФ о закупках номер 223 имеет 8 статей. Этот закон устанавливает и контролирует общие, единые принципы осуществления закупок на территории Российской Федерации. Согласно описываемому закону создается единое экономическое пространство, удовлетворяющее потребностям юридических лиц в сфере покупки товаров, услуг и работ.
- 1 ст. — устанавливаются цели и задачи принятия закона в силу для всех корпораций, компаний и организаций;
- 2 ст. — кроме настоящего Федерального закона, эта сфера регулируется еще другими ФЗ, Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом РФ;
- 3 ст. — принципы и условия осуществления закупок определяются Правительством Российской Федерации и включают открытость и прозрачность сведений и информации, равноправие, толерантность и справедливость сторон по отношению друг к другу, эффективное расходование денежных средств, запрет на установку неизмеримых требований к заказчикам или поставщикам;
- 4 ст. — вся информация о системе закупок, сведения о товаре, услугах или работах должны быть внесены в единую информационную систему;
- 5 ст. — ведение реестра недобросовестных поставщиков и их ответственность за нарушения;
- 6 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, над сферой закупок ведется контроль;
- 7 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, лица, нарушившие положения или условия описываемого закона, несут ответственность;
- 8 ст. — закон вступил в силу 1 января 2012 года.
В отличие от ФЗ 44, 223 Федеральный закон имеет другие цели и задачи и более узкую специализацию.
Скачать Федеральный закон номер 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в последней редакции можно
Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223
Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.
ФЗ 223 | ФЗ 44 |
Цели законов. | Цели законов. |
Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также - своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества. | Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также - результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области. |
По закону заказчиками являются: | |
|
|
Составление плана. | Составление плана. |
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет. | Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки. |
Типы закупки. | Типы закупки. |
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы. |
|
Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.
Как известно, некоторые виды заказчиков, подпадающие под сферу действия Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе в случаях, предусмотренных законом, применять в своей закупочной деятельности нормы Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В частности, речь идет о бюджетных учреждениях, которые согласно положениям ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44 вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, руководствуясь ФЗ № 223.
При этом указанное право возникает в 2015 г. при наличии у заказчика правового акта (Положения о закупке) , утвержденного на основании ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 и размещенного в единой информационной системе (далее - ЕИС), а до ввода ее в эксплуатацию - на Официальном сайте для размещения информации о размещении закупок www.zakupki.gov.ru до 31 декабря 2014 г. Соответственно, в 2014 г. заказчики вправе были руководствоваться нормами ФЗ № 223 при условии утверждения и размещения Положения о закупке на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru до 1 апреля 2014 г. (ч. 25 ст. 112 ФЗ № 44).
По общему правилу, бюджетное учреждение вправе производить закупки товаров, работ, услуг на основании норм ФЗ № 223 в следующих случаях:
1) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) когда бюджетное учреждение выступает в качестве исполнителя по контракту и привлекает на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц (например договор субподряда) для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) в отношении средств, полученных при осуществлении бюджетным учреждением иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Как показывает практика, многие представители организаций бюджетных учреждений положительно оценили подобную альтернативу законодателя, которая позволила проводить закупочные процедуры с соблюдением требований двух федеральных законов - ФЗ № 44 и
ФЗ № 223.
Вместе с тем бюджетные учреждения сталкиваются с большими трудностями при применении норм ФЗ № 223 в ходе своей практической работы и это вполне обоснованно и логично, поскольку ФЗ № 44 более «процедурный» закон, он гораздо детальнее в отличие от положений ФЗ № 223 описывает и регламентирует все этапы осуществления закупок, закон о контрактной системе предусматривает более жесткие сроки для совершения действий, направленных на достижения конечного результата - удовлетворение потребности бюджетного учреждения в необходимых товарах, работах, услугах.
В свою очередь, ФЗ № 223 больше носит рамочный характер и определяет только лишь общие принципы осуществления закупок.
Поэтому для удобства заказчиков, а также заинтересованной аудитории участников закупок, желающих разобраться в основных отличиях работы по ФЗ № 44 и ФЗ № 223, предлагаем сравнительную таблицу, которая, надеемся, расставит верные акценты в понимании данного вопроса.
ФЗ № 44 |
ФЗ № 223 |
|
Заказчиками являются |
ст.3 ФЗ № 44 Государственные заказчики; Муниципальные заказчики; Бюджетные учреждения; Автономные учреждения, государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия при предоставлении средств из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности (ч.4 ст. 15 ФЗ№ 44). |
Государственные корпорации; Государственные компании; Субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; Государственные унитарные предприятия; Муниципальные унитарные предприятия; Автономные учреждения; Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %, и их дочерние хозяйственные общества; Бюджетное учреждение при наличии принятого и размещенного в ЕИС в соответствующие сроки Положения о закупке. |
Нормативно-правовые и локальные акты, которыми заказчики должны руководствоваться в своей закупочной деятельности |
Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; |
Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Кодекс об административных; правонарушениях РФ; Положение о закупке (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223). |
Способы закупок |
Открытый конкурс - ст. 48 ФЗ № 44; Конкурс с ограниченным участием - ст. 56 ФЗ № 44; Двухэтапный конкурс - ст. 57 ФЗ № 44; Электронный аукцион - ст. 59 ФЗ № 44; Запрос котировок - ст. 72 ФЗ № 44; Запрос предложений - ст. 83 ФЗ № 44; Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) ст. 93 ФЗ № 44; Закрытые способы - §5 ФЗ № 44. |
ч.3 ст. 3 ФЗ № 223 Конкурс; Аукцион; А также иные способы закупки, которые могут быть предусмотрены заказчиком в Положении о закупке. |
Электронная подпись |
п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 44 Используется усиленная неквалифицированная электронная подпись для подписания электронных документов. |
Используется усиленная квалифицированная электронная подпись для подписания электронных документов (Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908). |
Электронные площадки |
Заказчик может использовать для проведения закупки с помощью электронного аукциона только следующие электронные площадки: ООО «РТС-тендер», ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки». |
Заказчик может использовать для проведения электронной закупки (в том числе электронного аукциона, запроса предложений, редукциона, запроса котировок, электронного конкурса и др. способов, предусмотренных Положением о закупке) любые коммерческие электронные площадки, реализующие возможность проведения таких закупок. |
Комиссия по закупкам |
ст. 39 ФЗ № 44 Обязательно создается при проведении всех закупочных процедур, за исключением закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). |
п. 4 ст. 447 ГК РФ Обязательно создается при проведении конкурса. В иных случаях создание комиссии происходит согласно Положению о закупке заказчика. У бюджетного учреждения, работающего по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223, может быть две комиссии для принятия решений по закупкам по каждому из законов. |
Информационное обеспечение закупочного процесса, документация и сроки ее размещения |
||
Положение о закупке |
Не разрабатывается |
ч. 1 ст. 4 ФЗ № 223 Положение о закупке и изменения к нему в течении 15 дней со дня утверждения размещаются в ЕИС. Положение о закупке разрабатывается и утверждается заказчиком (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223). |
Планирование закупок |
ст. 16, 17, 21 ФЗ № 44 Планирование закупок осуществляется в два этапа посредством формирования: Плана-графика, который формируется на 1 календарный год и размещается в ЕИС; Плана закупок, который формируется на 3 года и размещается в ЕИС. Формирование и размещение планов-графиков закупок осуществляется на основании Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н и Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 182/7н. Закупки, осуществляемые согласно п. 4,5, 23, 26, 33, 42 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, в плане-графике отражаются укрупненно. |
ч. 2 ст. 4 ФЗ № 223 План закупок формируется на срок не менее 1 года, размещается в ЕИС. ч. 3 ст. 4 ФЗ № 223 При необходимости закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств формируется дополнительно отдельный план закупок на срок от 5 до 7 лет, который размещается в ЕИС. Требования к форме плана закупок и порядок его формирования регулируются Постановлением Правительства от 17.09.2012 № 932. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 заказчик вправе не включать в план закупок сведения о закупке товаров, работ, услуг до 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. |
Извещение о закупке |
ст. 42 ФЗ № 44 Извещение размещается в ЕИС за 20 дней до даты окончания подачи заявок (ст. 49, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 ФЗ № 44). Электронный аукцион - если начальная (максимальная) цена контракта (далее НМЦК) не превышает 3 млн руб., то извещение должно быть опубликовано не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие; если начальная (максимальная) цена контракта превышает 3 млн руб., то извещение должно быть опубликовано не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие (ст. 63 ФЗ № 44). Запрос котировок - еслиНМЦК не превышает 250 тыс. руб., то извещение размещается в ЕИС не менее чем за 4 раб. дня до даты истечения срока подачи заявок, а если НМЦК составляет от 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб., то извещение размещается в ЕИС не менее чем за 7 раб. дней до даты истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 74 ФЗ № 44). Запрос предложений - извещение размещается в ЕИС за 5 дней до проведения запроса предложений (ч. 3 ст. 83 ФЗ № 44). Извещение формируется в случаях, предусмотренных ФЗ № 44, и размещается в ЕИС за 5 дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44). |
ч. 2 ст. 3 ФЗ № 223 Открытый конкурс, открытый аукцион - извещение размещается в ЕИС за 20 дней до даты окончания подачи заявок. В случае использования иных предусмотренных Положением о закупке способов закупки сроки размещения и подачи заявок также регламентируются Положением о закупке. Но необходимо помнить о ч. 15 ст. 4 ФЗ № 223, согласно которой заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. |
Извещение об изменении закупки |
Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс -внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок, изменения размещаются в ЕИС в течении 1 дня с даты принятия решения, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок он составлял 10 раб. дней (ч. 4 ст. 49 ФЗ № 44). Электронный аукцион
-внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок, изменения публикуются в ЕИС в течение 1 дня со дня принятия, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок оставалось 7 дней или 15 дней в зависимости от НМЦК Запрос котировок -внесение изменений в извещение возможно не позднее чем за 2 раб. дня до даты окончания срока подачи заявок, изменения публикуются в ЕИС в течении 1 раб. дня со дня принятия, при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок оставалось 7 раб. дней, а при осуществлении закупок на сумму до 250 тыс. руб. - 4 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч. 6 ст. 74 ФЗ № 44). Запрос предложений
- изменения в извещение вносить запрещено (ч. 5 ст. 83 Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) -возможность внесения изменений в извещение ФЗ №44 не предусмотрена. |
ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223 Открытый конкурс, открытый аукцион. Если изменения в извещение внесены позднее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок, то срок подачи заявок должен быть продлен так,чтобы со дня размещения извещения об изменениях до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее 15 дней. |
Извещение об отмене закупки |
Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион -за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене размещается в ЕИС в день принятия этого решения (ч. 1 ст. 36 ФЗ № 44). Запрос котировок -за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене размещается в ЕИС в день принятия этого решения (ч. 1 ст. 36 ФЗ № 44). Запрос предложений -отменять определение поставщика запрещено (ч. 1 ст. 36, ч. 5 ст. 83 ФЗ № 44). Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)
-возможностьотмены |
Случаи и способы отмены процедур закупок указываются в Положении о закупке. Если в Положении о закупке случаи отказа от проведения процедуры закупки не предусмотрены, то по общему правилу (ст. 448 ГК РФ) заказчик может отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса. |
Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта/договора |
Обеспечение заявки обязательно в случае проведения конкурса, аукциона. Обеспечение заявки может быть предоставлено участником закупки в форме денежных средств или банковской гарантии во всех случаях, за исключением проведения электронного аукциона, так как при участии в электронном аукционе обеспечение заявки предоставляется только путем внесения денежных средств (ст. 44 ФЗ № 44). Обеспечение исполнения контракта обязательно в случае проведения конкурса, аукциона. В случае проведения запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе в проекте контракта установить требование к предоставлению обеспечения исполнения контракта. Обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) путем внесения денежных средств или предоставлением банковской гарантии (ст. 96 ФЗ № 44). Примечание: Постановление м Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 определены случаи и условия, при соблюдении которых заказчик вправе в 2015 году не устанавливать требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта. |
Заказчик вправе при проведении процедуры закупки установить для участников закупки требование об обеспечении заявки/договора. Случаи, способы и размеры обеспечения заявки и обеспечения договора определяются Положением о закупке. |
Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона |
Применяются согласно ст. 37 ФЗ № 44 при проведении конкурсов и аукционов. |
Не применяются в соответствии с положениями ФЗ № 223, но могут быть предусмотрены в Положении о закупке. |
Национальный режим |
Согласно ст. 14 ФЗ № 44 и принятыми в развитие нормативно-правовыми актами устанавливаются ограничения на закупку иностранной продукции следующих категорий товаров, связанных с: обороной страны и безопасностью государства(Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 1224), машиностроением (Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 656), легкой промышленностью (Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 791), закупкой медицинских изделий (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102), а также преференции товарам российского, белорусского и казахстанского происхождения (Приказе Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155). |
Не применяется в соответствии с положениями ФЗ № 223, но может быть предусмотрен в Положении о закупке. |
Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки |
Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки осуществляется в соответствии со ст. 32 ФЗ № 44 и Постановлением Правительства от 28.11.2013 г. № 1085, которым установлены правила оценки заявок. Критерии оценки заявок не используются при проведении аукциона, запроса котировок и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). |
Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, указанных в документах о закупке, согласно п. 12-13 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 производится способами, предусмотренными в Положении о закупке. |
Описание предмета закупки |
ст. 33 ФЗ № 44 Описание объекта закупки указывается в документации к закупке и должно носить объективный характер. В описании объекта указываются функциональные, эксплуатационные, технические и качественные характеристики объекта закупки. Запрещено включать в описание закупки: указание на товарный знак, фирменное наименование, страну производителя и т. п. (п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44). Ели предметом закупки выступают работы или услуги и для их выполнения требуются товары с определенным товарным знаком , то заказчик вправе его указать с обязательным использованием слов «или эквивалент». |
Заказчик должен описать предмет закупки в документации о закупке, а именно указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223). Документация о закупке может содержать указание на конкретный товарный знак закупаемого товара, производителя и страну происхождения продукции, при этом слова «или эквивалент» могут не употребляться. |
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта/договора (далее - НМЦК) |
В ст. 22 ФЗ № 44 перечислены 5 методов обоснования НМЦК: Метод сопоставимых рыночных цен, Нормативный метод, Тарифный метод, Проектно-сметный метод, Затратный метод, из которых заказчик может выбрать подходящий. Также Министерством экономического развития разработаны методические рекомендации, которые должны помочь заказчикам в определении способа и порядка обоснования НМЦК для осуществления закупки (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567). |
На законодательном уровне порядок обоснования начальной (максимальная) цены договора (далее НМЦД) не определен. Согласно п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 заказчик должен в документации о закупке указать сведения о НМЦД (цене лота), а также порядок формирования цены договора (цены лота) (п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223), определенные Положением о закупке. Заказчик определяет для себя самостоятельно в Положении о закупке, каким образом будет установлена НМЦД. |
Требования к участникам закупки |
Ко всем участникам закупок устанавливаются единые требования (ст. 31 ФЗ № 44), но к участникам отдельных видов закупок, а именно конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов устанавливаются также дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 ФЗ № 44; Постановление правительства от 04.02.2015 № 99). Иные требования к участникам закупок заказчик не имеет права устанавливать. Заказчик закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44). |
Перечень требований к участнику закупки определяется заказчиком самостоятельно и указывается в Положении о закупке. При этом перечень требований должен быть исчерпывающим, а сами требования измеряемыми (п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). При установлении требований следует избегать дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 ФЗ № 223). |
Предоставление преимуществ некоторым участникам закупки |
Для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 28 ФЗ № 44). Для организаций инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 29 ФЗ № 44). Для субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО) в закупках предоставляются следующие преимущества: обязанность заказчика
осуществлять закупки в объеме не менее 15 %
совокупного годового объема закупок Если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения о закупке только у СМП, СОНКО, то заказчик обязан произвести оплату не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44). |
Закон обязывает заказчиков производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223). Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определяет объем и порядок осуществления таких закупок. Заказчик обязан производить закупки у СМП и субъектов среднего предпринимательства (далее ССП) в размере не менее 18 % совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только СМП и ССП, должен составлять не менее чем 10 % совокупного годового стоимостного объема закупок. |
Экспертиза поставленных товаров, произведенных работ, оказанных услуг |
ст. 41, ч. 3 ст. 94 ФЗ № 44 заказчик обязан производить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком в 2 формах: Силами заказчика (внутренняя экспертиза); С привлечением экспертов, экспертных организаций (внешняя экспертиза). |
Не осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 223, но может быть предусмотрена Положением о закупке. |
Заключение и изменение условий контракта/договора |
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке ч. 1 ст. 34 ФЗ № 44. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 ФЗ № 44). Объем товара может быть увеличен только на сумму, не превышающую разницу между НМЦК и предложенной ценой участника в случае проведения конкурса или аукциона (ч. 18 ст. 34 ФЗ № 44), если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке. |
При заключении и исполнении договора могут быть изменены объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 ФЗ № 223). Заказчик самостоятельно в Положении о закупке определяет для себя порядок и пределы такого изменения. ФЗ № 223 не содержит норм, уточняющих, в каком объеме могут быть изменены условия договора. |
Отчетность по закупкам |
ч. 9-12 ст. 94 ФЗ № 44, Постановление Правительства № 1093 от 28.11.2013 г. обязывают заказчика размещать в ЕИС не позднее 7 рабочих дней с даты исполнения контракта отчет об исполнении контракта (результаты отдельного этапа контракта). Также заказчик обязан размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО до 1 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238). |
ч. 19 ст. 4 ФЗ № 223 Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС: 1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг конкурентными способами; 2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); 3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну; 4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,заключенных заказчиком по результатам закупки у СМП и ССП, а также до 01.02.2016 г. годовой отчет о годовом объеме закупок у СМП и ССП. |
Реестр контрактов/договоров |
ст. 103 ФЗ № 44, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084. Примечание: Согласно ч. 26 ст. 95 ФЗ № 44 информация об изменении контракта или о расторжении контракта размещается заказчиком в ЕИС в течение 1 рабочего дня , следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта. В реестр контрактов вносится следующая информация: о заключении контракта -в течение 3 раб. дней с даты заключения контракта (ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44); об изменении контракта -в течение 3 раб. дней с даты изменения контракта(ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44); об исполненииконтракта - в течение 3 раб. дней с даты исполненияконтракта (ч.3 ст. 103 ФЗ № 44); о расторжении контракта - в течение 3 раб. дней (ч.3 ст. 103 ФЗ № 44). В реестр контрактов не вносится информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. |
ст. 4.1 ФЗ № 223, Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132 В реестр договоров вносится следующая информация: о заключении договора
-в течение 3 раб. дней с даты заключения договора(ч.2 об изменении договора с 01.01.2016 г. -в течение 10 раб. дней с даты изменения договора(подп. «Ж» п. 2 Постановления Правительства РФ от31.10.2014 г. №1 132); об исполнении договора с 01.01.2016 г. - в течение 10 раб. дней с даты исполнения договора (подп.«З» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132); о расторжении договора с 01.01.2016 г. -в течение 10 раб. дней (подп. «Л» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132). копия заключенного договора с 01.01.2016 г. (подп. «М» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132). В реестр договоров не вносится информация о договорах, которая в соответствии с ФЗ № 223 не подлежит размещению в ЕИС. |
Ответственность за неисполнение предписаний закона |
Ст. 7.29, 7.29.1, 7.29.2, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 7.32.1 КоАП РФ |
Ст. 7.32.3, 19.5, 19.7.2-1 КоАП РФ |
Гугуева Дарья Александровна ,
преподаватель НОУ МЦПК «Ориентир»
26.06.2015 г.
В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .
Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.
Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)
Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.
Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:
- Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
- Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:
- В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
- Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
- Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.
Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.
Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ
Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.
По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):
- государственный орган или орган муниципальной власти;
- орган управления государственным внебюджетным фондом;
- бюджетное или казенное учреждение;
- корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
- государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).
При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):
Не знаете свои права?
- Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
- Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
- Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
- Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
- Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
- В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.
Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках
Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:
Часть 1
- Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
- открытость и прозрачность в сфере информации;
- обеспечение конкуренции;
- профессионализм заказчиков;
- единство контрактной системы;
- другие.
Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.
- Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
- Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
- общие основы проведения закупок;
- порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
- закрытые способы определения поставщика;
- порядок закупок у единственного поставщика;
- процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.
Часть 2
Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.
- Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
- В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
- установление перечня контролирующих органов;
- определение форм проведения контроля;
- порядок осуществления контроля;
- правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
- Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
- В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
- Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
- порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
- переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
- положения о вступлении закона в силу.
Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?
223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:
- государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
- дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
- дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.
Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:
- Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
- Закупки производятся:
- за счет грантов;
- за счет субсидий из бюджетов;
- со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
- ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
- из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ
В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.
Нормы закона 223-ФЗ определяют:
- цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
- правовые основы закупки;
- принципы и основные моменты при проведении закупки;
- информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
- контролирующие мероприятия при проведении закупок;
- ответственность за нарушение законодательства о закупках.
Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?
Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.
Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.