Непосредственное действие основных прав и свобод означает. Закрепление прав и свобод человека в законодательстве
Понятие непосредственного (прямого) действия основных прав и свобод человека. Это свойство основных прав человека в российском праве законодательно было закреплено только в 1993 г. в Конституции РФ и сегодня занимает центральное место в механизме обеспечения и защиты основных прав. Статья 18 Основного закона России гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».
Провозглашение указанного свойства основных прав покончило с бытовавшей ранее традицией декларативного восприятия Конституции в целом и ее статей о правах и свободах человека в частности. Было время, когда конституционные права человека действовали лишь тогда, когда издавались специальные законы, а чаще всего - специальные нормативные акты. Не только чиновники, но даже суд не имел обычая ссылаться в своих решениях на Конституцию.
Закрепив непосредственное действие основных прав и свобод человека, Конституция РФ превзошла, тем самым, конституции так называемых «правовых демократических государств» (США, Великобритании, Франции, ФРГ), в которых это свойство не закреплено.
Под непосредственным (прямым) действием основных прав человека понимается возможность индивида осуществлять и защищать их всеми правомерными способами, без какого бы то ни было правоприменительного акта, напрямую руководствуясь Конституцией и ссылаясь на ее высшую юридическую силу. Термин «непосредственное действие прав» тождествен термину «прямое действие прав».
Непосредственное действие основных прав и свобод человека гарантируется рядом конституционных норм, имеющих широкую сферу действия. Это нормы, закрепляющие положения Конституции РФ о том, что она имеет верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4), высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Все указанные положения имеют большое значение для провозглашения и существования непосредственного действия прав и свобод человека, но решающее - положения о прямом действии Конституции РФ.
Подпрямым действием норм Конституции понимается ее регулирующее и иное воздействие на общественные, в том числе и на правоохранительные и правозащитные, отношения. Причем имеется в виду, что именно регулирование составляет ядро прямого действия Конституции. Конституционное регулирование наиболее высокий уровень правового регулирования; оно занимает особое, ведущее место в общем механизме действия права. Предметом такого регулирования являются наиболее важные и массовые отношения в обществе. Нормам о правах человека Конституция (ст. 17) предоставила особый статус. Они занимают верхнее положение в иерархии норм правовой системы и являются непосредственно применимыми.
Тем не менее для регулирования прав человека далеко не всегда бывает достаточно конституционной нормы. Нередко случается так, что она нуждается в издании целого ряда конкретизирующих норм, на что может быть указано даже в самом Основном законе. В связи с этим различают две формы прямого действия конституционных норм - непосредственное и требующее конкретизации.
В сфере правового статуса непосредственное действие прав человека означает следующее:
- - поведение человека является правомерным, если он руководствуется правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ. Такому поведению не должно быть учинено никаких препятствий. Правомерное поведение в рамках непосредственно действующих прав обеспечивается тем, что права и свободы, провозглашенные в гл. 2 Конституции РФ, сформулированы достаточно широко, с перечислением конкретных правомочий, которые могут реализоваться в действиях людей по осуществлению какого-то конкретного права. К таким правам можно отнести: право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 2 ст. 22), свободу совести (ст. 28), свободу мысли и слова (ст. 29), право собственности (ст. 35), право на судебную защиту (ст. 46), права обвиняемого (ст. 48–50);
- - человеку достаточно лишь уведомить исполнительную власть о своем замысле, если ему необходимо воспользоваться основными правами и свободами. Никакого разрешения от этой власти не требуется;
- - права и свободы человека имеют постоянно действующий, непрерывный характер . Они не могут быть исчерпаны до конца однократным претворением в жизнь;
- - многие конституционные права субъекты могут осуществлять и осуществляют, не вступая в конкретные правоотношения . Для того чтобы реализовать такие основные права, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на пользование родным языком и многие другие, человеку вовсе не нужно вступать с кем-либо в правоотношения. Они претворяются в жизнь на основе желаний, потребностей, интересов и волевых усилий только самого человека. А правоотношения возникают лишь тогда, когда эти права нарушены (защита права) или неправомерно осуществляются. Некоторые права, в зависимости от формы их реализации человеком, могут осуществляться как вне правоотношений, так и посредством вступления в них. Это относится, например, к праву на свободу мысли. Если человек высказывает свои мысли на представительном собрании, научном семинаре, политическом митинге, то в этом случае он ни с кем в правоотношения не вступает. Если он свои мысли изложил на бумаге и желает их предать огласке в форме книги или заметки в газете, то реализация мысли в такой форме потребует вступления в определенные правоотношения;
- - права и свободы человека действуют на всей территории РФ, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства;
- человек может осуществлять свои права и свободы, а также защищать их всеми способами, не запрещенными законом, в случае их нарушения, действуя сообразно Конституции РФ или ссылаясь на нее. Это положение действует и тогда, когда нет проводящего закона или иного правового акта, и тогда, когда какой-либо государственный орган издает свой акт, полностью или частично расходящийся с Конституцией.
В случае возникновения коллизии между Конституцией и законом она разрешается в соответствии с ч. 1 ст. 15 о высшей юридической силе Конституции РФ и указанием на то, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Причем под «иными правовыми актами» следует понимать нормативные акты, изданные как федеральными властями, так и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и другими правоприменителями.
Разъясняя данное положение, Пленум Верховного Суда РФ указал судам следующее: если подлежащий применению закон либо иной нормативный акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
В случае возникновения коллизии по поводу прав человека между международным договором Российской Федерации и законом РФ применяются правила международного договора. Однако это правило не применяется при разрешении коллизии между международным договором и Конституцией РФ. В этом случае также действует правило о высшей юридической силе Конституции РФ, поскольку, являясь составной частью правовой системы РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) по своей юридической силе не могут стоять выше, чем Конституция РФ. Такой вывод согласуется и с положением ч. 6 ст. 125, которая гласит: «...Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению». И тем не менее на конституционном уровне гарантирована возможность непосредственного действия и применения норм международного права о правах человека различными органами государства, включая суды.
Всфере правовой защиты человека позитивная роль непосредственного действия основных прав и свобод многозначна. Она выражается через воздействие: а) на смысл, содержание и применение законов, регулирующих прямо или опосредованно основные права человека; б) на деятельность законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, осуществляющих правовую защиту человека; и в) обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Смысл, содержание и применение законов проверяются тем, насколько они содействуют удовлетворению цели межотраслевого института основных прав человека - достижению высокого, соответствующего международным правовым стандартам, уровня обеспечения и защиты прав человека. Осуществлению этой цели непосредственное действие прав способствует тем, что на основе ст. 18 и 55 Конституции РФ не позволяет законодателю издавать законы, которые могли бы сужать сферу прав человека. Такими законами не обязательно могут быть акты, прямо регулирующие какое-либо право человека (например, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»), но и другие законы. Ведь в российском законодательстве практически нет нейтральных к правам человека законов. Даже в тех случаях, когда они регулируют отношения, на первый взгляд, далекие от прав человека, они, в конечном счете, каким-то образом и в какой-то степени коснутся их регулирования.
Нормативные правовые акты или их положения, которые прямо или косвенно ущемляют права человека, в соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции РФ утрачивают силу. Право признания законов утратившими силу принадлежит Конституционному Суду РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).
Непосредственное действие основных прав человека имеет существенное значение при выявлении пробела в праве о правах, когда необходимо его устранить применительно к конкретному делу, спору, правоотношению. К примеру, в Законе РСФСР «О милиции» одним из оснований увольнения сотрудника милиции со службы было указано увольнение «по выслуге срока службы, дающего право на пенсию» (ст. 19). На этом основании и без личного согласия из милиции был уволен гражданин В. М. Минаков. Последний подал в Конституционный Суд жалобу на нарушение его конституционных прав на труд и на пенсионное обеспечение примененной МВД России и судами в его деле нормой Закона РСФСР «О милиции», так как посчитал, что наличие выслуги лет не влечет обязательного увольнения со службы. Конституционный Суд РФ постановил: признать положение абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР «О милиции» в той мере, в какой оно признается правоприменителем как допускающее увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, по инициативе соответствующего руководителя органа внутренних дел, без согласия сотрудника и без обоснования причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы, которые могут быть проверены судом, не соответствующим ст. 19 (ч. 1) и 46 (ч. 1) Конституции РФ и тем самым устранил серьезный пробел в праве о правах.
Таким образом, соответствие законов основным правам человека есть не только важнейшее требование Конституции к органам законодательной власти, но и обязательное условие их успешной законотворческой деятельности.
Конституция РФ (ст. 33, 45) обязывает защищать права и свободы человека также иорганы исполнительной власти . В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан призвано Правительство РФ. Поэтому учет свойства непосредственного действия прав и свобод является одним из критериев правомерной деятельности не только законодательной, но и исполнительной власти и органов местного самоуправления: деятельность этих властей законна в той степени, в какой она обеспечивает права человека. Однако четко работающий механизм обеспечения и защиты прав человека, а, следовательно, и непосредственного действия прав пока еще не создан. Вот почему реализация человеком его прав нередко зависит не столько от закона, сколько от усмотрения, произвола недобросовестного чиновника.
Учитывая это обстоятельство, особого внимания требует совершенствование законодательного регулирования споров, возникающих в сфере отношений гражданина с органом исполнительной власти. К сожалению, государство только приближается к реальному созданию закона о порядке рассмотрения административных споров в судебном порядке.
Для осуществления прав человека в России очень важна реализация непосредственного действия прав и свобод на уровне местного самоуправления. Местное самоуправление, обеспечивая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, проводя референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления граждан, осуществляя охрану общественного порядка, должно исходить, прежде всего, из непосредственного действия прав человека.
Несмотря на то, что непосредственное действие прав и свобод человека играет решающую роль в определении смысла и содержания законотворческой и правоприменительной деятельности, само оно, в свою очередь, обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Суды первыми осознали практическую значимость свойства непосредственного действия прав человека и приняли его на вооружение.
Обеспечение непосредственного действия основных прав человека правосудием. Из ст. 18 Конституции вытекает очень важный вывод о том, что права и свободы, определенные Конституцией, - это субъективные права и свободы и, следовательно, подлежат судебной защите в случае их нарушения, так же как и права, предусмотренные отраслевым законодательством.
Возможность обратиться непосредственно к Конституции и применить ее нормы позволяет судам в полной мере осуществлять их основную социальную функцию - защищать права и свободы человека от любых проявлений произвола: от посягательства не только других лиц, но и государства, придает судам качество властности, что, в конечном счете, способствует действительной реализации принципа разделения властей.
Право судов прямо применять Конституцию РФ при защите прав человека предусмотрено ст. 3 и 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», где указано, что «единство судебной системы обеспечивается путем... применения всеми судами Конституции Российской Федерации». Большое значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в котором разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ «судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия». В описательной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации» от 16 июня 1998 г. подчеркнуто, что «требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам».
Данный вывод находит свое подтверждение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Разъясняя судам ч. 1 ст. 15 Конституции РФ о прямом действии норм Конституции, Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал им, разрешая дело, применять Конституцию непосредственно в следующих случаях (ст. 2):
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Говоря о механизме обеспечения непосредственного действия основных прав и свобод правосудием, выделяют три варианта его действия. Первый вариант - это когда провозглашенное Конституцией право человека не развивается текущим законодательством, а его реализация не опосредуется законом. В этом случае суды общей юрисдикции в ходе гражданского, административного и уголовного судопроизводства обеспечивают непосредственное применение нормы Конституции к каждому конкретному случаю. Например, были прецеденты, когда выносились судебные решения, защищающие право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской, в отсутствии какого-либо конкретизирующего конституционную норму закона.
Второй вариант возникает в том случае, когда права и свободы человека нарушаются законодателем, когда закон, подлежащий применению в конкретном деле, не соответствует Основному закону. В такой ситуации человек или суд, применяющий данный закон, имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).
Суды же общей юрисдикции таким правом не пользуются. Они также не вправе освободить себя от конституционного требования подчиняться закону. Однако право любого суда - обратиться в Конституционный Суд РФ в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, с запросом о конституционности такого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.
О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд РФ суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа. Право любого суда ставить вопрос о конституционности закона расширяет компетенцию судов общей юрисдикции, включая в ее сферу оценку правового содержания закона, и дает возможность не применять неконституционные, с их точки зрения, нормы.
И, наконец, третий вариант реализации непосредственного действия прав и свобод правосудием создается тогда, когда Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав только при наличии определенных процессуальных предпосылок. К таким предпосылкам Основной закон относит: предоставление обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47), судебное решение (ч. 2 ст. 22, ст. 25, ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 49), установленный законом порядок (ч. 4 ст. 29, ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 49). Если при этом отсутствует законодательное регулирование порядка принятия судебных решений, ограничивающих права человека, судам необходимо, как правило, исходить из того, что такие ограничения не могут применяться, пока законодатель не создаст соответствующую процедуру. В то же время не исключается принятие в таких ситуациях процессуальных норм по аналогии.
Показанные выше три варианта обеспечения непосредственного действия основных прав человека правосудием в большей степени касаются личных и политических прав человека, которые могут быть защищены на основе чисто юридических процедур. С защитой социальных, экономических и культурных прав дело обстоит значительно сложнее. В первую очередь это относится к правам на труд, на жилище, на охрану здоровья, на охрану окружающей среды. Для их реализации только юридических форм и процедур явно недостаточно, а судебная защита в ряде случаев очень затруднена, если вообще возможна. Здесь, конечно, главную роль играют экономические и социальные факторы.
Прямое действие основных прав человека через их конкретизацию в текущем законодательстве. Свойство непосредственного действия прав человека не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их осуществления, не нужны. Более того, Конституция РФ прямо указывает на необходимость издания в ряде случаев законов (ст. 20, 24, 25, 29, 36, 39, 41, 47, 50), в которых бы конкретизировались основные права человека, определялись правила и процедуры, упорядочивающие их осуществление и соблюдение.
Так, к примеру, ст. 23, 24, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и о праве на информацию конкретизируются в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; ст. 25 о праве на неприкосновенность жилища в части возможных законных случаев проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц конкретизируется п. 18 ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; ст. 27 о праве каждого законно находящегося на территории России на свободное передвижение и выбор места пребывания должна толковаться в соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; ст. 28, провозглашающая свободу совести, раскрывается в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»; ч. 4 ст. 32 о праве граждан России на равный доступ к государственной службе детализируется Федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В текущем законодательстве установлены четкий порядок и способы осуществления и многих других прав и свобод человека.
Конкретизация прав человека рассматривается как необходимая и безусловная юридическая гарантия их реализации. Ряд конституционных прав без конкретизации их в текущем законодательстве рискует в значительной степени остаться нереализованным. Однако это положение не означает того, что все конституционные права обязательно требуют своей конкретизации в текущем законодательстве, что все без исключения права человека должны найти развернутое выражение в нормах соответствующих законов. Некоторые нормы Конституции, закрепляющие права человека, вообще не нуждаются в специальной конкретизации законодательными актами.
Часто забывают, что непосредственное действие прав человека распространяется не только на деятельность судов, но и на всех остальных правоприменителей, которые практически его не используют. Объяснить это можно отсутствием соответствующих правовых традиций, сохранением устаревших стереотипов в правосознании. Большая часть государственных служащих еще слабо подготовлена в профессиональном, юридическом и моральном планах к прямой реализации прав человека.
Непосредственное действие прав человека предполагает высокий уровень правосознания, политической и правовой культуры. Только обеспечив прямое действие прав человека всеми правоприменителями в процессе разрешения конкретных дел, возможно добиться действительной защиты прав человека. Необходимо создать правовые гарантии, чтобы последовательно проводить в жизнь непосредственное действие прав человека, исключив любые попытки изменить их содержание путем издания федеральных законов.
Таким образом, свойство непосредственного действия прав и свобод играет огромную роль в их осуществлении. Оно способствует, во-первых, укреплению, расширению и развитию правового статуса человека и, во-вторых, совершенствованию механизма правовой, в том числе и судебной защиты человека.
Контрольные вопросы
Что значит - «высшая юридическая сила основных прав человека»?
Признаки высшей юридической силы основных прав человека.
Основные права и свободы как юридическая база для всех прав и свобод человека.
Гарантированность государственной защиты основных прав человека.
В чем заключается определяющее влияние основных прав на правовое регулирование вообще.
Особый, усложненный порядок пересмотра основных прав человека.
Понятие непосредственного (прямого) действия основных прав и свобод человека.
Разрешение коллизии между международным договором и Конституцией РФ.
Позитивная роль непосредственного действия основных прав и свобод в сфере правовой защиты человека.
Значение непосредственного действия основных прав человека при выявлении пробела в праве о правах.
Обеспечение непосредственного действия основных прав человека правосудием.
Прямое действие основных прав человека через их конкретизацию в текущем законодательстве.
Подробное решение параграф § 9 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов И.С. Хромова, О.Ю. Скворцова 2015
1. Составьте по два предложения с использованием каждого понятия.
Правовой статус - установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят: правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта); установленные законом права и обязанности; гарантии установленных прав; ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.
Естественные права – понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма - несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная - изменчивой и зависящей от человеческого установления.
Достоинство – уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том, человека.
В гражданском праве достоинство - одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК России), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.
Конституционные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые законом требования, предъявляемые к человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства и других граждан.
Основные обязанности человека и гражданина делятся: на вытекающие из принадлежности лица к гражданству государства - это защита Отечества (ст. 59 Конституции РФ); не связанные с гражданством и возлагаемые на каждого - это соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).
Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:
1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);
2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);
4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);
5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);
6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);
7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).
8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».
2. Заполните таблицу «Принципы прав и свобод человека и гражданина».
Одним из неотъемлемых свойств прав человека, признанных современным мировым сообществом, является их всеобщность и неотчуждаемость. Так, согласно статье 55 Устава ООН Организация Объединенных Наций содействует «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, 81 пола, языка и религии».
Все люди, без какой-либо дискриминации, обладают основными правами и свободами. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Все права и свободы универсальны с точки зрения признания их содержания. Общепризнанные права человека, такие как право на жизнь, свобода совести, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений, - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей, общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.
Всеобщность прав и свобод человека выражается и в пространственном, территориальном аспекте, везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами, вне зависимости от того, является ли эта территория безлюдным островом, суверенным независимым государством либо подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Так или иначе, вопросы прав человека являются предметом обеспокоенности многих государств. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод человека означает, что проблемы прав человека не являются внутренним делом государств.
Неотчуждаемость (неотъемлемость) основных прав и свобод означает, что основные права и свободы человека являются естественными, существующими объективно, а не по воле государства, и ограничивают государственную власть во взаимоотношениях с гражданином. В основе этого принципа лежит теория естественного права, исходящая из постулата о том, что каждый человек рождается свободным и, в силу этого, обладает от рождения комплексом неотъемлемо присущих ему прав и свобод. Из этого вытекает принцип первичности прав и свобод человека по отношению к остальным государственно-правовым институтам, в том числе и институту государства. Они неотчуждаемы в том смысле, что, поскольку государство не подарило эти права своим гражданам, оно не может их взять обратно. Пока жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. Но государство вправе ограничить то или иное право человека в конкретном правоотношении, если это допускается конституцией и основанным на ней законодательством.
Из положений статьи 17 Конституции РФ логично вытекает вывод о том, что неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно действующими, т.е. их осуществление не должно зависеть напрямую от того, признает их государство или нет. Права и свободы человека - явление объективной социальной реальности.
Принцип непосредственного действия прав и свобод человека означает, что эти права реально принадлежат человеку, и он может защищать их всеми способами, не запрещенными законами.
Данный принцип означает, что права и свободы реально принадлежат человеку независимо от того, конкретизированы они в текущем законодательстве или нет, и он может защищать их всеми способами, не запрещенными законом. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими предполагает возможность реализации и защиты прав и свобод в случае их нарушения в соответствии с Конституцией РФ, которая обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории нашей страны (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Под этим понимают верховенство прав и свобод человека и гражданина в правовой системе, так как «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Необходимо напомнить, что именно в этом проявляется существенный признак правового государства и принцип конституционного строя Российской Федерации, характеризующий права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности государства и общества.
Равноправие (правовое равенство) - это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Равноправие является одним из главных конституционных принципов, характеризующих статус личности, посредством которого реализуются права, свободы и обязанности человека. В тексте Конституции понятия «равенство» и «равноправие» встречаются неоднократно, устанавливая важные принципы отношений как между людьми, так и между народами и субъектами Российской Федерации. Содержание этого принципа сводится не к фактическому равенству людей, чего практически достигнуть невозможно, да и не нужно, а к равенству всех в правовом смысле. Равенство правового статуса человека и гражданина нельзя смешивать с их социальным равенством.
Юридическое равноправие означает, что субъекты обладают одинаковым набором прав, свобод, обязанностей и ответственности. Это - равенство возможностей. В этом плане юридическое равенство выступает как один из аспектов социального равенства наряду с экономическим, культурным, политическим и др. Но оно совмещается с фактическим социальным неравенством людей, что связано с их психофизиологическими особенностями, социальными условиями и иными факторами.
Согласно статье 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Она включает в себя перечень государственных органов, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельна в пределах очерченной законом компетенции.
Органы представительной (законодательной) власти Российской Федерации и ее субъектов призваны нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан, развивает их, обогащая содержание правового статуса личности, создает юридические механизмы обеспечения их фактического осуществления, восстановления прав и свобод в случаях нарушения последних, устранения препятствий в реализации установленных прав и свобод, и т.д. На их защиту в нашей стране направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.
Президент России как глава государства служит гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ), что дает ему исключительные полномочия по защите прав и свобод граждан. Ряд полномочий Президента непосредственно связан с осуществлением прав человека и гражданина (решение вопросов российского гражданства, помилования, разрешение жалоб, обращений и др.).
Активную роль в защите прав и свобод человека и гражданина играет Правительство России, входящие в него министерства юстиции, внутренних дел, здравоохранения, социального обеспечения и др. Особо следует выделить милицию и иные структурные подразделения Министерства внутренних дел, призванные защищать граждан от преступных и иных посягательств, стоять на защите жизни и других благ каждого человека и гражданина.
3. Работаем с нормативными правовыми актами. Прочитайте «О выдержки из Преамбулы (введения) Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединённых Наций в 1948 году, и выполните задания.
А. Сформулируйте основные цели декларации. Важны ли эти цели для современного мира?
Это попытка выработать единый для всех стран стандарт в данном вопросе. Кстати, это относится не только к этой декларации, но и ко всем документам из области международного права. Это ее основная задача. Выработка единых надгосударственных норм права.
Её цель - поддерживать мир во всех государствах мира. После Второй мировой войны комитет, возглавляемый г-жой Элеонорой Рузвельт, женой президента США Франклина Рузвельта, подготовил особый документ, провозглашающий права, которыми должны обладать все люди во всём мире. Этот документ назывался Всеобщая декларация прав человека. Сегодня в ООН состоят 192 страны, и все они подписали Всеобщую декларацию прав человека.
Б. В декларации говорится о «варварских актах», к которым привело пренебрежение правами человека. Предположите, какие события имели в виду создатели декларации.
В. Приведите примеры, используя средства массовой информации, к каким «варварским актам» приводит в наше время нарушение прав человека.
Например, согласно отчёту «Международной амнистии» за 2009 год и другим источникам, людей: подвергают пыткам или жестокому обращению по крайней мере в 81 стране; подвергают несправедливым судебным преследованиями по крайней мере в 54 странах; ограничивают их свободу самовыражения по крайней мере в 77 странах.
В частности, различным притеснениям подвергаются женщины и дети, во многих странах пресса не свободна, а инакомыслящих заставляют замолчать, в слишком многих случаях - навсегда. Хотя за прошедшие шесть десятилетий удалось достичь некоторых результатов, нарушения прав человека всё ещё чрезвычайно распространены в современном мире.
В 2007 году около 6500 человек были убиты в вооружённом конфликте в Афганистане, и почти половина из них - мирные жители, убитые повстанцами. Также сотни мирных жителей были убиты во время самоубийственных атак вооружённых группировок.
Согласно официальным отчётам, в Бразилии в 2007 году полиция убила по меньшей мере 1260 человек - это самый высокий показатель на сегодняшний день. Эти случаи официально были названы «актами сопротивления» и по ним не проводилось практически никакого расследования.
В Уганде 1500 человек умирают каждую неделю в лагерях беженцев. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в этих лагерях в общей сложности умерло 500 000 человек.
4. В 1941 году президент США Франклин Рузвельт в своём выступлении перед конгрессом «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимых свободы: свободу слова, свободу исповедовать любую религию, свободу от нужды, свободу от страха.
Перечислите конкретные права, которые помогут каждому человеку обеспечить эти свободы в жизни.
1) человек имеет право высказываться, но оскорбительные слова употребляют люди слабые, у которых завышенная самооценка или человек у которого не пополнен словарный запас, человек с пополненным словарным запасом спокойно пользуется словами, это помогает общению с обществом, и это называется свобода слова.
2) человек в праве сам выбирать свою религию, но свободной религией называется религия, которая учит быть добрым и бояться одного бога, почитать родителей и пожилых.
3) человек должен быть обеспечен водой, пищей, естественными потребностями и не испытывать нужды в них.
4) страх это лишь подсознание человека на самом деле страха нет. другое дело безопасность. Когда человек не знает страха, это и называется свобода от страха.
Как вы думаете, достаточно ли этих свобод, чтобы сделать жизнь человека достойной и счастливой? Аргументируйте свою точку зрения.
Все зависит от человека. Кому-то хватит только этих прав, а кому-то для счастья и достоинства нужны дополнительные права.
6. Даём полезные советы. Дайте несколько советов, как можно преодолеть сложности в осуществлении своих прав и отстоять их.
Ну, во-первых, защита прав гражданина возлагается на государстве. У каждого человека есть возможность пользоваться своими основными правами, а государство тем более должно пытаться реализовывать их. Дальше чтобы отстоять свои права, можно обратиться к суду общей юрисдикции с жалобой на любые решения. Также есть такой вариант, как Верховный суд. Судебная процедура позволит Вам защитить права человека мирным способом. Но важно помнить, что следует придерживаться установленным законом правил. Также нужно приложить к заявлению все необходимые документы, подтверждающие нарушение гражданских прав.
7. Учимся аргументировать. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Аргументируйте свою позицию.
Нет прав без обязанностей.
Для того чтобы разобраться с первым утверждением нужно знать определение права. Право - совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе. А обязанность - это то, что человеку следует делать, общий способ правильно жизни человека. И действительно " нет прав без обязанностей" т.к. право подразумевает собой четкое знание или осведомление о том, что можно делать, а что нельзя. Например, у человека украли что-то, он заявил о пропаже в полицию, у него есть на это право. Если бы человек не был осведомлен или уверен в своих правах, то преступность и беспорядок процветали бы.
Если у подростков меньше обязанностей перед государством, то и прав должно быть меньше.
Да это верное утверждение. Действительно у подростка меньше прав. Т.к. государство не может обеспечить еще несовершеннолетним гражданам, полноправие. Представьте, что бы случилось. Подростки со всего мира, стали бы заявлять о своих правах и государству пришлось бы их выполнять. Или подросток подрался и нанес травму другому человеку, с виновного спрашивали бы по всем законам, потому что он не имел права на нанесение вреда другому. Наступил бы хаос. Но это не значит, что государство ужимает подростков в правах. Это значит, что государство заботится о подростках (не о всех) и смягчает им наказание за нарушение прав.
8. В 1950 году ООН учредила День прав человека, который отмечается 10 декабря. В этот день по всему миру проходят различные мероприятия. Ежегодно ООН определяет основную тему Дня прав человека (например, «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», «Сделайте так, чтобы ваш голос услышали!» и др.).
Какую тему вы бы предложили в этом году для празднования Дня прав человека? Перечислите основные мероприятия, которые вы считаете необходимым провести в рамках этой темы.
Просмотр документального фильма о правах человека. Подробное рассмотрение двух пактов в области прав человека.
В этом году мы призываем бороться за права человека. Защита прав является ответственностью каждого человека на планете. Мы предлагаем выступить за права беженцев и мигрантов, инвалидов, представителей коренных народов, детей, лиц африканского происхождения, словом, всех тех, кто подвергается дискриминации и насилию.
9. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну тем.
Свобода человека размахивать кулаками заканчивается там, где начинается нос соседа.
В XII или XIII веке в Париже в суде обсуждалось дело о том, что парламентарий, размахивая руками в разговоре, задел нос соседа. Сосед подал на него в суд. Парламентарий, размахивавший руками, сказал: "Я имею право размахивать руками! ". Суд вынес решение: "Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа"
Урок можно завершить историей про англичанина Хулигэна, фамилия которого стала нарицательной. Когда его в очередной раз судили за драку, он заявил, что является свободным человеком и делает все, что захочет. Судья ответил: " Ваша свобода размахивать кулаками заканчивается там, где начинается кончик носа стоящего рядом человека".
Наша свобода заканчивается там, где начинаются наши страсти.
На самом деле свобода человека - чаще его личные желания хотения и стремления, которые действительно ограничиваются свободой и возможностью других.
Как бы не было, мы конечно иногда рвемся и прорываемся через оболочку и границы своей свободы, но именно это по моему и служит расширением нашей свободы.
Можно конечно спорить по данной теме - утверждаю то что мы делаем то что мы хотим.
Но мы ведь не всилах - приказать кому-то, заставить кого-то.
А ведь часто нам это хочется - И именно на этих моментах мне кажется и заострена данная фраза.
Мы можем делать, и делаем часто то что именно мы хотим -
Но именно отталкивание нас другими людьми - и является причиной рамок нашей свободы.
Естественно что опять - же всплывает неумолимое желание сказать - я делаю все что хочу, хочу иду хочу стою.
Но иногда нам ведь все-таки приходится прислушаться к чужой свободе - к чужому мнению, желанию и хотению.
Для того что бы окончательно не ограничить свободу другого.
И не распахнуть слишком широко - свою свободу.
Чтобы быть свободным, надо подчиняться законам.
Если человек не будет подчиняться закону, то его можно назвать преступником. А какая свобода у преступника? Он скован если не тюремными стенами, то осуждением людей или собственными угрызениями совести, ему закрыт путь туда, куда открыт честному гражданину. Только порядочный человек, соблюдающий закон, может свободно жить, творить, действовать, реализовывать себя в обществе!
(Правда, всё это звучит несколько идеалистично. Но понять слова Цицерона можно так. Может, в римском обществе так оно и было. И так должно быть в гражданском обществе, которое пытаются построить в России.)
Мы живем в свободной стране. Некоторые люди замышляют так: раз наша страна свободна значит мы можем делать все что хотим!
Но чтобы быть по настоящему свободным человеком нужно по-настоящему любить свою страну. А наша страна - это свод правил и законом которые обязан соблюдать каждый гражданин. Ведь если мы не будем соблюдать законы, то не какой свободы не будет. Если мы не соблюдаем законы, то нас за это наказывают. И мы уже не свободные люди! А то что мы соблюдаем нашу конституцию мне кажется этим не защемляют наши права мы просто придерживаемся тех правил, которые занесены в нашу конституцию!
В статье 18 Конституции Российской Федерации говорится, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими . Адекватное истолкование данного конституционного положения невозможно без учета следующей фразы, содержащейся в той же статье Основного Закона. Права и свободы сами по себе не могут действовать или не действовать; действуют или не действуют правовые нормы, в которых эти права и свободы закреплены.
Непосредственное действие прав и свобод означает, что они непосредственно обязывают законодателя, исполнительную власть и правосудие. Как сказано в названной статье Конституции Российской Федерации, "они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".
В этой конституционной формуле представляется необходимым обратить внимание по крайней мере на следующие обстоятельства. Прежде всего на то, что в ней программируется развитие законодательства. Гражданские и политические права, как известно, определяют сферу индивидуальной автономии и политической активности, и законодатель, "связанный" нормой статьи 18 Конституции, не может издавать законы, которые могли бы сузить эту сферу. Эти права и свободы есть своеобразная узда для законодателя. Что касается социальных, экономических и культурных прав, то в них содержится обширная социальная программа, реализация которой осуществляется различными способами – принятием актов законодательства или мерами по обеспечению прав и свобод граждан, осуществляемыми Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемой конституционной формуле содержится один из основных критериев деятельности в присущих им формах органов государственной власти, включая судебные, а также органов местного самоуправления.
И, наконец, надо подчеркнуть, что главной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие . Права и свободы человека и гражданина "обеспечиваются правосудием" – конституционным, гражданским, административным и уголовным. Это означает, что конституционные права и свободы не следует рассматривать упрощенно: как элементы правоспособности. Это субъективные права и свободы, они подлежат судебной защите, как и права и свободы, предусмотренные отраслевым законодательством. Судебная защита конституционных прав и свобод не требует в качестве непременного предварительного условия их отраслевой трансформации, то есть их восприятия отраслевым законодательством, закрепления в Гражданском или Уголовном кодексах, Кодексе законов о труде и т.д. Суд, как и другие органы государственной власти и их должностные лица, обязан защищать права человека и гражданина независимо от того, конкретизированы нормы Конституции в отраслевом законодательстве или нет.
При этом следует иметь в виду, что организационные особенности осуществления правосудия в Российской Федерации, наличие конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, в рамках которых действуют различные органы судебной власти, обусловливают особенности судебного применения Конституции в качестве акта прямого действия. Главный вопрос, на который нужно найти ответ, заключается в следующем: как быть в том случае, если суд общей юрисдикции или арбитражный суд придут к выводу, что закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле, противоречит Конституции?
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" от 16 февраля 1995 года в связи с данной проблемой предлагалось следующее решение: "Любой суд, в отличие от всех иных государственных органов, не сразу воспринимает закон как безусловный приказ, а сначала оценивает его с точки зрения соответствия Конституции. Нередко противоречие закона Конституции обнаруживается при рассмотрении конкретного дела. В этом случае у суда общей юрисдикции есть право обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле"1. Аналогичную позицию, как представляется, во многом определяемую Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" (гл. XIII), занимает и сам Конституционный Суд2.
Возможна, однако, и другая позиция: суд общей юрисдикции или арбитражный суд могут "отложить" в сторону закон, противоречащий, по их мнению, Конституции, и вынести решение, основываясь непосредственно на конституционной норме. Однако в этом случае, как представляется, речь должна идти уже не о праве, а об обязанности обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этого закона. Такой ответ на поставленный выше вопрос более соответствует логике части 1 статьи 15, статьи 18 и части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, раскрывающих некоторые аспекты применения ее норм, и именно этот ответ, думается, был дан Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 в октябре 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".
Нормы Конституции Российской Федерации действуют непосредственно во всех случаях правомерного, не противоречащего конституционным установлениям поведения граждан, должностных лиц, государственных и общественных органов, государства как особого учреждения. Иными словами, нормы Конституции действуют непосредственно, если соответствующие общественные отношения урегулированы конституционными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.
Непосредственное действие конституционных норм имеет важное значение при коллизиях в праве. Возможны коллизии между Конституцией и законом. Они разрешаются в соответствии с постановлением о высшей юридической силе Конституции. Если возникают коллизии между законами, то в этом случае действует тот закон, который соответствует федеральной Конституции не только по букве, но и по духу.
Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона государства РФ.
Подраздел 1. Становление института правового статуса человека и гражданина.
Подраздел 2. Структура и характер прав человека.
Подраздел 3. Современное правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина.
Раздел 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ .
Подраздел 1. Понятие и гарантии конституционных прав и свобод.
Подраздел 2. Личные права и свободы в системе прав и свобод.
Раздел 3. Личные права и свободы в системе правового статуса человека.
Подраздел 1. Проблемы практической реализации личных прав и свобод
Раздел 4. Защита прав человека .
Подраздел 1. Международные принципы защиты прав человека .
Подраздел 2. Права и бесправие человека сегодня.
Права человека.
Права человека - это права, образующие основу правового статуса личности.
Права человека - это права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.
Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Права человека - это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства.
Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона страны РФ .
Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.
Отказ в предоставлении человеку прав и свобод является не отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».
Собственно говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой обманчиво простой идеи, однако, очень существенные социальные и политические последствия.
Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами - либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно, как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.
Мы имеем право на права человека, и они, в свою очередь, дают права нам. Каждый человек обладает правами человека, защищающими его от государства и общества, и они создают определенные рамки для политической компании и определяют уровень политической легитимности. В случаях, когда происходит систематический отказ в правах человека, требования этих прав могут быть революционно-позитивными. Даже в обществах, в которых права человека в целом уважаются, они оказывают постоянное давление на правительство и тем самым обеспечивают свое соблюдение.
Важнейшим шагом в развитии прав человека явилась буржуазно-демократические революции ХVII — ХVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.
После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное право начало попадать под влияние международных стандартов. Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам человека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, причем СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались. 3 сентября 1953 года была принята Европейская о правах человека. Этот документ гарантировал гражданам государств членов Совета Европы соблюдение их конституционных прав. Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам человека, центр прав человека, Европейский суд, который рассматривает нарушение прав человека на государственном уровне.
Существенным отличием международных правовых документов от прочих международных соглашений является то, что обязательства, накладываемые на государства члены Совета Европы , регулируют отношения не столько с другими государствами, сколько имеют своей целью защитить права и свободы граждан именно этого государства. Однако, во многих странах дела с развитием конституционного права, а самое главное с его выполнением обстоят не лучшим образом. Казалось бы, что говорить о рабстве в 20 веке уже смешно, но в средневосточном султанате Оман рабство было отменено лишь в 1962 году.
Становление института правового статуса человека и гражданина.
Современное понимание правового статуса, которое ассоциируется у нас, прежде всего, с всеобщей декларацией прав человека и конституционными нормами, возникло не так давно. И главная тому причина - особенности исторического развития Российской Федерации.
Возникновение понятия «права человека», т. е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V—IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.
Непреходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1948 г. Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами фирмы Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике нрава человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина 1991 г. и основного Закона государства России 1993 г.
Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.
Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.
Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.
В Российском государстве наука государственного (конституционного) права начала складываться на рубеже XIX и XX вв. Первые попытки создать писаную Конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали «Основные государственные законы », принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства.
Между тем Основные государственные законы не выделяют правовой статус личности и гражданина (а вернее подданного). Вообще понятие «личности» и «прав личности» - это не характерные категории для данного периода развития конституционного права. Они встречаются разве что в переводных трудах иностранных авторов, и в некоторых трудах юристов Российской Федерации, но не находят законодательного закрепления, даже в виде декларации.
Не обернись история революцией и сменой всего строя, власти , взглядов на государство и права, возможно, правовой статус личности нашел бы правовое закрепление, но происходит, последнее, уже при власти Советов.
В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года (Ленинская Конституция) и СССР от 6 июля 1923 года (окончательная редакция от 31 января 1924 г.), от 5 декабря 1936 г. (Сталинская Конституция), впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства.
Современная историческая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. А между тем, данный этап конституционного права интересен именно стремительным развитием конституционно-правовой мысли: от неимения основного Закона страны к «самой демократической» основного Закона государства мира (как иногда, в последнее время называют сталинскую Конституцию). А развитие конституционной мысли на лицо: в основного Закона страны РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина.
Если Конституция РСФСР 1918 года, в основном, концентрировала внимание на обязанностях граждан, основная из них - труд. Ст.18 закрепляла: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!». То в основного Закона государства СССР 1936 года правам и обязанностям человека и гражданина посвящается целая глава! И если Конституция 1918 года говорила об обязанности трудиться, то Конституция 1936 года закрепляла право на труд.
Фактически, впервые объемное конституционное закрепление прав и обязанностей человека и гражданина происходит в основного Закона страны 1936 года (Сталинской основного Закона государства). В Сталинской основного Закона страны была выделена специальная Глава Х.
Конституция впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности.
В соответствии с положениями ст.ст.118-133 граждане СССР имеют право:
На труд;
На отдых;
На материальное обеспечение в старости;
На образование.
Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.
«Де юре» гражданам СССР обеспечивалось право объединения предприятий в общественные компании : профессиональные союзы, кооперативные треста , фирмы молодежи, спортивные и оборонные компании, культурные, технические и научные общества.
Как отмечалось в ст. 123 основного Закона государства, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.
Законом гарантировалось:
Свобода слова; - свобода печати; - свобода собраний и митингов;
Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение. в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов . В-третьих, создание специальных институтов , например, уполномоченного по правам человека.Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.
Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции. Следующий механизм, гарантирующий конституционные права – институт гражданства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.
Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод – это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых, - институт гражданства.
Ограничения прав человека – это установленные государством пределы, в рамках которых человек может реализовать свои права и свободы. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам закон относит:
– попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, маовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Не могут быть ограничены такие права, как право на жизнь, право не подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии и т.д.
70. Понятие и структура правоотношений
Под правоотношением понимается урегулированное нормами права общественное отношение, участки которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.
Правоотношения имеют сложное строение (структуру) . Под структурой правоотношений понимают совокупность ее внутренних элементов и способ связи между ними на основании распределения между участниками данных отношений субъективных прав, обязанностей и ответственности по поводу определенного социального блага или обеспечения законных интересов.
Итак, термин "структура" содержит элементный состав правоотношений и правовой связи между ними.
В состав правоотношений входят следующие элементы :
1) Субъекты – это физические (люди) и юридические (организации) лица, а также социальные общности и группы, участвующие в правоотношении обладающие субъективными правами и несущие юридические обязанности. К основным видам субъектов правоотношений относятся физические лица, юридические лица, социальные общности (группы);
2) Объекты – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения. В качестве последних могут выступать: вещи, имущество (движимое и недвижимое), ценные бумаги, деньги, документы, произведения литературы, произведения искусства, научные достижения, изобретения, услуги, жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, и иные блага, имеющие материальную и нематериальную ценность;
3) Юридическое содержание (включает субъективные права и юридические обязанности).
Субъективное право – мера возможного поведения управомоченной стороны в целях получения блага, по поводу которого возникло правоотношение.
Юридическая обязанность – мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной.
71. Монистический и плюралистический взгляд на объекты правоотношений. Классификация объектов
Выделяют две основные теории объекта правоотношения: монистическую (ее авторы отстаивают единый объект правоотношения) и плюралистическую (в ней признается множественность объектов правоотношения).
Согласно монистической теории объектом правоотношения является поведение обязанного лица или то фактическое общественное отношение, на которое правоотношение воздействует. Ученые, признающие множественность объектов правоотношений, по-разному определяют его понятие. Так, одни под объектом правоотношения понимают тот имущественный объект, по поводу которого существует данное отношение между субъектами. Другие считают объектами правоотношений те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности.
Плюралистическая теория разделяет объекты правоотношений и относит к ним:
Материальные блага – вещи, деньги, ценности, иное имущество и т. п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Материальные блага могут являться объектом и в иных отраслях права (в частности, быть объектом уголовно-правовой защиты);
Нематериальные блага – это жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его безопасность и свобода, неприкосновенность личности и др. (в уголовно-правовых отношениях, а также в процессуальных, трудовых и отдельных других правоотношениях);
Культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческой деятельности, а именно: произведения искусства, литературы, научные изобретения, различные услуги, т. е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания. Все они являются как объектами гражданско-правовых, трудовых и других отношений, так и объектами уголовно-правовой защиты;
Ценные бумаги, документы – паспорта, акции, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий и т. п. Данные объекты более типичны для административных и процессуальных отношений;
Поведение субъектов – это правоотношения, которые складываются на основе норм административного права в сфере бытового обслуживания, управления хозяйственной, культурной деятельностью и т.д.
Выделяют фактическое и юридическое содержание правоотношений. Фактическим содержанием правоотношений принято считать реальные действия, к примеру, в договоре перевозки это доставка груза из одного пункта в другой.
Юридическое содержание составляет субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.
Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В корне субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах:
В праве на собственные положительные действия, к примеру, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа);
В праве требования от обязанного лица определенного поведения, определенных действий, вытекающих из его обязанностей, к примеру, провести капитальный ремонт определенного помещения; возвратить долг;
В правопритязании, ᴛ.ᴇ. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств.
Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. Это такое поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ с точки зрения удовлетворения субъективного права, его реализации, можно назвать необходимым. В противном случае субъективное право становится необеспеченным. Как должное поведение, его мера и порядок осуществления регламентируются правовыми нормами. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства.
Юридические обязанности подразделяют на два вида:
Пассивная обязанность предполагает воздержание от определенных действий, поступков;
Активная обязанность - предполагает совершение определенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения).
Разновидностью юридических обязанностей многие авторы считают и юридическую ответственность, представляющую собой форму претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность выступает и самостоятельной формой юридических обязанностей, одновременно являясь гарантией обеспечения реализации юридических обязательств.
Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, ᴛ.ᴇ. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем.
73. Юридические факты: понятие и виды
Юридические факты – это предусмотренные нормами права конкретные жизненные обстоятельства, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Существуют различные способы классификации юридических фактов. В зависимости от оснований различают такие виды юридических фактов:
По волевым критерием:
· Юридические действия - это обстоятельства, связанные с волевой поведением субъекта правоотношений и характеризуются как внешнее проявление его воли и сознания. Могут быть правомерными (такими, которые соответствуют требованиям норм права – например, заключение договора) или неправомерными (которые не отвечают требованиям норм права – например, совершение правонарушения).
· Юридические события - это обстоятельства или явления, возникновение, действие и прекращение которых не зависит от воли субъектов правоотношений, но с наступлением которых наступают определенные правовые последствия. Различают стихийные (природные), антропогенные (человеческие) и техногенные события. Указанные события никаких юридических обязательств не вызывают, а лишь служат основаниями для них;
По юридическим последствиям:
· правообразующие, то есть такие факты, обусловливающие возникновение правоотношений (например, при достижении определенного возраста субъект имеет право принимать участие в выборах депутатов)
· правоизменяющие, то есть такие факты, которые обусловливают изменение правоотношений (например, при переводе работника на другую работу меняется круг его прав и обязанностей);
· правопрекращающие, то есть такие факты, которые обусловливают прекращение правоотношений (например, при отмене государственной регистрации прекращается существование юридического лица);
По составу:
· простые (которые состоят из одной жизненной события или действия субъекта права, которого достаточно для наступления юридических последствий (например, написание заявления о предоставлении ежегодного отпуска));
· сложные (которые составляют определенную совокупность отдельных простых юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (например, пенсионные правоотношения могут возникнуть лишь при наличии таких фактов, как достижение определенного возраста, трудового стажа, решения органа социального обеспечения о начислении пенсии)).
По продолжительности действия:
· одноразовые, то есть такие факты, которые состоят из одноразового акта их обнаружения (например, покупка билета, дающего право на проезд в транспорте);
· продолжающиеся, то есть такие факты, которые состоят из непрерывных юридических действий или юридического состояния (например, пребывание в браке, пребывания на службе в органах внутренних дел).
Юридические факты играют важную роль в правовой системе, они сочетают нормы права с реальными общественными отношениями. С их помощью жизненные обстоятельства приобретают юридическое значение и таким образом влияют на общественные процессы и явления.